Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ПОТЕНЦИАЛ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
использование / игровые технологии / образовательный процесс / английский язык / педагог / учащийся / use / game technologies / educational process / English language / teacher / student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С Я. Ачмизова

В статье говорится о том, какую роль играют игровые технологии в учебно-воспитательном процессе при изучении английского языка, осуществляемом в школе. По мнению автора, педагогу следует выбирать эффективные методы обучения, соответствующие поставленным целям, которые помогут сформировать мотивацию для изучения английского языка. В современном мире преподавание английского языка в начальной школе приобретает особое значение и является неотъемлемой частью образовательного процесса. Включение игр в преподавание английского языка в начальной школе способствует эффективному обучению, развитию ключевых навыков и повышению мотивации. Применение игровых технологий в преподавании английского языка в начальной школе показало значительный успех в развитии устной речи и навыков учащихся. Автор делает вывод о том, что игровые технологии могут рассматриваться в научном, процессуальном и деятельностном аспектах, они имеют определенную структуру (цели, задачи, содержание, методы (приемы, средства), формы обучения) и должны соответствовать ряду требований. Игры обеспечивают одновременное развитие практической, познавательной и эмоциональной сфер личности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С Я. Ачмизова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF GAME TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF ENGLISH LANGUAGE LEARNING

The article describes the role of game technologies in the educational process of learning English at school. In the author’s opinion, the teacher should choose effective teaching methods, corresponding to the set goals that will help to form motivation for learning English. In the modern world, teaching English in primary school is of special importance and is an integral part of the educational process. The inclusion of games in teaching English in primary school contributes to effective learning, development of key skills and increasing motivation. The use of game technology in teaching English in primary school has shown significant success in the development of students’ oral language and skills. The author concludes that game technologies can be considered in the scientific, procedural and activity aspect, they have a certain structure (goals, objectives, content, methods (techniques, means), forms of training) and must meet a number of requirements. Games provide simultaneous development of the practical, cognitive and emotional spheres of a person.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

6. Переселкова З.Ю., Закирова Т.В. Семейное воспитание как процесс трансляции идеалов и ценностей культуры. Социодинамика. 2023; № 9: 18-32.

7. Гришина С.В. Социальное партнерство семьи и школы в нравственном развитии личности. Образование и воспитание. 2020; № 2 (28): 59-63.

References

1. Ocheret'ko E.A., Lavrischeva O.A. Problemy pravovogo regulirovaniya nravstvenno-'eticheskogo vospitaniya molodezhi kak vektor transformacii semejnyh cennostej. Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. 2021; № 4: 128-130.

2. Mustafaeva T.I. Nravstvenno-cennostnye aspekty sem'i i semejnogo vospitaniya. Studencheskij. 2022; № 19-5 (189): 38-40.

3. Tarabukina E.A., Prokop'eva M.M. Rol' semejnyh tradicij v vospitanii duhovno-nravstvennyh kachestv podrastayuschego pokoleniya. Sovremennoe obrazovanie: tradicii i innovacii. 2020; № 3: 214-216.

4. Citkilov P.Ya. Duhovno-nravstvennye osnovy i perspektivy razvitiya sovremennoj rossijskoj sem'i. Rostov-na-Donu - Taganrog, 2022.

5. Nishanbaeva M.A. Semejnoe vospitanie i nravstvennye osobennosti. Vestnik Oshskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. Myrsabekova. 2022; № 1-1 (19): 38-42.

6. Pereselkova Z.Yu., Zakirova T.V. Semejnoe vospitanie kak process translyacii idealov i cennostej kul'tury. Sociodinamika. 2023; № 9: 18-32.

7. Grishina S.V. Social'noe partnerstvo sem'i i shkoly v nravstvennom razvitii lichnosti. Obrazovanie i vospitanie. 2020; № 2 (28): 59-63.

Статья поступила в редакцию 08.06.24

УДК 378

Achmizova S.Ya., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of English Philology, Adygeya State University (Maykop, Russia),

E-mail: achmizova2012@mail.ru

THE POTENTIAL OF GAME TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF ENGLISH LANGUAGE LEARNING. The article describes the role of game technologies in the educational process of learning English at school. In the author's opinion, the teacher should choose effective teaching methods, corresponding to the set goals that will help to form motivation for learning English. In the modern world, teaching English in primary school is of special importance and is an integral part of the educational process. The inclusion of games in teaching English in primary school contributes to effective learning, development of key skills and increasing motivation. The use of game technology in teaching English in primary school has shown significant success in the development of students' oral language and skills. The author concludes that game technologies can be considered in the scientific, procedural and activity aspect, they have a certain structure (goals, objectives, content, methods (techniques, means), forms of training) and must meet a number of requirements. Games provide simultaneous development of the practical, cognitive and emotional spheres of a person.

Key words: use, game technologies, educational process, English language, teacher, student

С.Я. Ачмизова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп, E-mail: achmizova2012@mail.ru

ПОТЕНЦИАЛ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В статье говорится о том, какую роль играют игровые технологии в учебно-воспитательном процессе при изучении английского языка, осуществляемом в школе. По мнению автора, педагогу следует выбирать эффективные методы обучения, соответствующие поставленным целям, которые помогут сформировать мотивацию для изучения английского языка. В современном мире преподавание английского языка в начальной школе приобретает особое значение и является неотъемлемой частью образовательного процесса. Включение игр в преподавание английского языка в начальной школе способствует эффективному обучению, развитию ключевых навыков и повышению мотивации. Применение игровых технологий в преподавании английского языка в начальной школе показало значительный успех в развитии устной речи и навыков учащихся. Автор делает вывод о том, что игровые технологии могут рассматриваться в научном, процессуальном и деятельностном аспектах, они имеют определенную структуру (цели, задачи, содержание, методы (приемы, средства), формы обучения) и должны соответствовать ряду требований. Игры обеспечивают одновременное развитие практической, познавательной и эмоциональной сфер личности человека.

Ключевые слова: использование, игровые технологии, образовательный процесс, английский язык, педагог, учащийся

Актуальность данного исследования определяется тем, что педагогу следует выбирать эффективные методы обучения, соответствующие поставленным целям, которые помогут сформировать мотивацию для изучения английского языка (далее - АЯ), а также обеспечивающие формирование элементов целенаправленного внимания, воображения и памяти, первых форм осознанного управления своим поведением, развивающие умственную активность и любознательность. Большинство ученых-исследователей рассматривают игру как самостоятельный предмет исследования. Ее также считают важным условием формирования культуры народа, способом общения, передачи опыта, воспитательно-познавательным инструментом.

Цель данной статьи заключается в выявлении потенциала игровых технологий в образовательном процессе по АЯ.

Основные задачи статьи можно определить следующим образом: рассмотреть роль игровых технологий в обучении иностранному языку; показать потенциал игровых технологий как важного инструмента в руках учителя АЯ.

Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя теоретические (анализ научной, педагогической и методической литературы) и практические аспекты (наблюдение за школьниками).

Научная новизна статьи определяется тем, что выявлен потенциал игровых технологий в обучении иностранному языку

Теоретическая значимость статьи заключается в том, что рассмотрены индивидуальный и личностно ориентированный подходы, позволяющие учителям учитывать это разнообразие и создавать уроки, отвечающие потребностям каждого ученика.

Практическая значимость заключается в выявлении потенциала и сопровождения целенаправленной работы по обучению школьников иностранному языку на основе игровых технологий.

Л.С. Выготский подчеркивал, что в школьном возрасте игра получает новое качество по сравнению с игрой дошкольника: большую степень абстрактности,

тесную связь игровых и речевых действий (от состояния «слово - часть вещи» младший школьник приходит к игровой и речевой свободе от ситуации с одновременной опорой на ситуацию). Еще одной важной особенностью игры является ее сложная эмоциональность (ребенок преодолевает конфликт между тем, какие действия должен производить в игре, и тем, какие действия он произвел бы в реальности; одновременно плачет, играя больного у врача, и радуется, получая удовольствие от процесса игры и т. д.) [1, с. 62].

В процессе игры школьники учатся взаимодействовать с окружающим миром и моделировать человеческие взаимоотношения [2, с. 41]. Игра способствует осуществлению познавательной деятельности человека. В частности, игровая форма познания может дать новые способы межличностного общения, помочь решить познавательные задачи. Роль игровых технологий велика и в обучении иностранному языку. Такой метод обучения, как игра, зарекомендовал себя уже на протяжении долгого времени в качестве интересного и продуктивного средства в учебном процессе. В современном мире преподавание АЯ в начальной школе приобретает особое значение и является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Включение АЯ в программу начальной школы - это не только ответ на современные проблемы и потребности, но и ценное направление для личного и профессионального развития детей. Эта тенденция имеет важные последствия для системы и методов преподавания АЯ в начальной школе [3-9].

Активное использование интерактивных и технологических средств в преподавании АЯ в начальной школе - важная тенденция современной образовательной среды, обеспечивающая эффективное и интересное обучение, положительно влияющая на мотивацию и вовлеченность учащихся. С появлением интерактивных образовательных программ и приложений у учителей начальной школы появились мощные инструменты для создания увлекательных уроков. Эти программы предоставляют учащимся возможность взаимодействовать с материалом, решать задачи и играть в учебные игры, делая процесс обучения более

интересным и увлекательным [3, с. 186]. Рассмотрим ведущие цели игрового обучения школьников иностранному языку (табл.1)

Таблица 1

Ведущие цели игрового обучения школьников иностранному языку

развитие мышления средствами иностранного языка

о S 5 повышение мотивации изучения предмета

о 1 & ® обеспечение личностного роста каждого участника игры

* £ с о о способствование совершенствованию умений активно и доброжелательно взаимодействовать друг с другом

создание атмосферы сотрудничества и доверия на уроке

Существует стратегическая тенденция делать упор на разговорную речь в начальной школе при обучении АЯ. Это направлено на развитие у детей способности эффективно и уверенно общаться на английском языке. Дети начальной школы находятся на пике изучения языка. Они в этом возрасте легко усваивают новую лексику и быстро приобретают навыки разговорной речи. Упор на разговорную речь в начальной школе имеет непреходящее значение, поскольку помогает развить навыки, которые пригодятся детям на протяжении всей жизни.

Этот аспект обогащает образовательный процесс и помогает детям стать более уверенными в использовании АЯ во всех сферах их жизни. Игровой подход к обучению АЯ в начальной школе - важное и эффективное педагогическое направление, которое активно развивается и получает широкое признание. Этот подход основан на использовании игр, развлекательных заданий и интерактивных мероприятий в процессе обучения [4, с. 189].

Применение игр в преподавании Ая в начальной школе также способствует эффективному обучению, развитию ключевых навыков и повышению мотивации. Сочетая обучение с играми, дети могут сделать изучение АЯ веселым и продуктивным. Культурный контекст в процессе обучения АЯ в начальной школе углубляет и контекстуализирует обучение. Изучая культурный контекст и среду англоговорящих стран, дети могут лучше понять, как английский язык используется в реальных жизненных ситуациях [5].

Включение культурного контекста в преподавание АЯ обогащает процесс обучения и способствует более глубокому пониманию языка и культуры англоговорящих стран. Этот аспект признает важность контекста в обучении и помогает детям развивать не только языковые навыки, но и культурную осведомленность. Индивидуальный подход и дифференциация в преподавании АЯ в начальной школе - важные аспекты обучения, которые подчеркивают разнообразие и индивидуальные потребности учащихся.

Этот подход направлен на создание учебной среды, в которой учитываются различные уровни знаний, способностей, интересов и прогресса каждого ученика. Каждый ученик уникален и имеет разные уровни знаний и особенности обучения. Личностно ориентированный подход позволяет учителям учитывать это разнообразие и создавать уроки, отвечающие потребностям каждого ученика.

Индивидуальный подход к обучению помогает ученикам выявить и развить свои сильные стороны. Преподаватели могут предложить дополнительные задания и материалы для учеников, которые проявляют особый интерес или склонность к изучению АЯ. Коммуникативные характеристики учащихся начальной школы играют важную роль в процессе обучения АЯ. Ученикам начальной школы свойственно желание общаться со сверстниками и взрослыми. Это активное общение можно использовать как мощный инструмент для стимулирования устной практики АЯ. Учителя могут развивать у детей навыки устной речи, создавая ситуации, которые мотивируют их к общению на английском языке.

Обучение АЯ через общение помогает развивать коммуникативные навыки детей. Дети учатся выражать свои идеи и мнения на английском языке, слушать и понимать других, а также реагировать на общение. Эти навыки являются ключом к успешному общению на английском языке и в дальнейшей жизни. При обучении АЯ детей младшего школьного возраста активное общение является эффектив-

Библиографический список

ным способом развития навыков говорения, коммуникативных навыков и мотивации к изучению языка. Кроме того, такой подход делает процесс обучения более увлекательным и интересным для детей. В своей деятельности педагоги могут использовать для привлечения внимания учащихся интересные и интерактивные методы обучения.

Игры, песни, ролевые игры и другие виды деятельности - все это способы помогут сделать уроки более интересными и увлекательными [6].

Игровые технологии - это методы и подходы в образовании и обучении, которые используют принципы и структуру игр для повышения мотивации и вовлеченности учащихся. Это может включать элементы соревнования, симуляции реальных ситуаций, ролевые игры, интерактивные задачи и прочие игровые элементы, направленные на улучшение процесса обучения.

Цель игровых технологий - сделать обучение более увлекательным, стимулировать активное участие и практическое применение знаний, развивая при этом критическое мышление, креативность и социальные навыки у учащихся.

Игровые технологии в обучении языку неразрывно связаны с теорией активного обучения, которая ставит учащегося в центр учебного процесса. Этот подход отходит от традиционной парадигмы обучения, где учитель является главным источником знаний, а ученик - пассивным получателем. Вместо этого активное обучение через игру подразумевает, что ученики активно участвуют в своем обучении, исследуя, задавая вопросы и взаимодействуя со сверстниками и учителями.

Особенность игровых методов состоит в том, что они ориентированы на развитие устной речи и коммуникативных навыков, что критически важно в изучении иностранных языков. Традиционные методы часто фокусируются на грамматике и письменной практике, оставляя в стороне разговорные навыки и спонтанное языковое взаимодействие. Игровые технологии, напротив, создают ситуации, в которых учащиеся могут практиковать язык в более естественных и реалистичных контекстах.

Следовательно, игровые технологии представляют собой важный инструмент в руках учителя АЯ, позволяя ему эффективно развивать у учащихся не только знания, но и навыки, необходимые для общения на иностранном языке.

Как отмечают С.Н. Жданова, А.А. Чиркова [6], И.Б Байханов [7], игровые технологии предлагают разнообразные способы для развития устной речи учащихся начальной школы. Эти методы не только способствуют изучению АЯ, но и делают процесс обучения более интерактивным и вовлекающим. При внедрении игровых технологий в образовательный процесс необходимо учитывать следующие важные аспекты:

1. Личностные особенности каждого учащегося: каждый учащийся обладает уникальными навыками, предпочтениями и языковыми способностями. Важно подобрать или адаптировать игры с учетом этих индивидуальных особенностей. Типы игр должны охватывать различные стили обучения, такие как визуальный, аудиальный, кинестетический и т. д. [8].

2. Адаптация игр к уровню языковой подготовки: игры должны быть адаптированы к языковому уровню обучающихся. Простые игры для изучения слов и фраз подходят для начинающих, а игры для изучения более сложной лексики и грамматики - для продвинутых учеников. Игры можно модифицировать, чтобы учитель мог повышать или понижать уровень сложности в зависимости от реакции и прогресса учащихся [9]. Применение игровых технологий в преподавании АЯ в начальной школе показало значительный успех в развитии устной речи и навыков учащихся. Такой подход превращает обучение из монотонного и утомительного традиционного занятия в динамичный и увлекательный процесс, побуждающий учеников глубже вникать в языковой материал.

Таким образом, можно сделать вывод, что игровые технологии могут рассматриваться в научном, процессуальном и деятельностном аспектах; они имеют определенную структуру (цели, задачи, содержание, методы (приемы, средства), формы обучения) и должны соответствовать ряду требований. Они тесно связаны с педагогикой и психологией, обеспечивают одновременное развитие практической, познавательной и эмоциональной сфер личности человека [7]. Такое органическое сочетание гарантирует эффективность их применения в учебном процессе. Таким образом, игра имеет большие потенциальные возможности в качестве эффективного средства при обучении говорению младших школьников.

1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. 1966; № 6: 62-68.

2. Горлова Н.А. Методика обучения иностранному языку: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 - Педагогическое образование: в 2 ч. Москва: Академия, 2013; Ч. 1.

3. Шинкоренко А.В. Использование интерактивных и мультимедийных технологий на уроках АЯ в начальных классах. Педагогика: традиции и инновации: материалы V Международной научной конференции. Челябинск: Два комсомольца, 2014: 186-188. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5711/

4. Айснер Л.Ю., Бершадская С.В., Айснер Л.Ю. К вопросу об инновационных технологиях обучения иностранным языкам. Наука: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции. Красноярск, 2013: 9-12.

5. Петухова Н.М. Роль контекстуализации в обучении младших школьников английскому языку. E-Scio. 2022; № 4 (67). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kontekstualizatsii-v-obuchenii-mladshih-shkolnikov-angliyskomu-yazyku

6. Жданова С.Н., Чиркова А.А. Интерактивная игра как средство формирования созидательной позиции подростка. Чебоксары, 2019.

7. Байханов И.Б. Самообразование как детерминат социально-профессионального развития личности. Миссия конфессий. 2020; Т. 9, Ч. 1, № 8 (49): 860-865.

8. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Обучение английского языка на начальном этапе в средней школе. Москва, 2015: 21-28.

9. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. Минск: Белорусский верасень, 2020: 260-275.

References

1. Vygotskij L.S. Igra i ee rol' v psihicheskom razvitii rebenka. Voprosy psihologii. 1966; № 6: 62-68.

2. Gorlova N.A. Metodika obucheniya inostrannomu yazyku: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayuschihsya po napravleniyu 050100 -Pedagogicheskoe obrazovanie: v 2 ch. Moskva: Akademiya, 2013; Ch. 1.

3. Shinkorenko A.V. Ispol'zovanie interaktivnyh i mul'timedijnyh tehnologij na urokah AYa v nachal'nyh klassah. Pedagogika: tradiciii innovacii: materialy V Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Chelyabinsk: Dva komsomol'ca, 2014: 186-188. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5711/

4. Ajsner L.Yu., Bershadskaya S.V., Ajsner L.Yu. K voprosu ob innovacionnyh tehnologiyah obucheniya inostrannym yazykam. Nauka: opyt, problemy, perspektivyrazvitiya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnoyarsk, 2013: 9-12.

5. Petuhova N.M. Rol' kontekstualizacii v obuchenii mladshih shkol'nikov anglijskomu yazyku. E-Scio. 2022; № 4 (67). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kontekstualizatsii-v-obuchenii-mladshih-shkolnikov-angliyskomu-yazyku

6. Zhdanova S.N., Chirkova A.A. Interaktivnaya igra kak sredstvo formirovaniya sozidatel'nojpozicii podrostka. Cheboksary, 2019.

7. Bajhanov I.B. Samoobrazovanie kak determinat social'no-professional'nogo razvitiya lichnosti. Missiya konfessij. 2020; T. 9, Ch. 1, № 8 (49): 860-865.

8. Rogova G.V., Vereschagina I.N. Obuchenie anglijskogo yazyka na nachal'nom 'etape v srednej shkole. Moskva, 2015: 21-28.

9. Kashlev S.S. Tehnologiya interaktivnogo obucheniya. Minsk: Belorusskij verasen', 2020: 260-275.

Статья поступила в редакцию 31.05.24

УДК 378

Vyazmin A.A., postgraduate, Department of Technology and Vocational Pedagogical Education, Academy of Psychology and Pedagogy, South Federal University

(Rostov-on-Don, Russia), E-mail: anton.vyazmin.97@mail.ru

PROFESSIONAL TRAINING OF TECHNOLOGY TEACHERS IN THE CONTEXT OF A RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE SUBJECT AREA "TECHNOLOGY" AND MODERN REALITIES. The article examines the professional training of technology teachers through the prism of the historical development of the discipline "Technology" and the modern paradigm of education. Taking into account the modern competence paradigm of education, the analysis of the concept of "professional training of technology teachers" is carried out. As part of the analysis, the current regulatory legal acts are considered, such as the Federal State Educational Standard and the professional standard of a teacher, as well as research by modern scientists in the field of professional training of teaching staff. Further, a retrospective analysis of the development of the content of the subject "Technology" in secondary schools is carried out, on the basis of which the determinants of the components and subsequent development of the content of this subject are identified. The analysis of the modern educational subject "Technology" and the conducted retrospective analysis help the researcher to determine components in training of Technology teachers.

Key words: teacher training, technology, subject area, school teacher, pedagogy of higher education

А.А. Вязьмин, аспирант, Академия психологии и педагогики ФГОУВПО «ЮФУ», г. Ростов-на-Дону, E-mail: anton.vyazmin.97@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ РЕТРОСПЕКТИВНОГО АНАЛИЗА ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» И СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается профессиональная подготовка учителей технологии сквозь призму исторического развития дисциплины «Технология» и современной парадигмы образования. С учётом нынешней компетентностной парадигмы образования проведён анализ понятия «профессиональная подготовка учителей технологии». В рамках проведённого анализа были рассмотрены актуальные нормативно-правовые акты, такие как ФГОС и Профессиональный стандарт педагога, а также исследования современных учёных в области профессиональной подготовки педагогов. Проведён ретроспективный анализ развития содержания предмета «Технология» в общеобразовательной школе, на основе чего были выявлены детерминанты компонентов и последующего развития содержания данного предмета. На основе анализа современного учебного предмета «Технология» и проведённого ретроспективного анализа выявлены компоненты подготовки учителей технологии.

Ключевые слова: профессиональная подготовка учителей, технология, предметная область, школьный учитель, педагогика высшего образования

Актуальность темы данного исследования определяет трансформация предметной области «Технология», связанная, прежде всего, с научно-техническим прогрессом. Современная профессиональная подготовка учителей также претерпевает изменения, что мы можем видеть в процессе цифровизации образования и введения таких прогрессивных модулей обучения, как «Робототехника», «^-моделирование», также в ходе подготовки учителей и содержании предмета «Технология» в общеобразовательной школе (М.П Ершов, А.В. Литвин, В.И. Филиппов и др.). В профессиональной деятельности важную роль стал играть информационный фактор [1, с. 4], что повлияло на развитие профессиональной подготовки учителей технологии в новых условиях.

Понятие «профессиональная подготовка педагогов» фигурирует в учебных пособиях и монографиях общей и профессиональной педагогики (Абдудина О.А., Ипполитова Н.В., Сластёнин В.А., Дворянкина Е.К., Тряпицына А.П.). Как и любое узконаправленное понятие в педагогике, термин «профессиональная подготовка педагогов» трактуется исследователями довольно различно. Так, ряд ученых рассматривают его как процесс, который имеет свою цель, задачи и результат (Ю.Б. Дроботенко), или систему, цели которой довольно диффе-рентны в зависимости от содержания образования, элементы данной системы направлены на приобретение навыков для выполнения определённой работы (Н.В. Ипполитова).

Отсюда мы можем увидеть, как и развитие постиндустриального общества и вместе с ним образовательной парадигмы влияет на содержание технологического образования и структуру подготовки учителей технологии. Анализом содержания и развития систем трудового обучения занимались такие ученые, как Н.Н. Кузьмин, А.В. Плеханов, Р.Л. Доватор и др. Исследователями технологического образования были проанализированы зарубежные методики обучения ручному труду, среди которых финская система Отто Соломона, шведская, датская и отечественная система, разработанная К.Ю. Цирулем.

Таким образом, отечественной педагогической наукой был накоплен существенный опыт в сфере исследований профессиональной подготовки педагогов и развития технологического образования (А.М. Бондарева, Е.Н. Поп, О.В. Телегина, И.В. Толстоухова). Отметим, что на структуру профессиональной подготовки учителей технологии оказывают влияние современное развитие постиндустриального общества, нынешняя образовательная парадигма и содержательная трансформация предметной области «Технология» [2-13].

В рамках данной статьи рассмотрим профессиональную подготовку учителей технологии на основе ретроспективного анализа предметной области «Технология» и современной образовательной парадигмы, что позволит уточнить и исследовать:

- содержание понятия «профессиональная подготовка учителя технологии»;

- историческую трансформацию технологического образования;

- актуальное содержание предметной области «Технология».

Цель настоящей работы - определение содержания понятия «профессиональная подготовка учителя технологии» и его элементов в рамках современной парадигмы образования.

Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели, выглядят следующим образом:

- уточнить содержание понятия «профессиональная подготовка учителя технологии»;

- через призму исторического развития рассмотреть содержание предметной области «Технология»;

- определить основные структурные элементы профессиональной подготовки учителя технологии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе исследования автором активно применялись следующие методы:

- изучение научной литературы, затрагивающей рассматриваемую проблематику;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.