Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ЧАСТНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ УМК “SPOTLIGHT”)'

ТВОРЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ЧАСТНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ УМК “SPOTLIGHT”) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционные системы обучения / урок английского языка / мотивация / развитие творческих способностей / частная школа / творческий потенциал / творческая личность / traditional systems of education / english class / motivation / development of creative skills / private school / creativity / creative person

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погосян Эльмира Амаяковна

В современной школе процесс модернизации образования создает ситуацию, когда учителя имеют право и возможность самостоятельно выбирать проектные модели преподавания, учебные материалы и другие ресурсы образовательного процесса. В этой ситуации необходимо рассмотреть некоторые педагогические вопросы с точки зрения повышения активности всех участников образовательного процесса, особенно учителей. В частных школах особое место занимают такие формы преподавания, которые обеспечивают активное участие всех учащихся в обучении, укрепляют авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты своего труда. Эти проблемы можно успешно преодолеть, используя технологии для организации увлекательных форм обучения. Автором статьи обоснована ее актуальность, заключающаяся в том, что преподаватели все больше отходят от традиционной системы обучения и находят различные способы повышения не только мотивации к изучению иностранного языка, но и познавательного интереса. Проблема стимулирования и мотивации изучения иностранного языка реализуется с помощью интерактивных материалов и игровых методов обучения. На практике в частной школе используются различные учебники, интерактивные разработки и игры с различным иноязычным материалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In today's school, the process of modernizing education creates a situation where teachers have the right and opportunity to choose their own project models of teaching, learning materials and other learning resources. In this situation it is necessary to consider some pedagogical issues in terms of increasing the activity of all participants in the educational process, especially teachers. In private schools, teaching modalities that ensure active participation of all students in learning, reinforce the authority of knowledge and individual responsibility of students for the results of their work are of particular importance. These problems can be successfully overcome by using technology to provide engaging forms of learning. The author of the article justifies its relevance, which is that teachers are increasingly moving away from the traditional system of teaching and finding different ways to increase not only motivation to learn a foreign language, but also cognitive interest. The problem of stimulation and motivation of foreign language learning is realized with the help of entertaining materials and game teaching methods. In practice, various textbooks, interactive developments and games with different foreign-language material are used in private school.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ЧАСТНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ УМК “SPOTLIGHT”)»

Педагогика

УДК 811.111

старший преподаватель Погосян Эльмира Амаяковна

«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина» (г. Рязань)

ТВОРЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ЧАСТНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ УМК "SPOTLIGHT")

Аннотация. В современной школе процесс модернизации образования создает ситуацию, когда учителя имеют право и возможность самостоятельно выбирать проектные модели преподавания, учебные материалы и другие ресурсы образовательного процесса. В этой ситуации необходимо рассмотреть некоторые педагогические вопросы с точки зрения повышения активности всех участников образовательного процесса, особенно учителей. В частных школах особое место занимают такие формы преподавания, которые обеспечивают активное участие всех учащихся в обучении, укрепляют авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты своего труда. Эти проблемы можно успешно преодолеть, используя технологии для организации увлекательных форм обучения. Автором статьи обоснована ее актуальность, заключающаяся в том, что преподаватели все больше отходят от традиционной системы обучения и находят различные способы повышения не только мотивации к изучению иностранного языка, но и познавательного интереса. Проблема стимулирования и мотивации изучения иностранного языка реализуется с помощью интерактивных материалов и игровых методов обучения. На практике в частной школе используются различные учебники, интерактивные разработки и игры с различным иноязычным материалом.

Ключевые слова: традиционные системы обучения, урок английского языка, мотивация, развитие творческих способностей, частная школа, творческий потенциал, творческая личность.

Annotation. In today's school, the process of modernizing education creates a situation where teachers have the right and opportunity to choose their own project models of teaching, learning materials and other learning resources. In this situation it is necessary to consider some pedagogical issues in terms of increasing the activity of all participants in the educational process, especially teachers. In private schools, teaching modalities that ensure active participation of all students in learning, reinforce the authority of knowledge and individual responsibility of students for the results of their work are of particular importance. These problems can be successfully overcome by using technology to provide engaging forms of learning. The author of the article justifies its relevance, which is that teachers are increasingly moving away from the traditional system of teaching and finding different ways to increase not only motivation to learn a foreign language, but also cognitive interest. The problem of stimulation and motivation of foreign language learning is realized with the help of entertaining materials and game teaching methods. In practice, various textbooks, interactive developments and games with different foreign-language material are used in private school.

Key words: traditional systems of education, english class, motivation, development of creative skills, private school, creativity, creative person.

Введение. В современной мире процесс модернизации системы образования создает ситуацию, когда учителя имеют право и возможность самостоятельно выбирать проектные модели преподавания, учебные материалы и другие ресурсы обучения.

Современный учитель играет очень большую роль в распределении учебного процесса, поскольку именно он распределяет роли между участниками образовательного процесса: в какой степени ученик становится самостоятельным и активным, в какой степени его личные интересы и мотивы будут соответствовать интересам и установкам учителя, школы и общества.

В частных школах особое место занимают такие формы преподавания, которые обеспечивают активное участие всех учащихся в обучении, укрепляют авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты своего труда. Эти проблемы можно успешно преодолеть, используя технологии для организации увлекательных и творческих форм обучения.

Рекомендуется при выборе технологий обучения поддерживать интерес учащихся к предмету от первого урока до последнего, чтобы в классе сохранялась атмосфера исследования и творчества.

Изложение основного материала статьи. Фактически, игровое обучение позволяет осуществлять все уровни получения знаний: от репродуктивной и преобразующей деятельности, где учащиеся осваивают методы обучения, до творческой и исследовательской деятельности, которая является основной целью для развития творческой личности.

Актуальность данной темы исследования заключается в отклонении от традиционной системы обучения и реализации различных подходов для повышения мотивации и познавательного интереса учащихся к изучению иностранного языка. На практике при обучении иностранных языков в частной школе используются различные учебники, разработки и игры с различным иноязычным творческим материалом.

Процесс обучения на современном этапе позволяет развивать творческое мышление и творческие способности учащихся. Основная задача современной частной школы - развитие и формирование творческой личности.

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает личностные, предметные и метапредметные результаты обучения в школе.

Личностные основываются на формировании личности. Современный школьник - личность с ярко выраженной гражданской позицией и ответственностью. Он способен к постоянному самообразованию, а также подготовлен к профессиональной деятельности в условиях инновационного мира.

Предметные основываются на формировании усвоения конкретных элементов социального опыта в рамках изучения отдельного учебного предмета.

Метапредметные формируют универсальные учебные подходы к реализации самообразования. Они раскрывают способности к реализации следующего образовательного алгоритма:

1) определение и формирование цели обучения;

2) определение пути достижения поставленной цели;

3) сохранение мотивации;

4) оценивание и анализ достигнутых результатов;

5) активное использование современных технологий [3, С. 86].

Современный ученик должен ставить цель, разрабатывать алгоритм ее достижения и критически оценивать свои собственные действия.

Выделим основные педагогические технологии, с помощью которых можно реализовать новые требования образовательного процесса:

• приемы проблемного обучения, проектного обучения;

• информационные и коммуникационные технологии;

• игровые технологии;

• коммуникативные технологии;

• технология развития критического мышления через чтение и письмо [5, С. 1141].

Современное обучение - процесс развития творческого мышления и способностей учащихся. Задача современной школы - создание благоприятной среды для глубокого развития творческой личности.

Иностранный язык - главный компонент в формировании творческой личности, поскольку он является проводником к духовному богатству страны изучаемого языка [2, С. 11].

Современное образование должно соответствовать требованиям уровня владения иностранным языком. Современный ученик должен уметь общаться на иностранном языке, не взирая на коммуникативную ситуацию [7, С. 46].

Овладение иностранным языком на практике помогает осуществить главную цель обучения: овладеть коммуникативной компетенцией [4, С. 493]. Но наряду с этим, следует учитывать требования современного общества. А они таковы, что у учащихся должны быть развиты умения фантазировать, понимать закономерности, решать проблемные ситуации. То есть обществу необходима личность, способная решать задачу нестандартными способами, а также умеющая творчески мыслить.

Современные педагогические технологии реализуют личностно-ориентированный подход к обучению, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса, с учётом способностей учащегося [6, С. 475].

При обучении иностранного языка следует учитывать, что личность каждого ребенка индивидуальна.

Личность-содержательное обобщение высшего уровня: целостная совокупность качеств, которая включает многообразие проявлений (потребностей, способностей, Я-концепции, отношений, деятельности, поступков, реакций, интеллекта, социальных ролей и т.д.) [9, С. 145].

«Игра» является инструментом преподавания для развития мыслительной деятельности учащихся. Игровая деятельность нацелена на учебный процесс с точки зрения мотивации [8, С. 71].

Выделяют следующие категории игр:

• лексические (для тренировки употребления лексики в ситуациях, приближённых к естественной среде, а также развитие речемыслительной деятельности учащихся);

• грамматические (практика употребления речевых образцов, которые содержат определённые грамматические трудности, и создание естественной ситуации для употребления данного речевого образца);

• фонетические (практика в произнесении иностранных звуков); орфографические (практика в написании иностранных слов, тренировка памяти); творческие (тренировка творчески использовать речевые навыки) [10, С. 370].

Дифференцированное обучение строится на подборе индивидуальных заданий соответственно уровню способностей. Важно подобрать подходящее задание, поскольку именно в задании отражается вся концепция образовательного процесса.

Основной целью обучения иностранного языка в частной школе является формирование и развитие коммуникативной культуры учащихся.

Рассмотрим творческий потенциал уроков английского языка на примере УМК «Английский в фокусе 3» [1, С. 10-149], который реализуется в частной школе ОАНО «Центральная школа».

УМК «Английский в фокусе 3» предполагает эффективное использование английского языка, развивает мотивы учебной деятельности, формирует личностный смысл учения и дает возможность изучать английский язык с удовольствием.

Модульная страница каждого модуля, расположенного на пятнадцати страницах, позволяет учителю, учащимся, а также их родителям получить четкое представление о целях и задачах модуля, в том числе о том, чему обучающиеся должны научиться при завершении модуля. Каждый модуль состоит из двух параграфов, каждый из которых состоит из уроков а иЬ,а также следующих разделов, которые делают материал учебника разнообразным и увлекательным.

Весь первый модуль пронизан школьной темой. Упражнение №3 на с.10 предлагает игру. Одному из учащихся завязывают глаза, а остальные дети стоят вокруг него. Учащийся, у которого завязаны глаза, дотрагивается до одного из своих одноклассников и спрашивает, как его зовут. Тот произносит свое имя по буквам, а водящий догадывается, кто это. Это задание позволяет повторить буквы алфавита, а также разыграть ситуацию знакомства, если в классе прибавление.

В качестве закрепления лексики по теме «Школьные принадлежности» учащиеся могут сыграть в игру как в упражнении №7. Дети по очереди выходят к доске и рисуют картинку, иллюстрирующую один из школьных предметов. Остальные учащиеся должны догадаться, какой это предмет. Тот, кто правильно назвал предмет, выходит к доске, и игра продолжается.

Для закрепления глаголов в повелительном наклонении учитель может использовать игру "Follow the Leader". Учащиеся встают в круг, выбирают ведущего, который дает команды.

Следующий обширный модуль связан с темой «семья». В нем также представлены задания, оказывающие влияние на развитие творческих способностей.

После работы над текстом о семье Пако, учащиеся должны сделать мини-проект (написать сочинение о своей семье). Они вырезают из рабочей тетради соответствующий лист, приклеивают или рисуют картинку и пишут рассказ о своей семье. Прежде чем они начнут работу над рассказом, им следует рассказать, что они собираются написать о своей семье.

Также на страницах данного урока предлагается игра. Учитель заранее готовит листочки с фамилиями семей, в зависимости от количества детей. В качестве фамилий учебник предлагает использовать названия цветов. Учащиеся делятся на две группы. Им следует найти свою семью. Данное задание соответствует игровой технологии развития творческих способностей.

На следующем уроке учащиеся знакомятся с творчеством Пабло Пикассо. Учитель немного рассказывает о жизни и творчестве. И делает акцент на том, что в его эпоху картины следовало писать в однотонных тонах. После беседы, учащимся предоставляется возможность самим стать известными художниками. Более того, картина должна быть написана с использованием одного цвета, а также подписана своим именем. После того, как картины будут готовы, можно организовать выставку работ.

В начале урока 7Ь учитель вызывает одного учащегося и просит встать близко или далеко от предметов. При этом учащийся повторяет фразу за учителем. После того, как несколько учащихся сделали то же самое, учитель просит их вывести правило: когда употребляется указательные местоимения this/that.

Чтобы закрепить лексику урока 8а, учащиеся в упражнении №2 задают вопросы о предметах, которые изображены на картинках, и отвечают на них. Это упражнение демонстрирует технологию сотрудничества.

Цель урока 8b - познакомить с названиями некоторых известных английских сказок. Чтобы эта цель была выполнена в учебнике на с. 64-65 есть следующие задания. Упражнение №3 знакомит учащихся со значением слова fairytale. В этом же упражнении выясняется, какие сказки нравятся учащимся.

На с. 77 упражнение №6 предлагаю отнести к технологии проблемного обучения и исследовательской деятельности, поскольку учащиеся самостоятельно вставляют пропущенные слова в стихотворение, ориентируясь на рифму. Затем учащиеся представляют плоды своих трудов.

Модуль 6: Home, sweet home! помогает учащимся научиться говорить, где находятся предметы, а также повторить названия комнат.

В игровой форме можно провести упражнение №5 данного урока. С помощью рисунка, учащиеся задают друг другу вопросы о квартире/доме.

Цели урока 12а таковы: научить употреблять утвердительную форму структуры there is/are; научить говорить о местоположении вещей в доме. Осуществить выполнение данных целей можно с помощью упражнения №2 на с. 94. данное упражнение можно провести в игровой форме. Учащиеся по очереди загадывают, где могут находиться предметы, задача остальных - догадаться.

Чтобы отработать употребление вопросительной структуры there is/are, а также кратких ответов, воспользуемся упражнением № 2 на с. 96 урока 12Ь, учитель делит класс на две команды и объясняет правила игры. Задача запомнить как можно больше предметов на картинке, чтобы ответить на вопросы учителя. Данное задание прекрасно развивает критическое мышление.

Познакомить учащихся с понятием «фамильные геральдические знаки» поможет упражнение №6 на с. 97. Учитель проводит беседу о том, что в России тоже существуют фамильные гербы. В качестве домашнего задания, учащимся предлагается выполнить проект (нарисовать свой фамильный герб и рассказать, что на нем изображено).

Модуль 7: A Day off! (Units 13-14) способствует развитию умения выражать действия, которые происходят в данный момент, и говорить о том, чем они занимаются в свободное время.

Упражнение №6 на с. 109 из следующего урока также можно обыграть в игровой форме. Ведущий, с помощью мимики и жестов, рассказывает, чем он любит заниматься в свободное время, остальные угадывают. На наш взгляд, данное упражнение также помогает развивать творческие способности.

Продолжая тему Present Continuous, учащимся предлагается упражнение 4 на с. 111. На наш взгляд, данное упражнение можно расценивать как «мини-проект», поскольку необходимо составить рассказ о том, чем дети занимаются в парке с друзьями, дополнив рассказ рисунком.

Завершает учебник модуль 8: Day by day! (Units 15-16) - по окончании изучения которого учащиеся научатся составлять рассказ о распорядке дня.

Упражнение №2 на с. 122 способствует развитию творческих способностей. После того, как учащиеся познакомились с названиями дней недели, они получают карточку, в которой расписаны занятия на каждый день. Задача детей: распределить персонажей, которые выполняют данные действия.

Для отработки правила употребления глаголов в Present Simple учащимся предлагается сыграть в игру на основе упражнения №5 на с. 125. Учитель заранее готовит карточки, в которых прописывает занятия на каждый день. Класс делится на две команды. Задача команд - угадать, чем занимается учитель в определенный день. Для продвижения к цели они могу задать только три вопроса. Данное задание развивает творческие способности, поскольку учащимся следует хорошо обдумать план работы команды, чтобы допустить как можно меньше ошибок.

На уроке по теме «Снова в школу» стоит цель: научить считать от 11 до 20. На этапе первичного усвоения знаний, учитель знакомит учащихся с названиями числительных от 11 до 20. Они слушают и повторяют. Затем показывает числа в произвольном порядке, а учащиеся проговаривают. Далее закрывает цифры и просит учащихся назвать числительные. Для закрепления изученной лексики учитель использует игру «New numbers». Учащиеся должны придумать имена, возраст и место проживания инопланетных существ и записать на листах бумаги. Далее учитель собирает отдельно каждую категорию выбора, перемешивает и предлагает учащимся выбрать. Теперь уже им приходится столкнуться с тем, что написали другие учащиеся. Как только каждый ученик получает готовый набор, ему предстоит в течение двух минут составить рассказ от имени своего персонажа и представиться.

Следующий модуль, с которым учащимся предстоит начать работать, называется «Furry Friends». На первом уроке они знакомятся с частями тела, учатся составлять описание животного, используя краткие высказывания, а также образец из учебника. После этого они знакомятся с необычным животным Poggo, которое учащиеся описывают по образцу, проговаривая по одному предложению. Чтобы закрепить лексику по теме и образец составления рассказа, учащимся предлагается сыграть в игру «Differences».

Учитель делит учащихся на 4 группы. Каждая группа получает лист бумаги и карточку с описанием необычного животного. Задача: нарисовать рисунок, используя описание. Затем учащийся из каждой группы демонстрирует готовый рисунок и описывает животное. Остальные учащиеся следят, насколько рисунок соответствует рассказу.

В следующем модуле на первом уроке «А fun day» учащимся предстоит познакомиться с названиями дней недели. На доске по очереди были записаны дни недели, учащиеся слушают учителя и проговаривают за ним. После этого они слушают песню и поют ее. В следующем задании учащиеся в парах по очереди задают друг другу вопросы и отвечают, чем они занимаются в эти дни.

Выводы. Мы показали, что развитие творческих способностей учащихся зависит не только от формы нетрадиционного урока, но от педагогического творчества учителя. Так же были выполнены поставленные задачи: проследили процесс развития творческих способностей личности учащихся на занятиях по английскому языку; проанализировали категории «творчество», «творческие способности»; разработали фрагменты уроков по английскому языку, способствующие развитию творческих способностей учащихся в частной школе.

Литература:

1. Английский в фокусе (Spotlight) - 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / H.H. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс / 6-е изд. -М.: Express Publishing: Просвещение, 2017. - 178 с.

2. Комарова, Э.П. Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку / Э.П. Комарова, E.H. Трегубова // Иностранный язык в школе. - 2000. - № 6. - С. 11-15

3. Ломакина, Г.Р. Метакоммуникативный компонент профессиональной компетентности учителя иностранного языка / Г.Р. Ломакина//Человек и образование, 2012. - № 2. - 86 с.

4. Ломакина, Г.Р. О требованиях к результатам обучения иностранному языку в современном информационном обществе / Г.Р. Ломакина, A.C. Скоробогатова. - Молодой ученый: [сайт], 2013. - № 12 (59). - С. 491-493. - URL: https://moluch.ru/archive/59/8413/ (дата обращения: 12.07.2023)

5. Марокова, Г.Е. Роль учителя английского языка в развитии творческого мышления и творческих способностей учащихся / Г.Е. Марокова, Ю.Г. Киктева. — Молодой ученый: [сайт], 2016. - № 9 (113). - С. 1141-1143. - URL: https://moluch.ru/archive/113/28913/ (дата обращения:12.07.2023)

6. Павлова, Д.Д. Современные технологии обучения иностранным языкам / Д.Д. Павлова. - Молодой ученый: [сайт], 2012. -№ 11 (46).-С. 471-473. - URL: https://moluch.ru/archive/46/5713/(дата обращения: 12.07.2023)

7. Рець, М.С. Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС / М.С. Рець. - Молодой ученый: [сайт], 2016. -№ 17.1 (121.1). - С. 46-50. - URL: https://moluch.ru/archive/121/33516/(дата обращения:12.07.2023)

8. Сатюкова, A.A. Современная классификация игр (на основе теории М.Ф. Стронина) / A.A. Сатюкова, М.В. Фоминых. - Молодой ученый: [сайт], 2016. - № 7.5 (111.5). - 71 с. - URL: https://moluch.ru/archive/lll/26916/ (дата обращения:12.07.2023)

9. Селевко, Г.К. Воспитательные технологии / Г.К. Селевко. -М: Народное образование, 2005. - 145 с.

10. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф. Стронин. - М.: Просвещение, 2001. - 370 с.

Педагогика

УДК 37.012.2

доцент, кандидат педагогических наук Пчелинцева Евгения Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановская государственная медицинская академия» (г. Иваново)

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И. Г.ПЕСТАЛОЦЦИ О ПРЕОДОЛЕНИИ ПОСЛЕДСТВИЙ НАСИЛИЯ НАД

ДЕТЬМИ

Аннотация. В формате теоретических основ исследования в статье рассматривается генезис развития феномена преодоления последствий насилия над детьми, представленного в педагогических трудах Иоганна Генриховича Песталоцци (1746-1827) - педагога-гуманиста, сторонника прогрессивных для XVIII века идей гуманизма и гражданской ответственности. Сделан акцент на том, что мировое сообщество осознает важность малоизученных исторических аспектов зарубежного педагогического наследия, исторически-сложившегося в ходе развития цивилизаций, обеспечивающего интеграцию гуманистических традиций и инновационной деятельности, обуславливающих роль общечеловеческих нравственных ценностей, воспитания уважения, взаимопонимания, установление гуманистических общественных отношений. В статье отмечено, что гуманизация воспитания, рассматриваемая швейцарским педагогом как система взглядов, признающая ценность периода детства, неповторимого этапа в онтогенетическом развитии личности ребенка, ответственного за формирование нравственно-этических качеств, таких как: справедливость, уважение, милосердие, отзывчивость, доброжелательность, раскрывает роль гуманистической этики, противостоящей злу, насилию, авторитаризму, жестокости в отношении ребенка. Приоритетным направлением педагогической системы, реализуемым крупнейшим педагогом-гуманистом, выступает принятие «взаимной любви взрослого и ребенка», способствующей достижению внутренней гармонии с самим с собой, с другими людьми в процессе природосообразного нравственного воспитания, осуществляемого в семье, атмосфера которой является «храмом нравственной природы» личности.

Ключевые слова: гуманизм, взаимная любовь, педагогика доброты, нравственные добродетели, беседа-диалог, совместная деятельность взрослого с ребенком.

Annotation. In the format of the theoretical foundations of the study, the article examines the genesis of the development of the phenomenon of overcoming the consequences of violence against children, presented in the pedagogical works of Johann Henrikhovich Pestalozzi (1746-1827), a humanist teacher, a supporter of progressive ideas of humanism and civic responsibility for the XVIII century. The emphasis is placed on the fact that the world community is aware of the importance of little-studied historical aspects of foreign pedagogical heritage, historically formed during the development of civilizations, ensuring the integration of humanistic traditions and innovative activities that determine the role of universal moral values, education of respect, mutual understanding, the establishment of humanistic social relations. The article notes that the humanization of education, considered by a Swiss teacher as a system of views that recognizes the value of the childhood period, a unique stage in the ontogenetic development of a child's personality responsible for the formation of moral and ethical qualities, such as justice, respect, mercy, responsiveness, benevolence, reveals the role of humanistic ethics that opposes evil, violence, authoritarianism, cruelty to a child. The priority direction of the pedagogical system, implemented by the largest humanist teacher, is the adoption of "mutual love of an adult and a child", which contributes to achieving inner harmony with oneself, with other people in the process of natural moral education carried out in a family, the atmosphere of which is the "temple of the moral nature" of the individual.

Key words: humanism, mutual love, pedagogy of kindness, moral virtues, conversation-dialogue,joint activity of an adult with a child.

Введение. Анализ современной социальной ситуации развития общества, выдвигает на первый план проблему защиты ребенка от всякого рода насильственных действий, унижающих достоинства личности [1, 3, 4]. Отечественными и зарубежными учеными (Л.И. Божович, А. Маслоу, Ж. Пиаже, К. Роджерс, 3. Фрейд, Э. Эриксон и др.), определяющих детерминанты возникновения жестокого обращения с детьми, неоднократно отмечалась высокая степень риска культурной ограниченности взрослых, прибегающих к насилию в ситуации внутриличностного конфликта, неудовлетворенности собственным социальным положением, являющихся источниками возникновения насильственных действий в семье [2].

Эскалация различных проявлений негативных тенденций в процессе воспитания, насилия над детьми в современном мире, ставит под угрозу процесс нравственного развития, основой которого являются гуманистические традиции воспитания. Именно поэтому, большое значение имеет ретроспективный анализ исторически-сложившихся педагогических систем, основанных на нравственно-духовных идеях человеколюбия, уважения, доверия, любви к детям, раскрывающих роль методических инструментов воспитательной ненасильственной практики в предотвращении насилия, обеспечения воспитания личности в духе гуманизма [5].

Обращение к истории как отечественной, так и зарубежной педагогики, по мнению выдающихся ученых (Е.И. Цымбал, Н.А. Шведовой, Т.Я. Сафоновой, М.В. Смагиной и др.), также позволяет определить особенности содержательной наполняемости генезиса развития педагогического феномена преодоления последствий насильственных действий над ребенком [6, 11].

Одним из представителей крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII - начала XIX века, является швейцарский педагог - Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827 гг.). Спустя столетия, научный теоретический и практический интерес привлекают написанные им педагогические сочинения «Лингард и Гертруда» (1781-1787) «Как Гертруда учит своих детей»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.