Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ'

ПОТЕНЦИАЛ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / МЕНТАЛИТЕТ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДИСКРИМИНАЦИЯ / САМОПОЗНАНИЕ / РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобоева Сайёра Бобораджабовна

Статья освещает важность формирования толерантности на современном этапе развития общества, в частности ведущую роль системы образования в установлении толерантных норм и ценностей. Автором определен потенциал гуманитарных наук в формировании толерантности подрастающего поколения. Подробно описано содержание гуманитарных предметов непосредственно влияющих на развитие и становление толерантной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL OF THE HUMANITIES IN TOLERANCE FORMATION

Article shines importance of formation of tolerance at the present stage of development of a society, in particular the leading part of an education system in an establishment of tolerant norms and values. The author defines potential of the humanities in formation of tolerance of rising generation. The maintenance of humanitarian subjects directly influencing development and formation of the tolerant person is in detail described.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

Key words: Abdurrahman Jami, Sufism, the philosophical thought of the East, the theory of divine love, the theory of the unity of Being (Wahdat al-vudzhud), Navoi, Saadi.

Сведения об авторе: Одинаев Якуб Курбонович - кандидат философских наук, профессор кафедры философии Таджикского государственного педагогического университета Таджикистана имени С. Айни, e-mail: yaqoob-ok@mail.ru

Information about the author: Odinaev Jakub Kurbonovich - Ph. D. in Philosophy, professor of the chair of Philosophy, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini

УДК 1МН7 ББК - 87.717.7 Б - 72

ПОТЕНЦИАЛ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ФОРМИРОВАНИИ

ТОЛЕРАНТНОСТИ

Бобоева С. Б.

Таджикский государственный университет права, бизнеса и политики

Понятие толерантность на сегодняшний день стало одним из нравственных основ мирового сообщества. Толерантность предполагает уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям, верованиям, мировоззрению, менталитету.

Важнейшим фактором формирования толерантности в современном мире является образование, неизменно выполняющее, помимо прочих, функции воспитания и социализации новых поколений, граждан - членов того или иного общества и шире формирующегося глобального сообщества.

Во всеобщей декларации прав человека ООН сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира» [1].

Благодаря образованию не только сохраняется устойчивость общества, но и модифицируются формы и типы взаимоотношений людей, взаимодействия культур. Роль образования особенно велика в нашем полиэтническом регионе. Поэтому образование призвано не только способствовать сохранению традиционных позитивных форм воспитания, определяющих воспроизводство языка, обычаев и обеспечивающих этническую идентичность, но и обеспечивать устойчивость этих достижений в условиях расширяющейся сферы межкультурного взаимодействия, помочь обрести новый уровень осмысления этнокультурных элементов в развитии культуры конкретного общества, и обеспечивать приобщение каждого этноса к общечеловеческим достижениям.

С удовлетворением нужно отметить наметившиеся тенденции улучшения качества образования в нашей республике в последние несколько лет. Правительством РТ создаются благоприятные условия для всестороннего развития молодёжи, обучения её согласно последним достижениям науки и техники.

Отрадно заметить так же повышенное внимание руководства страны к формированию нравственных ценностей молодёжи, таких как национальное достоинство, национальная самобытность, гуманизм, миролюбие, патриотизм, единство.

В системе образования, в образовательном процессе проблема формирования толерантного сознания должна решаться при акцентировании внимания не только на гуманистической стороне и безопасности, что является условием выживания, но и на

научном объяснении функциональной роли толерантности в организации и развитии общества как постоянно действующего механизма построения всех отношений, следовательно, первоначально учащимися должны быть усвоены знания о сути самого феномена толерантность, о формах проявления и видах толерантности.

Ведущая роль в формировании толерантности в образовательном процессе отводится гуманитарным наукам философии, политологии, культурологии, этике, социологии, психологии педагогике.

«Гуманитарные науки - дисциплины изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, противопоставляюсь при этом естественным и точным наукам на основании критериев предмета и метода» [2].

Толерантность является сложной, комплексной, многогранной проблемой и требует, прежде всего, философского анализа, так как она напрямую связана с существованием общества как диалектического единства одного и многого, связана с пониманием человека, границ его познания, она затрагивает вопрос об истине и формах ее обретения.

В философском словаре термин толерантность - (от лат. Ш1егапйа - терпение) означает - терпимость к иному мнению, привычкам, поведению, взглядам, снисходительность к кому - либо или чему - либо, а так же, толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций, религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции [2].

Философия даёт трактовку термина толерантность в гносеологическом, аксиологическом, диалектическом ключе - это качество, характеризирующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.) Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его прав на отличие.

В учебной программе по предмету философия сущность толерантности раскрывается в древнейших философских учениях, являющихся истоками толерантных идей, в частности Зороастризм, Конфуцианство, Буддизм; в высказываниях о толерантности Сократа, Платона, Аристотеля и многих других древнегреческих философов. Проблемы религиозной толерантности освещаются в рамках философии средневековья. Изучаются толерантные основы ислама, идеи терпимости содержащихся в Коране, в философском наследии великих мыслителей Востока. Идеи толерантности отражаются в философских взглядах французских просветителей.

В процессе изучения перечисленных тем и разделов учащиеся приобретают знания о самом понятии толерантность, знакомятся с историей возникновения и развития толерантных идей.

Какая форма власти предполагает, допускает или полностью исключает толерантность как социальную реальность, гарантируют ли демократия и либерализм терпимость в обществе, не является ли демократия - диктатурой большинства, что такое подлинно демократическая культура, обеспечивает ли равенство политических прав и свобод в обществе с выраженным экономическим неравенством режим терпимости - эти вопросы находятся в компетенции политологии.

В «Политической энциклопедии» читаем следующее: «Толерантность политическая - непременное требование в отношениях всех активных участников общественной жизни, осознающих необходимость упорядоченных цивилизованных отношений как внутри государства, так и между государствами. Толерантность распространяется на лиц (группу лиц), стремящихся к позитивному взаимодействию,

упорядоченным отношениям, не нарушающих общечеловеческие законы бытия, не причиняющих вред другим лицам при реализации собственных свобод. Далее сказано, что «толерантность вовсе не слабость, а сильное, объективно положительное и выгодное для проявляющей ее стороны качество» [3].

Культура толерантности связана с готовностью власти, допускать инакомыслие в обществе, разрешать в рамках законодательства деятельность оппозиции, принимать политический плюрализм как проявление разнообразия. Курсы политологии призваны показать специфику конфликтов в модернизирующемся обществе. Сам процесс модернизации предполагает рост неравенства в распределении доходов, богатства собственности, провоцирует рост недоверия к власти, осуществляющий такую политику.

«На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка, судебно -процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой - либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма» [4].

Примером политической толерантности может служить «Таджикский мир», что не раз отмечалось главой Республики:

«И сегодня мы горды тем, что опыт (культура) межтаджикского мира являясь примером для других, признан ООН как бесценная модель. История помнит немного случаев, когда в столь короткие сроки завершилась гражданская война, а противоборствующие стороны, протянув друг другу руки, объединились во имя Отечества, родной земли, безопасности народа и общенациональных интересов» [5].

В процессе изучения курса политологии необходимо делать акцент на данном факте, как формирующего национальную идентичность, национальное самосознание, на котором основывается воспитание толерантности, как важнейшей составляющей культуры личности.

Культура обладает огромными ресурсами по воспитанию толерантности в обществе, такими школами терпимости являются, прежде всего, искусство, философия, образование как таковое, развитая практика социальной критики. Искусство как особая коммуникации в обществе дает уникальную возможность путем переживания приобщиться к опыту - другого человека, социальной группы, культуры.

Являясь специфическим видом человеческой деятельности, связанной с процессом творчества, культура предполагает творческое видение толерантности, творческий подход в её формировании. Толерантность же всегда основывается на культуре.

В широком понимании феномен толерантность - есть не что иное как «Диалог культур» в самых различных сферах жизнедеятельности человека и насколько будет продуктивным этот процесс, зависит опять - таки от уровня культуры (цивилизованности) участников диалога, от их толерантности (успех) и интолерантности (неудача).

В программе курса культурология разделы близкие к смысловому полю понятия толерантность содержатся в следующих темах: культурология: история и современность; культура как система; культура древнейших цивилизаций; история доисламской культуры таджикского народа; эпоха Саманидов, её место и роль в истории и культуре таджикского народа; развитие культуры таджикского народа в средневековье и новое время; формирование и основные этапы развития культуры Советского Таджикистана; независимость и культурное наследие и др.

Освоение вышеперечисленных тем является важным фактором воспитания толерантного мышления и толерантных установок, формирования нравственных, этических качеств.

Этика толерантности предполагает стремление достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами диалога, убеждения, разъяснения.

«Терпимость - моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и воспитания» [6].

Терпимость, это то нравственное качество индивида, которое проявляется в его поступках и определяет этический облик личности. Насколько толерантен человек, настолько он высоконравственен и наоборот. Крайние формы интолерантности не могут быть морально оправданными, поскольку любое насилие аморально по сути своей.

Главный закон этики - этика ненасилия. Самые древние моральные нормы основывались на ненасилии, любви, понимании, уважении. Толерантность, терпимость, во всех её проявлениях красной нитью проходили через них.

«Критерием нравственного прогресса может быть именно степень духовной зрелости личности, её способность сделать общечеловеческие нравственные ценности смыслом собственной жизни, её соответствие идеалу свободной, равноправной с другими людьми личности» [7].

Вышеперечисленные аспекты толерантности содержатся в разделах и темах предмета этики: содержание золотого правила; учение Конфуция, Будды, Заратуштры, Моисея, Иисуса; своеобразие этики корана; устои правоверного мусульманина; этические мысли Абу Ханифы; нравственная ценность хадисов Мухаммеда; Ислам и нравственность; своеобразие и специфика взглядов Сократа, Эпикура, Канта, Ницше. Толстого; нравственные взгляды великих мыслителей Востока; этические мысли Рудаки, Фирдоуси, Сино, Саади, Хафиза, Генджеви, Джами; этические и нравственные нормы семейных отношений; семейные традиции их этическая значимость; понятие удовольствия, пользы, справедливость, милосердие, духовность.

Изучение данного предмета, способствует формированию моральных аспектов, толерантности потому как будучи нравственным качеством личности толерантность определяется степенью нравственности. Человек, воспитанный в общепринятых нравственных традициях не может, и не будет проявлять нетерпимость по отношению к другим людям, в чем бы это не выражалось.

Этические нормы толерантного общения, безусловно, определяются ещё и социальными условиями развития личности влиянием среды пребывания, особенностями воспитания, принадлежностью к определённой культуре, религиозностью, уровнем материального благополучия и множеством других факторов, раскрывающих социальную суть толерантности.

Социальный аспект толерантности выражается в отношении к другому человеку, к человеку, имеющему определенные индивидуальные особенности поведения и отличительные от других (остальных) социально - психологические признаки. При уважительном отношении к «Другому», лежащем в основе толерантности, отличительные признаки «Другого» не оцениваются негативно, они понимаются и принимаются (уважительно, положительно) соответственно, не возникают негативные переживания, конфликты и нет необходимости что - то (кого - то) терпеть.

Толерантность, социальное явление, социальная норма потому как именно в социуме проявляются толерантные - интолерантные отношения и в обществе же (или/и обществом) определяются, оцениваются, утверждаются нормы толерантности. С другой стороны то же общество испытывает на себе все отрицательные последствия интолерантности (экстремизм, терроризм, ксенофобия), и общество же ратует за установление, упрочение норм толерантности, единения, мирного общежития.

Цикл социологии содержит перечень тем, в которых феномен толерантности раскрывается в общественно значимом ракурсе,в процессе изучения которых приобретаются навыки толерантных установок и отношений в обществе, поскольку социальная толерантность трактуется как ненасильственное, уважительное отношение между социальными группами, отличающимися по самым разным признакам (возрастные, половые, расовые, этнические, профессиональные, конфессиональные), является гарантом гармоничных отношений в обществе. Учащиеся приходят к осознанию того, что на сегодняшний день толерантность является одной из актуальнейших социальных понятий, и именно с установлением и утверждением толерантных отношений связывают будущее современного общества.

Наиболее широко понятие толерантности рассматривается психологией, поскольку толерантность, прежде всего индивидуальное, психологическое свойство, личностная характеристика человека.

На сегодняшний день в психологии толерантность как феномен изучается очень активно.

В «Большом психологическом словаре» толерантность определяется как «установка либерального принятия моделей поведения, убеждения и ценностей других» и как «способность выносить стресс без серьезного вреда». Термин употребляется для обозначения способности к сопротивлению - стрессам, вредным воздействиям окружающей среды, собственному раздражению поведением другого индивида [8].

В процессе изучения психологии у учащихся появляется возможность более глубоко, во всех проявлениях познать человеческую природу и использовать эти знания для самопознания, саморегуляции, самоизменения.

Для педагога в этом смысле обнаруживается огромное поле деятельности относительно формирования положительных нравственных качеств учащихся, в том числе и толерантных.

Психологическая рефлексия проблемы толерантности во многом перекликается с педагогическими исследованиями, призванными ответить на вопрос об условиях целенаправленного формирования ценностного отношения индивида к людям вообще и к представителям иных культур в частности.

Данная проблема в педагогике сформировалась относительно недавно и является, следствием тенденций изменения содержания образовательного процесса, таких как: гуманизация, демократизация, гуманитаризация, глобализация.

Главная роль в распространении принципов толерантности отводится педагогике, поскольку ценностная ориентация, нравственность, и в конечном счёте отношение и поведение будущего поколения формируется и развивается именно в системе образования, начиная с детского садика и заканчивая вузом.

Использование психолого - педагогических методов, таких как беседы, тесты, деловые и дидактические игры, презентации, тренинги в процессе формирования толерантности в учебном процессе даёт наиболее ощутимый результат воспитательной работы.

Толерантность в психолого - педагогическом аспекте являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни ошибки, неправильного ответа, неуверенности в себе.

Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения, недоверия по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у подрастающего поколения навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях и в этом основная роль отводится гуманитарным наукам.

Литература:

1. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml.

2. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев,

П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 c.

3. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов. -М.: Изд - во моск. коммерч. ун-та, 1993. - 222 с.

4. Декларация принципов толерантности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php.

5. Официальный сайт президента РТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://prezident.tj/.

6. Словарь по этике / Аверинцев С.С. и др.; под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. - 6-е изд. - М.: Политиздат, 1989. - 447 c.

7. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика и эстетика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

8. Большой психологический словарь. - М.: Смысл, 2000. - 363 с.

ПОТЕНЦИАЛ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ФОРМИРОВАНИИ

ТОЛЕРАНТНОСТИ

Аннотация. Статья освещает важность формирования толерантности на современном этапе развития общества, в частности ведущую роль системы образования в установлении толерантных норм и ценностей. Автором определен потенциал гуманитарных наук в формировании толерантности подрастающего поколения. Подробно описано содержание гуманитарных предметов непосредственно влияющих на развитие и становление толерантной личности.

Ключевые слова: толерантность, формирование личности, менталитет, межкультурное взаимодействие, дискриминация, самопознание, рефлексия.

POTENTIAL OF THE HUMANITIES IN TOLERANCE FORMATION

Abstract. Article shines importance of formation of tolerance at the present stage of development of a society, in particular the leading part of an education system in an establishment of tolerant norms and values. The author defines potential of the humanities in formation of tolerance of rising generation. The maintenance of humanitarian subjects directly influencing development and formation of the tolerant person is in detail described.

Key words: tolerance, formation of the person, mentality, intercultural interaction, discrimination, self-knowledge, a reflexion.

Сведения об авторе: Бобоева Сайёра Бобораджабовна - старший преподаватель кафедры общественных наук Таджикского государственного университета права бизнеса и политики, e-mail: boboevasb@mail.ru

Information about the author: Boboeva Sayora Boborajabova - Ae senior teacher of chair public science Tajik State University of the Right of Business and a Policy

ОСОБЕННОСТИ ИРАНСКИХ СМИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРА

Парсиан А. А.

Институт философии, политологии и права им. А. М. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан

Свободное информационное пространство, широкий доступ к интернет-сайтам, стали самым непосредственным образом способствовать тому, что на международной экономической и политической арене сложилась новая структура, угрожающая национальным государствам. Национальные государства, сохраняя свою

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.