Научная статья на тему 'К вопросу о толерантности'

К вопросу о толерантности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Область наук
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеенко Ольга Александровна, Денисенко Марина Валерьевна

Статья посвящена исследованию понятия «толерантность» и ее актуальности в формировании толерантности субъектов социума. Авторы обсуждают важность создания психолого-педагогических условий для формирования толерантной среды. Особое внимание уделяется принципу толерантности в иноязычном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моисеенко Ольга Александровна, Денисенко Марина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF TOLERANCE

The article is devoted to the research of the concept “tolerance” and its relevance in formation of tolerance of subjects of society. The authors discuss the importance of creating of psychological and pedagogical conditions for formation of tolerant environment. Much attention is given to the principle of tolerance in foreign language education. Kea-words: tolerance, foreign language education, foreign language culture, pedagogical tolerance

Текст научной работы на тему «К вопросу о толерантности»

К ВОПРОСУ О ТОЛЕРАНТНОСТИ

Моисеенко Ольга Александровна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков Педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского

университета (НИУ «БелГУ) 308015, ул. Победы,85, Россия, Белгород Денисенко Марина Валерьевна магистрант Педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского

университета (НИУ «БелГУ) 308015, ул. Победы,85, Россия, Белгород

Аннотация

Статья посвящена исследованию понятия «толерантность» и ее актуальности в формировании толерантности субъектов социума. Авторы обсуждают важность создания психолого-педагогических условий для формирования толерантной среды. Особое внимание уделяется принципу толерантности в иноязычном образовании.

Summary

The article is devoted to the research of the concept "tolerance" and its relevance in formation of tolerance of subjects of society. The authors discuss the importance of creating of psychological and pedagogical conditions for formation of tolerant environment. Much attention is given to the principle of tolerance in foreign language education.

Ключевые слова: толерантность, иноязычное образование, иноязычная культура, педагогическая толерантность.

Kea-words: tolerance, foreign language education, foreign language culture, pedagogical tolerance

Актуальность исследования понятия толерантность лежит на поверхности и в дополнительном усиленном обосновании не нуждается. Она объясняется растущей глобализацией, социальными и культурными интегративными процессами в человеческом сообществе и вместе с тем увеличением деструктивности, интолерантности в отношениях между государствами, религиозными и этническими конфликтами, распространением международного терроризма, поставившего под угрозу существование человечества.

Международная доктрина выдвигает толерантность в качестве необходимого условия общения людей разных культур, этнических и межконфессиональных групп. Это условие внесено в «Декларацию принципов толерантности», подписанную в ноябре 1995 года 185 государствами -членами ЮНЕСКО, включая Россию. В документе отмечается, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего

многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности» [1].

XXI век объявлен веком толерантности, веком взаимопонимания непохожих друг на друга людей, восприятия точек зрения с уважением иных позиций.

Воспитание толерантности на уровне индивидуального и общественного сознания - необходимое условие создания демократического государства. Не случайно в 2001 году Правительством РФ была принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)». Она была ориентирована на дальнейшее развитие гуманистических и интернационалистских традиций воспитания подрастающего поколения в стране.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечалось, что при переходе к постиндустриальному информационному обществу, расширению масштабов межкультурного взаимодействия особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. Исходя из этого, формирование толерантности и установок толерантного сознания выступает и как условие успешного развития современного полиэтнического общества, и как социальный заказ системе образования. В этом смысле воспитание толерантности можно считать одной из составляющих модернизации российского образования, включая иноязычное образование. Ценность иноязычного образования заключается в том, что оно открывает возможность для всестороннего и достоверного понимания иной культуры, приобщение личности к ценностям толерантности.

Понятие «толерантность» является предметом изучения многих наук: философии, этики, политологии, медицины, педагогики, психологии, культурологии, лингвистики. Это, в свою очередь, определяет многообразие значений данного термина.

Этимологически слово «толерантность» восходит к латинскому "tolerantia", что означает «выносливость, стойкость». На основе глагола "tolerate" в английском сформировались два существительных: "tolerance" - «способность принимать иные чувства, верования и привычки; умение смиряться с неприятными вещами», и "toleration" - «практика приятия, смирения с чем-либо».

В международном праве принцип толерантности закреплен в таких международных документах как Всеобщая декларация прав человека (1948г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966г.) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г). В 1995 г. была принята Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО (Declaration of Principles on Tolerance), в русском переводе - «Декларация принципов терпимости». Она определяет толерантность как «уважение, принятие и правильное понимание богатого

многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности ..., это гармония в многообразии, ... это добродетель, которая делает возможным достижение мира...» [1у.

Исследование философского аспекта толерантности нашло отражение в трудах Д. Локка, И. Канта, А. П. Куницына, Л.Н. Толстого, В.С. Соловьева и др.

Вопросы этического и социокультурного аспектов рассматриваются в работах Г.А. Бакиевой, Д.В. Зиновьева, В. М. Золотухина, Г.У. Солдатовой и др.

Психологический аспект толерантности исследован А.Г. Асмоловым, Р. Бернсом, Л.С. Выготским, А.Б. Орловым, К. Роджерсом, В.А. Петровским, А.Н. Леонтьевым и др.

Педагогический аспект проблемы толерантности рассматривается в следующих направлениях: 1) формирование отношения обучающихся к толерантности как к общественно значимой ценности (Т.В. Болотина, Б.С. Гершунский, И.В. Крутова, В.В. Глебкин, П.В. Степанов); 2) формирование межэтнической толерантности школьников (Н.П. Едыгова, З.Ф. Муби-нова, Н.П. Магомедова, Н.В. Мольденгауэр, В.А. Тишков, Ф.М. Филиппов); 3) формирование толерантного сознания школьников и студентов (Г.В. Безюлева, Г.В. Скрябина, Г.В. Солдатова, О.Д. Шарова, Г.В. Шеламова).

Ценным для исследования проблемы толерантности является издание «Библиотеки психологии и педагогики толерантности» под редакцией А.Г. Асмолова [4у.

Внимание к вопросу толерантности объясняется четко выраженной тенденцией гуманизации науки, повышением интереса к проблемам личностного развития растущего человека, выделением важнейшей задачи воспитания, заключающейся в формировании у подрастающего поколения гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.

Закон Российской Федерации «Об образовании» (2012 г, статья 1) рассматривает образование как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства».

Роль образования в формировании толерантности субъектов социума велика. Именно поэтому образовательные стратегии, образовательную политику следует выстраивать с учетом важнейших принципов толерантности: уважение прав и достоинства человека, его культурных норм и идеалов, его индивидуальных ценностных ориентаций.

Совершенно очевидным в образовательном учреждении становится создание психолого-педагогических условий формирования толерантной среды. К таким условиям относятся:

1. гуманизация отношений субъектов образовательного процесса,

2. установка на толерантные отношения к другому, проявляющаяся в готовности обучающихся и педагогов к взаимодействию,

3. диалог и сотрудничество,

4. учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

5. повышение коммуникативной культуры всех участников образовательного процесса [5].

И, безусловно, особая роль в формировании толерантности у всех категорий обучаемых - от дошкольной до послевузовской образовательной системы - принадлежит педагогам. В связи с этим обретает актуальность такая категория как педагогическая толерантность. Это, прежде всего, владение умениями и навыками толерантного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса. Педагогическая толерантность является социальной категорией и проявляется в установке на принятие другого человека, на открытое и доверительное общение. Педагогическая толерантность определяется, как способность учителя понять, признать, принять ученика таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, форм поведения.

В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности обучающегося в процессе поликультурного образования? В современной социокультурной ситуации образовательное учреждение должно стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения.

Реализация идеи толерантности наилучшим образом проходит путем интеграции предметов. Следовательно, тема толерантности может найти свое прямое или косвенное воплощение во многих школьных дисциплинах.

Путь к толерантности - это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, поскольку оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания, в связи с этим неоспоримым фактом является учет этнопсихологических факторов при воспитании толерантности, как неотъемлемых составляющих личности человека.

В рамках обозначенной в названии статьи проблемы уместно также определить, что представляет собой иноязычное образование на современном этапе.

Термин «иноязычное образование» мы встречаем у Е.И. Пассова, который в своей культурологической концепции языкового образования обосновывает необходимость переориентации образования со знаниецен-трического на культуросообразное. Система ценностей, используемая в качестве содержания образования, становится тем пространством суще-

ствования, благодаря которому человек может стать духовным. Поскольку содержанием образования является культура, то образование, по его мнению, это становление человека путем вхождения в культуру; благодаря её присвоению он становится её субъектом. Таким образом, иноязычное образование - это процесс передачи и усвоения иноязычной культуры [7]. Иноязычная культура, в свою очередь, есть та часть общей культуры человечества, которой обучающийся может овладеть «в процессе коммуникативного иноязычного образования в познавательном (культуроведческом), развивающем (психологическом), воспитательном (педагогическом) и учебном (социальном) аспектах» [7].

Важнейшей ценностной доминантой иноязычного образования является воспитание уважительного, заинтересованного отношения к многообразным культурным достижениям страны изучаемого языка. Это принято называть воспитанием толерантности.

Работа по формированию толерантного сознания у обучающихся должна быть многогранна и разнонаправлена. Без сомнения, образовательное учреждение является одним из важнейших институтов воспитания данного качества нравственного аспекта. Содержание разных предметов, особенно иностранного языка, где образная система напрямую и особенно сильно воздействует на эмоциональный мир личности, ее ценностные ориентации, - дает множество возможностей для обращения к проблеме толерантности [6].

«Каждый урок иностранного языка — это перекресток культур, это практика межкультурной коммуникации, потому что каждое слово отражает иностранный мир и иностранную культуру, за каждым словом стоит обусловленное национальным сознанием представление о мире» [8]. Именно поэтому необходимо строить учебный процесс так, чтобы обучающиеся смогли увидеть разнообразие того мира, в котором они живут и могли мириться с этим, не испытывая страх оказаться не таким, как все.

Задачей иноязычного образования является создание условий, в которых человеческая личность может проявляться во всем своем многообразии и самоопределении, ведя диалог в горизонте культуры. Личность жива только в своей обращенности к другим, в восприятии другого, во внимании к другому, в общении с другим. В процессе иноязычного образования в контексте диалога культур следует исходить из принципа равноправия всех человеческих культур. Этот тезис, однако, нисколько не умаляет автономии культуры любого народа и в то же время помогает избежать этноцентризма, т.е. чувства превосходства собственного языка и культуры.

Необходимо прислушаться к мудрому призыву профессора С.Г. Тер-Минасовой, которым она завершает свою книгу «Язык и межкультурная коммуникация» «Люди! Будьте терпеливы, уважайте «чужие», не свои культуры, и жить станет легче и спокойнее. Три «Т» - Терпение, Терпимость, Толерантность - вот формула межкультурной коммуникации [8].

Список использованной литературы

1. http: //www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/toleranc.shtml

2. Асмолов, А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Науч-публицистич. вестник. М., 2001.

3. Асмолов, А.Г. Слово о толерантности // Век толерантности. -2001. - №1. - С.2-5.

4. Асмолов, А.Г. Толерантность как культура XXI века // Век толерантности. - 2004. - №7.

5. Ашинова, С.А. Формирование толерантных отношений к близкому другому у школьников в условиях современной социокультурной среды: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2009.

6. Дмитриев, Т.Д. Многокультурное образование. - М.: Народное образование, 1999.

7. Пассов, Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур: пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования / Е.И. Пассов. - Минск: Лексис, 2003. - 184 с.

8. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. - М.: Слово, 2000. - 624 с.

ПАТРИОТИЗМ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ И ЕЕ ЗНАЧИМОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ

ЛИЧНОСТИ

Москаленко Ирина Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры и искусств», 650099, г.Кемерово, Ворошилова, 17

Аннотация: Статья анализирует необходимость нравственного развития личности на базовых ценностях национальной культуры, а также выделяются традиционные ценности российского народа. Традиционные уроки русского языка и литературы рассматриваются как основополагающие факторы формирования нравственных ценностей подростков.

Ключевые слова: нравственные ценности, базовые ценности, духовно-нравственное , традиционные ценности, национальная культура.

Abstract: Article analyzes the need of moral development of the personality on basic values of national culture; traditional values of the Russian people are allocated as well. Traditional lessons of Russian and literature are considered as fundamental factors of forming of teenagers moral values.

Key words: moral values, spiritual and moral, traditional values, national culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.