Научная статья на тему 'Мультикультурное образование и формирование толерантности личности'

Мультикультурное образование и формирование толерантности личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
210
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ / MULTICULTURAL EDUCATION / TOLERANCE / CULTURAL DIFFERENCES / COMMUNICATION BARRIERS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Карабанова О. А., Вислова А. Д.

Обосновывается парадигма мультикультурного образования. Формирование толерантности личности раскрывается как цель этого образования. Показывается роль стереотипов в порождении психологических барьеров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTICULTURAL FORMATION AND FORMATION OF TOLERANCE OF THE PERSON

Is based on the paradigm of multicultural education. Formation of tolerance of personality is revealed as the purpose of this education. Shows the role of stereotypes in firing the psychological barriers.

Текст научной работы на тему «Мультикультурное образование и формирование толерантности личности»

МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

О.А. КАРАБАНОВА,

профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова,

доктор психологических наук E-mail: okarabanova@mail.ru;

А.Д. ВИСЛОВА,

доцент Кабардино-Балкарского государственного университета, кандидат психологических наук

E-m ail: a vislo va @mail.ru Научная специальность: 19.00.13 — психология развития, акмеология

Аннотация. Обосновывается парадигма мультикультурного образования. Формирование толерантности личности раскрывается как цель этого образования. Показывается роль стереотипов в порождении психологических барьеров. Ключевые слова: мультикультурное образование, толерантность, культурные различия, барьеры общения.

MULTICULTURAL FORMATION AND FORMATION OF TOLERANCE OF THE PERSON

O.A. KARABANOVA,

professor of Moscow State university, doctor of psychological sciences;

A.D. VISLOVA,

associate Professor of Kabardino-Balkarian State university, candidate of psychological sciences

Annotation. Is based on the paradigm of multicultural education. Formation of tolerance of personality is revealed as the purpose of this education. Shows the role of stereotypes in firing the psychological barriers.

Keywords: multicultural education, tolerance, cultural differences, communication barriers.

Трансформационные процессы, происходящие в современном обществе, таят в себе риски, сопряженные как с нарастанием жестокости и насилия, так и возможности, обусловливающие толерантные отношения в условиях культурных различий. Это актуализирует проблему формирования личности с толерантными установками, способной к позитивным отношениям. На реализацию этой важной задачи направлено мультикультурное образование.

Мультикультурное образование — это комплекс идей, ценностей и действий, способствующих мирному, равноправному и взаимовыгодному сосуществованию различных культурных, этнических и социальных групп в одной стране.

Необходимость введения данного термина зародилась в структурах Совета Европы. В основу межкультурного образования была положена идея о том, что толерантность должна давать равные возможности получения образования каждому ребенку и обеспечивать равноценность различных культур. В 1995 г. Генеральная Конференция

ЮНЕСКО приняла Декларацию принципов толерантности. Согласно этому важному документу, толерантность определяется как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности; отказ от догматизма, абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека [3]. На решение данной проблемы была направлена Федеральная программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001—2005 гг.).

«Мультикультурное образование» (Д. Бэнкс и др.) является синонимом понятия «межкультурное образование» (П. Бателаан, Г. Ауернхаймер, В. Нике и др.), «поликультурное образование».

Существуют теоретические подходы и концепции зарубежных (П. Бателаан, Г. Ауернхаймер, В. Нике, П. Фрейер и др.) и отечественных (А.Г. Ас-молов, Г.Д. Дмитриев, Л.М. Дробижева, С.В. Собкин,

№ 3 I 2012

Вестник Московского университета МВД России

119

Г.В. Солдатова и др.) исследователей к проблеме мультикультурного образования, являющиеся методологической основой формирования толерантности.

Согласно А.Г. Асмолову, термин «толерантность» выражает три пересекающихся значения: 1) устойчивость, выносливость; 2) терпимость; 3) допуск, допустимое отклонение [1, 2].

Употребляя термин «многокультурное образование» Г.Д. Дмитриев резонно выделяет его основную цель: «способствовать ...созданию в России демократического государства, которое характеризуется: толерантностью взглядов, суждений, людей; признанием и развитием культурного плюрализма в обществе; равными правами, обязанностями и возможностями для всех граждан; уважением решений большинства и защитой прав меньшинства и др.» [4, с. 34]. Такое образование призвано противостоять расизму, предубеждениям, ксенофобии, предвзятости, этноцентризму, ненависти, основанной на культурных различиях. Ученый решительно возражает против мнения, что многокультурное образование нужно только меньшинствам, которые изначально находятся в заведомо неблагоприятной ситуации. Знания о культурном многообразии окружающего мира особенно необходимы для детей из так называемых семей «новых русских» и относящих себя к элите общества, «ибо они порой понимают, что

только их слой имеет культуру, а остальные — бескультурные ...они верят в то, что только их стиль жизни, поведения, их вера являются единственно правильными. Все остальное им может казаться ... примитивным, неполноценным или просто экзотическим, недостойным принятия в свою культурную среду» [4, с. 36].

С точки зрения Г.У. Солдатовой, основная задача мультикультурного образования заключается в формировании «социальной компетентности подрастающего поколения, знаний и умений строить позитивные отношения .с людьми, непохожими по самым разным параметрам: расовым, этническим, религиозным, социальным и мировоззренческим» [6, с. 67].

Построение образовательного процесса в муль-тикультурной среде возможно на основе принципов, сформулированных выдающимся педагогом и просветителем ХХ в. Паоло Фрейером. В книге «Педагогика автономии» (русский перевод отсутствует) он использовал термин «освобождающее образование». Такое образование позволяет человеку быть таким, как он есть на самом деле — вне зависимости от национальной, религиозной принадлежности, различий взглядов и убеждений [7]. П. Фрейер писал, что задача преподавателя, будь то школа или вуз, заключается не только в обучении содержанию, но и в обучении мыслить в правильном направлении. Он под-

Право ] и нт^лл&ктуалё^^й СОоСТйенНОСШ

\

У

ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Учебное пособие / Под ред. Н.М. Коршунова, Н.Д. Эри-ашвили. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 327 с,

В краткой и доступной форме дается представление о праве интеллектуальной собственности, его основных понятиях и категориях. Раскрываются основы и особенности правового регулирования правоотношений в сфере интеллектуальной собственности. Дается подробная характеристика основных объектов интеллектуальной собственности, обязательств по передаче исключительного права, форм и способов защиты интеллектуальной собственности и др. Отдельно рассматриваются такие специфические вопросы, как аудит и оценка интеллектуальной собственности, а также интеллектуальная собственность в сети интернет.

Для студентов, аспирантов (адъюнктов) и преподавателей юридических вузов и факультетов, юристов-практиков, а также всех интересующихся вопросами права интеллектуальной собственности.

120

Вестник Московского университета МВД России

№ 3 / 2012

черкивал, что правильному размышлению присуще решительное отрицание любых форм дискриминации и предполагает диалог, а не полемику.

Идеи Фрейера созвучны идеям мультикультур-ного образования и воспитания детей, подростков и молодежи. По его мнению, преподаватель, не уважающий автономии обучаемого, его эстетического вкуса, его языка, унижающий учащегося, ставящий его «на свое место», нарушает фундаментальные этические принципы.

Мультикультурное (межкультурное) образование акцентирует внимание на развитии навыков взаимодействия с людьми на основе понимания и принятия культурных различий, что позволяет осознать сущность постигаемой действительности, искать причины и смысл происходящего вокруг, критически осмысливать современные реалии жизни.

В.Н. Куницына с соавторами исследовала нарушения, трудности, а также барьеры общения и пришла к выводу о том, что все они возникают без предварительного намерения, протекают внешне бесконфликтно и сопровождаются внутренними напряжениями, неудовлетворенностью общением, отрицательными эмоциями. В предложенной им модели межличностного доверительного общения приводятся критерии их различения — по степени тяжести протекания и психологическим последствиям, по степени неудовлетворенности общением и вовлеченности обоих партнеров, по возможности и способам устранения. Авторы обращают внимание на два основных аспекта — психологический и коммуникативный. К коммуникативным барьерам, препятствующим взаимодействию и успешному общению относятся проблемы, вызванные несформи-рованностью умений и навыков общения, незнанием норм, социальной неуверенностью. В этом случае необходимо обучение и корректировка сложившихся моделей поведения. Психологические барьеры препятствуют, в первую очередь, взаимопониманию и затем уже, осложняют взаимодействие. К психологическим барьерам относятся предубеждения, предрассудки, социальные стереотипы. Так, актуализация стереотипов в момент доверительного неформального общения может оказаться психологическим барьером для взаимопонимания и взаимодействия [5].

В докладе Международной комиссии по образованию для XXI в. «Образование: сокрытое сокро-

вище», представленном ЮНЕСКО, сказано, что образовательный идеал XXI в. радикально отличается от классического идеала, основанного на энцикло-педичности знаний. Учиться жить вместе — один из важнейших принципов нового образовательного идеала. Осмысление этого принципа приводит к выводу о том, что современное образование должно формировать мировоззрение, основанное на толерантности к культурным различиям и ответственности за свои действия. Разные культуры важны и разные культуры нужны. Хотя бы потому, что «культура по сути своей погранична, ей органически необходим контраст с другими культурами, их «взаимное отзеркаливание» (М. Бахтин).

Вместе с тем, реализация Приоритетного Национального проекта «Образование», является фактором, способствующим формированию гуманистической парадигмы образования. Новая образовательная парадигма призвана распространять толерантный подход к культурным различиям и предупреждать проявления интолерантности, дихотомии «свой-чужой» через создание психологически комфортной атмосферы в детско-подростковой среде, акцентируя внимание на том, что служит сплочению молодых людей, относящихся к разным культурам. В свою очередь, это будет способствовать гармонизации социальных отношений.

Литература

1. Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии к реальности. На пути к толерантному сознанию. М., 2000.

2. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: научно-публицистический вестник. 2001. № 1. С. 8—18.

3. Декларация принципов толерантности (утв. рез. Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.) // Первое сентября. 2000. № 66.

4. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М., 1999.

5. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб., 2001.

6. Солдатова Г. У. Практическая психология толерантности // Век толерантности. 2003. № 6.

7. Фрейер П. Педагогика автономии (конспект на русском языке).

№ 3 / 2012

Вестник Московского университета МВД России

121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.