УДК 37.033
Супонева А.М.
студент магистратуры Воронежский государственный педагогический университет
(г. Воронеж, Россия)
ПОТЕНЦИАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Аннотация: в статье рассматриваются требования Федерального государственного стандарта дошкольного образования к формированию личности детей дошкольного возраста в рамках реализации занятий по области «познавательное развитие» и характеризуется определение понятию экологические игры. Дана классификация игр экологического содержания, которую можно использовать в дошкольных образовательных организациях. Описываются педагогические условия, обязательные для соблюдения воспитателями, в целях обеспечения качественного процесса формирования личности дошкольников посредством экологических игр.
Ключевые слова: личность, дошкольник, формирование, экологические игры, экологическая культура, экологическое воспитание, педагог, дошкольная образовательная организация, природа, экология, ценность.
Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста, в частности, формирование у них личностных установок, позволяющих любить окружающую природу, бережно относиться к вопросам экологии и иметь должный уровень культуры, широко обсуждаемо среди ученых и педагогического сообщества. Значимость личностного формирования, а именно, экологической культуры также описывается в положениях современного образовательного стандарта, курирующего учебный процесс в дошкольных организациях. Согласно ФГОС ДО, занятия в области познавательного развития детей должны обеспечивать «формирование основ
экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии природы Родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание гуманного отношения к природе» [8, с. 7].
Анализ трудов ведущих деятелей науки (Л.А. Гришиной [1], Е.В. Дрязгуновой [2], М.В. Максимовой [4], С.Н. Николаевой [5], Е.И. Тихеевой [7] и др.), показывает, что реализация описанных выше требований возможна посредством организации в условиях детского сада экологических игр. Под экологическими играми понимается такая учебно-воспитательная форма деятельности, в процессе которой у дошкольников повышается уровень формирования экологической культуры, сознания и поведения, а также развития их знаний в области окружающей природной среды.
Общеизвестно, что игровая деятельность выступает ведущей в возрасте от 3 до 7 лет. Вовлекая дошкольников в игры, у педагогов имеется возможность обогатить их знания, расширить представления о каких-либо явлениях. Игровая деятельность учит детей применять теоретические сведения в реальной жизни, на занятиях, на прогулке, в общении с другими людьми. «Содержание игры в целом оказывает большое влияние на становление личности ребенка, эстетическое его развитие», - подчеркивала В.Е. Дрязгунова [2, с. 3].
Л.А. Гришина [1], С.Н. Николаева [5] и М.В. Максимова [4] в своих научных изысканиях рекомендуют педагогам использовать различные виды экологических игр. Представленная классификация может быть использована как в младших, так и старших группах (рисунок 1).
Виды экологических игр
Сюжетно-ролевые, творческие
Игры с природным материалом
Рисунок 1. Виды экологических игр, рекомендуемые для использования в ДОО.
Множество трудов исследованию теме экологического воспитания личностей в возрасте от 3 до 7 лет посвящено у С. Н. Николаевой [5]. По словам автора, ключевым показателем такого воспитания является культурность. Высокий уровень ее формирования позволяет дошкольникам понять, насколько люди влияют на состояние природной среды, какие действия необходимо предпринимать, чтобы экология оставалась полезной для человека. Более того, С. Н. Николаева утверждает, что именно с помощью игр можно приучить ребенка относится к природе с заботой. По мнению автора, экологические игры пробуждают «гуманистические и эстетические переживания, готовность к практическому созиданию вокруг себя» [5, с. 3], воспитывают бережливость «к вещам, сделанным из природных материалов» [5, с. 3].
В.А. Дрязгунова, описывая технологию использования экологических игр в качестве средства знакомства с информацией о природе, подчеркивает, что такая деятельность многому обучает и помогает воспитать грамотную, культурную личность. Дети, воплощая сюжеты игр экологического содержания приобретают важные знания и умения. С одной стороны, развиваются их сенсорные способности (например, определение предмета по запаху, внешнему облику), с другой - аналитические (дошкольники, играя учатся описывать природные объекты, выделять их части, составлять единый образ и т.д.) [2].
Рассматривая практику реализации игровой деятельности с экологическим содержанием, рекомендуется опираться на методические положения С. Н. Николаевой [4], И. А. Комаровой [3] и Н. А. Рыжовой [6]. По словам ученых, формирование личности дошкольников посредством экологических игр представляется возможным, в случае если воспитатели будут создавать следующие педагогические условия:
1. Следить за качеством и наполняемостью развивающей в группе среды. Необходимо создавать для дошкольников наглядность и приучать к труду, например, стандартным решением является создание «Зеленого уголка», в котором будет размещен календарь погоды и обитать животные (примеры игр: «Опиши погоду», «Угадай время года по описанию», «Рыбки и влияние чистой воды на их жизнь» и др.). На участке детского сада в теплое время года методисты рекомендуют мотивировать дошкольников к посадке овощей и цветов, например, лука, перца, огурцов, бархотки и т.д. Уход за растениями педагоги могут помогать осуществлять детям также играя (примеры экологических игр: «Расскажи, что изменилось», «Кто больше собрал овощей», «Каким цветом сегодня листья» и др.).
2. Также рекомендуется организовывать игровую деятельность, которая будет систематически обогащать экологические знания дошкольников и развивать их умения. В игровой форме педагог объясняет правила поведения на природе, рассказывает детям о том, какие нормы морали содействуют экологическому состоянию окружающей среды. Наряду с этим в формате игр можно оказывать содействие дошкольникам в формировании экологических ценностей.
3. Хорошим помощником для организации экологических игр является наличие в группах детского сада библиотеки, в которой размещены энциклопедии в соответствии с возрастом дошкольников, различные выдержки из журналов, сказки и короткие натуралистические рассказы. Книги - это не просто поучительный материал, но и средство наглядности, обеспечивающее поддержание заинтересованности воспитанников к экологической культуре.
4. Вовлечение дошкольников в поисковую работу и исследования. Данную форму обучения и воспитания дошкольников также можно реализовать с помощью экологических игр. По словам С. Н. Николаевой [4], И. А. Комаровой [3], Н. А. Рыжовой [6] экспериментирование привлекает детей, учит прослеживать между течением деятельности и результатами связь, познавать свойства природы, знакомиться с качеством материалом, живых объектов и т.д. В рамках поисково-исследовательской деятельности можно организовать следующие игры экологического содержания: «Расставь по порядку», «Что сначала, что потом?», «Расскажи, что изменилось» и т.д.
5. Помимо создания выше представленных педагогических условий, формирование личности дошкольников будет протекать успешно, если экологические игры организовывать на экскурсиях и прогулках. Местом для выездных мероприятий с воспитанниками детского сада для этих целей может стать близлежащий парк или сквер, лес, ботанический сад и другие территории, на которых располагаются природные объекты.
Таким образом, в процессе анализа теории и практики о проблеме формирования личности детей школьного возраста посредством экологических игр, можно заключить, что такой вид деятельности имеет не просто воспитательный, но и широкий образовательный потенциал. Организуемая для дошкольников деятельность в формате экологических игр содействует в формировании ценностного отношения к природе, воспитании привычки следовать правилам, которые служат во благо экологии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гришина Л. А. Экологическая игра, как средство формирования ответственного отношения младших школьников к природе [Электронный ресурс] // Материалы конференции «Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014002161;
2. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: пособие для воспитателя дет сада. - Москва: Просвещение, 1981. -80 с;
3. Комарова И. А. Игра в экологическом воспитании дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждения. - Москва: ГНОМ, 2022. - 132 с;
4. Максимова М. В. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников / М. В. Максимова // Молодой ученый. - 2015. - № 22 (102). - С. 826-830;
5. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания в детском саду «Юный эколог». - Москва: Просвещение, 2019. - 82 с;
6. Рыжова Н. А. Наш дом - природа: программа по экологическому образованию дошкольников: разработана в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. - 2-е изд., перераб. - Москва: Линка-пресс, 2022. -223 с;
7. Тихеева Е. И. Игры и занятия малых детей: пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - Москва: Издательство «Юрайт», 2022. - 103 с;
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ред. от 17.02.2023): письма и приказы Минобрнауки / [ред.-сост. Т. В. Цветкова]. - Москва: Творческий центр Сфера, 2023. - 27 с
Suponeva A.M.
Voronezh State Pedagogical University (Voronezh, Russia)
POTENTIAL OF ECOLOGICAL GAMES IN FORMATION OF PERSONALITY OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE: FROM THEORY TO PRACTICE
Abstract: the article examines the requirements of the Federal State Standard of Preschool Education for the formation of the personality of preschool children within the framework of the implementation of classes in the field of "cognitive development" and characterizes the definition of the concept of environmental games. A classification of games with environmental content is given, which can be used in preschool educational organizations. The pedagogical conditions are described that must be observed by educators in order to ensure a high-quality process of personality formation of preschoolers through environmental games.
Keywords: personality, preschooler, formation, environmental games, environmental culture, environmental education, teacher, preschool education, nature, ecology, value.