Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НОВЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ФОРМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПОТЕНЦИАЛ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НОВЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ФОРМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / учебная технология / организационно-методические формы / синхронное обучение / асинхронное обучение / distance learning / educational technology / organizational and methodological forms / synchronous learning / asynchronous learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.И. Молчанова, Н.Г. Витковская, С.В. Пивнева, Д.А. Денисова

В статье освещено понятие «дистанционное обучение», дано обоснование необходимости усвоения преподавателями специфических методов и форм, разработки новых методических приемов. Проанализированы дидактические возможности современного дистанционного обучения в организации учебного процесса, которые предоставляют дистанционные технологии. Рассматриваются новые организационно-методические формы, которые активно внедряются в образовательный процесс благодаря дистанционной форме обучения. Делается вывод, что эффективность использования любой организационно-методической формы дистанционного обучения зависит от степени взаимодействия преподавателя и студента, эффективности разработанных методических материалов, эффективности обратной связи. В ДО важной задачей остается обеспечение студенческой самостоятельности в получении знаний, компетентности в пользовании различными источниками информации. Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, студент с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, применение полученных знаний для решения разнообразных проблем окружающей действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF DISTANCE LEARNING IN FORMATION OF NEW METHODOLOGICAL FORMS OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

The article highlights a concept “distance learning”, justifies the need for teachers to master specific methods and forms, develop new teaching methods. The didactic possibilities of modern distance learning in the organization of the educational process, which are provided by distance technologies, are analyzed. New organizational and methodological forms are considered, which are actively introduced into the educational process thanks to distance learning. It is concluded that the effectiveness of using any organizational and methodological form of distance learning depends on the degree of interaction between the teacher and the student, the effectiveness of the developed methodological materials, and the effectiveness of feedback. In the distance learning, an important task remains to ensure student independence in obtaining knowledge, their competence in using various sources of information. Independent acquisition of knowledge should not be passive, the student from the very beginning should be involved in active cognitive activity, in the application of the knowledge gained to solve various problems of the surrounding reality.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НОВЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ФОРМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378

Molchanova I.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Peoples' Friendship University of Russia Moscow, E-mail: irmamolchanova@gmail.com

Vitkovskaya N.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Russian State Social University. Moscow, E-mail: pivnevasv@rgsu.net

Pivneva S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Russian State Social University Moscow, E-mail: pivnevasv@rgsu.net

Denisova D.A., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Moscow State University of Food Production Moscow, E-mail: DenisovaDA@mgupp.ru

THE POTENTIAL OF DISTANCE LEARNING IN FORMATION OF NEW METHODOLOGICAL FORMS OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION. The article highlights a concept "distance learning", justifies the need for teachers to master specific methods and forms, develop new teaching methods. The didactic possibilities of modern distance learning in the organization of the educational process, which are provided by distance technologies, are analyzed. New organizational and methodological forms are considered, which are actively introduced into the educational process thanks to distance learning. It is concluded that the effectiveness of using any organizational and methodological form of distance learning depends on the degree of interaction between the teacher and the student, the effectiveness of the developed methodological materials, and the effectiveness of feedback. In the distance learning, an important task remains to ensure student independence in obtaining knowledge, their competence in using various sources of information. Independent acquisition of knowledge should not be passive, the student from the very beginning should be involved in active cognitive activity, in the application of the knowledge gained to solve various problems of the surrounding reality.

Key words: distance learning, educational technology, organizational and methodological forms, synchronous learning, asynchronous learning.

И.И. Молчанова, канд. пед. наук, Российский университет дружбы народов, г. Москва, E-mail: irmamolchanova@gmail.com

Н.Г. Витковская, канд. пед. наук, доц., Российский государственный социальный университет, г. Москва, E-mail: pivnevasv@rgsu.net

С.В. Пивнева, канд. пед. наук, доц., Российский государственный социальный университет, г. Москва, E-mail: pivnevasv@rgsu.net

Д.А. Денисова, канд. техн. наук, доц., Московский государственный университет пищевых производств, г. Москва, E-mail: DenisovaDA@mgupp.ru

ПОТЕНЦИАЛ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НОВЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ФОРМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье освещено понятие «дистанционное обучение», дано обоснование необходимости усвоения преподавателями специфических методов и форм, разработки новых методических приемов. Проанализированы дидактические возможности современного дистанционного обучения в организации учебного процесса, которые предоставляют дистанционные технологии. Рассматриваются новые организационно-методические формы, которые активно внедряются в образовательный процесс благодаря дистанционной форме обучения. Делается вывод, что эффективность использования любой организационно-методической формы дистанционного обучения зависит от степени взаимодействия преподавателя и студента, эффективности разработанных методических материалов, эффективности обратной связи. В ДО важной задачей остается обеспечение студенческой самостоятельности в получении знаний, компетентности в пользовании различными источниками информации. Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, студент с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, применение полученных знаний для решения разнообразных проблем окружающей действительности

Ключевые слова: дистанционное обучение, учебная технология, организационно-методические формы, синхронное обучение, асинхронное обучение.

Современное развитие высшего образования ориентировано на формирование конкурентоспособного специалиста, успешного в электронной информационной среде, который умеет критически мыслить, способен не только на репродуктивную деятельность, но и на принятие нестандартных решений. Это возможно, если в образовательной практике вузов использовать потенциал таких ИКТ, которые создали бы максимально благоприятные условия для развития познавательного интереса и творческих способностей студенческой молодежи, выявления и активного использования их индивидуальных особенностей в дистанционном обучении (далее - ДО).

Вызовы, которые поставила перед педагогами пандемия СШЮ-19, сделав на несколько месяцев ДО единственно доступной формой образования, демонстрируют, что методы и формы, присущие традиционной системе преподавания, не всегда способны адекватно реагировать на необходимость своевременного использования в учебном процессе большого количества новой точной информации, не могут быть полностью адаптированы к современным требованиям образования.

Использование в образовании технологии ДО стало вполне закономерным результатом процесса внедрения новых ИКТ в жизнь современного человека. Анализ практики разработки и внедрения ДО в высшей школе позволяет утверждать, что большинство вузов накопили положительный опыт использования технологий ДО в профессиональной подготовке студентов. Тем не менее неэффективное использование в высшей школе потенциала технологий ДО может быть связано как с недостаточным ресурсным обеспечением, так и с определенным консерватизмом значительной части профессорско-преподавательского состава по отношению к современным формам и методам обучения, а также отсутствием у них необходимой для работы в системе ДО предварительной подготовки.

Главная роль в учебном процессе, безусловно, всегда будет принадлежать преподавателю, его личности, его квалификации. Именно поэтому важным вопросом становится необходимость усвоения им специфических методов и форм, разработка новых методических приемов, использование всех тех возможностей, которые предоставляют современные технологии ДО.

Сегодня проблемы создания новейших технологий в сфере образования, внедрения ДО, совершенствования старых и презентации инновационных форм обучения актуальны в педагогической науке.

Так, теоретические основы, специфику, содержание, формы, методы ДО, перспективы его развития рассматривались в исследованиях Бельдаррейн Ю. [1], Пиччиано А.Г. [2].

Вопросу особенностей и перспектив применения ИКТ в образовании посвящены работы Саба Ф. [3], Чинар М., Торенли Н. [4].

На необходимости педагогической обоснованности и методической обеспеченности использования технологий ДО настаивают такие исследователи, как Харпер К.Х., Чен К., Йен Д.К. [5], Барух О., Барт Дж., Лев Ю., Шетинбок А. [6]. Методологические и методические проблемы ДО освещены в исследованиях Деннен В.П., Обин Дараби А., Смит Л.Дж. [7], Эллис Т.Дж., Коэн М.С. [8].

Технологии ДО, как утверждают ученые, строятся на основе принципов открытого образования и являются самыми современными и перспективными технологиями организации образования, имеющими определяющее влияние на характер и темпы информатизации системы образования [9; 10].

По свидетельству Е.И. Хачикян и др. [11], каждая совершенствующая система образования с появлением интернет-ресурсов, освоением современных информационных технологий вступает в новую, пока недостаточно исследованную фазу своего развития. В этой связи усилия многих учёных, изучающих специфику развития системы образования на современном этапе его развития, сосредоточены на решении следующих актуальных вопросов:

- поиск способов применения компьютерных технологий;

- разработка новых методик преподавания, учитывающих специфику обучения в ДО.

В свете вышесказанного ДО можно рассматривать как практический механизм повышения эффективности профессионального образования.

Однако, несмотря на большое количество исследований, современное ДО в России иногда еще напоминает традиционные формы заочного обучения, не раскрывая всех доступных ему возможностей использования новых учебных форм и методов. Сделанный нами анализ последних исследований и публикаций свидетельствует о недостаточности разработанности научно-теоретического обеспечения организации ДО в вузе и необходимости исследования его возможностей в формировании новых методических форм и приемов обучения в высшей школе.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена потребностями общества во внедрении технологий ДО, создании организационно-методического и технологического обеспечения образовательного процесса, в преподавателях, владеющих умениями и навыками использования потенциала этих технологий.

Следовательно, цель исследования заключается в раскрытии возможностей технологий ДО в формировании новых методических форм образовательного процесса в учреждениях высшего образования.

Задачи исследования:

1) осветить понятие ДО, дать обоснование необходимости усвоения преподавателями специфических методов и форм, разработки новых методических приемов, использования всех тех возможностей, которые предоставляют современные дистанционные технологии;

2) проанализировать дидактические возможности современного ДО в организации учебного процесса;

3) рассмотреть новые организационно-методические формы, которые активно внедряются в образовательный процесс благодаря дистанционной форме обучения.

Научная новизна статьи состоит в анализе дидактических возможностей ДО в формировании новых методических форм и приемов обучения студентов.

Теоретическая значимость статьи заключается в систематизации новых организационно-методических форм в обучении студентов при реализации ДО.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты можно использовать при создании организационно-методического и технологического обеспечения процесса ДО в вузе.

Исследователи разграничивают дистанционное обучение на следующие разновидности:

- дистанционное обучение - особая форма институализации и воплощения учебно-воспитательного процесса, в котором субъекты обучения (его участники) реализуют учебное взаимодействие принципиально и в основном экстерриториально [2];

- традиционное дистанционное обучение - тип дистанционного обучения, в котором взаимодействие между участниками и инициаторами учебного процесса проходит во временном измерении асинхронно, при этом активно применяют транспортную систему поставки учебного объема и других информационных объектов системы телефонной, телеграфной или почтовой связи [5; 6];

- е-дистанционное обучение (е-ДО) - вид дистанционного обучения, который предусматривает в основном индивидуализированное взаимодействие между организаторами и участниками учебного процесса как синхронно - во времени, так и асинхронно, принципиально и преимущественно используя электронные транспортные системы доставки учебного материала и других информационных объектов, компьютерные сети, ИКТ [3; 4; 10].

Мы соглашаемся с результатами исследования [4], где ДО рассматривается как новейшая разновидность образования, в плоскости которой студенты самостоятельно трудятся дома, а их коммуникативные отношения с другими студентами и преподавателями осуществляются преимущественно через видеоконференции, электронные форумы, Е-mail и другие возможности сетевой коммуникации.

Сейчас приоритетным в развитии потенциала высшей школы становится проектирование и развитие информационно-расширенной, ИКТ-насыщенной, вариативной образовательной среды.

В связи с распространением COVID-19 учебные заведения были вынуждены прервать очное обучение и свести к минимуму физическое взаимодействие со студентами, исключив или, по крайней мере, значительно уменьшив возможность использования традиционных аудиторных занятий, и ДО реализовывалось посредством программ для видео-конференц-связи; образовательных платформ (Moodle, Microsoft Teams, GoogleClassroom и др.); мессенджеров и тому подобное. Во многих вузах широко применяется платформа Moodle - бесплатная электронная образовательная среда с простым и понятным интерфейсом,

адаптированная под разные устройства с разными операционными системами, что позволяет проектировать и конструировать учебные курсы согласно потребностям и требованиям вуза.

Проанализируем дидактические возможности современного ДО. Университетское обучение в традиционной форме включает лекции, практические занятия, самостоятельные исследования, письменные задания и устные опросы. ДО допускает наличие некоторых изменений в методиках традиционного образования.

Так, лекция предусматривает презентацию готовой информации во время практического занятия, что вызывает требования наличия определенного уровня самодисциплины.

Среди позитивных достижений ДО назовем возможность использования на лекциях таких новейших информационных технологий, как, например, гипертекст, мультимедиа, презентация, графика и т. п., что делает лекции более выразительными и наглядными. Кроме того, у студентов есть возможность многократного возвращения к непонятным во время первого чтения или слушания моментам, чередования чтения с обдумыванием, анализом.

Процесс самостоятельной работы (например, исследование, реферат) не меняется, поскольку в обоих случаях (очное или ДО) студент предоставляет преподавателю результат поиска или исследования, которое он выполняет самостоятельно.

А вот проведение практического занятия значительно усложняется, и от преподавателя потребуется разработка детальных пошаговых инструкций и углубленная консультация по выполнению работы. Процесс выполнения письменных заданий претерпел изменения в форме передачи текста. Для удобства отправки и получения задания часто используются тесты, в которых результат длительных вычислений или размышлений может быть обозначен выбором одного числа (варианта). Во время ДО в процессе устного опроса преподаватель вынужден полагаться на честность студента, потому что опрос на расстоянии дает возможность пользоваться подсказками, шпаргалками.

Потенциальные возможности ДО в сфере использования мультимедиа-технологий способны значительно облегчить проведение лабораторного практикума посредством имитационного моделирования, анимации. Но следует упомянуть, что в некоторых случаях осуществление лабораторных работ с использованием технологий ДО становится невозможным.

Семинарское занятие с использованием технологий ДО преобразуется в «вебинар», то есть семинар, который проводится посредством сетевых видеоконференций и в педагогическом аспекте не имеет значительных различий с традиционным «семинаром».

При этом F. Saba [3] справедливо замечает, что наличие коммуникативной среды, воспроизводимой посредством ИКТ, еще не означает автоматического появления взаимодействия субъектов ДО. Для обеспечения качественного ДО необходимо не только преодоление аудиовизуального барьера, двусторонняя коммуникация в диаде «студент - преподаватель», но и специализированная учебная среда, обеспечивающая взаимный диалог. Важно, чтобы в основу формирования такой среды были положены не столько технические, сколько педагогические принципы.

По мнению исследователей [8], благодаря таким средствам ДО, как дискуссионные форумы, электронные обсуждения усвоенного материала и т. п. создается новая учебная среда, в которой студенты чувствуют себя неотъемлемой частью коллектива, усиливающей мотивацию к обучению. В свою очередь, пре-

Таблица 1

№ Форма ДО Описание

1 Форум самая распространенная форма коммуникации преподавателя со студентами, объединяющая другие формы: чат, вебинар, веб-конференция и др. Форум посвящен определенной проблеме (теме). Преподаватель как модератор форума осуществляет обсуждение, стимулируя его вопросами, сообщениями, новой информацией. Программное обеспечение форумов позволяет привлечь к нему различные файлы определенного формата и размера. Несколько форумов можно объединить в один, например, во время работы группы студентов над проектом можно создать форумы для каждой малой группы с целью общения в ходе решения поставленной задачи, затем - обсуждение общей проблемы проекта (веб-конференция)

2 Блог можно определить как форму ведения в Интернете собственного дневника; форма коммуникации, когда право на публикацию принадлежит одному лицу/группе лиц. Блог используется, например, следующим образом: студент, выполнив задание (сообщение, доклад), размещает его на сайте своего блога, потом одногруппники читают его, комментируют и обсуждают

3 Видеоконференция одна из самых современных форм ДО; значительным преимуществом является возможность одновременно видеть и слышать своего собеседника на экране с созданием эффекта непосредственного общения, работать одновременно с несколькими аудиториями студентов, находящимися в разных географических точках. Возможны обсуждение, дискуссии, защита проектов в онлайн-режиме

4 Вебинар интерактивное занятие, в процессе которого студенты выступают с докладами, задают вопросы, участвуют в дискуссиях и обсуждениях. Возможные инструменты: презентация (демонстрация слайдов, изображений, схем), видео- и аудиоматериалы, электронная доска, позволяющая делать записи, пометки, рисунки и т. п. Вебинар дает возможность в полной мере воспроизвести условия совместной формы организации обучения, потому что ему присущ главный признак семинара - интерактивность.

5 Веб-квест проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета; применяется для организации исследовательской деятельности студентов; основной целью является получение студентами навыков использования полученной информации в практических целях

Организационно-методические формы ДО

подаватели должны владеть методами создания и поддержания такого учебной среды, разрабатывать стратегии активного взаимодействия между участниками учебного процесса, повышать творческую активность студентов и собственную квалификацию.

Лишь небольшую частичку учебного процесса составляет теоретический материал дисциплин, то есть лекции. Основная задача для преподавателя, работающего в формате ДО - ориентация студентов на творческий поиск информации, умение самостоятельного приобретения необходимых знаний и применения их в решении практических задач с использованием современных технологий [5].

Активное внедрение в учебный процесс высшей школы технологий ДО открыло широкие потенциальные возможности в формировании новых организационно-методических форм обучения. Наиболее активно используемые в современной практике организационно-методические формы ДО представлены в табл. 1.

К новым организационно-методическим формам образовательного процесса в вузе, которые делают возможным ДО, добавим также:

- проведение интернет-олимпиад,

- творческих конкурсов,

- проектов,

- возможность удобного и оперативного пользования глоссариями,

- электронными учебниками,

- интернет-публикациями,

- осуществлять межпредметные связи с другими учебными дисциплинами и т. п.

Проведенное нами исследование позволило сделать вывод, что ДО ставит перед современными педагогами серьезные задачи, возлагая на них гораздо больше ответственности, поскольку технологии обучения быстро меняются, что требует от преподавателей постоянного повышения квалификации в этой сфере, подготовки и обновления методических материалов для обеспечения наилучших результатов обучения студентов. При этом в ДО важным остается обеспечение студенческой самостоятельности в получении знаний, их компетентности в пользовании различными источниками информации. Самостоятельное приобретение

Библиографический список

знаний не должно носить пассивный характер, напротив, студент с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, к применению полученных знаний для решения разнообразных проблем окружающей действительности. То, насколько эффективным будет использование любой организационно-методической формы ДО, зависит от степени взаимодействия преподавателя и студента, эффективности разработанных методических материалов, эффективности обратной связи [12; 13].

Как отмечает Насибуллов Р.Р [14], с чьим мнением мы солидарны, ДО создает дополнительные условия для развития интеграционных процессов в образовании. В силу своих особых возможностей ДО позволяет скорректировать разный уровень в предоставлении образовательных услуг в различных вузах страны и является крайне благоприятным обстоятельством для подготовки будущих специалистов самых различных профилей. ДО также способствует развитию и формированию у будущих специалистов так называемых навыков XXI века, важнейшим из которых является навык осуществлять профессиональную деятельность в условиях цифровой среды [15; 16; 17].

Эффективность ДО обеспечивается следующими факторами:

- результативностью применения педагогических технологий;

- продуктивной деятельностью преподавателя и обучающегося;

- целесообразностью разработанностью методических материалов и способов их использования в образовательном процессе;

- действенностью обратной связи [11].

В целом ДО можно представить как процесс и результат исторического развития системы образования. Этапы его развития за последний период показывают, что данная система развивалась в соответствии с потребностями общества, связанными с получением населением образования и, прежде всего, высшего.

Научная новизна статьи состоит в анализе дидактических возможностей ДО в формировании новых методических форм и приемов обучения студентов.

Теоретическая значимость статьи заключается в систематизации новых организационно-методических форм в обучении студентов при реализации ДО.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты можно использовать при создании организационно-методического и технологического обеспечения процесса ДО в вузе.

1. Бельдаррейн Ю. Тенденции дистанционного образования: интеграция новых технологий для стимулирования взаимодействия и сотрудничества учащихся. Дистанционное образование. 2006; Т. 27 (2): 13S - 153.

2. Пиччиано А.Г. Теории и основы онлайн-образования: в поисках интегрированной модели. Онлайн-обучение. 2017; Т. 21 (3): 166 - 1S0.

3. Саба Ф. Теория, методология и эпистемология дистанционного образования: прагматическая парадигма. Mур M. Справочник по дистанционному образованию. Нью-Джерси: Издательство Lawrence Erlbaum Associate Publishers, 2003: 3 - 20.

4. Чинар M., Торенли Н. Редизайн онлайн-курсов с учетом ожиданий студентов: тематическое исследование с использованием новой инфраструктуры. Социальные и поведенческие науки. 2010; Т. S: 2013 - 2016.

5. Харпер К.Х., Чен К., Йен Д.К. Дистанционное обучение, виртуальные классы и преподавание педагогики в интернет-среде. Технология в обществе. 2004; Т. 26: 585 - 5S8.

6. Барух О., Барт Дж., Лев Ю., Шетинбок А. Взаимодействие преподавателя и студента и результаты обучения в среде дистанционного обучения. Интернет и высшее образование. 2003; Т. 6: 65 - 75.

7. Деннен В.П., Обин Дараби А., Смит Л.Дж. Взаимодействие преподавателя и учащегося на онлайн-курсах: относительная воспринимаемая важность конкретных действий преподавателя для производительности и удовлетворенности. Дистанционное образование. 2007; Т. 28 (1): 65 - 7S.

8. Эллис Т.Дж., Коэн M.¿ Совершенствование дистанционного обучения с помощью мультимедиа: беспроигрышный вариант? XII Международная конференция по преподаванию и обучению в колледжах. 2001: 5S - 66.

S. Роджерсон-Ревелл П. Конструктивное согласование технологий с обучением и оценкой в магистерской программе дистанционного образования. Дистанционное образование. 2015; Т. 36 (1): 12S - 147.

10. Перумалла С., Mак Дж., Ки Н., Mгтьюз С. Интеграция веб-приложений для обеспечения эффективной среды дистанционного онлайн-обучения для студентов. Информатика. 2011; Т. 3: 770 - 784.

11. Хачикян Е.И., Заборина MA, Конкина А.О. Роль дистанционных форм обучения в процессе формирования коммуникативной компетентности студента вуза. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 71-3: 254 - 257.

12. Ростовцева П.П., Гусева Н.В. Развитие мышления у студентов с использованием рефлексивных технологий в процессе обучения. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 314 - 316.

13. Ерина И.А., Позднякова И.Р, Сорокопуд Ю.В. Современные тенденции развития системы образования Российской Федерации. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 6 (S1): 313 - 315.

14. Насибуллов Рр Развитие дистанционной формы обучения будущих учителей (конец XX- начало XXI вв.): монография. Казань: Татарское Республиканское издательство «Хэтер», 2013.

15. Саидов З.А., Ярычев Н.У, Соколова Н.И. Навыки XXI века в контексте современных образовательных реалий. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 318 - 320.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Соколова Н.И. Цифровые ресурсы для организации дистанционного обучения английскому языку. Дистанционное обучение: актуальные вопросы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования». Чебоксары, 2020: 80 - 83.

17. Mолчанова И.И. Эффективность использования электронного учебно-методического пособия для студентов инженерных специальностей. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2014; № 2: 11S - 123.

References

1. Bel'darrejn Yu. Tendencii distancionnogo obrazovaniya: integraciya novyh tehnologij dlya stimulirovaniya vzaimodejstviya i sotrudnichestva uchaschihsya. Distancionnoe obrazovanie. 2006; T. 27 (2): 13S - 153.

2. Pichchiano A.G. Teorii i osnovy onlajn-obrazovaniya: v poiskah integrirovannoj modeli. Onlajn-obuchenie. 2017; T. 21 (3): 166 - 1S0.

3. Saba F. Teoriya, metodologiya i 'epistemologiya distancionnogo obrazovaniya: pragmaticheskaya paradigma. Mur M. Spravochnik po distancionnomu obrazovaniyu. N'yu-Dzhersi: Izdatel'stvo Lawrence Erlbaum Associate Publishers, 2003: 3 - 20.

4. Chinar M., Torenli N. Redizajn onlajn-kursov s uchetom ozhidanij studentov: tematicheskoe issledovanie s ispol'zovaniem novoj infrastruktury. Social'nyeipovedencheskienauki. 2010; T. S: 2013 - 2016.

5. Harper K.H., Chen K., Jen D.K. Distancionnoe obuchenie, virtual'nye klassy i prepodavanie pedagogiki v internet-srede. Tehnologiya v obschestve. 2004; T. 26: 585 - 5S8.

6. Baruh O., Bart Dzh., Lev Yu., Shetinbok A. Vzaimodejstvie prepodavatelya i studenta i rezul'taty obucheniya v srede distancionnogo obucheniya. Internet i vysshee obrazovanie. 2003; T. 6: 65 - 75.

7. Dennen V.P., Obin Darabi A., Smit L.Dzh. Vzaimodejstvie prepodavatelya i uchaschegosya na onlajn-kursah: otnositel'naya vosprinimaemaya vazhnost' konkretnyh dejstvij prepodavatelya dlya proizvoditel'nosti i udovletvorennosti. Distancionnoe obrazovanie. 2007; T. 28 (1): 65 - 7S.

8. 'Ellis T.Dzh., Ko'en M.S. Sovershenstvovanie distancionnogo obucheniya s pomosch'yu multimedia: besproigryshnyj variant? XII Mezhdunarodnaya konferenciya po prepodavaniyu i obucheniyu v kolledzhah. 2001: 59 - 66.

9. Rodzherson-Revell P. Konstruktivnoe soglasovanie tehnologij s obucheniem i ocenkoj v magisterskoj programme distancionnogo obrazovaniya. Distancionnoe obrazovanie. 2015; T. 36 (1): 129 - 147.

10. Perumalla S., Mak Dzh., Ki N., M'et'yuz S. Integraciya veb-prilozhenij dlya obespecheniya 'effektivnoj sredy distancionnogo onlajn-obucheniya dlya studentov. Informatika. 2011; T. 3: 770 - 784.

11. Hachikyan E.I., Zaborina M.A., Konkina A.O. Rol' distancionnyh form obucheniya v processe formirovaniya kommunikativnoj kompetentnosti studenta vuza. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 71-3: 254 - 257.

12. Rostovceva P.P., Guseva N.V. Razvitie myshleniya u studentov s ispol'zovaniem refleksivnyh tehnologij v processe obucheniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 314 - 316.

13. Erina I.A., Pozdnyakova I.R., Sorokopud Yu.V. Sovremennye tendencii razvitiya sistemy obrazovaniya Rossijskoj Federacii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 6 (91): 313 - 315.

14. Nasibullov R.R. Razvitie distancionnoj formy obucheniya buduschih uchitelej (konec XX- nachalo XXI vv.): monografiya. Kazan': Tatarskoe Respublikanskoe izdatel'stvo «H'eter», 2013.

15. Saidov Z.A., Yarychev N.U., Sokolova N.I. Navyki XXI veka v kontekste sovremennyh obrazovatel'nyh realij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 318 - 320.

16. Sokolova N.I. Cifrovye resursy dlya organizacii distancionnogo obucheniya anglijskomu yazyku. Distancionnoe obuchenie: aktual'nye voprosy: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. BU ChR DPO «Chuvashskij respublikanskij institut obrazovaniya». Cheboksary, 2020: 80 - 83.

17. Molchanova I.I. 'Effektivnost' ispol'zovaniya 'elektronnogo uchebno-metodicheskogo posobiya dlya studentov inzhenernyh special'nostej. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Voprosy obrazovaniya: yazyki i special'nost'. 2014; № 2: 119 - 123.

Статья поступила в редакцию 01.06.22

УДК 373.2

Dzhumaliyeva A.A., postgraduate, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: fbilan@mail.ru

Minazova Z.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov

(Grozny, Russia), E-mail: veneraminazova@mail.ru

Bashaeva S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Preschool Psychology, Chechen State Pedagogical University

(Grozny, Russia), E-mail: bashaeva78@mail.ru

METHODOLOGICAL SUPPORT OF INTERACTION OF TEACHERS OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION WITH CHILDREN'S FAMILIES. The article provides methodological literature on identifying the specifics of methodological support for the interaction of teachers of a preschool educational organization with the family, which allow the authors to present the methodological support of teachers in this process as a management function, the distinctive feature of which is people as subjects and objects of management. The research considers the concept of methodological support as a specially organized systemic interaction of teachers and families of pupils of a preschool educational organization, the basics of which is the directed provision of methodological support to parents in solving urgent problems in raising and educating children and identifying typical difficulties that may arise during life situations in a particular family. The content of the concept is the involvement of parents in educational technologies of work with preschoolers, in leisure activities with children of a particular age, planning the content of events based on the needs and interests of parents. The authors come to conclusion that the effective interaction of teachers and parents implies opening of the preschool to society, which in turn implies changes in the field of management, organization of the educational process, etc.

Key words: methodological support for interaction of teachers of educational organization with family

А.А. Джумалиева, ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: fbilan@mail.ru

З.М. Миназова, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный,

E-mail: veneraminazova@mail.ru

С.А. Башаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: bashaeva78@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЕЙ

В статье дается анализ методической литературы по выявлению специфики методического сопровождения взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей, который позволил автору представить методическое сопровождение педагогов в данном процессе как функцию управления, отличительной особенностью которой выступают люди как субъекты и объекты управления; рассмотреть понятие «методическое сопровождение» как специально организованное системное взаимодействие педагогов и семей воспитанников дошкольной образовательной организации, сущность которого состоит в направленном оказании методической поддержки родителям в решении актуальных проблем по воспитанию и обучению детей и выявлению типичных трудностей, которые могут возникнуть в ходе жизненных ситуаций в конкретной семье; содержанием понятия выступают вовлеченность родителей в образовательные технологии работы с дошкольниками, в досуговую деятельность с детьми конкретного возраста, планирование содержание мероприятий на основе потребностей и интересов родителей. Автор пришел к выводу, что эффективное взаимодействие педагогов и родителей подразумевает открытие ДОО социуму, что, в свою очередь, предполагает изменения в области управления, организации образовательно-воспитательного процесса и др.

Ключевые слова: методическое сопровождение взаимодействия педагогов образовательной организации с семьей.

Актуальность данной проблематики обусловлена тем, что дошкольная образовательная организация и семья выступают первыми институтами социализации детей дошкольного возраста. Конечно, функции, которые выполняют эти институты по воспитанию, обучению и социальному развитию личности детей, несколько отличаются, но для всестороннего развития ребенка взаимодействие этих социальных институтов, основанное на принципе взаимодополнения, взаимодействия, безусловно, играет важную роль.

При анализе научных исследований и практики дошкольных образовательных организаций выявлены трудности, которые испытывают многие семьи в воспитании и социальном развитии детей. Эти трудности часто определяются личностными проблемами отдельных семей, в т. ч. тревогой родителей за безопасность жизни ребенка, психическим и физическим перенапряжением родителей, проблемами неполных семей, кризисов, которые происходят в обществе [1-6].

Таким образом, решение обозначенной проблемы по изучению методического сопровождения взаимодействия педагогов образовательной организации с семьей выступает одной из актуальных задач современной педагогической науки.

Цель данной статьи - изучение методического сопровождения взаимодействия педагогов образовательной организации с семьей.

Основные задачи статьи видятся в следующем: выявить специфику методического сопровождения взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей; рассмотреть понятие методическое сопровождение как специально организованное системное взаимодействие педагогов и семей воспитанников дошкольной образовательной организации, сущность которого состоит в направленном оказании методической поддержки родителям в решении актуальных проблем по воспитанию и обучению детей и выявлению типичных трудностей, которые могут возникнуть в ходе жизненных ситуаций в конкретной семье.

Научная новизна статьи заключается в изучении специфики методического сопровождения взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей. Теоретическая значимость обозначена в расширении педагогического знания о взаимодействии педагогов ДОО с семьей. Практическая значимость состоит в том, что выявлен потенциал таких форм работы при методическом сопровождении, как семинары-практикумы, деловые и ролевые игры, в которых имитируются бытовые (жизненные) ситуации взаимоотношений родителей и детей в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.