известия вгпу
vayut-distancionnoe-obuchenie-istorii-nashih-polzo-vateley-posle-nedeli-udalenki (data obrashcheniya: 14.11.2020)/
2. Verhoshanskij Yu.V. Programmirovanie i orga-nizaciya trenirovochnogo processa. 2-e izd., stereotip/ M., 2019.
3. Kovchur S.A. Podgotovka studentov pedago-gicheskih special'nostej k primeneniyu distancion-noj tekhnologii obucheniya v budushchej professional'-noj deyatel'nosti // Gaudeamus. 2020. T. 19. № 2(44). S. 42-50.
4. Stepanov V.S., Filippov S.S., Knyazeva N.P., Chistyakov V.A., Pushchenko E.E. Distancionnoe ob-uchenie v SPBGAFK im. P.F. Lesgafta: pervyj opyt realizacii // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Elektronnyj resurs]. URL: http://sportfiction.ru/ articles/distantsionnoe-obuchenie-v-spbgafk-im-p-f-lesgafta-pervyy-opyt-realizatsii/ (data obrashcheniya: 14.11.2020).
5. Usachev N.A., Summ D.I. Organizaciya dis-tancionnogo obucheniya v vuzah po ciklu disciplin «Fizicheskaya kul'tura i sport» v usloviyah pandemii [Elektronnyj resurs] // Uch. zap. un-ta im. P.F. Lesgafta. 2020. № 7(185). URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=43858225& (data obrashcheniya: 14.11.2020).
о.А. михайлушкина, е.с. романюк, н.ю. ФилимоноВА
(Волгоград)
особенности дистлнционного обучения иностранных студентов на ПРЕдвузовском этапе
Рассматриваются проблемы дистанционного обучения иностранных студентов на пред-вузовском этапе российского университета. Анализируются особенности двух последних семестров как этапов онлайн-обучения и трудности работы с иностранными учащимися в дистанционном формате. Изложены результаты опросов преподавателей, использующих различные формы и методы дистанционного обучения. Обосновываются преимущества и недостатки определенных электронных ресурсов.
Ключевые слова: дистанционное обучение, электронные ресурсы, образовательные платформы, веб-порталы, иностранные студенты, предвузовский этап обучения.
Specific features of the distance education in the universities of the physical education (based on the sports and pedagogic disciplines)
The article deals with the peculiarities of the distance education in the universities of the physical culture. There is demonstrated the reasonability of repeating the physical exercises at home and their transformation in the methodological ones when students have to comprehend and describe the methodology of their organization and conduction based on the sports disciplines. The use of the platform "The system of distance education "Moodle"" was found to be deficient in the process of teaching the pedagogical disciplines. There were used the additional technologies, messengers, e-mail.
Key words: specific features of the distance education of students, universities of physical education, sports disciplines. pedagogic disciplines.
(Статья поступила в редакцию 16.12.2020)
Введение. В последние два десятилетия произошли существенные изменения в преподавании русского языка иностранным студентам. Вместе с традиционными учебниками и учебно-методическими пособиями преподаватели русского языка как иностранного стали активно применять электронные учебные материалы как во время занятий, так и для самостоятельной работы учащихся. Использование традиционных и инновационных методов в практике преподавания русского языка как иностранного (РКИ) представляется актуальным, т. к. значительно повышает интенсивность языкового обучения. При этом следует отметить, что вопрос их соотношения в российской лингводидактике признается дискуссионным, поскольку «задача обеспечения интерактивности и повышения наглядности демонстрируемых фактов языка <...> решаемая при помощи 1Т-решений, требует затрат времени (что не всегда возможно в условиях сжатой учебной программы), а также соответствующего уровня знаний педагога в области информатики» [13, с. 90].
Определение процентного соотношения между традиционными и инновационными методами в практике преподавания РКИ осложнено в том числе и тем, что «постановка ком-
© Михайлушкина O.A., Романюк Е.С., Филимонова Н.Ю., 2021
педагогические науки
пьютерной программы или онлайн-портала в один ряд с традиционными средствами обучения требует также корректировки учебных планов, что приводит к повышению нагрузки как на учебно-методические отделы, так и на самих преподавателей» [13, с. 90]. Таким образом, процент включенности программно-технологических решений в процесс обучения иностранных студентов на предвузовском этапе зависел от технического оснащения вуза и его освоения сферы информатизации языкового обучения. Однако 2020 год поставил перед системами образования всех стран задачи переформирования в связи с изменившимися условиями работы в период пандемии новой коронавирусной инфекции.
Подготовка иностранных специалистов в Волгоградском государственном техническом университете (ВолгГТУ) ведется с 1962 г. Кафедра русского языка факультета подготовки иностранных специалистов ВолгГТУ обучает студентов из многих стран мира с 1972 г. Начиная с 2010 г. преподаватели кафедры в своей работе систематически использовали формы и методы дистанционного обучения, однако до 2020 г. этот вариант обучения никогда не был основным, а являлся дополнительной составляющей учебного процесса. В рамках данной статьи рассмотрим технические и методические аспекты дистанционной работы с иностранными студентами на этапе предву-зовской подготовки, характерные для второго семестра 2019/20 и начала первого семестра 2020/21 уч. г.
Дистанционное обучение и его особенности. В марте 2020 г. в связи с эпидемиологической обстановкой, сложившейся в стране, ВолгГТУ, как и все вузы РФ, перешел на дистанционное обучение. Система дистанционного образования предполагает применение актуальных программно-технологических решений и может быть рассмотрена в русле информатизации образования. В свою очередь информатизация образования понимается как «процесс исследования и обеспечения сферы образования методологии и практики разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения» [9, с. 126]. Учитывая быстрый темп развития информационно-коммуникационных технологий, стоит отметить, что педагогическое сообщество в большей степени адаптировано к изменениям сферы образования и активно применяет сетевые
возможности и инновационные технологии в своей деятельности.
Однако стремительность развития событий в начале 2020 г. (ухудшение эпидемиологической ситуации, самоизоляция, дистанционное обучение) поставила педагогическое сообщество в ситуацию поиска «наиболее эргономичной технологии для успешного продолжения образовательного процесса в учебных заведениях» [12, с. 116]. Ситуация поиска отразилась и на терминологическом аппарате: в образовательной среде появились выражения онлайн-обучение, удаленное обучение, дистанционное обучение, дистант, дистанционка.
особенностями дистанционного обучения занимались такие исследователи, как В.М. Да-нильченко [7], З.Р. Девтерова [8], Г.Г. Бло-ховцова, Т.Л. Маликова, A.A. Симоненко [5], А.З. Ибатова [9; 10], А.Г. Ильин [9; 11] и др. отметим, что их работы в большей степени развивают проблемы дистанционного обучения российских граждан, что не исключает соотносимость некоторых выводов со сферой языкового обучения иностранных граждан в РФ.
Существуют различные определения понятия «дистанционное обучение». В этой статье мы будем опираться на определение, приведенное в работе «Перспективы дистанционного обучения» Г.Г. Блоховцовой, Т.Л. Мали-ковой и A.A. Симоненко: «Дистанционное обучение - совокупность технологий, которые позволяют обучаемым получить основной объем изучаемой информации, интерактивное общение обучаемых и преподавателей в ходе обучения, а также позволение обучаемым вести самостоятельную работу не только для освоения изучаемого материала после занятия, но и в процессе самого обучения» [5, с. 90]. Исследователи относятся в целом к данной системе положительно, считая, что она имеет реальный образовательный потенциал.
А.Г. Ильин в своей работе «Дистанционное индивидуальное обучение» пишет о том, что дистанционному обучению присущи такие формы занятий: 1) чат-занятия - «учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий»; 2) интернет-занятия - «дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы занятий, которые проходят с помощью телекоммуникаций и других возможностей Интернета»; 3) телеконференции, которые организуются «с учетом списков рассылки по электронной почте» [11, с. 113]. Применительно к преподаванию русского язы-
ка как иностранного наиболее актуальными в этой классификации представляются интернет-занятия.
Условно разделим весь дистанционный период работы преподавателей в 2020 г. на две части: это второй семестр прошлого учебного года и часть первого семестра текущего 2020/21 уч. г. обе части имеют как общие, так и отличительные особенности.
Первый (весенний) период продолжался со второй половины марта по июнь 2020 г. Анализируя условия данного периода, следует отметить такие его особенности, как:
• внезапность принятия решения по переходу на дистанционное обучение (безусловно, данное решение было обоснованным и единственно верным, но для большей части сотрудников факультета подготовки иностранных специалистов оно прозвучало неожиданно);
• недостаточный уровень подготовленности преподавателей, иностранных студентов и администрации вуза к дистанционному обучению как единственно возможному варианту преподавания русского языка учащимся;
• отсутствие у студентов и некоторых преподавателей материально-технической базы для дистанционной работы;
• отсутствие единой платформы для преподавания русского языка как иностранного и других предметов;
• сложность проведения текущего и итогового контроля студентов.
Наряду с этим следует выделить положительные факторы, которые способствовали успешной работе преподавателей с иностранными слушателями на предвузовском этапе:
• уровень владения русским языком иностранными учащимися, соответствующий началу второго семестра (А1-А2);
• налаженность контактов преподавателя и иностранных студентов, сформированная в течение первого, очного, семестра (взаимодействие в социальных сетях, участие в мероприятиях факультета и вуза).
Использование электронных ре-с у р с о в в дис тан цио нно м о б у че нии. Рассмотрим основные особенности применения электронных ресурсов в образовательном процессе.
1. В настоящее время сетевые образовательные ресурсы и электронная образовательная среда - это неотъемлемые составляющие образовательного процесса в системе высшего образования. В распоряжении преподавателей и студентов ВолгГТУ находится электронная информационная образовательная среда
(ЭИОС), разработанная специалистами вуза (http://eos.vstu.ru/). Она является востребованным средством обучения и позволяет осуществлять образовательную деятельность в цифровой среде. Интерфейс данной системы дает возможность создавать учебные курсы и дисциплины, наполнять их учебно-методическими материалами, заданиями и сопутствующей информацией, проводить текущий и итоговый контроль, отслеживая учебную активность обучающихся. При всех достоинствах платформы ЭИОС ВолгГТУ в ней невозможно проводить занятия в онлайн-режиме, что является наиболее актуальным при обучении иностранных слушателей. В связи с этим использование только системы ЭИОС ВолгГТУ на пред-вузовском этапе было признано нецелесообразным.
Что касается функционирования ЭИОС ВолгГТУ, она может быть наполнена учебными материалами, созданными профессорско-преподавательским составом вуза. Все учебные дисциплины ЭИОС ВолгГТУ сопровождены научно-учебной литературой, разработанной на кафедрах университета. Кафедра русского языка систематически публикует учебные пособия и монографии, но при обучении на предвузовском этапе в качестве программного учебника используется хорошо зарекомендовавший себя многоуровневый учебный комплекс «Дорога в Россию» [1-4]. Однако его электронный вариант невозможно разместить в ЭИОС ВолгГТУ, т. к. вуз не является его правообладателем.
2. Веб-портал «Образование на русском» (https://pushkininstitute.ru/learn), созданный Институтом русского языка имени А.С. Пушкина, активно используется на кафедре русского языка ВолгГТУ в течение последних трех лет. Достоинствами этой платформы являются удобный интерфейс, качественные видео-, аудио- и учебные материалы, актуальное для учащихся лексико-грамматическое содержание, современный визуальный ряд, осуществление самоконтроля, возможность проводить комплексную работу, направленную на реализацию всех видов речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение).
Материалы портала «Образование на русском» (в частности, раздел «Учить русский»), как правило, используется во время прохождения вводно-фонетического курса русского языка в лингафонном кабинете, во время прохождения контрольных тестов в компьютерном классе, а также для самостоятельной работы студентов на этапе повторения и закрепле-
ния изученного материала. он также является популярной платформой самостоятельного обучения отдельных лиц, продолжающих изучать русский язык в России и других странах. однако полноценное использование этого ресурса на начальном этапе, по нашему мнению, требует присутствия преподавателя, т. к. многие тематические блоки необходимо сопровождать развернутым комментарием. К тому же в образовательной среде «управление потоком информации и ее концептуализация, могут быть важным дополнением к новым знаниям» [10, с. 234], что делает присутствие педагога необходимым условием для предвузов-ского этапа обучения.
Следует заметить, что портал «Образование на русском» не является единственным источником, который можно использовать при обучении русскому языку как иностранному. В русскоязычном сегменте сети Интернет существует ряд вспомогательных площадок подобного типа (например, проект «Время говорить по-русски», портал «Русский мир», сайт «Русский язык день за днем» и др.).
В целом, на наш взгляд, материалы портала «Образование на русском» хороши для аудиторной работы в лингафонном или компьютерном классе в качестве дополнительной работы, но не могут быть использованы как основной учебно-методический комплекс.
3. Применение социальных сетей в образовательном процессе подтверждает мысль исследователей о том, что информационно-технические средства «могут быть разработаны специально для системы образования и одобрены соответствующим министерством, но вместе с этим, эти средства могут быть и не адаптированы для системы образования, но активно в ней использоваться» [10, с. 233]. Так, социальные сети в течение последнего десятилетия прочно вошли в повседневную жизнь и стали комфортной средой общения преподавателя со студентами. Но если обычно социальные сети и мессенджеры использовались по большей части для коммуникации по административным вопросам, то в период дистанционного обучения эти средства связи мгновенно стали востребованы для проведения занятий, фронтальных опросов, обмена учебной информацией и средством контроля обучения. Их технические возможности позволяют реализовать довольно значительную часть передачи информации от преподавателя к студенту и обратно. Практика подтверждает, что в настоящее время социальные сети воспринима-
кие науки -
ются не только как площадки коммуникационного и развлекательного характера, но и как среда обучения.
4. Рассматривая электронные ресурсы по обучению русскому языку как иностранному, стоит упомянуть и то, что весной 2020 г. в связи с пандемией многие ведущие вузы страны и издательства выложили материалы по РКИ в открытый доступ. Так, Институт русского языка и культуры МГУ имени М.В. Ломоносова представил в Facebook доступный всем «Общий каталог учебных электронных ресурсов по РКИ», составителями которого явились А.Н. Богомолов, Л.А. Дунаева, Ю.А. Коваленко (https://www.irlc.msu.ru/teachers/catalog/). Включенные в каталог ресурсы были созданы специалистами российских и зарубежных университетов, они содержат учебные материалы для иностранных учащихся разных уровней, от А1 (элементарный уровень) до С2 (четвертый уровень). Здесь же представлены и разработки портала «образование на русском» уровня А1 (элементарный уровень), А2 (базовый уровень) и В1 (первый сертификационный уровень). Кроме банка учебных материалов, каталог включает блог, видеокурс, грамматические таблицы, словарь, тренажер и упражнения. очевидно, что применение таких разнообразных ресурсов может дать преподавателю и учащимся возможности для дистанционной работы, но также не может заменить полноценное занятие под руководством преподавателя.
Наряду с общедоступными электронными материалами надо отметить и наличие платных образовательных платформ для обучения русскому языку как иностранному. В качестве примера приведем совместный проект компании IPR MEDIA и фонда «Русский мир» -платформу «Русский как иностранный», созданную на базе изданий электронной библиотечной системы IPR BOOKS (https://ros-edu.ru). Достоинством этой платформы является многообразие изданий по русскому языку как иностранному, многие из которых сопровождены видео- и аудиоматериалами. зарегистрированные пользователи могут использовать издания платформы, аудио- и видеоматериалы. Ресурс позволяет преподавателю создавать учебные курсы, прикрепляя к ним издания платформы, авторские методические разработки и задания. Учащийся, зарегистрировавшись в системе, также может пользоваться учебной литературой, видео- и аудиоматериалами, добавлять выполненные задания. Безусловно, дан-
ная платформа актуальна и удобна, однако и она не позволяет проводить занятия в режиме онлайн и не предполагает интерактивного взаимодействия студентов.
Проведенный анализ доступных цифровых материалов и платформ показал, что в настоящее время существует множество учебно-методических вариантов для обучения иностранных слушателей русскому языку на пред-вузовском этапе. Все они по большей части могут использоваться в комплексе с программами и приложениями, обеспечивающими он-лайн-соединение преподавателя и студента.
Итак, алгоритм действий преподавателя РКИ для организации дистанционного обучения складывается из следующих этапов:
1) выбор одного способа проведения занятий или их комбинация (например, Zoom, Sky-pe, Appear.in, Google Hangouts наряду с мес-сенджерами Facebook, Viber, WhatsApp, а также e-mail и т. п.);
2) работа в режиме реального времени по расписанию занятий, т. е. онлайн-занятия, и дистанционные занятия с отсроченным по времени заданием;
3) выбор и использование учебных материалов, в том числе интерактивных и традиционных, в бумажной или электронной форме;
4) создание группового чата для общения со студентами в одной из социальных сетей;
5) проведение работы в соответствии с единым учебным планом факультета и еженедельные отчеты по прохождению учебного материала перед заведующим кафедрой;
6) ежемесячный отчет перед деканатом с выставлением студентам рейтинговых оценок;
7) составление плана подготовки учащихся к итоговому контролю;
8) приведение понятных инструкций к каждому занятию с целью объяснить учащимся ту или иную грамматическую или лексическую тему.
Во втором семестре 2019/20 уч. г. на кафедре русского языка ВолгГТУ был проведен опрос преподавателей. Целью опроса было выявить актуальные проблемы, с которыми они столкнулись в процессе дистанционной работы с иностранными слушателями на пред-вузовском этапе. Педагогам было предложено сделать выбор в пользу одного из следующих вариантов: 1) сниженная мотивация обучающихся; 2) отсутствие хорошо функционирующих средств связи у студентов; 3) создание собственных учебно-методических материалов; 4) необходимость новых форм контроля; 5) изменение графика прохождения учебного материала. Результаты опроса отражены в диаграмме ниже. Рассмотрим и прокомментируем их.
Во-первых, 40% преподавателей отметили сниженную мотивацию обучающихся. Выбирая данный пункт опроса, многие отмечали, что иностранные слушатели зачастую не хотят работать дистанционно. Это касалось не только тех учащихся, которые систематически пропускали занятия и прежде, но и тех, кто ответственно посещал аудиторные занятия. Чтобы нивелировать подобные трудности, препо-
Основные проблемы, с которыми столкнулись преподаватели кафедры русского языка ВолгГТУ в течение второго семестра 2019/20 уч. г. (по результатам опроса вконцеапреля -началемая2020г.)
¡Сниженная мотивация обучающихся (40%)
I Отсутствие хорошо функционирующих средств связи у студентов (25%)
Создание новых учебно-методических материалов (18%)
I Необходимость новых форм контроля (10%)
даватели и кураторы составляли для учащихся индивидуально ориентированные задания, помогающие вернуть мотивацию к изучению русского языка (в том числе создание различных видеосюжетов, участие в конкурсах, вовлечение в диалоги и полилоги, активное применение веб-технологий и социальных сетей при выполнении заданий). Характерно также то, что, принимая во внимание непростое эмоциональное состояние своих подопечных, кураторы старались не применять строгих репрессивных мер в отношении студентов.
Во-вторых, 25% преподавателей кафедры отметили отсутствие хорошо функционирующих средств связи у слушателей. В основном это свидетельствует о слабой технической подготовленности учащихся предвузовского этапа. Частично это объясняется тем, что некоторые из них не рассчитывали учиться дистанционно, поэтому приехали в РФ, обладая одним смартфоном. Однако зачастую современные смартфоны не уступают персональным компьютерам или планшетам по своей функциональности. Поэтому по большей части у слушателей была возможность посещать занятия онлайн. Если же говорить о контингенте учащихся, столкнувшихся с рассматриваемой трудностью, то отметим, что данная проблема наиболее актуальна для студентов, прибывших из Туркменистана.
В-третьих, 18% преподавателей указали как проблему необходимость создания новых учебно-методических материалов. Показательно, что для преподавателей проблема заключалась не в разработке учебных материалов, а в количестве времени, затрачиваемом на подготовку заданий для слушателей. Данная сложность обусловлена тем, что основные учебно-методические пособия и сборники заданий кафедры были растиражированы на бумажных носителях и не были системно переведены в цифровую среду, поэтому перед педагогами кафедры стояла задача создать учебные тренажеры в цифровой среде как по нейтральному стилю речи, так и по различным профилям научного стиля речи.
В-четвертых, 10% преподавателей отметили необходимость новых форм контроля. Дистанционное обучение не только изменило форму проведения плановых занятий, но также повлияло и на контрольные материалы, которые были перенесены в цифровую среду. В течение семестра на кафедре были созданы новые контрольные работы, тесты и экзаменационные задания для онлайн-экзаменов.
кие науки -
В-пятых, оставшиеся 7% обратили внимание на изменение графика прохождения материала: обновился календарный план прохождения материала. Так, введение научного стиля речи преподавателями-русистами и изучение других предметов перенесено на более поздние сроки (в основном это затронуло группы позднего формирования).
Отметим, что выявленные затруднения не помешали реализовать цели и задачи второго семестра предвузовской подготовки иностранных студентов. Проведенный опрос позволил методическому бюро кафедры сформировать новые задачи, реализация которых была направлена на решение выявленных проблем в новом учебном году.
В 2020/21 уч. г. начался условно второй период дистанционного обучения иностранных студентов на предвузовском этапе. По объективным причинам большинство слушателей подготовительных факультетов и отделений не смогли въехать в Россию, поэтому они начали изучать русский язык дистанционно. Освоение иностранного языка в неязыковой среде, как правило, происходит медленнее, поэтому подход к отбору учебного материала, к методам, формам и приемам его представления учащимся должен осуществляться с учетом среды обучения.
В июле-сентябре 2020 г. на кафедре русского языка ВолгГТУ был разработан новый учебный курс «Учим русский язык вместе» (А0—А1+), включающий в себя электронные учебные пособия, видеолекции, аудиоматери-алы, онлайн-тренажеры и контрольные материалы. В настоящее время проходит апробация курса «Учим русский язык вместе», параллельно с этим осуществляется работа по созданию электронных учебных материалов по научному стилю речи (инженерный, экономический и медико-биологический профили) и для базового уровня общего владения русским языком (А2).
При всей подготовленности кафедры русского языка ВолгГТУ к дистанционному семестру о результатах говорить еще рано. Тем не менее опыт второго семестра 2019/20 уч. г. позволил осмысленно и продуктивно начать новый учебный год: подготовить электронные учебные и контрольные материалы, продумать алгоритмы организационной работы преподавателей, кураторов с учебными группами, выбрать платформы для проведения занятий.
Заключение. Таким образом, проблемы дистанционного обучения иностранных сту-
известия вгпу
дентов в настоящее время недостаточно разработаны и являются актуальными для методики преподавания русского языка как иностранного. Каждый из двух рассматриваемых периодов обучения иностранных слушателей пред-вузовского этапа в 2020 г. имеет свои цели, задачи и особенности их реализации. Проведенный мониторинг первого периода позволил выявить наиболее проблемные аспекты дистанционного преподавания русского языка иностранным учащимся. В результате опроса были зафиксированы определенные трудности осуществления образовательных задач, реализуемых на базе программно-технологических решений: 1) сниженная мотивация обучающихся (40%); 2) отсутствие хорошо функционирующих средств связи у студентов (25%); 3) создание собственных учебно-методических материалов (18%); 4) необходимость новых форм контроля (10%); 5) изменение графика прохождения учебного материала (7%).
Примечательно, что в большем объеме представлены проблемы, связанные с психолого-эмоциональным состоянием обучающихся и их техническим оснащением. Но если первая проблема вполне решаема в процессе взаимодействия педагога и иностранного учащегося, то вторая зачастую остается неразрешимой в связи с материально-техническими затруднениями студентов. Все эти особенности образовательного процесса позволили сформировать задачи для дальнейшей методической работы кафедры и подготовиться к началу 2020/21 уч. г.
Новый учебный год поставил перед преподавателями и методистами новые цели, которые в настоящее время успешно реализуются на кафедре. Создаются новейшие электронные учебные пособия, содержащие программные материалы всех уровней обучения на подготовительном факультете. они апробируются преподавателями и продолжают корректироваться. Запланирован опрос преподавателей и студентов по второму периоду дистанционного обучения. Данная научно-исследовательская и методическая работа сейчас является актуальной для факультетов подготовки иностранных специалистов в России.
Список литературы
1. Антонова В.Е., Нахабина М.М., Сафроно-ва М.В., Толстых A.A. Дорога в Россию: учебник русского языка (элементарный уровень). 2-е изд., испр. М.: СПб., 2003.
2. Aнтонова В.Е., Нахабина М.М., Толстых A.A. Дорога в Россию: учебник русского языка (базовый уровень). 4-е изд. М.; СПб., 2009.
3. Aнтонова В.Е., Нахабина М.М., Толстых A.A. Дорога в Россию: учебник русского языка (первый уровень): в 2 т. 5-е изд. СПб., 2013. Т. 1.
4. Aнтонова В.Е., Нахабина М.М., Толстых A.A. Дорога в Россию: учебник русского языка (первый уровень): в 2 т. 4-е изд. СПб., 2012. Т. 2.
5. Блоховцова Г.Г., Маликова Т.Л., Симонен-ко A.A. Перспективы развития дистанционного обучения // Новая наука: стратегии и векторы развития. 2016. № 118-3. С. 89-92.
6. Валюшина Н.М. Организация и управление дистанционным обучением в системе повышения квалификаации работников образования // ar-туальные вопросы современной науки. 2009. № 10. С. 41-52.
7. Данильченко В.М. Дистанционное обучение как средство развития индивидуального стиля деятельности // Телекоммуникации и информатизация образования. 2004. № 1. С. 66-84.
8. Девтерова З.Р. Современные подходы к организации и управлению дистанционным обучением // Гуманитаризация образования. 2010. № 1. С. 58-63.
9. Ибатова A.3., Ильин AT. Изучение эффективности МООК в современном образовательном пространстве // Aзимут научных исследований. 2019. № 1(26). Т. 8. С. 126-127.
10. Ибатова A.3., Мухутдинов Р.Х., Став-рук МА. Роль информационных средств в современном образовании // Aзимут научных исследований. 2019. № 2(27). Т. 8. С. 233-235.
11. Ильин AT. Дистанционное индивидуальное обучение // NovaUm.Ru. 2020. № 23. С. 112-114.
12. Мельникова Т.Н., Куровская Ю.П., Ко-вынева RA., Петрова Н.Э. Особенности онлайн-обучения русскому языку иностранных студентов-медиков // Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и новации. Курск, 2020. С. 115-123.
13. Русский язык как иностранный в системе подготовительных отделений российских вузов: сб. информационно-аналитических материалов / науч. ред. ЛА. Вербицкая; авт.-сост. AT. Коротышев,
Е.Е. Шлейникова. СПб., 2019.
* * *
1. Antonova V.E., Nahabina M.M., Safrono-va M.V., Tolstyh A.A. Doroga v Rossiyu: uchebnik russkogo yazyka (elementarnyj uroven'). 2-e izd., ispr. M.: SPb., 2003.
2. Antonova V.E., Nahabina M.M., Tolstyh A.A. Doroga v Rossiyu: uchebnik russkogo yazyka (bazo-vyj uroven'). 4-e izd. M.; SPb., 2009.
3. Antonova V.E., Nahabina M.M., Tolstyh A.A. Doroga v Rossiyu: uchebnik russkogo yazyka (pervyj uroven'): v 2 t. 5-e izd. SPb., 2013. T. 1.
педагогические науки
4. Antonova V.E., Nahabina M.M., Tolstyh A.A. Doroga v Rossiyu: uchebnik russkogo yazyka (pervyj uroven'): v 2 t. 4-e izd. SPb., 2012. T. 2.
5. Blohovcova G.G., Malikova T.L., Simonen-ko A.A. Perspektivy razvitiya distancionnogo ob-ucheniya // Novaya nauka: strategii i vektory razvi-tiya. 2016. № 118-3. S. 89-92.
6. Valyushina N.M. Organizaciya i upravlenie distancionnym obucheniem v sisteme povysheniya kvalifikaacii rabotnikov obrazovaniya // Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki. 2009. № 10. S. 41-52.
7. Danil'chenko V.M. Distancionnoe obuchenie kak sredstvo razvitiya individual'nogo stilya deya-tel'nosti // Telekommunikacii i informatizaciya obrazovaniya. 2004. № 1. S. 66-84.
8. Devterova Z.R. Sovremennye podhody k orga-nizacii i upravleniyu distancionnym obucheniem // Gumanitarizaciya obrazovaniya. 2010. № 1. S. 58-63.
9. Ibatova A.Z., Il'in A.G. Izuchenie effektivnosti MOOK v sovremennom obrazovatel'nom prostranst-ve // Azimut nauchnyh issledovanij. 2019. № 1(26). T. 8. S. 126-127.
10. Ibatova A.Z., Muhutdinov R.H., Stavruk M.A. Rol' informacionnyh sredstv v sovremennom obrazo-vanii // Azimut nauchnyh issledovanij. 2019. № 2(27). T. 8. S. 233-235.
11. Il'in A.G. Distancionnoe individual'noe obuchenie // NovaUm.Ru. 2020. № 23. S. 112-114.
12. Mel'nikova T.N., Kurovskaya Yu.P., Kovyne-va I.A., Petrova N.E. Osobennosti onlajn-obucheniya russkomu yazyku inostrannyh studentov-medikov //
Metodika prepodavaniya inostrannyh yazykov i RKI: tradicii i novacii. Kursk, 2020. S. 115-123.
13. Russkij yazyk kak inostrannyj v sisteme pod-gotovitel'nyh otdelenij rossijskih vuzov: sb. infoma-cionno-analiticheskih materialov / nauch. red. L.A. Verbickaya; avt.-sost. A.V. Korotyshev, -E.E. Shlejnikova. SPb., 2019.
Specific features of the distance education of the foreign students at the pre-university stage
The article deals with the issues of the distance education of foreign students at the pre-university stage of the Russian university. There are analyzed the peculiarities of the two last semesters as the stages of the online-learning and the difficulties of the work with the foreign students in the distance format. There are stated the results of the questionnaire of the lecturers using the different forms and methods of the distance education. The authors substantiate the advantages and disadvantages of the definite electronic resources.
Key words: distant education, electronic resources, educational platforms, web-portals, foreign students, pre-university stage of education.
(Статья поступила в редакцию 11.11.2020)