Научная статья на тему 'Потенциал деятельности клубов туристической направленности в формировании коммуникативной культуры подростков'

Потенциал деятельности клубов туристической направленности в формировании коммуникативной культуры подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ТУРИЗМ / ПОДРОСТКИ / КЛУБ / COMMUNICATIVE CULTURE / TOURISM / TEENAGERS / CLUB

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молчанова Наталия Валерьевна

В статье рассматриваются особенности формирования коммуникативной культуры подростков на основе проведенной опытно-экспериментальной работы на базе клубов туристической направленности. Дается характеристика видов деятельности туристических клубов, принципов и направлений деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potential of activity of tourist clubs in formation of teenagers' communicative culture

The article considers the peculiarities of formation of teenagers' communicative culture on the basis of the experimental research work conducted on the basis of tourist clubs. The characteristics of types of tourist clubs activities, principles and directions of activity are given.

Текст научной работы на тему «Потенциал деятельности клубов туристической направленности в формировании коммуникативной культуры подростков»

ПОТЕНЦИАЛ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБОВ ТУРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ

Н.В. Молчанова

В статье рассматриваются особенности формирования коммуникативной культуры подростков на основе проведенной опытно-экспериментальной работы на базе клубов туристической направленности. Дается характеристика видов деятельности туристических клубов, принципов и направлений деятельности.

Ключевые слова: коммуникативная культура, туризм, подростки, клуб.

В последние десятилетия происходит осознание того, что формы поведения и мышления людей в современном обществе изменяются, и это находит свое отражение в науке.

Культурное наследие является своеобразной открытой системой, не замкнутой историческими и временными рамками. Большая часть ее элементов участвует в коммуникативных взаимодействиях. К тому же в процессе культурной модернизации российской действительности выявляются общие закономерности развития коммуникативной культуры.

Вместе с тем, несмотря на активное изучение таких процессов, как коммуникативное поведение, культура общения и понимания, а также ряд теоретических и практических вопросов, в которых коммуникативная культура приобретает особую значимость, последние научные исследования отмечают, что общий уровень культуры и, в частности, коммуникативной культуры у подрастающего поколения находится на довольно низком уровне (Т.А. Гаврилова, Н.В. Жутикова,

И.С. Кон, Б.Ф. Ломов и др.).

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации (2000 г.) подчеркивается необходимость обеспечения исторической преемственности поколений; сохранения, распространения и развития национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Средством решения задач наследования служит общение. Опыт общения, его нравственные эталоны являются частью духовной культуры общества.

Все это необычайно актуализирует поиск путей выхода из кризисной ситуации, выявление реальных источников повышения

коммуникативной культуры подростков и молодежи.

Использование в процессе формирования коммуникативной культуры подростков потенциала клубов туристической направленности является, на наш взгляд, одним из решений этой проблемы.

Туризм сегодня становится инструментом сохранения и трансляции средствами социальной коммуникации традиций и преемственности культуры.

Содержание туристической деятельности базируется на создании для людей благоприятных в духовном отношении сред досуга, общения, развитии толерантности. Туризм нацелен на «анимацию» - «одухотворение» и самой воспитательной среды, и включенных в ее орбиту всех субъектов воспитательного процесса.

Таким образом, мы можем сказать, что результатом осуществления деятельности туристических клубов будет являться повышение уровня знаний, определение ценностных ориентиров и жизненных перспектив, усвоение норм поведения, укрепление взаимовыручки, дружбы, солидарности, братства между людьми, развитие гуманности, социального альтруизма, формирование позитивного отношения к окружающему, гармонизации личности, приобщение к культурному наследию, что вкупе приведет к повышению уровня культуры подростка.

Опытно-экспериментальная работа заключалась в изучении особенностей коммуникативной культуры подростков, а также в апробации разработанной нами модели, которая включает: основные виды деятельности, формы и типы, функции, принципы осуществления туристической деятельности.

Характер, направленность, формы деятельности определяют конкретные типы деятельности: тематические, походные, физ-

культурные, рекреационно-оздоровительные, комбинированные.

Среди видов деятельности туристических клубов мы выделяем: познавательную, спортивную, деловую, игровую, религиозную и т. д.

Анализ работ ведущих теоретиков и специалистов социально-культурной деятельности М. А. Ариарского, Е.И. Григорьевой, А.Д. Жаркова, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, Н.Н. Ярошенко и др. позволяет определить принципы деятельности туристических клубов по формированию коммуникативной культуры подростков. Среди наиболее значимых выделим: принцип социальности, активности, привлекательности, эмоциональной насыщенности, единства целей и интересов, дифференцированного подхода, доступности, доверия и доброжелательности.

Первый этап эксперимента (констатирующий) был проведен в 2006 г. В эксперименте участвовали 120 подростков - учащиеся 7-9 классов школ г. Волгограда.

В соответствии с задачами исследования нами было необходимо изучить особенности коммуникативной культуры испытуемых. Диагностика коммуникативной культуры подростков осуществлялась по интерпретированной нами методике, которая была разработана в США и лежала в основе различных программ коммуникативного образования.

Коммуникативные умения определялись нами в соответствии с особенностями участия подростка в трех коммуникативных ситуациях, характерных для социально-культурной деятельности:

а) умение вести диалог лицом к лицу с собеседником;

б) умение выступать перед аудиторией;

в) умение участвовать в групповой дискуссии.

Условно нами были выделены три уровня сформированности коммуникативной культуры: низкий уровень - недостаточная сформированность коммуникативных навыков (личность слабо согласует свои особенности с нормами общения в конкретной ситуации); средний (личность совершенствует технику своего общения, оптимизируя свои

возможности); высокий (личность выступает как субъект общения, добившись оптимального функционирования своего коммуникативно-психологического комплекса).

На основе анализа полученных данных все участники констатирующего эксперимента условно были поделены на 3 группы в соответствии с выявленными уровнями сформированности коммуникативной культуры.

Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что у подавляющего большинства подростков, участвующих в эксперименте, уровень сформированности коммуникативной культуры был невысоким, что обусловило необходимость поиска путей повышения у данной категории лиц коммуникативной культуры.

Формирующий эксперимент был проведен в течение 2007-2008 гг. на базе клубного объединения туристической направленности «Евролинк - тур» г. Волгограда.

В формирующем эксперименте принимали участие те же подростки, которые участвовали в констатирующем эксперименте (120 человек).

Задачами формирующего эксперимента являлась разработка и апробация педагогической программы по формированию коммуникативной культуры подростков, которая осуществлялась в рамках коммуникативнонаправленной организации туристической деятельности.

На наш взгляд, использование групповых методов в формировании коммуникативной культуры подростков в процессе деятельности клубов туристической направленности обладает значительным потенциалом, который обусловлен тем, что влияние референтной группы на развитие личности имеет неоценимое значение в социальной среде, поскольку в подростковом возрасте существует сензитивность к этому воздействию.

К тому же нами была разработана программа формирования коммуникативных способностей подростков «Глобус» в процессе деятельности клуба туристической направленности.

В процессе реализации программы решались следующие задачи:

1. Формирование общей психолого-педа-гогической и коммуникативной культуры.

2. Оказание психологической помощи и поддержки подросткам в процессе межличностного, группового и профессионального общения.

3. Обучение основам общения и отработка адаптивных тактик взаимодействия.

4. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков и умений.

6. Построение индивидуальных стратегий коммуникативного развития подростков.

Программа включала целевой, содержательный, организационный, деятельностный, оценочный и результативный компоненты и предполагала: совершенствование наличных коммуникативных качеств личности; расширение коммуникативного потенциала подростка за счет активизации периферийных личностных образований (способность к эмпатии, конформность, дипломатичность, открытость, социальная смелость, эмоциональная устойчивость).

В основу деятельности была положена организация отдельных экскурсий и экскурсионно-познавательных туров, маршрутов выходного дня. При этом учитывалось, что значимой мотивационной особенностью подростков является высокая установка на общение, диалог, конструктивное взаимодействие.

Целевой компонент включал: потребности, мотивы, интересы, установки, ценностные ориентации подростка.

Результативность программы связана с определением уровней сформированности коммуникативной культуры подростков, критериями которых выступали:

а) выраженность и ранговое соотношение базовых и факультативных качеств, обеспечивающих эффективность коммуникации одного и другого личностного типа;

б) степень сформированности установки на общение, подтверждаемой участием лич-

ности в различных формах досуговой коммуникации (включая диалог и сотворчество с окружающими);

в) характер позиции подростка в различных ситуациях общения.

Таким образом, нами были выделены следующие этапы развития коммуникативной культуры подростков:

1. Формирование формально-динамических характеристик - коммуникативные знания, установки и качества, открытость, общительность, невербальные возможности, навыки рефлексии.

2. Развитие мотивационно-ценностного компонента - мотивов общения, эмоциональных качеств.

3. Развитие функционально-деятельностных качеств личности - коммуникативных техник, умений, компетентности, внешней активности, эмпатических способностей.

4. Формирование общеличностных качеств - творческого потенциала, креативности, гибкости, профессиональной наблюдательности, речемыслительной деятельности, эмоциональной устойчивости.

После осуществления педагогической работы по программе «Глобус» нами было проведено повторное изучение сформированности коммуникативной культуры подростков.

В процессе реализации этапов программы зафиксированы существенные сдвиги в формировании коммуникативных качеств и способностей подростков.

Таким образом, разработанную нами и апробированную педагогическую программу «Глобус», реализующую педагогический потенциал туристической деятельности, можно считать достаточно эффективной по формированию коммуникативной культуры подростков.

Таблица 1

Сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего экспериментов

Количество участников Количество участников формирующего

Уровень констатирующего эксперимента (в %) эксперимента (в %) (после проведения

(до проведения педагогической работы) педагогической работы)

Недостаточный 34 8

Средний 48 20

Высокий 18 72

34б

Поступила в редакцию 14.04.2008 г.

Molchanova N.V. Potential of activity of tourist clubs in formation of teenagers’ communicative culture. The article considers the peculiarities of formation of teenagers’

communicative culture on the basis of the experimental research work conducted on the basis of tourist clubs. The characteristics of types of tourist clubs activities, principles and directions of activity are given.

Key words: communicative culture, tourism, teenagers, club.

ЭЛЕМЕНТЫ СТОХАСТИКИ КАК СРЕДСТВО УСИЛЕНИЯ ВНУТРИПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ Л. А. Терехова

В статье обосновывается возможность укрепления внутрипредметных связей школьного курса математики на основе изучения элементов стохастики. Предлагается конкретный механизм интеграции стохастики в структуру традиционной математики при помощи когерентно-стохастических задач.

Ключевые слова: внутрипредметные связи, интеграция, стохастика, когерентно-стохасти-ческие задачи.

В настоящее время возникает много конкретных проблем по поводу включения в школьный курс математики новой стохастической содержательно-методической линии. Педагогами и методистами уже разработан перечень вопросов, рекомендованных для изучения на различных ступенях школьной программы, который одобрен и рекомендован Министерством образования и науки РФ. Однако до сих пор непонятно, где искать резервы учебного времени, которые необходимо отвести под новую содержательнометодическую линию. Содержание школьного обучения нельзя неограниченно расширять, добавляя все новые и новые разделы. Включение нового материала неизбежно требует определения его места в программе и указания тех разделов, которые должны быть им замещены. Существует реальная опасность, что непродуманные структурные манипуляции могут сказаться на качестве знаний учащихся.

Однако следует отметить, что многие ведущие методисты в своих исследовательских работах намеренно суживают проблему и рассматривают лишь частные вопросы, касающиеся методики введения основных стохастических понятий в школьный курс математики. А между тем проблема построения целостной, непротиворечивой и эффективной системы обучения стохастике, логично ин-

тегрированной в структуру школьного курса математики, решена лишь в общих чертах. Уже в работах А. Плоцки [1] и В.Д. Селюти-на [2] обосновывается новый методический подход, согласно которому изучение стохастического материала должно быть органично вплетено в канву математического образования. Но конкретные пути решения данной проблемы на сегодняшний день намечены лишь абстрактно. В сфере современного математического образования сложился своеобразный методический вакуум, порожденный отсутствием единой методики развертывания стохастических представлений в рамках школьной программы.

Вместе с тем, анализируя все проведенные исследования, можно заключить, что стохастическая содержательно-методическая линия может быть не только логично включена в структуру школьного курса математики, но и обладает значительным интегрирующим потенциалом, связывая различные разделы программы в единое целое. Именно поэтому стохастические представления должны стать эффективным средством для активизации внутрипредметных связей курса математики.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что на современном этапе развития системы школьного математического образования возникли противоречия между:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.