Научная статья на тему 'Потенциал детского общественного объединения и его актуализация в практике работы классного руководителя'

Потенциал детского общественного объединения и его актуализация в практике работы классного руководителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
818
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ И КВАЗИОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ПОТЕНЦИАЛ / КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / SOCIAL AND QUASI-SOCIAL ASSOCIATION / POTENTIAL / CLASS CURATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коршунова Ольга Сергеевна

В статье рассматриваются особенности детских общественных и квазиобщественных объединений, раскрывается социализирующий потенциал общественных объединений детей, дается характеристика взрослого, способного к эффективному сотрудничеству с детским общественным формированием, и представляется возможный алгоритм взаимодействия классного руководителя с действующим в образовательном учреждении общественным объединением учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Childrens social association potential and its actualization in class curators work practice

Childrens social and quasi-social associations peculiarities are examined, childrens social associations socializing potential is revealed, the adult who is able to collaborate with childrens social formation efficiently is characterized, and possible class curators interaction with pupils social association active in educative institution algorithm is imagined in the article.

Текст научной работы на тему «Потенциал детского общественного объединения и его актуализация в практике работы классного руководителя»

- представленность возрастных (разновозрастных) взаимоотношений в детской общественной организации, их характерологические особенности;

- материальная база детской организации, ее фондовое обеспечение;

- организационно-технологическое, кадровое, управленческое обеспечение деятельности детской общественной организации;

- заинтересованное сотрудничество взрослых: родителей, педагогов, общественных и государственных деятелей в делах и перспективах развития данной детской организации;

- широта и разносторонность информационного обеспечения деятельности детской общественной организации (пресса, радио, телевидение, наличие собственных информационных каналов: газет, журналов, радиоволн, радио-, телепрограмм и т.д.).

УДК 329.78

Коршунова Ольга Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

iskateli@bmail.ru

ПОТЕНЦИАЛ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ И ЕГО АКТУАЛИЗАЦИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

В статье рассматриваются особенности детских общественных и квазиобщественных объединений, раскрывается социализирующий потенциал общественных объединений детей, дается характеристика взрослого, способного к эффективному сотрудничеству с детским общественным формированием, и представляется возможный алгоритм взаимодействия классного руководителя с действующим в образовательном учреждении общественным объединением учащихся.

Ключевые слова: общественное и квазиобщественное объединение, потенциал, классный руководитель.

Современное детское движение развивается в России уже более 20 лет. Оно разноплановое, менее масштабное (при самых нестрогих подсчетах количество членов детских общественных объединений насчитывает на начало XX в. 5,5 млн. чел. [1]), чем существовавшая в Советском Союзе пионерская организация имени В.И. Ленина, в состав которой входило на пике ее развития около 18 миллионов ребят. ВПО им. В.И. Ленина имела статус самодеятельной общественно-политической организации, хотя, если иметь в виду не особые периоды ее эволюции, например, 20-е годы XX в., или отдельные первичные пионерские организации, а всю (снизу доверху) ее структуру, таковой она не являлась, поскольку решения принимались не членами организации, а взрослыми людьми, которые, в свою очередь, не входили в организацию на правах ее членов. Пионерская организация, поглощенная в 30-е годы XX в. школой, превратилась в чисто воспитательную организацию, осуществлявшую коммунистическое воспитание учащихся своими специфическими средствами. Развитие самодеятельности и инициативы пионеров оставалось ключевой проблемой

в истории организации, что нашло отражение в документах партии, комсомола практически на всем протяжении ее существования.

Современные детские общественные объединения, имея такой статус, во многих случаях, как показывает анализ их жизнедеятельности, изучение документов, с нашей точки зрения, ему не соответствуют, а являются квазиобщественны-ми [1]. В научной литературе мы можем встретить мнения о том, что детским движением в современной России охвачено от 1до 4-5% или 10% подростков и юношей, а также о 54% участников различных общественных объединений и организаций, функционирующих на территории страны [1; 4; 7]. Именно различия в трактовках сущности понятия «детское общественное объединение» является основанием для дискуссии среди ученых, которые в зависимости от смысла, вкладываемого в понятие «общественное», представляют и оценивают количественные и качественные параметры состояния детского общественного движения в России.

Разведем понятия - «общественное объединение» и «квазиобщественное объединение». Для этого обратимся к положениям новой научной

отрасли, разрабатываемой учеными - членами «Ассоциации исследователей детского движения» и получившей в 90-е годы XX в. по предложению Е.В. Титовой название «социокинетика детства». В федеральном законе «Об общественных объединениях» (1995 г.) дается общее определение понятия «общественное объединение». Учитывая специфику общественного объединения детей, исследователи уточняют сущность рассматриваемого понятия следующим образом: «Детское общественное объединение (общественное объединение детей) - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей или (и) взрослых граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения» (А.Г. Кирпичник) [6, с. 21]. Квазиобщественные объединения - такие, «.. .в организации деятельности которых главенствующая и определяющая роль принадлежит взрослым («объединения для детей», а не «объединения детей»). Для них характерны субъект-объектные взаимодействия и взаимоотношения взрослых и детей. Им присуще противоречие в позиции ребенка как объекта педагогических воздействий и как субъекта собственной деятельности» [Там же, с. 25]. Квазиоб-щественными являются объединения, в которых осуществляется традиционно организованное воспитание подростков, предполагающее постановку педагогом целей воспитания, связанных с преобразованием личностных качеств детей и разработанных на основе государственного заказа, изучения научных концепций воспитания, ожиданий педагогического коллектива, семьи и в лучшем случае еще и учащихся, анализа существующих проблем в детском сообществе, в окружающей детей среде, а также планирование и развертывание педагогом различных видов воспитывающей деятельности, в которые он включает ребят, ее регулирование, кроме того, педагогический анализ осуществленного за определенный промежуток времени воспитательного процесса. Другими словами, квазиобщественное объединение - это формирование, созданное для воспитания детей, сообщество, полностью управляемое педагогом. К таким квазиобщественным формированиям можно отнести классы, кружки, студии, секции в школе, детские объединения, действующие на базе учреждений дополнительного образования, в том числе, различные клубы

по интересам; органы ученического классного и школьного самоуправления, которые часто являются простыми придатками педагогического коллектива и участвующими в выполнении планов работы образовательного учреждения или конкретного класса. Весьма показательными для иллюстрации сути деятельности квазиобществен-ных сообществ является проведение учащимися так называемых дней самоуправления, когда ученики в течение одного-двух дней «самоуправля-ются», т.е. в жестко определенных рамках выступают дублерами педагогов, чаще всего, в период празднования Дня учителя, а в оставшийся период реально не могут принять ни одного самостоятельного решения, что отражает весьма узкий педагогический взгляд на проблему организации общественной жизни детей в учебном заведении.

В отличие от квазиобщественных подлинные общественные объединения детей обладают мощным специфическим социализирующим потенциалом. В детских общественных объединениях подростки овладевают опытом демократического участия в совместной со взрослыми социальной деятельности, направленной на улучшение окружающей жизни.

В общественном объединении отношения между детьми и взрослыми опосредуются общими проблемами в окружающей среде, являющимися источниками для развертывания деятельности, направленной на их решение, соответствующей практической целью и предметом для приложения совместных усилий, оптимальным разделением полномочий между всеми участниками для достижения результатов (выбор постоянных и временных органов управления общей деятельностью, их функционирование).

Ученые (А.Г. Кирпичник, Т.В. Трухачева) называют, таким образом, семь ключевых принципов устройства и функционирования детских общественных объединений, среди которых: «Самореализация как смысл включенности личности в объединение. Самоорганизация как механизм, образующий общественное объединение детей и подростков. Самодеятельность как способ существования объединения. Самоуправление как средство, обеспечивающее функционирование объединения. Социальная реальность как содержательный источник организованной детской самодеятельности и сфера реализации детской активности. Участвующая и поддерживающая функция взрослых. Ответ-

ственность взрослых за педагогические последствия организованной детской самодеятельности. Возрастающая включенность детей в общественные отношения как способ становле-нияличности в детском объединении» [2, с. 254].

Жизнь детей в детском общественном объединении отвечает и демократическим принципам, поскольку, во-первых, обеспечивается эффективное, т.е. опирающееся на выражение каждым членом своих взглядов и убеждений, участие в деятельности; во-вторых, при решении вопросов функционирования сообщества используется механизм равного голосования, т.е. признается равенство силы каждого голоса -взрослого и ребенка; в-третьих, процесс совместной деятельности строится на понимании всеми членами объединения на основе полной, объективной, доступной информации стратегии и тактики сообщества; в-четвертых, члены объединения не только включаются в деятельность, а влияют «на повестку дня», т.е. участвуют в формулировании не только тактических целей и действий, а в выработке собственно стратегии объединения, т.е. его ключевых, генеральных целей; в-пятых, все члены объединения обладают равными правами и свободами и, потому развернуто включаются в жизнедеятельность сообщества [Там же, с. 178-180].

Что дает ребенку членство в детском общественном объединении? Участие в жизни и деятельности общественного объединения оказывает мощное влияние на развитие личности растущего человека, что проявляется: в присвоении большого объема информации о жизни общества, функционировании различных социальных институтов, в том числе, властных; о проблемах людей, живой природы; о правах, свободах, возможностях детей участвовать в общественных отношениях и т.д.; в развитии социальных интересов, обладая которыми человек «.понимает и ценит мысли и чувства другого и умеет это показать, способен воодушевлять окружающих, стремится объединить усилия во имя общей пользы и ради достижения общей цели» (З.И. Лаврентьева) [Там же, с. 316-317]; в обретении и чувства солидарности с людьми, объединяющимися для достижения общих целей; и чувства сострадания и сопричастности к трудностям и проблемам окружающих, и возмущения безнравственными деяниями, поступками; в переживании взрослости и собственной значимости для детс-

кого коллектива, для малой Родины - деревни, села, города, края; в формировании патриотических чувств, гражданской идентичности; и, несомненно, переживание дружеской привязанности, поддержки и др.; в овладении моделями демократического поведения, опытом солидарного взаимодействия; умениями управлять жизнью сообщества, усматривать общественные проблемы и предлагать пути их решения, проявлять инициативу, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию и слушать и уважать оппонентов, нести ответственность за принятые решения и поручения перед собой, объединением; взаимодействовать с социальными институтами и агентами, анализировать деятельность и ее результаты, тем самым, реализовывать и защищать свои гражданские права и свободы и др.

Таким образом, в детском общественном объединении, организации подросток становится гражданином, действующим свободно, инициативно, ответственно и солидарно с другими людьми.

Существование и развитие детского объединения как общественного зависит от позиции взрослых, как его участников, так и тех, с кем члены объединения взаимодействуют, реализуя стратегию сообщества. Не всякий взрослый способен и готов быть членом и, тем более, руководителем детского общественного объединения, а только тот, кто: деятельно признает в качестве высшей ценности - ребенка, его права и свободы; готов к их защите в соответствии с международным и российским законодательством; не равнодушен к проблемам окружающей жизни и готов принять участие в их решении; не разделяет тезиса «взрослый всегда прав» и готов терпеливо совместно с детьми осваивать модели демократического поведения в объединении («Авторитаризм можно навязать, а демократии можно только научиться (Курт Левин)»; быть открытым в общении с участниками сообщества, вести диалог, признавать свои ошибки; демонстрировать в различных жизненных ситуациях следование нравственным нормам и общечеловеческим ценностям; обладать особым имиджем и уважением ребят и взрослых; опытом взаимодействия с различными социальными организациями и объединениями; выдвигать яркие идеи и поддерживать инициативы и предложения детей, вдохновлять подростков на участие в созидательной деятельности «на радость и пользу дале-

ким и близким людям», в реализации социальных проектов; представлять интересы детей и идеи сообщества «взрослым» структурам, в том числе, представителям органов власти различных уровней; владеть методиками, техниками организаторской работы; диа- и полилога, а также информационно-коммуникационными технологиями; предусматривать, просчитывать педагогические последствия влияния уклада жизни объединения и «организованной детской самодеятельности» на членов формирования и др.

Главная особенность направляющих усилий взрослого руководителя детского общественного объединения состоит в том, что он идет к ребятам не осуществлять их гражданское воспитание, а совместно с ними решать насущные общественные проблемы, осуществлять для этого реальные дела, при этом думать над тем, чтобы процесс достижения целей - заинтересованное взаимодействие единомышленников, которые объективируют, воплощают свои способности, потенциалы, взгляды, убеждения, идеи в общественно значимые продукты - добрые деяния и поступки, -осуществлялся строго в соответствии с нормами права, не наносил морального и физического вреда участникам. Таким образом, смысл позиции взрослого состоит в сотрудничестве с детьми как младшими партнерами по обустройству и улучшению окружающей жизни, по заботе о людях, природе, о малой Родине; в организации самодеятельности подростков и предвидении ее педагогических последствий.

Важнейшим местом базирования ДОО являются в современных условиях общеобразовательные учреждения. В практике реально реализуются различные модели взаимодействия школы и детских общественных объединений, среди которых ученые (Е.В. Титова, Т.В. Трухачева) называют четыре: «сосуществование», «содействие», «сотрудничество», «соединение» [8]. Из перечисленных моделей классному руководителю необходимо глубоко изучить модели «содействие» и «сотрудничество». Именно о реализации этих моделей речь идет в письме Министерства образования от 11 февраля 2000 г. «О направлении методических рекомендаций о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях» [5], в котором детские и молодежные общественные объединения признаются особым социальным институтом, решающим «.специфические задачи само-

стоятельными приемами и методами» [Там же, с. 23].

Если в образовательном учреждении действует детское общественное объединение, то возможен следующий алгоритм взаимодействия классного руководителя с этим формированием детей. Во-первых, классному наставнику необходимо поближе познакомиться с детским объединением, его руководителем, изучить его деятельность. Во-вторых, ему важно определить, насколько деятельность объединения интересна учащимся его класса. Как бы вариативно ни складывалась ситуация, классный наставник, учитывая социализирующие потенциалы такого детского формирования, может занять активную поддерживающую позицию в отношении детского общественного формирования. Поскольку включение детей в деятельность общественного объединения должно быть исключительно добровольным, постольку классный руководитель первоначально может выбрать стратегию содействия общественной организации учащихся и примером своего отношения к ее деятельности «вдохновить на поддержку» и ребят своего класса. Вместе с руководителем детского общественного формирования и его активом необходимо определить возможные «точки пересечения интересов», а также решить, в какие дела, акции, мероприятия, как часто и в какой позиции (наблюдатели, активные участники) могут включиться в деятельность объединения ребята класса (один-два человека, группа, весь класс). Сам же классный руководитель тоже может выступать как в позиции наблюдателя или активного участника Важно, чтобы участие учащихся класса в деятельности объединения не только получало положительную оценку классного руководителя, сколько глубоко анализировалось и педагогом и самими ребятами. Кроме того, важно, чтобы соответствующую информацию о позитивном опыте взаимодействия учащихся с детским общественным объединением получали и родители детей.

В-третьих, если, наконец, у ребят класса, даже у одного-двух, возникло стремление стать членами общественного объединения, классный руководитель поддерживает учеников, и помогает стать его членами. С увеличением количества учащихся класса в составе школьного детского общественного объединения классный руководитель может изменить стратегию и тактику взаимодействия и перейти от модели «содействие»

во взаимоотношениях с детским общественным формированием к модели «сотрудничество». При этом важно понимать специфику класса как учебной структуры образовательного учреждения и как первичного коллектива общественного объединения. Деятельность классного коллектива определяется Уставом школы, воспитательной программой образовательного учреждения или программой развития воспитания, общешкольным планом воспитательной работы на учебный год и т.д. Функционирование детского общественного объединения осуществляется на основе его Устава или «Положения», разработанного совместными усилиями взрослых и детей, а также стратегическими и тактическими целями, которые определяются всеми членами сообщества на общих сборах, конференциях членов, а также исполнительными органами формирования.

Члены объединения, действующего на базе образовательного учреждения, и одновременно его учащиеся, естественно, соблюдают нормы и правила, принятые в учебном заведении, но для отношений внутри объединения и организации деятельности участников ориентирами являются выработанные сообща цели, задачи, права и обязанности, нормы и правила повседневного взаимодействия. Кроме того, как члены ученического коллектива учащиеся могут принимать участие в тех мероприятиях, которые приняты органами школьного ученического соуправления и одновременно, как члены детской организации, - в акциях, делах своего общественного формирования. Если в образовательном учреждении нет детского общественного формирования, классный руководитель может помочь учащимся стать участниками общественных объединений, действующих в других образовательных учреждениях, по месту жительства, в городе, регионе. Взять на себя бремя руководства даже первичным общественным объединением детей -исключительно рискованный и ответственный шаг. Но если других вариантов нет, и классный руководитель желает ответить на ожидания ребят своего класса, находит поддержку у администрации образовательного учреждения, испытывает потребность попробовать свои силы на общественном поприще и, естественно, соответствует высоким требованиям, предъявляемым к взрослым руководителям детских общественных объединений (организаций), в этом случае нужно рисковать, чтобы вместе с детьми думать о жизни,

решать социальные проблемы, творить в настоящем лучшее будущее.

Таким образом, детские общественные объединения обладают серьезным потенциалом для гражданской социализации учащихся, который и может быть востребован классными руководителями при соблюдении соответствующих условий для оптимизации воспитательной работы со своими классами.

Библиографический список

1. Возжаева Е.И, Коршунова О.С. Детское движение в современной России // Детские общественные объединения Российской Федерации: Справочник. - М.: Логос, 2004. - С. 13-44.

2. Детское движение: Словарь-справочник / сост. и ред. Т.В. Трухачева, А.Г Кирпичник. - Изд-ние 2-е, перераб. и доп. - М., 2005. - 544 с.

3. КирпичникА .Г. Участие детей в общественном движении: возможности, желания, условия // Социальные ресурсы детского движения Москвы. Ч. 1: Материалы исследования. - М., 2007. - С. 15-104.

4. Куприянова Г.В. Молодежные и детские общественные объединения России на современном этапе: тенденции и проблемы развития // Молодежные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований: Сборник докладов и выступлений. - М.: Логос, 2002. - С. 3-11.

5. О направлении методических рекомендаций о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях (письмо от 11.02.2000 № 101/28-16) // Вестник образования России. - 2000. - № 9. - С. 21-29.

6. Основы социокинетики детства: Пособие для тех, кто обучает взрослых организаторов детских общественных объединений и для тех, кто обеспечивает государственную поддержку развития детского общественного движения / сост., ред.: Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. - М., 2009. - 528 с.

7. Состояние и перспективы развития детского и молодежного общественного движения в Российской Федерации: Научно-методический сборник / Временный творческий коллектив Национального совета молодежных и детских объединений России под руководством А.В.Соколова; науч. ред.-сост. С.В. Тетерский. - М.: Логос, 2005. - 217 с.

8. ТитоваЕ.В., Трухачева Т.В. Они и мы: о концептуальных основах взаимодействия образовательных учреждений и детских общественных организаций. - М., 1993. - 63 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.