Статья посвящена анализу современного положения и перспектив постсоветской тематики в российском высшем гуманитарном образовании. Проблема рассматривается в контексте модернизации отечественного образования, интеграционных процессов на постсоветском пространстве и глобализации, развития международного сотрудничества.
This article analyzes the current situation and prospects of postSoviet themes research in Russian higher education in the Humanities. The problem is considered in the context of the modernization of the national education, integration processes in the former Soviet Union, globalization and the development of international cooperation.
Ключевые слова: государства Балтийского региона,
междисциплинарность, образовательный, постсоветское пространство, Содружество Независимых Государств, Русский мир, сотрудничество, форум.
Key words: countries of the Baltic Sea region, interdisciplinary approach, education, post-Soviet space, the Commonwealth of Independent States, «Russian World», cooperation, forum.
Распад СССР в 1991 г. знаменовал собой окончание целой эпохи и одновременно с тем послужил импульсом к созданию принципиально новой
геополитической конфигурации на евразийском континенте, породил ряд новых проблем
политического, военного, социального и гуманитарного характера. На пространстве, некогда объединенном в рамках одной огромной страны, возникло несколько субъектов международного права. Отношения с этими государствами, согласно принятой концепции внешней политики нашей страны, являются одним из приоритетов для Российской Федерации.
В последние годы в России все активнее развиваются исследования в области постсоветского пространства, включая страны Содружества Независимых Государств и государства Балтийского региона, и данная тематика постепенно входит в рамки учебных программ вузов. На многих гуманитарных факультетах в классических университетах появляются курсы по постсоветскому зарубежью как одному из этапов Новейшей истории зарубежных стран, образовываются учебнонаучные структуры, которые непосредственно занимаются постсоветским зарубежьем.
Постсоветская проблематика вошла в диссертационные советы по всеобщей истории. Специалисты по странам ближнего зарубежья все более востребованы как в государственных органах, занимающихся взаимодействием между Россией и странами постсоветскго пространства, так и в частном бизнесе, активно работающем в регионе. Происшедшие в 1990-е гг. кардинальные перемены в политической, социально-экономической и других сферах настоятельно требовали адекватных шагов в образовательной области.
Модернизация образования оказалась необходимой и как ответ на вызов времени — общепризнано, что в информационно-технологическом обществе XXI в. определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, ее способность развивать прогрессивные технологии. Как отмечает в своих работах известный исследователь Я. Радулович, современное общество во все большей степени будет ориентировать людские ресурсы на усиление системы образования в соответствии с европейскими стандартами и с акцентом на непрерывное образование.
Проблема развития и совершенствования сотрудничества в образовательной сфере между странами СНГ постоянно присутствует в повестке дня на саммитах Содружества и двухсторонних переговорах постсоветских лидеров. Однако нельзя констатировать, что за время, прошедшее с момента распада СССР, потенциал взаимодействия в этой области был реализован в достаточной степени.
Центробежные тенденции затронули не только политическую и экономическую сферы, но и механизмы социокультурного взаимодействия, хотя сама логика развития независимых государств диктует иной выбор — сохранить единое образовательное пространство как залог повышения конкурентоспособности стран Содружества.
УДК 37.014.544+65.012.6(474)
А. В. Гущин А. С. Левченков
ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ И ПРОГРАММАХ
Актуальными проблемами культурно-языковой политики в области общего и профессионального образования на постсоветском пространстве были и остаются: активное функционирование сети общеобразовательных школ с русским языком обучения; поддержка выпуска учебной и научно-методической литературы на русском языке; сохранение преподавания на русском языке в общеобразовательных школах и университетах; наличие национальных программ развития языков; разработка совместных проектов в сфере научных исследований.
Например, в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) в 2006 г. был создан Центр по изучению стран постсоветского зарубежья, впоследствии преобразованный в кафедру. Определенные и значимые успехи в деле изучения постсоветского зарубежья в РГГУ уже достигнуты. Это и обеспечение учебного процесса, и выход в свет методических пособий и программ, и проведение конференций и круглых столов, в том числе международных, и ведение интернет-ресурсов. В настоящее время на основе полученного опыта последних лет стало очевидно, что эта деятельность должна быть основана на принципе междисциплинарности, на базе преобладания страноведческого и регионоведческого подходов. Только комплексное понимание современного положения и истории изучаемых стран ближнего зарубежья сможет дать ученым возможность квалифицированно осуществлять исследования, а студентам предоставить не разрозненный набор знаний, а полную и четкую их систему. При этом междисциплинарность должна пониматься не только как связь между различными областями знаний, ее необходимо применять и в рамках каждой отдельной науки. Например, в истории междисциплинарный подход предусматривает синтез источниковедения, историографии, теории и методологии истории, изучения и использования количественных методов в исторических исследованиях и т. д.
Отношения между государствами во многом определяются форматом их взаимодействия в интеграционных объединениях в экономической и военно-политической областях — СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, ЕЭП и др. Споры относительно характера этих интеграционных структур не утихают в среде политиков, экономистов, политологов. У двух парадигм, характеризующих сущность новых политических и экономических объединений, — новой формы интеграции или формы «цивилизованного развода», — есть свои сторонники и противники. В этой связи представляется необходимым активизировать исследования дихотомии интеграционных и дезинтеграционных процессов, давать оценки причин возникновения интеграционных структур, их генезиса, функционирования и той роли, которую они играют в современном мире.
На современном этапе изучения постсоветского зарубежья представляется целесообразным уйти от главенствующего подхода, согласно которому оно понималось только как объект или предмет внешней политики России. В настоящее время его изучение не может ограничиваться только двусторонними связями России со странами ближнего зарубежья. Ведь появляются модули, объединяющие страны не только ближнего зарубежья, но и дальнего, к примеру Шанхайская организация сотрудничества, включающая страны Центральной Азии и Казахстан, также Китай. В еще большей степени данный постулат касается государств Балтийского региона — Литвы, Латвии и Эстонии, которые вошли в принципиально иное геополитическое пространство, получив членство в Евросоюзе и Североатлантическом альянсе.
С понятием ближнего, или постсоветского, зарубежья тесно связано понятие зарубежья российского. Последнее является уникальным объектом, в развитии которого можно наблюдать специфику взаимоотношений между феноменами языка, культуры и этноса. Концепт Русского мира в последние годы становится частью внутренней и внешней политики Российской Федерации, поскольку позволяет рассматривать в едином комплексе те проблемы развития, которые связаны с миграционными потоками всех направлений. Осмысление роли и места Русского мира в международном контексте, в том числе на постсоветском пространстве, становится не только условием формирования объективного взгляда на мировой исторический процесс, но и важной составляющей для понимания современных социокультурных процессов и их прогнозирования. Русский мир в странах ближнего зарубежья, помимо сугубо образовательной и научной составляющей, в равной степени является объектом международной политической деятельности, что особенно касается государств Балтии.
Огромное значение для подготовки высококвалифицированных специалистов по постсоветскому пространству имеет изучение государственных языков стран, входящих в него. Это позволит в будущем студентам не только общаться на языке изучаемой страны, но и работать с документами и источниками на этих языках, что особенно важно для изучения последних двух десятилетий, когда делопроизводство, деловая переписка и документооборот переводились в большинстве стран ближнего зарубежья на национальные языки.
Организация учебно-научной работы по проблематике постсоветского зарубежья должна строиться на широком сотрудничестве вузов, обмене мнениями и опытом коллег как внутри России, так и на международном уровне. Это сотрудничество может и должно проявляться не только в проведении совместных конференций и круглых столов, но и в издании совместных сборников документов, коллективных монографий, организации совместных летних школ, активизации студенческого и преподавательского обмена.
Перспективы выстраивания механизма единых образовательных связей внутри постсоветского пространства можно рассматривать в нескольких направлениях. Это формирование «общего рынка» образовательных услуг, в частности такие проекты, как открытие Университета ШОС, выстраивание динамичной конфигурации взаимопроникновения субъектов высшей школы, дальнейшее укрепление соответствующей договорно-правовой базы сотрудничества, создание структуры, проводящей мониторинг системы взаимодействия.
В последние годы российское вузовское гуманитарное сообщество предложило новую форму взаимодействия с вузами других государств — организацию постоянно действующих международных форумов, представляющих собой инновационную форму сотрудничества представителей университетской общественности, открывающую новые возможности для интенсификации взаимодействия в области образования, науки и культуры. Такие форумы уже начали свою деятельность. В частности, в данный момент можно считать состоявшимися такие объединения, как Форум ректоров гуманитарных университетов и деканов гуманитарных факультетов России и Франции, Форум ректоров гуманитарных университетов и деканов гуманитарных факультетов России и Германии; на повестке дня организация Форума ректоров гуманитарных университетов и деканов гуманитарных факультетов стран Содружества Независимых Государств. Безусловно, актуальной, хотя и более сложной задачей (учитывая политическую составляющую) является создание международных межвузовских организаций с привлечением государств Балтийского региона.
При наличии политической воли и четкой концепции взаимодействия можно надеяться, что у интеграции в области образования на постсоветском пространстве большие перспективы. И в интересах России стать системообразующим элементом образовательной модернизации «евразийского сообщества», а в более прагматичном плане — обеспечить ориентацию политической и экономической элит стран постсоветского пространства на получение высшего образования в России — как современного и конкурентоспособного. У большинства государств постсоветского пространства существует стремление к взаимовыгодному сотрудничеству в образовательной сфере. При этом инициатива проявляется не только со стороны управленческих структур, но и вузовской общественности.