Научная статья на тему 'Научное обоснование и разработка рекомендации по решению проблем в торгово-экономических отношениях российского государства со странами СНГ'

Научное обоснование и разработка рекомендации по решению проблем в торгово-экономических отношениях российского государства со странами СНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
458
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СНГ / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / СССР / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО / CIS / POST-SOVIET SPACE / SOVIET UNION / FOREIGN ECONOMIC RELATIONS / TRADE AND ECONOMIC RELATIONS / RUSSIAN STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азанов Берик Куралбаевич

Аргументированно продемонстрировано, что распад СССР изменил систему международных отношений, в том числе экономических. Показано, что новизна возникшей в связи с этим ситуации состоит в образовании большого постсоветского пространства, обладающего особым статусом в системе взаимоотношений России, как правопреемницы СССР, и других стран СНГ. Интеграция постсоветского пространства стала приоритетом в политике и экономике. Выявлены насущные проблемы достижения решений экономической интеграции России и стран СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The scientific substantiation and development of recommendations in the issues of trade and economic relations of the Russian state with the CIS

The most significant event of the past century was the collapse of the Soviet Union, that changed the system of international relations, including economic ones. In this regard the author spoke about the formation of a large post-Soviet space, which, despite everything, has a special status in its relations with Russia, the legal successor of the USSR. The integration of the former Soviet Union declared a priority in politics and economics for more than a year. He tries to find out how things really stand with the economic cooperation between Russia and the CIS countries.

Текст научной работы на тему «Научное обоснование и разработка рекомендации по решению проблем в торгово-экономических отношениях российского государства со странами СНГ»

Научное обоснование и разработка рекомендаций по решению проблем в торгово-экономических отношениях Российского государства со странами СНГ

Б.К. Азанов

Аргументированно продемонстрировано, что распад СССР изменил систему международных отношений, в том числе экономических. Показано, что новизна возникшей в связи с этим ситуации состоит в образовании большого постсоветского пространства, обладающего особым статусом в системе взаимоотношений России, как правопреемницы СССР, и других стран СНГ. Интеграция постсоветского пространства стала приоритетом в политике и экономике. Выявлены насущные проблемы достижения решений экономической интеграции России и стран СНГ.

Ключевые слова: СНГ, постсоветское пространство, СССР, внешнеэкономические связи, торгово-экономические отношения, Российское государство.

В современных условиях и на перспективу динамичное развитие экономических отношений России со странами СНГ приобретает особую значимость, определяя в немалой степени ее геостратегические позиции на постсоветском и евразийском пространстве, а также в глобализирующемся мире в целом. Отношения эти претерпели существенные метаморфозы с момента распада СССР. Сложившаяся непростая ситуация требует долгосрочных политических и экономических решений и в первую очередь должного теоретического осмысления реальных перспектив содружества как такового, так и отношений с отдельными его членами. Следует разработать, в частности, комплексную стратегию развития экономических отношений России со странами СНГ, на основании которой стало бы возможным принимать обоснованные решения по широкому спектру вопросов их экономического взаимодействия, оптимальных путей и механизмов региональной интеграции с учетом специфики проведения рыночных реформ в России и странах СНГ [1].

Отношения России с республиками бывшего СССР (за исключением прибалтийских государств) в настоящее время оформлены в рамках Содружества Независимых Государств. Однако проблема состоит в том, что СНГ представляет собой скороспелое, юридически неясное образование, рассчитанное прежде всего на развод, а не сплочение его членов общей целью, потому что ни в одном из документов СНГ не содержится конкретных определений статуса и сферы компетенции этого регионального объединения.

Таким образом, ближайшие задачи России и заинтересованных партнеров из СНГ состоят в отработке эффективных организационно-правовых и экономических механизмов действенной региональной интеграции, функционирующей на равноправной взаимовыгодной основе. Центральной задачей реформирования внешнеэкономических связей России со странами СНГ становится формирование организационно-экономических основ нового ин-

теграционного объединения, принципов и механизмов двустороннего и многостороннего сотрудничества, что прямо вытекает из итогов последнего саммита СНГ.

Степень разработанности темы. В российской и зарубежной экономической литературе существует значительное число публикаций, посвященных различным аспектам региональной интеграции, включая вопросы взаимодействия России и других стран СНГ в развитии экономических отношений. После распада СССР в российской экономической литературе проблематика региональной интеграции получила масштабное звучание. В то же время отдельные вопросы комплексных аналитических исследований, посвященных рассмотрению современной системы внешнеэкономических связей России со странами СНГ, нуждаются в более глубокой научной проработке, особенно с учетом последних обстоятельств в ее отношениях с рядом этих стран.

Все это и предопределило выбор темы настоящего исследования, его цель и задачи.

Общая характеристика отношений РФ со странами СНГ

1. Торгово-экономические отношения РФ со странами СНГ. В 1990-е гг. торгово-экономические отношения России со странами СНГ определялись главным образом развитием двусторонних торговых связей, а не полномасштабным региональным взаимодействием.

Наиболее интенсивно в рамках сформировавшегося Единого экономического пространства развиваются торгово-экономические связи с Казахской Республикой, Республикой Беларусь (РБ). Торговля между союзными республиками (Россия, Казахстан, Беларусь) ошеломляющая: только за последние два года товарооборот и взаимная торговля между союзными республиками превысили несколько миллиардов долларов [2]. (В этой статье автор не остановится на экономических цифрах и показателях между государствами странами-участниками Единого экономического пространства и Таможенного союза, автор посвятил несколько статьей на тему экономических отношений между государствами Таможенного союза. В этой статье автор рассматривает торговые отношения только с государствами СНГ.)

Характеристика взаимной торговли РФ со странами СНГ. По данным ФТС России, внешнеторговый оборот России со странами СНГ в 20102011 гг. составил 118,5 млрд долл. США и вырос по сравнению с 2009 г. на 34,0 %, в том числе экспорт - 76,9 млрд долл. (рост на 35,7%), импорт - 38,6 млрд долл. (рост на 34,5 %).

Для торговли России практически со всеми странами СНГ характерно значительное положительное сальдо (по итогам 2008 г. размер сальдо вырос на 10,5 млрд долл., или на 46,0% к 2007 г.).

Крупнейшим экономическим партнером на протяжении многих лет остается Украина, доля которой в товарообороте России со странами СНГ в 2008 г. составила 37,4%.

Взаимный товарооборот со странами СНГ следующий: с Украиной -37,4%; Узбекистаном - 3,9%; Арменией - 2,8%; Азербайджаном - 3,1%; Туркменистаном - 2,3%; Таджикистаном - 1,5%; Молдовой - 2,4%; Кыргызстаном - 2,4%.

В целом структура внешней торговли России со странами СНГ, в отличие от торговли с ЕС (основным торговым партнером), носит более рациональный характер. Хотя объем торговли России с Евросоюзом в целом существенно превышает товарооборот со странами СНГ, по отдельным товарам рынки стран Содружества более значимы. Так, наряду с продукцией ТЭКа (около 47% общего объема российского экспорта в СНГ) важными экспортными позициями являются поставки машинно-технической продукции в страны СНГ (18%) - по стоимости они в три раза превышают объемы экспорта аналогичной продукции в Евросоюз.

Российский бизнес занимает довольно значительные позиции на пространстве Содружества. Российская Федерация входит в десятку крупнейших инвесторов Армении, Азербайджана, Молдавии, Таджикистана и Украины. Более 4 тыс. предприятий в странах СНГ с участием российского капитала действуют в различных сферах производства, в банковском секторе, торговле и сфере услуг, транспорте, строительстве, агропромышленном комплексе.

Проблемы торгово-экономического сотрудничества. Когда распался Советский Союз, сохранение многовековых экономических связей между новыми независимыми государствами большинству их руководителей (за исключением лидеров стран Прибалтики) представлялось задачей первостепенной важности, хотя мотивы этого были различными. Для одних государств, в том числе для России, важно было сохранить традиционные рынки сбыта своих неконкурентоспособных готовых изделий, для других -как можно дольше сохранить сложившуюся в недрах командно-распределительной экономики систему явного и скрытого донорства в пользу менее развитых союзных республик за счет более развитых.

Тогда казалось, что сохранить целостность постсоветского экономического пространства не составит труда. Ведь здесь давно сложились устойчивые межреспубликанские хозяйственные связи, а между государствами СНГ еще не было никаких торговых барьеров - на первых порах существовала единая валюта, действовали единые технические стандарты, сертификаты качества товаров и т.п. Наконец, все это пространство связывали развитая транспортная и коммуникационная инфраструктура, единая энергетическая система и единый язык межнационального общения. В СНГ куда больше предпосылок для интеграции, чем в Евросоюзе. Однако упускались из вида два важнейших обстоятельства [1].

Во-первых, переход от командно-распределительной экономики к рыночной перемещает национальные хозяйства стран СНГ в совершенно иную систему координат, где действуют принципиально новые правила игры.

Здесь появляются такие неведомые бывшим союзным республикам факторы, как национальная конкурентоспособность; свободный выбор внешнеэкономических партнеров не только в ближнем, но и, что особенно важно, в дальнем зарубежье; асимметрия национальных экономических интересов, обусловленная разным уровнем технико-экономического развития стран, разной структурой их производства и многие другие.

Во-вторых, реально интегрироваться способны далеко не все страны. Дело в том, что основой реального интегрирования национальных экономик является высокий уровень индустриализации и диверсификации производства и обмена, когда страны взаимодополняют друг друга в широком диапазоне самых разнообразных товаров и услуг, когда внутриотраслевая торговля достигает высокого уровня, дополняя и даже вытесняя межотраслевую торговлю. Лишь на таком этапе технико-экономического развития страны все теснее привязываются друг к другу тысячами торговых, производственных, финансовых и прочих связей и все более превращаются в целостный экономический организм.

Понятно, что такое их сращивание достигается лишь на весьма продвинутом этапе развития обрабатывающей промышленности и прежде всего ее высокотехнологичных отраслей.

Напротив, аграрно-сырьевые страны, производя в значительной мере схожий ассортимент продуктов, выступают по отношению друг к другу не столько как взаимодополняющие партнеры, сколько как конкуренты. Поэтому они не открываются навстречу друг другу, а, напротив, стремятся друг от друга отгородиться и ищут рынки сбыта для своих товаров в других, более развитых регионах мира.

Эта закономерность международного экономического интегрирования убедительно подтверждается полувековой практикой. Интеграция успешно прогрессирует лишь между развитыми странами Западной Европы и Северной Америки, кое-что удается достичь в этом направлении индустриально продвинутым странам Латинской Америки.

Но около трех десятков «зон свободной торговли», «таможенных союзов» и «общих рынков» в остальных развивающихся регионах мира на протяжении многих десятилетий остаются пустоцветами. И это естественно: в Западной Европе и Северной Америке свыше 3/4 экспорта приходится на готовые изделия, в том числе 40-50% - на продукцию машиностроения, обладающую повышенной способностью связывать страны-партнеры узами международного разделения труда. В меньшей степени подготовлена такая материальная почва для интегрирования в Южной Америке, еще меньше - в регионе СНГ, который по отраслевой структуре своего экспорта, особенно экспорта машин и транспортных средств, тяготеет не к Западной Европе или Северной Америке, а скорее к Ближнему Востоку или Африке, где начиная с 1960-х гг. не удалась ни одна из многочисленных попыток интегрирования.

Неудивительно, что, несмотря на все усилия интеграторов и на отдельные примеры относительно удачного хозяйственного взаимодействия стран СНГ на двусторонней основе, экономическое пространство Содружества неуклонно расползается по швам. Общепризнанным показателем интенсивности межстрановых экономических связей является доля их взаимной торговли в общем объеме товарооборота со всеми странами мира. В этом показателе находят отражение и уровень технико-экономического развития стран-партнеров, и масштабы обмена инвестициями, и состояние производственного кооперирования их предприятий, и многие другие аспекты реального сращивания их национальных экономик.

Еще важнее, с точки зрения интеграции, процентное отношение объема взаимной торговли (либо взаимного экспорта) стран-партнеров к совокупному объему их ВВП. Этот показатель характеризует степень экономической открытости стран по отношению друг к другу. Расчеты показывают, что такое взаимосцепление убывает еще быстрее, чем доля взаимной торговли стран Содружества. В целом по СНГ этот показатель с 1990 г. упал в 6,4 раза, в том числе у России - в 7,3 раза. Это значит, что национальные хозяйства этих стран все более обособляются друг от друга. Иначе говоря, неуклонно углубляется их дезинтеграция [2].

Положение усугубляется тем, что в товарообороте внутри СНГ доля готовых изделий, в особенности машин и транспортных средств, неуклонно уменьшается, а доля базовых ресурсов растет. С 2003 по 2006 г. удельный вес базовых ресурсов во взаимном экспорте СНГ возрос в 2,2 раза, в том числе топлива и сырья - более чем вчетверо. В то же время доля машин и транспортных средств упала в 1,7 раза, а изделий легкой промышленности - в 2,5 раза. Это происходит прежде всего из-за неконкурентоспособности местных готовых изделий по сравнению с аналогами, импортируемыми из дальнего зарубежья.

И рядовые потребители, и инвесторы предпочитают покупать пусть более дорогие, но зато качественные и надежные товары, изготовленные в развитых странах рыночной экономики, где конкуренция вынуждает производителей постоянно совершенствовать свою продукцию. Импортируемые из дальнего зарубежья товары как бы выдавливают готовые изделия из внутрирегионального товарооборота Содружества, что ведет к возрастанию в нем доли топливно-сырьевых ресурсов, металлов и других базовых товаров.

Таким образом, объективные предпосылки для интегрирования национальных экономик здесь не улучшаются, а ухудшаются. С одной стороны, для взаимной торговли остаются все больше аграрные и топливно-сырьевые товары, которые, как уже сказано, далеко не способствуют интеграции национальных экономик.

С другой стороны, именно такие товары наиболее конкурентоспособны на мировых рынках, поскольку их качество определяется в основном самой природой и потому всюду более или менее одинаково, а издержки их произ-

водства в Содружестве достаточно низки по мировым меркам. Поэтому их конкурентоспособность в странах дальнего зарубежья гарантирована.

В настоящее время наиболее серьезной и системной проблемой для российского экспорта являются торможение экономической интеграции узбекистанскими и туркменистанскими партнерами по СНГ, предпринимаемые меры административного характера в целях ограничения импорта. Активные переговоры по отмене действующих мер, ограничивающих доступ российских товаров на узбекистанский и таджикистанский рынки, ведутся уже более трех лет, однако никаких реальных подвижек по данному вопросу нет (либо меры отменяются, а взамен них вводятся другие, подчас аналогичные, введено, например, квотирование ввоза товара, либо отменяется лишь часть меры, которая проблемы не решает).

Это связано с тем, что туркменистанские и узбекистанские стороны вместо того, чтобы подойти к решению проблем конструктивно, пытаются увести переговоры в сторону обсуждения последствий для России от действия таких мер. Следует отметить, что даже если мера не наносит существенного ущерба российской экономике, это не делает ее менее нарушающей двусторонние договоренности между Туркменистаном и Узбекистаном, т.е. размер ущерба в этом случае не имеет значения.

Страны СНГ - это важный рынок сбыта российских несырьевых товаров и услуг, в первую очередь - машин и оборудования, приоритетная площадка для российских инвестиций, регион, позволяющий реализовывать транзитный потенциал России и стран-партнеров.

К приоритетным вопросам экономического сотрудничества России со странами Содружества на предстоящий период можно отнести формирование общих рынков труда, транспортных услуг, межрегиональное и приграничное сотрудничество, создание совместных предприятий и промышленно-финансовых групп, транснациональных корпораций. С этой целью предстоит:

• продолжать работу по совершенствованию нормативной правовой базы сотрудничества, дальнейшей либерализации взаимной торговли, завершению формирования Евразийского союза на основе Единого экономического пространства России, Казахстана и Белоруссии;

• предложить странам Содружества эффективные антикризисные программы, а возможно и антикризисные кредиты, направленные на минимизацию последствий влияния кризиса на реальный сектор экономики, финансовую и банковскую сферы;

• активизировать участие российских предпринимателей в приватизационных процессах в странах СНГ, в том числе в Украине. Создавать совместные промышленные и сельскохозяйственные предприятия, и с этой целью обеспечить отечественному бизнесу всестороннюю поддержку;

• сформировать более активную экономическую повестку двусторонних отношений, в том числе заседаний межправительственных комиссий со странами СНГ (поддержка реализуемых и намечаемых проектов с участием российского бизнеса, создание выгодных условий для участия российского бизнеса в процессах приватизации и конкурсах по госзакупкам и др.);

• эффективно использовать как важное конкурентное преимущество транспортный и транзитный потенциал СНГ, обусловленный во многом выгодным географическим положением. Речь идет о развитии системы трубопроводного транспорта для расширения рынка сбыта энергоносителей, о создании международных транспортных коридоров для приближения регионов, в первую очередь - приграничных, к международным рынкам сырья, товаров и услуг;

• приступить к разработке и реализации крупных инвестиционных проектов в области энергетики, в том числе атомной, транспорта, исследований космоса, нацеленных на реализацию конкурентных преимуществ России и государств-участников СНГ. Обозначить лидирующую роль России в их финансировании.

Мировой финансовый и экономический кризис оказывает существенное негативное влияние на экономическую ситуацию в странах СНГ, которые вплоть до последнего времени были одним из самых динамично развивающихся регионов мира. Сила воздействия кризиса на экономику стран СНГ проявляется по-разному в зависимости от степени их интеграции в глобальную экономику, состояния финансовой и банковской систем, фондового рынка. К концу 2008 г. экономика ряда стран Содружества в полной мере ощутила влияние мирового финансово-кредитного кризиса, особенно заметным оно было в странах с относительно более высоким уровнем интеграции в мировую экономику.

Как и в других государствах, в странах СНГ от кризиса страдают реальный сектор экономики, государственные финансы, фондовый рынок, валютная и банковская сферы. Негативное воздействие на основные отрасли экономики стран СНГ оказало снижение мировых цен на нефть, металлы, зерно, а также сокращение внешнего спроса на ряд экспортируемых странами Содружества товаров.

В условиях снижения ценовой конъюнктуры, прекращения притока иностранного капитала, сокращения денежных переводов трудовых мигрантов экономическая ситуация на пространстве СНГ в ближайшей перспективе будет ухудшаться. Меры, принимаемые правительствами ряда стран СНГ, включают ужесточение денежной политики, сокращение бюджетных расходов и государственных инвестиций в реальный сектор экономики. Мы понимаем, что эти меры могут затронуть и финансирование проектов, реализуемых с участием российских инвесторов.

В складывающейся финансово-экономической ситуации на мировых рынках важно использовать потенциал интеграционных объединений для минимизации последствий кризиса.

2. Цели, задачи и этапы экономического сотрудничества России с государствами-членами СНГ. Для достижения общих стратегических целей государств-участников СНГ необходимо использовать преимущества межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования производства и взаимовыгодной торговли.

Общими целями государств-участников СНГ являются:

• формирование согласованных условий для обеспечения устойчивого развития экономики;

• повышение благосостояния населения;

• развитие образования, здравоохранения, науки и культуры;

• обеспечение экономической, энергетической, продовольственной и экологической безопасности;

• создание условий для формирования и развития рыночных отношений, обеспечение равных возможностей и гарантий для всех субъектов хозяйственной деятельности;

• создание благоприятного инвестиционного климата для совместного использования финансовых ресурсов государств-участников СНГ, обеспечивающих развитие конкурентоспособного производства, транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп и других субъектов хозяйственной деятельности;

• обеспечение доступа к товарным, трудовым и фондовым рынкам, а также к информации;

• создание системы поддержки и взаимовыгодного использования имеющихся стратегических ресурсов, транспортных коммуникаций и производственных мощностей;

• взаимовыгодное и согласованное развитие производственной специализации и кооперирования;

• осуществление структурно-технологической перестройки национальной экономики государств в целях повышения эффективности производства;

• сохранение и развитие трудового и интеллектуального потенциалов.

Системное достижение поставленных целей позволит государствам-

участникам СНГ перейти на модель инновационно-инвестиционного развития экономики, основанной на знаниях, обеспечить участие в формировании мирового дохода и в его паритетном распределении.

Главными задачами государств-участников СНГ являются:

• эффективное использование географического и природного, экономического и транзитного потенциалов на благо интересов своих граждан;

• развитие институтов взаимного экономического сотрудничества для получения наибольшего эффекта от совпадения национальных экономических интересов;

• повышение глобальной конкурентоспособности национальной экономики;

• диверсификация структуры экспорта с увеличением доли продукции высоких технологий, высокой степени переработки и добавленной стоимости;

• развитие финансовых институтов и повышение инвестиционной привлекательности;

• взаимодействие в социальной сфере, создание условий для интеграции систем образования государств-участников СНГ, их согласованное развитие и сотрудничество.

Приоритетные направления развития взаимодействия:

• завершение формирования и функционирование зоны свободной торговли в рамках СНГ в соответствии с нормами и правилами Всемирной торговой организации (ВТО);

• создание предпосылок для формирования общего экономического пространства;

• развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной;

• взаимодействие в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров;

• углубление сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов;

• формирование на основе национальных инновационных систем межгосударственного инновационного пространства, способствующего продвижению научно-технических разработок и изобретений;

• создание эффективных платежно-расчетных механизмов и более широкое использование фондового рынка для взаимного перетока капиталов;

• развитие частного сектора, основанного на расширении экономических свобод, укрепление прав собственности и законности, развитие государственно-частного партнерства.

Экономическая политика государств-участников СНГ в ближайшие годы будет ориентирована на развитие внутреннего рынка и защиту отечественных товаропроизводителей и потребителей, на более полное использование существующих и вновь создаваемых производственных мощностей. В связи с этим необходимо обеспечить сближение национального законодательства, правовых и экономических условий

функционирования хозяйствующих субъектов, применение единых для всех государств-участников СНГ технологических стандартов и норм по охране окружающей среды.

Предполагается создать благоприятные условия для формирования среднего класса и снижения уровня бедности, определить точки экономического прорыва, создать систему государственной поддержки приоритетных направлений развития межгосударственного сотрудничества, транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп, субъектов хозяйственной деятельности, решить проблему неплатежей и обеспечения сбалансированности торгово-платежных отношений между государствами-участниками СНГ. Следует разработать и принять комплекс действенных мер по ликвидации коррупции, существенному снижению уровня теневой экономики.

Таким образом определили, что основными целями организации являются: сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции; обеспечение прав и свобод человека; сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения; взаимная правовая помощь; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.

Зона свободной торговли СНГ (ЗСТ) - соглашение государств СНГ, подписавших в 2011 г. Договор о зоне свободной торговли. Договор, проект которого был разработан российским Министерством экономического развития, предусматривает «сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины», экспортные пошлины должны быть зафиксированы на определенном уровне, а впоследствии поэтапно отменены. Договор заменил больше ста двусторонних документов, регламентирующих режим свободной торговли на пространстве содружества [3].

«Свободная торговля - это торговля без импортных тарифов и без количественных ограничений, за исключением строго определенных случаев, когда они могут вводиться. Отличие от нынешней системы, которая в СНГ сложилась за 20 лет, заключается в том, что мы перешли от двусторонних соглашений к одному многостороннему соглашению», - поясняет ответственный секретарь комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев [4].

Но, к сожалению, данные соглашения остаются формальными, и результатов пока нет.

Выводы и заключение

В результате проведенного исследования можно прийти к следующим выводам. Реальное состояние интеграционного сотрудничества стран СНГ может быть охарактеризовано как низкоэффективное, что связано с неполным использованием имеющихся предпосылок. Это находит отражение в том, что объемы внешней торговли в рамках СНГ уступают торговым операциям со странами дальнего зарубежья. Более того, взаимная торговля государств СНГ за рассматриваемый период сократилась на 2,3%, в то время как с дальним зарубежьем этот показатель увеличился на 54,8%.

Товарная структура взаимной торговли нерациональна - государства Содружества становятся зависимыми от импорта не только и не столько высокотехнологичных, наукоемких товаров, сколько обычной потребительской продукции. Это, безусловно, ослабляет развитие внутренних интеграционных связей и закладывает долгосрочную основу для изменения их внешнеэкономической ориентации.

Тенденция к переориентации внешнеэкономических связей государств Содружества на дальнее зарубежье, в основе которой лежит обмен невозоб-новляемых минеральных ресурсов на товары преимущественно потребительского назначения, отсутствие эффективных механизмов для «перелива» части выручки от внешнеэкономической деятельности сырьевых отраслей в развитие обрабатывающих обусловливают неэффективную структуру производства с преимущественным развитием топливно-сырьевых отраслей.

Возникший в ходе реформ механизм структурной деформации и экономической дезинтеграции имеет самоподдерживающийся характер и направляется мировым рынком. Во многом это создает ситуацию, когда, несмотря на определенную текущую экономическую стабилизацию и рост макроэкономических показателей в 2000-2003 гг., позитивные тенденции в экономике все еще не приняли устойчивого характера.

Только при условии разработки и реализации согласованной экономической политики страны СНГ смогут в полной мере использовать свой гигантский потенциал в национальных интересах, преодолеть нынешнее отставание от промышленно развитых стран Запада и Востока, активно влиять на процессы интернационализации и глобализации, успешно защищать суверенитет и безопасность в стремительно теряющем стабильность современном мире.

Основные организационно-структурные проблемы вытекают из неэффективности институциональной системы Содружества и нежелания большинства членов СНГ и субрегиональных группировок вводить элементы наднациональности путем создания соответствующих над- и межнациональных органов. Это противоречит теории и практике региональной интеграции, которые доказывают, что наднациональные органы позволяют минимизировать трансакционные издержки, оптимизировать структуру управления национальными и интегрированной экономиками.

Главным препятствием на пути интеграции СНГ являются еще не сформировавшиеся национальные хозяйства в некоторых государствах СНГ, которые еще не достигли параметров, обеспечивающих максимальную эффективность от их интеграции. А неэффективность управленческих структур проявляется в отклонении от предписанных правил поведения организаций или отдельных людей. Это, на мой взгляд, приводит к разному пониманию целей и задач созданного объединения постсоветских государств, целесообразности самой интеграции, основных принципов и темпов ее реализации в разных сферах деятельности и объясняет тот факт, что задачи, сформулированные в документах стран СНГ, не соответствуют реальному состоянию интеграции, а решения - не выполняются.

При выборе направлений развития интеграции государств СНГ, определении их возможностей и перспектив необходимо следовать основополагающим принципам.

Общеэкономические проблемы связаны с различиями в уровне экономического развития интегрирующихся государств, неэффективностью системы платежно-расчетных отношений, вызывающих неплатежи между участниками Содружества, несовпадением концепций и темпов реформирования национальных экономик стран-членов СНГ.

Однако практическая реализация этой необходимости сдерживается множеством сложных проблем, требующих решения, поскольку они не только снижают эффективность интеграционных процессов, но даже ставят под угрозу само существование СНГ. Одна из них - разная степень заинтересованности руководителей государств во взаимных связях. Пока она не будет преодолена, образование субрегиональных экономических объединений неизбежно.

Учитывая мировой опыт, эти процессы можно оценивать как поиск вариантов и новых путей интеграции без ущерба общему сотрудничеству в СНГ. Более того, это позволит накопить опыт, отработать отдельные модели и направления. Ибо при общих закономерностях вариантов интеграции -множество, в том числе и через субрегиональную интеграцию, демонстрирующую определенную экономическую эффективность.

Если трезво оценивать сложившуюся обстановку, то в настоящее время Содружество Независимых Государств не является в полной мере интеграционным объединением. СНГ создано для мягкого разъединения единого Союзного пространства и представляет собой сложный инструмент для возможного воссоединения распавшихся бывших союзных республик.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Азанов Б.К. Постсоветское пространство вчера, сегодня, завтра: распад и воссоединение // Евразийский научный форум «Евразийская интеграция

становление и развитие». Санкт-Петербург. Доклад. Очное участие 22-23 ноября 2012 г.

2. Азанов Б.К. Единое экономическое пространство и Евразийский союз Республики Беларусь, Казахской Республики и Российской Федерации: единые цели, единое будущее / Секция Евразийского научного форума «Научное творчество молодых. Молодежь Евразии в процессе Евразийской интеграции». Санкт-Петербург. Доклад. Очное участие 22-23 ноября 2012 г.

3. РИА Новости: Главы правительств СНГ подписали договор о зоне свободной торговли. Декабрь 2011 г.

4. Эксперты уверены: договор о ЗСТ - это шаг к осуществлению мечты российского премьера о Евразийском союзе // Таможенный союз. Независимое обозрение. Декабрь 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.