Среднесрочные перспективы развития торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ*
Внешнеэкономические связи России с государствами ближнего зарубежья, окружающими нашу страну, находятся в развитии, испытывают на себя серьезное воздействие процессов, происходящих в мировой экономике и финансах, политике. Грядущее ухудшение внешних условий развития всех стран СНГ, падение экономики Украины и резкое обострение российско-украинских политических отношений, растущее влияние на соседние государства мировых центров силы, реализующих в регионе собственные геополитические и экономические интересы, не позволяют оценить среднесрочные перспективы сотрудничества с партнерами по Содружеству как благоприятные. В период до 2020 г. при сохранении имеющихся тенденций физические и стоимостные объемы взаимной торговли России со странами СНГ расти не будут.
ОТНОШЕНИЯ С УКРАИНОЙ
Негативное воздействие на внешнеэкономические связи окажет, прежде всего, уменьшение внешнеторгового оборота с Украиной - крупнейшим торгово-экономическим партнером нашей страны на постсоветском пространстве. В 2010-2013 гг. доля Украины составляла 34%-41% (35,2% в 2013 г.) российского внешнеторгового оборота с Содружеством.1
Уровень взаимозависимости экономик двух государств, несмотря на снижение в последние годы, остается высоким. Россия стабильно закупает на Украине ряд видов стратегического сырья (марганцевые сплавы, глинозем, титановые и циркониевые кон-
* Цифры и расчеты представлены заведующим сектора статистики ОАО «ВНИКИ» Пекуром С.С.
1 Здесь и далее при отсутствии соответствующих сносок расчеты сделаны на основе базы данных Федеральной таможенной службы. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.customs.ru/
Т.Н. Чеклина
УДК 339.5 ББК 65.428 Ч-373
10 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
45 ^
центраты), изделия машиностроения, включая высокотехнологичные. В частности, в 2010-2013 гг. доля Украины в стоимости импортируемых из Содружества изделий машиностроения составила 61%, технологий - более 71%. В свою очередь, Украина, поглощая примерно треть экспортируемых в СНГ изделий машиностроения, является значимым рынком сбыта российской готовой промышленной продукции. На это государство приходится 47% природного газа, примерно половина нефтепродуктов, экспортируемых Россией в ближнее зарубежье.
Хотя импортозамещение и модернизация промышленности на основе технологий из стран дальнего зарубежья сузили базу взаимного сотрудничества, но сохранились сложившиеся еще в советский период производственные связи во многих отраслях - особенно в авиа-2 и судостроении, двигателестроении, ракетно-космическом, атомно-энергетическом, энергомашиностроительном секторах.
Украина - это значимый для России партнер в сфере торговли услугами, удельный вес страны в российском импорте услуг из СНГ составил в 2010-2013 гг. 42,0%, в экспорте - 24,3%. 3
Получило развитие инвестиционное взаимодействие. По данным Мониторинга взаимных инвестиций в странах СНГ (декабрь 2013 г.)4 украинские компании вложили в российскую экономику 1,3 млрд долларов. Российские ПИИ на Украине достигли к концу 2012 года 16,4 млрд долларов, что составляет около 30% всего объема накопленных на Украине ПИИ.
Несмотря на высокую значимость взаимного сотрудничества в текущем году произойдет существенное сокращение абсолютных объемов российско-украинского внешнеторгового оборота, обусловленное политическими и экономическими причинами. Внешний спрос Украины является слабым. С экономической точки зрения страна находится на грани дефолта, гражданская война на Юго-Востоке затрудняет выход из финансово-экономического кризиса. Всемирный банк прогнозирует в 2014 г. падение ВВП Украины на 5%.5 Но есть и более пессимистичные оценки (до 10%).
По политическим мотивам Киев (с марта т.г.) ввел эмбарго на поставки в Россию вооружений, военной техники и комплектующих для предприятий российского ОПК. Приостановлен с середины июня экспорт российского газа в связи с неплатежами и отсутствием намерений украинской стороны выйти на взаимоприемлемые решения с «Газпромом» по дальнейшим поставкам. Россия с конца июля
2 По оценке, почти 60 % комплектующих для самолетов Ан-140 и Ан-148 производятся на российских предприятиях.
3 Рассчитано на основе статистической базы данных Банка России. Центральный Банк Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cbr.ru.
4 Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ. Доклад 21. Евразийский банк развития. Центр интеграционных исследований. Санкт-Петербург. Декабрь 2013г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://wwweabrorg/r/research/centre/projectsCn/
5 [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.vedomosti.ru/finance/news/24921691/
^ 46
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2014
ввела запрет на импорт из Украины широкой номенклатуры продовольственных товаров (молока и молочной продукции, сыров, а также рыбных, овощных и мясных консервов, проч.).
В среднесрочной перспективе - даже при быстрой стабилизации политического и экономического положения на Украине - мы не ожидаем достижения объема российско-украинской торговли на уровне 2011-2013 гг. Полагаем, что существенно уменьшится внешнеторговый оборот, будет свернуто научно-техническое, кооперационное и инвестиционное взаимодействие, упадет доля Украины во внешней торговле России товарами, услугами и технологиями.
Снижение значимости двусторонних внешнеэкономических связей для стран-партнеров произойдет в силу ряда причин.
1. К власти на Украине пришли антироссийские силы, ориентированные на Евросоюз и Североатлантический альянс. При расходящихся векторах внешней политики, для снятия геополитических рисков, связанных с исторически сложившейся зависимостью от Украины в разных сферах экономики, наша страна, несмотря на предстоящие огромные расходы и потери, вынуждена активизировать налаживание импортозамещающих производств, прежде всего продукции двойного и военного назначения. Велика вероятность того, что новые совместные проекты в авиации, космосе, атомной и других отраслях реализовываться не будут, а ряд действующих проектов будут свернуты.
В соответствии с требованиями обеспечения национальной безопасности на территории России в последние годы развернуты замещающие производства в машиностроении, что уже привело к свертыванию взаимодействия с Украиной в сфере ОПК, авиационной промышленности и ряде других наукоемких производств6. На совещании по вопросам импортозамещения (28 июля 2014 г.) президент России вновь поставил вопрос об ускорении перехода оборонной промышленности на отечественные материалы и комплектующие при производстве специальной техники и вооружений.7
2. В среднесрочной перспективе ожидаем сокращения поставок российского природного газа, на долю которого в 2010-2013 гг. приходилось 45,5% украинского импорта из России8. Украина, испытывающая серьезные финансовые трудности
6 Одним из примеров замещения украинской продукции может служить организация выпуска в Москве и Екатеринбурге систем управления ракет для пилотируемых и грузовых запусков «Союз» и «Протон», ранее производимых объединением «Коммунар» на Украине. Холдинг «Росэлектроника» заявил о планах к 2018 году реализовать программу импортозамещения, согласно которой 90% электронной компонентной базы для военных и гражданских спутников будет производиться на территории России.
7 www.rg.ru/2014/07/28/vooruzenie-site.html
8 По данным статистического комитета Украины. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.ukrstat.gov.ua.
10 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
47 ^
и утратившая ценовые преференции в торговле с РФ, а также по политическим причинам будет жестко проводить курс на снижение импортной зависимости от поставок российских углеводородов и, прежде всего, природного газа.
Обновленная Энергетическая стратегия Украины (утверждена Кабинетом Министров в июле 2013 г.) предусматривает диверсификацию источников получения газа (природного и сжиженного) из-за рубежа, замену газа углем и электроэнергией, использование альтернативных видов топлива, увеличение внутренней добычи угля, нефти и газа (в том числе сланцевого). В ближайшем будущем предполагается продолжить импорт газа из стран ЕС с использованием имеющейся инфраструктуры в реверсном направлении9, осуществлять импорт сжиженного газа (из Египта, Алжира, Катара).
3. Новая украинская власть подписала в июне 2014 г. Договор о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговле (ГВЗСТ), который положил начало постепенной экономической интеграции Украины с ЕС (на условиях Евросоюза).10
Введение режима свободной торговли с ЕС при одновременном участии Украины в зоне свободной торговли в рамках СНГ может явиться причиной резкого уменьшения российского товарного импорта из соседней страны и изменения его структуры. Риск связан с резким увеличением беспошлинного импорта европейских и турецких11 товаров под видом украинских. Существует также вероятность вытеснения украинских товаров (химических, металлургических, машиностроительных, продовольственных) с внутреннего рынка в страны ТС/ЕЭП в связи с усилением конкуренции и выполнением украинской стороной обязательств по переходу (в течение двух-семи лет после подписания договора о свободной торговле) на технические стандарты, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные нормы Евросоюза12.
Для нейтрализации возможных угроз (если они возникнут) и защиты национальных экономических интересов партнерам по ЕЭП предстоит, видимо, уже-
9 Реверсные поставки фактически российского газа в 2012-2013 г. поступали (с перерывами) из Германии и Венгрии. В апреле 2014 г. немецкая RWE начала такие поставки на Украину через Польшу (объем поступлений может составить до 10 млрд куб м в год).
10 ГВЗСТ предполагает отмену ограничений в торговле товарами и услугами, свободное движение капиталов, а также полное соответствие законодательства Украины с законодательными нормами ЕС в торгово-экономической сфере. Переходный период создания ГВЗСТ не должен превышать десять лет со времени вступления Соглашения об ассоциации в силу.
11 Между Евросоюзом и Турцией действует соглашение о таможенном союзе.
12 В рамках ТС/ЕЭП формируется единая система технического регулирования и разрабатываются единые для трех стран технические регламенты. В качестве основы технического регулирования были выбраны межгосударственные стандарты СНГ, которые доступны для любой страны на постсоветском пространстве. (в настоящее время все страны СНГ, а также Грузия участвуют в Межгосударственном совете по стандартизации СНГ).
^ 48
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2014
сточить таможенный режим, вплоть до применения ко всем украинским товарам единого таможенного тарифа ТС. Это неизбежно приведет к существенному сокращению объемов товарооборота между Россией и Украиной.
4. Можно ожидать более широкого использования как Украиной, так и Россией нетарифных мер в форме антидемпинговых пошлин и специальных защитных мер, введения иных торговых ограничений, отказа от ранее достигнутых договоренностей в связи с крайней напряженностью политических отношений.
5. Отрицательно на динамике прямых российских капиталовложений на Украине скажется снижение уровня доверия между странами, некомфортные условия для бизнеса в связи с русофобскими настроениями, конкуренция со стороны иностранных компаний.
Прогнозируемое МВФ в среднесрочной перспективе динамичное экономическое развитие постсоветских стран Центральной Азии,13 формирование Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России окажет определенное положительное влияние на темпы роста внешнеторгового оборота России с ближним зарубежьем. Но полагаем, что это влияние будет небольшим и не позволит компенсировать падения объемов российско-украинской торговли. Причиной являются относительно слабые стимулы для динамичного роста торгово-экономического взаимодействия.
ОТНОШЕНИЯ СО СТРАНАМИ СНГ
Барьерами на пути расширения внешнеторгового и инвестиционного сотрудничества России и стран СНГ остаются: структура хозяйственных комплексов, характеризующаяся высокой долей сырьевых отраслей и отраслей первичного передела продукции; неконкурентоспособность основной массы производимых готовых изделий по сравнению с аналогами, импортируемыми из дальнего зарубежья; небольшое предложение наукоемких, инновационных видов изделий; скромные финансовые возможности государств-партнеров. Доминирование в экономике России и Казахстана сырьевого сектора, ориентированного на рынки третьих стран, делает ограниченной отдачу от интеграционного взаимодействия.
В условиях взятого всеми государствами Содружества курса на инновационное развитие и воссоздание/развитие индустриального потенциала структура экспорта каждой из стран СНГ все меньше соответствует импортным потребностям партнера.
13 В соответствии с прогнозом МВФ до 2019 г. наиболее высокими темпами будет расти ВВП Казахстана (5-6% в среднем за год), Киргизии (4,9-5,2%), Таджикистана (5,8%), Туркмении (8,0-12,0%) и Узбекистана (5,5-6,5%) по сравнению с Арменией (4,5-5,0%), Азербайджаном (3,2-5,0%), Белоруссией (2,6-2,8%), Молдавией (4,0-4,5%) . Официальный сайт Международного Валютного Фонда [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.imf. org
10 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
49 Q
Россия, самое крупное и экономически развитое постсоветское государство, не может дать сильный импульс модернизации и инновационному развитию национальных экономик региональных стран, не готова удовлетворить растущий спрос партнеров по СНГ на качественные инвестиционные и потребительские товары в силу технологического отставания.14 В частности, доля РФ в суммарном машиностроительном импорте стран СНГ (машиностроение, как известно, воплощает в себе технологический уровень национальной экономики) в последние годы падает; в 2012-2013 гг. не превышала 20%.15 Растущие потребности в современном оборудовании и технологиях государства Содружества удовлетворяют преимущественно за счет дальнего зарубежья. В 2013 г. на долю третьих стран падало 84% импорта машиностроительных изделий Украины, 90% Молдавии, 73% Белоруссии, 74% Казахстана.16
Страны-партнеры, несмотря на значительную долю изделий машиностроения в импорте России (32% в 2013 г. объема ввоза из СНГ), играют скромную роль в модернизации российской экономики. Об этом свидетельствует невысокая и не имеющая тенденции к росту доля Содружества в совокупном объеме импортируемых Россией изделий машиностроения (9-10% в 2010-2013 гг.), а также инновационных (9%) и высокотехнологичных товаров (4%), наукоемких услуг (8%).
Внутриотраслевые связи между родственными предприятиями обрабатывающей промышленности России и партнеров по Содружеству, опирающиеся преимущественно на унаследованную от СССР производственную базу, постепенно разрушаются. Вследствие отсталости обрабатывающей промышленности в годы трансформации и утраты некоторых наукоемких отраслей не происходит, за исключением единичных примеров, создания новых совместных производств и налаживания кооперационных связей, которые лежат в основе динамичного роста мировой торговли в последние десятилетия.
Сотрудничество постсоветских стран в области совместного научно-технического развития, где Россия сохраняет лидирующие позиции по целому ряду направлений, на основе реализации Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период 2020 года
14 По экспертным оценкам, по уровню развития ключевых технологий современного технологического уклада Россия отстала на 15-20 лет от развитых стран. Сергей Глазьев. Возможности и ограничения технико-экономического развития России в условиях структурных изменений в мировой экономике. Доклад. 28.12.2008, с. 39. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.glasev.ru
15 Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cisstat.org
16 Данные национальных статистических комитетов стран СНГ: [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.belstat.gov.by; www.statistica.md;www.ukrstat.gov.ua; www.stat. кг; http://exustoms.kz/wps/portal/customs/.
^ 50
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2014
находится на начальной стадии.17 На пути реализации перспективной идеи - формирования межгосударственного инновационного пространства стран СНГ есть серьезные трудности и ограничения, связанные, прежде всего, с дефицитом финансовых и интеллектуальных ресурсов.
Что касается взаимных капиталовложений (один из факторов роста внешней торговли) то, по оценке Мониторинга взаимных инвестиций СНГ, российские прямые инвестиции относительно невелики - составили к концу 2012 г. около 45 млрд долларов, или примерно 20% общего объема привлеченных странами ПИИ.
Среди серьезных проблем, осложняющих сотрудничество России и государств СНГ, необходимо отметить усиливающуюся конкуренцию в торговой и инвестиционной сфере со стороны превосходящих по финансовым возможностям, уровню технологического и инновационного развития компаний нерегиональных стран, растущее влияние на государства СНГ мировых центров силы, реализующих на постсоветском пространстве политику, направленную на «сдерживание» России, расширение рынков сбыта, получение сырья, проч. При сложившейся структуре экономики и экспорта, существующих платежных трудностях ряда постсоветских государств и с учетом слабого развития новых производственно-технологических связей между родственными предприятиями обрабатывающих отраслей потенциал дальнейшего роста взаимного внешнеторгового оборота России и стран СНГ является небольшим.
Важным фактором, который окажет негативное влияние на торгово-экономическое взаимодействие России со странами СНГ в среднесрочной перспективе, явится ухудшение внешнеэкономических условий развития. Чувствительность к изменениям мировой конъюнктуры и действию других внешних факторов обусловлена высокой степенью вовлеченности России и ряда основных партнеров по СНГ в мировые торговые и финансовые связи. В настоящее время во внешнеторговом обороте всех партнеров по СНГ, кроме Белоруссии, доминируют нерегиональные страны. Доля третьих государств особенно значительна у экспортеров углеводородов - Азербайджана (88% в 2013 г.), Казахстана (75%), России (86%) и Туркмении (94%).
Ныне в международном разделении труда Россия и государства-партнеры выступают в незавидном качестве поставщиков преимущественно низкотехнологичных товаров (сырья, полуфабрикатов, изделий с низкой добавленной стоимостью)
17 На состоявшемся 31 мая 2013 г. в Минске очередном заседании СГП СНГ утвержден Перечень пилотных межгосударственных инновационных проектов Программы, в который вошли 11 проектов по следующим направлениям: информационно-телекоммуникационные технологии; индустрия наносистем; авиационно-космические и транспортные системы; медицина и здравоохранение; рациональное природопользование; производственные технологии и промышленная инфраструктура; безопасность; живые системы; производственные технологии и промышленная инфраструктура; энергетика; энергоэффективность и энергосбережение.
10 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
51 ^
и потребителей готовой промышленной продукции. В частности, в 2013 г. доля энергоносителей в общем объеме экспорта составила у Азербайджана 93%, Казахстана 75%, России 71% и Туркмении - 96%.18 Отметим значительный удельный вес металлов в стоимости экспортных поставок стран-импортеров энергоносителей - Армении (21%), Таджикистана (35%), а также Украины (28%).
В годы суверенного развития основным фактором экономического роста России и большинства стран СНГ стали выступать доходы от экспорта узкого круга топливно-сырьевых товаров и материалов - нефть, нефтепродукты и природный газ, металлы и металлоизделия. Поступления от профилирующих экспортных товаров формируют большую часть доходных статей госбюджетов стран СНГ и вносят значимый вклад в ВВП. С экспортными доходами связано стимулирование потребительского спроса и активизация инвестиционной деятельности, увеличение международных резервов и создание специальных резервных фондов. Сильную зависимость экономического развития от сбыта товаров на внешнем рынке отражает соотношение экспорта и валового внутреннего продукта. В 2013 г. этот показатель был особенно высоким у Белоруссии (52%), Казахстана (37%), Украины (35%) и Туркмении (79%) по сравнению со средним по СНГ - 28%. Сохраняется и высокая степень зависимости всех членов СНГ от импорта широкого круга товаров, которые национальное производство этих стран не в состоянии заместить (медикаменты, продовольствие, высокотехнологичное оборудование и многое другое).
Сформировавшаяся однобокая топливно-сырьевая структура экономики и экспорта привела к зависимости большинства государств Содружества от положения дел в странах-потребителях сырья и энергоносителей, а также от колебаний цен на мировых рынках. Благоприятная мировая конъюнктура и внешний спрос на сырьевые товары обеспечили экономический подъем региона СНГ в 2000-2008 гг. и 2010-2011 гг. В эти временные периоды темпы реального роста взаимной торговли России и стран СНГ были относительно высокими: 7,0% и 12,4% соответственно.
Мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг., рецессия в Евросоюзе в 2012-2013 гг. (основной торговый партнер большинства СНГ) явились причиной падения или нисходящей динамики экономического развития большинства государств Содружества в указанные годы. Это повлекло за собой снижение физических объемов внешнеторгового оборота России с Содружеством - на 15,5% в 2009 г., 4,7% в 2013 г. Отметим, что экономическое развитие менее интегрированных в глобальные рынки стран СНГ во многом также связано с мировой конъюнктурой, но косвенно, через региональные связи, в основном по линии внешнего спроса России на трудовые ресурсы. В 2013 г. доля поступлений от трудовых
18 Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cisstat.org
^ 52
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2014
мигрантов, основная часть которых работает в РФ, составила внушительную по мировым меркам сумму - 23% ВВП Армении, 32% Киргизии, 25% Молдавии и 46% Таджикистана.
Народнохозяйственные комплексы России и государств-партнеров по СНГ испытывают на себе серьезное воздействие внешних факторов также в силу глубокой вовлеченности в мировые финансовые процессы. Страны Содружества активно используют внешнее долговое финансирование, испытывая потребность в кредитах для осуществления важных для национальной экономики проектов, поддержания экономического роста и решения проблем платежных балансов (последнее характерно для стран - импортеров энергоресурсов). Ряд стран СНГ имеет внушительный объем совокупного внешнего долга в результате возросших в последние годы заимствований. К концу 2013 г. отношение совокупного внешнего долга к ВВП было равно у Армении 82%, Киргизии 91%, Молдавии 83%, Украины 80% по сравнению с Казахстаном - 67%, Белоруссией 54% и Россией 34%.19
Для всех постсоветских государств значимы прямые зарубежные капиталовложения и связанный с ПИИ импорт оборудования, технологий, что позволяет реа-лизовывать добывающие и другие важные хозяйственные проекты, продвигаться по пути индустриально-инновационного развития. По оценке, более 80% прямых инвестиций, накопленных в Содружестве (без РФ), приходится на нерегиональные страны (ЕС, Китай, США, Канада и др.). Удельный вес ПИИ из государств вне СНГ, накопленных в российской экономике, был равен к концу 2013 г., по данным официальной российской статистики, свыше 99%.20
Высокая зависимость России и стран СНГ от экспорта топливно-сырьевых товаров и прилива зарубежных финансовых средств (кредитов, прямых капиталовложений, денежных переводов мигрантов) при низкой конкурентоспособности основной части готовых промышленных изделий и слабо развитой финансовой системе повлекла за собой повышенную уязвимость их экономик и внешней торговли (включая взаимную) от формирующихся внешнеэкономических условий.
Одним из главных факторов уязвимости для государств Содружества (прежде всего Украины, Казахстана и России) являются торговые и финансовые связи со
19 По данным национальной статистики: http://www.cba.am; http://www.nbrb.by; http:// www.nationalbank.kz;http://www.nbkr.kg; http://www.bnm.md; http://www.nbt.tj, http://www. cbr.ru; http://www.bank.gov.ua. Официальный сайт Международного Валютного Фонда [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.imf.org; официальный сайт Международного Банка Реконструкции и Развития [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.worldbank.org/
20 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru; Центральный Банк Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cbr.ru.
10 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
53 Q
странами ЕС. За последнее десятилетие Евросоюз стал для многих стран СНГ основным экспортным рынком и важным источником привлечения ПИИ, а для некоторых из них еще и каналом заемного финансирования.
СРЕДНЕСРОЧНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Согласно прогнозам МВФ и Банка России (апрель 2014 г.), глобальные экономические перспективы остаются весьма неопределенными. Сохраняются риски ослабления деловой активности в мире, обусловленные значительным уровнем государственного долга в странах с развитой экономикой, высокой безработицей. Среди новых вызовов называется всплеск политической напряженности в связи с ситуацией вокруг Украины.
В соответствии с прогнозом МВФ внешний спрос стран Евросоюза сохранится вялым: в 2014 г. экономика Еврозоны будет развиваться темпом, не превышающим 1%, а в последующие годы (2015-2019 гг.) рост также будет весьма скромным - на уровне 1,4-1,6%.21 Наряду с невысокими темпами прироста глобального внешнего спроса (3,6% в 2014 г. и 3,9-4,0% в среднем 2015-2019 гг.) Мировой банк и Международный валютный фонд прогнозируют понижательную тенденцию цен на большинство сырьевых товаров, доминирующих в экспорте стран СНГ, неблагоприятное соотношение для Содружества индексов экспортных и импортных цен («условия торговли»).
В частности, цена на нефть (100-110 долларов за баррель) в соответствии с имеющимися прогнозами достигла своего максимума и расти в период до 2020 г. не будет. Вслед за нефтью также следует ожидать снижения котировок природного газа на основных для стран Содружества рынках сбыта. Индекс «условий торговли» товарами для стран СНГ в среднесрочной перспективе будет ухудшаться и может составить 91,4 в 2019 г. (2013 г. = 100).
Перспективы внешнеэкономических связей со странами СНГ, продвижение интеграционных процессов в рамках ЕЭП во многом будут определяться состоянием экономики России, которая остается значимым торгово-экономическим партнером большинства государств Содружества. Доля РФ во внешнеторговом обороте СНГ в последние годы не демонстрирует устойчивой тенденции к росту, но остается существенной (22-25% общего объема внешней торговли Содружества в 2010-2013 гг.).22
21 World Economic Outlook. Database, April 2014. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.imf.org/extemal/pubs/ft/weo/2013/02/weodata/index.aspx
22 Данные статистических ведомств России и стран СНГ: [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.customsru/, http://www.gks.ru, http://www.belstat.gov.by; www.statistica. md; www.ukrstat.gov.ua;www.armstat.am;www.stat.gov.az;www.stat.kz; http://e.customs.kz/ wps/portal/customs/, www.stat.kg;www.stat.uz;www.stat.tj;www.stat.gov.tm
^ 54
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2014
Перспективы экономического развития нашей страны в кратко- и среднесрочной перспективе не внушают оптимизма в силу вводимых со стороны западных стран санкций, высокой уязвимости России к действию внешнеэкономических факторов в условиях сохраняющихся серьезных внутренних структурных дисбалансов и проблем.
В соответствии с прогнозами Банка России, Министерства экономического развития (МЭР) и независимых экспертов, в текущем году темпы роста ВВП могут составить 0,5-0,6%23. Но в случае введения торговых и финансовых ограничений в отношении российских компаний со стороны западных стран ВВП России может снизиться на 1,5%-1,8%. Исходя из ухудшения мировой конъюнктуры, базовый прогноз МЭР на среднесрочную перспективу предусматривает невысокую динамику развития российской экономики (2-2,5% на 2015 - 2018 г. и не выше 3,1% в период до 2020 г.), что будет ниже роста мировой экономики (3,3-3,4% в 2015-2019 гг.)24.
Полагаем, что негативное действие санкций западных стран на экономику России будет проявляться в течение всего прогнозируемого периода времени. Велика вероятность сокращения доходов от экспорта углеводородов, позволявших развиваться российской экономике (с начала 2000-х годов); нарастания проблем с рефинансированием и получением новых займов российскими компаниями; масштабного оттока капитала в связи с ослаблением доверия инвесторов; уменьшения импорта изделий машиностроения и технологий, что скажется на перспективах экономического развития и проч.
В среднесрочном периоде внешнеэкономические условия развития российской экономики будут ухудшаться также в связи с прогнозируемым снижением цен на основные товары российского экспорта (нефть и газ), последовательным проведением Евросоюзом курса на уменьшение зависимости от российских поставок нефти и газа. Повышение энергетической безопасности ЕС будет достигаться за счет диверсификации поставщиков,25 продвижения проектов перекачки газа в обход России - Трансадриатического газопровода (строительство предполагается начать в 2015 г.), развития альтернативной энергетики, добычи сланцевого газа, повышения энергоэффективности и жесткой экономии.
Поворот сырьевых потоков из России в Азию связан с огромными затратами на развитие инфраструктуры и не сулит хороших «европейских» ценовых условий.
23 ЦБ РФ: Экономика России в этом году вырастет менее чем на 1%. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.rbk.ru/persons/nabiulina
24 Доклад министра экономического развития Алексея Улюкаева 29 января 2014 г. на Совете Федерации «О приоритетах социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. regnum.ru/news/1760150.html#ixzz2s8oQr7v2
25 В феврале 2014 года после многолетнего перерыва выданы первые лицензии на экспорт нефти из США в Европу (на несколько миллиардов долларов).
10 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
55 Q
Существующие прогнозы экономического развития России не дают оснований для оптимистических оценок перспектив расширения торгово-экономических связей стран СНГ, включая партнеров по ТС/ЕЭП, в период до 2020 г. Замедление экономического роста в нашей стране сократит импортный спрос на товары партнеров, снизит деловую активность в государствах Содружества, экономически тесно связанных с Россией.26 Нарастание дефицита российского государственного бюджета уменьшит возможности по субсидированию и кредитованию экономик Белоруссии и стран - потенциальных участниц ТС/ЕЭП (Армения, Киргизия, Таджикистан), что может негативно повлиять на реализацию евразийского интеграционного проекта.
Несмотря на вполне вероятное снижение товарооборота России со странами СНГ мы не исключаем увеличения доли Содружества по отдельным товарным группам и в общем объеме российской внешней торговли в силу ряда причин. В результате ужесточения вводимых в отношении РФ санкций западных государств возможна по ряду направлений переориентация экспортно-импортных потоков на страны постсоветского пространства. Компании стран СНГ могут стать посредниками при осуществлении внешнеторговых сделок с государствами, которые ограничили торговые и финансовые связи с Россией. Нельзя, на наш взгляд, исключить и вероятность того, что наша страна в силу экономических трудностей будет вынуждена будет отказаться от льготных цен на энергоносители для Белоруссии и Армении, что увеличит стоимостные объемы российского экспорта в СНГ.
Условием роста взаимных внешнеэкономических связей в среднесрочном периоде является ускорение экономического развития России, что предполагает максимально полное использование внутренних ресурсов и источников роста, уменьшение зависимости от неблагоприятных внешнеэкономических факторов. В числе внутренних драйверов долгосрочного экономического роста - развитие обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, рост инвестиционной активности, кардинальное улучшение предпринимательского климата, в том числе упрощение доступа к кредитным ресурсам и снижение процентных ставок, по которым коммерческие банки предоставляют кредиты предприятиям реального сектора и многое другое. Глубокая модернизация российской экономики, создание условий, стимулирующих увеличение конкурентоспособного предложения, осуществление структурных изменений в направлении развития индустриального производства позволит увеличить привлекательность РФ как торгового партнера, сотрудничество с которым позволяет обеспечить потребности не только в топливе и сырье, но и новых технологиях, инновационных и высокотехнологичных товарах, наукоемких видах услуг.
26 В свете последних событий МВФ пересмотрел прогноз роста экономики Содружества в сторону снижения, но пока незначительно (на десятые доли процентов).
^ 56
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2014
Обеспечение устойчивого и динамичного развития взаимного внешнеторгового оборота предполагает также совместные усилия России и заинтересованных стран СНГ по углублению сотрудничества в инновационной сфере. Происходящая в странах-партнерах модернизация экономики на основе широкого заимствования технологий из третьих стран должна в большей степени сочетаться с восстановлением собственной технологической основы сотрудничества, хотя бы в отдельных секторах производства.
Для наиболее полной реализации преимуществ формирующегося Евразийского экономического союза и ускорения динамики внешнеторгового оборота Белоруссии, Казахстана и России необходимы совместные инвестиции, новые технологии и согласованные программы модернизации, что позволит наладить взаимодействие в сфере материального производства. Формирование стабильных производственно-технологических кооперационных связей позволит обеспечить связанность пространства стран-участниц, создать прочную основу экономического сближения, повысить устойчивость национальных хозяйственных комплексов партнеров по региональному объединению к колебаниям мировой конъюнктуры.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Бартоломей Камински и Самия Митра. Клубок шелка: безграничные базары и приграничная торговля в Центральной Азии. Всемирный банк 2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://siteresources.worldbank.org/INTKAZAKHSTAN/Resources/SkeinsS ilkBorderlessBazaarsBorderTradeCentralAsia_RUS.doc (Bartolomej Kaminski i Samija Mitra. Klubok shelka: bezgranichnye bazary i prigranichnaja torgovlja v Central'noj Azii. Vsemirnyj bank 2012. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa)
Новоселова Л. В. Российско-китайское инвестиционное сотрудничество: состояние и перспективы// Азия и Африка сегодня, №1, 2013, с. б0 (Novoselova L. V. Rossijsko-kitajskoe investicionnoe sotrudnichestvo: sostojanie i perspektivy// Azija i Afrika segodnja, №1, 2013, s. б0)
Стратегия России в Центральной Азии и Шанхайская организация сотрудничества. Сборник статей / Под ред. А.В. Лукина. Институт международных исследований. - М.: МГИМО - Университет, 2012. - 191 С. (Strategija Rossii v Central'noj Azii i Shanhajskaja organizacija sotrudnichestva. Sbornik statej / Pod red. A.V. Lukina. Institut mezhdunarodnyh issledovanij. - M.: MGIMO - Universitet, 2012. - 191 S.)
Шанхайская организация сотрудничества и современный мир. Аналитические доклады Научно-координационного совета по международным исследованиям МГИМО МИД. Выпуск 3 (18), 2007. - 72 С. (Shanhajskaja organizacija sotrudnichestva i sovremennyj mir. Analiticheskie doklady Nauchno-koordinacionnogo soveta po mezhdunarodnym issledovanijam MGIMO MID. Vypusk 3 (18), 2007. - 72 S.)
1G-2G14
Российский внешнеэкономический вестник
57 Q