формирование эффективного налогового законодательства, нормализация на равноправной основе бюджетно-финансовых взаимоотношений между субъектами Федерации и федеральным центром, регулирование экспортно-импортных тарифов.
Направления регулирования уровня территориальных рисков региональной экономической системы на мезоуровне включают федеральную поддержку экономики регионов депрессивных и слаборазвитых регионов, межотраслевую диверсификацию монопродуктовых регионов, формирование системы ограничения рыночных рисков якорных отраслей регио-нов-доноров, реализацию целевых федеральных территориально-ориентированных программ.
К мерам управления территориальными рисками региона на микроуровне относятся приватизация и акционирова-
ние государственных предприятий, формирование финансово-промышленных групп, санация убыточных предприятий, поддержка малого бизнеса, проведение земельной реформы, содействие формированию эффективной рыночной инфраструктуры, регулирование деятельности предприятий с иностранными инвестициями.
Таким образом, в процессе управления региональными хозяйствующими субъектами необходимо учитывать такую разновидность экономического риска, как территориальный риск, имеющий важное теоретическое и прикладное значение в вопросе обеспечения стабильного развития региональной экономической системы. Для этого необходимо придерживаться системного подхода к определению, анализу территориальных рисков региона, а также формированию эффективных мер по управлению ими.
Библиографический список
1. Алаев, Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологичес-кий словарь. - М., 1983.
2. Лексин, В.Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития / В.Н. Лексин, А.Н. Швецов. - М., 1997.
3. Гуськов, Н.С. Экономическая безопасность регионов России / Н.С. Гуськов, В.Е. Зенякин, В.В. Крюков. - М., 2000.
Bibliography
1. Alaev, Eh.B. Socialjno-ehkonomicheskaya geografiya: ponyatiyjno-terminologiches-kiyj slovarj. - M., 1983.
2. Leksin, V.N. Gosudarstvo i regionih: teoriya i praktika gosudarstvennogo regulirovaniya territorialjnogo razvitiya / V.N. Leksin, A.N. Shvecov. - M., 1997.
3. Gusjkov, N.S. Ehkonomicheskaya bezopasnostj regionov Rossii / N.S. Gusjkov, V.E. Zenyakin, V.V. Kryukov. - M., 2000.
Статья поступила в редакцию 03.11.11
Раздел 5 ИСТОРИЯ
Редакторы раздела:
НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ МОДОРОВ - доктор исторических наук, профессор Горно-Алтайского государственного университета, академик РАГН, (г. Горно-Алтайск)
ВАЛЕРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ БАРМИН - доктор. исторических наук, профессор Алтайской государственной педагогической академии(г. Барнаул), АлтГПА
УДК 327:9(С)28
Ditte O.V. INTERACTION BETWEEN RUSSIA AND THE CIS COUNTRIES IN SECURITY ISSUES IN THE POSTSOVIET SPACE. There is a historiographical overview in this article. The article highlights the issues of geopolitical cooperation of the Russian Federation and the Commonwealth of Independent States. We consider the development and functioning of the military-political organizations in the former Soviet Union. We obtain the stages and role the Russian Federation in addressing security issues in the former Soviet Union.
Key words: military-political cooperation, integration processes.
О.В. Дитте, аспирант ЧГПУ, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И СТРАН СНГ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В данной статье представлен историографический обзор, освещаются вопросы геополитического сотрудничества Российской Федерации и стран Содружества Независимых Государств. Рассматривается развитие и функционирование военнополитических организаций на территории бывшего Советского Союза. Выделены этапы и роль России в решении вопросов безопасности на постсоветском пространстве.
Ключевые черты: военно-политическое сотрудничество, интеграционные процессы.
Там, где наблюдается прогресс в урегулировании конфликтов на территории бывшего Советского Союза, он обычно достигался благодаря усилиям России.
М. Уэббер
2011 год отмечен 20-летием создания СНГ. Это немалый промежуток времени для развития активного партнерства на постсоветском пространстве. Уже проявились определенные тенденции развития бывших советских республик в качестве самостоятельных государств и также возникают сложности, связанные с дезинтеграционными процессами между формирующимися республиками. В это же время вырабатываются способы и опыт преодоления трудностей и намечаются пути дальнейшего развития независимых государств как интеграционных структур на территории бывшего Советского Союза. Все эти процессы находятся в поле зрения различных наук.
Наиболее активно проблемы развития сотрудничества России и стран ближнего зарубежья изучают политологи, социологи и экономисты, но недостаточно исследуются историками. В связи с этим, вероятнее предположить, что для объективности результатов исследования форм и проблем сотрудничества России и стран СНГ историкам требуется более продолжительный промежуток времени изучаемых событий. Работы по данной проблеме представлены преимущественно отдельными статьями в научных сборниках и периодических изданиях [1], мемуарной литературой [2]. Монографическая литература посвящена отдельным аспектам проблемы [3]. Работы обобщающего характера о многовекторных интеграционных процессах на постсоветском пространстве отсутствуют.
В данной статье автор ставит своей задачей проследить роль России в решении вопросов безопасности на постсоветском пространстве, выявить наиболее типичные формы военно-политического сотрудничества Российской Федерации со странами ближнего зарубежья.
С распадом СССР наиболее интенсивно стали развиваться взаимные отношения в сфере безопасности. Эти процессы шли параллельно с развитием новой государственности во всех бывших республиках Советского Союза. Еще в начале 90-х гг. Российская Федерация активно укрепляет свою государственность, формирует единую политическую систему и вырабатывает подходы для укрепления обороны и безопасности страны. Аналогичные процессы происходили и в новых республиках, но, правда, не столь активно и быстро. К тому же важным фактором интеграционных процессов на постсоветском пространстве можно назвать личностный и психологический фактор, так как у руководства каждой бывшей советской республики оказалась та политическая элита, которая активно сотрудничала между собой еще в советское время. С течением времени все более явно стала проявляться тенденция к формированию новых основ сближения. Так, считая Россию самой большой страной в мире по территории, самой богатой недрами, Н. Назарбаев убежден, что именно она должна стать центром притяжения других государств на своем континенте, тем более в отношении к бывшим республикам Советского Союза» [4, с. 372.].
Именно необходимость в обеспечении безопасности границ Российской Федерации и территории ее ближайших соседей, недопущение превращения ближнего зарубежья в зону
21б
территориальных, межнациональных, конфессиональных и иных конфликтов и определяет интеграционные процессы на постсоветском пространстве в военно-политической сфере. С учетом этого в «Концепции внешней политики Российской Федерации» отмечено, что Россия одним из приоритетных региональных направлений во внешней политике считает обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами-участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) задачам национальной безопасности страны и мира [5]. Первой такой интегрированной военно-политической организацией стала Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Договор о коллективной безопасности подписали Армения, Казахстан, Киргизия, Российская Федерация, Таджикистан и Узбекистан в Ташкенте 15 мая 1992 г. Позднее к Договору присоединились Азербайджан, Белоруссия, Грузия. В апреле 1994 г. после процесса ратификации Договор вступил в силу.
В рамках Договора укрепляется защита общекультурного, экономического и территориального постсоветского пространства совместными военными методами армий и вспомогательных подразделений министерств и ведомств стран участниц СНГ от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба. Однако не налажено сотрудничество в деле разработки, производства и поставок вооружения и военной техники, не в должной мере используется мощный и интегрированный военно-промышленный и научно-технический потенциал государств-участников Договора.
Демонстрацией сил объединенных государств стали прошедшие совместные командно-штабные учения «Южный щит Содружества - 2000» в Центральной Азии в период 23 марта - 3 апреля 2000 г. под эгидой Штаба по координации военного сотрудничества государств СНГ. Целью этих учений была отработка мер противодействия возможному вторжению террористических банд на территории любой из стран - участниц Договора о коллективной безопасности и Узбекистана [6, с. 291]. В них приняли участие военные подразделения России, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Казахстана, Белоруссии и Армении. Тем самым впервые был реально задействован механизм Договора о коллективной безопасности.
Вопросы укрепления национальной безопасности решаются Российской Федерацией в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), объединяющей Россию, Китай, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. Организация была создана 15 июня 2001 г. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятерки», основанной в результате подписания в 1996 - 1997 гг. между ними соглашений «об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы» [7]; после включения Узбекистана в 2001 г. участники переименовали организацию.
В поле зрения военно-политических интегрированных организаций помимо военных угроз, находятся вопросы противодействия международному терроризму, наркобизнесу, нелегальной миграции, транснациональной организованной преступности, коллективное реагирование на чрезвычайные ситуации, гуманитарные катастрофы, широкий спектр угроз в информационной сфере и борьба с киберпреступностью [8].
Была составлена правовая база в сфере безопасности на постсоветском пространстве, но многие республики продолжали конфликтовать, что создавало проблемы для реализации договоров в военной сфере и невозможности контролировать значительную территорию. Вместе с тем, первые договоры в сфере безопасности составили юридическую базу для формирования многонациональных миротворческих сил СНГ, ядро которых определяли контингенты России. Многонациональные силы в некоторых случаях оказывали сдерживающее влияние на региональные конфликты. Миротворчество облегчало России сотрудничество со странами СНГ в охране внешних границ Содружества, что позволяло Москве частично сохранять контроль над ситуацией у дальних подступов к границам России.
Активные позиции в области укрепления геополитического пространства бывшего Советского Союза, помимо России, занимали Казахстан и Узбекистан. Руководители республик совместно декларировали о геополитическом сближении, но дальше деклараций дело не двигалось.
В складывающихся военно-политических отношениях между государствами СНГ, достаточно условно можно выделить три основных этапа взаимодействия.
Первый этап: декабрь 1991 г. - май 1992 г. В этот период были приняты Учредительные акты СНГ, и основные усилия в военной области были направлены на то, чтобы сохранить общее оборонное пространство на территории бывшего СССР и Объединенные вооруженные силы на основе Советских Вооруженных Сил. В этот же период создается Совет министров обороны и Главное командование Объединенных сил СНГ. Все воинские формирования и объекты общего назначения, за исключением собственных вооруженных сил госу-дарств-участников, находились в непосредственном подчинении командующего силами общего назначения. Однако, вопреки желанию сохранить Объединенные вооруженные силы, практически одновременно в суверенных государствах началось формирование и развитие национальных вооруженных сил. Это привело к полному разделу Вооруженных Сил СССР, который происходил стихийно, по государственно-территориальному принципу и привел к образованию неравных, различных по составу и уровню оснащенности группировок войск (сил) некогда единого военного потенциала. Недоверие лидеров и военнослужащих бывших советских республик к России, как к наследнице империи и, желание новых государств сформировать национальные армии для защиты суверенитета и своих границ объективно не позволили сохранить прежние вооруженные силы.
Второй этап: май 1992 г. - апрель 1994 г. В этот период подписывается Договор о коллективной безопасности и принятые в его развитие документы заложили основу военно-политической интеграции государств-участников, но реализовать на практике конкретные меры по коллективной безопасности Содружества на этом этапе так и не удалось. Принимаемые на межгосударственном уровне решения по военным вопросам не подкреплялись соответствующими законодательными актами независимых государств, не был разработан механизм их реализации. Вместо создания ОВС продолжалось активное строительство национальных армий.
Третий этап: апрель 1994 г. - по настоящее время. Для него характерны нарастание устойчивых тенденций и практической реализации шагов по созданию системы безопасности СНГ. Центробежные тенденции на территории бывшего СССР сменились осознанием необходимости развития реального всестороннего сотрудничества в военной сфере. Были подписаны базовые документы, определившие конфигурацию региональной системы военной безопасности СНГ.
В целях реализации интеграционных процессов в сфере безопасности проводятся совместные боевые учения, осуществляется координация и взаимодействие компетентных органов стран-участниц, готовятся международные документы и формируется банк данных, сбор и анализ информации по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, активизируется сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и др.
Система коллективной безопасности стран СНГ призвана играть стабилизирующую роль не только на постсоветском пространстве, но и в международном масштабе. Она может стать и становится частью системы всеобъемлющей безопасности для Европы и Азии и в мире в целом. Договор создает основу для решения проблем безопасности госу-дарств-участников политическими, мирными средствами. «Мы не раз говорили всем нашим партнерам, что мы настроены на позитивное сотрудничество, хотим действовать против общих угроз, хотим действовать совместно», - утверждает Президент РФ Д.А. Медведев [9, с. 3].
Система коллективной безопасности на постсоветском пространстве развивается в соответствии с реалиями современного мира. В связи с процессами глобализации и все возрастающей опасности международного терроризма и экстремизма, многочисленными чрезвычайными ситуациями техногенного характера возникает необходимость в формировании военных сил быстрого реагирования. Россия берет на себя инициативу комплектования армии коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Коллективные силы дислоцируются на территории России, а другие государства, в случае необходимости, будут предоставлять свои вооруженные силы. Соглашение о создании КСОР ОДКБ было подписано в Москве 14 июня 2009 г., но подписи под документом не поставили Узбекистан и Белоруссия. В Казахстане в ноябре 2009 г. состоялись первые учения КСОР ОДКБ, которые прошли успешно. «Создание этих сил направлено на укрепление военной составляющей ОДКБ. Также это поможет укрепить наш потенциал», - подчеркнул президент Армении Серж Саргсян [10]. Активные усилия Российской Федерации в данной области находят поддержку со стороны стран ближнего зарубежья.
В конце 2009 г. осложнились военно-политические отношения между Москвой и Кишиневом. Так новый премьер-министр Молдавии Влад Филат потребовал вывода российских войск из Приднестровья, позиция России по данному вопросу осталась прежней: она не считает, что нарушаются какие-то международные договоренности, и российские войска охраняют склады с боеприпасами [11].
Между тем, отношения России и Украины перестали быть конфликтными. Особенно острой была проблема базирования Черноморского флота РФ на территории Украины. Начиная с 1995 г. Черноморский флот как объединённый флот РФ и Украины был разделен на Черноморский флот РФ и ВМС Украины [12]. В 1997 г. Россия и Украина заключили базовое соглашение, в котором чётко оговорены условия аренды базы Черноморского флота на территории Украины, в том числе арендная плата 98 млн. долларов, а также срок пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины - до 28 мая 2017 года. Соглашение заключено на 20 лет. Срок его дей-
ствия будет автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не уведомит письменно другую Сторону о прекращении действия Соглашения не позднее, чем за один год до истечения срока его действия [13]. Но, не смотря на заключенные договоры, каждая сторона выдвигала свои претензии - со стороны Украины: относительно оплаты, незаконного нахождения на ее территории, неэквивалентной замены устаревшей техники; со стороны РФ: неисполнение ранее принятых соглашений, незаконное вторжение на гидрографические объекты, находящиеся в собственности России, оперирование дезинформацией. После долгих переговоров было решено: закрепить базирование Черноморского флота РФ на территории Украины в рамках ранее принятых соглашений. Несмотря на достигнутые договоренности, отдельные политики Украины продолжают предлагать альтернативные пути решения проблемы Черноморского флота. Так депутат ВС Украины Ю. Стець предложил: «Уважая давние отношения братских народов России и Украины и поддерживая стремление политиков обеих стран развивать добрососедские отношения... возможно, было бы целесообразно предложить российской стороне следующее соглашение: Украина соглашается на пребывание Черноморского Флота РФ на своей территории и после 2017 г. Вместе с тем Военно-морские силы Украины получают право на расположение своей базы в Балтийском регионе в г. Кёнигсберг» [14].
Таким образом, нестабильная военно-политическая обстановка после распада СССР на всем постсоветском пространстве в целом и в каждой из бывших республик в отдельности способствовала поиску координации действий, в первую очередь, для охраны своих государственных границ и национальных интересов России. Обладая наибольшим военным потенциалом, именно Россия стала одним из инициаторов укрепления СНГ и создания многих объединений, направленных на обеспечение безопасности.
* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Правительства Челябинской области 2011 г.
Библиографический список
1. Косикова, Л.С. Россия и страны СНГ: новые тенденции развития в постсоветском регионе и кризис региональной интеграции // Россия - Евросоюз - страны СНГ: экономические и политические отношения на пространстве общего соседства. - М., 2007.
2. Видова, О. Нурсултан Назарбаев: портрет человека и политика. - М., 2003. Гайдар, Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России. - М., 2007. - М., 2011.
3. Согрин, В.В. Политическая история современной России, 1985-2001: от Горбачева до Путина. - М., 2001.
4. Видова, О. Нурсултан Назарбаев: портрет человека и политика. - М., 2003.
5. Концепция внешней политики Российской Федерации: утверждена Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым 12 июля 2008 г. [Э/р]. - Р/д: http://kremlin.ru
6. Гаджиев, К.С. Геополитика Кавказа. - М., 2001.
7. Соглашение между республикой Казахстан, Кыргызской республикой, Российской Федерацией, республикой Таджикистан и Китайской народной республикой о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (от 24. 04. 1997, г. Москва) [Э/р]. - Р/д: http:// www.pavlodar.com
8. Бобышев, В.И. Совет безопасности: Беларусь не рассматривает ОДКБ как военную организацию и как конкурента НАТО // Тез. докл. междунар. сем. Минск, 29 окт. 2010 г. - Минск, 2010.
9. Послание президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному собранию // Российская газета. -2008. - 6 ноября.
10.Резчиков, А.В ОДКБ будут сформированы силы оперативного реагирования // Взгляд. - 2009. - 4 февр.
11. За год Россия успела поссориться почти со всеми соседями [Э/р]. - Р/д: http://www.nr2.ru
12.Соглашение между Российской Федерацией и Украиной по Черноморскому флоту // Дипломатический вестник. - 1995. - 7 июля.
13. Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота // Дипломатический вестник. -1997. - 28 мая.
14. Щербаков, В. Чёрное море - зона противостояния // Газета.^. - 2008. - 5 сент.
Bibliography
1. Kosikova, L.S. Rossiya i stranih SNG: novihe tendencii razvitiya v postsovetskom regione i krizis regionaljnoyj integracii // Rossiya - Evrosoyuz
- stranih SNG: ehkonomicheskie i politicheskie otnosheniya na prostranstve obthego sosedstva. - M., 2007.
2. Vidova, O. Nursultan Nazarbaev: portret cheloveka i politika. - M., 2003. Gayjdar, E.T. Gibelj imperii. Uroki dlya sovremennoyj Rossii. - M.,
2007. - M., 2011.
3. Sogrin, V.V. Politicheskaya istoriya sovremennoyj Rossii, 1985-2001: ot Gorbacheva do Putina. - M., 2001.
4. Vidova, O. Nursultan Nazarbaev: portret cheloveka i politika. - M., 2003.
5. Koncepciya vneshneyj politiki Rossiyjskoyj Federacii: utverzhdena Prezidentom Rossiyjskoyj Federacii D.A.Medvedevihm 12 iyulya 2008 g.
[Eh/r]. - R/d: http://kremlin.ru
6. Gadzhiev, K.S. Geopolitika Kavkaza. - M., 2001.
7. Soglashenie mezhdu respublikoyj Kazakhstan, Kihrgihzskoyj respublikoyj, Rossiyjskoyj Federacieyj, respublikoyj Tadzhikistan i Kitayjskoyj narodnoyj respublikoyj o vzaimnom sokrathenii vooruzhennihkh sil v rayjone granicih (ot 24. 04. 1997, g. Moskva) [Eh/r]. - R/d: http://www.pavlodar.com
21В
8. Bobihshev, V.I. Sovet bezopasnosti: Belarusj ne rassmatrivaet ODKB kak voennuyu organizaciyu i kak konkurenta NATO // Tez. dokl. mezhdunar. sem. Minsk, 29 okt. 2010 g. - Minsk, 2010.
9. Poslanie prezidenta Rossiyjskoyj Federacii Dmitriya Anatoljevicha Medvedeva Federaljnomu sobraniyu // Rossiyjskaya gazeta. - 2008. - 6 noyabrya.
10.Rezchikov, A.V ODKB budut sformirovanih silih operativnogo reagirovaniya // Vzglyad. - 2009. - 4 fevr.
11. Za god Rossiya uspela possoritjsya pochti so vsemi sosedyami [Eh/r]. - R/d: http://www.nr2.ru
12.Soglashenie mezhdu Rossiyjskoyj Federacieyj i Ukrainoyj po Chernomorskomu flotu // Diplomaticheskiyj vestnik. - 1995. - 7 iyulya.
13. Soglashenie mezhdu Rossiyjskoyj Federacieyj i Ukrainoyj o parametrakh razdela Chernomorskogo flota // Diplomaticheskiyj vestnik. - 1997.
- 28 maya.
14. Therbakov, V. Chyornoe more - zona protivostoyaniya // Gazeta.Ru. - 2008. - 5 sent.
Статья поступила в редакцию 29.10.11
УДК 9(С) 28:008
Ditte O.V., Sidorenko N.S. HUMANITARIAN AND CULTURAL COOPERATION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND FORMER SOVIET REPUBLICS. The article highlights the issues of humanitarian cooperation of the Russian Federation and the Commonwealth of Independent States. Select the form and the problem of formation of the humanitarian and cultural relations between the neighboring countries.
Key words: cooperation in humanitarian sector, the cultural partnership.
О.В. Дитте, аспирант ЧГПУ, г. Челябинск, E-mail: [email protected];
Н.С. Сидоренко, д-р ист. наук, проф. ЧГПУ, E-mail: [email protected]
ГУМАНИТАРНОЕ И КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И БЫВШИХ СОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИК
В статье освещаются вопросы гуманитарного сотрудничества Российской Федерации и стран Содружества Независимых Государств. Выделены формы и проблемы формирования гуманитарных и культурных отношений между странами ближнего зарубежья.
Ключевые слова: сотрудничество в гуманитарной сфере, культурное партнерство.
«Культурные ценности - это важнейший элемент общения, взаимопонимания и взаимосближения народов. Они выступают главным критерием поддержки духовности и неразрывной связи поколений, объединяют их в единую цепь исторического развития» [1].
2011 год отмечен не только 20-летием создания СНГ, но и годом историко-культурного наследия [2]. Гуманитарное сотрудничество является одним из приоритетов интеграции на пространстве Содружества [3]. Фактором, содействующим этому являются многовековые традиции сотрудничества народов СССР, общность основных приоритетных направлений советской многонациональной культуры, наличие некогда единого для всех русского языка и стремление русскоговорящего населения к формированию единого культурного пространства с Россией в рамках СНГ.
Возникшие изменения в российском государстве, после распада СССР негативно сказались на его духовных традициях, отодвинули прошлые культурные ценности. В результате материально-техническая база культуры, особенно в 1990е годы значительно ослабла, что отрицательно отразилось на развитии культурной политики государства, повлекло закрытие кинотеатров, клубов, библиотек, музеев, театров и т.д.
С начала 90-х годов Российская Федерация активизировала деятельность по сохранению, восстановлению и развитию единого научного, информационного и культурного пространства. Важнейшими направлениями такого сотрудничества стали совместные научные исследования в области гуманитарных и естественных наук, международные фестивали и конкурсы, проводимые в странах Содружества и другие. Важной составной частью гуманитарного сотрудничества выступило оказание помощи со стороны России развитию материально-технической базы культурного партнерства стран СНГ [4].
В эти же годы создаются специальные координационные центры, в числе наиболее значимых - Совет по культурному сотрудничеству государств - участников СНГ и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества госу-
дарств - участников СНГ. Совместно они реализовали более 250 проектов.
Результатами совместных усилий стали: Евразийская киноакадемия, книгоиздание, международные научно-исследовательские центры; Молодежный симфонический оркестр стран СНГ, Сетевой университет СНГ учреждение межгосударственных премий СНГ «Звезды Содружества» и «Содружество дебютов» и др. Важное место в культурном сотрудничестве между странами СНГ заняли театральное искусство, литература, эстрада, живопись, разработка и принятие программы СНГ по охране культурного наследия и другие.
Активно развивается двустороннее культурное сотрудничество, ярким примером которого является российско-казахстанский мегапроект «Евразийство в XXI веке. Восток - Запад: электронное сотрудничество библиотек». Традиционным стало проведение Года культуры одной бывшей республики СНГ в другой [5]. Регулярно проводятся Дни культуры, недели кино, художественные салоны, кинофестивали. Эффективной формой для выработки и реализации согласованной совместной деятельности, новых проектов и программ являются форумы творческой и научной интеллигенции, объявление и проведение в СНГ ежегодных годов по гуманитарной тематике.
Наиболее активно развивается культурный обмен Российской Федерации с Белоруссией, Азербайджаном, Казахстаном, Арменией, прибалтийскими государствами, наметился позитивный сдвиг с Украиной. Значение такого процесса наиболее полно определил министр культуры Российской Федерации А.А. Авдеев: «Культура участвует в процессах глобализации, но мы должны научиться «дирижировать» этими процессами, чтобы не затеряться в потоке массовой культуры, который характерен для глобального мира. В этих условиях нужно научиться брать для себя лучшее из мировой культуры, так как далеко не все, что хорошо продается на рынке, обогащает духовно. И, конечно, показывать миру свою культуру, оставаясь самими собой - гражданами великой многонациональной России с великой многонациональной культурой» [6].
Большое значения для укрепления единого культурного пространства является сотрудничество в приграничных райо-