Научная статья на тему 'ПОСТРОЕНИЕ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ'

ПОСТРОЕНИЕ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
64
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Ключевые слова
ЖИЗНЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / САМОРАЗВИТИЕ / КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / АКСИОЛОГИЯ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / АКТИВНОСТЬ / LIFE PERSPECTIVE / SELF-DEVELOPMENT / CONCEPT OF PERSONAL / ORGANIZATION OF TIME / VALUE / VALUE SELF-DETERMINATION / AXIOLOGY / AXIOLOGICAL / APPROACH / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Матросова Е.А.

В статье раскрывается сущность жизненной перспективы как совокупной взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, от которых зависит социальная ценность и смысл жизни человека. Представлен анализ альтернативных точек зрения на закономерность построения жизненной перспективы, ее аксиологическую интерпретацию, факторы, оказывающие влияние на построение жизненной перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION OF LIFE PERSPECTIVES OF PERSONALITY

The article reveals the essence of the life outlook as a cumulative relationship of programmed and expected events, on which the social value and meaning of human life depends. An analysis of alternative points of view on the pattern of building a life perspective, its axiological interpretation, factors influencing the construction of a life perspective is presented

Текст научной работы на тему «ПОСТРОЕНИЕ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ»

УДК 37.03

ПОСТРОЕНИЕ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ

Матросова Е.А., студент группы 15ПрофО(ба)ППД, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: matrosova-97@bk.ru

Научный руководитель: Султанова Т.А., канд. пед. наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики, Оренбургский государственный университет, Оренбург

В статье раскрывается сущность жизненной перспективы как совокупной взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, от которых зависит социальная ценность и смысл жизни человека. Представлен анализ альтернативных точек зрения на закономерность построения жизненной перспективы, ее аксиологическую интерпретацию, факторы, оказывающие влияние на построение жизненной перспективы.

Ключевые слова: жизненная перспектива, саморазвитие, концепция личностной организации времени, ценность, ценностное самоопределение, аксиология, аксиологический подход, активность.

Современное общество характеризуется динамичностью, повышением темпов жизни, активным развитием всех сфер жизнедеятельности социума. Такие условия предъявляют высокие требования к личности, которая для полноценной реализации своего потенциала, должна активно включаться в непрерывный поиск возможностей профессионального и личностного совершенствования. Такая личность должна обладать способностью к построению собственных намерений относительно своего будущего и плодотворной их реализации.

Каждый человек создает свой жизненный путь в соответствии с масштабностью, содержательностью и значимостью собственного потенциала. Ведь то, как личность проявляет себя, насколько она активна, какова степень креативного отношения к жизни, будет зависеть весь ее жизненный путь. Большое влияние на продвижение личности по жизненному пути оказывает осознание своих временных горизонтов, анализ последствий совершенных действий, планирование последующих поступков [5, с. 11]. Человек видит свой жизненный путь как общую направленность возможных важнейших событий, он строит свою жизненную перспективу. Перспектива включает в конкретные жизненные планы и то, что называется целью и смыслом жизни. Основополагающее значение при формировании жизненной перспективы имеет цель. Она выступает в качестве стратегии, жизненного плана, является прогнозируемым, «идеальным» результатом.

В литературе не сложилось четкого определения понятия «жизненная перспектива». Так, Т.М. Титаренко и В.Г. Панок сформулировали данное понятие следующим образом: «Жизненная перспектива - это потенциальная возможность развития личности, неизбежность определенных изменений в будущей жизни» [4, с. 87]. Интересно мнение К.А. Абульхановой-Славской, которая говоря о жизненной перспективе, указала: «Жизненная перспектива является целостной картиной будущего в сложной, противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, от которых зависит его социальная ценность и смысл жизни» [1, с. 46]. Таким образом, исходя из приведенных выше определений, личность активно влияет на обстоятельства своей жизни, совершает поступки, которые способны изменить жизненные перспективы. От того, насколько личность активна, как она стремится к реализации своей цели, зависит построение жизненной перспективы. Таким образом, жизненная перспектива характеризуется как пространственно-временная

композиция, личностная организация времени жизни и деятельности, в котором на протяжении жизненного пути строятся ценностные отношения личности с миром.

Изучая закономерности построения жизненной перспективы личности, К.А. Абульханова-Славская разработала концепцию личностной организации времени [1, с. 213]. Для анализа способов организации жизни были выдвинуты три понятия, характеризующие жизненную перспективу с точки зрения пространственно-временных ценностно-смысловых образований: «жизненная позиция», «жизненная линия», «жизненная перспектива». Первая является результатом достижения личности, включающая ее прошлый опыт и выступающая потенциалом ее будущего. «Жизненная линия» характеризуется как траектория жизненного пути, имеющая восходящий или нисходящий, прерывистый или непрерывный характер, которая имеет зависимость от самовыражения и самореализации личности. Вместе с тем, как подчеркивает цитируемый автор, жизненная перспектива - это не только будущие цели, ценности, но и темп жизненного движения, выражающийся в оптимальности развития, проявления активности личности, его целеустремленности.

Жизненные перспективы выступают в качестве необходимого условия активного существования личности в современном обществе, являются залогом его продуктивного развития. Осмысленная позиция личности по отношению к собственному будущему формируется в юности, в процессе жизненного самоопределения. Данный возрастной этап характеризуется тем, что личность приобретает опыт принятия самостоятельных решений, проявляет стремление к их реализации, несет ответственность за собственные действия, построение жизненных планов, выдвижение целей и поиск оптимальных путей их достижения, адекватных возможностям и способностям личности. Данный возрастной этап жизни человека задает те направления его деятельности, которые определяют его будущее. На построение жизненной перспективы существенное воздействие оказывает ценностное самоопределение личности.

В работе А.В. Кирьяковой «Аксиологический инструментарий развития инновационной образовательной практики современного университета» [2, с. 71] ценностное самоопределение личности представляется как процесс самодетерминации, собственной активности, осознанного стремления личности занять определенную позицию, в котором задействованы как внешние, так и внутренние факторы, но внутренний момент самоопределения является центральным. В ходе ценностного самоопределения личность осознает, что является важным в его жизни, каковы его цели и перспективы, к чему он стремится и чего хочет достичь. Он расставляет свои приоритеты, определяет, что для него ценно, идет к достижению цели и, тем самым, формирует свой жизненный путь.

Давая аксиологическую интерпретацию жизненной перспективы А.В. Кирьякова утверждает [3, с. 110], что аксиологический подход способствует предвосхищению будущих состояний социального и индивидуального развития личности студента, в том случае, если осуществляется реализация его ценностно-смыслового отношения к жизни, к ценностям, к профессии, к себе, если у него развивается потребность в ценностном осмыслении результатов своей деятельности. На основе ценностных ориентаций личность выбирает для себя цели, осознает в полной мере жизненные перспективы.

Семейное, возрастное, профессиональное самоопределение в жизни оказывает существенное влияние на формирование жизненной перспективы. Процесс ее формирования зависит, прежде всего, от самой личности, от ее активности, социальной и социально-психологической зрелости. Необходимо отметить, что для активизации потребности в построении жизненной перспективы решающее значение имеет выявление того, насколько притязания, намерения, склад личности выражаются в ее жизненных проявлениях, какое влияние это оказывает на изменение мотивов человека, его характер и развитие способностей. Иными словами, необходимо знать, насколько жизненная практика личности, а не отдельные ее поступки соответствует ее намерениям, замыслам, ценностным ориентациям.

В формировании жизненной перспективы большую роль играет активность [1, с. 37]. Активность является источником пробуждения в человеке его потенциалов. Ее роль как потребности в деятельности, выражается в определении основных направлений и мотивов. Активность личности проявляется, прежде всего, в ее стремлении к саморазвитию, к движению, к реализации своих целей.

Таким образом, построение жизненной перспективы личности, как правило, происходит в условиях постепенной реализации жизненных ожиданий, приобретения социального опыта общения и самостоятельного принятия определяющих решений. Вместе с тем, процесс реализации жизненных ожиданий личности часто определяется развитием целостного, объективного восприятия и осмысления собственной жизни, усилением стремления к реализации жизненных замыслов, развитием способности использования негативного опыта. Жизненная перспектива выступает как совокупная взаимосвязь программируемых и ожидаемых событий, от которых напрямую зависит социальная ценность человека и смысл его жизни. Построение жизненной перспективы имеет стратегическое значение, она определяет основные направления жизненного пути человека, направления его деятельности. На построение жизненной перспективы решающее воздействие оказывает ценностное самоопределение, которое помогает личности осознать основные цели и направления развития собственной жизни.

Литература

1. Абульханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности / К.А. Абульханова-Славская, - М.: Изд. «Мысль», 1991. - 259 с.

2. Кирьякова, А.В. Аксиологический инструментарий развития инновационной образовательной практики современного университета // Инновации в науке. - 2012. - №9. -С. 62-73.

3. Кирьякова А.В. Закономерности развития аксиологического потенциала личности студента // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. -№11. - С. 110-113.

4. Панок, В.Г. Социальная активность личности старшеклассника: автореф. дис. кан. псих. наук. - Киев, 1999. - 131 с.

5. Рудь, Г.В. Жизненная перспектива личности как основа жизненного пути / Г.В. Рудь, К.В. Джеджера // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXV междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, - 2013. - С. 51-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.