Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ'

ФЕНОМЕН ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
255
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ / ВРЕМЕННАЯ ТРАНССПЕКТИВА / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / LIFE PERSPECTIVE / TIME PERSPECTIVE / LIFE STRATEGY / TEMPORARY TRANS-PERSPECTIVE / LIFE PAT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вологдина П.Е., Ипполитова Е.А.

В статье представлены основные направления изучения феномена жизненных перспектив, предложено понимание жизненной перспективы с точки зрения системного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF VITAL PROSPECTS IN PSYCHOLOGICAL SCIENCE

The article presents the main directions of the study of the phenomenon of life prospects, an understanding of the life perspective from the point of view of a systems approach.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ»

УДК 159.99

Вологдина П.Е. студент

4 курс, факультет «Психологии и педагогики» Алтайский Государственный Университет

Россия, г. Барнаул Научный руководитель: Ипполитова Е.А.

Кандидат психологических наук, доцент ФЕНОМЕН ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

НАУКЕ

Аннотация: в статье представлены основные направления изучения феномена жизненных перспектив, предложено понимание жизненной перспективы с точки зрения системного подхода.

Ключевые слова: жизненная перспектива, временная перспектива, жизненная стратегия, временная трансспектива, жизненный путь.

Vologdina P.E. student

4 year, Faculty of Psychology and Pedagogy

Altai State University Russia, Barnaul Scientific adviser: Ippolitova E.A.

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor PHENOMENON OF VITAL PROSPECTS IN PSYCHOLOGICAL

SCIENCE

Annotation: the article presents the main directions of the study of the phenomenon of life prospects, an understanding of the life perspective from the point of view of a systems approach.

Keywords: life perspective, time perspective, life strategy, temporary transperspective, life pat.

Проблематика планирования будущего является актуальной областью современной психологии. Научные исследования жизненных перспектив показали не только их значимость в управлении личностью временем собственной жизни, но и доказали то, что адекватно поставленные способностям и возможностям человека жизненные цели служат опорой в организации активности в настоящем.

К настоящему времени жизненные перспективы личности в психологии исследованы достаточно глубоко. Выделены следующие подходы к их изучению:

• мотивационный (К. Левин, В. Ленс, Ж. Нюттен, П. Фресс),

• событийный (Р.А. Ахмеров, Е.М. Головаха, А.А. Кроник),

• типологический (К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина, В.Ф. Серенкова),

• образовательный (М.Р. Гинзбург, И.В. Дубровина, Н.Н. Толстых),

• прогностический (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, В.А. Иванников, Л.А. Регуш) и т.д. [13].

Предложены варианты понимания данного явления, его структуры, содержания функций, динамических характеристик (К.А. Абульханова-Славская, В.И. Ковалев, A.A. Кроник, Ж. Нюттен, И.А. Ральникова). Широко представлены результаты эмпирических исследований жизненных перспектив, учитывающих не только возрастной (Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Р. Кулен, Б. Ньюгартен, Ш. Бюлер и др.), но социальный и личностный контексты (Е.И. Головаха, В.Н. Карандышев, Р. Кастенбаум, Т. Коттл, A.A. Кроник, В.И. Мудрак, Ж. Нюттен, С.Л. Рубинштейн, H.H. Толстых, Л. Франк и др.). Был получен опыт использования результатов научных исследований в практике консультативной и тренинговой работы (P.A. Ахмеров, A.A. Кроник, B.C. Хомик) [13, 14].

На современном этапе развития психологии в ее академической области, наравне с термином «жизненная перспектива», распространены такие понятия, как «временная перспектива», «перспектива будущего», «психологическая перспектива», «личностная перспектива», «жизненная стратегия», «личное будущее», «временной кругозор», «временная перспектива будущего» и др. Одни из этих понятий являются синонимами, между другими существуют определенные различия. Некоторые ученые считают, что временная перспектива и жизненная перспектива обозначают один и тот же субъективный параметр времени [16].

Наиболее ранние исследования феномена «жизненных перспектив личности» в отечественной психологии возникли в рамках психологии жизненного пути. Так, развивая идеи С.Л. Рубинштейна, К. А. Абульханова -Славская выделила несколько элементов временной перспективы: психологическую, личностную, жизненную перспективы, которые составляют уровни по пути планирования и реализации целей. Если психологическая перспектива отвечает за когнитивный план будущего, то личностная определяет готовность человека действовать по раннее запланированному алгоритму. А жизненная перспектива, по ее мнению, представляет собой благоприятное развитие событий, но для «сбывания» данной перспективы необходимо было подготовить весь предшествующий ход [1, 2].

Продолжая рассуждения К.А. Абульхановой-Славской, Т.Н. Березина представила подход к изучению жизненных перспектив, который опирается на типологический принцип [1]. В нем предполагается, что не все типы личностей располагают развитой интеллектуальной способностью прогнозирования будущего. Ею была выявлена и эмпирически доказана гипотеза о существовании трех типов жизненных перспектив или типов личностей с выраженными особенностями их жизненных перспектив:

1. Когнитивная перспектива. Личность в этом случае способна сознательно и достаточно детально строить жизненные планы, структурировать будущее, видеть свои перспективы и себя в будущем.

2. Личностно-мотивационная, когда отсутствует когнитивный план или даже сколько-нибудь четкие представления о будущем, однако мотивация достижения создает могучую направленность личности в будущее и определенную гарантию его реализации. Она представляет собой целостную готовность к трудностям, даже к неопределенности, что расходится с собственно когнитивным планом.

3. Жизненная перспектива создается предшествующей жизнью, когда уже достигнутая личностная жизненная позиция дает личности потенциал, приоритеты, которые гарантируют успешное будущее.

Жизненная перспектива, согласно Т.Н. Березиной, это реальный жизненный потенциал личности, который был заложен прошлым опытом, уровнем ее развития, наличными способностями, что и составляет реальную движущую силу, гарантируя успешность ее будущего [1].

Детерминация этих типов позволила разрешить противоречие: мотивация достижения (и мотивация как таковая) не является единственной причиной активности личности, побудителем ее движения в будущее, временная проекция личности может строиться преимущественно не только на мотивации, но и на других механизмах.

Обобщение научных идей относительно составляющих содержания перспективы с точки зрения ее планирования позволяет рассматривать в качестве последних не только жизненные цели, ценностные ориентации, планы, программы, но и средства реализации целей, мотивы, смыслы.

Тогда возникает вопрос функционального соотношения составных частей жизненной перспективы. В плане ответа на данный вопрос сложилась научная традиция, выразить которую можно словами В. Ф. Серенковой, по мнению которой программы и планы выполняют организующую функцию временной перспективы, выступают в качестве основ достижения будущих целей [19].

В свою очередь Е.И. Головаха, изучая жизненную перспективу, трактует ее как целостную картину будущего в сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человека связывает социальная ценность и индивидуальный смысл собственной жизни [4,6]. Е.И. Головаха и А.А. Кроник полагают, что жизненная перспектива характеризует способность личности действовать в настоящем в плане предвидения сравнительно отдаленных будущих событий и формируется во взаимосвязи ценностных ориентаций, жизненных целей и планов [6]. Изучение событий позволяет определить дискретную картину будущего, представленного совокупностью последовательных моментов, так называемых «точек» на линиях жизни, направленных в будущее.

Они выделяют три типа событийных связей [6]:

1. связи, принадлежащие прошлому;

2. потенциальные связи - события принадлежат будущему;

3. актуальные связи, соединяющие события прошлого и будущего.

Таким образом, временная перспектива определяется как «протяженность времени, где размещаются основные жизненные события личности, которые выстроены вдоль оси времени не беспорядочно, а последовательно и причинно взаимосвязаны» [7].

Жизненную перспективу можно оценить по ряду критериев. Е.И. Головаха выделяет следующие параметры оценки жизненной перспективы: согласованность, реалистичность, продолжительность, дифференцированность, оптимистичность [4, 7]. Будущая временная перспектива как согласованная или «целостная картина будущего» характеризуется зависимостью событий жизненного пути (прошедших, настоящих и будущих) друг с другом различного рода причинно -следственными и инструментально-целевыми связями. При несогласованности перспективы присутствует недостаточная связанность жизненных событий между собой, возникает феномен «временной некомпетентности», который негативно влияет на адаптацию личности к конкретным условиям социального мира. Вместе с этим несогласованность жизненной перспективы влечет за собой не высокую субъективную актуальность событий жизни, переживание времени как чрезмерно растянутого.

Дифференцированность перспективы предполагает выделение в картине будущего последовательных этапов. В психологической литературе принято деление жизненной перспективы на ближайшую и отдаленную, либо на ближнюю, среднюю и дальнюю (Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Ж. Нюттен) [4, 6, 12] . Разделение жизненной перспективы на этапы в индивидуальном сознании является одним из важнейшим моментом развития личности, характеризующем переход от детства к юности, к решению важнейших задач жизнеустройства, к выбору жизненного пути, становлению социальной зрелости и самостоятельности.

Рассматривая жизненную перспективу как целостное образование, необходимо принять в расчет и ее динамический аспект [16]. Продолжительность жизненной перспективы показывает хронологический «размах» событий будущего, учитывает так же меру планирования дальних этапов жизненной перспективы, которое основывается на выдвижении долговременных целей. По мнению некоторых исследователей, жизненная перспектива - это динамичный образ будущего, а не раз и навсегда выбранная стратегия поведения. Помимо этого существует мнение о том, что каждому качественно новому этапу жизненного пути соответствует специфическое содержание перспективы, в которой одни компоненты сохраняют преемственность, а другие, в свою очередь, отражают реальные изменения в окружающем мире и в самом человеке. Переход к новым этапам жизненного пути предполагает необходимость коррекции или существенной реконструкции жизненной перспективы с учетом психологических особенностей человека, социальных и природных условий его существования [8, 15].

Многие научные исследователи акцентируют внимание на такой составляющей планирования жизненной перспективы как дальние этапы будущего, основанного на выдвижении долговременных целей (Я.В. Васильев, В.Н. Карандышев, И.С. Кон, А.А. Кроник, Ж. Нюттен, В.Ф. Серенкова и др.)[13]. Важность долгосрочного планирования состоит в том, что оно позволяет личности осознанно и реалистично подойти к построению своей жизни, структурировать время деятельности в настоящем таким образом, чтобы поставленные цели и намеченные планы реализовались в будущем.

Реалистичность планирования заключается в способности личности разделять в своих субъективных представлениях о будущем реальность и фантазию, концентрировать усилия на том, что имеет реальные основания для реализации поставленных целей в дальнейшей жизни.

Оптимистичность жизненного планирования своего будущего определяется соотношением позитивных и негативных прогнозов относительно грядущих событий, а так же степенью уверенности в том, что ожидаемые события произойдут именно в намеченные сроки.

С нашей точки зрения, наиболее интересные идеи относительно изучения жизненных перспектив открывает методология системного подхода, позволяющая объединить выделенные ранее тенденции в изучении данного психологического образования. Так, И.А. Ральникова выделяет ведущие аспекты осмысления феномена жизненной перспективы личности и соответствующие исследовательские задачи: 1 - локализация жизненной перспективы в сознании; 2 - содержание жизненной перспективы; 3 -структура жизненной перспективы; 4 - качественные характеристики (согласованность, реалистичность, продолжительность и др.) перспективы; 5 - регулирующая и организующая функции жизненной перспективы; 6 -жизненная перспектива как результирующая индивидуальных особенностей личности; 7 - динамичность жизненной перспективы [13, 16].

На основе анализа выше упомянутых работ, мы, вслед за И.А. Ральниковой, будем рассматривать жизненные перспективы как целостную картину будущего, организующую и управляющую активностью личности в настоящем, которая рассматривается в единстве ценностно -смысловых и организационно-деятельностных аспектов.

Использованные источники:

1. Абульхакова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни.СПю., 2001. 304с.

2. Абульханова - Славская К.А. Жизненные перспективы личности\\Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 137-145.

3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2т.\\под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. М., 1980. 230с.

4. Головаха Е.И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб., 2001.

5. Головаха Е.И., Кроник А.А. К исследованию мотивации жизненного пути личности\\Мотивация личности: Сб.науч.тр. М., 1982

6. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев, 1984. 207с.

7. Головаха Е.И. Жизненные перспективы и профессиональное самоопределение. Киев, 1988. С.144.

8. Ипполитова Е.А. Особенности представлений о жизненных перспективах личности в период кризиса середины жизни: автореф.дис. ... канд.психол.наук. Барнаул,2005. 20.

9. Кроник А.А. «Lifeline» - биографические тесты и медитации за персональным компьютером\\ «Lifeline» и др. Новые методы психологии жизненного пути. М., 1993. С. 15-42.

10. Кроник А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования\\Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 149 - 152.

11. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М.: Смысл, 2008. 294с.

12. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. - М.: Смысл, 2004

13. Ральникова И.А. Жизненные перспективы личности (психологический контекст): монография. - Барнаул, 2002

14. Ральникова И.А., Гурова О.С., Ипполитова Е.А. Психология жизненного пути человека: учебное пособие. Барнаул, 2014.

15. Ральникова И.А., Гурова О.С., Ипполитова Е.А Перестройка системы жизненных перспектив человека на этапе переломных событий. Барнаул, 2012.

16. Ральникова И.А. Жизненные перспективы личности в научной парадигме психологического знания // Известия АлтГУ. 2011. №2-1.

17. Ральникова, И.А. Жизненные перспективы личности: психологический контекст. - Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2002. - 152 с.

18. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. М., 1994. С.676-684

19. Серенкова В.Ф. Личностная организация времени как средство реализации жизненных планов\\Применение концепции С.Л. Рубинштейна в разработке вопросов общей психологии: Сб.науч.тр. М., 1989

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.