Научная статья на тему 'Аксиологический потенциал личности старшеклассников с позиции деятельностного подхода'

Аксиологический потенциал личности старшеклассников с позиции деятельностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / AXIOLOGICAL PERSONAL POTENTIAL / ACTIVITY THEORY / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PSYCHOLOGICAL FRAMEWORK OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поломошнова С. А.

В статье рассматривается аксиологический потенциал личности с позиции деятельностного подхода, представлена структура деятельности по формированию АПЛ старшеклассников. В старшем школьном возрасте деятельностью по формированию аксиологического потенциала личности выступает профессиональное самоопределение. Указывается на то, что рассмотрение аксиологического потенциала личности старшеклассников с позиции деятельностного подхода раскрывает теоретические и практические перспективы в решении проблемы его формирования и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поломошнова С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AXIOLOGICAL PERSONAL POTENTIAL OF A HIGH-SCHOOL PUPIL FROM THE VIEWPOINT OF ACTIVITY THEORY

This article is devoted to axiological personal potential from the viewpoint of Activity theory. The axiological personal potential of a pupil in high school is shaped by professional self-determination.

Текст научной работы на тему «Аксиологический потенциал личности старшеклассников с позиции деятельностного подхода»

2. Участие в мероприятиях профориентационного характера

3. Организация и проведение культурно/физкультурно-массовых мероприятиях - руководитель: город вуз факультет

4. Организация и проведение культурно/физкультурно-массовых мероприятиях - исполнитель: город вуз факультет

5. Организация и проведение общественных мероприятиях (субботник, торжества, день открытых дверей и др.) -руководитель

6. Организация и проведение общественных мероприятиях (субботник, торжества, день открытых дверей и др.) -исполнитель

7. Участие в разработке и реализации конкретного проекта вуза: международного российского вузовского

7. Выполнение работ

1. Присвоение Государственного Почётного звания

2. Присвоение спортивного звания

3. Награждение знаком «Почетный работник ВПО»

4. Награждение медалями ВДНХ, грамотами МО, почетными грамотами и знаками других министерств и ведомств

5. Награждение дипломами всесоюзных и республиканских конкурсов

6. Награждение дипломами, почетными грамотами, благодарственными письмами вуза

7. Победители различных конкурсов вуза (на звание «Профессор года», «Доцент года» ... «Куратор года», «Лучшее учебно-методическое издание» и т.д. )

8. Общая трудовая дисциплина

9. Поощрения по представлению ректората, деканата, завкафедрой

10. Взыскания по представлению ректората, деканата, завкафедрой

Немаловажно не только выделить показатели оценивания, но и их «вес», чтобы преподаватели «не ушли» в научную деятельность, занимаясь написанием статей и получением грантов, переведя на второстепенный план учебную, преподавательскую деятельность. Ещё в начале XX столетия В. Оствальд показал «...отсутствие прямых связей между особенностями научного мышления конкретного педагога и его способностью преподавать науку. В частности, он выделил следующие типы сочетаний: выдающиеся исследователи, но неспособные педагоги; прекрасные педагоги, но неудачные исследователи; выдающиеся исследователи и выдающиеся педагоги; исследователи, не имеющие ничего общего с педагогической деятельностью» [6]. Об этом не следует забывать.

Библиографический список

Хотелось бы выстроить такую рейтинговую систему, которую можно было бы использовать по разным направлениям: одно из ведущих - мотивация многоаспектной профессиональной деятельности преподавателей, которая бы не только стимулировала повышение квалификации, но и создавала бы среду для здоровой конкуренции в рамках карьерного роста. По результатам рейтинга предполагается как моральное так и материальное поощрение, что может явно прописывается в положении вуза - для расчета стимулирующих выплат, усиления материальной заинтересованности и повышения качества работы сотрудников. Также нужно учесть, что система должна быть гибкой, с возможностью изменения показателей, адаптивной к изменениям окружающей среды.

1. Соловова, Н.В. Методическая компетентность преподавателя вуза // Педагогические и психологические науки. - 2010. - № 05.

2. Павлова, Ж.Г. Рейтинговая система - фактор мотивации деятельности преподавателей вуза // Materiaiy X Miкdzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Strategiczne pytania ^wiatowej nauki - 2014» Volume 18. Pedagogiczne nauki: Przemytol. Nauka i studia. - 2014.

3. Стандарт ДВГУПС СТ 05-09-08 «Положение о порядке установления стимулирующих выплат (надбавок и доплат) работникам университета».

4. Положение о рейтинговой системе оценки преподавателей, кафедр и факультетов Тихоокеанского государственного университета.

5. Рейтинговая система оценивания деятельности профессорско-преподавательского состава, кафедр и факультета вуза (методические рекомендации для заведующих кафедрами ГОУ ВПО «ШПГИ»).

6. Макарова, Л.Н. Научная деятельность как необходимое условие продуктивности развития индивидуального стиля преподавателя вуза // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2010. - № 5. - Т. 77. - Сер.: Гуманитарные науки.

Bibliography

1. Solovova, N.V. Metodicheskaya kompetentnostj prepodavatelya vuza // Pedagogicheskie i psikhologicheskie nauki. - 2010. - № 05.

2. Pavlova, Zh.G. Reyjtingovaya sistema - faktor motivacii deyateljnosti prepodavateleyj vuza // Materialy X Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Strategiczne pytania swiatowej nauki - 2014» Volume 18. Pedagogiczne nauki: Przemysl. Nauka i studia. - 2014.

3. Standart DVGUPS ST 05-09-08 «Polozhenie o poryadke ustanovleniya stimuliruyuthikh vihplat (nadbavok i doplat) rabotnikam universiteta».

4. Polozhenie o reyjtingovoyj sisteme ocenki prepodavateleyj, kafedr i fakuljtetov Tikhookeanskogo gosudarstvennogo universiteta.

5. Reyjtingovaya sistema ocenivaniya deyateljnosti professorsko-prepodavateljskogo sostava, kafedr i fakuljteta vuza (metodicheskie rekomendacii dlya zaveduyuthikh kafedrami GOU VPO «ShPGI»).

6. Makarova, L.N. Nauchnaya deyateljnostj kak neobkhodimoe uslovie produktivnosti razvitiya individualjnogo stilya prepodavatelya vuza // Nauchnihe vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2010. - № 5. - T. 77. - Ser.: Gumanitarnihe nauki.

Статья поступила в редакцию 30.05.14

УДК 373.1.02

Polomoshnova S.A. THE AXIOLOGICAL PERSONAL POTENTIAL OF A HIGH-SCHOOL PUPIL FROM THE VIEWPOINT OF ACTIVITY THEORY. This article is devoted to axiological personal potential from the viewpoint of Activity theory. The axiological personal potential of a pupil in high school is shaped by professional self-determination.

Key words: axiological personal potential, Activity theory, professional self-determination, psychological framework of personality.

С.А. Поломошнова, аспирант каф. педагогики Мурманского гос. гуманитарного университета, г. Мурманск, E-mail: polomoshnova@mail.ru

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ПОЗИЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

В статье рассматривается аксиологический потенциал личности с позиции деятельностного подхода, представлена структура деятельности по формированию АПЛ старшеклассников. В старшем школьном возрасте деятельностью по формированию аксиологического потенциала личности выступает профессиональное самоопределение. Указывается на то, что рассмотрение аксиологического потенциала личности старшеклассников с позиции деятельностного подхода раскрывает теоретические и практические перспективы в решении проблемы его формирования и развития.

Ключевые слова: аксиологический потенциал личности, деятельностный подход, профессиональное самоопределение, психологическая структура деятельности.

В связи с переходом на новый Федеральный государственный образовательный стандарт актуализируется проблема разработки научных подходов к формированию ценностно-смысловых компетенций учащихся в образовательной среде. Показателем развития данных компетенций выступает аксиологический потенциал личности (АПЛ), характеристика отражающая уровень ценностно-смысловой зрелости субъекта, меру осуществления субъектом ценностного выбора.

В старшем школьном возрасте, в период возрастания цен-ностно-ориентационной активности связанной с выбором дальнейшего жизненного пути, осуществлением профессионального выбора проблема формирования аксиологического потенциала личности становится особенно актуальной. Вместе с тем следует отметить, что концепция его формирования в школьной среде как в теоретическом так и в прикладном аспектах не имеет четкого содержания и достаточной разработанности.

Задачей настоящего исследования является поиск теоретических подходов к проблеме формирования аксиологического потенциала личности в старшем школьном возрасте.

Понятие АПЛ ввел в науку М.С. Каган (1997) [1], а его вхождение в педагогический тезаурус связано с именами оренбургских ученых иследовавших АПЛ студентов (А.В. Кирьякова, А.А. Полякова, Г. А. Мелекесов, Г.Н. Левашова, Л.В. Моисеева, О.О. Ненашева, О.И. Полкунова, О.В. Сальдаева и др.). Г.А. Мелекесов определяет АПЛ как «многоуровневое интегративное динамическое новообразование, характеризующееся наличием устойчивой структуры (иерархии) ценностных ориентаций, определяющих характер его будущей жизнедеятельности» [2, с. 94-95]. Согласно А.А. Поляковой, АПЛ «представляет собой сущностные силы личности, сфокусированные в тесном органическом единстве (синтезе) интеллектуальной (мыслительные операции), эмоциональной, духовной и душевной (психо-физи-ческой) природы человеческой личности, предполагающие своё проявление во всех сферах её жизнедеятельности» [3, с. 221]. О.О. Ненашева, опираясь на исследования А.В. Кирьяковой, рассматривает АПЛ через качественные образования, такие как «Образ мира», «Образ «Я», «Образ будущего», концентрирующие в себе ценностные ориентации личности [4]. Все авторы указывают направленность аксиологического потенциала на достижение личностью жизненных и профессиональных планов.

Методологическим основанием нашего понимания феномена «аксиологический потенциал личности» является теория ориентации личности в мире ценностей А.В. Кирьяковой [5], а также положения деятельностного подхода сформулированные А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, К.А. Абульхановой-Славской и др. [6; 7; 8].

Рассматривая АПЛ в его становлении и функционировании сквозь призму категории «деятельность», мы считаем, что АПЛ проявляет себя в активности субъекта по осмыслению ценности (перевод ее на личностный уровень), реализации принятой ценности в поведении и деятельности, принятии ответственности за свое поведение связанное с реализацией ценности. Формирование АПЛ, по нашему мнению, происходит в процессе личностно значимой деятельности.

Опираясь на исследования Ю.Д. Бабаева, В.В. Белоусова, Л.В. Попова, В.С. Юркевич Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова [9; 10; 11] мы считаем, что в старшем школьном возрасте (в период ранней юности) личностно значимой деятельностью является

профессиональное самоопределение, которое мы рассматриваем как поиск личностного смысла в выбираемой профессии, результатом которого является осознанный профессиональный выбор.

При рассмотрении АПЛ, мы будем пользоваться представлениями о психологической структуре деятельности сформулированными С.Л. Рубинштейном (субъект, объект, мотив, цель, способы осуществления деятельности, условия, представления о результате) [7], учитывать психологические особенности раннего юношеского возраста, а также особенности среды, в которой происходит формирование АПЛ, в данном случае это профильное обучение (рис. 1).

Определяя старшеклассника как субъекта деятельности по формированию АПЛ, на первый план мы выдвигаем ценностно-смысловую организацию личности, и одним из наиболее важных свойств развивающегося субъекта деятельности считаем осознание и принятие смыслов, перевод их на личностный, ценностный уровень.

В старшем школьном возрасте основная направленность личности связана с устремленностью в будущее, построением жизненных планов и перспектив, осуществлением профессионального выбора. В связи с этим, в качестве объекта деятельности по формированию АПЛ выступает - образ будущего «Я» в профессиональной деятельности.

Рассматривая деятельность на ее внутреннем плане, на основании работы О.В.Оконешниковой «Соотношение самоопределения и идентичности субъекта» [12], нами были выделены условия, которые, согласно С.Л. Рубинштейну, определяют объект деятельности («внешние причины действуют посредством внутренних условий»). Главными из условий являются осознание ситуации ценностного выбора и потребность в профессиональном выборе.

Определяя цель деятельности по формированию АПЛ, и рассматривая профессиональное самоопредение в качестве данной деятельности, обратимся к работе Н.С. Пряжникова, где автор формулирует идеальную цель профессионального самоопределения в юношеском возрасте [11]. Данная цель интегрирует в себе все виды самоопределения старшеклассника (профессиональное, личностное, жизненное), в основе ее лежит осознанное ценностно-смысловое отношение поэтому, мы выделяем ее как цель формирования аксиологического потенциала личности (рис. 1).

Движущей силой, побуждающей к определенной активности является мотив. Представляя собой сложное интегральное образование, структура мотива профессионального самоопределения, согласно исследованию Н.В. Сорокиной, включает в себя интерес к определенному виду деятельности, личностные мотивы, преломляющиеся сквозь призму конкретной деятельности профессионального самоопределения, эмоциональный компонент принятия решения о профессиональном выборе, а также общую согласованность мотивов профессионального самоопределения с мотивационной структурой личности. Мотивационные факторы имеют как внутренние так и внешние причины [13, с. 82].

Способы осуществления деятельности по формированию АПЛ включают в себя действия, которые в свою очередь состоят из отдельных операций. Рассматривая протекающую деятельность в условиях профильного обучения нами были выделены

Ж_, ,_Ж_

ЦЕЛЬ:

формирование внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионально, жизненного, личностного)

Рис. 1. Структура деятельности по формированию АПЛ старшеклассников

Внешние мотивационные факторы: давление, «притяжен ие-отта л кивание», «инерция»

Внутренние мотивационные факторы: собственные мотивационные факторы профессии, условия труда, возможности

три группы действий: 1) действия связанные с учебно-воспитательным процессом; 2) действия связанные с самопознанием, саморазвитием; 3) действия связанные с постановкой временной перспективы и осуществлением профессионального самоопределения.

Операциями, по осуществлению вышеописанных действий, являются поиск, оценка, выбор, проекция [5]. В процессе ПОИСКА тот или иной объект привлекает внимание школьника, происходит осознание потребности в необходимости получении знаний о нем (например, учащегося привлекла та или иная профессия, появляется стремление узнать больше о ней). Функция операции ОЦЕНКИ состоит в вынесении суждения, она раскрывает личностное отношение субъекта к миру, себе, выявляет то, что является для него ценностью (соотнесение знаний о профессии со своими интересами и склонностями, своими личностными и профессиональными качествами, своими «хочу» и «могу»). Функция операции ВЫБОР - разрешение неопределенности, закрепление эмоционально-оценочного отношения, воли субъекта (моя это профессия или не моя, буду я ее осваивать или нет). Согласно О.В. Оконешниковой ценности выступают ядром самоопределения, определяя выбор субъекта [12]. Выбор осуществляется в предверии деятельности. Суть опера-

Библиографический список

ции ПРОЕКЦИЯ заключается в формировании в сознании образа будущего, жизненного плана, временной перспективы с позиции ценностного отношения на основе понимания и оценивания, своих действий в настоящем (что произойдет, каким я буду и какой будет моя жизнь если я выберу данную профессию). Рассмотренные операции взаимосвязаны друг с другом. Потребность побуждающая поиск при встрече с объектом поиска, дополняется необходимостью оценки, а при положительном результате следует выбор, сопровождающийся проекцией.

Результатом деятельности по формированию АПЛ является сформированный «Образ Я», «Образ мира», «Образ будущего», готовность к профессиональному самоопределению на основе осознанного ценностного выбора.

Предложенное нами рассмотрение аксиологического потенциала личности старшеклассников с позиции деятельностного подхода раскрывает новые перспективы в решении проблемы его формирования и развития. В теоретическом плане - в уточнении и конкретизации его структуры и компонентов; в практическом -в поиске психолого-педагогических технологий его формирования и развития. В ракурсе нашего исследования деятельностный подход является одним из методологических оснований модели формирования аксиологического потенциала личности.

1. Каган, M.O Философская теория ценностей. - СПб., 1997.

2. Mелекесов, Г.А. Развитие аксиологического потенциала личности студента как проблема университетского образования II Современные наукоемкие технологии. - 2005. - № 8.

3. Полякова, А.А. Теория и практика развития аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур: дис. ... д-ра пед. наук. - Оренбург, 2002.

4. Ненашева, О.О. Научно-исследовательская деятельность как фактор развития аксиологического потенциала личности студента: дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2010.

5. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. - Оренбург, 2000.

6. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. - M., 1981.

7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.

8. Абульханова-Славская, К.А. О субъекте психической деятельности. - M., 1973.

9. Юркевич, В.С. Организация психологического сопровождения одаренных подростков в процессе их профессионального самоопределения: методические рекомендации I В.С. Юркевич, Ю.Д. Бабаева, В.В. Белоусова, Л.В. Попова. - M., 2011.

10. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. - M., 2004.

11. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. «Психология» и психол. спец. - M., 2008.

12. Оконешникова, О.В. Соотношение самоопределения и идентичности субъекта II Образование и наука: достижения, задачи и перспективы: межвуз. науч.-практ. конф. профессорско-преподават. состава, 27"28 нояб. 2007г.: в 2 ч. - Mурманск, 2007. - Ч. 2.

13. Сорокина, Н.В. Формирование мотивации профессионального самоопределения студентов средних специальных учебных заведений: дис. ... канд. психол. наук. - Тула, 2004.

Bibliography

1. Kagan, M.S. Filosofskaya teoriya cennosteyj. - SPb., 1997.

2. Melekesov, G.A. Razvitie aksiologicheskogo potenciala lichnosti studenta kak problema universitetskogo obrazovaniya II Sovremennihe naukoemkie tekhnologii. - 2005. - № 8.

3. Polyakova, A.A. Teoriya i praktika razvitiya aksiologicheskogo potenciala lichnosti studenta v dialoge kuljtur: dis. ... d-ra ped. nauk. - Orenburg, 2002.

4. Nenasheva, O.O. Nauchno-issledovateljskaya deyateljnostj kak faktor razvitiya aksiologicheskogo potenciala lichnosti studenta: dis. ... kand. ped. nauk. - Orenburg, 2010.

5. Kirjyakova, A.V. Teoriya orientacii lichnosti v mire cennosteyj. - Orenburg, 2000.

6. Leontjev, A.N. Problemih razvitiya psikhiki. - M., 1981.

7. Rubinshteyjn, S.L. Osnovih obtheyj psikhologii. - SPb., 2000.

8. Abuljkhanova-Slavskaya, K.A. O subjhekte psikhicheskoyj deyateljnosti. - M., 1973.

9. Yurkevich, V.S. Organizaciya psikhologicheskogo soprovozhdeniya odarennihkh podrostkov v processe ikh professionaljnogo samoopredeleniya: metodicheskie rekomendacii I V.S. Yurkevich, Yu.D. Babaeva, V.V. Belousova, L.V. Popova. - M., 2011.

10. Klimov, E.A. Psikhologiya professionaljnogo samoopredeleniya. - M., 2004.

11. Pryazhnikov, N.S. Professionaljnoe samoopredelenie: teoriya i praktika: ucheb. posobie dlya stud. vuzov, obuch. po napravl. «Psikhologiya» i psikhol. spec. - M., 2008.

12. Okoneshnikova, O.V. Sootnoshenie samoopredeleniya i identichnosti subjhekta II Obrazovanie i nauka: dostizheniya, zadachi i perspektivih: mezhvuz. nauch.-prakt. konf. professorsko-prepodavat. sostava, 27?28 noyab. 2007g.: v 2 ch. - Murmansk, 2007. - Ch. 2.

13. Sorokina, N.V. Formirovanie motivacii professionaljnogo samoopredeleniya studentov srednikh specialjnihkh uchebnihkh zavedeniyj: dis. ... kand. psikhol. nauk. - Tula, 2004.

Статья поступила в редакцию 17.06.14

УДК 378

Rozhkov S. Yu, Marenchuk Yu.A. FORMATION OF THE GENERAL EDUCATION SYSTEM IN STAVROPOL REGION

IN 20s OF THE TWENTIETH CENTURY. The article provides an overview of the development of general education in Stavropol Region with regards to its specific features. The author concludes that the the general education here began in 20 of the 20th century, when "School Number 1 of the second degree" was founded and the attention of the local population was paid to solving the problem of illiteracy in Stavropol. The early Soviet period of the development of school stimulated an innovative approach to education and organization of experimentational educational institutions. Key words: general education school, illiteracy, universal education, vseobuch (learner of all), kultarmeets.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.