три группы действий: 1) действия связанные с учебно-воспитательным процессом; 2) действия связанные с самопознанием, саморазвитием; 3) действия связанные с постановкой временной перспективы и осуществлением профессионального самоопределения.
Операциями, по осуществлению вышеописанных действий, являются поиск, оценка, выбор, проекция [5]. В процессе ПОИСКА тот или иной объект привлекает внимание школьника, происходит осознание потребности в необходимости получении знаний о нем (например, учащегося привлекла та или иная профессия, появляется стремление узнать больше о ней). Функция операции ОЦЕНКИ состоит в вынесении суждения, она раскрывает личностное отношение субъекта к миру, себе, выявляет то, что является для него ценностью (соотнесение знаний о профессии со своими интересами и склонностями, своими личностными и профессиональными качествами, своими «хочу» и «могу»). Функция операции ВЫБОР - разрешение неопределенности, закрепление эмоционально-оценочного отношения, воли субъекта (моя это профессия или не моя, буду я ее осваивать или нет). Согласно О.В. Оконешниковой ценности выступают ядром самоопределения, определяя выбор субъекта [12]. Выбор осуществляется в предверии деятельности. Суть опера-
Библиографический список
ции ПРОЕКЦИЯ заключается в формировании в сознании образа будущего, жизненного плана, временной перспективы с позиции ценностного отношения на основе понимания и оценивания, своих действий в настоящем (что произойдет, каким я буду и какой будет моя жизнь если я выберу данную профессию). Рассмотренные операции взаимосвязаны друг с другом. Потребность побуждающая поиск при встрече с объектом поиска, дополняется необходимостью оценки, а при положительном результате следует выбор, сопровождающийся проекцией.
Результатом деятельности по формированию АПЛ является сформированный «Образ Я», «Образ мира», «Образ будущего», готовность к профессиональному самоопределению на основе осознанного ценностного выбора.
Предложенное нами рассмотрение аксиологического потенциала личности старшеклассников с позиции деятельностного подхода раскрывает новые перспективы в решении проблемы его формирования и развития. В теоретическом плане - в уточнении и конкретизации его структуры и компонентов; в практическом -в поиске психолого-педагогических технологий его формирования и развития. В ракурсе нашего исследования деятельностный подход является одним из методологических оснований модели формирования аксиологического потенциала личности.
1. Каган, M.^ Философская теория ценностей. - СПб., 1997.
2. Mелекесов, Г.А. Развитие аксиологического потенциала личности студента как проблема университетского образования II Современные наукоемкие технологии. - 2005. - № 8.
3. Полякова, А.А. Теория и практика развития аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур: дис. ... д-ра пед. наук. - Оренбург, 2002.
4. Ненашева, О.О. Научно-исследовательская деятельность как фактор развития аксиологического потенциала личности студента: дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2010.
5. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. - Оренбург, 2000.
6. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. - M., 1981.
7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.
8. Абульханова-Славская, К.А. О субъекте психической деятельности. - M., 1973.
9. Юркевич, В.С. Организация психологического сопровождения одаренных подростков в процессе их профессионального самоопределения: методические рекомендации I В.С. Юркевич, Ю.Д. Бабаева, В.В. Белоусова, Л.В. Попова. - M., 2011.
10. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. - M., 2004.
11. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. «Психология» и психол. спец. - M., 2008.
12. Оконешникова, О.В. Соотношение самоопределения и идентичности субъекта II Образование и наука: достижения, задачи и перспективы: межвуз. науч.-практ. конф. профессорско-преподават. состава, 27"28 нояб. 2007г.: в 2 ч. - Mурманск, 2007. - Ч. 2.
13. Сорокина, Н.В. Формирование мотивации профессионального самоопределения студентов средних специальных учебных заведений: дис. ... канд. психол. наук. - Тула, 2004.
Bibliography
1. Kagan, M.S. Filosofskaya teoriya cennosteyj. - SPb., 1997.
2. Melekesov, G.A. Razvitie aksiologicheskogo potenciala lichnosti studenta kak problema universitetskogo obrazovaniya II Sovremennihe naukoemkie tekhnologii. - 2005. - № 8.
3. Polyakova, A.A. Teoriya i praktika razvitiya aksiologicheskogo potenciala lichnosti studenta v dialoge kuljtur: dis. ... d-ra ped. nauk. - Orenburg, 2002.
4. Nenasheva, O.O. Nauchno-issledovateljskaya deyateljnostj kak faktor razvitiya aksiologicheskogo potenciala lichnosti studenta: dis. ... kand. ped. nauk. - Orenburg, 2010.
5. Kirjyakova, A.V. Teoriya orientacii lichnosti v mire cennosteyj. - Orenburg, 2000.
6. Leontjev, A.N. Problemih razvitiya psikhiki. - M., 1981.
7. Rubinshteyjn, S.L. Osnovih obtheyj psikhologii. - SPb., 2000.
8. Abuljkhanova-Slavskaya, K.A. O subjhekte psikhicheskoyj deyateljnosti. - M., 1973.
9. Yurkevich, V.S. Organizaciya psikhologicheskogo soprovozhdeniya odarennihkh podrostkov v processe ikh professionaljnogo samoopredeleniya: metodicheskie rekomendacii I V.S. Yurkevich, Yu.D. Babaeva, V.V. Belousova, L.V. Popova. - M., 2011.
10. Klimov, E.A. Psikhologiya professionaljnogo samoopredeleniya. - M., 2004.
11. Pryazhnikov, N.S. Professionaljnoe samoopredelenie: teoriya i praktika: ucheb. posobie dlya stud. vuzov, obuch. po napravl. «Psikhologiya» i psikhol. spec. - M., 2008.
12. Okoneshnikova, O.V. Sootnoshenie samoopredeleniya i identichnosti subjhekta II Obrazovanie i nauka: dostizheniya, zadachi i perspektivih: mezhvuz. nauch.-prakt. konf. professorsko-prepodavat. sostava, 27?28 noyab. 2007g.: v 2 ch. - Murmansk, 2007. - Ch. 2.
13. Sorokina, N.V. Formirovanie motivacii professionaljnogo samoopredeleniya studentov srednikh specialjnihkh uchebnihkh zavedeniyj: dis. ... kand. psikhol. nauk. - Tula, 2004.
Статья поступила в редакцию 17.06.14
УДК 378
Rozhkov S. Yu, Marenchuk Yu.A. FORMATION OF THE GENERAL EDUCATION SYSTEM IN STAVROPOL REGION
IN 20s OF THE TWENTIETH CENTURY. The article provides an overview of the development of general education in Stavropol Region with regards to its specific features. The author concludes that the the general education here began in 20 of the 20th century, when "School Number 1 of the second degree" was founded and the attention of the local population was paid to solving the problem of illiteracy in Stavropol. The early Soviet period of the development of school stimulated an innovative approach to education and organization of experimentational educational institutions. Key words: general education school, illiteracy, universal education, vseobuch (learner of all), kultarmeets.
С.Ю. Рожков, канд. пед. наук, полковник полиции, доц. каф. оперативно-розыскной деятельности и специальной техники Ставропольского филиала ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Ставрополь; Ю.А. Маренчук, канд. биол. наук, доц. каф. теории и методики безопасности жизнедеятельности, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский Федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СТАВРОПОЛЬЕ В ПЕРИОД 20-Х ГГ. ХХ ВЕКА
В статье дается обзор развития системы общего образования на Ставрополье с учетом специфики региона. Автор приходит к выводу, что общее образование на Ставрополье берет свое начало в 1920 году с открытием «1-ой школы 2-й ступени» и привлечением внимания населения Ставрополья к ликвидации неграмотности. В раннесоветский период советская школьная политика благоприятствовала новаторской работе в школе и созданию экспериментальных образовательных учреждений, в силу сложившихся условий и целенаправленной политики в образовании доминировали русские традиции системы общего образования. Ключевые слова: общее образование, школа, неграмотность, всеобуч, культармеец.
Старая дореволюционная повышенная школа на Ставрополье почти не имела в своем составе рабочих и крестьян, хотя население региона в основном состояло из рабочих и особенно крестьян. В.П. Вахтеров в «Основах новой педагогики» писал: «Что касается многочисленного у нас сословия-крестьян, то их жизнь ... ужасна. Голод хронический, но есть голод духовный, и он является причиной первого. Если люди получают сельскохозяйственное образование, то и урожайность сельскохозяйственных культур повышается. ... В Германии, Швейцарии нет чернозема, как у нас, но они не знают что такое голод, т.к. у них выше технологии возделывания сельскохозяйственных культур» [1].
Гражданская война мешала осуществлению планов в общеобразовательной системе. Развитие этой системы стало возможным лишь по окончании военных действий. На Ставрополье фундамент новой школы закладывался в трудных условиях, которые осложнялись напряженной классовой борьбой, сложной политической обстановкой и тяжелым хозяйственным положением. Трудности порождались также тем, что часть учительства, преимущественно учителя гимназий и других средних учебных заведений, враждебно относились к революционным преобразованиям; в большинстве своем это были либо выходцы из враждебных классов, либо обманутые контрреволюционной пропагандой люди. Среди учителей были и такие, кто считал, что школа «должна стоять вне политики и быть беспартийной», что вся «деловая» и «практическая» работа школьного работника заключается лишь в узкой сфере педагогики» [2].
В марте 1920 года была закрыта Ставропольская духовная семинария, в ее помещении открылась «1-я школа 2-й ступени». Епархиальная женская гимназия была реорганизована по типу советских учебных заведений с присвоением ей названия «2-я школа первой и второй ступени». На базе двухгодичной церков-но-приходской школы открылась «2-я Ставропольская учительская семинария» для подготовки преподавателей школ 1-й ступени. Из учебных планов всех типов школы было исключено преподавание закона Божия и церковно-славянского языка; в средних школах отменялось преподавание древнегреческого и латинского языков. Все учебные заведения приступали к обучению русскому языку по правилам новой орфографии, из школьных библиотек были изъяты все книги религиозного содержания и книги, противоречащие принципам Советской власти.
Отделение церкви от государства и школы от церкви. Отмена национальных, сословных, вероисповедальных и иных ограничений в области образования, воспитания, демократизация руководства народным образованием были началом социалистического преобразования всего дела воспитания и обучения подрастающего поколения.
Одновременно Советская власть решила задачу ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения, которая была провозглашена еще в декабре 1919 года. Во всех городах и селах были созданы Чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности (Грамчека). К этой работе были привлечены члены партии, комсомольцы, пролетарское студенчество, учащиеся старших групп школ 2 ступени, просвещенцы и другие представители интеллигенции. Особое внимание уделялось привлечению к обучению грамоте батраков и женщин.
В 1920 году во всех уездах были проведены съезды Советов, которые обсудили вопрос о ликвидации неграмотности. Съезд Советов Медвеженского уезда, например, постановил просить губернскую власть использовать с этой целью все учительские силы и «работать в этой области не меньше, чем в школьной». Съезд предложил также заведующим отделами народного образования и учительству «устроить ряд лекций и бесед, в которых разъяснить населению необходимость ликвидации неграмотности» и «провести в уезде неделю просвещения» [3].
Для привлечения внимания населения Ставрополья к ликвидации неграмотности широко использовались возможности местных газет, различные формы агитационно-пропагандистской работы.
Упорный труд и настойчивость Ставропольских активистов Грамчека дали хорошие результаты: к началу 1921 года к обучению в ликбезах было привлечено 58 147 человек, из них 37283 женщины, обучено 43 050 человек.
В Ставропольской губернии надо было обучить грамоте 525 тысяч человек [4]. И работа по ликвидации неграмотности повсеместно продолжалось более 10 лет. Преодоление одного из тяжелых наследий прошлого - неграмотности, потребовало больших усилий органов народного образования, учителей, коммунистов, комсомольцев, активистов общества «Долой неграмотность!».
В раннесоветский период, особенно в годы военного коммунизма, советская школьная политика благоприятствовала новаторской работе в школе и созданию экспериментальных образовательных учреждений. Школьные работники получали полную свободу действий в разработке учебных программ и внут-ришкольного порядка. Народный комиссариат просвещения выступил за создание опытно-показательных школ, своего рода педагогического авангарда, которые должны были разрабатывать, апробировать и распространять идеи единой трудовой школы, походы к организации обучения [5].
Экономические условия, голод, бедность резко ограничивали расходы на образование. В школах Ставропольской губернии была введена плата за обучение. В те годы часто проводились субботники и «недели» помощи школе, добровольных средств населения.
Совнарком в сентябре 1921 года принял постановление, законодательно снимавшее с государственного бюджета школы, библиотеки, детские учреждения, пункты по ликвидации неграмотности и т.п. Также было решено привлекать к содержанию и обслуживанию общеобразовательных учебных заведений городское и сельское население, фабрично-заводские предприятия и учреждения.
В этот период местных средств для выполнения этого постановления не было, созданные при школах хозяйственные советы из-за новизны порученного дела и бедности населения с трудом обеспечивали школьных работников жалованием. Больших фабрик и заводов, имевших возможность выделять средства на просвещение, в Ставропольской губернии не было, Советские учреждения не могли содержать школы за свой счет, так как сами зависели от местного бюджета. Принимая во внимание крайне тяжелое материальное положение учебных заве-
дений в стране, на Х Всероссийском съезде Советов было разрушено введение платы за обучение в городских школах первой и второй ступени [6].
На Ставрополье в 20-е гг. ХХ века открывались школы 1-ой и 2-ой ступени. В первые годы после гражданской войны (19201925 гг.) была объявлена компания по ликвидации неграмотности. В 1920 году создается Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК) по ликвидации неграмотности во главе с Н.К. Крупской. Началось восстановление сети учебных заведений. Постепенно росло число средних школ в сельской местности. Но особых успехов из-за тяжелейших экономических условий достигнуто не было. Дети и школа оказались жертвами разрухи и голода.
В связи с тяжелым экономическим положением в стране и народом образовании Постановления Терского Губернского Исполкома по делам народного образования в 1923 году обязывало взимать плату за обучение в городах и поселках городского типа в школах 1-ой и 2-ой ступени [7].
С момента окончания Гражданской войны единственная на всю Ставропольскую губернию Егорлыкская профшкола с одним концентром не получила средства на восстановление своего хозяйства, и к моменту принятия ее на учет Губпрофобром пришла к окончательному упадку. Несмотря на тяжелое материальное положение, классные занятия в школе проводились; кузнечные и слесарные мастерские работали при поступлении заказов от крестьян. В 1923/24 уч. году Егорлыкскую профшколу Ставропольский Гиком принял на местный бюджет, а руковод-
Библиографический список
ство идеологической стороной, построение учебных планов и программ, содержание административно-педагогического персонала оставила за собой [8].
В 20-е гг. ХХ века общеобразовательная система развилась в тесной связи с западной реформаторской педагогики. Она находилась в условиях полной идеологической и политической детерминации. В многонациональном Ставрополье, в силу сложившихся условий и целенаправленной политики, в образовании доминировали русские традиции системы общего образования.
В 1927/28 уч. году, в связи с нэпом в Ставропольском округе сократилось количество школ 1-ой и 2-ой ступени. Причинами этому являлись: недоступность учебников и учебных пособий, недостаточное количество учителей, болезненность обучающего персонала и учащихся вследствие материальных недостатков в школе и дома. Голод в стране 1927-29 гг. значительно приостановил развитие грамотности, и только после него борьба за всеобщее образование возобновилась. Учитывая это, ВЦИК признал ударной и первоочередной работу по ликвидации неграмотности. По Ставропольскому округу было выделено 14 ударных сел и 2 городских района. Полностью ликвидировали неграмотность села: Красное, Грачевка, Александроталь, Либен-таль, Лисичка, Базовая Балка, Тищенское, аул Малый Бархан-чак и др. Таким образом, преодолевая трудности и барьеры осуществлялось становление системы общего образования на Ставрополье в период 20-х гг. ХХ века.
1. Вахтеров, В.П. Основы новой педагогики. - М., 1913.
2. Известия Терского губревкома РКП(б). - 1921. - 6 июля.
3. Государственный архив Ставропольского края , ф 164, д. 15, л.57.
4. Государственный архив Ставропольского края ф 164, д. 370, л.11.
5. Белканов, Н.А. Оценка советской школы и педагогики 1920-х годов в педагогической советологии: автореф. дис. д-ра пед. наук. -Елец, 2003.
6. Съезды Советов РСФСР и автономных республик РСФСР: сборник документов. - М., 1959. - Т. 1.
7. Государственный архив Ставропольского края ф1141, д. 341, л.11,34,35.
Bibliography
1. Vakhterov, V.P. Osnovih novoyj pedagogiki. - M., 1913.
2. Izvestiya Terskogo gubrevkoma RKP(b). - 1921. - 6 iyulya.
3. Gosudarstvennihyj arkhiv Stavropoljskogo kraya , f 164, d. 15, l.57.
4. Gosudarstvennihyj arkhiv Stavropoljskogo kraya f 164, d. 370, l.11.
5. Belkanov, N.A. Ocenka sovetskoyj shkolih i pedagogiki 1920-kh godov v pedagogicheskoyj sovetologii: avtoref. dis. d-ra ped. nauk. - Elec, 2003.
6. Sjhezdih Sovetov RSFSR i avtonomnihkh respublik RSFSR: sbornik dokumentov. - M., 1959. - T. 1.
7. Gosudarstvennihyj arkhiv Stavropoljskogo kraya f1141, d. 341, l.11,34,35.
Статья поступила в редакцию 05.06.14
УДК 37.015.311:159.922.72
Ryzhov DM. EMOTIONAL INTELLIGENCE IN THE SYSTEM OF PSYCHOLOGICAL KNOWLEDGE. It is possible to ascertain that emotional intellect is a complicated construction which is based on the understanding of one's own emotions and emotions of other people, and the ability to manage them.
Key words: intellect, emotional, psychology, understanding, identification.
Д.М. Рыжов, канд. психол. наук, доц., зам. директора по учебной, научной и воспитательной работе
Шадринского филиала Московского гос. гуманитарного университета им. М.А. Шолохова,
г. Шадринск, E-mail: [email protected]
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
В статье рассматривается понятие «эмоциональный интеллект» как сложная психологическая категория, её парадоксальность и составляющие. Автор приходит к выводу, что понятие состоит из структурных компонентов отдельных категорий «интеллект» и «эмоции» и свойственных им качеств, одним из которых является психологическая защита. Установлено, что эмоциональный интеллект представляет собой сложную конструкту, в основе которой лежит понимание своих эмоций и эмоций окружающих, а также способность управлять ими.
Ключевые слова: интеллект, эмоциональный, психология, осмысление, идентификация.
Особенности психологической связи интеллектуального и эмоционального компонентов стали рассматриваться в науке относительно недавно только в 90-х годах XX века. С этого момента он обозначил себя как один из самых актуальных и востребо-
ванных в психологической науке конца XX начала XIX века. Данная проблема обусловила собой разрешение противоречия, существующего в современной психологической науке и взгляда на него зарубежных и отечественных психологов.