Научная статья на тему 'Построение тренировочных микроциклов футболистов-юношей с учётом дифференцирования упражнений по сегментам тренировки в микроблоках функциональной подготовки'

Построение тренировочных микроциклов футболистов-юношей с учётом дифференцирования упражнений по сегментам тренировки в микроблоках функциональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
239
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФУТБОЛИСТЫ ЮНОШИ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ МИКРОЦИКЛ / МИКРОБЛОК / ИНТЕНСИВНОСТЬ НАГРУЗКИ / СЕГМЕНТ ТРЕНИРОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лавриченко В. В.

В статье предлагается новый подход к построению тренировочных микроциклов в процессе физической подготовки футболистов-юношей, связанный с распределением однонаправленных физических упражнений в тренировочных микроблоках по сегментам тренировки. Рациональное построение в данном аспекте связано с последовательным воздействием на основные физиологические системы организма: нервную, нервно-мышечную, кислородтранспортную и окислительно-сократительную. Такой методический приём, даёт возможность акцентировано воздействовать на разные функциональные системы организма физическими упражнениями аналогичной интенсивности, добиваясь максимального тренировочного эффекта в биологическом смысле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лавриченко В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Построение тренировочных микроциклов футболистов-юношей с учётом дифференцирования упражнений по сегментам тренировки в микроблоках функциональной подготовки»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2019

разделом логопедической работы. Ребенок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и правильно их употреблять как в структурной, так и в смысловой связи. На основе своего значения и грамматических признаков слова в языке группируются в лексико-грамматические категории - части речи, одни из которых передают вещественные лексические значения, а другие - лишь грамматические и употребляются для связи слов в предложении или для связи предложений. Автор указывает дополнительные задачи в работе над обогащением словаря прилагательных:

- работать над узнаванием слов, а также над различением слов, близких по звуковому и слогоритмическому оформлению:

- работать над развитием умений отличать правильно и неправильно произносимые слова;

- работать над систематизацией слов, которыми располагает ребенок, группировать их по разным признакам;

- работать над разными видами значений слов: предметной соотнесенностью с понятийным, ситуативным, эмоциональным;

- работать над сопоставлением, сравнением слов по их лексическим значениям;

- работать над смысловой сочетаемостью слов;

- работать над активизацией. [2, с. 25]

Таким образом, обогащение активного словаря детей школьного возраста с общим недоразвитием речи в наибольшей мере способствует проведение с ними целенаправленной работы в виде комплекса специально подобранных дидактических игр и словесных упражнений. Список использованной литературы:

1. Николаева Т.М. Качественные прилагательные и отражение картины мира/Т.М. Николаева // Славянское и балканское языкознание. Проблемы лексикологии

2. Постникова, С.В. Прилагательные как семантико-функциональная категория [Текст]/С.В. Постникова. -Нижний Новгород, 2011. - 125 с.

3. Рахилина, Е.В. Дидактические игры для дошкольников[Текст]/ Е.В. Рахилина// НТИ. - 2015. - № 9. - С. 12-16.

© Колосова Е.В., Исакова Т. М. 2019

УДК 796.332

Лавриченко В. В.,

кандидат биологических наук, доцент КГУФКСТ, Краснодар E-mail: [email protected]

ПОСТРОЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ МИКРОЦИКЛОВ ФУТБОЛИСТОВ-ЮНОШЕЙ С УЧЁТОМ ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЯ УПРАЖНЕНИЙ ПО СЕГМЕНТАМ ТРЕНИРОВКИ В МИКРОБЛОКАХ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация

В статье предлагается новый подход к построению тренировочных микроциклов в процессе физической подготовки футболистов-юношей, связанный с распределением однонаправленных физических упражнений в тренировочных микроблоках по сегментам тренировки. Рациональное построение в данном аспекте связано с последовательным воздействием на основные физиологические системы организма: нервную, нервно-мышечную, кислородтранспортную и окислительно-сократительную. Такой методический приём, даёт возможность акцентировано воздействовать на разные функциональные системы организма физическими упражнениями аналогичной интенсивности, добиваясь максимального

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X

№ 10 / 2019

тренировочного эффекта в биологическом смысле.

Ключевые слова:

Футболисты - юноши, тренировочный микроцикл, микроблок, интенсивность нагрузки,

сегмент тренировки.

Введение. Для эффективного управления процессом физического совершенствования спортсменов необходимо наличие соответствующих моделей тренировочных нагрузок, отражающих величину и соотношение основных её компонентов в различных циклах подготовки. Это предполагает систематизацию тренировочных заданий в соответствии с основными характеристиками направленности нагрузки [1, с.56; 6, с. 124].

Известно, что высокая функциональная подготовленность футболистов во многом определяется соответствующей степенью функционирования психического, нейродинамического, энергетического и двигательного компонентов [8, с.37]. А высокая работоспособность каждого из них в значительной степени зависит от эффективности тренировочных воздействий на основные физиологические системы организма: нервную, нервно-мышечную, кислородтранспортную и окислительно-сократительную [2, с. 12; 4, с. 45].

Методика. В экспериментальной методике [3, с. 50] футболистов 16-17 лет в тренировочный микроцикл включён трёхдневный «микроблок функциональной подготовки» («МФП»), в котором в каждый из трёх дней применяются физические воздействия целевой направленности (на двигательный компонент, на энергетический компонент, на психический и нейродинамический компоненты). Следует отметить, что в этом случае для достижения максимального тренировочного эффекта применяемые упражнения должны иметь крайне специфические характеристики, с предельной точностью воздействующие на избранный компонент.

В соответствии с величиной избранной нагрузки в организме формируется адаптация к определённому режиму интенсивности различных по характеру физических нагрузок. В процессе такой тренировки чрезмерная по своей напряжённости адаптация к нагрузкам одинаковой интенсивности может вызвать истощение функциональных резервов доминирующей системы, то есть вызвать состояние перенапряжения. С целью предотвращения чрезмерного воздействия такими нагрузками на организм были выделены в отдельные сегменты три вида тренировочных средств футболистов, которые группировались в соответствии с их физиологической направленностью, а именно (рисунок): скоростно-силовые упражнения - окислительно-сократительная система; беговые упражнения - кислородтранспортная (энергетическая) система, технико-тактические (игровые) упражнения - (нервная и нервно-мышечная системы).

Рисунок - Сегменты тренировки футболистов 16-17 лет в «микроблоке функциональной подготовки»

В таком случае, упражнения из каждого сегмента направлены на достижение кумуляции тренировочных эффектов каждого вида упражнений в «МФП» определённой интенсивности. Долговременный тренировочный эффект формируется уже в рамках мезоцикла подготовки. Таким образом, мезоцикл «А» нацелен на формирование адаптации организма к нагрузкам умеренной интенсивности,

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2019

мезоцикл «В» - к нагрузкам высокой интенсивности мезоцикл «С» - к нагрузкам максимальной интенсивности. Посредством выполнения силовых упражнений, в основном, осуществляется развитие сократительно-окислительных свойств мышц в тех или иных режимах интенсивности. Например, упражнения силового сегмента в режиме «А» направлены на развитие базовой силы атлета. В таком же сегменте режима «В» объектом воздействия является силовая выносливость мышц ног футболистов, а в режиме «С» такими упражнениями совершенствуются взрывные способности юных игроков.

С помощью упражнений бегового сегмента тренировки, в основном, решается задача повышения энергетического потенциала организма. Поэтому в беговом сегменте режима «А» с помощью циклических упражнений осуществляется акцентированное воздействие на аэробный компонент выносливости. Беговые упражнения режима «В» направлены на повышение аэробно-анаэробных способностей организма. С помощью беговых упражнений в направленности «С» решается задача воспитания анаэробной выносливости футболистов.

В свою очередь применение технико-тактических и игровых упражнений (игровой сегмент тренировки) во всех мезоциклах («А», «В», «С») нацелено на адаптацию формируемых неспецифических двигательных навыков и способностей, проявляемых в разных режимах интенсивности, к специфическим игровым требованиям (таблица). Необходимо отметить, что в таких упражнениях соблюдаются определённые параметры по количеству задействованных в них игроков и пространственно-временным характеристикам [5, с.256; 9, с.11].

Таблица

Классификация тренировочных средств, применяемых в сегментах тренировки «микроблоков функциональной подготовки»

Интенсивность физической нагрузки «МФП»

Характер воздействия физической нагрузки по сегментам тренировки

Силовой сегмент Беговой сегмент | Игровой сегмент

На сократительно-окислительные свойства мышц На кислородтранспортную систему На нервную и нервно-мышечную системы

Тренировочные средства

«А» Умеренная Упражнения на развитие базовой силы Беговые аэробные циклические упражнения Технико-тактические и игровые упражнения в больших группах (10х10, 9х9, 8х8)

«В» Высокая Упражнения на развитие силовой выносливости Беговые циклические упражнения смешанной интенсивности Технико-тактические и игровые упражнения в средних группах (7х7, 6х6, 5х5)

«С» Максимальная Упражнения на развитие взрывной силы Беговые циклические упражнения максимальной и околомаксимальной интенсивности Технико-тактические и игровые упражнения в малых группах (4х4, 3х3, 2х2)

Таким образом, в результате такого массированного комплексного воздействия разнообразными, по характеру выполняемых упражнений, нагрузками единой интенсивности в «микроблоках функциональной подготовки» («МФП») создаются необходимые предпосылки для формирования долговременной адаптации систем организма к определённому (специфическому) двигательному режиму интенсивности в рамках тренировочных мезоциклов.

Заключение. В предлагаемом методическом решении проблемы повышения совершенствования физических способностей футболистов-юношей весь комплекс применяемых тренировочных средств приобретает системный характер. Следовательно, в данном случае обосновано говорить не просто о составе применяемых тренировочных средств, а о некой системе применяемых упражнений. Поскольку такое взаимодействие физических нагрузок после применения упражнений из всех трёх сегментов в рамках «МФП» может характеризоваться синергичностью получаемых тренировочных эффектов.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2019

Следовательно, можно заключить, что подобное построение тренировочных микроциклов даст возможность значительного повышения уровня функциональной подготовленности в достаточно короткие сроки, что позволяет говорить об оптимизации всего процесса физической подготовки футболистов юношеского возраста.

Список использованной литература:

1. Бондарчук, А.П. Периодизация спортивной тренировки / А. П. Бондарчук. - Киев: Олимпийская литература, 2005. - 304 с.

2. Горбанева, Г. П. Физиологические механизмы и характеристики функциональных возможностей человека в процессе адаптации к специфической мышечной деятельности: автореф. дис. канд. мед. наук / Г. П. Горбанева. - Волгоград, 2012. - 25 с.

3. Григорьев, С. К. Планирование процесса физической подготовки на разных этапах годичного тренировочного цикла футболистов 17-19 лет на основе блокового метода / С. К. Григорьев, В. В. Лавриченко // «Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта», Научно-теоретический журнал, №1 (83). - 2012. - С. 50-55.

4. Иорданская, Ф.А. Мониторинг физической и функциональной подготовленности футболистов в условиях учебно-тренировочного процесса: монография / Ф.А. Иорданская. - М.: Советский спорт, 2013. - 180 с.

5. Николаенко, В.В. Рациональная система многолетней подготовки футболистов к достижению высшего спортивного мастерства: монография / В.В. Николаенко. - К.: Саммит-книга, 2014. - 336 с.

6. Сасси, Р. Моделирование нагрузки при подготовке футболистов. Теория, практика, «полевые испытания» / Роберто Сасси, Агостино Тибауди. - М.: «Олимпия»; «Человек», 2007. - 143 с.

7. Степанов, В.Н. Модели тренировочных программ совершенствования физической подготовленности футболистов высокой квалификации: автореф. дис. на соискание учен.степени канд.пед.наук: спец.13.00.04. «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» / В.Н. Степанов. - Кишинэу, 2010. - 30 с.

8. Фомин, Н.А. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы / Н.А. Фомин // Теория и практика физической культуры, 2003. - 383 с.

9. Цубан, Ю.В. Моделирование игровых упражнений в системе подготовки футболистов на этапе спортивного совершенствования: Дисс.канд.пед.наук. - М., 2013. - 112 с.

© Лавриченко В.В., 2019

УДК- 1174

Ломако А. А.

[email protected] учитель начальных классов МБОУ г.Иркутска СОШ № 24

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье рассматривается один из актуальных вопросов в воспитательной работе современной начальной школы: формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников; представлены возможности формирования нравственных ценностных ориентаций личности ученика через изучение народного творчества на уроках литературного чтения.

Ключевые слова:

ценности, ценностные ориентации, нравственные ценностные ориентации, нравственное воспитание, младшие школьники, народное творчество, народные сказки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.