УДК 5527
Горохова М.В.
студентка магистратуры кафедры теории и методики конькобежного спорта и фигурного катания Национальный Государственный Университет имени П.Ф. Лесгафта
(г. Санкт-Петербург, Россия)
Тузова Е.Н.
канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики конькобежного спорта и фигурного катания Национальный Государственный Университет имени П.Ф. Лесгафта
(г. Санкт-Петербург, Россия)
ПОСТРОЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА В ФИГУРНОМ КАТАНИИ
Аннотация: в представленной статье раскрывается методика проведения занятий с фигуристами в соревновательном периоде. Описано планирование тренировочного процесса и возможности применения.
Ключевые слова: соревновательный период, планирование тренировочного процесса, фигурное катание на коньках, тренировочный процесс.
В настоящее время фигурное катание является одним из самых популярных видов спорта, с каждым годом, скорость развития данного вида, растет с огромной скоростью, появляются новые правила и ограничения. С этим появляется задача, четкого планирования тренировочного процесса и правильного распределения нагрузки во время тренировки. Современная система подготовки - это многофакторное явление, которое требует тщательного внимания и грамотного планирования. качество построения программ
тренировочных микроциклов в решающей мере определяется учетом воздействия тренировочных занятии на организм спортсменов. Также, структура тренировочных занятий зависит от этапа многолетней подготовки, на котором находится спортсмен, периода тренировочного сезона, типа самого мезо и микроцикла, индивидуальных особенностей спортсмена. Важно уделять большое внимание сочетанию в течение дня основных и дополнительных занятии" по преимущественной направленности и величине нагрузок, и написанию плана тренировок. Таким образом, для успешной и плодотворной работы, необходимо грамотное составление годичного плана, в том числе различных микроциклов и их распределение во время тренировочного сезона.
Соревновательный период является периодом основных соревнований. Основными задачами данного периода являются:
1. Совершенствование соревновательных упражнений (короткой и произвольной программы)
2. Совершенствование основных технических элементов
3. Повышение уровня специальной выносливости
4. Достижение высоких спортивных результатов.
Соревновательный период у фигуристов высокого класса занимает достаточно длительное время, первый период основных соревнований начинается в сентябре-декабре месяце, второй период начинается в конце января-марте.
В период основных соревнований фигуристы занимаются повышением специальной выносливости, общей физической подготовкой фигуристы занимаются в основном в подготовительном периоде, поэтому в соревновательный период все время занимают средства специальной подготовки (85-90 %).
Процесс подготовки спортсменов можно примерно разделить на три взаимосвязанные компонента: построение процесса, его реализация и контроль за ходом подготовки. Достижение высоких результатов достигается за
счет грамотного построение тренировочного процесса, разделения на мезо и микроциклы.
Особую роль играют микроциклы, которые наиболее близки к старту, как правило это подводящие микроциклы, которые используются перед предстоящими соревнованиями и характеризуются восстановлением и психологической настройкой перед предстоящим стартом.
Приведем пример стандартного 4-дневного подводящего микроцикла ледовой тренировки в рамках предстоящего соревнования.
Понедельник Вторник Среда Четверг
1. 6 минутная 1. Отработка 1. 6 минутная 1. Отработка
разминка элементов разминка элементов
2. Прокат короткой 2. Прокат короткой
короткой программы произвольной программы
программы 2. Отработка программы 2. Отработка
3. Отработка элементов 3. Отработка элементов
элементов произвольной элементов произвольной
короткой программы короткой программы
программы программы
Было выявлено, что для фигуристов в процессе тренировочного занятия наиболее плодотворными являются два периода с 10-20 мин занятия, и с 30-45 мин. Это связано с особенностями вестибулярной сенсорной системы, которая обеспечивает координацию и ориентировку движений, сохранение позы и равновесия, взаимодействие других сенсорных систем организма. Данное исследование было проведено в рамках диссертационной работы на кафедре НГУ им. Лесгафта Кулибановой Юлией Львовной.
На основе этого исследования возможно улучшить спортивную форму и экспериментально внедрить новый подводящий микроцикл перед предстоящими
соревнованиями. Как пример рассмотрим таблицу с таким с подводящим микроциклом.
Понедельник Вторник Среда Четверг
1. 10 минутная 1. Отработка 1. 10 минутная 1. Отработка
разминка элементов разминка элементов
2. Прокат короткой 2. Прокат короткой
короткой программы произвольной программы
программы 2.Отработка программы 2.Отработка
3. Отработка элементов З.Отработка элементов
элементов произвольной элементов произвольной
короткой программы короткой программы
программы З.Прокат программы 4.Прокат
4.Прокат короткой 4.Прокат произвольной
короткой программы (40- произвольной программы (40-
программы (40- 45 минута программы (40- 45 минута
45 минута тренировки) 45 минута тренировки)
тренировки) тренировки)
Внедрение данного микроцикла позволит повысит специальную выносливость фигуристов перед предстоящими соревнованиями, так как было выявлено, что в процессе тренировочного занятия выражено два наиболее ярких периода повышения координационных способностей фигуристов, в начале и в конце тренировки.
Заключение.
Таким образом, на основе анализа различных литературных источников было выявлено, что в соревновательном периоде основными средствами подготовки являются специально физические упражнения. Главными задачи являются достижение высоких спортивных результатов, отработка программ
фигуристов и совершенствование соревновательной формы и технических элементов фигуристов. Также, наиболее плодотворными для проката программ являются два периода в начале тренировки с 10-20 минуту и в конце с 30-45 минуту. Отработка программ в рамках данного времени поможет повысить координационные способности фигуристов и улучшить спортивную форму перед предстоящими соревнованиями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры/ Л.П. Матвеев // Учебник для институтов физическая культура, 1991. - 543 с.
Кулибанова Ю.Л. Влияние движений вращательного характера на координационные возможности фигуристов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.-С., 2003.- 172с.
Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте /В.Н. Платонов // Общая теория и ее практические приложения. - 2004. - 807с. Медведева И.М. Фигурное катание на коньках. - К.: Олимпийская литература, 1997.- 224 с.
Андрианов, Ю.Я. Влияние режимов чередования нагрузки и отдыха в уроке на уровень проявления координации в фигурном катании на коньках [Текст] / Ю.Я. Андрианов. Киев, 2004. - 97 с.
Gorokhova M.V.
master student of Theory and Methods of Speed Skating and Figure Skating National State University P.F. Lesgaft (Saint-Petersburg, Russia)
Tuzova E.N.
candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Methods of Speed Skating and Figure Skating National State University P.F. Lesgaft (Saint-Petersburg, Russia)
CONSTRUCTION OF THE TRAINING PROCESS OF THE COMPETITIVE PERIOD IN FIGURE SKATING
Abstract: the presented article reveals the methodology for conducting classes with figure skaters in the competitive periods. The planning of the training process and the possibilities of application are described.
Keywords: competitive period, training process planning, figure skating, training process.