Научная статья на тему 'Построение специально-подготовительного этапа тренировки юных триатлонистов на основе средств беговой подготовки'

Построение специально-подготовительного этапа тренировки юных триатлонистов на основе средств беговой подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРИАТЛОН / ЮНЫЕ ТРИАТЛОНИСТЫ / ПОСТРОЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ЮНЫХ ТРИАТЛОНИСТОВ / СРЕДСТВА БЕГОВОЙ ПОДГОТОВКИ / TRIATHLON / YOUNG TRIATHLETES / CONSTRUCTION OF A SPECIAL PREPARATORY STAGE FOR YOUNG TRIATHLETES / MEANS OF RUNNING TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Николай Юрьевич

В статье представлены результаты экспериментальной апробации авторской модели построения специально-подготовительного этапа юных триатлонистов на основе средств беговой подготовки. Достоверность различий выборочных средних определялась при помощи двухвыборочного t-теста. Было установлено, что после педагогического эксперимента результаты в беге на 1000 м, 2000 м, велогонке на 8 км и триатлоне (0,3км+8км+2км) в экспериментальной группе достоверно улучшились (р<0,05) по отношению к результатам в контрольной группе. Также статистически доказано повышение ЧСС (анаэробного порога беговой нагрузки) в экспериментальной группе по отношению к данному показателю в контрольной группе. Доказана эффективность разработанной модели построения специально-подготовительного этапа тренировки юных триатлонистов на основе средств беговой подготовки.The article presents the results of experimental testing of the author’s model of constructing the special preparatory stage for young triathletes on the basis of running training. The significance of differences in sample means was determined using a two-sample t-test. It was found that after the pedagogical experiment, the results in running for 1000 m, 2000 m, cycling for 8 km and triathlon (0.3 km + 8 km + 2 km) in the experimental group significantly improved (p <0.05) relative to the results in the control group. Also, statistically proved increase in heart rate (anaerobic threshold of running load) in the experimental group in relation to this indicator in the control group. The effectiveness of the developed model for constructing a special preparatory stage for training young triathletes based on running training has been proved.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров Николай Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Построение специально-подготовительного этапа тренировки юных триатлонистов на основе средств беговой подготовки»

ture", Physical culture: education, training, No. 5, pp. 30-32.

6. Zakrevskaya, N. G., Utisheva, E.V., Bordovsky, P.G. and Komeva, E.Yu. (2018), "Electronic information and educational environment as a means of communication in the educational process", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 9-11.

7. Taymazov, V.A., Bakulev, S.E. and Chistyakov, V.A. (2017), "Program of innovative development of remote educational technologies at the University of Lesgaft", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, V. 143, No. 1, pp. 207-212.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.02.2020

УДК 796.093.643.2

ПОСТРОЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ ТРИАТЛОНИСТОВ НА ОСНОВЕ СРЕДСТВ БЕГОВОЙ

ПОДГОТОВКИ

Николай Юрьевич Петров, аспирант, Волгоградская государственная академия физической культуры

Аннотация

В статье представлены результаты экспериментальной апробации авторской модели построения специально-подготовительного этапа юных триатлонистов на основе средств беговой подготовки. Достоверность различий выборочных средних определялась при помощи двухвыборочного t-теста. Было установлено, что после педагогического эксперимента результаты в беге на 1000 м, 2000 м, велогонке на 8 км и триатлоне (0,3км+8км+2км) в экспериментальной группе достоверно улучшились (р<0,05) по отношению к результатам в контрольной группе. Также статистически доказано повышение ЧСС (анаэробного порога беговой нагрузки) в экспериментальной группе по отношению к данному показателю в контрольной группе. Доказана эффективность разработанной модели построения специально-подготовительного этапа тренировки юных триатлонистов на основе средств беговой подготовки.

Ключевые слова: триатлон, юные триатлонисты, построение специально-подготовительного этапа юных триатлонистов, средства беговой подготовки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p342-346

CONSTRUCTION OF THE SPECIAL PREPARATORY STAGE FOR TRAINING YOUNG TRIATHLETES ON THE BASIS OF RUNNING TRAINING

Nikolay Yuryevich Petrov, the post-graduate student, The Volgograd State Physical Education

Academy

Abstract

The article presents the results of experimental testing of the author's model of constructing the special preparatory stage for young triathletes on the basis of running training. The significance of differences in sample means was determined using a two-sample t-test. It was found that after the pedagogical experiment, the results in running for 1000 m, 2000 m, cycling for 8 km and triathlon (0.3 km + 8 km + 2 km) in the experimental group significantly improved (p <0.05) relative to the results in the control group. Also, statistically proved increase in heart rate (anaerobic threshold of running load) in the experimental group in relation to this indicator in the control group. The effectiveness of the developed model for constructing a special preparatory stage for training young triathletes based on running training has been proved.

Keywords: triathlon, young triathletes, construction of a special preparatory stage for young tri-athletes, means of running training

ВВЕДЕНИЕ

Значимость акцентированного совершенствования бегового компонента в структуре соревновательного упражнения юных триатлонистов на этапе начальной специализации подтверждается результатами собственных исследований, а также сведениями, полученными в процессе анализа различной научно-методической литературы и программ спортивной подготовки по триатлону [1, 2, 3]. Кроме того, в настоящее время среди специалистов нет единого мнения по вопросам планирования и сочетания тренировочных нагрузок различной направленности на специально-подготовительном этапе тренировки юных триатлонистов. В связи с вышесказанным, целью исследования являлась разработка и апробация модели построения специально-подготовительного этапа тренировки юных триатлонистов на основе средств беговой подготовки.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате исследований была разработана модель построения специально-подготовительного этапа тренировки юных триатлонистов, включающая в себя алгоритмы построения той части тренировочного процесса, которая решает задачу планирования, организации и реализации процесса подготовки спортсменов для достижения запланированной цели за счет оптимизации и совершенствования беговых действий (таблица 1).

Таблица 1 - Модель построения специально-подготовительного этапа тренировки юных

триатлонистов на основе средств беговой подготовки_

УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА (ТРЕНЕР)

МОДЕЛИРОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНА И ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРУЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ _ТРИАТЛОНИСТОВ НА ОСНОВЕ СРЕДСТВ БЕГОВОЙ ПОДГОТОВКИ_

1. Анализ исходного уровня беговой подготовленности триатлонистов

2. Распределение спортсменов по группам, в случае различного уровня подготовленности

3. Постановка цели (на основе прогнозирования)

4. Постановка задач беговой подготовки

5. Распределение тренирующих воздействий по зонам интенсивности физических нагрузок по ЧСС

Аэробная 1 (интенсивность 50-60 %)

Аэробная 2 (интенсивность 60-70 %)

Аэробная 3 (интенсивность 70-80 %)

Смешанная (интенсивность 80-95 %)

Анаэробная (интенсивность 95-100%)

Беговые задания

Беговые задания

Беговые задания

Беговые задания

Беговые задания

6. Планирование и программирование компонентов спортивной подготовки на специально-подготовительном этапе тренировки юных триатлонистов на основе средств беговой подготовки_

7. Реализация тренировочных программ, разработанных на основе созданной базы тренировочных средств беговой подготовки, классифицируемых по 5 зонам интенсивности физических нагрузок по ЧСС

8. Определение текущего уровня специальной беговой подготовленности спортсменов

(прогнозирование результата) в преддверии старта_

9. Планирование преодоления бегового этапа на предстоящем старте_

10. Реализация беговой подготовленности (участие в контрольных соревнованиях с решением конкретных поставленных задач)

УПРАВЛЯЕМАЯ СИСТЕМА (СПОРТСМЕН)

11. Контроль тренировочного процесса на основе данных современного телеметрического оборудования

(типа «мультиспортивные часы Forerunner 735XT»)_

12. Корректировка и принятие решений, позволяющих достигнуть поставленной цели (обработка и анализ информации, полученной в результате контроля, сравнение зарегистрированных показателей с параметрами используемых моделей подготовленности спортсменов, анализ выявленных несоответствий и корректировка тренировочных программ)_

Представленная модель спроектирована на основе: подбора адекватных средств беговой подготовки юных триатлонистов; систематизации средств и методов беговой под-

готовки на основе анализа существующих подходов к построению данного процесса; встраивания данных средств в общую схему построения специально-подготовительного этапа тренировки юных триатлонистов; дозировки тренировочной нагрузки с учетом всех ее видов; структурирования задач беговой подготовки на специально-подготовительном этапе тренировки юных триатлонистов; учета взаимосвязи содержания беговой подготовки с другими компонентами в структуре подготовленности спортсменов; избегания антагонистических отношений между тренировочными эффектами (в тренировке, в микроцикле и т.д.) при использовании нагрузок различной направленности.

Модель построения специально-подготовительного этапа тренировки юных триатлонистов на основе средств беговой подготовки предполагает следующий вариант соотношения тренировочных нагрузок: плавательный компонент 40%, вело-компонент 20%, беговой компонент 40%. Структура разработанной модели включает циклическое повторение мезоцикла (с постепенным повышением объема и интенсивности беговой нагрузки), состоящего из трёх нагрузочных микроциклов и одного восстановительного. Каждый микроцикл включает шесть занятий беговой направленности из них два занятия посвящены основной работе в аэробно-анаэробном (смешанном) режиме, одно занятие носит восстановительный характер, оставшиеся три занятия комбинированные (вело+бег), причем акцент в вело-подготовке смещен в сторону совершенствования техники. Совершенствованию плавательного компонента также посвящены шесть занятий, из них два занятия посвящены основной работе.

С целью оценки эффективности разработанной модели она была внедрена в тренировочный процесс экспериментальной группы, которую составили юные триатлонисты 13-14 лет МБУ СШОР № 16, города Волгограда. Тренировочный процесс в контрольной группе строился в соответствии с рекомендациями программы спортивной подготовки по триатлону для спортивных школ (основная нагрузка на специально-подготовительном этапе тренировки юных триатлонистов приходилась на велосипедную подготовку). В начале двенадцати недельного педагогического эксперимента было проведено педагогическое тестирование уровня физической подготовленности спортсменов, которое подтвердило однородность экспериментальной и контрольной группы. После трех месяцев тренировок было проведено итоговое тестирование уровня специальной подготовленности юных триатлонистов 13-14 лет, которое, показало, что во всех контрольных упражнениях (по отношению к исходным данным) спортивные результаты достоверно улучшились (р<0,05), при этом результаты в экспериментальной группе были выше. Установлено, что результаты в беге на 1000 м, 2000 м, велогонке на 8 км и триатлоне (0,3км+8км+2км) в экспериментальной группе достоверно улучшились (р<0,05) по отношению к результатам в контрольной группе (Таблица 2).

Таблица 2 - Результаты итогового тестирования уровня специальной подготовленности юных триатлонистов 13-14 лет (среднее арифметическое ± стандартное отклонение)_

Показатели Результаты после эксперимента Достоверность различий между группами

ЭГ (п = 12) КГ (п = 12)

ц±о ц±о Р

Бег на 1000 м, с 189,53±6,4 206,17±5,2 2,56491Е-07

Бег на 2000 м, с 402,75±16,9 436,42±20,5 0,0001

Плавание 300 м, с 201,17±9,4 200,42±7,7 0,4160

Езда на велосипеде 8 км, с 833,50±17,3 844,25±13,1 0,0499

Триатлон 0,3км+8км+2км, с 1715,92±31,4 1788,17±18,3 9,75424Е-07

ЧСС покоя, уд/мин 65±8,2 71±6,7 0,0282

ЧСС (анаэробного порога), уд/мин 181±4,8 160±7,4 1,4066Е-08

Кроме того, после проведения педагогического эксперимента в экспериментальной группе произошел сдвиг точки, соответствующей анаэробному порогу в сторону более высокой ЧСС (рисунок 1). Также статистически доказано повышение ЧСС на уровне анаэробного порога беговой нагрузки в экспериментальной группе по отношению к дан-

Рисунок 1 - Показатели ЧСС, соответствующие уровню анаэробного порога беговой нагрузки до и после

педагогического эксперимента

Кроме того, в экспериментальной группе наблюдалось достоверное снижение ЧСС в состоянии покоя (р<0,05) относительно контрольной группы (Таблица 2). Данные факты свидетельствует о повышение аэробных способностей спортсменов экспериментальной группы и как следствие, возможности выполнения ими более длительной нагрузки при более высокой ЧСС и, соответственно, с более высокой скоростью бега.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, авторская модель, основанная на применении средств беговой подготовки, способствует более рациональному построению специально подготовительного этапа тренировки юных триатлонистов и в итоге позволяет добиваться более высоких спортивных результатов на данном этапе многолетней подготовки. Кроме того, организация тренировочного процесса на основе данной модели обеспечивает более рациональный переход спортсменов к последующему этапу углубленной специализации в триатлоне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дубровная, И.Г. Программа спортивной подготовки по триатлону / И.Г. Дубровная, М.М. Горин. - Волгоград : [б. и.], 2017. - 75 с.

2. Структура соревновательного результата у юных российских триатлетов / О.Б. Немцев, М.В. Певнева, Н.А. Немцева, А.М. Доронин, Ю.О. Кучеренко // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 158-164.

3. Петров, Н.Ю. Оценка уровня беговой подготовленности юных спортсменов на этапе начальной специализации в триатлоне / Н.Ю. Петров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 5 (171). - С. 242-246.

REFERENCES

1. Dubrovnaya, I.G. and Gorin, M.M. (2017), Triathlon Sport Training Program, Volgograd.

2. Nemtsev, O.B., Pevneva, M.V., Nemtseva, N.A., Doronin, A.M. and Kucherenko, Yu.O. (2016), "The structure of the competitive result of the young Russian triathletes", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (138), pp. 158-164.

3. Petrov, N.Yu. (2019), "Assessment of level of running training of young athletes at the stage of initial specialization in triathlon", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (171), pp.

242-246.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 03.04.2020

УДК 376.352

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕПРИВАЦИЕЙ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

Олеся Сергеевна Попова, аспирант, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

Аннотация

В статье представлен анализ структуры процесса физического воспитания детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения зрения в условиях специальных (коррекционных) школ. Приводится характеристика вариантов адаптированных основных образовательных программ, реализуемых в образовательных организациях в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598). В результате исследования было установлено, что показатели развития физических качеств учеников 1-4 классов существенно не изменились за учебный год, что повышает актуальность разработки и внедрения инновационных программ для повышения эффективности процесса адаптивного физического воспитания детей с нарушениями зрения. Коррекционно-развивающий курс «Адаптивная физическая культура» рассматривается как один из перспективных компонентов коррекционно-развивающей области учебного плана коррекционных школ для детей, имеющих нарушения зрения.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, дети с нарушениями зрения, младший школьный возраст, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированная основная образовательная программа.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p346-352

IMPLEMENTATION OF THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH VISION DEPRIVATION IN THE CONDITIONS OF CORRECTION SCHOOL

Olesya Sergeevna Popova, the post-graduate student, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar

Abstract

The article presents the analysis of the structure of the process of physical education of primary school children with visual impairment in special (correctional) schools. The article describes the options for adapted basic educational programs implemented in educational institutions in accordance with the Federal State Educational Standard for Primary General Education for students with health problems (Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated December 19, 2014 No. 1598). As a result of the study, it was found that the indicators of the development of physical qualities of students in grades 1-4 did not change significantly during the academic year, which increases the relevance of the development and implementation of innovative programs to increase the efficiency of the process of adaptive physical education of children with visual impairments. The correctional and developmental course "Adaptive Physical Culture" is considered as one of the promising components of the correctional developmental area of the curriculum of correctional schools for children with visual impairments.

Keywords: adaptive physical education, children with visual impairments, primary school age, Federal State Educational Standard for Primary General Education for students with disabilities, adapted basic educational program.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.