Научная статья на тему 'Планирование беговой подготовки юных спортсменов, специализирующихся в триатлоне'

Планирование беговой подготовки юных спортсменов, специализирующихся в триатлоне Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРИАТЛОН / ЮНЫЕ ТРИАТЛОНИСТЫ / ПЛАНИРОВАНИЕ БЕГОВОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Николай Юрьевич, Фатьянов Игорь Александрович

В статье рассматривается проблема подготовки юных спортсменов, специализирующихся в триатлоне. Представлена форма фонда тренировочных средств беговой подготовки юных триатлонистов. Представлена классификация беговой нагрузки, ориентированная на применение телеметрического оборудования в процессе подготовки. Полученные на данном этапе исследования результаты являются основой для дальнейшей разработки технологии планирования беговой подготовки юных спортсменов, специализирующихся в триатлоне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров Николай Юрьевич, Фатьянов Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Planning of running training of young triathletes

This article presents the classification of running load for young athletes specializing in triathlon. The form of the fund of training means for running training of young triathletes is presented. It is assumed that the data obtained will be the basis for the further development of the technology of running training planning for young athletes, specializing in triathlon.

Текст научной работы на тему «Планирование беговой подготовки юных спортсменов, специализирующихся в триатлоне»

2. Zaitseva, M.A. (2014), "Structure and the main content of the personal physical culture formation methods at the age of 5-6 by primary means of hip-hop aerobics at preschool educational institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp.63-68.

3. Kuznetsova, V.E. (2016), "Model of personal physical education formation for middle school age children on the basis of their object activities organization in the developing physical training and sports environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 138, No.8, pp.110-115.

4. Federal Law of the Russian Federation of 04.12.2007, No. 329-ФЗ "On physical culture and sport in the Russian Federation, available at: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (accessed: 15.10.2018).

5. Polzikova, E.V. and Chernyshenko Yu.K. (2013), "Dynamics of indicators of physical and motive fitness of children of 6-7 years in the conditions of realization traditional programs of physical training in preschool educational institutions", Physical Education, Sport -Science and Practice, No. 4, pp. 11-14.

6. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 17, 2013 No. 1155 "About the approval of federal state educational standard of preschool education", available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (accessed: 15.10.2018).

7. Federal Law of the Russian Federation of December 29, 2012 No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation", available at: www.edugid.ru/zakon-ob-obrazovanii-v-rf (accessed: 15.10.2018).

8. Chernyshenko, Yu.K. (1998), Scientific and pedagogical foundations of innovative directions in the system ofphysical education of children ofpreschool age, dissertation, Krasnodar.

Контактная информация: dpetikova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 27.02.2019

УДК 796.093.612

ПЛАНИРОВАНИЕ БЕГОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ТРИАТЛОНЕ

Николай Юрьевич Петров, аспирант, Игорь Александрович Фатьянов, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)

Аннотация

В статье рассматривается проблема подготовки юных спортсменов, специализирующихся в триатлоне. Представлена форма фонда тренировочных средств беговой подготовки юных триатлонистов. Представлена классификация беговой нагрузки, ориентированная на применение телеметрического оборудования в процессе подготовки. Полученные на данном этапе исследования результаты являются основой для дальнейшей разработки технологии планирования беговой подготовки юных спортсменов, специализирующихся в триатлоне.

Ключевые слова: триатлон, юные триатлонисты, планирование беговой подготовки.

PLANNING OF RUNNING TRAINING OF YOUNG TRIATHLETES

Nikolay Yuryevich Petrov, the post-graduate student, Igor Aleksandrovich Fatyanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Volgograd State Academy of Physical Culture

Annotation

This article presents the classification of running load for young athletes specializing in triathlon. The form of the fund of training means for running training of young triathletes is presented. It is assumed that the data obtained will be the basis for the further development of the technology of running training planning for young athletes, specializing in triathlon.

Keywords: triathlon, young triathletes, planning of running training.

ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на то, что проблемам триатлона посвящен целый ряд научных работ [1, 2, 4, 5, 6, 7, 8], в настоящее время практически отсутствуют единые методики сопряженного

развития различных двигательных способностей триатлонистов (в том числе и выносливости), в связи с этим затруднительно оптимизировать тренировочные нагрузки одновременно в трех видах программы. Существующие методики подготовки триатлонистов в основном предназначены для спортсменов конкретного вида спорта, что отрицательно влияет на прогресс результатов российских триатлонистов [4].

Особенно актуальным в данном контексте являются вопросы подготовки юных триатлонистов.

ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью данного этапа исследования являлась разработка фонда тренировочных средств беговой подготовки юных триатлонистов, и классификация данных средств по зонам интенсивности. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Изучить существующие теоретические представления о методах и средствах беговой подготовки триатлонистов.

2. Произвести отбор тренировочных средств, наиболее полно соответствующих характеристикам соревновательного упражнения.

3. Дать обновленную классификацию беговой нагрузки триатлонистов на основе данных телеметрического контроля.

4. Сформировать систематизированный фонд тренировочных средств беговой подготовки юных триатлонистов.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы; метод инструментального контроля и диагностики (с помощью телеметрического устройства Forerunner 735XT); метод графического анализа.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

В результате исследований установлено, что одной из наиболее эффективных моделей многолетней подготовки триатлонистов является следующая: начальная подготовка в плавании - комплексная подготовка - начальная специализация в триатлоне.

Такой вариант позволяет:

- в оптимальные сроки (сенситивные периоды) сформировать двигательный навык в плавании, который, по мнению большинства экспертов, является наиболее сложным;

- выявить перспективных спортсменов на более ранних этапах, поскольку набор в группы начальной подготовки в других видах спорта происходит несколько позже (например: легкая атлетика - 9-10 лет, и т.д.).

Следующим этапом подготовки будущих триатлонистов является переход к элементам комплексной подготовки, т.е. в подготовку включаются средства из других видов спорта, составляющих соревновательное упражнение (бег, езда на велосипеде).

Таким образом, на этапе начальной специализации в рамках многолетнего тренировочного процесса триатлонистов актуальными становятся несколько аспектов построения и организации тренировки юных спортсменов: подбор адекватных средств подготовки; встраивание данных средств в общую схему тренировочного процесса триатлонистов; дозировка тренировочной нагрузки с учетом всех ее видов; избегание антагонистических отношений между тренировочными эффектами (в тренировке, в микроцикле и т.д.) при использовании нагрузок различной направленности.

На основе методических рекомендаций по совершенствованию многолетней подготовки спортивного резерва в легкой атлетике [3] нами был разработан систематизированный фонд тренировочных средств беговой подготовки юных триатлонистов.

Фрагмент разработанного фонда представлен в таблице 1. Перечень тренировочных средств может дополняться и расширяться в ходе дальнейших исследований.

Таблица 1 - Фрагмент систематизированного фонда тренировочных средств беговой подготовки юных триатлонистов_

Аэробная 1 (Интенсивность 4060%) Аэробная 2 (Интенсивность 6080%) Смешанная 1 (Интенсивность 8090%) Смешанная 2 (Интенсивность 9095%) Анаэробная (Интенсивность 95100%)

Непрерывный длительный бег 14-16 км (ЧСС 140-150 уд/мин, концентрация лактата в крови до 2 ммоль/л) (По сильно пересеченной местности Соревнования в беге на шоссе на 5-15 км Бег 3-5 км со скоростью выше анаэробного порога (темп бега равномерный, ЧСС от 170 до 190 уд/мин) Соревнования в беге на 2000, 3000 м Бег с субмаксимальной скоростью 5-10x400 м/400 м м.б. (интервально, повторно)

Непрерывный длительный бег 10-15 км (ЧСС 140-150 уд/мин, концентрация лактата в крови до 2 ммоль/л) (По сильно пересеченной местности Темповый бег 3-5км со скоростью анаэробного порога (темп бега равномерный, ЧСС 170-180 уд/мин) Бег 2x3000 м/1000-400 м м.б. (с ЧСС от 170 до 190 уд/мин и концентрацией лак-тата до 8-10 ммоль/л) Бег 5-10х400м (ЧСС до 200 уд/мин)/400ум м.б. (переменно, ин-тервально, повторно) Бег с субмаксимальной скоростью 5-10x200 м/200 м м.б. (интервально, повторно)

Фартлек 12-15 км (ЧСС 140-150 уд/мин, концентрация лактата в крови до 2 ммоль/л), по ходу выполнение переключений 6-10 по 50-150 м (ЧСС до 170 уд/мин) (По сильно пересеченной местности Переменный бег в непрерывном режиме 3-5х1000м (со скоростью близкой к ПАНО, ЧСС 170-185) /1000 м (ЧСС 150-155 уд/мин) Бег 5-6x1000 м/200 м м.б. (со скоростью близкой к ПАНО) (переменно, интер-вально) Бег 2000 м/400м м.б.+ 1000м /2 серии; (с ЧСС от 170 до 190 уд/мин и концентрацией лактата до 8-10 ммоль/л) Бег 10x200 м (ЧСС до 200 уд/мин)/200 м м.б. (переменно, ин-тервально, повторно) Бег с субмаксимальной скоростью 5-10x150 м/100 м м.б. (интервально, повторно)

Фартлек 8-12 км (ЧСС 140-150 уд/мин,), по ходу выполнение переключений 6-10 по 100-200 м (ЧСС до 170 уд/мин) Бег 3x2000 м/400 м м.б. (без «закисле-ния» - со скоростью близкой к ПАНО) Бег 3x2000 м/1000-400 м м.б. (с ЧСС от 170 до 190 уд/мин и концентрацией лак-тата до 8-10 ммоль/л) (интер-вально, повторно) Бег 5x400м (ЧСС до 200 уд/мин)/400 м м.б. (переменно, ин-тервально) Бег с субмаксимальной скоростью 5x10 0м/100 м м.б. / 1-2 серии (интервально, повторно)

Установлено, что выделение пяти зон интенсивности физических нагрузок по показателям частоты сердечных сокращений является наиболее целесообразным при использовании в тренировочном процессе средств телеметрического контроля. Представленная классификация нагрузок предполагает деление аэробной и смешанной зоны на две подзоны (таблица 2).

Таблица 2 - Классификация беговой нагрузки в тренировочном процессе юных спортсмену_

Зоны интенсивности физических нагрузок по ЧСС Подзоны интенсивности физических нагрузок по ЧСС

Вид спорта: Триатлон (беговой сегмент 2000-5000 м)

Аэробная(А) А1 (Интенсивность 40-60%) А2 (Интенсивность 60-80%)

Смешанная (С) С1 (Интенсивность 80-90%) С2 (Интенсивность 90-95%)

Анаэробная (Ан) Ан (Интенсивность 95-100%)

В настоящее время разработан алгоритм планирования беговой подготовки юных спортсменов, специализирующихся в триатлоне, который включает в себя комплекс взаимосвязанных действий по подбору тренирующих воздействий и определению их последовательности в макро-, мезо- и микроциклах тренировки. Использование доступной платформы МС Excel позволяет частично автоматизировать процесс планирования беговой

подготовки триатлонистов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на то, что проблемам триатлона посвящен целый ряд научных работ, существует необходимость проведения дополнительных прикладных исследований, в которых была бы разработана целесообразная технология подготовки триатлонистов, включающая в себя удобный и надежный педагогический инструментарий. Особенно актуальным в данном контексте являются вопросы подготовки юных спортсменов на этапе начальной специализации в триатлоне, так как из-за различных методических ошибок и просчетов в работе с данным контингентом спортсменов, значительная их часть не переходит в статус высококвалифицированных и в полной мере не реализует свой индивидуальный спортивный потенциал. Актуальным направлением последующих исследований является разработка технологии планирования беговой подготовки юных спортсменов, специализирующихся в триатлоне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аикин, В.А. Современные аспекты спортивной тренировки в триатлоне за рубежом / В.А. Аикин, Ю.В. Корягина ; Сибирский гос. ун-т. физ. культуры - Омск : [б.и.], 2015. - 23 с.

2. Антипина, Ю.В. Исследование динамики результатов соревновательной деятельности и роста спортивного мастерства в триатлоне / Ю.В. Антипина, В.М. Башкин, Ю.В. Шулико // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 22-25.

3. Методические рекомендации по совершенствованию многолетней подготовки спортивного резерва в легкой атлетике / В.Б. Зеличенок, В.П. Черкашин, И.Н. Мироненко, Э.С. Озолин, Е.Я. Гридасова, А.В. Черкашин, И.А. Фатьянов, Е.В. Иконникова. - Москва. - 2016. - Режим доступа : http://la.sportedu.ru/sites/la.sportedu.ru/files/metodicheskie_rekomendacii_part_1.pdf (дата обращения: 01.01.2019).

4. Колесник, И.А. Методика развития выносливости триатлетов (на примере версии Ironman Triatlon) / И.А. Колесник // Материалы VI международной научно-практической конференции «Здоровье для всех». - Пинск, 2015. - Ч. 1. - С. 280-282.

5. Корягина, Ю.В. Факторы результативности в триатлоне: аналитический обзор зарубежной литературы / Ю.В. Корягина, В.А. Аикин // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. - 2015. - № 3. - С. 7-13.

6. Структура соревновательного результата у юных российских триатлетов / О.Б. Немцев, М.В. Певнева, Н.А. Немцева, А.М. Доронин, Ю.О. Кучеренко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 158-164.

7. Сухачев, Е.А. Дифференцирование тренировочных нагрузок в олимпийском триатлоне на основе индивидуальных значений анаэробного порога в годичном цикле подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Сухачев Е.А. - Омск, 2006. - 24 с.

8. Тихов, В.В. Особенности макроструктуры многолетнего процесса подготовки высококвалифицированных спортсменов, специализирующихся в триатлоне на олимпийской дистанции / В.В. Тихов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11 (153). - С. 248-255.

REFERENCES

1. Aikin, V.A. and Koryagina, Yu.V. (2015), Modern aspects of sports training in triathlon abroad, Publishing house SibGUFK, Omsk.

2. Antipina, Yu.V., Bashkin, V.M. and Shuliko, Yu.V. (2018), "Study of the dynamics of the results of competitive activity and the growth of sportsmanship in the triathlon", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (157), pp. 22-25.

3. Zelichenok, V.B., Cherkashin, V.P., Mironenko, I.N., Ozolin, Eh.S., Gridasova, E.Ya., Cher-kashin, A.V., Fatyanov, I.A. and Ikonnikova, E.V. (2016), Guidelines for improving the long-term training of sports reserve in athletics, Moscow, available at: http://la.sportedu.ru/sites/la.sportedu.ru/files/metodicheskie_rekomendacii_part_1.pdf.

4. Kolesnik, I.A. (2015), "Methods of development of endurance triathletes (for example, the version of Ironman Triathlon)", Proceedings of the VI International Scientific and Practical Conference "Health for All", Pinsk, Part 1., pp. 280-282.

5. Koryagina, Yu.V. and Aikin, V.A. (2015), "Performance factors in triathlon: an analytical review of foreign literature", Scientific and Sports Bulletin of the Urals and Siberia, No. 3, pp. 7-13.

6. Nemtsev, O.B., Pevneva, M.V., Nemtseva, N.A., Doronin, A.M. and Kucherenko, Yu.O. (2016), "The structure of the competitive result of the young Russian triathletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (138), pp. 158-164.

7. Suhachev, E.A. (2006), Differentiation of training loads in the Olympic triathlon based on the individual values of the anaerobic threshold in the annual training cycle, dissertation, Omsk.

8. Tihov, V.V. (2017), "Features of the macrostructure of a multi-year process training highly qualified athletes specializing in triathlon at the Olympic distance", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (153), pp. 248-255.

Контактная информация: run.rus.fi@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.02.2019

УДК 796.332

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ «FIFA WORLD CUP 2018» В РОССИИ

Алексей Геннадьевич Поливаев, доцент, Ирина Андреевна Поливаева, ассистент, Тюменский государственный университет, Ишимский педагогический институт им.

П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, Ишим

Аннотация

В исследовании проводится анализ результатов чемпионата мира по футболу 2018 года. Авторами изучены более 30 игровых параметров командной и индивидуальной игры всех финалистов турнира, а также параметры, не относящихся к игровой деятельности команд. Цель исследования: выявить факторы эффективности соревновательной деятельности сборных команд на чемпионате мира по футболу FIFA World Cup 2018. В результате авторами получены данные о том, что значимо влияют на результат такие общеизвестные факторы как количество голов, ударов в створ ворот, процент точных передач. Также выявлено статистически значимая взаимосвязь между результатом команды и пройденной дистанцией за турнир, средней оценкой игроков за матч, рыночной стоимостью игроков. Победитель турнира сборная Франции существенно выглядит лучше своих соперников по таким параметрам как невысокий процент владения мячом, преодолеваемая дистанций в матче, количество голов, оценка за матч, рыночная стоимость игроков. Результаты, полученные в исследовании, позволяют строить подготовку и осуществлять отбор игроков с учетом данных показателей на следующий 4-летний цикл подготовки к чемпионату мира 2022 г.

Ключевые слова: чемпионат мира по футболу 2018 г., факторы эффективности, прогноз результатов, тренировочно-соревновательный процесс, комплектование команд, планирование подготовки.

STATISTICAL ANALYSIS OF THE RESULTS OF THE WORLD CUP "FIFA WORLD CUP 2018" IN RUSSIA

Alexey Gennadievich Polivaev, the senior lecturer, Irina Andreevna Polivaeva, the assistant,

P.P. Ershov Ishim Pedagogical Institute, Tyumen State University Branch, Ishim

Annotation

The given research is devoted to the analysis of the results of the Football World Cup in 2018. The authors studied more than 30 game parameters of team and individual game of all the finalists of the World Cup and, also, the parameters that don't belong to team play-based activity. The research objective is to reveal the factors of efficiency of the competitive activity of the national teams during the Football World Cup in 2018. As a result, the authors obtained some data, proving that such well-known factors as the number of goals, the number of shots on goal, the point passes % effect on the result significantly. The authors also revealed a statistically significant relation between the team results and the tournament distance, the average

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.