Научная статья на тему 'Построение системы казначейского контроля в интегрированной структуре малого бизнеса'

Построение системы казначейского контроля в интегрированной структуре малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / КАЗНАЧЕЙСКИЙ КОНТРОЛЬ / TREASURY CONTROL / ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ / CASH FLOWS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Погребинский Михаил Станиславович

В интегрированных структурах малого бизнеса вопрос централизованного управления финансами является одним из наиболее важных. Контроль за денежными потоками, управление ликвидностью, сокращение кассовых разрывов и ряд других вопросов могут быть решены через создание корпоративного казначейства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CORPORATE TREASURY CONTROL IN THE SMALL BUSINESS STRUCTURES

The question of the centralized finance management is one of the most important in the integrated structures of small business. Control of cash flows, management of liquidity, reduction of cash gaps and some other questions can be solved by creating corporate treasury.

Текст научной работы на тему «Построение системы казначейского контроля в интегрированной структуре малого бизнеса»

УДК 336.63

Погребинский Михаил Станиславович,

финансовый директор, ООО «Иркутский центр правовых исследований»,

e-mail: pogrebinsky. br@vlgroup. ru

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ КАЗНАЧЕЙСКОГО КОНТРОЛЯ В ИНТЕГРИРОВАННОЙ СТРУКТУРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

M.S. Pogrebinsky

THE CORPORATE TREASURY CONTROL IN THE SMALL BUSINESS STRUCTURES

Аннотация. В интегрированных структурах малого бизнеса вопрос централизованного управления финансами является одним из наиболее важных. Контроль за денежными потоками, управление ликвидностью, сокращение кассовых разрывов и ряд других вопросов могут быть решены через создание корпоративного казначейства.

Ключевые слова: малый бизнес, казначейский контроль, денежные потоки

Abstract. The question of the centralized finance management is one of the most important in the integrated structures of small business. Control of cash flows, management of liquidity, reduction of cash gaps and some other questions can be solved by creating corporate treasury.

Keywords: small business, treasury control, cash flows.

Технологии казначейского контроля отработаны в опыте управления государственными финансами (в практике США, Российской Федерации и ряда других стран). В зависимости от специфики страны, государственное казначейство выполняет различные функции, в том числе:

- управление государственными финансами;

- сбор и администрирование налоговых и иных доходов;

- управление задолженностью;

- эмиссия ценных бумаг;

- контроль бюджета;

- проведение расходов за государство и так

далее.

Для корпоративного казначейства можно выделить следующие функции (которые могут быть в принципе реализованы в различных интегрированных структурах):

- управление денежными потоками (консолидация и распределение);

- оптимизация оборотного капитала и управление ликвидностью;

- контроль за исполнением бюджетов;

- управление стоимостью капитала и бизнеса;

- формирование портфеля ценных бумаг и управление им;

- стратегическое инвестирование;

- управление финансовыми рисками;

- управление документооборотом;

- управление взаимоотношениями с финансовыми стейкхолдерами и другие функции.

Для малого бизнеса (по результатам опроса собственников интегрированных структур малого и микробизнеса Иркутской области) наиболее важными функциями, которые могут быть возложены на корпоративное казначейство, являются:

- контроль за исполнением бюджета расходов;

- управление кассовыми разрывами;

- управление задолженностью и заимствованиями;

- организация платежей.

Возможны несколько форм организации казначейства. Прежде всего, следует выделить внешнее и внутреннее казначейство: внешнее посредством кредитной организации или специализированной управляющей компании, внутреннее посредством создания собственной структуры.

На банковском рынке предлагается сегодня значительное количество сервисов, позволяющих выполнять ряд функций казначейства. Так, Сбербанк предлагает услугу «Сбербанк Корпор@ция», позволяющую холдинговым структурам распределить полномочия по управлению счетами и подключить дополнительные функции по контролю финансовых операций бизнес-единиц для управляющей компании, в том числе акцептование платежей, автоматизированный контроль остатков по бюджету, swap-проводки (сбор свободных остатков средств со счетов бизнес-единиц). Данная услуга позволяет при сохранении банковских счетов бизнес-единиц лишить их определенной финансовой самостоятельности.

Однако кроме затратности подобных сервисов (плата за обслуживание счетов, плата за оказание услуги) можно выделить ряд недостатков:

- банк не проверяет первичную документацию по платежам;

Современные технологии. Транспорт. Энергетика. Строительство. _Экономика и управление_

ш

- необходима детальная и качественная проработка плановых бюджетов;

- корректировка бюджетов является достаточно продолжительной из-за включения банка в процедуру;

- не исключено нецелевое расходование средств.

Внешним вариантом также является заключение договора на управление и передача соответствующих полномочий внешней управляющей компании. Это целесообразно, если в группе компаний не организована квалифицированная финансовая служба и все операции с денежными средствами являются открытыми (не используются налоговые и иные схемы).

Внутреннее казначейство может быть организовано в двух формах: управляющая компания и сервисная компания. В первой форме функции казначейства возложены на управляющий центр, который интегрирует стратегические и операционные операции (в том числе и операционное управление денежными потоками). Сервисная компания представляет собой специализированную бизнес-единицу, на которую возложены операционные функции (управление бухгалтерскими, налоговыми, кадровыми, финансовыми и иными сопровождающими процессами). В этом случае управляющая компания реализует функции стратегического, а сервисная - операционного управления.

Международный опыт позволяет выделить пассивное и активное казначейство (принципы и механизмы функционирования таких структур внедрены в ряде муниципальных образований Иркутской области, успешно апробированы и могут быть транслированы на уровень микрохолдингов) [1].

Пассивное казначейство предполагает реализацию следующих задач:

- закрытие расчетных и иных банковских счетов бизнес-единиц;

- заключение договора на управление и передачу полномочий исполнительного органа управляющей компании;

- создание в составе управляющей компании казначейской службы (отдела, департамента);

- составление должностных инструкций, регламентов, порядков и иных внутренних регулирующих документов;

- лишение руководителей бизнес-единиц права подписи банковских документов;

- составление бюджетов (в том числе бюджета движения денежных средств) в разрезе бизнес-единиц и сведение их в консолидированный бюджет;

- сбор доходов бизнес-единиц и управляющей компании на едином банковском счете управляющей компании;

- предоставление бизнес-единицами заявок на оплату с предоставлением первичных документов в управляющую компанию;

- оплата расходов за бизнес-единицы в пределах утвержденных бюджетов;

- проведение регулярной сверки расчетов и составление отчетности об исполнении бюджетов.

Схема денежных потоков и потоков документов при пассивном казначействе приведена нарис. 1 и 2.

БЕ БЕ БЕ

Рис. 1. Потоки информации при пассивном казначействе

Рис. 2. Финансовые потоки при пассивном казначействе

Схема работы выглядит следующим образом:

1. Казначейство совместно с бизнес-единицами утверждает бюджет на определенный период времени.

2. Открывается единый казначейский счет в обслуживающем банке.

3. Бизнес-единицы заключают договоры с покупателями, оказывают в соответствии с договором услуги (продажу продукции и т. д.). Оплата в соответствии с договором поступает на счет казначейства, которое ведет учет поступления в разрезе бизнес-единиц. В случае ошибочных поступлений казначейство проводит возвраты средств отправителям.

4. При необходимости проведения расходов бизнес-единицы подают в казначейство заявку на

иркутским государственный университет путей сообщения

платеж в сопровождении первичных документов (на основании которых проводится оплата).

5. Казначейство проверяет достаточность средств по данной бизнес-единице и соответствующим кодам бюджетной классификации, и либо проводит, либо отклоняет платеж.

6. Дальнейшую работу с контрагентами-поставщиками проводят сами бизнес-единицы.

7. Бизнес-единицы составляют отчетность об исполнении бюджета, а полномочия по ведению и сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности опционально могут быть переданы управляющей компании.

Преимущество такой системы - превентивный контроль над платежами, соответствие первичных документов указанным кодам классификации. Однако может происходить замедление расчетов, особенно при удаленности бизнес-единиц и управляющей компании, реализующей функции казначейства.

Отдельно следует выделить взаимоотношения с налоговыми органами и отношения по заработной плате. Возможно открытие специализированных счетов для налоговых расчетов для бизнес-единиц, с которых будут перечисляться налоговые платежи и сборы. Однако это повлечет дополнительные транзакционные издержки. Такой механизм целесообразен в распределении ответственности за налоговые просрочки, пени, штрафы, когда отношения с налоговыми органами находятся в одних руках.

Расчеты по заработной плате также целесообразно оставить у бизнес-единиц в случае выдачи заработной платы в наличной форме. Однако при вхождении в систему зарплатных пластиковых карт зачисление заработной платы и сопутствующих платежей также может быть произведено с единого счета после предоставления соответствующей информации бизнес-единицами.

Активное казначейство сохраняет ту же схему финансовых потоков, однако предполагает коренное перераспределение функций.

Так, взаимодействие с поставщиками и покупателями, заключение договоров, обеспечение поставки товаров, работ, услуг передается управляющей компании, которая по заявкам от бизнес-единиц самостоятельно обеспечивает их потребности, ведет первичный документооборот, в том числе кадровый, налоговый, бухгалтерский и так далее. Активное казначейство предполагает концентрацию у управляющей компании значительного количества функций (маркетинг, логистика, сервисные операции), а у бизнес-единиц остаются базовые производственные функции.

Для интегрированных структур малого бизнеса активное казначейство позволит концентрировать у управляющей компании более квалифицированный персонал, который будет реализовы-вать переданные функции более качественно. Для квазихолдингов, при наличии в структуре номинальных собственников и номинальных директоров, активное казначейство снизит риски собственника (финансовые, титульные, операционные) и позволит сократить расходы на реализацию сервисных функций (содержание системы специалистов в бизнес-единицах, транзакционные и банковские затраты, снижение кассовых разрывов за счет концентрации всех средств на едином счете).

Однако, важным вопросом остается распределение финансовых полномочий и ответственности по центрам финансовой ответственности (ЦФО)[2].

Стандартная классификация ЦФО предполагает разделение на центры доходов, центры затрат, центры прибыли и центры инвестиций.

При этом центр несет ответственность за совокупность показателей. При системе казначейского контроля, особенно при активном казначействе, происходит перераспределение полномочий и ответственности между бизнес-единицами и сервисной компанией.

Если казначейство предполагает интеграцию доходов на едином счете корпорации, то построение взаимоотношений с контрагентами, контроль исполнения обязательств и взыскание денежных средств может быть возложен на бизнес-единицы (при пассивном казначействе) или на сервисный центр (при активном).

Следовательно, проблемы управления задолженностью при активном казначействе снимаются с бизнес-единиц и переносятся на сервисную компанию.

Таким образом, построение казначейской системы исполнения корпоративного бюджета и управления денежными потоками изменяет систему финансовой ответственности в интегрированных структурах.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Сольская И.Ю. «Structural reform of transport and fondamental research in economics // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2007. № 14. С. 134-140.

2. Видякина О.В., Сольская И.Ю., Комковю А.З. Патентная политика отраслевого университетского комплекса в области управления интеллектуальной собственностью // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2010. № 4. С. 70-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.