Научная статья на тему 'Построение психологической модели личностного роста'

Построение психологической модели личностного роста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2246
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / КРИТЕРИИ РОСТА / ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЕ КРИТЕРИИ / ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аршакуни Левон Варосович, Рыжов Василий Васильевич

Осуществлена теоретическая разработка представлений о структуре и критериях личностного роста. В статье представлены взаимосвязи личности, внутреннего мира и внешней среды как компонентов «треугольника развития». На основе теоретического анализа идей гуманистической парадигмы личности рассматриваются интраи интерпсихические критерии личностного роста. Делается вывод о недостаточности этих критериев и необходимости использования критериев трансцендентных. Через анализ духовно-нравственной парадигмы личности доказывается продуктивность применения трансцендентных критериев для успешного построения психологической модели личностного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аршакуни Левон Варосович, Рыжов Василий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Framework of psychological model of personal grow

Theoretical framework images of structure and criteria personal grow and development are worked here. Relations between personality, it's inner world and inter sphere as a components of development of personality are researched in the article. Innerand inter-psychological criteria are researched through the theoretical analysis of humanistic ideas of personality. As result, necessary to use transcendental criteria have been showed for successful framework of psychological model of personal grow.

Текст научной работы на тему «Построение психологической модели личностного роста»

УДК 159.9:37.043:172

ПОСТРОЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

Аннотация. Осуществлена теоретическая разработка представлений о структуре и критериях личностного роста. В статье представлены взаимосвязи личности, внутреннего мира и внешней среды как компонентов «треугольника развития». На основе теоретического анализа идей гуманистической парадигмы личности рассматриваются интра- и интерпсихические критерии личностного роста. Делается вывод о недостаточности этих критериев и необходимости использования критериев трансцендентных. Через анализ духовно-нравственной парадигмы личности доказывается продуктивность применения трансцендентных критериев для успешного построения психологической модели личностного роста. Ключевые слова: личностный рост, психологическая модель, критерии роста, трансцендентные критерии, духовный потенциал личности.

FRAMEWORK OF PSYCHOLOGICAL MODEL OF PERSONAL GROW

Annotation. Theoretical framework images of structure and criteria personal grow and development are worked here. Relations between personality, it's inner world and inter sphere as a components of development of personality are researched in the article. Inner-and inter-psychological criteria are researched through the theoretical analysis of humanistic ideas of personality. As result, necessary to use transcendental criteria have been showed for successful framework of psychological model of personal grow. Keywords: personal grow, psychological structure, criteria of grow, transcendental criteria, spirit potential of personality.

Проблема разработки психологических основ тренинга личностного роста довольно широко представлена в психологической литературе, но явно недостаточно изучены духовно-нравственные аспекты как самого понятия личностного роста, так и вопросов организации тренинга.

Согласно мнению А.Г. Маслоу, если мы хотим по-настоящему понять наши взаимоотношения с окружающими, нам надлежит прежде всего разобраться со своим внутренним миром и понять его. И чем глубже мы поймем самого себя, тем скорее мы обнаружим неизбежное улучшение наших отношений с окружающими. Эти слова как нельзя лучше подходят в качестве предисловия к разговору о модели личностного роста и организации соответствующего тренинга. Важно, начиная разработку подобной модели, понять, что идеи самореализации, личностного роста и многие другие не возникли сами по себе, а являются следствием более глубоких установок, задающих вполне определенный подход к человеку и его развитию. В свое время Макс Отто утверждал: «Глубочайшим источником философии человека, источником, который питает и формирует ее, является вера или отсутствие веры в человечество. Если человек питает доверие к людям и верит в то, что с их помощью он способен достичь чего-то значимого, тогда он усвоит такие взгляды на жизнь и на мир, которые будут находиться в гармонии с его доверием. Отсутствие доверия породит соответствующие представления» (цит. по: [9, с. 235]).

Из этого, в частности, следует, что в любой концепции всегда имеется, хотя не всегда осознается и заявляется, ценностная и духовно-нравственная составляющая. Использование критерия веры-неверия С. Л. Братченко [1], например, показало возможность достаточно четко разделить разные подходы к пониманию личности и личностного роста на две группы: «доверяющих» человеческой природе (т.е. гуманистически ориентированных) и «недоверяющих». Однако, отмечает автор, внутри каждой группы, в свою очередь, можно найти весьма существенные различия:

© Аршакуни Л .В., Рыжов В.В., 2014

Л.В. Аршакуни В.В. Рыжов

Levon Arshakuni Vasiliy Ryzhov

1) в группе «недоверяющих» (пессимистов) есть более жесткая позиция, утверждающая, что природа человека негативна - асоциальна и деструктивна, и что сам человек с этим справиться не может; и есть более мягкая, в соответствии с которой у человека природной сущности, в общем-то, нет, и изначально он представляет собой нейтральный объект формирующих внешних влияний, от которых и зависит обретаемая человеком сущность;

2) в группе «доверяющих» (оптимистов) также есть более радикальная точка зрения, утверждающая безусловно позитивную, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную в виде потенциала; и есть более осторожный взгляд на человека, который исходит из того, что изначально человек не обладает сущностью, но обретает ее в результате самосозидания, причем позитивная актуализация не гарантирована, но является результатом собственного свободного и ответственного выбора человека. Эту позицию можно назвать условно позитивной.

В соответствии с базовой установкой и решением проблемы сущности человека решается и вопрос о том, что делать с этой сущностью, чтобы человек стал лучше, как его правильно развивать, воспитывать. И хотя этим озабочены все психологи вместе с педагогами, само это «лучше» понимается различно. Этот вопрос о смысле воспитания принципиально решается следующим образом.

1. Если сущность человека негативная, то ее надо исправить.

2. Если ее нет - надо создать, сконструировать и вложить в человека. И в первом и во втором случаях главный ориентир - интересы общества.

3. Если она позитивная - ей надо помочь раскрыться.

4. Если сущность обретается посредством свободного выбора, то следует помочь сделать этот выбор. В двух последних случаях во главу угла ставятся интересы самого человека.

Таким образом, концепция личностного роста является логическим продолжением взгляда на человека и его личность в гуманистической, а еще точнее, как будет показано далее, в духовно-нравственной психологической парадигме и, по сути своей, несовместима с подходами, не доверяющими человеку, исправляющими его личность, формирующими его субъектность и индивидуальность, а также игнорирующими его духовно-нравственную природу.

В разработке модели личностного роста важно уточнить принимаемое понимание личности и определить основные критерии того, что называется личностным ростом. Рассмотрим первичное решение этих вопросов.

В самом общем виде личность - человек как субъект собственной жизни, ответственный за взаимодействие как с внешним миром, включая и других людей, так и с внутренним миром, с самим собой. Личность - внутренняя система саморегуляции человека. Она испытывает влияние двух других детерминирующих сил, которые условно можно обозначить как организм, внутренний мир, и среда, внешний мир в широком смысле, включая в первую очередь других людей. Соотношение между этими тремя движущими силами и определяет линию жизни человека; его можно представить в виде своеобразного треугольника развития (см. рис.), предложенного С.Л. Братченко и М.Р. Мироновой [1].

Важнейшими характеристиками зрелой личности являются целеустремленность, самостоятельность, динамичность, целостность, конструктивность, индивидуальность. Но эти атрибуты личности не даны, а скорее заданы, и степень их актуализации зависит от того, какие у личности сложатся взаимоотношения с двумя другими силами, представленными внутренним и внешним миром.

В соответствии с исходной позицией веры в природу человека, актуализирующее, созидательное начало признается в первую очередь за внутренним миром, в котором, согласно гуманистическим представлениям, изначально заложен мощный потенциал, главная движущая сила жизни и развития человека - стремление к росту, к раскрытию способностей и усилению возможностей, к большей эффективности, зрелости и конструктивности. Это то, что К. Роджерс называет тенденцией

к актуализации. Исходными и определяющими личность и личностный рост отношениями являются отношения с внутренним миром, с самим собой. И это одна из центральных идей личностно-центрированного подхода К. Роджерса и идей самоактуализации, развиваемых в трудах А.Г. Маслоу. Если человек свободен и имеет возможность прислушаться к себе и опереться на себя как на целостное природное существо, точно и полно отражает происходящее в нем самом, то тенденция к актуализации действует в полную силу и обеспечивает движение человека к большей зрелости, к более полноценной жизни. Одним из условий самоактуализации, по А. Маслоу, является выбор роста, когда при осуществлении жизненного выбора человек выбирает не столько в пользу большего комфорта, удобства, благополучия, сколько в пользу возрастания личности в результате сделанного выбора.

ЛИЧНОСТЬ

ВНУТРЕННИЙ МИР ВНЕШНИЙ МИР

Рис. Треугольник развития

Для гуманистической традиции в понимании личности и ее самоактуализации очень важно, что эта тенденция признается заложенной в природе человека как потенциал, который актуализируется при определенных условиях, но не формируется и не управляется внешними силами: «это внутренняя тенденция, она не мотивируется извне, и научить этому невозможно» [3, с. 63]. Что же касается духовно-нравственной парадигмы личности и сущности человека, особенно ярко зафиксированной в христианском подходе, то здесь заостряется вопрос об исходной испорченности этого потенциала (реальной греховности человека) и необходимости обретения обновленной природы человека через возвращение его к Богу.

Отношения личности с внешним миром - особенно с миром других людей - куда более сложные, неоднозначные и драматичные. Со стороны личности есть сильная заинтересованность в контакте с другими людьми. Человек, как утверждает К. Роджерс, «неизлечимо социален; он имеет глубокую потребность во взаимоотношениях» [8, с. 136]. Более того, центральный компонент личности - «Я» - имеет очень сильную потребность в самоуважении, которая поначалу удовлетворяется через получение уважения, признания и любви от других людей.

Исходя из сказанного, можно утверждать, что личностный рост - это:

- не усвоение каких-либо знаний, в том числе этических или духовных;

- не освоение какой-либо деятельности, в том числе и особенно общественно-полезной;

- не формирование устойчивой системы ценностных ориентаций;

- не присвоение ребенком общественной человеческой сущности;

- не формирование активной жизненной позиции;

- не развитие способности созидать новые формы общественной жизни;

- не освоение образа идеального взрослого [1].

Каждое из перечисленных изменений человека, отмечает С.Л. Братченко, имеет позитивный

смысл, но все они в той или иной степени усиливают разворот личности «от себя» и потому не способствуют личностному росту, а скорее препятствуют ему. Они подменяют развитие личности формированием важных и нужных качеств с точки зрения внешних, внеличностных критериев. Причем во всех этих случаях формирующие усилия прикладываются только по одной линии «треугольника развития» - по линии взаимодействия «внешний мир - личность».

Главный психологический смысл личностного роста - это освобождение, обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие всех основных личностных атрибутов. При этом взаимодействие личности с собственным внутренним миром гораздо более значимо, нежели с миром внешним. Принципиально важным для человека является также признание и уважение его внутреннего мира другими людьми. Это значит, что полноценный личностный рост возможен только в том случае, если между всеми тремя вершинами «треугольника развития» не будет борьбы или пренебрежительного игнорирования, а будет конструктивное сотрудничество, диалог.

Личностный рост не тождествен продвижению человека по возрастным ступеням. Это сложный многоаспектный процесс, следующий своей внутренней логике и имеющий всегда индивидуально-своеобразную траекторию. Есть основания говорить лишь о самом общем законе личностного роста, который можно сформулировать так: если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, а естественным следствием его будут изменения в направлении его личностной зрелости. Эти изменения свидетельствуют о процессе личностного роста и могут выступать в качестве его критериев. С. Л. Братченко и М.Р. Миронова [1], отмечают, вслед за К. Роджерсом и другими представителями гуманистической парадигмы, что при полноценном личностном росте эти изменения затрагивают взаимоотношения личности как с внутренним, так и с внешним миром. Соответственно, критерии личностного роста складываются из интра- и интерперсональных.

К интраперсональным критериям можно отнести.

Принятие себя. Это признание себя и безусловная любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору [5, с. 69], вера в себя и свои возможности, доверие собственной природе. Доверие к себе не означает лишь веру в возможности сознательного «Я», но также понимание того, что «цельный организм может быть - и часто является - мудрее, чем его сознание» [4, с. 242].

Открытость внутреннему опыту переживаний. Опыт переживаний - одно из центральных понятий в гуманистической психологии. Оно обозначает сложный непрерывный процесс субъективного переживания событий внутреннего мира, включающих и отражение внешних событий. Чем более сильная и зрелая личность - тем более она свободна от искажающего влияния защит и способна прислушаться к этой внутренней реальности, отнестись к ней с доверием и жить настоящим.

Понимание себя. Как можно более точное, полное и глубокое представление о себе и своем актуальном состоянии; способность увидеть и услышать свое подлинное «Я» сквозь наслоения масок, ролей и защит; адекватная и гибкая «Я-концепция», чувствительная к актуальным изменениям и новому опыту, сближение «Я-реального» и «Я-идеального».

Ответственная свобода. Во взаимоотношениях с самим собой это, прежде всего, ответственность за осуществление своей жизни именно как своей, осознание и принятие своей свободы. Это также ответственность за выбор ценностей и вынесение оценок, независимость от давления внешних оценок. И наконец, это ответственность за актуализацию своей индивидуальности и самобытности, за то, чтобы остаться верным себе.

Целостность. Важнейшее направление личностного роста - усиление и расширение интегри-рованности и взаимосвязанности всех аспектов жизни человека, особенно целостности внутреннего мира и самой личности. Точнее было бы говорить о сохранении и защите целостности, которой человек обладал изначально. Дело в том, что с самого начала «младенец ... является интегрированным и

целостным организмом, постепенно индивидуализирующимся» [8, с. 140]. Проблема в том, чтобы эти нарастающие тенденции не вели к утрате внутреннего единства человека, к потере конгруэнтности, к разрывам или диспропорциям, например, между интеллектом и чувствами, «Я-реальным» и «Я-идеальным» и вообще между личностью и организмом. Целостность и конгруэнтность являются непременным условием эффективной регуляции жизни человека.

Динамичность. Внутриличностное единство и согласованность - это не косность и завершенность; скорее наоборот, личность существует в постоянном, непрерывном процессе изменений. В этом смысле зрелая личность - это непременно становящаяся личность, иначе говоря, рост личности есть способ ее существования. Поэтому важнейшие критерии личностного роста - динамичность, гибкость, открытость изменениям и способность, сохраняя свою идентичность, развиваться через разрешение актуальных противоречий и проблем и постоянно «быть процессом зарождающихся возможностей, нежели превратиться в какую-то застывшую цель» [4, с. 221].

К интерперсональным критериям можно отнести.

Принятие других. Личностный рост проявляется, прежде всего, в динамике отношения к другим людям. Личность тем более зрелая, чем в большей мере она способна к принятию других людей такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценностью и доверию им. Это, в свою очередь, связано с основополагающим доверием к человеческой природе и чувством глубинной общности между людьми.

Понимание других. Зрелая личность отличается свободой от предрассудков и стереотипов, способностью к адекватному, полному и дифференцированному восприятию окружающей действительности вообще и в особенности - других людей. Важнейший критерий личностного роста - готовность вступать в межличностный контакт на основе глубокого и тонкого понимания, сопереживания, эмпатии.

Социализированность. Личностный рост ведет к все более эффективному проявлению фундаментального стремления человека - к конструктивным социальным взаимоотношениям. Человек в контактах с другими становится все более открытым и естественным, но при этом - более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия и «жить с другими в максимально возможной гармонии» [10, с. 251].

Творческая адаптивность. Важнейшее качество зрелой личности - готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая, а проявляя «творческую адаптацию к новизне конкретного момента» и «умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности» [4, с. 81].

Рассматривая и анализируя эту совокупность критериев, так или иначе предлагаемых разными авторами в рамках гуманистической парадигмы личностного роста, нельзя не заметить явное отсутствие здесь важнейшей группы критериев - критериев трансцендентных, выражающих духовную сущность человека, его нравственно-духовную природу. Исследования научной школы профессора В.В. Рыжова выявили три аспекта духовной природы и сущности человека, три аспекта его духовного потенциала:

1) личностный аспект;

2) межличностный аспект;

3) трансцендентный (надличностный, религиозный) аспект.

Развитие духовного потенциала напрямую связано с осознанием себя и выделением своей индивидуальности через противопоставление себя окружающему миру. Осознание своего места в этом мире, уровни осмысленности жизни, личной свободы и ответственности также являются важными характеристиками личностного аспекта духовности. Несомненно, духовность связана с построением межличностных взаимоотношений в рамках социума разных уровней - в семье, с друзьями, в коллек-

тиве и в обществе в целом. Помимо горизонтальных связей в социуме, духовность также связана и с выходом человека на надличностный уровень, с построением вертикальных связей, когда человек сталкивается с необходимостью интерпретировать трансцендентную сферу бытия, формировать собственную концепцию материального и нематериального мира во всем многообразии их взаимодействия. Анализ, принятие и модификация личных мировоззренческих установок также являются важными элементами трансцендентного аспекта духовности.

Исключив из рассмотрения личности и ее духовности трансцендентный аспект, мы получили бы материалистический подход к духовности, когда духовность личности определяется как высшая форма психической деятельности или когда она сводится к творческим проявлениям и постижению культурного наследия общества. Следует понимать, однако, что материалистическое и атеистическое мировоззрение не является более научным, чем, например, христианское или любое другое теистическое мировоззрение. Атеизм, как и любой теизм, основывается на вере, а не на научных доказательствах, основа теистической точки зрения - вера в существование Бога, а основа атеистического мировоззрения - вера в несуществование бога. И то, и другое мировоззрение основывается на установках веры, а вера напрямую связана с трансцендентной сферой.

Вера материалистов в несуществование Бога обнуляет трансцендентное измерение личности и духовности и тем самым существенно ограничивает содержание духовного потенциала. Теистическое мировоззрение предлагает более объемную картину, где духовный потенциал личности - это функция трех переменных, причем трансцендентный аспект оказывает значимое, если не определяющее влияние на все остальные аспекты духовности.

Предлагаемая в исследовании А.Л. Горбачева и В.В. Рыжова [7] трехкомпонентная модель духовности позволяет, с одной стороны, рассмотреть духовность целостно, а с другой стороны, произвести классификацию составляющих духовного потенциала личности и рассмотреть их взаимосвязь. Применительно к пониманию критериев личностного роста эта модель позволяет существенно дополнить их классификацию. Данная модель духовности не является чем-то абсолютно новым, еще два тысячелетия назад суть духовного наследия иудаизма была лаконично выражена следующим образом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» [цит. по 6]. Рассматривая эту формулировку с психологической перспективы, можно ясно увидеть связь между межличностным аспектом (призыв возлюбить ближнего) и личностным аспектом (отношение к себе в роли мерила отношения к ближнему). Трансцендентный аспект духовности, мотивация отношения к Богу стоит на первом месте. Эту очередность и указание на то, что это наибольшая заповедь, можно интерпретировать как наибольшую значимость трансцендентного аспекта духовного потенциала личности по сравнению с другими ее аспектами. Соответственно этому, говоря о критериях личностного роста, мы также относим трансцендентные критерии к важнейшим.

Нашей задачей является построение адекватной психологической модели личностного роста, в котором духовный рост личности и возрастание ее духовно-нравственного потенциала являются главенствующими аспектами. Нам представляются логичными такие обоснования трехмерной модели духовной сферы личности и классификации критериев личностного роста. Эти представления согласуются с большинством существующих на сегодняшний день представлений об этой сфере личности (Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, Н.А. Коваль, Б.В. Ничипоров, В.А. Пономаренко, В.И. Слободчиков и др.). Разработку системы трансцендентных критериев личностного роста мы рассматриваем как важнейшую задачу построения модели. Также актуальна задача поиска и открытия психологических механизмов личностного роста. В качестве основного механизма духовного развития личности мы

рассматриваем выявленный в наших исследованиях [6; 7] механизм нравственно-психологического дисэквилибриума и осуществляем его интерпретацию в качестве движущей силы личностного роста.

Естественно, изменения в каждом из названных направлений личностного роста происходят в соответствии со своими специфическими закономерностями. В то же время это процесс целостный, взаимосвязанный, и рост в одном личностном измерении способствует продвижению в других. Важнее всего сам факт движения в этих направлениях, включение в процесс открытия и обретения себя, что дает возможность человеку становиться все более свободным и ответственным, аутентичным и неповторимым, дружелюбным и открытым, сильным и творческим, духовно здоровым и нравственно устойчивым и, в конечном итоге, - более зрелым и способным воспринимать внешний, внутренний и трансцендентный мир не как угрозу, а как вызов жизни.

Библиографический список

1. Братченко С. Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности. - СПб., 1997. - С. 38-46.

2. Горбачев А. Л. Психологические условия и механизмы духовно-нравственного развития личности студентов: дис. ... канд. психол. наук. - Н. Новгород, 2009.

3. Лэндрет Г. Игровая терапия: искусство отношений / Г. Лендрет. - М., 1994.

4. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М., 1994.

5. Роджерс К. Эллен Вест и одиночество // Моск. психотерапевтич. журн. - 1993. - № 3.

6. Рыжов В.В. Личность: творчество и духовность: монография / В.В. Рыжов. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского христианского ун-та, 2012. - 489 с.

7. Рыжов В.В., Горбачев А.Л. Сущность духовности и механизм ее развития // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: межвуз. сб. науч. тр. - Вып. 21. - М.: Изд-во Русско-американского ун-та, 2013. - С. 197-217.

8. Тиллих К. Патологическая тревога, витальность и мужество. Диалог К. Роджерса и П. Тиллиха // Моск. психотерапевтич. журн. - 1994. - № 2.

9. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. - М., 1993.

10. The Carl Rogers reader / Ed. by H. Kirschenbaum, V. Henderson. - Boston, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.