Научная статья на тему 'Духовно-нравственный фактор в психологической модели личностного роста'

Духовно-нравственный фактор в психологической модели личностного роста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
323
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / МОДЕЛЬ / ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЕ КРИТЕРИИ / ДУХОВНЫЕ ФАКТОРЫ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аршакуни Левон Варосович

Теоретическая разработка психологической модели личностного роста выявила недостаточность интери интрапсихических критериев анализа. Показана необходимость обращения к трансцендентным критериям и духовно-нравственным факторам личностного роста. Теоретически и экспериментально обоснована продуктивность духовно-нравственного подхода к личности не только для построения, но и для практического использования модели личностного роста в психолого-педагогической работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL-SPIRITUAL FACTOR IN THE PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF PERSONALITУ GROW

Theoretical framework of structure personality grow has showed no valid innerand interpsychological criteria used singly. The necessity to use transcendental criteria and moral factors is shown. The success of moral-spiritual approach to the development of personality and the framework of psychological structure of personality growth are substantiated theoretically and experimentally.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственный фактор в психологической модели личностного роста»

УДК 159.9:37.043:172

Л.в. Аршакуни ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ФАКТОР

В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

Аннотация. Теоретическая разработка психологической модели личностного роста выявила недостаточность интер- и интрапсихических критериев анализа. Показана необходимость обращения к трансцендентным критериям и духовно-нравственным факторам личностного роста. Теоретически и экспериментально обоснована продуктивность духовно-нравственного подхода к личности не только для построения, но и для практического использования модели личностного роста в психолого-педагогической работе.

Ключевые слова: личностным рост, модель, трансцендентные критерии, духовныш факторы1, развитие личности.

Levon Arsliakuni MORAL-SPIRITUAL FACTOR

IN THE PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF PERSONALITy GROW

Annotation. Theoretical framework of structure personality grow has showed no valid inner-and interpsychological criteria used singly. The necessity to use transcendental criteria and moral factors is shown. The success of moral-spiritual approach to the development of personality and the framework of psychological structure of personality growth are substantiated theoretically and experimentally.

Keywords: personality growth, psychological structure, transcendental criteria, moral factors, development of personality.

Настоящая статья подготовлена в рамках общей темы нашего исследования, посвященного разработке психологических основ личностного роста и построения психологической модели этого процесса. Отметим, что при достаточно обширной разработке данной проблемы в имеющихся исследованиях явно недостаточно изучены духовно-нравственные аспекты личностного роста и развития человека, а также вопросы построения его психологической модели. Это определяет актуальность изучаемой проблемы не только в теоретическом плане, но и применительно к решению практических задач психолого-педагогической работы с людьми. Важно при этом учитывать, что идеи личностного роста являются следствием определенных подходов к человеку и его развитию. «Глубочайшим источником философии человека, который питает и формирует ее, является вера или отсутствие веры в человечество. Если человек питает доверие к людям и верит в то, что с их помощью он способен достичь чего-то значимого, тогда он усвоит такие взгляды на жизнь и на мир, которые будут находиться в гармонии с его доверием. Отсутствие доверия породит соответствующие представления» [цит. по 13, с. 235].

Сказанное означает, что в любой концепции всегда должны быть ценностная и духовно-нравственная составляющие. Тогда адекватная концепция личностного роста должна стать логическим следствием понимания человека и его развития в духовно-нравственной психологической парадигме и, по сути своей, она несовместима с подходами, не доверяющими человеку, исправляющими его, формирующими его субъектность и индивидуальность, игнорирующими его духовно-нравственную природу. В гуманистическом подходе к личности и ее самоактуализации тенденция роста признается заложенной в природе самого человека как потенциал, который актуализируется при определенных условиях, но не формируется и не управляется извне [8]. В духовно-нравственной парадигме личности и сущности человека, наиболее определенно отраженной в христианском подхо-

© Аршакуни Л.В., 2015

де, утверждается исходная испорченность этого потенциала и необходимость обращения к трансцендентным факторам развития человека, к духовному возрождению и обретению человеком обновленной природы через возвращение к Богу.

В результате подобных размышлений мы приходим к выводу, что личностный рост не может быть сведен ни к усвоению каких-либо знаний, ни к освоению какой-либо деятельности, ни к формированию какой-либо системы ценностных ориентаций, ни к присвоению человеком некой так называемой человеческой сущности, ни к формированию некой активной жизненной позиции, ни к развитой способности созидать новые формы общественной жизни, ни к обретению образа некоего идеального субъекта и т.п. Каждый из названых факторов имеет позитивный смысл и значение для человека. Но все они являются тем внешним и внеличностным содержанием, которое человеку как бы предписывается приобрести и присвоить, чтобы сделать это содержание внутренним и личностныш. И такое предписание не способствует росту, а, скорее, препятствует ему. Во всяком случае, оно не соответствует самой сущности личностного роста, поскольку подменяет подлинное развитие формированием неких важных и нужных с точки зрения окружающего мира и общества качеств человека.

Главный психологический смысл личностного роста - это освобождение, обретение человеком смысла себя и своего жизненного пути и предназначения, достижение внутренней свободы и гармонии всех основных его атрибутов. Полноценный личностный рост, как мы полагаем, - это продвижение личности к тому состоянию, которое мы называем диалогической личностью [11]. И в этом смысле главенствующим фактором личностного роста является именно фактор духовный, трансцендентный, ибо только он соответствует подлинной, духовной сущности человека как «образа и подобия Божия».

Рассматривая предлагаемые разными авторами критерии личностного роста [5; 9], отметим, что в существующих классификациях и перечнях отсутствуют важнейшие - духовные и трансцендентные - критерии. Мы солидарны с авторами, предлагающими в качестве интрапсихических такие критерии и показатели личностного роста, как принятие себя, открытость внутреннему опыту переживаний, понимание себя, ответственная свобода, целостность, динамичность, и такие интерпсихические критерии, как принятие и понимание других, социализированность, субъектность, творческая адаптивность. Все они важны и уместны в рамках гуманистической парадигмы личности и ее развития, однако недостаточны при смене гуманистической парадигмы духовно-нравственным и трансцендентальным подходом к пониманию человека и его развития. Такая смена, по мнению Б.С. Брату-ся [3], означает переход от гуманитарной парадигмы в психологии (прежде всего, в психологии личности) к парадигме эсхатологической, то есть переход к такой методологии, которая бы исходила из представлений о предельных, конечных смыслах бытия человека, его роли и назначения в этом мире. В свое время М.М. Бахтин высказал мысль, что «...подлинная жизнь личности совершается как бы в точке... несовпадения человека с самим собой, в точке выхода его за пределы всего того, что он есть как вещное бытие, которое можно подсмотреть, определить и предсказать помимо его воли, "заочно". Правда о человеке в чужих устах, не обращенная к нему диалогически, т.е. заочная правда, становится унижающей и умертвляющей его ложью» [1]. Эти слова целиком согласуются с пониманием человека как безмасштабного существа, трансцендирующего свои границы, не поддающегося конечным определениям и т.п. Другое дело - личность. Она может быть понята как особый психологический инструмент, как некое орудие, принадлежащее, служащее человеку, как и другие психологические орудия и инструменты, в том смысле, в каком об этом писали в свое время Л.С. Выготский и другие классики отечественной психологии.

В чем специфика личности как психологического инструмента? Личность - специфическая, не сводимая к другим измерениям конструкция, орган самостроительства человека в себе самом, и потому она не является самодостаточной, в себе самой несущей конечный смысл. Смысл этот обрета-

ется в зависимости от складывающихся отношений, связей с сущностными характеристиками человека и человеческого бытия. Иначе говоря, сущность личности и сущность человека отличаются друг от друга тем, что первая есть способ, инструмент, средство организации достижения второй, а значит, первая получает смысл и оправдание во второй. Предложенное понимание личности, по мнению Б.С. Братуся [4], ведет к существенному пересмотру целого ряда проблем и подходов: психического здоровья, нормы, нормального развития личности. Проблема нормального развития личности ставится в зависимость от проблемы нормального развития человека. Последнее в самом общем виде понимается как такое развитие, которое ведет к обретению человеческой сущности, к соответствию человека своему понятию - понятию человека. А «...первейшее из первых условий жизни человека - это другой человек» [10].

Исходя из этого, вслед за Б.С. Братусем определим нормальное развитие как такое, «которое ведет человека к обретению им родовой человеческой сущности. Условиями и одновременно критериями этого развития являются: отношение к другому человеку как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода человеческого (центральное системообразующее отношение); способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения; творческий, целетворящий характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению; возможность самопроектирования будущего; вера в осуществимость намеченного; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни» [2, с. 50]. И здесь психология роста и развития человека вплотную смыкается с этикой и нравственностью. Этика по отношению к психологии оказывается не просто предписанием и нормой поведения человека, но указателем того, что в основном и главном совпадает с предельной ориентацией, с сущностью нормального психологического развития и нравственного здоровья человека.

В свое время А.Ф. Лазурский на конкретно-психологических, клинических данных тщательных наблюдений показал, что здоровье личности в наибольшей степени обеспечивает идеал бескорыстного отношения к другому. «Альтруизм, - писал он, - в том или ином виде представляется и формой, и средством, и показателем наилучшей гармонии между личностью и средой. Здесь извращенных нет» [цит. по 4]. Экспериментальные данные о роли ориентаций на модус служения в самых разнообразных видах профессиональной деятельности также показывают, что разного рода отклонения, деструкции, неврологическое развитие личности тесно связаны с эгоцентрической ориентацией человека, в то время как наиболее благоприятные условия для развития личности создают противоположная эгоцентрической просоциальная ориентация (по терминологии Б.С. Братуся) и ориентация на служение людям [6; 11].

В свете сказанного нравственные критерии - это, в сущности, подлинные критерии психологического роста и развития человека. Через них психологические орудия и инструменты (в том числе личность) даны не сами по себе, а в единстве с бесконечно большим - человеком, кому они призваны, по сути, служить. Личность, таким образом, в итоге психологического роста и развития «снимается» человеком. «Если человек понимает свое назначение, - пишет Л.Н. Толстой, - но не отрекается от своей личности, то он подобен человеку, которому даны внутренние ключи без внешних» [12]. Личность - внутренний ключ. Он не дает выхода в трансцендентное пространство предельного и конечного смысла: «Се - человек». Не характер и его развитие и воспитание, не мотивация и ее оптимизация, не личность даже и ее возрастание, а именно - человек. И здесь мы обращаемся уже к трансцендентным и духовным факторам и критериям психологического роста и развития человека как факторам обретения им своей человеческой сущности. Теоретический анализ приводит к выявлению первого из таких факторов - веры.

Вера - несомненный психологический факт, предпосылка осуществления, необходимая под-

держка, условие любой сколь-иибудь сложноорганизоваиной человеческой активности. Это отнюдь не только религиозный феномен. С помощью механизма веры нереализованное в действительности делается субъективно реальным, осязаемым; недостижимое превращается в видимо достижимое; будущее становится настоящим, жизненным и ведущим. Победившая сомнения и неверие вера — это наиболее адекватная и твердая основа помощи и поддержки человека на его жизненном поприще. В этом смысле вера отличается, с одной стороны, от надежды, которая возникает при минимальных вероятностях успеха и является довольно слабой и иссякающей (хотя и не сразу) поддержкой, а с другой стороны - от уверенности, которая хотя и выражает высокую вероятность успеха, но требует наличия слишком многих условий, не всегда имеющихся в реальной жизни. Блистательное определение, в котором глубоко схвачены все эти моменты веры, причем не только в религиозном смысле, принадлежит апостолу Павлу: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1).

В известной работе В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунова авторы после тщательного критического анализа различных видов медиаторов духовного роста вынуждены были признать: «И все же Августин был прав, говоря, что истинным медиатором является Богочеловек... Для нас он истинный, потому что именно Богочеловек вочеловечивает и одухотворяет все остальные медиаторы» [7, с. 314]. Христос - олицетворение истинного образа, сущности человека, тот пункт, цель, точка устремления, выше которой ничего нельзя поставить, но и ниже не должно опускаться [4]. Таким образом, подводя итоги теоретического анализа, можно сказать, что нравственные критерии позволяют рассмотреть нравственное развитие человека как норму, как путеводную нить и главное условие здоровья личности, поскольку они определяют другого человека как самоценность. Трансцендентные и духовные критерии, добавляют к этому новое, более глубинное представление о конечных, абсолютных основаниях такого понимания человека и его развития, поскольку они придают другому не только общечеловеческую, но и сакральную ценность, рассматривая его как образ и подобие Божие, а нормальное развитие и психологический рост человека - как реальный опыт подражания Христу.

Обращаясь к уровням так понимаемых нормального роста и развития, отметим глубоко импонирующую нам в этом вопросе позицию Б. С. Братуся, который выделяет три принципиальных уровня в структуре личности - эгоцентрический, группоцентрический и просоциальный [2]. Эгоцентрический уровень определяется преимущественным стремлением к собственным удобству, выгоде, престижу. Здесь человек относится к себе как с самоценности, а его отношение к другим характеризуется как потребительское. На группоцентрическом уровне человек идентифицирует себя с какой-либо группой, и его отношение к другим людям зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет. На уровне просоциальном отношение к другому не определяется его принадлежностью к определенной группе. За каждым человеком признается самоценность и равенство в отношении прав, свобод и обязанностей. Просоциальный уровень характеризуется внутренней смысловой устремленностью человека на создание результатов, приносящих равное благо всем людям, человечеству в целом. Мы называем эту внутреннюю устремленность ориентацией на модус служения.

Однако над этой высокой ступенью развития человека есть еще одна, которую можно назвать духовной, или эсхатологической [4]. На этой ступени человек начинает осознавать и смотреть на себя и другого не как на конечные и смертные существа, но как на существа особого рода, связанные и соотносимые с духовным миром. Как на существа, жизнь которых не кончается вместе с концом земной телесной жизни. Иными словами, это уровень, в пределах которого решаются субъективные отношения человека с Богом, устанавливается личная связь с Ним. Если говорить о христианской традиции, то субъект приходит здесь к пониманию человека как образа и подобия Божия, поэтому другой человек приобретает в его глазах не только гуманистическую, разумную, общечеловеческую, но и особую, сакральную, божественную ценность.

В нашей экспериментальной работе на материале профессиональной подготовки студентов -будущих педагогов - осуществляется изучение механизмов и динамики личностного роста на основе описанной психологической модели. Экспериментальные данные психологической диагностики и результаты использования специальных программ подготовки подтверждают перспективность предлагаемого подхода.

Библиографический список

1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. - 4-е изд. - М.: Советская Россия, 1979.

2. Братусь Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. - М.: Мысль, 1988.

3. Братусь Б.С. От гуманитарной парадигмы в психологии к парадигме эсхатологической // Вопросы философии. - 1993. - № 5. - С. 3-43.

4. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. - 1997. - № 5.

5. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности. - СПб., 1997. - С. 38-46.

6. Горбачев А.Л. Психологические условия и механизмы духовно-нравственного развития личности студентов: дис. ... канд. психол. наук. - Н. Новгород, 2009.

7. Зинченко В.П. Человек развивающийся: очерки российской психологии / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. -М.: Тривола, 1994.

8. Лэндрет Г. Игровая терапия: искусство отношений / Г. Лендрет. - М., 1994.

9. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М., 1994.

10. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. - М.: Изд-во АН СССР, 1957.

11. Рыжов В.В. Личность: творчество и духовность: моногр / В.В. Рыжов. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского христианского ун-та, 2012. - 489 с.

12. Толстой Л.Н. Путь жизни / Л.Н. Толстой. - М.: Республика, 1993.

13. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. - М., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.