военная психология
УДК: 159.923+378
Оспенников Сергей Валентинович
Старший преподаватель Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии И.К.Яковлева МВД России, [email protected], Новосибирск
Шулаков Алексей Владимирович
Старший преподаватель Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России , [email protected], Новосибирск
структура личностного роста преподавателя ВОЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛьНОГО учреждения ВВ мВД РОССИИ, особенности и условия его развития
Аннотация. Проблемы личностного роста преподавателей военно-образовательных учреждений внутренних войск МВД России рассматриваются применительно к современными требованиями к личности преподавателя на основе гуманитарной парадигмы. Определены «ограничители» и «актуализирующие факторы» личностного роста преподавателя военного учреждения. Предложена психологическая структура личностного роста, сформулированы подходы к его развитию. При этом личностный рост понимается с точки зрения субъектной и аксиологической парадигмы, что означает, что личностный рост преподавателя офицера связан с развитием субъектности и системы ценностей.
Ключевые слова: личностный рост, условия роста личности, самоактуализация, военно-образовательное учреждение, мотивационно-ценностный, деятельность, субъект.
Ospennikov Sergey Valentinovich
Senior teacher of Novosibirsk I.K. Yakovlev Military Institute of Internal Military Forces of Russian Ministry of Internal Affairs, [email protected], Novosibirsk
Shulakov Alexey Vladimirovich
Senior teacher of Novosibirsk I.K. Yakovlev Military Institute of Internal Military Forces of Russian Ministry of Internal Affairs, [email protected], Novosibirsk
THE STRUCTURE OF PERSONAL GROWTH OF A TEACHER OF THE MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF INTERNAL MILITARY FORCES OF RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS, PECULIARITIES AND CONDITIONS OF ITS DEVELOPMENT
Abstract. In the article the problems of personal growth of Instructor in military educational institution of Interior Troops, of Ministry of Internal Affairs of Russia, are considered in relation to modern requirements to the personality of the Instructor through humanitarian paradigm. "Limiters" and "effective factors" of personal growth of the Instructor through in military academies are defined. Psychological structure of personal growth is offered, approaches to its development are formulated. The personal growth is understood from the point of view of subjective and axiological paradigm, with means that personal growth of an officer as an Instructor is related to the development of subjectivity and system of values.
Keywords: personal growth, conditions of growth of the personality, effective factors, military educational institution, motivational and valuable, activity, subject.
Значительные перемены, происходящие жизни России, отражаются и на внутренних в настоящее время в экономической, поли- войсках МВД России. Особое значение име-тической, социальной и духовной сферах ет совершенствование личностного разви-
тия преподавателя военно-образовательного учреждения внутренних войск, профессиональная подготовка офицерских кадров.
Решение задачи по подготовке будущего специалиста возложено на преподавателя военно-образовательного учреждения внутренних войск МВД России, требования к которому в настоящее время кардинально изменились и детерминируются социальным заказом, требованиями к личности и деятельности преподавателя, нравственному облику, политическому и социокультурному кругозору. Особенно важными становятся глубокая контекстная специализация, свободное ориентирование в общекультурных областях знания, серьёзная психолого-педагогическая подготовка, владение методологическим аппаратом и коммуникативной техникой, высокий креативный и нравственный потенциал, профессиональная компетентность преподавателя военно-образовательного учреждения внутренних войск.
В тоже время в практике военных образовательных учреждений складывается противоречивая ситуация. Главное противоречие (личностно-профессиональное) заключается между потребностью в квалифицированных, обладающих высокой компетентностью и способных к личностному росту преподавателях и несоответствия данным требованиям настоящей военно-образовательной системы. Это противоречие имеет объективные основания, содержащиеся в специфике содержания профессии военного и модели его поведения: востребованность самостоятельности, ответственности с одной стороны и дисциплинированности, исполнительности, с другой.
Для решения данной проблемы по нашему мнению процесс личностного роста преподавателя военно-образовательного учреждения должен быть построен на основе лично стно-ориентированного, субъектно-деятельностного подхода, что позволит качественно улучшить состав преподавателей и более эффективно проводить подготовку кадровых офицеров для внутренних войск МВД России.
Для этого важно создать такие условия профессиональной деятельности, в которых преподаватель не будет испытывать психологический дискомфорт и сможет реализоваться как полноправный субъект своей
деятельности, что наиболее соответствует современным подходам гуманистической парадигмы в системе образования.
Цель личностно ориентированного, субъектного подхода - создание условий для полноценного развития следующих психологических качеств преподавателя:
- способность к выбору;
- рефлексия как инструмент интеграции личности;
- поиск смыслов и мотивов для деятельности;
- сформированность образа "Я";
- ответственность за результат деятельности;
- свобода личности (освобождение от административных догматов).
Личностным ростом в контексте исследований, проведенных отечественными учеными является интегральная характеристика процесса актуализации личности, которая отражает отношение человека к себе и окружающему миру в качестве субъекта деятельности (Рубинштейн С. Л., Леонтьев А. Н., Ананьев Б. Г., Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В., и др.). Акцент делается на активно-преобразующей функции личности, в центре внимания находится изучение главной способности человека - производить изменения в мире, в других людях и в самом себе посредством деятельности, разрешая противоречия обстоятельств (условий) складывающихся в процессе своей деятельности и возможностей, которыми он потенциально обладает на пути движения вверх к человеческому, этическому, социальному, психологическому совершенству.
Иными словами, если решено противоречие, значит, сделан шаг вперед к обретению субъектности, а это важный критерий личностного роста.
Мы полагаем, что наиболее существенным в определении субъектности является выделение такого ее качества, как авторство собственной жизни, собственной истории, которое не возможно без самоопределения, выраженности определенной позиции человека. В то же время такое авторство не может состояться, как показывает С. Л. Рубинштейн, без выхода человека за границы самого себя. «Своими действиями я непрерывно взрываю, изменяю ситуацию, в которой я нахожусь, а вместе с тем непрерывно
258
Сибирский педагогический журнал ♦ № 3 / 2013
выхожу за пределы самого себя» [Цит. по: 3, с. 84].
Это значит, что человек должен четко представлять идеальный образ себя - человека, которым он стремится стать. В отечественной психологии подавляющее большинство ученых отдают Я-концепции центральное место в формировании личности, определяя ее как высшее, сложнейшее интегрированное и динамическое образование в духовном мире человека, регулирующее психическую жизнь; систему представлений о себе, внутреннее ядро личности [7, с.116].
В настоящее время среди различных моделей личностного роста, нет разработанной и апробированной модели, в которой учитывается специфика деятельности офицера преподавателя военных образовательного учреждения.
Главными специфическими чертами деятельности преподавателя военно-образовательного учреждения являются:
1. закрытость военно-образовательной системы от влияния социального окружения, профессиональная деятельность в жестких рамках единоначалия;
2. отсутствие личностно-ориентирован-ного подхода к преподавателям военно-образовательного учреждения;
3. недостаток дополнительного профессионального образования преподавателей военно-образовательного учреждения;
4. высокая социальная ответственность за результат своей деятельности;
5. особые традиции ценностей офицерского корпуса России.
Для любого развития, роста необходим комплекс организационных и психологических условий, которые нам необходимо разработать и апробировать в контексте специфики деятельности преподавателя военно-образовательного учреждения.
Сама же проблема личностного роста имеет онтологическую основу и должна рассматриваться с практической точки зрения, в современном контексте исторического, онтологического, социокультурного, акме-ологического и возрастного подходов, что указывает на динамический характер нашего исследования.
В зарубежной психологии проблема роста личности рассматривалась в работах:
А. Адлера, З. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни, Э. Эриксона, К.Г.Юнга, А. Маслоу, Г. Ол-порта, Ф. Перлза, К. Роджерса, В. Франкла и других ученых.
Вместе с тем необходимо учитывать, что попытки механического переноса идей зарубежных авторов на нашу психолого-теоретическую основу заведомо обречены как минимум на несоответствие, и если принимать за основу положение что личность формируется в той среде, в которой она проживает, то это неизбежно накладывает свои культу-ральные особенности. Поэтому важно понять, что идеи самореализации, личностного роста и многие другие не возникли сами по себе, а являются следствием более глубоких установок, задающих вполне определенный подход к человеку и его развитию [Приводится по: 4].
В отечественной психологии проблема роста личности рассматривалась в работах: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева и других авторов. В рамках теории деятельности Н., Р. Битя-новой предложена модель психологической структуры личностного роста.
В настоящее время практические, прикладные аспекты психологической практики в решении задач активизации личностного роста отражены в работах таких авторов как Р. Ассаджоли, Э. Берна, Дж. Бьюджен-таля, М. Джеймса и Д. Джонгварда, Л. Ка-мерон-Бэндлер, Дж. Рейнуотер, К. Роджерса, Ф. Перлза, К. Рудестама, В. Франкла, А. Г. Асмолова, Н. Р. Битяновой, О. В. Неме-ринского, А. С. Прутченкова и других авторов.
В этих работах рассматриваются некоторые аспекты личностного роста, при этом используется как термин «личностный рост», так и его синонимы, отражаются как прикладные аспекты решения задач личностного роста, так и разные составляющие практики развития личностного роста (рис. 1).
В условиях становления гуманитарной парадигмы в современной Российской науке наиболее близки к ней по содержанию и к понятию личностного роста гуманистическая теория самоактуализации А. Маслоу и деятельностная теория С. Л. Рубинштейна.
Личностный рост офицера преподавателя обладает спецификой, обусловленной особенностями профессии и организации образова-
Компоненты личностного роста
Операциональные категории личностного роста Ценностный компонент Мотивационный компонент Деятельностный компонент Механизмы реализации Волевой компонент Цель Рефлексивный компонент Результат личностного роста
Содержание компонентов Ценностные ориентации Все высшие виды потребностей и мотивов. Качества: - активность - креативность - профессиональная обучаемость Рост субъектных качеств. Снятие защит и барьеров на пути Ответствен ность Личностная актуализация Переход личностной рефлексии в активную 1. Стагнация личностного
Компетенции: - коммуникативная - перцептивная - адаптивная личностного роста. Рефлексия. Интеграция личности. Самодвижение. интеграцию личности. Осознание и понимание своих возможностей. роста 2. Неустойчивая динамика личностного роста
Нап равлен ность: Психические способности в деятельности
Источники Смыслы-ценности Смыслообразующая система мотивов Природный потенциал Личностное здоровье Воля Потребность роста личности Самопознание Самооценка 3. Устойчивый
Уровни исследования исторический, онтологический, социокультурный, акмеологический и возрастной личностный рост и
Низкий Средний Высокий 1. Неосознанное развитие
Уровни (характеристика) результата ЛР Отсутствие установки- мотив, потребность, цель. Стратегия жизни не построена. Нет поступка продиктованного волей и осознанным выбором. Самопознание не сопровождается рефлексией Неустойчивые потребности, цель неясна. Появление потребности самореализации исамопознания. Попытки рефлексии. Потребности имеют ценностно-смысловое звучание. Целеполагание построено с учетом перспективы. Свобода воли и принятие ответственности за выбор. поведение. 2. Осознание мотивов, причин и символики своих поступков. 3. Рекурсивное осознание мотивов и причин поступков. 4. Появилась мета'рефлексия. 5. Осознание, что качественные изменения рефлексии бесконечны, личности
Содержательный аспект Восхождение на более высокий уровень своей жизни, прусловии, что личность решает противоречия обстоятельств и условий своей деятельности, жизни общества и возможностей, способностей, которыми она потенциально обладает, и движется вверх к человеческому, этическому, социальному психологическому совершенств.
Принципы Непрерывности, Самоорганизации, Саморазвитие изнутри субъекта
Критерии Субъектности Нормального развития
Динамические свойства Пассивный личностный рост Активный личностный рост
Психические свойства Направленность на успех. Фрустрация. Отв^ственность. Самоидентичность. Интеллект.
Рис. 1. Психологическая структура личностного роста.
1. Индивидуальные 2 Биологические Равно зесие 3. Социальные
Разрешаются (новый позитивный опыт)
Внутренние
\
Не разрешаются (встраивается негативный компонент)
Формируется установка
Противоречия н/у потребностями и возможностями
Движущие силы роста Точки роста
Внешние
Причина (наследственность среда, воспитание)
Компоненты роста личности
Признаки роста
Критерии роста
Рис. 2. Комплекс условий личностного роста.
ния в военно-образовательном учреждении внутренних войск МВД РФ и должен сопровождаться глубокими изменениями в сфере взаимодействия личности преподавателя с внешним комплексом условий и факторов, воздействующих на содержание и динамику процесса личностного роста преподавателя военно-образовательного учреждения.
В каждом конкретном случае динамика личностного роста определяется показателями его критериев относительно объекта исследования, при этом должны быть определены психологические механизмы, внутренние и внешние условия личностного роста.
Это одна из задач исследования - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс организационных и психологических условий, способствующих эффективному личностному росту преподавателей военно-учебных заведений внутренних войск (рис. 2).
В качестве основных условий личного роста офицера преподавателя военно-образовательного учреждения выступают как общепсихологические, так и специальные, определяемые спецификой профессии и особенностями организации образования в военно-образовательных учреждениях. При
благоприятных условиях для развития личности преподавателя в процессе его деятельности на основе гуманистического и общенаучного подхода ожидаются изменения в мотивационно-ценностной сфере, обуславливающие потребность личностного роста преподавателя, развитие и совершенствование профессионально важных качеств, рефлексию социальной активности субъекта (А. К. Маркова, И. Ф. Исаев, Э. Ф. Зеер).
В этом случае личностный рост преподавателя возможен при условии, что:
- преподаватель как личность и человек решает противоречия обстоятельств (факторов) и условий своей военно-профессиональной деятельности: жизни общества, возможностей, способностей, ценностей и убеждений которыми он обладает как личность и требований характерных для специфического характера и условия службы,
- имеет смысловую мотивацию, потребность и убежденность в необходимости личностного роста,
- преподаватель имеет возможности и стремится к совершенствованию профессионального мастерства.
Первое условие показывает нам, что в основе любой деятельности заложена мотива-
Педа логический
Эмоциональная выдержка такт
Эмоционально-волевая сфера
Педагогические качества
Рис. 3. Структура личности преподавателя.
ционно-ценностная составная. Несмотря на то, что преподаватели военно-образовательного учреждения являются частью общества и для них характерны ценности, формируемые обществом, среда в которой они занимаются деятельностью, накладывает определенный отпечаток. На наш взгляд для преподавателя военно-образовательного учреждения характерно наличие системы ценностей, которые играют немаловажную роль в развитии и воспитании обучаемых. Военно-профессиональная позиция преподавателя вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентации, которые формировались на протяжении всей военной службы.
Показано, что данные условия связаны с профессиональной спецификой деятельности преподавателя и именно деятельност-ный подход к решению данной проблемы необходимо поставить во главу исследования (субъектно-деятельностный подход Рубинштейна) [6].
По нашему мнению для развития личностного роста преподавателя военно-образовательного учреждения необходимо учитывать деятельность, личную практику, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы, структуру личности преподавателя (рис. 3).
Можно предположить, что активно стимулировать личностный рост преподавателя военно-образовательного учреждения может его профессиональное развитие, так как профессионально важные качества, компетенции, направленность заложены в основу профессионального развития и являются критериями деятельностного компонента личностного роста преподавателя военно-
образовательного учреждения.
Личностный рост преподавателя военно-образовательного учреждения (если попробовать дать определение такому понятию) -это восхождение на более высокий уровень своей жизни в движении вверх к человеческому, этическому, социальному, психологическому совершенству.
Условием такого восхождения, возможно, будут являться его умения решать противоречия смыслов, мотивов и ценностей, когда основным может быть вопрос «Зачем?». Во многом это вопрос и духовных исканий личности.
Мотивационно-ценностный подход, мотивация наиболее рассматриваемое направление в психологии личности. Ценностные ориентации (мотивы, смыслы) являются основой жизненной стратегии личности (Абульханова-Славская К. А., Леонтьев Д. А. и др.).
В деятельности преподавателя военно-образовательного учреждения от условий ее организации будут зависеть уровень мотивации и смыслообразования, которые дают толчок социальной рефлексии. В этом случае следует ожидать изменения в субъектной сфере и как следствие в сфере деятельности субъекта.
Например, оценка результатов труда преподавателя безусловно влияет на состояние внутреннего психологического комфорта. И в случае, когда результат труда высокий, а также когда за низкие показатели следует критика, рефлексия в одном случае служит для закрепления успеха, а в другом для работы над ошибками и решения задач в целях достижения поставленной цели - и в этом
262
Сибирский педагогический журнал ♦ № 3 / 2013
смысле важна мера критики.
Детерминированность мотивационно-смысловых отношений социальной позицией и обусловленность этой позицией отношений деятельности субъекта определяют другие особенности психологической природы мотивационно-смысловых отношений:
- опосредованность изменения мотива-ционно-смысловых отношений изменением лежащей в ее основе деятельности (принцип деятельностного опосредования мотивацион-но-смысловых отношений индивидуальности);
- недостаточность осознания личностью смысла для его изменения;
- невозможность непосредственного воплощения личностного смысла в значениях.
Из принципа деятельностного опосредования мотивационно-смысловых отношений вытекает, что перемена социальной позиции человека в мире влечет переосмысление его отношений к действительности [2, с. 357].
При любом уровне мотивационно-смысловых отношений преподаватель в деятельности руководствуется схемой: мотив - воля - выбор. Обычно субъект сначала - еще до акта принятия решения -предусматривает трудности выполнения задачи. Когда эти трудности незначительны, тогда относительно легко дается и само решение, требуя меньшей концентрации воли, меньшего напряжения. Но когда предстоят серьезные трудности, тогда воля нуждается в гораздо большей мобилизации энергии. Именно данное свойство воли, позволяющее субъекту принять энергичное решение, невзирая на то, что он изначально понимает, насколько оно трудновыполнимо, указывает на ее твердость.
Всякий выбор, безусловно, имеет какое-то основание, и в случае воли этим основанием служит мотив.
В отечественной психологической науке в исследовании мотивационной сферы личности проводившимся А. Н. Леонтьевым было введено понятие «динамическая смысловая система» [5]. Динамическую смысловую систему можно определить как относительно устойчивую и автономную иерархически организованную систему, включающую в себя ряд разноуровневых смысловых структур и функционирующую как единое целое. Ключевое значение в формировании мотиваци-онной сферы придается мировоззрению.
Субъектный подход к изучению лично -сти ставит своей задачей изучение личности «изнутри», со стороны субъекта.
«При субъектном подходе, пишет В. Э. Чудновский, - в характеристике личности, в поведении человека подчеркивается роль активного, творческого начала. Это означает, что человек не просто подчиняется внешним обстоятельствам, его поведение внутренне детерминировано, и это позволяет ему стать хозяином судьбы». По мнению К. А. Абульхановой - «У человека всегда должна быть возможность осознавать себя личностью, перспектива стать лучше...» [1, с.9].
Необходимость реализации возможности личностного роста отдельного преподавателя на основе научно разработанной методики приобретает важное значение и способствует развитию научного потенциала педагогического состава военно-образовательных учреждений внутренних войск МВД России.
Следовательно, нам необходимо найти и научно обосновать благоприятные условия и психологические механизмы реализации потенциала личностного роста, разработать действенную модель личностного роста преподавателя военно-образовательного учреждения.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл: издательский центр «Академия», 2007. - 528 с.
3. Большунова Н. Я. Условия и средства развития субъектности. -дисс. ... док. психол. наук.-2007. - ... с.
4. Братченко С. Л., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии. // Психологические проблемы самореализации личности. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского ун-та, 1997. - 240 с.
5. Леонтьев Д. А. Методика предельных смыслов: методическое руководство. - М.: Смысл, 1999. - 36 с.
6. Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973. -424 с.
7. Синчурина М. Г. Структура Я-концепции: интеграция научных представлений // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №2. - С. 115-119.