Научная статья на тему 'Построение математической модели исследования эстетических компонентов исполнительского мастерства и методика их оценки в гимнастических видах спорта'

Построение математической модели исследования эстетических компонентов исполнительского мастерства и методика их оценки в гимнастических видах спорта Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
143
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИМНАСТИКА / ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / GYMNASTICS / DIFFERENTIAL CRITERIA / AND AESTHETIC PARAMETERS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Плеханова М. Э.

Основу методики составляет совокупность дифференциальных критериев технического мастерства спортсменок, которые формируются на базе единичных эстетических показателей. В качестве первого критерия принята надежность исполнения композиции. Второй критерий эффективность исполнения. Третий критерий характеризует элементный состав композиций. Четвертый критерий целостность композиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION OF MATHEMATICAL MODEL OF INVESTIGATING AESTHETIC COMPONENTS OF PERFORMANCE SKILL AND TECHNIQUE OF THEIR ESTIMATION IN GYMNASTIC EVENTS

Combination of differential criteria of gymnast's technical skills that are formed on the basis of separate aesthetic indices comprises fundamentals of the method. The first criterion is performance reliability of the composition, the second one is efficiency of performance, and the third characterizes the set of elements in the routine and the fourth criteria being integrity of the composition.

Текст научной работы на тему «Построение математической модели исследования эстетических компонентов исполнительского мастерства и методика их оценки в гимнастических видах спорта»

ПОСТРОЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА И МЕТОДИКА ИХ ОЦЕНКИ В ГИМНАСТИЧЕСКИХ ВИДАХ СПОРТА

Марина Эдуардовна Плеханова, кандидат педагогических наук, докторант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Основу методики составляет совокупность дифференциальных критериев технического мастерства спортсменок, которые формируются на базе единичных эстетических показателей. В качестве первого критерия принята надежность исполнения композиции. Второй критерий -эффективность исполнения. Третий критерий характеризует элементный состав композиций. Четвертый критерий - целостность композиции.

Ключевые слова: гимнастика, дифференциальные критерии, эстетические показатели.

CONSTRUCTION OF MATHEMATICAL MODEL OF INVESTIGATING AESTHETIC COMPONENTS OF PERFORMANCE SKILL AND TECHNIQUE OF THEIR ESTIMATION IN GYMNASTIC EVENTS

Marina Eduardovna Plehanova, candidate of pedagogical sciences,

Competitor of a scientific degree of doctor of sciences,

Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Abstract

Combination of differential criteria of gymnast’s technical skills that are formed on the basis of separate aesthetic indices comprises fundamentals of the method. The first criterion is performance reliability of the composition, the second one is efficiency of performance, and the third characterizes the set of elements in the routine and the fourth criteria being integrity of the composition.

Keywords: gymnastics, differential criteria, and aesthetic parameters.

Методика оценки эстетических компонентов исполнительского мастерства позволяет оценить качество исполнения с точки зрения надежности и эффективности, состава элементов и композиционного содержаний. Основу методики составляет совокупность дифференциальных критериев технического мастерства спортсменок, которые формируются на базе единичных эстетических показателей. В качестве первого критерия принята надежность исполнения композиции, определяемая по величине коэффициента надежности:

y = —, где Эв - суммарное число элементов (упражнений), составляющих

^11 Эо композицию в целом;

Эо - число элементов, выполненных с ошибками.

Второй критерий - эффективность исполнения.

Определяется этот критерий по показателям, представленным в таблице 1.

В результате факторного анализа по указанной шкале определяется экспертная оценка, которая представляет собой произведение относительных (приведенных к баллу - 5 "отлично") единичных показателей, возведенных в степень на соответствующую величину коэффициента весомости (табл. 1).

б5

Таблица 1

Шкала для оценки эффективности исполнения элементов ______________в произвольном упражнении____________________________

Показатели эффективности Коэффициенты весомости

АТЛЕТИЗМ (характеризуется сочетанием упражнений, требующих от спортсменок высокого уровня развития быстроты, гибкости, ловкости, силы и выносливости) 0,05

ТЕХНИЧНОСТЬ (действия спортсменок, соответствующие современным представлениям об образцовой технике исполнения отдельных элементов композиций) 0,07

ХОРЕОГРАФИЧНОСТЬ («школьное» исполнение; соответствие движений рук, ног, туловища и осанки принятым эстетическим нормам) 0,07

ЭФФЕКТНОСТЬ (способность гимнаста технически правильно выполнять упражнение, но внешне более зрелищно) 0,10

ВИРТУОЗНОСТЬ (акробатичность; демонстрация элементов композиции, доведенных до высшего совершенства и искусства их исполнения) 0,30

АРТИСТИЗМ (выразительность; выполнение движений с «подтекстом», внесение в них смысловых оттенков мимикой, жестами, элементами пантомимы) 0,40

Третий критерий характеризует элементный состав композиций и оценивается на основании следующих показателей:

а) объема - общего количества элементов в композиции;

y _ п + в , где П - общее число прыжков и прыжков во вращении; В - общее

✓ 31

число поворотов (турлянов) и их комбинаций;

б) разносторонности, характеризующейся степенью структурного разнообразия элементов композиции (числом элементов, имеющих разную техническую основу исполнения);

y =N, где N - общее число элементов композиции, n - число элементов, -^32 n

имеющих различную техническую основу исполнения;

в) трудности, отражающей степень требований к психомоторным возможностям спортсменок;

n

у _ П XI , где ХР - отдельный г-й показатель трудности j-го элемента, aj - ко-

33 j=i 1

эффициент весомости j -го качественного показателя трудности;

г) оригинальности, характеризующейся демонстрацией спортсменом новых форм движений, новых элементов и соединений, т.е. того, что выходит за рамки известного, традиционного, классического, привычного и устаревшего;

у = iccfl - -М

34 I log у I

v & ?1, где х - количество спортсменов, выполняющих данный элемент или соединение, у - общее количество спортсменов - участников соревнований;

д) ценности, представляющей собой произведение показателей трудности и оригинальности элементов;

у _ р х кт, где Р - оригинальность элемента, соединения, кт - коэффициент

У 35

трудности элемента, соединения в числовых единицах.

Четвертый критерий - целостность композиции, которую выявляют показатели:

I. Соподчиненность элементов композиции. Определяется этот показатель по таблице 2. По указанной шкале определяется экспертная оценка, которая представляет собой произведение баллов за динамичность исполнения элементов и композиции в целом.

Таблица 2

Шкала для оценки соподчиненности элементов композиции________________

Компоновка элементов композиции Баллы

Использование подскоков в качестве композиционных элементов 1-3

Равномерное распределение трудности элементов по всей композиции 3-6

Формы соединения элементов (отсутствие трафаретных и тривиальных связок, стандартных соединений и композиционных стереотипов) 6-9

Рассредоточение в композиции главных, кульминационных ("ударных") элементов 9-12

Внутренняя логичность структуры фрагментов, частей и композиции в целом 12-15

Динамичность исполнения элементов Баллы

Уплотнение соединений (каскадов), сведение к минимуму количества "разгоночных" движений 1-3

Формирование в композиции соединений из нескольких элементов и каскадов 3-6

Рациональное соотношение смены темпов исполнения элементов (каскадов) 6-9

Организованная ритмическая структура композиции (с учетом длительности отдельных фрагментов, нарастания или замедления темпа в соединениях) 9-12

Художественное оформление композиции.

Этот показатель у42 находится по сумме баллов таблицы 3.

По приведенным значениям частных показателей технического мастерства исполнения композиций должны быть рассчитаны величины дифференциальных критериев мастерства Д). При этом возникнет проблема объединения разных по существу показателей в единую оценку. Для этих целей весьма эффективным, на наш взгляд, является метод функции желательности, согласно которому устанавливается частная желательность (dj) того или иного показателя, а желательность комплекса показателей определяется как среднее геометрическое последних:

ДJ = idn ■dj2 ■■■■dm ,

где m - число показателей, входящих в j-й критерий исполнительского мастерства.

Частная желательность определяется по следующим формулам:

а) для показателей, которые характеризуются монотонным изменением желательности в зависимости от численного значения:

dj = exp [-exp(-yiJ'J]

б) для показателей, которые имеют максимальную желательность при некотором численном значении показателя:

d, = exP [-(У») ],

где у у - безразмерное значение данного показателя, которое в первом случае определяется по двум или трем значениям (уу) и соответствующим базовым отметкам

шкалы желательности в виде полинома у = п п у или у! = и +и у 2, во втором

у у (Ло ЫхУ у у у и0 МхУ у

случае - по двум значениям уу] и уу2, соответствующим желательности йу = 0,37 в виде:

2 У у - (У ух + Ууг>

У»

(УМ - У»2)

1/1 * у 2

Величину показателя степени (Р) можно определить, зная какое-либо конкретное значение (уу) и соответствующую желательность (й/у), по формуле:

1n- 1n^^

1nl У»І

После определения желательности (Ді) дифференциальных критериев возникает

Р

проблема объединения последних в единую оценку, которая в виде числа характеризовала бы техническое мастерство исполнения произвольной композиции в целом. Алгоритм получения общей оценки (У), на наш взгляд, может быть представлен следующим образом:

У = К XV/.О,

у-1 ,

где К - коэффициент, зависящий от уровня и масштаба соревнований; VI - веса критериев мастерства; Q - число критериев мастерства.

Было принято, что К=1,0 для соревнований на первенство России; К=1,25 - Европы; К=1,5 - мира и К=1,75 - Олимпийских игр.

Таблица 3

___________Шкала для оценки художественного оформления композиции_____________________

Вид художественного оформления композиции Баллы

Эффектное начало и финал композиции 1-3

Отсутствие лишнего, несообразного, случайного в композиции, идущего вразрез с музыкой 3-6

Соответствие современной моде и стилю исполнения композиции 6-9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Музыкально-хореографическая целостность (точное сочетание движений, настроений и нюансов с музыкой) 9-12

Применение художественных приемов (повторы, "игра мотивов", контраст и нюанс, элементы неожиданности) 12-15

Веса отдельных критериев мастерства зависят от специфики технико-

эстетического вида спорта и требований, предъявляемых к участникам соревнований правилами этого вида спорта. В нашем случае было принято К1=2(3), Р2=3(4), К3=4(5) и Р4=5. При этом исходили из следующих соображений: вес критерия целостности композиции был принят более высоким, чем веса трех остальных критериев; для стимулирования повышения качества композиционного содержания выступлений гимнастов с точки зрения их художественного оформления увеличивается вес (значение в скобках) при достижении желательности по этим показателям значений 0,6 и выше, т.е. при Д > 0,8.

После определения общей оценки (у) необходимо установить общую желательность исполнения композиции. Так, для гимнасток - художниц было принято, что Д=0,37 и Д=0,63 соответствуют значениям оценки у=5 и у=10.

При этом имеем соотношение: У = - 1,14 + 0,19у.

Данным упражнением определяется безразмерная величина (у), входящая в выражение общей желательности Д).

В состав комплексного показателя нами был включен показатель хореографич-ности (X), который рассматривался как характеристика степени соответствия движений требованиям хореографии и определялся по формуле:

X Э*

X- 1 1,

/-1

где Эок - элементы, выполненные с нарушениями норм хореографии соответственно правилам соревнований по гимнастическим видам спорта;

Э - элементы упражнения.

Значения Х изменяются в пределах от 0 до 1 (Х=1 соответствует максимальному уровню хореографичности; Х=0 - минимальному уровню).

Амплитудность. Одним из недостатков исполнения основных элементов в гимнастических видах спорта является сокращение амплитуды движений. Сокращение амплитуды при исполнении движений карается сбавками в соответствии с правилами соревнований. В связи с этим в состав комплексного показателя исполнительского мастерства нами был включен показатель амплитудности движений (А), определяю-

щийся по формуле:

М, Ya + М2 Ya

1 norm 2 max

А =---^^-------------,

i=1

где anorm - элементы, выполненные с амплитудой в пределах требований правил соревнований; M, - весомость anorm (M,= 0,33); amax - элементы, выполненные с амплитудой, превышающей требования правил соревнований; M, - весомость amax (M,=0,67); Э - элементы упражнения.

Значения А изменяются в пределах от 0 (минимальный уровень «амплитудно-сти») до 0,67 (максимальный уровень «амплитудности»).

Выразительность. Одним из важных показателей исполнительского мастерства является выразительность движений, которая определяется умением изменять их характер в зависимости от характера музыкального аккомпанемента. Этот показатель также был включен нами в состав комплексной оценки. Он определялся на основе сочетания метода семантического дифференциала с принципом партитурной транскрипции и заключался в определении разности между заданным и фактическим уровнями выразительности исполнения. При этом композиция делилась на части соответственно числу различающихся по характеру частей музыкального аккомпанемента. Для каждой из частей задавались определенная интенсивность выраженности комплекса эмоционально-смысловых признаков движений (от 1 до 5 баллов). Например: весело, бодро, жизнерадостно и т.п.

n

Y y«

в = + у, где

Y *

i =1

Xj - заданная выраженность i-го эмоционально-смыслового признака в j-й части композиции; yij - фактическая выраженность i-го эмоционально-смыслового признака в j-й части композиции; n - количество эмоционально-смысловых признаков, используемых для j-й части композиции; у - количество частей в композиции.

Темп исполнения. Показателем, косвенно характеризующим техническое мастерство гимнасток, является темп исполнения движений как основных элементов, так и элементов с предметами. Влияние этого показателя на исполнительское мастерство также необходимо учитывать при выведении комплексной оценки. В связи с этим, показатель темпа определяется нами по формуле:

n

Y 5

Т = ——, где Э - элементы упражнения, t - длительность упражнения.

Трудность упражнения. При выведении комплексной оценки исполнительского мастерства необходимо учитывать также и количество трудных элементов в упражнении, классификация которых приведена в правилах соревнований.

Этот показатель учитывался нами на основе подсчета общего количества элементов групп трудности в упражнении по формуле:

П

Тp = Y Этр, где Этр - элемент высокой трудности.

i=1

Разнообразие элементов. Разнообразие элементов, включенных в упражнение, тесно связано с разносторонностью технических навыков гимнастки. Этот показатель может быть определен путем подсчета количества элементов, относящихся к различным группам движений без предмета (прыжки, повороты, равновесия, наклоны, волны, передвижения, полуакробатические элементы) и двигательных действий с предметами (бросков больших и малых, перекатов и топ.), и вычисления среднего квадратического отклонения отдельно для основных элементов и движений по формуле:

D dn + do х X

P - —------- , где дп - ср.кв. для основных элементов, до - ср.кв. для движений с предметом.

Итак, общую методику получения априорной оценки технического мастерства исполнения произвольных композиций в технико-эстетических видах спорта можно представить в следующем виде:

1. Устанавливается число критериев технического мастерства исполнения произвольных композиций (i) в соответствии со спецификой условий тренировки и соревновательной деятельностью вида спорта.

2. Устанавливается число показателей мастерства (j) для каждого из критериев и алгоритм показателей мастерства у).

3. Разрабатывается шкала желательности dij для каждого из показателей мастерства, в соответствии со значениями которых определяются желательности критериев мастерства.

4. Устанавливаются веса (V) для каждого из критериев мастерства в соответствии с их значимостью и коэффициенты (K), учитывающие уровень и масштаб соревнований.

5. Определяется общая оценка Y исполнения композиции в целом.

6. Разрабатывается шкала общей желательности Д), которая вычисляется по полученной оценке (у).

7. Оценка эстетических показателей имеет свои особенности, связанные с выбором эталонных примеров путем построения эталонных рядов, дифференцированной оценкой и др. Эти особенности обусловливаются тем, что эстетические показатели в чувственно-наглядной форме отражают основные достоинства и недостатки исполнения композиций.

СОДЕРЖАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНОГО КЛУБА РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО

НАЗНАЧЕНИЯ

Михаил Евгеньевич Савин, соискатель,

Военный институт физической культуры (ВИФК),

Санкт-Петербург

Аннотация

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке содержания физкультурно-спортивной деятельности спортивного клуба ракетных войск стратегического назначения. Экспериментально подтверждена высокая эффективность разработанной структурно-функциональной схемы физкультурно-спортивной деятельности спортивного клуба РВСН при проведении физической подготовки с военнослужащими.

Ключевые слова: физическая подготовка; физкультурно-спортивная деятельность; военнослужащие ракетных войск стратегического назначения.

CONTENT OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS ACTIVITY OF SPORTS CLUB OF ROCKET STRATEGIC FORCES

Michael Evgenevich Savin, competitor,

Military institute of physical educations and sports,

Saint-Petersburg

Abstract

Results of investigations done on working out contents of physical training and sports activities at the sport club of Rocket strategic forces (RSF) are presented. High efficiency of worked out structure-functional scheme of education sports activity at physical education sessions of servicemen are experimentally confirmed.

Keywords: physical preparation; physical training and sports activity; officers of Rocket stra-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.