Научная статья на тему 'Моделирование оценки исполнительского мастерства спортсменов старших разрядов в спортивной аэробике'

Моделирование оценки исполнительского мастерства спортсменов старших разрядов в спортивной аэробике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
251
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Поздеева Е. А.

В статье анализируется структура исполнительского мастерства (технический и эстетический компоненты); рассматриваются вопросы построения соревновательных упражнений; педагогический контроль за содержанием, композицией и качеством исполнения этих упражнений. Впервые выявлены и обоснованы количественные критерии и модель оценки исполнительского мастерства гимнастов в спортивной аэробике. Результаты исследования могут использоваться студентами, преподавателями, тренерами в учебно-тренировочном процессе по данному виду спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Simulation of technical skill evaluation of senior-grade athletes in sports aerobics

In this research, the structure of performing mastershipfits technical and esthetical components) is analyzed; the tasks of creating competitive exercises are considered as well as pedagogical control over the content, composition and quality of these exercises performance. For the first time quantitative criteria and evaluation model of skills of gymnasts in sports aerobics are brought to light and put onto scientific basis. The results can be used by students, teachers, and coaches in training process in this particular kind of sport.

Текст научной работы на тему «Моделирование оценки исполнительского мастерства спортсменов старших разрядов в спортивной аэробике»

УДК 796.41

Е. Л. ПОЗДЕЕВД

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОЦЕНКИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА СПОРТСМЕНОВ СТАРШИХ РАЗРЯДОВ В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ_

В статье анализируется структура исполнительского мастерства (технический и эстетический компоненты); рассматриваются вопросы построения соревновательных упражнений; педагогический контроль за содержанием, композицией и качеством исполнения этих упражнений. Впервые выявлены и обоснованы количественные критерии и модель оценки исполнительского мастерства гимнастов в спортивной аэробике. Результаты исследования могут использоваться студентами, преподавателями, тренерами в учебно-тренировочном процессе по данному виду спорта.

Введение

В настоящее время в сложнокоординационных видах спорта, связанных с искусством движений, ведущими тенденциями развития являются рост сложности соревновательных упражнений, поиск новых оригинальных элементов, доведение технического мастерства до уровня виртуозности (П. Э.Гевара, 1994; С. И. Борисенко, 2000; Н.А. Каравацкая, 2002). Гимнасты включают в свою произвольную программу максимум элементов высшей трудности из различных структурных групп и выполняют их технически совершенно.

В данном случае лишь эстетическая сторона может служить, тем моментом, который дает определенное преимущество спортсменам, а судьям-экспертам - возможность качественного различения выступлений (Ю.И. Смирнов, 1991; М.Э. Плеханова, 1997). Так, первенство будет сохраняться за теми спортсменами, которые смогут сочетать разнообразную сложность, технически безукоризненное исполнение в оригинальных композициях с особой выразительностью и артистизмом.

Однако понятие «эстетика гимнастики», связанное с проявлением таких сторон исполнительского мастерства, как выразительность, культура движений, эффективность и гармоничность, художественность и музыкальность, виртуозность, относится к числу трудноопределяемых, нечетких понятий и нуждается в детальном уточнении и выявлении критериев для его оценки (Б. Т. Адефрис, 1992).

Вопросы выявления объективных критериев оценки исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта освящены в работах широкого круга авторов (Ю. А. Резников, 1974; М. Г. Новик, 1975; Ю. И. Смирнов, И. Н. Шарабарова, И. В. Абсаля-мова, 1980; О. А. Иванова, 1982; М.Н. Максимова, 1987; Ю. И. Смирнов, 1990; М. Э. Плеханова, 1997 и др.). Данные публикации объединены одной целью -стремление снизить субъективизм оценки, выразить в конкретных единицах требования к оцениванию качества исполнения соревновательных упражнений. В основу решения обозначенного направления положен квалиметрический подходи ведущий метод-экспертный. Для характеристики исполнительского

мастерства специалисты используют следующие понятия: техничность, выразительность, легкость, точность, красота, артистичность, пластичность, виртуозность, мягкость, элегантность, четкость, зрелшц-ность и другие. Однако остается не ясно как оценить эти понятия, в каких единицах измерения выразить. Этот аспект недостаточно освящен в научных исследованиях.

В спортивной аэробике, как в сложнокоордина-ционном виде спорта, это направление также требует своего разрешения. В цравилах соревнований по спортивной аэробике (2001,2005) приводятся общие краткие требования по составлению и оценке содержания соревновательных программ (упражнений) гимнастов.

В связи с этим нет конкретных рекомендаций по методике построения, количественному анализу содержания и критериев выразительности исполнения соревновательных упражнений в спортивной аэробике. Поэтому проблема количественной оценки исполнительского мастерства спортсменов является актуальной.

Цель: разработать модель оценки исполнительского мастерства спортсменов старших разрядов для педагогического контроля за содержанием и композицией индивидуальных соревновательных программ в спортивной аэробике.

Задачи:

1. Исследовать содержание и построение индивидуальных соревновательных программ у спортсменов различной квалификации в спортивной аэробике.

2. Выявить влияние качества исполнения элементов сложности, базовых аэробных шагов и содержания индивидуальных соревновательных программ на спортивный результат в спортивной аэробике.

3. Обосновать и апробировать модельные характеристики технического и эстетического компонентов исполнительского мастерства гимнастов старших разрядов в спортивной аэробике.

Методы исследования: анализ научной и методической литературы, анализ документальных материалов, педагогические наблюдения, хронометрирование, экспертные оценки, моделирование, педагогический эксперимент, математическая статистика.

Организация исследования.

Исследование проводилось в течение 2002-2006 гг. в четыре этапа.

На первом этапе был проведен анализ и обобщение данных научно-методической литературы по изучаемому направлению исследования, анализ правил соревнований в спортивных видах гимнастики. Была определена цель, задачи, методы исследования; разработана рабочая гипотеза.

Второй этап исследования предусматривал проведение педагогических наблюдений. Был проведен анализ видеозаписей выступлений спортсменов различной квалификации по спортивной аэробике. В результате этого было выявлено содержание и композиция соревновательных программ; разработаны варианты выполнения элементов, дополнительных движений и действий в соревновательных упражнениях; выявлены ошибки в технике исполнения элементов сложности и базовых шагов; определено качество выполнения упражнений. Далее проводилась статистико-математическая обработка полученных данных. В итоге были разработаны модельные характеристики исполнительского мастерства гимнастов старших разрядов в спортивной аэробике.

На третьем этапе исследования проводился педагогический эксперимент на базе МОУ ДО Д ДЮСШ № 1 и СДЮШОР № 18. В нем приняло участие 22 спортсмена в возрасте 15-24 лет. В данном эксперименте выяснялась эффективность применения разработанных модельных характеристик в учебно-тренировочном процессе.

На четвертом этапе обосновывались полученные результаты.

Результаты исследования. При анализе специальной литературы и правил соревнований было выделено 24 показателя, распределенные на 6 групп, которые определяют содержание и композиционное построение индивидуальных соревновательных программ: 1) группа «элементы сложности» включает показатели — обязательные элементы трудности и их комбинации; 2) «пространство» — перемещения, уровни пространства; 3) «спортивное специфическое содержание» — базовые шаги, элементы малой акробатики, прыжки, не составляющие группы сложности, переходы (суммарный показатель группы — переходы и соединения); 4) «средстваоформления» — движения головой, рукой и туловищем (суммарный показатель — свободное оформление); 5)«музыкальное соответствие» — акцентная точка, танцевальные движения, сюжетные элементы, темп музыки и изменение ритма (суммарный показатель — музыкальное соответствие); 6) «интенсивность» — темп исполнения (суммарное количество движений в единицу времени). Поданным показателям проводилось детальное изучение содержания упражнений спортсменов.

Анализируя содержание индивидуальных соревновательных программ, было определено время выполнения упражнений и их составляющих (элементов, движений, действий) у спортсменов разной квалификации, пола и возраста. Средняя продолжительность программы варьирует в зависимости от возрастной категории — юноши, юниоры, взрослые (от 92,1 ±2,6 до 1.02,7±2,3 с), что соответствует требованиям современных правил соревнований. Большую часть времени всей программы занимают базовые шаги и их разновидности (60,2±5 сек), на переходы и малую акробатику отводится — (19±3,7 с), наэлемен-ты сложности — (18,6±2,2 с). Остальное время почти равномерно распределено между другими составляющими: прыжки, не составляющие группы слож-

ности — (2,05±1,4) сек; танцевальные движения и сюжетные элементы — (3,19±1,8) сек.

Для определения качества исполнения элементов сложности и базовых аэробных шагов были проанализированы ошибки и сбавки за них. Выделено пять групп ошибок: в школе движений; в амплитуде движений; в приземлении; в элементах прс выполнении базовых требований и грубые ошибки. Выявлено, что техническая подготовленность у спортсменов старших разрядов находится на среднем уровне (7,26±0,7 балла).

Результаты однофакторного дисперсионного анализа показали, что на сцепку за артистичность достоверно влияет уровень исполнения (35%; Р<0,05). Чем выше уровень технической подготовленности, выше уровень в/ адения гимнастической школы движений, тем выше будет оценка за артистичность.

По результатам корреляции и однофакторного дисперсионного анализа из общего количества показателей содержания соревновательных упражнений выделена группа средств выразительности. К ней относятся (по степени значимости): подскоки; переходы и соединения; акцентные точки; свободное оформление; темп исполнения; движения головой; танцевальные движения; музыкальное соответствие; элементы высшей сложности, движения рукой; переходы; темп музыки. Данные показатели имеют достоверное влияние на оценку за артистичность и, как следствие, на общую оценку (13ч-38 %; Р<0,05).

Совместное влияние факторов содержания программ (различные составляющие) и уровня исполнения на оценку за артистичность было доказано результатами двухфакторного дисперсионного анализа. Сила совместного влияния факторов оказалась в диапазоне 35-^54% при Р<0,05.

Для педагогического контроля над содержанием и композицией соревновательных упражнений была разработана модель оценки исполнительского мастерства спортсменов старших разрядов в спортивной аэробике (табл. 1). В ней отражено два компонента исполнительского мастерства — качество исполнения, трудность (технический) и артистичность (эстетический) . Нами было выделено три уровня исполнения: низкий, средний и высокий. Модель включает в себя количественные значения по каждому показателю содержания программы в соответствии с уровнем исполнения и трудностью упражнения. Также рассчитана предполагаемая оценка по артистичности для каждого уровня исполнения. Эффективность разработанной модели оценки подтвердилась в педагогическом эксперименте. Она выразилась в достоверном положительном приросте соревновательных результатов спортсменов экспериментальной группы.

Выводы

1. Для составления и анализа упражнений выделены 24 показателя, распределенные на 6 групп. К ним относятся: 1) группа «элементы сложности» включает показатели — элементы сложности группы «А»; «В»; «С»; «Д» и их комбинации; 2) «пространство» - перемещения, уровни пространства; 3) «спортивное специфическое содержание» — базовые шаги, элементы малой акробатики, прыжки, не составляющие группы сложности, переходы; переходы и соединения; 4) «средства оформления» — движения головой, рукой и туловищем; свободное оформление; 5) «музыкальное соответствие» — акцентная точка, танцевальные движения, сюжетные элементы, темп музыки и изменение ритма; музыкальное соответст-

Таблица 1

Модель оценки исполнительского мастерства спортсменов старших разрядов в спортивной аэробике

\ Критерий Исполнение | !

\ выбора низкий уровень средний уровень высокий уровень

\ модели 5,9-6,85 6,8-7,6 7,65-9,0 I

Трудгость! ,

0,Эв± 0,05 ! 0,45+ 0,05 0,461 0,04;

№ Оценка за артистичность

Показатель \ 7,2 £ X £ 7,95 7,85X5 8,25 8,2^X5 9,15

содержания \ Миним. Средн. Мвксим. Миним. Среда. Максим. Миним. Средн. Максим.

упражнения \ кол-во кол-во кол-во тш-во кол-во кол-во кол-вр кол-во кол-во

Х-а X X +а X - а X X + о Х-с X X +ст

Показатели выразительности, при Т — 0,31 4- 0,72

1 Перехода и соед-я 5 7 9 7 9 11 8 11 14

2 Под: коки 0 1 2 1 . 2 3 1 3 5

3 Темп исполнения 0.65 0,71 0,77 0,65 0,76 0,87 0,75 0,81 0,86

4 Акцентная точка 0 1 2 0 1 2 1 2 3

5 Эл-ты высш. слож. 0 0 1 0 1 2 0 1 2

6 Переходы 4 5 7 4 6 8 5 7 9

7 Муз. соответствие 1 3 5 2 4 6 3 6 9

8 Темп музыки 151 160 169 151 165 179 158 170 188

9 Своб. оформление 0 2 4 1 3 5 3 5 7

13 Движения рукой 0 0 1 0 1 1 0 1 2

Показатели второй группы, при Г < 0,30

10 Движения головой 0 0 1 0 2 4 1 3 5

И Танц. движения 0 1 3 0 2 4 2 3 4

12 Изменение ритма 0 0 1 0 1 2 0 1 2

14 Группа А 2 2 2 2 2 2 2 2 2

15 Группа В 2 2 2 2 2 2 2 2 2

16 Группа С 3 4 5 3 4 5 4 5 6

17 Группа Д 2 3 4 2 3 4 2 3 4

18 Движения тазом 0 1 2 0 0 1 0 1 2

19 Каскады 0 0 1 0 0 1 0 0 1

20 Базовые шаги 49 55 61 46 57 68 54 60 68

21 Малая акробатика 0 0 1 0 1 2 0 1 2

22 Перемещения 18 21 24 20 23 26 21 24 27

23 Пространство 1 1,5 2 1 1,5 2 1 2 3

24 Сюжетные элем-ты 0 0 1 0 1 2 0 0 1

вие; 6) «интенсивность» — темп исполнения (суммарное количество движений в единицу времени).

2. Основным содержанием соревновательных упражнений у гимнастов в спортивной аэробике являются базовые шаги и их разновидности, которые составляют — (60,2±5с) от общего времени. Напере-ходы и малую акробатику отводится - (19±3,7 с), на элементы сложности - (18,6±2,2 с). Остальное время почти равномерно распределено между другими составляющими: прыжки, не составляющие группы сложности - (2,05± 1,4 с); танцевальные движения и сюжетные элементы — (3,19±1,8с).

3. На основе определения ошибок в технике исполнения элементов сложности и базовых аэробных шагов были проанализированы сбавки за ошибки. Получены сведения о качестве исполнения соревновательных программ. В данный момент качество исполнения программ у спортсменов старших разрядов находится на среднем уровне (7,26±0,7 балла).

4. Доказано влияние качества исполнения на оценку за артистичность в спортивной аэробике (35%; Р<0,05).

5. По результатам корреляции и однофакторного дисперсионного анализа была определена группа средств выразительности в данном виде спорта. К ним относятся: подскоки; переходы и соединения; акцентная точка; свободное оформление; темп исполнения; движение головой; танцевальные движения; музыкальное соответствие; элементы высшей сложности, движения рукой; переходы; темп музыки.

6. Составленная модель оценки исполнительского мастерства спортсменов старших разрядов основана на двух компонентах исполнительского мастерства: технического и эстетического. В ней представлены три уровня исполнения (высокий, средний, низкий) и модельные характеристики содержания соревновательных упражнений в качестве количественных значений по каждому показателю программы

в соответствии с уровнем исполнения и трудности упражнения.

Эффективность разработанной модели оценки исполнительского мастерства спортсменов подтвердилась в педагогическом эксперименте. В результате коррекции качества и содержания соревновательных программ у спортсменов экспериментальной группы были отмечены достоверные положительные изменения по б показателям: подскоки, движения рукой, акцентная точка, переходы и соединения, темп исполнения, музыкальное соответствие (Р<0,05). Произошли достоверные положительные изменения по соревновательным результатам за артистичность, исполнение и общую оценку (Р<0,05).

Практические рекомендации

1. При построении и анализе индивидуальных соревновательных программ в спортивной аэробике рекомендуем использовать выделенные показатели содержания упражнений.

2. Трудность упражнения можно анализировать по критериям: количество элементов высшей сложности (0,7 балла и более); распределение элементов сложности в программе; средняя трудность (суммарная стоимость элементов, деленная на количество элементов).

3. При анализе ошибок рекомендуем применять разработанную систематизацию: ошибки в школе движений; в амплитуде движений; в призе млении; в элементах при выполнении базовых требований и грубые ошибки.

4. При оформлении и коррекции соревновательных программ рекомендуем использовать выявленные средства выразительности: подскоки; переходы и соединения; акцентная точка; свободное оформление; темп исполнения; движение головой; танцевальные движения; музыкальное соответствие; элементы высшей сложности, движения рукой; переходы; темп музыки.

5. Применение средств выразительности будет эффективным только при отличном уровне исполнения элементов сложности и базовых аэробных шагов, т.е. у мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта.

6. При высоком уровне подготовленности сверхсложные элементы лучше выполнять в конце упражнения.

7. Рекомендуем использовать разработанные модельные характеристики исполнительского мастерства гимнастов в спортивной аэробике. Однако модель необходимо выбрать в соответствии с определенным исходным уровнем исполнения и трудностью упражнения (см. табл. 1).

Библиографический список

1. Адефрис, Б. Т. Методы оценки зрелищное™ массовых спортивно-гимнастических выступлений и их использование в организации учебно-тренировочного процесса:автореф. дис .... канд. пед. наук/Б.Т. Адефрис. - Кичв. 1992.-27с.

2. Борпсенко, С.И. Повышениеисш-лш-ггельскогомастерства гимнасток на основе совершечсвованяя хореографической подготовки: автореф. дис. ...кгнд. пед наук/С. И. Борисенко. — N4., 2000.-23 с.

3. Гевара 11ерез ХорхеЭнрик: (Эквадор) Содержаниехорео-графи ческих элементов в комгози> \ни упражнений спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике: автор, дис.... канд. пед. па} к / Гевара Перил Хорхе Энрике. М., 1994. - 23 с.

4. Иванов^, О. А. Методы оценки исполнительского мастерства :автореф. дис.... канд.пед. наух/О. А. Иванова. - М., 1982. - 23 с.

5. Каравацхая, Н. А. Методика формирования навыков двигательной выразительности в художественной гимнастике : автореф. дис.... канд. пед. наук / Н. А. Каравацкая. - Смоленск, 2002. -20 с.

6. Кодекс оценок по спортивной аэробике / Всерос. федер. спорт, и оздоровит, аэробики. - М.,2005.- 65 с.

7. Максимова, М. Н. Методы объективизации оценки содержания упражнений синхронного плавания: автореф. дис.... канд. пед. наук/ М. Н. Максимова. - М„ 1987. - 23 с,

8. Новик, М. Г. Оценка сложности и перспективности построения произвольных комбинаций с обручем сильнейших гимнасток-участницУПчемпионата мира по художественной гимнастике / М. Г. Новик // Управление тренировочным процессом в технико-эстетических видах спорта (спортивная гимнастика, акробатика, художественная гимнастика) : материалы науч. конф, (10-24 дек. 1974г.). - М„ 1975. - С. 34-37.

9.Плээсвэ,М .Э Методы объективизации визуальной оценки экспрессивности движенийвхудожественнойгимнастике. автореф. дис. ... канд. пед. паук / М. Э. Плеханова . - М., 1997. - 33 с.

10. Правила соревнований по спортивной аэробике/ Всерос федер. спорт, и оздоровит, аэробики. - М., 2001. - 35с.

11. Резников, Ю. А. Объективные критерии оценки эффективности техники в видах спота с субъективной оценкой результатов: автореф. дис.... канд. пед. наук/ Ю. А Резников. - М., 1974,- 23с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Смирнов И. Ю. Эст етические аспекты спортивно-технического мастерства: учеб. пособие / И..Ю. Смирнов. — Малаховка: [б.и.], 1990.-86С.

13. Смирнов, И. Ю. Методикакомплексной оценки мастерства исполнения произвольных композиций фигуристами / И.Ю. Смирнов, И. Н. Шарабарова, И.В. Абсалямова // Теория и практика физической культуры. -1980. - №4. - С. 7-9.

14. Смирнов, Ю, И. Теория и методика оценки и контроля спортивной подготовленности-.автореф. дис....д-ра пед наук/ Ю. И. Смирнов. - М., 1991. - 37 с.

ПОЗДЕЕВА Елена Александровна, преподаватель кафедры ТиМ гимнастики, аспирантка.

Поступила в редакцию 19.06.06. © ПоздееваЕ.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.