Научная статья на тему 'ПОСТРОЕНИЕ КАРЬЕРЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ 1-го КУРСА БАКАЛАВРИАТА'

ПОСТРОЕНИЕ КАРЬЕРЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ 1-го КУРСА БАКАЛАВРИАТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Карьерное ориентирование / карьерная траектория / студенческая молодежь / управление карьерой / Career guidance / career trajectory / student youth / career management

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вахмянина Анна Владимировна

Важность выбора и построения карьерных траекторий студенческой молодежи определяется задачами личностного и профессионального развития для обеспечения конкурентоспособности выпускников на динамичном рынке труда. Целью представленного в работе исследования является анализ понимания студенческой молодежью сути понятия «карьера», ключевых аспектов построения успешной карьеры и видения будущего. На основе анализа публикаций по теме исследования представлено уточненное видение автора относительно понятия «карьера», актуализирована важность внимания к построению карьеры на этапе карьерного ориентирования студентов 1-го курса бакалавриата вуза. Результаты письменного полуструктурированного интервью, проведенного среди студентов 1-го курса бакалавариата УрГЭУ по вопросам построения карьеры, послужили эмпирической основой для достижения обозначенной цели. В исследовании приняли участие 111 студентов, что составило 54 % всей совокупности обучающихся 8 профилей и направлений подготовки вуза. Анализ данных эмпирической части исследования показал, что студенты понимают суть термина «карьера», ассоциируя его с такими дефинициями, как «жизненный путь», «профессиональное развитие». В результате подтвердились выдвинутые автором гипотезы о том, что студенты считают равнозначно важным развитие во время обучения профессиональных и надпрофессиональных компетенций, а также о том, что порядка 60 % респондентов не планируют работать по специальности или не определились с выбором направления карьерного пути. Итоги работы демонстрируют факт отсутствия осознанного подхода и навыков планирования карьерных траекторий у большей части респондентов на старте получения высшего образования, а также определяющее влияние трендов рынка труда, интересов и видения значимых взрослых на выбор профессионального образования в ущерб внимания к личным интересам и способностям. Проведенное исследование актуализирует значимость усиления внимания системы образования к карьерному ориентированию и сопровождению во время проведения профориентационной деятельности в школах и на всем протяжении получения профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вахмянина Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING A CAREER IN THE REPRESENTATION OF 1st YEAR UNDERGRADUATE STUDENTS

The importance of choosing and building career paths for students is determined by the tasks of personal and professional development to ensure the competitiveness of graduates in a dynamic labor market. The purpose of the research presented in the paper is to analyze the understanding of the essence of the concept "career" by students, the key aspects of building a successful career and a vision of the future. The article, based on the analysis of publications on the research topic, presents the author's refined vision of the concept "career", actualizes the importance of attention to career building at the stage of career orientation of 1st-year undergraduate students of the university. The results of a written semi-structured interview conducted among 1st-year undergraduate students of USUE on career building served as an empirical basis for achieving the designated work goal. 111 students took part in the study, which accounted for 54% of the total number of students of 8 profiles and areas of training of the university. The analysis of the data of the empirical part of the study showed that students understand the essence of the term "career", associating it with such definitions as "life path", "professional development". As a result, the authors confirmed the hypotheses that students consider it equally important to develop professional and supra-professional competencies during training, as well as that about 60% of respondents do not plan to work according to their specialty, or have not decided on the direction of their career path. The results of the work demonstrate the fact that the majority of respondents lack a conscious approach and skills to plan career trajectories at the start of higher education, as well as the determining influence of labor market trends, interests and visions of significant adults on the choice of vocational education to the detriment of attention to personal interests and abilities. The conducted research actualizes the importance of increasing the attention of the education system to career guidance and support during career guidance activities in schools, and throughout vocational education.

Текст научной работы на тему «ПОСТРОЕНИЕ КАРЬЕРЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ 1-го КУРСА БАКАЛАВРИАТА»

МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА

УДК 331.108.4 JEL: I25, J13, M59

DO110.24147/1812-3988.2023.21(2). 56-64

ПОСТРОЕНИЕ КАРЬЕРЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ 1-го КУРСА БАКАЛАВРИАТА

А.В. Вахмянина

Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 15 апреля 2023 г.

Дата принятия в печать 2 мая 2023 г.

Тип статьи

Исследовательская статья

Ключевые слова

Карьерное ориентирование, карьерная траектория, студенческая молодежь, управление карьерой

Аннотация. Важность выбора и построения карьерных траекторий студенческой молодежи определяется задачами личностного и профессионального развития для обеспечения конкурентоспособности выпускников на динамичном рынке труда. Целью представленного в работе исследования является анализ понимания студенческой молодежью сути понятия «карьера», ключевых аспектов построения успешной карьеры и видения будущего. На основе анализа публикаций по теме исследования представлено уточненное видение автора относительно понятия «карьера», актуализирована важность внимания к построению карьеры на этапе карьерного ориентирования студентов 1-го курса бакалавриата вуза. Результаты письменного полуструктурированного интервью, проведенного среди студентов 1-го курса бакалавариата УрГЭУ по вопросам построения карьеры, послужили эмпирической основой для достижения обозначенной цели. В исследовании приняли участие 111 студентов, что составило 54 % всей совокупности обучающихся 8 профилей и направлений подготовки вуза. Анализ данных эмпирической части исследования показал, что студенты понимают суть термина «карьера», ассоциируя его с такими дефинициями, как «жизненный путь», «профессиональное развитие». В результате подтвердились выдвинутые автором гипотезы о том, что студенты считают равнозначно важным развитие во время обучения профессиональных и надпрофес-сиональных компетенций, а также о том, что порядка 60 % респондентов не планируют работать по специальности или не определились с выбором направления карьерного пути. Итоги работы демонстрируют факт отсутствия осознанного подхода и навыков планирования карьерных траекторий у большей части респондентов на старте получения высшего образования, а также определяющее влияние трендов рынка труда, интересов и видения значимых взрослых на выбор профессионального образования в ущерб внимания к личным интересам и способностям. Проведенное исследование актуализирует значимость усиления внимания системы образования к карьерному ориентированию и сопровождению во время проведения профориентационной деятельности в школах и на всем протяжении получения профессионального образования.

BUILDING A CAREER IN THE REPRESENTATION OF 1st YEAR UNDERGRADUATE STUDENTS

A.V. Vakhmyanina

Ural State University of Economics (Yekaterinburg, Russia)

Article info

Received April 15, 2023

Accepted May 2, 2023

Type paper

Research paper

Abstract. The importance of choosing and building career paths for students is determined by the tasks of personal and professional development to ensure the competitiveness of graduates in a dynamic labor market. The purpose of the research presented in the paper is to analyze the understanding of the essence of the concept "career" by students, the key aspects of building a successful career and a vision of the future. The article, based on the analysis of publications on the research topic, presents the author's refined vision of the concept "career", actualizes the importance of attention to career building at the stage of career orientation of 1st-year undergraduate students of the university. The results of a written semi-structured interview conducted among 1st-year undergraduate students of USUE on career building served as an empirical basis for achieving the designated work goal. 111 students took part in the study, which accounted for 54% of the total number of students of 8 profiles and areas of training of the university. The analysis of the data of the empirical part of the study showed that students understand the essence of the term "career", associating it with such definitions as "life path", "professional development". As a result, the authors confirmed the hypotheses

Keywords

Career guidance, career trajectory, student youth, career management

that students consider it equally important to develop professional and supra-professional competencies during training, as well as that about 60% of respondents do not plan to work according to their specialty, or have not decided on the direction of their career path. The results of the work demonstrate the fact that the majority of respondents lack a conscious approach and skills to plan career trajectories at the start of higher education, as well as the determining influence of labor market trends, interests and visions of significant adults on the choice of vocational education to the detriment of attention to personal interests and abilities. The conducted research actualizes the importance of increasing the attention of the education system to career guidance and support during career guidance activities in schools, and throughout vocational education.

1. Введение. Динамика социально-экономического развития, турбулентность и неопределенность глобальной внешней среды, технический прогресс предъявляют все большие требования к развитию компетенций выпускников университетов [1-3]. Осознание реальности приводит к важности усиления внимания к построению гибких, ориентированных на способности и интересы личности школьника, студента, выпускника и занятого специалиста как субъекта профессионального образования, карьерных траекторий [2].

Построение карьеры - длительный процесс, который начинается с момента первых мыслей о профессиональной самореализации и заканчивается с прекращением трудовой деятельности [2; 4-7]. Существует большое количество подходов к определению понятия «карьера». Так, Н.В. Буравцева определяет карьеру, как последовательность периодов развития человека в определенных сферах [8], О.П. Тер-новская рассматривает карьеру как результат, отражающий представления человека о своем пути развития и служения профессии [9], а Е.В. Пахомова как процесс профессионального формирования субъекта [4]. Ю.А. Филясова считает карьеру непрерывным совершенствованием личности человека на протяжении всего жизненного пути [5]. Нам ближе позиция А.В. Пеша, которая, на основе анализа различных подходов к «карьере» определяет 3 ключевых элемента понятия: динамичность (путь, движение), связь с профессией или видом деятельности (которые могут меняться в течение жизни), прогресс (развитие, а не стагнация) [2]. Таким образом под термином «карьера» в нашей работе мы понимаем динамический процесс профессионального, личностного и социально-экономического развития человека, отражающийся в его продвижении по карьерной лестнице, наращивании профессиональных и надпрофессиональных компетенций, социальных ролей и статусов.

В данном исследовании мы фокусировались на категории именно студенческой молодежи. Для начала необходимо дать определение этому термину. Студенческая молодежь, по мнению Т.С. Голубевой, это социальная группа людей определенного возраста, объединенная стремлением к получению знаний и их дальнейшем применении в построении будущего жизненного пути [10, с. 178]. Что же касается вопроса построения карьерных траекторий студенческой молодежью, то существует ряд исследований отечественных и зарубежных авторов, которые демонстрируют наличие средней осознанности профессионального выбора респондентов, где только порядка 60 % участников планируют после окончания вуза трудоустроиться по специальности [11-13]. В тоже время, учеными неоднократно подчеркивается в исследованиях важность самоопределения и выбора карьерной траектории для достижения профессионального успеха в будущем [1; 14].

В рамках нашего исследования важно отметить тот факт, что большое разнообразие профессий затрудняет выбор карьерной траектории молодыми людьми. Карьерное и профессиональное самоопределение зависит от двух условий: 1) востребованности обществом различных профессий, специальностей и должностей; 2) жизненные планы молодых людей, связанные с их способностями и потребностями [7, с. 73]. Определение карьерной и образовательной траектории является для выпускников школ и студентов учреждений профессионального образования одним из главных решений, связанных с приобретением социального статуса. Молодежь, при выборе будущего места работы, в основном ориентируется на возможность самореализации, карьерный рост и высокую заработную плату [15]. Проблема состоит в том, чтобы обеспечить единение условий рынка труда, личных возможностей молодых людей и их устремлений, которые часто не совпадают друг с другом [7, с. 73].

В статье мы ставим перед собой цель -провести анализ понимания студенческой молодежью сути понятия «карьера», ключевых аспектов построения успешной карьеры и видения будущего. По итогам проведенного анализа предыдущих исследований ряда авторов мы сформулировали гипотезы эмпирической части исследования: для успешного построения карьеры выпускнику необходимо иметь одинаково высоко развитый уровень профессиональных и надпрофессиональных компетенций; порядка 60 % студентов первого курса университета не планируют работать по специальности, или не определились с выбором направления карьерного пути.

Мы предполагаем, что проведенное исследование позволит усилить реализуемую на первом курсе ФГБОУ ВО УрГЭУ дисциплину «Основы управления карьерой» через пони-

2.2. Материалы и методы. В работе применены теоретические методы исследования: анализ, синтез и обобщение для проведения библиографического анализа публикаций по теме, а также для обработки данных эмпирической части работы.

Для сбора эмпирических данных проведены полуструктурированные интервью. Интервью проводились в письменном формате. Участие в опросе было добровольным и анонимным. В ходе интервью студентам предлагалось дать ответ на три открытых вопроса:

- Что такое карьера?

- Что необходимо человеку для успешного построения карьеры?

- Кем я вижу себя через 10 лет на карьерном пути?

Для обработки данных применялся пакет анализа данных MS Excel.

Представленные в работе результаты исследования имеют ограничения:

мание ключевых зон развития карьерных ори-ентаций студентов.

2. Методика исследования

2.1. Выборочная совокупность. Реализуемое исследование, результаты которого отражены в статье проводилось для сбора информации о карьерных планах студентов 1 курса бакалавриата и формирования их первичной идентичности с выбранной профессией. На момент проведения письменного полуструктурированного интервью студенты уже сдали первую сессию и получили первичные профессиональные знания. Всего в исследовании приняло участие 111 студентов очной формы обучения, 8 профилей подготовки (54 % от всей совокупности студентов очной формы подготовки по выбранным профилям). Более подробно выборочная совокупность исследования представлена в таблице.

1) изучалась студенческая молодежь направлений подготовки «Менеджмент», «Экономика» и «Управление персоналом»;

2) участие в опросе принимали студенты очного отделения одного вуза;

3) не проводилось дополнительное квотирование выборки по гендерному признаку.

Выделенные нами ограничения демонстрируют актуальность масштабирования исследования.

3. Результаты. Перед тем, как проверять выдвинутые в исследовании гипотезы, нам было важно узнать, понимают ли участники исследования, что такое карьера. Это действие необходимо для понятийной синхронизации и определении необходимости прояснения понятия и его элементов для студентов 1 курса.

Мы задали студентам вопрос: «Что такое карьера?». Анализ данных показал, что студенты понимают, что такое карьера, ассоциируя понятие с такими дефинициями, как «профес-

Описание выборочной совокупности исследования Description of the study sample

Профиль/ направление подготовки Всего человек Мужчин Женщин

Управление персоналом 10 3 7

Международный менеджмент 12 3 9

Бизнес-информатика 13 5 8

Маркетинг 21 6 15

Экономика предприятий 15 7 8

Мировая экономика 6 1 5

Бизнес-аналитика 15 9 6

Менеджмент 20 3 17

сиональное развитие», «жизненный путь», «профессия», «род занятий», «призвание». Приведем несколько примеров:

«Карьера - это последовательное перемещение человека по социальной лестнице, в результате которого личность успешна, сформирована, опытна, самодостаточна и имеет высокий статус в обществе» (А., студент профиля «Бизнес-информатика»).

«Карьера для меня - мой путь саморазвития, продвижения в выбранной профессии, постоянное образование, развитие и совершенствование моих профессиональных качеств» (Н., студент профиля «Международная экономика»).

«Карьера для меня представляет собой своеобразное движение по ступеням. Начиная с самой низшей ступени, постепенно развивая свои профессиональные и надпрофессиональ-ные навыки, человек проходит этапы от рядового сотрудника до руководящих должностей» (И., студент направления «Управление персоналом»).

На рис. 1 визуализировано распределение наиболее часто встречающихся дефиниций, через которые респонденты описывают свое видение понятия «карьера».

Рис. 1. Ключевые дефиниции определений респондентами понятия «карьера», в % к общему числу упоминаний

Fig. 1. Key definitions of respondents' definitions of the concept "career", % of the total number of mentions

Для проверки гипотезы о том, что для успешного построения карьеры выпускнику необходимо иметь одинаково высоко развитый уровень профессиональных и надпрофессио-нальных компетенций мы задали студентам вопрос: «Что необходимо человеку для успешного построения карьеры?». Полученные ответы показывают, что студенты считают главными составляющими успешной карьеры: постоянное развитие профессиональных и над-профессиональных компетенций, что отметили более 70 % первокурсников, считая, что при наличии необходимых компетенций можно построить карьеру «своей мечты». Респонденты отмечают, что развитие должно проходить постоянно, что необходимо непрерывно вкладывать в свое образование усилия и время. Стоит отметить, что студенты, которые пишут о постоянном развитии комментируют свой

ответ тем, что имеют в виду не столько получение основного высшего образования, сколько развитие компетенций и усиление навыков. Кроме того, более 80 % участников интервью не считают наличие опыта работы обязательным для построения своей карьеры. Для иллюстрации ответов на второй вопрос приведем несколько примеров.

«Для развития карьеры может быть необходимо постоянное совершенствование своих знаний (через курсы, обучения), повышение своего ориентирования в профессии и на рынке труда, развитие soft и hard скиллов, участие в мероприятиях с профессионалами в профессии для получения большего опыта» (А., студент направления «Управление персоналом»).

«В процессе развития своей карьеры нужно постоянно изучать новое: проходить курсы повышения квалификации, читать книги,

улучшать навыки публичного выступления, коммуникации, лидерские качества, умения работать в команде, адаптироваться к изменениям, развивать эмоциональный интеллект» (Д., студент профиля «Маркетинг»).

«Я считаю, что для развития своей карьеры необходимы: опыт работы, наличие hard и soft skills, умение искать для себя самые выгодные вакансии и готовиться к собеседова-

ниям. Если человек хочет построить хорошую карьеру, ему необходимо много знаний в той области, где он хочет развиваться» (А., студент профиля «Менеджмент»).

Анализ данных интервью студентов позволил сформировать ключевые дефиниции, через которые студенты описывали важные составляющие карьерного успеха и провести ранжирование их упоминаний в ответах (рис. 2).

Постоянное Мотивация, цели, Опыт работы развитие и дополнительная образование работа

Рис. 2. Факторы, определяющие построение успешной карьеры, % упоминания участниками опроса

Fig. 2. Factors determining building of a successful career, % of mentions by survey participants

Последний вопрос полуструктурированного интервью, который был задан респондентам: «Кем я вижу себя через 10 лет на карьерном пути?». При сборе ответов на этот вопрос мы ставили себе цель, в том числе, уточнить, насколько осознанно был выбран профессиональный путь. Полученные результаты позволили подтвердить вторую выдвинутую нами гипотезу о том, что порядка 60 % студентов первого курса либо не определились, либо не планируют связать свое карьерное и профессиональное развитие с получаемым в данный момент образованием. Данная категория студентов не обозначают конкретных целей на будущее, говоря размыто и используя выражения «интересная для меня работа», «работа, которая мне нравится», «буду успешным работником». Часть респондентов используют выражение «в своей сфере», не подразумевая под этим что-то конкретное на данный момент, имея ввиду сферу, которая придется им по душе в будущем. Эта группа участников интервью не определяет не только будущую профессию, но и область своей будущей деятель-

ности. Таким образом менее половины студентов первого курса понимают кем хотят быть, или хотя бы в какой сфере работать. Для нескольких студентов карьера не является приоритетом развития, они не планируют ее строить (около 5 %). Приведем ряд ответов студентов на поставленный вопрос.

«Через 10 лет я занимаю руководящую должность в какой-нибудь средней, а в идеале крупной компании, которая специализируется на поиске чего-то нового (разработка новых технологий для производства и т. п.» (В., студент профиля «Бизнес-информатика»).

«...считаю, что карьера - не есть главный смысл в жизни... Не нужно тратить время на погоню за карьерой и финансовыми возможностям, есть более важные вещи...» (Е., студент профиля «Бизнес-аналитика»).

«Кем я буду через 10 лет? Мне неизвестно, я не планирую свою жизнь настолько далеко. Надеюсь, через 10 лет я стану разносторонней личностью, владея множеством полезных навыков и умений» (В., студент профиля «Маркетинг»).

В тоже время, важно отметить, что ряд студентов осознанно сделали выбор и видят себя через 10 лет успешными профессионалами в той области, в которой получают образование. Например: «Через 10 лет я вижу себя успешным рекрутером в крупной компании. На данный момент именно эта область всего ^ привлекает меня больше всего. Также большим плюсом для меня именно этой области является возможность удаленной работы из любой точки мира» (Д., студент направления «Управление персоналом»); «Я намерена использовать все возможности для того, чтобы самореализоваться в профессии» (А., студент профиля «Бизнес-аналитика»).

Помимо неопределившихся (68,5 % респондентов), определившихся с тем, что будут самореализовываться в отличной от получаемого образования сфере деятельности (9,9 %) и тех, кто сделал осознанный выбор (15,3 %), есть часть студентов, которые в будущем видят себя успешными предпринимателями (21,6 %). Например: «мне ещё сложно строить корректные планы на долгие годы вперед. Мир слишком быстро меняется. Я могу делать лишь предварительные прогнозы. Так, через 10 лет я вижу себя в роли предпринимателя. Я планирую открыть свое дело и сконцентрироваться на международный торговых отношениях, в частности с Китаем. Для достижения данной цели я строю планы на месяц, полгода, год и три года» (И., студент профиля «Мировая экономика»).

Импонирует то, что студенты, которые планируют связать свое будущее с реализацией бизнес-инициатив, понимают важность и применимость тех компетенций, которые они сейчас получают в вузе для личного будущего успеха. Стоит также отметить, что на предыдущий вопрос для построения успешной карьеры первокурсники этой группы писали о важности лидерских качеств и умения принимать решения.

Полученные в результате ответа на третий вопрос интервью данные позволили также провести анализ уровня должности, на которой видят себя респонденты через 10 лет, их карьерных ожиданий. Большинство опрошенных при проектировании своего карьерного пути ориентируются в основном на достижения уровня квалифицированных специалистов. Также часть молодежи нацелены на быстрый карьерный рост до директора орга-

низации, в том числе в качестве собственников бизнеса.

«Через 10 лет я вижу себя успешным экономистом на предприятии. Квалифицированным специалистом в сфере экономики и управления» (К., студент профиля «Экономика предприятий»).

« Через 10 лет я надеюсь увидеть себя реализованной в жизни. Неважно кем я буду работать, важно, чтоб мне нравилась эта работа» (К., студент профиля «Менеджмент»).

«Через 10 лет не думаю, что я буду работать по профессии, но если представить так, то я бы хотела быть не просто штатным менеджером, а что-то большее, к примеру начальником отдела» (Н., студент направления «Управление персоналом»).

«Я обучаюсь на ту профессию, которая мне нравится. Также я являюсь мастером маникюра. Эта работа для меня в данный момент только заработок, но вполне возможно, что в будущем станет моей основной работой, которая мне нравится» (В., студент профиля «Маркетинг»).

Есть ряд студентов, которые видят себя в будущем неквалифицированными специалистами - мастерами маникюра. Проанализировав всю выборочную совокупность, мы определили, что 24,3 % участников безразличны к своему будущему профессиональному статусу, 33,8 % видят себя через 10 лет директорами компаний и собственниками бизнесов, руководить отделами через выбранный временной отрезок планируют 11,3 % респондента в то время, как стать к этому моменту квалифицированными специалистами в своей области ставят цель 54,9 % участников. Таким образом, молодежь, только входящая на профессиональный рынок труда и находящаяся на первоначальной стадии получения высшего образования, не понимает кем они будут работать после окончания вуза. У части студентов выявлено внутреннее противоречие между карьерными устремлениями и выбранным направлением профессионального образования.

4. Заключение. Планирование трудовой карьеры необходимая составляющая жизненного пути в любом возрасте. Карьерное ориентирование и формирование первичной профессиональной идентичности - задача, которую осознанно, или нет решает система профессионального образования в первый год обучения студентов. Поддержка, осознанное влияние и

консультирование во время получения первых профессиональных знаний и навыков - то, от чего зависит успешность в будущем сегодняшних студентов вузов. Нам импонирует идея А.В. Пеша о реализации в вузе технологии карьерного лифта, которая поможет организовать системную работу по ориентированию студентов в профессии, осознанности построения карьерного пути и обеспечению конкурентоспособности выпускников на рынке труда [9].

В результате нашего исследования были подтверждены обе, поставленные в начале работы гипотезы. Студенты, принявшие участие в исследовании, понимают суть понятия «карьера», определяя ее через термины «профессиональное развитие», «жизненный путь», «профессия», «род занятий», «успех». Для успешного построения карьеры, необходимо обладать hard&soft skills на достаточно высоком уровне. Студенты осознают важность формирования как профессиональных, так и надпро-фессиональных компетенций (чаще в ответах применяется профессиональные и надпрофес-сиональные / soft навыки). Как показывают результаты исследований других авторов, на рынке труда в настоящее время в равной степени востребованы обе группы навыков, а осознание этой значимости студентами уже обеспечивает построение образовательных траекторий в соответствии с потребностями рынка [4; 17]. Вторая гипотеза о том, что более 60 % студентов не определились с выбором направления карьерной траектории, либо приняли решение работать не по выбранной специальности также была подтверждена. Наши результаты показали, что 68 % студентов не определились со своим выбором и только 15 % студентов осознанно поступили в университет и выбрали направление подготовки. Полученные результаты совпадают с результатами, ко-

торые представлены в работах М.Н. Шавров-ской и А.И. Андреева [12; 15].

Опираясь на полученные данные интервью студентов-первокурсников, можно констатировать важность усиления внимания к причинно-следственной связи выбора направления и профиля подготовки абитуриентами, что поможет впоследствии снизить или нивелировать причины выявленного высокого уровня карьерной и профессиональной неопределенности среди студенческой молодежи.

В качестве усиления дисциплины «Основы управления карьерой» для первого курса студентов ФГБОУ ВО УрГЭУ предлагается уделить больше внимания карьерному ориентированию студентов путем просвещения о специфике и возможностях специализации их профиля, проектной деятельности, а также приглашения представителей работодателей и предпринимателей для проведения мастер-классов, воркшопов и мозговых штурмов с практическим уклоном по профессии. Планируется, что изменение плана проведения дисциплины приведет к увеличению процента осознанности среди старших курсов студентов ФГБОУ ВО УрГЭУ и в следствии повысит как уровень мотивации к трудовой деятельности среди молодежи, так и ускорит вхождение в профессию, ведь студенты изначально будут нацелены на развитие определенных областей знаний, навыков, и личностных качеств необходимых для применения в выбранной профессии.

В продолжение научного исследования по вопросам карьерного ориентирования, автором видится возможность масштабирования и конкретизации проведенного изыскания, а также запуск параллельного исследовательского вектора в область построения карьерных траекторий в академической среде.

Литература

1. Камарова Т. А. Необходимые компетенции студентов и выпускников вузов для успешного трудоустройства // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2021. - № 4 (47). - С. 25-35. - DOI: 10.18323/2221-5689-2021-4-25-35.

2. Пеша А. В. Возможности реализации технологии карьерного лифта в высших учебных заведениях // Science for Education Today. - 2022. - Т. 12, № 4. - С. 143-161. - DOI: 10.15293/26586762.2204.07.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Tomlinson M., Anderson V. Employers and graduates: the mediating role of signals and capitals // Journal of Higher Education Policy and Management. - 2021. - Vol. 43, no. 4. - P. 384-399. - DOI: 10.1080/1360080X.2020.1833126.

4. Пахомова E. В. Понятие «карьера»: анализ определений // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2013. - Т. 6, № 2. - С. 111-115.

5. ФилясоваЮ. А. Развитие карьеры персонала организации. // Управление. - 2021. - Т. 9 (1). -С. 80-91. - DOI: 10.26425/2309-3633-2021-9-1-80-91.

6. Коршунов А. В., Куликов С.П. Формирование карьерных стратегий российской молодежи под воздействием инновационных форм социальнокультурной деятельности // Социология. -

2020. - № 5. - С. 283-288.

7. Antoshkin V. Youth Career Guidance Management // Humanistic Practice in Education in a Postmodern Age. - 2020. - P. 70-79. - DOI: 10.15405/epsbs.2020.11.8.

8. Буравцова Н. В. Современные подходы к карьере и карьеризму // СМАЛЬТА. - 2014. -№ 1. - С. 39-42.

9. Терновская О. Особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе обучения в вузе // Прикладная психология и психоанализ. - 2006. - № 2. - С. 65-73.

10. Голубева Т. С. Стратегия построения карьеры студенческой молодежи // Экономические системы. - 2021. - Т. 14, № 4. - С. 177-183.

11. Шавровская М. Н., Пеша А. В. Результаты исследования особенностей управления карьерой студентами // Вопросы управления. - 2020. - № 6 (67). - С. 71-80. - DOI: 10.22394/23043369-2020-6-71-80.

12. Danilova E. E. Motivation for choosing a future profession in modern high school students // European Publisher. - 2021. - P. 308-314. - DOI: 10.15405/epsbs.2021.06.04.35.

13. Wijaya A., Yusuf A., Irianto A. A development of career guidance modules to improve youth career planning: Study at the Parupuk Tabing youth family development, Koto Tangah, Padang, West Sumatra // Atlantis Press. - 2020. - P. 10-14. - DOI: 10.2991/assehr.k.200824.003.

14. Шмелева Ж. Н. Содействие профессиональному самоопределению студентов по направлению подготовки 38.03.03 «Управление персоналом» в Красноярском ГАУ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9. - № 1 (30). - С. 317-320. - DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0074.

15. Андреев А. И., Андриянов А. В., Антипов Е. А., Павлова С. М. К социальному портрету молодого россиянина: опыт исследования карьерных устремлений // Знание. Понимание. Умение. -2018. - № 2. - С. 103-113. - DOI: 10.17805/zpu.2018.2.10.

References

1. Kamarova T.A. Necessary competences of students and university graduates for successful employment. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: ekonomika i upravlenie [Vector of Science of Togliatti State University. Series: Economics and Management], 2021, No. 4 (47), pp. 25-35. DOI: 10.18323/2221-5689-2021-4-25-35. (in Russian).

2. Pesha A.V. Opportunities for the implementation of career lift technology in higher educational institutions. Science for Education Today, 2022, Vol. 12, no. 4, pp. 143-161. DOI: 10.15293/26586762.2204.07. (in Russian).

3. Tomlinson M., Anderson V. Employers and graduates: the mediating role of signals and capitals. Journal of Higher Education Policy and Management, 2021, Vol. 43, no. 4, P. 384-399. DOI: 10.1080/1360080X.2020.1833126.

4. Pakhomova E.V. The concept of "career": analysis of terms. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: psihologiya [Vestnik of the South Ural State University. Series: Psychology], 2013, Vol. 6, no. 2, pp. 111-115. (in Russian).

5. Filyasova Yu.A. Organizational personnel career development. Upravlenie [Management].

2021, Vol. 9 (1), pp. 80-91. DOI: 10.26425/2309-3633-2021-9-1-80-91. (in Russian).

6. Korshunov A.V., Kulikov S.P. Formation of career strategies of russian young people under the influence of innovative forms of social and cultural activities. Sociologiya [Sociology], 2020, No. 5, pp. 283-288. (in Russian).

7. Antoshkin V. Youth Career Guidance Management. Humanistic Practice in Education in a Postmodern Age, 2020, pp. 70-79. DOI: 10.15405/epsbs.2020.11.8.

8. Buravcova, Н. В. Sovremennye podhody k kar'ere i kar'erizmu [Modern approaches to careers and careerism]. SMALTA, 2014, No. 1, pp. 39-42. (in Russian).

9. Temovskaya O. Osobennosti kar'ernykh orientatsii studentov na zavershayushchem etape obucheniya v vuze [Peculiarities of students' career orientations at the final stage of higher education].

Prikladnaya psikhologiya i psikhoanaliz [Applied Psychology and Psychoanalysis], 2006, No. 2, pp. 6573. (in Russian).

10. Golubeva T.S. Student youth career building strategy. Ekonomicheskie sistemy [Economic systems], 2021, Vol. 14, no. 4, pp. 177-183. (in Russian).

11. Shavrovskaya M.N., Pesha A.V. Research results of the features of the career management by students. Voprosy upravleniya [Management issues], 2020, No. 6 (67), pp. 71-80. DOI: 10.22394/23043369-2020-6-71-80. (in Russian).

12. Danilova E.E. Motivation for choosing a future profession in modern high school students. European Publisher, 2021, pp. 308-314. DOI: 10.15405/epsbs.2021.06.04.35.

13. Wijaya A., Yusuf A., Irianto A. A development of career guidance modules to improve youth career planning: Study at the Parupuk Tabing youth family development, Koto Tangah, Padang, West Sumatra. Atlantis Press, 2020, pp. 10-14. DOI: 10.2991/assehr.k.200824.003.

14. Shmeleva Zh.N. The facilitation of students' professional self-determination in the training direction 38.03.03 "Personnel management" at the Krasnoyarsk SAU. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, 2020, Vol. 9, no. 1 (30), pp. 317-320. DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0074. (in Russian).

15. Andreev A.I, Andriyanov A.V., Antipov E.A., Pavlova S.M. To the social portrait of a young russian: a career aspirations research experience. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill.], 2018, No. 2, pp. 103-113. DOI: 10.17805/zpu.2018.2.10. (in Russian).

Сведения об авторе

Вахмянина Анна Владимировна - ассистент кафедры экономики труда и управления персоналом Адрес для корреспонденции: 620144, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта / Народной Воли, 62/45 E-mail: vakhmyaninaanna@gmail.com ORCID: 0000-0002-5253-7841 РИНЦ AuthorID: 286463

Для цитирования

Вахмянина А. В. Построение карьеры в представлении студентов 1-го курса бакалавриата // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2023. -Т. 21, № 2. - С. 56-64. - DOI: 10.24147/18123988.2023.21 (2).56-64.

About the author

Anna V. Vakhmyanina - assistant of the Department of Labour Economics and Personnel Management Postal address: 62/45, 8 Marta / Narodnoi Voli ul., Yekaterinburg, 620144, Russia E-mail: vakhmyaninaanna@gmail.com ORCID: 0000-0002-5253-7841 RSCI AuthorID: 286463

For citations

Vakhmyanina A.V. Building a career in the representation of 1st year undergraduate students. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2023, Vol. 21, no. 2, pp. 56-64. DOI: 10.24147/1812-3988.2023.21(2).56-64. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.