Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ ЮГА РОССИИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ ЮГА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
118
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ / ЮГ РОССИИ / РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА / ПОЛИЭТНИЧНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛИЗМ / ПАТЕРНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алкесов Руслан Темботович

Период обучения в вузе является одним из определяющих этапов формирования представлений молодежи о карьерном продвижении. В статье рассматриваются представления студенческой молодежи Юга России о профессиональной карьере. В качестве эмпирической базы анализа выступают материалы социологических опросов, проведенных в 2020 г. в Ростовской области, Ставропольском крае, Адыгее, Дагестане и Кабардино-Балкарии (всего опрошено 2670 студентов). В статье показано, что восприятие профессиональной карьеры различается по этнотерриториальным сегментам молодежи Юга России. В экономически более развитых субрегионах с преимущественным русским населением чаще проявляется индивидуализм и достигательность в профессиональном и карьерном продвижении, построение карьеры является более важным для студентов. В республиках Северного Кавказа молодежь чаще ориентирована на ресурсы и интересы семьи (патернализм), а также аскриптивные характеристики в профессиональной сфере и карьере, которая менее важна для студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL CAREER IN THE REPRESENTATIONS OF STUDENTS OF THE SOUTH OF RUSSIA

The period of study at a university is one of the defining stages in the formation of young people's ideas about career advancement. The article deals with the ideas of student youth of the South of Russia about a professional career. The empirical basis for the analysis is the materials of sociological surveys conducted in the winter of 2020 in the Rostov Region, Stavropol Territory, Adygea, Dagestan and Kabardino-Balkaria (a total of 2670 students were surveyed). The article shows that the perception of a professional career differs according to the ethno-territorial segments of the youth of the South of Russia. In economically more developed sub-regions with a predominantly Russian population, individualism and achievement in professional and career advancement are more often manifested, career building is more important for students. In the republics of the North Caucasus, young people are more often focused on the resources and interests of the family (paternalism), as well as ascriptive characteristics in the professional field and career, which is less important for students.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ ЮГА РОССИИ»

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 1. С. 279-284 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(1]:279-284

Слово молодым ученым

Научная статья УДК 316.477

doi: 10.22394/2079-1690-2023-1-1-279-284

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ ЮГА РОССИИ Руслан Темботович Алкесов

Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия, ruslan059305@mail.ru

Аннотация. Период обучения в вузе является одним из определяющих этапов формирования представлений молодежи о карьерном продвижении. В статье рассматриваются представления студенческой молодежи Юга России о профессиональной карьере. В качестве эмпирической базы анализа выступают материалы социологических опросов, проведенных в 2020 г. в Ростовской области, Ставропольском крае, Адыгее, Дагестане и Кабардино-Балкарии (всего опрошено 2670 студентов]. В статье показано, что восприятие профессиональной карьеры различается по этнотерриториальным сегментам молодежи Юга России. В экономически более развитых субрегионах с преимущественным русским населением чаще проявляется индивидуализм и достигательность в профессиональном и карьерном продвижении, построение карьеры является более важным для студентов. В республиках Северного Кавказа молодежь чаще ориентирована на ресурсы и интересы семьи (патернализм], а также аскрип-тивные характеристики в профессиональной сфере и карьере, которая менее важна для студентов.

Ключевые слова: профессиональная карьера, студенческая молодежь, ценностные установки, Юг России, республики Северного Кавказа, полиэтничность, индивидуализм, патернализм

Для цитирования: Алкесов Р. Т. Профессиональная карьера в представлениях студентов Юга России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 1. С. 279-284. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-1-279-284

Young scientists

Original article

PROFESSIONAL CAREER IN THE REPRESENTATIONS OF STUDENTS OF THE SOUTH OF RUSSIA

Ruslan T. Alkesov

Adyghe State University, Maykop, Russia, ruslan059305@mail.ru

Abstract. The period of study at a university is one of the defining stages in the formation of young people's ideas about career advancement. The article deals with the ideas of student youth of the South of Russia about a professional career. The empirical basis for the analysis is the materials of sociological surveys conducted in the winter of 2020 in the Rostov Region, Stavropol Territory, Adygea, Dagestan and Kabardino-Balkaria (a total of 2670 students were surveyed]. The article shows that the perception of a professional career differs according to the ethno-territorial segments of the youth of the South of Russia. In economically more developed sub-regions with a predominantly Russian population, individualism and achievement in professional and career advancement are more often manifested, career building is more important for students. In the republics of the North Caucasus, young people are more often focused on the resources and interests of the family (paternalism], as well as ascriptive characteristics in the professional field and career, which is less important for students.

Keywords: professional career, student youth, values, the South of Russia, the republics of the North Caucasus, polyethnicity, individualism, paternalism

For citation: Alkesov R. T. Professional career in the representations of students of the South of Russia. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(1):279-284. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-1-279-284

Введение. Профессиональная самореализация и карьерное продвижение является важной частью представлений о социальном успехе модернизированного социума. В общем виде карьера может трактоваться «как многомерный процесс, предполагающий развитие в профессиональном плане и в социальном плане» [1, с. 111]. На формирование представлений молодежи о карьере

© Алкесов Р. Т., 2023

влияют, как внешние социокультурные паттерны (распространенные в обществе в целом, а также в социально-профессиональной группе), так и внутренние, как правило, семейные, а также личностные установки и ценности индивида.

Отличительными особенностями характеризуется Юг России, на территории которого расположены субрегионы, различающиеся по этническому составу населения и уровню социально-экономического развития. Территории с преимущественно русскоязычным населением (например, Ростовская область, Краснодарский и Ставропольские края, Волгоградская область) характеризует модернизированная экономика и социальный уклад, тогда как в республиках Северного Кавказа более сильны этнические традиции в организации и регулировании социально-экономической жизни населения [2]. Поэтому целью настоящей статьи является анализ представлений студенческой молодежи о профессиональной карьере в условиях гетерогенного этнокультурного и экономического пространства Юга России.

Концепция и эмпирическая база исследования. Формирование и воспроизводство экономических ценностей в обществе во многом зависит от характера социально-экономического развития, который является контекстом первичной социализации индивидов [3]. Теоретическая модель известного социолога Г. Хофстеде предполагает, что индивидуалистские общества отличаются слабо выраженными коллективными связями, люди больше заботятся о себе, своем ближайшем окружении. В то время как в коллективистских типах социумов достаточно сильны связи между членами общности, социальная регуляция поведения индивида в большей степени связана с традициями группы [4].

В данном контексте в различных исследованиях, посвященных выбору профессии и особенностях карьерных установок молодежи, в качестве теоретической рамки анализа избирается шкала коллективизм-индивидуализм. Австралийские ученые на основе анализа научных публикаций за период с 1997 по 2018 гг. заключают, что представления о карьере у молодых людей, воспитанных в коллективистских культурах, в большинстве своем сложились под воздействием семейных ожиданий. Соответствие профессионального пути с делом родителей повышает уверенность в успехе. В индивидуалистических культурах основным фактором, который определяет образ будущей профессии и карьеры, выступают личные интересы. В таких социокультурных условиях молодежи присуща большая степень независимости при выборе карьеры [5].

Российский ученый В. Н. Титов на материалах массового опроса молодых работников приходит к выводу, что у молодежи «уже на старте формирования карьеры прослеживаются два подхода - специализированная карьерная траектория, характерная для индустриального общества, когда карьерный путь задается под влиянием семейных установок (...), и гибкая карьерная траектория, более типичная для постиндустриального этапа развития общества, при которой начало и дальнейшие виды трудовой деятельности могут непосредственно не соотносится с полученным профессиональным образованием» [6, с. 106].

В работах южно-российских социологов анализ экономических установок и поведения молодежи предполагает выделение коллективистских и индивидуально-профессиональных типов жизненных стратегий [2]. «Патерналистский тип стратегий характеризуется ориентацией на коллективизм и внешнюю поддержку (со стороны государственных структур, семьи, рода). Индивидуально-профессиональный тип отличается установками на достигательность, индивидуализм, принципы свободной конкуренции» [7, с. 178].

Говоря об особенностях полиэтничных регионов, необходимо отметить, что предиктором социально-экономических ценностей населения могут выступать коллективные этнические традиции [8; 9], когда ориентации на коллективизм проявляется в значимости интересов семьи, рода и этнической общности. Поэтому, исследуя особенности представлений о профессиональной карьере молодежи полиэтничных регионов, мы обращаем внимание на коллективистскую (патерналистскую) или индивидуалистическую (достигательную) доминанту социально-экономической регуляции.

В качестве эмпирической базы исследования используются материалы массового социологического опроса студентов из пяти субрегионов Юга России: Ростовской области (N=450), Ставропольского края (N=706), Адыгеи, (N=480), Дагестана (N=722), Кабардино-Балкарии (N=312). Опрос проводился по стандартизированной анкете в 2020 г. при поддержке гранта РФФИ (проект № 19-01100270/19).

Слово молодым ученым

Алкесов Р. Т. Профессиональная карьера в представлениях студентов Юга России

Результаты исследования. Количественные результаты социологического исследования показывают, что в целом около трети студентов Юга России опираются на семейные ресурсы в процессе выбора профессии, вуза и последующего трудоустройства. Между тем, примерно столько же молодежи Ростовской области (РО), Ставропольского края (СК) и Адыгеи (РА) (от 30% до 33%) демонстрирует установки на полную самостоятельность профессионального самоопределения, тогда как в Дагестане (РД) и Кабардино-Балкарии (КБР) подобная самостоятельность характерна уже только для пятой доли опрошенных (20-21%). В этих двух республиках около 45% студентов ориентированы на семейные ресурсы, что примерно на 10% больше аналогичных показателей в других территориальных сегментах (рис. 1). Социальный капитал семьи открывает молодому человеку дополнительные возможности на рынке труда, так как в ближайшем окружении формируется сеть полезных контактов и ресурсов, необходимых для реализации карьерных траекторий.

□ самостоятельный выбор профессии, самостоятельность выбора вуза, самостоятельное определение места жительства и трудоустройства после вуза

■ выбор профессии, вуза и трудоустройство осуществляется с опорой на ресурсы семьи

И самостоятельный выбор профессии и вуза, но трудоустройство с учетом интересов и возможностей семьи

□ выбор профессии и вуза с опорой на интересы и ресурсы семьи, но самостоятельное трудоустройство

КБР РД РА СК РО

30 32 20 17

32 зз| 17 18

Рис. 1. «Как сегодня обычно происходит профессиональное становление молодежи вашего региона?»

(в %) (составлено автором) Fig. 1. "How does the professional formation of the youth of your region usually take place today?"

(in %) (compiled by the author)

Профессиональная сфера входит в первую тройку ценностных приоритетов опрошенных студентов Юга России. На первом месте в рейтинге значимости у всех респондентов располагается семья. Для вузовской молодежи из Ростовской области первое место по важности также занимает интересная работа, а карьера располагается на четвертом месте (после самоуважения и уверенности в завтрашнем дне). Ставропольские студенты профессию ставят на второе место, а карьеру на шестое. В северокавказских республиках работа занимает третье место в рейтинге приоритетов после чувства достоинства и самоуважения. Карьерное продвижение собирает шестую позицию среди опрошенной вузовской молодежи Адыгеи и Дагестана и восьмую - Кабардино-Балкарии (рис. 2).

Материалы общероссийских социологических исследований, реализованных в 20092019 гг. учеными Института социологии РАН показывают, что с точки зрения молодежи условием успешного трудоустройства выступает, прежде всего, профессиональная квалификация, затем знакомства и связи, и потом уже трудолюбие и добросовестное отношение к делу. За исследуемый период уменьшилось число молодых людей, которые рассматривают социальные связи залогом получения хорошей работы. В то же время нарастает критичное отношение к значимости достигательных качеств (инициативность, предприимчивость, знания и квалификация) как фактора трудоустройства. Социологи считают, что подобный «пессимизм проистекает от невостребованности основной профессии как результата застоя экономики» [10, с. 396].

Что из перечисленного наиболее важно для Вас? (рейтинг степени значимости, где 1- максимальная значимость, а 10 - минимальная)

крепкая семья, хорошие дети

богатство

интересная работа

карьера

полная и неограниченна свобода

чувство собств. достоинства

уверенность в завтрашнем дне

уважение окружающих

религия

РО

СК

РА

свобода мнений

РД

КБР

Рис. 2. Степень важности для молодежи Юга России различных параметров их жизнедеятельности (составлено автором) Fig. 2. The degree of importance for the youth of the South of Russia of various parameters of their life activity (compiled by the author)

Результаты исследований среди молодежи Юга России показывают, что для большинства студентов в трудоустройстве важны такие достигательные характеристики, как опыт работы, трудолюбие, исполнительность (больше всего таких ответов в Кабардино-Балкарии и меньше -в Дагестане). Достигательные институциональные характеристики (профильный диплом, престиж и качество образования, повышение квалификации) отмечаются опрошенной молодежью во вторую очередь (чаще в КБР и реже в Ростовской области). Адаптивные качества (умение строить отношения с начальством, адаптивность, удачливость) более значимы с точки зрения ростовской, ставропольской и адыгской молодежи. Аскриптивные статусы и ресурсы семьи (пол, этничность, социальные связи) чаще указываются студентами Кабардино-Балкарии и Ставрополья (рис. 3).

Условием дальнейшего карьерного роста уже большее число южно-российских студентов называют достигательные характеристики (больше всего таких вариантов ответа в Ростовской области и менее всего - в Дагестане). Умение адаптироваться, коммуникативные качества собирают второе по числу ответов место в ростовском, ставропольском и адыгском сегментах респондентов, а достигательные институциональные характеристики - третье. Причем, для ростовской и ставропольской молодежи более значимы, по сравнению с другими подгруппами, качественное образование и постоянное повышение квалификации. Можно также увидеть, что больше всего студентов Кабардино-Балкарии указывают на важность аскриптивных параметров и ресурсов семьи как залога карьерного продвижения (рис. 4).

Слово молодым ученым

Алкесов Р. Т. Профессиональная карьера в представлениях студентов Юга России

Аскриптивные характеристики, ресурсы семьи Адаптивные качества

Достигательные личные качества, профессиональные навыки ■ Достигательные институциональные характеристики

РО

СК

РА

РД

КБР

Рис. 3. «Что является основным условием успешного трудоустройства?» (в %, выбор нескольких вариантов ответа) Fig. 3. "What is the main condition for successful employment?" (in %, choice of several answer options)

* Аскриптивные характеристики, ресурсы семьи Адаптивные качества

Достигательные личные качества, профессиональные навыки Достигательные институциональные характеристики

РД

Рис. 4. «Что является условием для дальнейшего карьерного роста?» (в %, выбор нескольких вариантов ответа) Fig. 4. "What is the condition for further career growth?" (in %, choice of several answer options)

Выводы. Принятие решения о необходимости восхождения по карьерной лестнице напрямую зависит от тех профессиональных установок, которые складываются в период студенчества. Анализ эмпирических материалов социологического исследования показывает, что восприятие профессиональной карьеры различается по этнотерриториальным сегментам молодежи Юга России. На фоне общей значимости семейных ресурсов в выборе профессии, вуза и последующего трудоустройства прослеживается более выраженная ориентация молодежи субрегионов с преимущественно русским населением (Ростовская область и Ставропольский край) на самостоятельность, индивидуализм и достигательность в выборе профессии, устройстве на работу и карьерном продвижении. Карьера здесь более важный компонент жизненных приоритетов молодых людей. Студенты северокавказских республик (Дагестан и Кабардино-Балкария) чаще демонстрируют установки на значимость интересов и связей семьи (патернализм), аскриптивных статутов в карьерных траекториях. Молодежь Республики Адыгея занимает промежуточное положение по данным параметрам. Можно также фиксировать, что молодежь Юга России ориентирована на накопление профессиональной квалификации, но с построением карьеры это слабо связано, так как у значимой части студенчества макрорегиона не прослеживается отчетливое понимание стратегий трудоустройства и профессионального продвижения.

Список источников

1. Пахомова Е. В. Понятие «карьера»: анализ определений // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2013. № 2. С. 111-114.

2. Социетальное измелазареварение правовой культуры населения Юга России: коллективная монография / Л. В. Клименко, А. В. Ермишина, З. А Жаде, О. Ю. Посухова, П. В. Будаев. Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2019. 120 с.

3. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство, 2011. 464 с.

4. Hofstede G. Culture's Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions and Organizations across Nations. Sage, 2001.

5. Akosah-Twumasi P., Emeto TI, Lindsay D., Tsey K., Malau-Aduli B. A Systematic Review of Factors That Influence Youths Career Choices - the Role of Culture // Frontiers in Education. 2018. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/feduc.2018.00058/full

6. Титов В. Н. Социальные представления молодежи о карьере (по материалам глубинных интервью] // Вопросы теоретической экономики. 2020. № 4. С. 102-116.

7. Студенческие практики конструирования стратегий и стилей жизни: социологические очерки: коллективная монография / Г. С. Денисова, Н. К. Бинеева, А. В. Денисова, Л. В. Клименко, Н. Р. Таирова, И. А. Петрулевич, Д. Ю. Чеботарева. Ростов-на-Дону: ИПО ЮФУ, 2013. 188 с.

8. Труд и экономическая жизнь в республиках Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации: Монография / Под ред. Х. В. Дзуцева, отв. ред. Н. В. Корниенко. М.: ИСПИ РАН; Владикавказ: ИПЦ СОГУ, 2019. 237 с.

9. Клименко Л. В., Ермишина А. В., Будаев П. Е. Динамика экономических установок молодежи Юга России в контексте интеграции полиэтничного региона // Экономика: теория и практика. 2020. № 3. С. 27-32.

10. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований: [монография]. М.: ФНИСЦ РАН, 2020. 688 с.

References

1. Pakhomova E. V. The concept of "career": analysis of definitions. Vestnik Yuzhno-Ural'skogogosudarstvennogo univer-siteta. Seriya: Psikhologiya = Bulletin of the South Ural State University. Series: Psychology. 2013;(2):111-114. (In Russ.)

2. Societal dimension of the legal culture of the population of the South of Russia: a collective monograph / L. V. Klimenko, A. V. Ermishina, Z. A. Zhade, O. Yu. Posukhova, P. V. Budaev. Rostov-on-Don: Science and Education Fund, 2019; 120 p. (In Russ.)

3. Inglehart R., Welzel K. Modernization, cultural change and democracy: the sequence of human development. Moscow: New publishing house, 2011. 464 p. (In Russ.)

4. Hofstede G. Culture's Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions and Organizations across Nations. Sage, 2001.

5. Akosah-Twumasi P., Emeto TI, Lindsay D., Tsey K., Malau-Aduli B. A Systematic Review of Factors That Influence Youths Career Choices - the Role of Culture. Frontiers in Education. 2018. [Electronic resource]. Available from: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/feduc.2018.00058/full.

6. Titov V.N. Social representations of youth about a career (based on in-depth interviews). Voprosy teoreticheskoi ekonomiki = Questions of Theoretical Economics. 2020;(4):102-116. (In Russ.)

7. Student practices of designing strategies and lifestyles: sociological essays: a collective monograph / G. S. Denisova, N. K. Bineeva, A. V. Denisova, L. V. Klimenko, N. R. Tairova, I. A. Petrulevich, D. Yu. Chebotarev. Rostov-on-Don: IPO SFU, 2013. 188 p. (In Russ.)

8. Labor and economic life in the republics of the North Caucasian Federal District of the Russian Federation: Monograph / Ed H. V. Dzutsev, responsible ed. N. V. Kornienko. Moscow: ISPI RAN; Vladikavkaz: CPI SOGU, 2019. 237 p. (In Russ.)

9. Klimenko L. V., Ermishina A. V., Budaev P. E. Dynamics of economic attitudes of the youth of the South of Russia in the context of the integration of a multi-ethnic region. Ekonomika: teoriya ipraktika = Economics: theory and practice. 2020;(3):27-32. (In Russ.)

10. Gorshkov M. K., Sheregi F. E. The youth of Russia in the mirror of sociology. To the results of many years of research: [monograph]. Moscow: FNISTS RAN; 2020. 688 p. (In Russ.)

Информация об авторе

Р. Т. Алкесов - аспирант, Адыгейский государственный университет.

Information about the author R. T. Alkesov - Graduate Student of Adyghe State University.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 14.01.2023; одобрена после рецензирования 23.01.2023; принята к публикации 24.01.2023.

The article was submitted 14.01.2023; approved after reviewing 23.01.2023; accepted for publication 24.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.