Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТРУДОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ЮГА РОССИИ'

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТРУДОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ЮГА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЮГ РОССИИ / РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА / СОЦИЕТАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алкесов Руслан Темботович

Цель исследования состоит в анализе трудовых ценностей студентов поликультурного региона Юга России. Методологическая база исследования. Методология исследования включает в себя социетальный подход (И.Н. Лапин, Т.И. Заславская, Л.В. Клименко), концепцию индивидуалистских и коллективистских обществ (Г. Хофстеде). Результаты исследования. Отмечается выраженность у большей части молодежи различных этнокультурных сегментов индивидуалистических и достигательных трудовых ценностей. Такая близость ценностных ориентаций является одним из оснований социетальной интеграции поликультурного Юга России. На этом фоне фиксируется более высокий уровень социально-административных установок у молодежи республик Северного Кавказа (Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария). Тогда как среди студентов субрегионов с преимущественно русским населением (Ростовская область и Ставропольский край) чаще встречаются рыночные трудовые ценности. Перспективы исследования. Продолжение исследований предполагает дальнейший анализ факторов формирования и социально-групповых особенностей ценностного сознания молодежи поликультурного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Алкесов Руслан Темботович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION POTENTIAL OF LABOR VALUES OF STUDENT YOUTH IN THE SOUTH OF RUSSIA

Objective of the study is to analyze the labor values of students in the multicultural region of the South of Russia. The methodological basis of the research includes the societal approach (I.N. Lapin, T.I. Zaslavskaya, L.V. Klimenko) the concept of individualist and collectivist societies (G. Hofstede). Research results. The expression of individualistic and achievable labor values in the majority of young people of various ethnocultural segments is revealed. Such proximity of value orientations is one of the grounds for the social integration of the multicultural South of Russia. Against this background, a higher level of socio-administrative attitudes is recorded among the youth of the republics of the North Caucasus (Adygea, Dagestan, Kabardino-Balkaria). Whereas among students of subregions with predominantly Russian population (Rostov Region and Stavropol Territory), market labor values are more common. Prospects of the study. The continuation of the research involves further analysis of the factors of formation and socio-group characteristics of the value consciousness of the youth of the multicultural region.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТРУДОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ЮГА РОССИИ»

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА ЮГЕ РОССТИ

УДК 316.35

DOI 10.18522/2227-8656.2021.5.6

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТРУДОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ЮГА РОССИИ1

© 2021 г. Р. Т. Алкесов *

Тип статьи в журнале - научная

INTEGRATION POTENTIAL OF LABOR VALUES OF STUDENT YOUTH IN THE SOUTH OF RUSSIA

© 2021 R. T. Alkesov *

* Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия

Цель исследования состоит в анализе трудовых ценностей студентов поликультурного региона Юга России.

Методологическая база исследования. Методология исследования включает в себя социе-тальный подход (И.Н. Лапин, Т.И. Заславская, Л.В. Клименко), концепцию индивидуалистских и коллективистских обществ (Г. Хофстеде).

Результаты исследования. Отмечается выраженность у большей части молодежи различных этнокультурных сегментов индивидуалистических и достигательных трудовых ценностей. Такая близость ценностных ориентаций является одним из оснований социетальной интеграции поликультурного Юга России. На этом фоне фиксируется более высокий уровень социально-административных установок у молодежи республик Северного Кавказа (Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария). Тогда как среди студентов субрегионов с преимущественно русским населением (Ростовская область и Ставропольский край) чаще встречаются рыночные трудовые ценности.

* Adyghe State University, Maykop, Russia

Objective of the study is to analyze the labor values of students in the multicultural region of the South of Russia.

The methodological basis of the research includes the societal approach (I.N. Lapin, T.I. Zaslavskaya, L.V. Klimenko) the concept of individualist and collectivist societies (G. Hofstede).

Research results. The expression of individualistic and achievable labor values in the majority of young people of various ethno-cultural segments is revealed. Such proximity of value orientations is one of the grounds for the social integration of the multicultural South of Russia. Against this background, a higher level of socio-administrative attitudes is recorded among the youth of the republics of the North Caucasus (Adygea, Dagestan, Kabardino-Balkaria). Whereas among students of subre-gions with predominantly Russian population (Rostov Region and Stavropol Territory), market labor values are more common.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00270.

Перспективы исследования. Продолжение исследований предполагает дальнейший анализ факторов формирования и социально-групповых особенностей ценностного сознания молодежи поликультурного региона.

Ключевые слова: трудовые ценности; студенческая молодежь; интеграция; Юг России; республики Северного Кавказа; социетальность

Prospects of the study. The continuation of the research involves further analysis of the factors of formation and socio-group characteristics of the value consciousness of the youth of the multicultural region.

Keywords: labor values; student youth; integration; the South of Russia; the republics of the North Caucasus; societality

Введение

Сфера трудовых отношений является одной из основных областей, в которой молодежь реализует свои знания и способности, формирует свою профессиональную идентичность. Освоение молодыми людьми трудовых статусов и ролей выступает частью процесса воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Как показывают исследования, трудовые ценности отличаются высокой степенью стабильности в течение жизни человека (Jin, 2012). Трудовые ценности молодежи играют важную роль не только в социоструктурном воспроизводстве, но и в социетальной интеграции общества. «Ценности - это обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм. Они обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор поведения в жизненно значимых ситуациях» (Лапин, 2010). Трудовые ценности, соответственно, сопряжены с потребностями и интересами в сфере труда и профессиональных отношений, влияющих на реализацию социально-трудовых взаимодействий в обществе. Непротиворечивая система ценностей и основанных на ней моделей поведения образует основание для социетальной (макроуровневой) целостности общества (Социетальное измерение правовой культуры ... , 2019; Жаде, 2019; Заславская, 2002).

На формирование ценностных установок людей оказывают существенное воздействие социально-экономические условия, в которых проходит первичная социализация индивидов (Инглхарт, 2011). Юг России отличается сложной этнокультурной структурой населения, противоречивой историей межэтнических взаимодействий, высокой миграционной подвижностью населения, разным уровнем социально-экономического развития территорий макрорегиона. В этих условиях содержательные особенности трудовых ценностей и поведенческих установок молодежи могут варьироваться по различным субрегионам Юга России, что оказывает влияние на формирование интеграционных оснований устойчивого развития многосоставного региона.

Концепция и эмпирическая база исследования

В качестве концептуальной основы исследования выступили подходы, осмысляющие факторы и механизмы интеграции многосоставных социумов. В научной литературе указывается, что «механизмами формирования и воспроизводства социетальной целостности общества выступают: 1) генерализация и универсализация ценностей в социуме; 2) интернализация ценностей посредством социализационного воздействия со стороны базовых социетальных институтов и реализация этих ценностей в групповом поведении» (Клименко, 2016). Поэтому совпадение этнотерриториальных подгрупп молодежи Юга России в содержании трудовых ценностей выступает фактором социетальной интеграции многосоставных регионов.

Многолетние исследования коллектива ученых ФНИСЦ РАН показывают, что важным индикатором дифференциации и разобщения в российском обществе выступает «отношение к двум экономико-политическим системам - социально-административной и рыночной» (Горшков, 2019). Проведенные под руководством А.А. Аузана исследования Института национальных проектов по методике Г. Хофстеде фиксируют, что наибольший разброс между российскими регионами наблюдается по позициям индивидуализма, избегания неопределенности и дистанции власти (Социокультурные факторы ... , 2019). Исходя из концепции Г. Хофстеде, индивидуалистские общества сопряжены со слабыми коллективными связями в социуме, люди заботятся о себе и своих близких. Тогда в коллективистских обществах индивиды интегрированы в сплоченные сообщества с сильными связями между их членами (Hofstede, 2001).

В свою очередь, лонгитюдное изучение поколенческих различий в ценностном отношении к труду показывает, что западное поколение беби-бумеров, которое социализировалось в относительно стабильных условиях, нацелено на долгосрочную трудовую деятельность и получение вознаграждений за такую лояльность. Взросление и трудовая социализация людей поколения Х проходили в нестабильных экономических условиях. Оптимальные рабочие отношения сопряжены для них не с постоянными трудовыми контрактами и корпоративной лояльностью, но с высокой степенью автономии и независимости, они ценят индивидуализм, а не коллективизм (Jin, 2012). Российские исследователи также указывают, что «новое поколение более индивидуалистично, в меньшей степени апеллирует к попечительской роли государства и в большей - делает ставку на собственные усилия, возможности и способности» (Горшков, 2019).

В свою очередь, для населения северокавказских республик значимым коррелятом социально-экономических ценностей и моделей поведения могут выступать также этнические традиции, и кавказская молодежь зачастую демонстрирует этническую специфику социально-трудовых установок (Труд и экономическая жизнь ... , 2019; Клименко, 2020; Денисова, 2013). В контексте перечисленных оппозиций традиционные ценности в сфере труда проявляются скорее в ориентациях на коллективизм, но уже в категориях интересов семьи, рода и этнической общности. В этой связи рассмотрим социетальное содержание трудовых ценностей студенческой молодежи поликультурного региона.

Для анализа трудовых ценностей молодежи используются результаты прикладного социологического исследования студентов Юга России, проведенного при поддержке гранта РФФИ. Зимой 2020 г. по стандартизированной анкете было опрошено 450 молодых людей, обучающихся в вузах Ростовской области, 706 студентов из университетов Ставропольского края, 480 обучающихся из вузов Адыгеи, 722 студента из высших учебных заведений Дагестана, 312 молодых людей из вузов Кабардино-Балкарии1.

Результаты исследования

Материалы проведенного исследования показывают, что сфера труда входит в первую тройку важнейших ценностей опрошенной молодежи Юга России. На первых местах по степени значимости располагаются семейные ценности (от 67 до 79 % ответов в разных территориальных подгруппах). Интересная работа в Ростовской области разделяет первое по степени значимости место с семьей (67 %), а в Ставропольском крае выходит на вторую позицию (56 %). В республиканском сегменте на втором месте по числу ответов располагается чувство собственного достоинства и самоуважение (от 53 до 65 % в Адыгее, Дагестане и Кабардино-Балкарии). Работа занимает третье место в ценностном рейтинге студентов адыгского (50 %) и кабардино-балкарского (42 %) сегментов. Тогда как в группе дагестанской молодежи первую тройку замыкает религия (42 %) (рис. 1).

Уверенность в завтрашнем дне более важна для студентов ставропольского (38 %) и адыгского (42 %) сегментов и выходит здесь на четвер-

ТЛ С ____С

тое место. В ростовской группе это место в рейтинге занимает ценность достижения богатства (38 %), а в дагестанской - уважение со стороны окружающих (38 %). Первую пятерку ценностей среди студентов Ростовской

1 Этническая структура выборки опроса в 2020 г. была следующей: в Ростовской области приняли участие в исследовании 83 % русских, в Ставропольском крае - 77 % русских, в Адыгее - 37 % адыгов и 50 % русских, в Дагестане - 28 % аварцев, 22 % даргинцев, 12 % лезгин, 11 % лакцев, 11 % кумыков, в Кабардино-Балкарии - 64 % кабардинцев и 25 % балкарцев. Гендерная структура выборки по разным этнотерриториальным сегментам варьируется от 35 до 48 % девушек и от 52 до 65 % мужчин.

области замыкает карьера (27 %), Ставропольского края - богатство (29 %), Адыгеи и Кабардино-Балкарии - уважение со стороны окружающих (30 %), Дагестана - уверенность в завтрашнем дне (30 %) (рис. 1).

% РО

крепкая семья, хорошие дети

чувство собственного достоинства, самоуважения

интересная работа

уверенность в завтрашнем дне

уважение со стороны окружающих

карьера богатство

свобода мнений

полная и неограниченная свобода

СК

РА ■ РД 68 55

56

КБР

38

27

23

29

50

42

30

26

26

79 53 42 26

38

14 32

20 18 13 15 12

4 9 10 42 28

44

30

25

21

20

Рис. 1. Ответы на вопрос «Что из перечисленного наиболее важно для Вас?» , % (возможно несколько вариантов ответа)

Вариативность структуры ценностных ориентаций и важности для молодежи трудовой сферы определяет разницу мотивов при выборе университета и специальности обучения. На фоне преобладания среди всей опрошенной молодежи терминальной ценности, заключающейся в стремлении получить интересную специальность (от 52 до 62 %), скорее инструментальные мотивы (престижная специальность, уровень оплаты труда в будущей профессии) чаще встречаются среди студентов Ростовской области, Ставропольского края и Дагестана. В качестве причины поступления в вуз называют получение диплома о высшем образовании чаще респонденты из Адыгеи и Кабардино-Балкарии. А также в республиканском сегменте численно выделяется подгруппа студентов, которых характеризует пассивная стратегия поступления в вуз (выбор родителей, не было особого выбора).

В исследование включались вопросы, проверяющие гипотезу о дифференциации молодежи россиян по оси социально-административных / коллективистских и рыночных/индивидуалистских ориентаций в контексте

их ценностных установок в сфере труда. Поэтому в анкету опроса студентов Юга России был включен вопрос из Европейского социального исследования (ESS)1. Респондентам предлагалось высказать степень согласия по поводу сформулированной оппозиции об ответственности за жизненное обеспечение самого индивида либо государства (по 10-балльной шкале, где средняя оценка ближе к 1 маркирует полностью личную ответственность, а 10 - максимальную ответственность государства). Результаты опроса показывают, что опрошенные студенты полностью не разделяют индивидуалистские установки об исключительно личной ответственности за обеспечение жизни. Однако и не ожидают высокой степени попечения со стороны государства. Для большей части студентов характерны скорее серединные оценки. Вместе с тем среди опрошенной молодежи Северного Кавказа немного более выраженными являются ориентации на государство в вопросах жизнеобеспечения (6,1 среднего балла в Адыгее, 6,3 - в Дагестане, 6,4 - в Кабардино-Балкарии против 5,4 среднего балла в Ростовской области и 5,9 - в Ставропольском крае).

Следующий вопрос о регулировании государством рыночных отношений также показывает меньшую степень поддержки молодежью государственного вмешательства в регионах с преимущественно русским населением и более выраженное одобрение подобной практики студентами из республик Северного Кавказа (рис. 2).

РО СК РА РД КБР

■ положительно ■ мне это безразлично ■ отрицательно

Рис. 2. Ответы на вопрос «Как Вы относитесь к государственному регулированию рыночных отношений как принципу функционирования российского общества?», % (один вариант ответа)

1 The European Social Survey. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ess-ru.ru.

Исследования 2019 г. среди населения шести республик Северного Кавказа (КБР, КЧР, РД, РИ, РСО-Алания, ЧР) показали, что на современном этапе большинство жителей предпочли быть трудоустроенными в государственном секторе с гарантированной зарплатой, а неформальная экономика уже не является привлекательной (Труд и экономическая жизнь ... , 2019). Опрос южнороссийской молодежи показывает, что органы государственного управления республиканскими студентами также оцениваются как более перспективные. Кроме того, молодые люди из Адыгеи и Кабардино-Балкарии с этой точки зрения более высоко оценивают медицину. Тогда как для студентов Ростовской области и Ставропольского края более привлекательными являются информационная сфера (программное обеспечение, 1Т-технологии, связь), банковская сфера и сфера финансов (рис. 3).

?йРО ИСК ИРА РД КБР

медицина

43 43 57 54

юриспруденция

25 34

22

банковская сфера и сфера финансов

38 41 29 38

образование 22 28 24

17

менеджмент, РК реклама

26 22 32 18

1Т-технологии, связь

40 21 30 23

органы государственного управления

45

49

56

37

21

50

Рис. 3. Ответы на вопрос «Какие сферы труда Вашей области / республики являются наиболее перспективными?», %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(несколько вариантов ответа)

Содержание трудовых ценностей молодежи также проявляется в вопросе о том, какие факторы влияют на успешное трудоустройство. Во всех этнотерриториальных подгруппах достигательные личные качества (трудолюбие, быстрота реагирования, исполнительность, креативность и пр.), опыт работы и профессиональные навыки собирают большее число ответов (в совокупности около трети опрошенных). Достигательные институциональные характеристики (наличие профильного диплома, каче-

ственное образование, повышение профессиональной квалификации) выходят на второе место по числу ответов (около четверти респондентов). Вместе с тем значимое число указаний набирают факторы трудоустройства, которые маркируют адаптивные, приспособленческие качества (около пятой доли студентов) и аскриптивные характеристики (этническая принадлежность, пол - около пятой доли опрошенных).

Заключение

Проведенное среди молодежи Юга России исследование позволяет сделать вывод о том, что студенты разных этнотерриториальных сегментов близки по основным трудовым ценностям. Профессиональная сфера входит в первую тройку важнейших областей жизни региональной молодежи, поступление в вуз для большинства опрошенных связано со стремлением освоить интересную специальность, факторами трудоустройства являются достигательные характеристики. И с этой точки зрения значимая степень совпадения скорее индивидуалистических и достигательных трудовых ценностей молодого поколения обладает интеграционным потенциалом для социетальной (макроуровневой) целостности Юга России.

На этом фоне фиксируется большая выраженность рыночных трудовых установок у студентов Ростовской области и Ставропольского края. Тогда как социально-административные ориентации в большей степени проявляются у молодежи республиканского сегмента (Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария). Выявленные различия могут объясняться несовпадением уровня социально-экономического развития территорий, когда рассматриваемые северокавказские республики существенно уступают по уровню жизни населения от среднероссийских показателей. В этих условиях государственные гарантии и регулирование экономики, органы государственной власти как стабильное место работы выступают для молодежи республик Северного Кавказа более привлекательными, чем рискованность и более широкие возможности рыночной экономики, индивидуалистские карьерные траектории и работа в инновационных областях экономики.

Литература References

Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Рос- Gorshkov, M.K., Sheregi, F.E. (2019). Russian youth

сийская молодежь в контексте социо- in the context of sociological analysis. Moscow: FNISTs

логического анализа. М.: ФНИСЦ RAN Press. (In Russian).

РАН, 2019. 263 c. Denisova, G.S., Bineeva, N.K., Denisova, A.V.,

Денисова Г.С., Бинеева Н.К., Де- Klimenko, L.V., Tairova, N.R., Petrulevich, I.A.,

нисоваА.В., Клименко Л.В., Таирова Chebotareva, D.Yu. (2013). Student practice of con-

Н.Р., Петрулевич И.А., Чеботарева Д.Ю. Студенческие практики конструирования стратегий и стилей жизни: социологические очерки. Ростов н/Д.: ИПО ЮФУ, 2013.

Жаде З.А., Гучетль З.Х. Политическая идентичность как ресурс интеграции Юга России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2019. Вып. 3.

Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: деятельно-структурная концепция. М.: Дело, 2002.

Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития. М.: Новое изд-во, 2011.

Клименко Л.В. Динамика социе-тальной сферы Юга России: социокультурное измерение : дис. ... д-ра социол. наук. Майкоп: АГУ, 2016.

Клименко Л.В., Ермишина А.В., Будаев П.Е. Динамика экономических установок молодежи Юга России в контексте интеграции полиэт-ничного региона // Экономика: теория и практика. 2020. № 3. С. 27-32.

Лапин Н.И. Универсальные ценности и многообразие жизненных миров людей // Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры : X Международные Лихачевские научные чтения, 13-14 мая 2010 г. СПб.: СПбГУП, 2010. С. 105-107.

Социетальное измерение правовой культуры населения Юга России / Л.В. Клименко, А.В. Ермишина, З.А Жаде, О.Ю. Посухова, П.Е. Будаев. Ростов н/Д.: Фонд науки и образования, 2019.

Социокультурные факторы инновационной активности населения / Е.В. Антонов, А.А. Аузан, В.А. Брыз-галин, В.А. Вороненко, А.В. Золотов,

structing strategies and lifestyles: sociological essays. Rostov-on-Don: IPO SFU Publ. (In Russian).

Zhade, Z.A., Guchetl, Z.Kh. (2019). Political identity as a resource for integration of the South of Russia. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Seriya «Regionovedeniye: filosofiya, istori-ya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kul'turologiya», 3. (In Russian).

Zaslavskaya, T.I. (2002). Societal transformation of Russian society: an activity-structural concept. Moscow: Delo. (In Russian).

Inglehart, R., Welzel, K. (2011). Modernization, cultural change and democracy: the sequence of human development. Moscow: Novoye izdatel'stvo Publ. (In Russian).

Klimenko, L.V. (2016). Dynamics of the societal sphere of the South of Russia: sociocultural dimension. (Doctoral Dissertation, Adyghe State University, May-kop). (In Russian).

Klimenko, L.V., Ermishina, A.V., Budaev, P.E. (2020). Dynamics of the economic attitudes of young people in the South of Russia in the context of the integration of a multiethnic region. Ekonomika: teoriya ipraktika, 3, 27-32. (In Russian).

Lapin, N.I. (2010). Universal values and diversity of people's life worlds. Dialogue of cultures and partnership of civilizations : the formation of a global culture: X International Likhachev Scientific Readings. May 13-14, 2010. Saint Petersburg: SPbGUP Press, 105-107. (In Russian).

Societal dimension of legal culture of the population of the South of Russia. (2019). L.V. Klimenko, A.V. Ermishina, Z.A. Zhade, O. Yu. Posukhova, P.E. Budaev. Rostov-on-Don: Fond nauki i obrazovaniya. (In Russian).

Sociocultural factors of innovative activity of the population. (2019). E.V. Antonov, A.A. Auzan, V.A. Bryzgalin, V.A. Voronenko, A.V. Zolotov, E.N. Nikishina, N.A. Pripuzova, S.A. Trukhachev. Moscow: Institut natsional'nykh proyektov; Rossiiyskaya venchurnaya kompaniya. Available at: https://www.rvc.ru/upload/iblock/14a/RVC_attitudes _to_technologies_report.pdf. (In Russian).

Labor and economic life in the republics of the North Caucasus Federal District of the Russian Federation. (2019). Ed. H.V. Dzutseva, resp. ed. N.V. Kornienko. Moscow: ISPI RAN Press; Vladikavkaz: CPC SOGU Press. (In Russian).

Hofstede, G. (2001). Culture's Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions and Or-

Е.Н. Никишина, Н.А. Припузова, С.А. Трухачев. М.: Институт национальных проектов; Российская венчурная компания, 2019. С. 7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.rvc.ru/ up-

load/iblock/14a/RVC_attitudes_to_techn ologies_report.pdf.

Труд и экономическая жизнь в республиках Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации / под ред. Х.В. Дзуцева, отв. ред. Н.В. Корниенко. М.: ИСПИ РАН; Владикавказ: ИПЦ СОГУ, 2019.

Hofstede G. Culture's Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions and Organizations across Nations. Thousand Oaks CA: Sage, 2001.

Jin J., Rounds J. Stability and change in work values: A meta-analysis of longitudinal studies // Journal of Vocational Behavior. 2012. Vol. 80 (2). P. 326-339.

ganizations across Nations. Thousand Oaks CA: Sage.

Jin, J., Rounds, J. (2012). Stability and change in work values: A meta-analysis of longitudinal studies. Journal of Vocational Behavior, 80 (2), 326-339.

Для цитирования: Алкесов Р. Т. Интеграционный потенциал трудовых ценностей студенческой молодежи Юга России // Гуманитарий Юга России. 2021.5 (51). С.99-108.

БОТ 10.18522/2227-8656.2021.5.6

История статьи:

Поступила в редакцию - 16.09.2021 г. Получена в доработанном виде -19.10.2021 г. Одобрена - 26.10.2021 г.

Сведения об авторе Алкесов Руслан Темботович

Аспирант,

Адыгейский государственный университет

385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208, e-mail: ruslan059305@mail.ru

Information about author

Ruslan Tembotovich Alkesov

Postgraduate Student, Adyghe State University

208 Pervomayskaya St., Maykop, 385000, e-mail: ruslan059305@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.