Научная статья на тему 'ПРАКТИКА И ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КАРЬЕРНОГО ЛИФТА В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ПРАКТИКА И ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КАРЬЕРНОГО ЛИФТА В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАРЬЕРНЫЙ ЛИФТ / КАРЬЕРНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ / СТУДЕНТ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пеша Анастасия Владимировна

Профессиональное и карьерное ориентирование являются частью проактивной деятельности вузов, направленной на обеспечение развития профессиональной идентичности студентов и планирование будущего. В статье раскрываются результаты анализа основных возможностей реализации технологии карьерного лифта в вузе. В работе делается акцент на практики и перспективы встраивания различных видов деятельности в рамках обозначенной технологии в LMS (learning management system) вузов. В работе делается вывод о том, что комплексная интеграция элементов карьерного лифта в деятельность вуза позволит снизить влияние факторов низкой востребованности выпускников университетов на рынке труда, повысить занятость выпускников по специальности как одного из показателей качества образовательных услуг университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE AND POSSIBILITIES OF IMPLEMENTING THE TECHNOLOGY OF A CAREER LIFT AT A UNIVERSITY IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION

Professional and career orientation are part of the proactive activities of universities aimed at ensuring the development of students’ professional identity and planning for the future. The article reveals the results of the analysis of the main possibilities of implementing the technology of a career elevator at a university. In particular, the work focuses on the practices and prospects of embedding various types of activities within the framework of the designated technology in the LMS (learning management system) of universities. The paper concludes that the integrated integration of career elevator elements into the university’s activities will reduce the impact of factors of low demand for university graduates in the labor market, increase the employment of graduates in the specialty as one of the indicators of the quality of university educational services.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА И ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КАРЬЕРНОГО ЛИФТА В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

УДК 378:316.6 ББК 74.480.26

DOI 10.7442/2071-9620-2022-14-4-20-33

го Э

А.В. Пеша

(ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет, кафедра экономики труда и управления персоналом, г. Екатеринбург, Россия)

ПРАКТИКА И ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КАРЬЕРНОГО ЛИФТА В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках реализации научного проекта № 19-29-07435.

Профессиональное и карьерное ориентирование являются частью проактивной деятельности вузов, направленной на обеспечение развития профессиональной идентичности студентов и планирование будущего. В статье раскрываются результаты анализа основных возможностей реализации технологии карьерного лифта в вузе. В работе делается акцент на практики и перспективы встраивания различных видов деятельности в рамках обозначенной технологии в LMS (learning management system) вузов. В работе делается вывод о том, что комплексная интеграция элементов карьерного лифта в деятельность вуза позволит снизить влияние факторов низкой востребованности выпускников университетов на рынке труда, повысить занятость выпускников по специальности как одного из показателей качества образовательных услуг университета.

Ключевые слова: высшее образование, карьерный лифт, карьерная ориентация, профориентация, система управления обучением, студент, цифровизация.

A.V. Pesha

(Ural State Economics University, Ekaterinburg, Russia)

THE PRACTICE AND POSSIBILITIES OF IMPLEMENTING THE TECHNOLOGY OF A CAREER LIFT AT A UNIVERSITY IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION

The research was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (RFBR) as part of the implementation of scientific project No. 19-29-07435.

Professional and career orientation are part of the proactive activities of universities aimed at ensuring the development of students' professional identity and planning for the future. The article reveals the results of the analysis of the main possibilities of implementing the technology of a career elevator at a university. In particular, the work focuses on the practices and prospects of embedding various types of activities within the framework of the designated technology in the LMS (learning management system) of universities. The paper concludes that the integrated integration of career elevator elements into the university's activities will reduce the impact offactors of low demand for university graduates in the labor market, increase the employment of graduates in the specialty as one

j! of the indicators of the quality of university educational services.

Keywords: higher education, career lift, career orientation, career guidance, learning

< management system, student, digitalization.

Введение. В настоящее время происходят серьезные трансформационные процессы в сфере образования, связанные с цифровизацией и персонализа-цией. Предполагается, что проходящие изменения будут способствовать формированию и развитию индивидуальных образовательных маршрутов, которые помогут сориентироваться в профессии и выстроить карьерные траектории студентов, исходя из их личных способностей, мотивов и условий внешней среды [15; 17].

По данным 2018 г., в мире 21 % молодежи (15-29 лет) не были занятыми и (или) не имели профессиональной подготовки, а шансы остаться без работы, по сравнению со взрослыми, составляли 3:1 [24, с. 1]. Пандемия COVID-19 усугубила положение молодежи на рынке труда. Так, исследование МОТ показало, что занятость в молодежи снизилась на 8,7 % [27, с. 2]. По данным Федеральной службы государственной статистики за 2016-2018 гг.1, 31 % выпускников российских вузов не работали по специальности, уровень безработицы среди выпускников в 2019 г. составил 12,9 %, в 2020 году - 6,3%. При отсутствии официальных статистических данных в целом по российским вузам за период пандемии приведем локальные данные о трудоустройстве выпускников ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» (УрГЭУ). В 2019 г. процент трудоустройства студентов составил 85,1 %, а в 2020 г. численность студентов, оформивших трудовые отношения, сократилась до 70 %. В 2021-2022 гг. процент трудоустройства составил среди студентов бакалавриата 93,2%,

магистратуры - 97,5%2. Таким образом, можно отметить, что показатели трудоустройства в 2021-2022 учебном году вышли на допандемийный уровень. По данным Федеральной службы государственной статистики за 2016-2020 годы, число студентов, трудоустроенных не по специальности, составило 25,6%3. Основная причина занятости не по специальности, отмечаемая российскими выпускниками, - отсутствие вакансий, на что указали 55 % респондентов [4, с. 47]. Кроме того, необходимо отметить, что ключевыми факторами, влияющими на показатели занятости выпускников, являются отсутствие требуемого уровня развития профессиональных и надпро-фессиональных компетенций [28], отсутствие опыта работы [26], отсутствие мотивации занятости по специальности [31], невключенность в деятельность профессиональных сообществ, отсутствие связей, отсутствие ориентации на потребности работодателей при обучении и поиске работы.

Показатели занятости выпускников вузов говорят о том, что необходимо усиливать стратегическую составляющую деятельности по карьерному ориентированию в университетах при работе со студентами, оказывая им всестороннюю и целенаправленную помощь и поддержку при развитии навыков управления карьерой.

В данной статье мы ставим цель провести анализ практики реализации элементов карьерного лифта в вузах России (на примере Уральского государственного экономического университета) и существующие возможности развития практики в условиях цифровизации и

1 Три факта о трудоустройстве выпускников 2016-2018 гг. / Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/ folder/70843/document/88401.

2 Сведения о трудоустройстве выпускников, с указанием численности трудоустроенных выпускников от общей численности выпускников в прошедшем учебном году, для каждой реализуемой образовательной программы, по которой состоялся выпуск / Уральский государственный экономический университет. URL: https://www.usue.ru/sveden/grants/#anchor_graduat.

3 Занятые выпускники образовательных организаций 2016-2020 гг. выпуска, имеющие высшее образование, по связи текущей работы с полученной профессией (специальностью) по группам специальностей в 2021 году. URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr_2021/index.html

с;

0

1

ф

_0 го

о ц

0

1

X ф

го s

11 Го га ф 2

ш

о

X к

S

ш

о ц

о ^

го ^

о Ш

а со

быстроменяющихся условиях рынка труда. Как отмечалось ранее, реализация технологии карьерного лифта предусматривает создание среды, или экосистемы, позволяющей построить и реализовать индивидуальные карьерные траектории будущим и действующим специалистам при взаимодействии с опытным наставником или экспертом карьерного планирования [13]. Реализация технологии позволит оказать положительное воздействие на показатели трудоустройства выпускников, в том числе предусматреть возможность горизонтальной и вертикальной социальной мобильности студентов в процессе получения высшего образования.

Анализ возможностей карьерного ориентирования в вузе

Профориентация - важный аспект выбора направления профессиональной деятельности [14; 21]. Студенты университетов должны делать осознанный выбор при выборе направления и траектории карьерного развития, ориентироваться в видах деятельности, быть в курсе стратегических прогнозов ситуации на рынке труда, владеть объективной оценкой личного потенциала и компетенций, понимать свои мотивы и ценности. Профо-риентационная деятельность важна для развития у студентов профессиональной идентичности и важных для реализации карьерных траекторий компетенций, на которых необходимо сделать больший акцент в процессе получения образования. В зарубежных работах преимущественно используется понятие «карьерная ориентация». Существуют разные подходы к трактовке данного понятия, однако авторы сходятся во мнении, что карьерная ориентация подразумевает индивидуальный выбор карьеры на основе личностных характеристик и планирования будущего [20].

Профориентационные инструменты и ресурсы, применяемые в университетах

1. В университетах вводятся специальные курсы, связанные с карьерным ориентированием. Дисциплины реализуются для студентов всех направлений подготовки на I курсе обучения. Основная цель - познакомить студентов с основами карьерного менеджмента, сформировать знания о рынке труда и тенденциях мира профессий, на основе объективной и многомерной оценки компетенций и интересов сформировать индивидуальные траектории развития. Данный курс сейчас введен как дисциплина профессионального блока при реализации программ бакалавриата по направлению «Управление персоналом» и, как правило, реализуется на старших курсах. В настоящий момент в УрГЭУ принимается решение о введении данного курса для всех студентов университета.

2. Центры карьеры при университетах. Данные центры могут называться иначе: например, в УрГЭУ это отдел взаимодействия с работодателями и развития кадрового потенциала»4 , в Уральском федеральном университете -Центр «Карьера»5 , в Высшей школе экономики - Центр карьеры6. Названия могут быть различными, но ключевые задачи, которые решаются их сотрудниками, аналогичны - организация взаимовыгодного сотрудничества всех стейкхолдеров образовательного процесса в вузе (работодателей, студентов, выпускников, кафедры). В рамках деятельности центры организуют широкий спектр мероприятий, который мы подробно описывали в более ранних своих работах [14]. Значительная часть организации работы центров в настоящее время перешла на цифровые платформы, аккумулирующие данные о вакансиях, резюме и новостях с рынка труда.

го Э ф С

0Q <

4 Отдел взаимодействия с работодателями и развития кадрового потенциала / Уральский государственный экономический университет. URL: http://profi-rost.usue.ru

5 Центр «Карьера» / Уральский федеральный университет. URL: https://gsem.urfu.ru/ru/about/ struktura-instituta/centralizovannye-sluzhby/career/

6 Центр карьеры Высшей школы бизнеса. URL: https://gsb.hse.ru/careercentre/

3. Создание коммуникативных площадок взаимодействия стейкхолдеров образовательного процесса в вузах. Нам видится перспективной организация взаимодействия в университете представителей работодателей и студентов в формате встреч и проектов профессиональных сообществ. Например, кафедра экономики труда и управления персоналом УрГЭУ является драйвером взаимодействия профессионального сообщества специалистов и руководителей в области управления человеческими ресурсами Свердловской области, тесно взаимодействуя со Свердловской региональной общественной организацией «Ассоциация руководителей и специалистов по управлению человеческими ресурсами» (СРОО «АРС УЧР»)7. В деятельность сообщества активно вовлекаются студенты кафедры всех направлений подготовки. Важно, что в рамках реализуемых мероприятий сообщества реализуется цель обмена опытом, инструментами и новостями из сферы управления персоналом, которые пригодятся в будущей самореализации студентам, а также происходит налаживание связей, установление контактов для последующего прохождения практик и стажировок в компаниях.

4. Психолого-педагогическое сопровождение. Включает психологическое консультирование, педагогические консультации по вопросам профессионального ориентирования студентов. Сопровождение может быть организовано в рамках деятельности центра карьеры либо как самостоятельное направление взаимодействия со студентами.

Что касается реализации профори-ентационных мероприятий на базе системы управления обучением (Learning Management System, LMS) университета, то здесь можно принимать во внимание успешные практики. Так, в работе Л.В. Темновой и О. А. Лизуновой раскрывается суть экспериментальной площад-

ки «Образ жизни» (https://obrazobraz.ru), одна из целей которой - профориентация [16]. Среди успешных профориентаци-онных проектов, реализуемых в цифровой среде, можно также обозначить федеральный образовательный и научно-исследовательский проект «Навига-тум» (https://navigatum.ru), центр индивидуальной профориентации «PROekt PRO» (https://proekt-pro.ru/), бесплатный многофункциональный сервис обучения и тестирования (https:// onlinetestpad.com/ru).

Помимо представленных выше технологий и видов деятельности в университете, существуют те, что существенно отличаются от профориентации, наставничества и тем более от других разбираемых ниже видов деятельности, методов и инструментов. Речь идет о карьерном коучинге, карьерном тьюторинге, карьерном коворкинге.

Карьерный коучинг - одно из направлений коучинга, имеющее четкую целенаправленность. Цель деятельности коуча - подготовить клиента к выходу на рынок труда осведомленным и компетентным в демонстрации поведения, соответствующего выбранной культуре работы [23]. При реализации технологии карьерного лифта могут быть реализованы все виды задач карьерного коучин-га, однако в период обучения в университете основными из них будут выбор профессии и продвижение в профессии. Коуч помогает студенту раскрыть его потенциал, уточнить намерения и мотивы, принимает участие в формировании карьерной траектории [2; 16].

Элементы карьерного коучинга при работе со студентами университетов можно сформулировать следующим образом [18; 23]:

- оценка профессионального потенциала - необходима для понимания адекватности выбранного направления профессиональной

с;

0

1

ф

_0 го

о ц

0

1

X ф

J

го s

11

Го га

ф 2

m

о

X

к s m

о Ц

о ^

7 Ассоциация руководителей и специалистов по управлению человеческими ресурсами. URL: https:// arsuhr.com

го ^ о m

d m

го Э <и С

т <

подготовки в соответствии с имеющимся у студента потенциалом;

- оценка профессиональных и непрофессиональных компетенций с точки зрения текущего и желаемого уровня для поддержки при выстраивании траектории развития студента;

- проведение сессий карьерного планирования;

- поддержка при поиске работы;

- отработка навыков нетворкинга и участия в интервью.

Помимо индивидуального карьерного коучинга, в современных исследованиях подчеркивается важность и уместность проведения коуч-сессий в групповом формате. Например, в работе S. Meldrum показана эффективность применения карьерного коучинга, основанного на методах критической педагогики в направлении фокуса профориентаци-онной работы и последующем расширении прав и возможностей каждого члена группы [25]. Автор говорит о том, что такая форма реализации коучинга обеспечивает большее равенство карьерных возможностей всех членов коучинговой группы.

Помимо карьерного коучинга, при реализации технологии карьерного лифта в университете может применяться поддержка тьюторов. Такое направление деятельности получило название «карьерный тьюторинг».

Карьерный тьюторинг - обучение и сопровождение «развития профессиональной и деловой карьеры молодых специалистов» [19, с. 68]. Этот вид деятельности реализуется через систему карьерного консультирования. Тьютор в данном случае должен обладать компетенциями карьерного консультанта: владеть технологией карьерного консультирования, информацией о состоянии и тенденциях рынка труда и профессий, уметь применять инструменты психологической и профессиональной диагностики, знать современные виды карьерных стратегий, знать специфику разных

сфер деятельности и их требования к сотрудникам, владеть современными методами психологического консультирования, в том числе с применением цифровых технологий. В настоящее время в России начинают появляться профессиональные сообщества карьерных консультантов, которые оказывают консультативную поддержку при профориентации и карьерном планировании людям на различном этапе их профессионального становления. Так, в Свердловской области действует Ассоциация карьерных консультантов Урала (АККУ), которая на профессиональном уровне решает задачи профориентации и занятости населения региона. УрГЭУ активно сотрудничает с Ассоциацией, привлекая ее специалистов к профориентационной деятельности как с потенциальными абитуриентами, так и со студентами вуза.

Еще одно современное направление деятельности, которое встраивается в реализацию технологии карьерного лифта -карьерный коворкинг. Коворкинг (от англ. coworking - сотрудничество) представляет собой некое пространство, в котором независимые специалисты собираются, чтобы создавать знания и извлекать из них пользу [30]. Карьерный коворкинг - «уникальная социально-культурная среда, которая позволяет осуществлять обмен идеями, позволяет организовывать лекционные и практические занятия, коуч-сессии, а также брифинги по развитию карьеры [9, с. 285]. Следуя данному определению, можно предположить, что карьерный ко-воркинг интегрирует в себе все представленные выше виды деятельности. Основа реализации этого направления в создании возможностей образовательной среды, некоего сообщества, деятельность которого наделена смыслом определения и реализации карьерной стратегии. В данное сообщество свободный вход и выход для всех заинтересованных лиц. В отличие от карьерного тьюторинга, в коворкинге нет акцента на обучении и сопровождении карьеры, главное - карьерная ориентация студентов.

Для внедрения данных видов взаимодействия со студентами при планировании карьеры в LMS вузов необходимо предусмотреть возможность взаимодействия на базе электронного портфолио, чтобы взаимодействие происходило из личного кабинета студента, где сразу отразятся результаты работы на каждом этапе коучингового сопровождения или тьюторинга [29]. Для организации коворкинга необходимо предусмотреть возможность организации цифрового пространства по аналогии с Discord8 или использовать само приложение для создания карьерных коворкингов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наставничество занимает особое место в системе карьерного ориентирования студентов. Существует большое количество подходов к определению понятия «наставничество»: через его раскрытие как метода развития [18], формы обучения [1], технологии обучения человека [1]. Мы в своей работе остановимся на трактовке Е. А. Дудиной, которая раскрывает данное понятие через термин «процесс». Наставничество - «процесс направленной помощи, поддержки и сопровождения становления, выбора жизненного пути, развития и самосовершенствования человека посредством взаимодействия с более старшим, опытным, мудрым, обладающим уникальным знанием субъектом (наставником)» [6, с. 26].

В системе образования Российской Федерации в настоящее время реализуется большое количество проектов, связанных с наставничеством. Тема наставничества занимает особое место в национальном проекте «Образование», в котором реализуется ряд поддерживающих молодежное сообщество инициатив: Федеральный проект «Молодые профессионалы»9, который помогает получить среднее профессиональное образование, соответствующее требованиям эконо-

мики и запросам рынка труда; упомянутый во второй главе Федеральный проект «Социальные лифты для каждого»10, который направлен на создание возможностей для профессионального и карьерного роста путем формирования и развития системы профессиональных конкурсов, и др.

В вузах активно внедряются проекты наставничества студентов старших курсов над младшими, вводится управление проектами, где наставниками выступают преподаватели или эксперты-практики. Применение системы наставничества в университете помогает глубже познакомиться с профессией, получить эмоциональную поддержку, сформировать мотивацию к обучению и профессиональную идентичность. Наставниками могут выступать студенты старших курсов, которые сопровождают младших и помогают им, преподаватели и представители профессиональных сообществ, оказывающие поддержку с точки зрения профессиональной ориентации и осознанности. В системе наставничества применяется весь спектр интерактивных и активных методов взаимодействия, наблюдение, рефлексия и обратная связь.

Организация карьерного наставничества может быть органично встроена в LMS вуза, так как основа ее реализации - планы и обратная связь, которые могут входить в учебные планы, а применение цифровых интерактивных технологий (деловых игр, кейсов, бизнес-симуляций), игрофикации и марафонов развития в процессе сопровождения студента помогут поддерживать уровень вовлеченности учащегося при прохождении разных этапов карьерного становления.

Большая роль в реализации карьерного ориентирования студентов отводится организуемым конкурсам и олимпиадам различных видов и уровней.

с;

0

1

Ф _0

ГО

О Ц

0

1

X ф

J

го s

11

Го га

ф 2

8 Discord. URL: https://discord.com

9 Федеральный проект «Молодые профессионалы». URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/ professionals/

10 Федеральный проект «Социальные лифты для каждого». URL: https://edu.gov.ru/national-prooect/ projects/soc_lift/

ш

о

X К S

ш

о ц

о ^

го ^

о Ш

а со

Конкурсы и олимпиады проводятся в российских вузах на международном (например, конкурсная программа Евразийского экономического форума молодежи, реализуемого ежегодно УрГЭУ11), всероссийском (Всероссийская олимпиада «Моя команда - мое племя» в рамках мероприятий Международного межвузовского кадрового форума им. А.Я. Кибанова12) и региональном уровне (например, Областной конкурс научно-исследовательских работ студентов «Научный Олимп» УрГПУ13). Направлений конкурса настолько много, что они могут удовлетворить потребности самореализации всех желающих студентов. Конкурсы и олимпиады не только позволяют проявить себя, но и способствуют развитию широкого спектра надпро-фессиональных компетенций студентов: компетенций в области эмоционального интеллекта, инновативности, управления проектами, цифровых, социальных и когнитивных компетенций.

В рамках своего научного исследования мы уже несколько лет проводим всероссийский конкурс молодых специалистов и студентов разных направлений подготовки по надпрофессиональным компетенциям «Ассессмент «Таланты XXI века»14. Конкурс в 2020 и 2021 гг. полностью перешел в онлайн-формат, его популярность и актуальность растет, увеличивается число участников. Самое главное - все больше участников, которые заявляются не первый год. Конкурс дает студенту не только результаты оценки компетенций, но и обеспечивает понимание студентом своих сильных сторон и зон развития, эксперты дают не просто обратную связь, а аргументированные рекомендации с шагами развития компетенций. Ассессмент-центры - технология проведения кон-

курса, которая наилучшим способом впишется в LMS вузов за счет применения цифровых инструментов. Кроме того, именно Ассессмент-центр дает максимально объективную информацию об уровне развития компетенций студентов, которую не могут дать распространенные в настоящее время на платформах компетенций тестовые методики.

Самое важное в карьерной ориентации студентов - учебная работа, тот основной вид деятельности, в котором каждый принимает участие.

Реализация технологии карьерного лифта, на наш взгляд, должна осуществляться не только на основе поддерживающих и сопровождающих мероприятий, но и на знаниевом компоненте. У студентов важно формировать знания о состоянии рынка труда, основах поиска работы, существующих стратегиях карьерного развития. Эти знания должны передаваться молодежи как посредством упоминаемых выше курсов дисциплин по основам карьерного планирования, так и при помощи внеучебных мероприятий. Наиболее эффективные формы развития надпрофессиональных компетенций и навыков управления карьеры - интерактивные. Тренинги, мастер-классы, бизнес-симуляторы, тренажеры, интерактивные онлайн-марафоны - основа знаниевой и навыковой подготовки будущих специалистов в университетах.

Целый ряд проектов образовательной направленности и карьерного ориентирования реализуются при поддержке государства. Например, проект «Лифт в будущее» (https://lifttothefuture.ru) - всероссийская программа Благотворительного фонда «Система» по поддержке технического творчества, научно-исследовательской деятельности и инженерно-конструкторского проектирования;

го Э ф С

0Q <

11 Евразийский экономический форум молодежи. URL: http://eurasia-forum.ru.

12 Всероссийская Олимпиада школьников «Моя команда - мое племя». URL: http://hrkibanovforum. ru/?page_id=123

13 Областной конкурс научно-исследовательских работ студентов «Научный Олимп». URL: https:// uspu.ru/science/olimp/

14 Ассессмент молодых специалистов «Таланты XXI века». URL: http://assessment2020.tilda.ws

проект Microsoft Youth Spark (https:// www.it4youth.ru) по поддержке и развитию потенциала молодежи в трех сферах: образовании, трудоустройстве, предпринимательстве; упомянутый выше проект «Таланты XXI века», реализуемый нашим авторским коллективом (http:// assessment2020.tilda.ws). В рамках проекта в данный момент реализуется серия из четырех марафонов развития надпро-фессиональных компетенций, ежегодный Ассессмент-центр, при поддержке профессионального сообщества реализуются мероприятия просветительского характера по вопросам карьерного ориентирования и планирования.

В настоящее время большая часть учебных мероприятий реализуется в формате онлайн с применением широкого спектра инструментов. Включение различных форм образовательных активностей в LMS вуза не создаст больших проблем и не повлечет увеличение материальных затрат, так как существуют возможности интеграции с ней существующих методов и инструментов обучения.

Стажировки, профессиональные и деловые сообщества, реализация которых встраивается в работу со студентами вузов, также оказывают существенное воздействие на интерес к выбранному направлению подготовки и планах самореализации в них.

Стажировки являются важной формой занятости студента, позволяющей не просто получить профессиональный опыт, сформировать важные взаимосвязи между получаемым образованием и своей будущей профессиональной деятельностью [32], установить важные профессиональные связи. Во время стажировок у студента формируется профессиональная идентичность, осознание правильности сделанного выбора траектории развития.

Кроме того, помимо стажировок в компаниях России, во время обучения

в университете есть возможность прохождения заграничных образовательных стажировок15.

В настоящий момент организовать стажировки в рамках LMS вузов достаточно проблематично и не представляется необходимым. Стажировки студентов проходят на базе предприятий, центры карьеры и профессиональные сообщества помогают студентам сориентироваться и выбрать места для прохождения практики и стажировок в соответствии с личностными особенностями и интересами. Кроме того, как справедливо замечают Л.В. Темнова и О.А. Лизунова, в качестве стажировок может выступать участие студентов в различных молодежных форумах [16, с. 92]. Среди примеров таких знаковых событий можно выделить Евразийский экономический форум молодежи, проводимый УрГЭУ, который ежегодно собирает около 20 тыс. участников со всего мира (http://eurasia-forum.ru), Международный молодежный форум «Евразия Global» (https:// forumeurasia.ru) и др.

В последнее десятилетие в исследованиях социологов, экономистов, политологов, представителей сферы образования и других ученых резко возрастает внимание к социальному феномену сообществ, в том числе онлайн. Сообщества -группа людей, которые объединяются на основе какого-то интереса. Сопричастность, идентичность, цели и ценности, интересы - то, что объединяет людей в сообществах и заставляет их в них существовать и развиваться. Роль сообществ в педагогике рассматривается в работах таких авторов, как И.А. Донина и Л.В. Тайкова [5], Е.А. Медник [10], где изучается важность включенности в профессиональные сообщества педагогов. Кроме вопросов включенности педагогов в сообщества, тематические акценты авторов поставлены на вопросах организации взаимодействия обучающихся друг с

с;

0

1

ф

_0 го

о ц

0

1

X ф

J

го s

11

Го га

ф 2

ш

о

X

к

S

ш

о ц

о ^

15 Стажировка для студентов за рубежом / Уральский государственный экономический университет. URL: https://www.usue.ru/novosti/stazhirovka-dlya-studentov-za-rubezhom

го ^

о Ш С m

го Э <u IZ

OQ <

другом и с преподавателями в процессе обучения (Ю.В. Воронина [3], Е.Е. Моргунова [11]). Обмен знаниями при участии в онлайн-сообществах раскрывается в работе X. Zhang, S. Liu, Z. Deng и X. Chen [32].

Сотрудничество с профессиональными и деловыми сообществами может быть зоной ответственности обозначенных выше центров карьеры при университетах, может осуществляться благодаря нетворкингу профессорско-преподавательского состава кафедры, а также инициироваться самими студентами в зависимости от их интересов и карьерных ориентиров.

Взаимодействие с профессиональными и деловыми сообществами может быть интегрировано в LMS вузов через внедрение набора функций социальных сетей - чатов, новостей, возможностей делиться информацией и оставлять комментарии, организовывать трансляции как в синхронном, так и в асинхронном формате.

Молодежные объединения и организация студенческого самоуправления являются неотъемлемой частью жизнедеятельности университетов. Можно ли рассматривать студенческие сообщества как неотъемлемую часть карьерного лифта, за участие и результаты деятельности, в которой отвечает сам студент? На наш взгляд, да, ведь участие в различных студенческих объединениях способствует социализации личности, развитию надпрофессиональных компетенций молодых людей. Членство в студенческом активе способствует формированию лидерских компетенций, гражданской позиции и общей культуры личности [7]. Молодежные объединения, принимая активное участие в жизни университета, являются самоуправляемыми, создаются по инициативе студентов, управленческие решения в них принимаются коллективом объединения. Важность деятельности молодежных объединений в вузе для социализации студентов, поддержки их инициатив

обсуждается в публикациях российских авторов, которые делятся особенностями организации и результатами деятельности студенческих сообществ в университетах. Так, М.С. Петрова, А.А. Корсакова, П.А. Смирнов описывают опыт деятельности студенческих объединений Костромского государственного университета [12], А.И. Каблуков и Г А. Ромицына демонстрируют деятельность молодежных сообществ в Тульском филиале РЭУ им. Г. В. Плеханова [7], примеры организации студенческого самоуправления в Белгородском государственном институте искусств и культуры приводятся в статье Н.В. Киреевой и М.Н. Киреева [8].

Направлений деятельности студенческих объединений масса: медиацентры, волонтерские движения, студенческие отряды различных видов деятельности, медиацентры, team leaders, студенческий актив, творческие объединения, спортивные секции и т. д. Каждый студент, обучающийся в университете, может вступить в сообщество по своим интересам.

Выводы. Устойчивое общественное и экономическое развитие страны и мира в будущем во многом определяется качеством системы образования в текущее время. Основная задача современного высшего образования состоит в том, чтобы организовать включенность в учебный процесс всех стейкхолдеров обеспечения рынка труда молодыми специалистами, способными обеспечить конкурентоспособность и развитие себя, компании, страны и общества в целом. Данные мировой статистики показывают, что люди с высшим образованием более востребованы и оплачиваемы на рынке труда, менее подвержены факторам риска потери работы [22]. В то же время международная и российская статистика показывает, что устроиться на достойную должность по специальности молодым специалистам гораздо сложнее, чем их взрослым коллегам на рынке труда [24; 27].

Со стратегической точки зрения, на наш взгляд, реализация технологии ка-

рьерного лифта и ее интеграция в образовательную систему, в том числе LMS вуза, позволит реализовать обозначенную выше задачу и уменьшить влияние факторов низкой востребованности выпускников университетов на рынке труда. Всесторонняя и целенаправленная помощь и поддержка при развитии навыков управления карьерой, сопровождение выхода на рынок труда обеспечат увеличение занятости выпускников по специальности как одного из показателей качества образовательных услуг университета.

В данной работе мы проанализировали различные виды деятельности, включаемые в элементы реализации технологии карьерного лифта, в том числе с возможностью их реализации в LMS вуза. Необходимо отметить, что все представленные виды деятельности подразумевают активную роль и вовлечение как самих студентов, так и наставников, коучей, кураторов, экспертов, заинтересованных в подготовке конкурентоспособных профессионалов своего дела к раскрытию потенциала выпускников вуза на рынке труда. Библиографический список:

1. Бондалетов, В.В., Бондалетов, Е.В. Электронное наставничество как технология обучения на государственной службе // Материалы Афанасьевских чтений. - 2019. - № 2 (27). С. 38-52.

2. Боткова, В.К., Григорьева, Е.И. Инновационные формы социально-культурной деятельности, способствующие формированию карьерных стратегий молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2018. - Т. 23. -№ 176. С. 82-88.

3. Воронина, Ю.В., Барсукова, О.В. Виртуальное волонтерство - феномен цифрового общества // Мотивирующая цифровая среда как тренд современного образования: сб. ст. Между-нар. науч.-практ. конф. (Оренбург, 24-25 октября 2019 г.). - Оренбург:

Оренбургский гос. пед. ун-т, 2019. -С. 79-88.

4. Выпускники среднего профессионального и высшего образования на российском рынке труда: информационный бюллетень / под науч. ред. С.Ю. Рощина, В.Н. Рудакова. - Москва: Высшая школа экономики, 2020. - 72 с.

5. Донина, И.А., Тайкова, Л.В. Виртуальные профессиональные сообщества как фактор становления конкурентоспособности педагога [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - Режим доступа: Ы^:/^аепсе^исайоп. ru/ru/article/view?id=16409

6. Дудина, Е.А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура [Электронный ресурс] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017. - Т. 7. - № 5. С. 25-36. - Режим доступа: Ыйр:// sciforedu.ru/article/2525

7. Каблуков, А.И., Ромицына, Г.А. Студенческое самоуправление как условие реализации творческой активности и демократии // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. - 2019. -№ 1-2. С. 120-121.

8. Киреева, Н.В., Киреев, М.Н. Студенческое самоуправление как одно из средств подготовки современного специалиста сферы искусств и культуры // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики : сб. материалов Всерос. (с меж-дунар. участием) науч.-практ. конф.: в 4 т. (Белгород, 8 февраля 2019 г.). -Белгород: Белгородский гос. ин-т искусств и культуры, 2019. - Т. 4. С. 316-320.

9. Коршунов, А.В., Куликов, С.П. Формирование карьерных стратегий российской молодежи под воздействием инновационных форм социально-культурной деятельности // Социология. - 2020. - № 5. С. 283-288.

с;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е

0

1

Ф _0

ГО

О Ц

0

1

X ф

J

го s

11

Го я

ф 2

ш

о

X

к

S

ш

о ц

о ^

го ^

о СО

а со

го Э <u IZ

OQ <

10. Медник, Е.А. Профессиональные сообщества и их роль в повышении квалификации педагогов // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2015. - № 2 (18). С. 80-84.

11. Моргунова, Е.Е. Информационные технологии в жизни представителей поколения z: проблемы общения студентов в социальных сетях // Наука и образование сегодня. - 2017. - № 11 (22). С. 108-110.

12. Петрова, М.С., Корсакова, А.А., Смирнов, П.А. Студенческие объединения как механизм выявления и поддержки инициатив обучающихся [Электронный ресурс] // Наука и реальность. - 2020. - № 3.1. -С. 45-48. - Режим доступа: https:// zhurnalni r. ru/doc/publ/Mozai kaUspeha. pdf

13. Пеша, А.В. Возможности реализации технологии карьерного лифта в высших учебных заведениях // Science for Education Today. - 2022. - Т. 12. - № 4. С. 143-161.

14. Пеша, А.В., Камарова, Т.А., Паутина, С.Ю. Дорожная карта взаимодействия высшего учебного заведения, работодателей и студентов в условиях современной инновационной экономики [Электронный ресурс] // Современное образование. - 2019. -№ 1. С. 48-62. - Режим доступа: https:// nbpublish.com/library_read_article. php?id=24354

15. Сергеев, И.С., Махотин, Д.А., Пронь-кин, В.Н., Родичев, Н.Ф. Прогноз развития системы профессиональной ориентации в условиях цифровой трансформации [Электронный ресурс] // Педагогика. - 2021. -Т. 85. - №. 7. С. 5-19. - Режим доступа: https://sevcbs.ru/main/wp-content/ uploads/2021/09/Statya-k-zhurnalu-Pedagogika-2021----7.pdf

16. Темнова, Л.В., Лизунова, О.А. Факторы формирования карьерных траекторий выпускников вузов // Высшее образование в России. - 2017. - № 11. С. 89-97.

17. Технология формирования надпро-фессиональных компетенций студентов в условиях неопределенности будущего мира профессий / А.В. Пеша, М.Н. Шавровская, М.А. Николаева [и др.]; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский государственный экономический университет. - Казань: Общество с ограниченной ответственностью «Бук», 2022, 2 глава. - 240 с.

18. Тонгуш, В.В., Рощектаева, УЮ. Наставничество как один из методов обучения и развития персонала // Инновационная наука. - 2017. - Т. 2. - № 4. С. 190-193.

19. Цариценцева, О.П. Карьерные ориентации в старшем школьном и студенческом возрасте // Образовательные технологии (г. Москва). - 2014. - № 3. С. 58-68.

20. Amin, Z.N., Kurniawan, K., Nusantoro, E. Rasch Model Analysis: Measuring Psychometric Properties of Career Orientation Scale for High School Students // Proceedings of the 11th Annual International Conference on Industrial Engineering and Operations Management. - Singapore, 2021. - P. 3507-3514.

21. Djibu, R., Duludu, U. Impact of the work environment and work motivation in influencing the performance of nonformal educators // Journal of nonformal education. - 2020. - Vol. 6 (1). - P. 92-100.

22. Gammarano, R. Education pays off, but you have to be patient // ILOstat. - URL: https://www.ilo.org/global/statistics-and-databases/

23. Hazen, B., Steckler, N.A. Career coaching // The complete handbook of coaching. - London: SAGE, 2010. -Р. 311-323.

24. Mathys, Q. From school to work. An analysis of youth labour market transitions // ILOstat. - URL: https:// www.ilo.org/global/statistics-and-databases/

25. Meldrum, S. Group career coaching -a critical pedagogical approach // The

Journal for Specialists in Group Work. -2021. - Vol. 46 (2). - P. 214-225.

26. Neyt, B., Omey, E., Verhaest, D., Baert S. Does student work really affect educational outcomes? A review of the literature // Journal of Economic Surveys. - 2019. - Vol. 33 (3). -P. 896-921.

27. O'Higgins, N., Verick. S., An update on the youth labour market impact of the COVID-19 crisis // ILOstat. - 2021. -URL: https://www.ilo.org/global/statis-tics-and-databases/

28. Pereira, O.P. Metacompetences: How important for organizations? Analysis of a survey in Portugal // Regional and Sectoral Economic Studies. - 2013. -Vol. 13, №. 2. - P. 73-88.

29. Pesha, A.V., Nikolaeva, M., Shramko, N. Student's electronic portfolio as the basis for the implementation of a continuous educational trajectory // Proceedings of the 36th International Business

Information Management Association Conference. - Granada: IBIMA, 2020. -P. 2059-2068.

30. Spinuzzi, C., Bodrozic, Z., Scaratti, G., Ivaldi, S. "Coworking is about community" but what is "community" in coworking? II Journal of Business and Technical Communication, 2019. - Vol. 33 (2). - P. 112-140.

31. Watted, A., Barak, M. Motivating factors of MOOC completers: Comparing between university-affiliated students and general participants II The Internet and Higher Education. - 2017. -Vol. 37. - P. 11-20.

32. Zhang, X., Liu, S., Deng, Z., Chen, X. Knowledge sharing motivations in online health communities: A comparative study of health professionals and normal users II Computers in Human Behavior. - 2017. - Vol. 75. - P. 797-810.

Поступила 02.11.2022

Об авторе:

Пеша Анастасия Владимировна, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом (Екатеринбург, Россия), кандидат экономических наук, доцент, myrabota2011@gmail.com

Для цитирования: Пеша А.В. Практика и возможности реализации технологии ка- ^ рьерного лифта в вузе в условиях цифровизации // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2022. - Т. 14. - № 4. С. 20-33. DOI: 10.7442/2071-9620-2022-14-4-20-33

J

го

со

References:

1. Bondaletov E.V. Electronic tutorship as a training technology at civil service // Materialy Afanasievskikh chteniy. - 2019. - № 2 (27). P. 38-52. [in Russian]

2. Grigorieva E.I. Innovative forms of social and cultural work that promote career strategies of young people // Vestnik Tambovskogo universiteta. Series: Humanities. 2018. -Vol. 23. - № 176. P. 82-88. [in Russian]

3. Barsukova O.V. Virtual volunteering - a digital society phenomenon // Motiviruyushchaya sreda kak trend obrazovaniya. Conference proceedings. - Orenburg: Orenburg state pedagogical university, 2019. - P. 79-88. [in Russian]

4. Graduates of secondary professional and higher education on the Russian labor market. -M: Vyssgaya shkola ekonomiki, 2020. - 72 p. [in Russian]

5. Donina I.A., Taykova L.V. Virtual professional communities as a factor of teacher's marketability establishment [Electronic resource] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2014. - № 6. - Available at: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=16409 [in Russian]

J

го

m

о

о

0

1

*

О X S К

о m m о

* 5

го ^

го ^ о m

IZ

6. Dudina E.A. Tutorship as a special pedagogical activity: essential characteristics and structure [Electronic resource] // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo peadgogicheskogo universiteta. - 2017. - Vol. 7. - № 5. C. 25-36. - Available at: http://sciforedu.ru/article/2525 [in Russian]

7. Kablukov A.I., Romitsina G.A. Students self government as a condition to implement creative activity and democracy // Vestnik Tulskogo filiala Finuniversiteta. - 2019. - № 1-2. P. 120-121. [in Russian]

8. Kireeva N.V., Kireev M.N. Students self government as a means to train modern specialist in arts and culture. Nauka. Kultura // Iskusstvo: aktualnye problemy teorii i praktiki. Conference proceedings. - Belgorod: Belgorodskii gos in-t iskusstv i kultury. - 2019. -Vol. 4. P. 316-320. [in Russian]

9. Korshunov A.V., Kulikov S.P. Forming the career strategies of the Russian young people under the influence of the innovative forms of social and cultural work // Sotsiologiya. -2020. - № 5. P. 283-288. [in Russian]

10. Mednik E.A. Professonal communities and their role in increasing teacher's qualification // Professionalnoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. - 2015. - № 2 (18). P. 80-84. [in Russian]

11. Morgunova E.E. Information technologies in the life of generation Z: problems of students' communications in social networks // Nauka i obrazovanie segodnya. - 2017. - № 11 (22). P. 108-110. [in Russian]

12. Petrova M.S., Korsakova A.A., Smirnov P.A. Students' associations as a mechanism to identify and support students' initiatives [Electronic resource] // Nauka i realnost. -2020. - № 3.1. P. 45-48. - Available at: https://zhurnalnir.ru/doc/publ/MozaikaUspeha.pdf [in Russian]

13. Pesha A.V. Possibilities of implementing career lift technologies at higher schools // Science for Education Today. - 2022. - Vol. 12. № 4. P. 143-161. [in Russian]

14. Pesha A.V., Komarova T.A., Pautina S.Yu. Road map of interactions between higher school, employers and students in the modern innovative economy [Electronic resource] // Sovremennoe obrazovanie. - 2019. - № 1. P. 48-62. - Available at: https://nbpublish.com/ library_read_article.php?id=24354 [in Russian]

15. Sergeev I.S., Makhotin D.A., Pronkin V.N., Rodichev N.F. Forecast of the development of career guidance in the conditions digital transformation [Electronic resource] // Pedagogika. - 2021. - Vol. 85. №. 7. P. 5-19. - Available at: https://sevcbs.ru/main/wp-content/uploads/2021/09/Statya-k-zhurnalu-Pedagogika-2021—7.pdf [in Russian]

16. Temnova L.V., Lizunova O.A. Factors of forming career trajectories of higher school graduates // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2017. - № 11. P. 89-97. [in Russian]

17. Technology of forming soft skills of students in the ambiguous future of professions. Pesha A.V., Shavrovskaya M.n., Nikolaeva M.A.et al. - Kazan: Buk, 2022, Chapter 2. - 240 p.

18. Tongush V.V., Roshchktaeva U.Yu. Tutorship as a method to teach and develop staff // Innovatsionnaya nauka. - 2017. - Vol. 2. - № 4. P. 190-193. [in Russian]

19. Tsaritsentseva O.P. Career orientations in senior school and student age // Obrazovatelnye tecknologii (g. Moskva). - 2014. - № 3. P. 58-68. [in Russian]

20. Amin Z.N., Kurniawan K., Nusantoro E. Rasch Model Analysis: Measuring Psychometric Properties of Career Orientation Scale for High School Students // Proceedings of the 11th Annual International Conference on Industrial Engineering and Operations Management. -Singapore, 2021. - P. 3507-3514.

21. Djibu R., Duludu U. Impact of the work environment and work motivation in influencing the performance of non-formal educators. Journal of nonformal education. - 2020. -

i Vol. 6 (1). - P. 92-100. c 22. Gammarano R. Education pays off, but you have to be patient [Electronic resource] // ^ ILOstat. - Available at: https://www.ilo.org/global/statistics-and-databases/

23. Hazen B., Steckler N.A. Career coaching. The complete handbook of coaching. -London: SAGE, 2010. - P. 311-323.

24. Mathys Q. From school to work. An analysis of youth labour market transitions [Electronic resource] // ILOstat. - Available at: https://www.ilo.org/global/statistics-and-databases/

25. Meldrum, S. Group career coaching - a critical pedagogical approach // The Journal for Specialists in Group Work. - 2021. - Vol. 46 (2). P. 214-225.

26. Neyt B., Omey E., Verhaest D., Baert S. Does student work really affect educational outcomes? A review of the literature [Electronic resource] // Journal of Economic Surveys. - 2019. - Vol. 33 (3). P. 896-921.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. O'Higgins N., Verick. S., An update on the youth labour market impact of the COVID-19 crisis [Electronic resource] // ILOstat. - 2021. - Available at: https://www.ilo.org/global/ statistics-and-databases/

28. Pereira O.P. Metacompetences: How important for organizations? Analysis of a survey in Portugal // Regional and Sectoral Economic Studies. - 2013. - Vol. 13, №. 2. - P. 73-88.

29. Pesha A.V., Nikolaeva M., Shramko N. Student's electronic portfolio as the basis for the implementation of a continuous educational trajectory. Proceedings of the 36th International Business Information Management Association Conference. - Granada: IBIMA, 2020. P. 2059-2068.

30. Spinuzzi C., Bodrozic Z., Scaratti G., Ivaldi S. "Coworking is about community" but what is "community" in coworking? Journal of Business and Technical Communication, 2019. - Vol. 33 (2). - P. 112-140.

31. Watted A., Barak M. Motivating factors of MOOC completers: Comparing between university-affiliated students and general participants. The Internet and Higher Education. - 2017. -Vol. 37. - P. 11-20.

32. Zhang, X., Liu, S., Deng, Z., Chen, X. Knowledge sharing motivations in online health communities: A comparative study of health professionals and normal users // Computers in Human Behavior. - 2017. - Vol. 75. P. 797-810.

About the author:

Pesha Anastasia Vladimirovna, Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Labor Economics and Personnel Management, Ekaterinburg, Russia, Academic title of Associate Professor, Email: myrabota2011@gmail.com

For citation: Pesha A.V. The practice and possibilities of implementing the technology of a career lift at a university in the conditions of digitalization // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2022. - Vol. 14. - No. 4. P. 20-33. DOI: 10.7442/20719620-2022-14-4-20-33 °

e

о x ü <D _0

CO

ÍB If

<D 2

^ m

s о

H Ü.

If

О X S К

o cü m о

* 5

ГО ^ o m

1= CD

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.