Научная статья на тему 'ПОСТРОЕНИЕ И ОБЩАЯ СТРУКТУРА ЭТАПА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ГИМНАСТОВ'

ПОСТРОЕНИЕ И ОБЩАЯ СТРУКТУРА ЭТАПА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ГИМНАСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
136
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
ЎқУВ - ТРЕНИРОВКА МАШғУЛОТИ ТАРКИБИ / ҲАРАКАТ ТАЙѐРГАРЛИГИ / БЎЙ - ВАЗН КЎРСАТКИЧЛАРИ / СПОРТГА ЯРОқЛИЛИК КАРТАСИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Эштаев А.К.

Разработана и предложены в практику тренировки структура учебно-тренировочного занятия с учетом возраста и уровня подготовленности учащихся СДЮСШОР по спортивной гимнастике. Рассчитаны среднестатистические показателеи антропометрических данных (длины и веса тела). С учетом требований вида спорта составлена карта спортивной пригодности детей 5-7 лет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОСТРОЕНИЕ И ОБЩАЯ СТРУКТУРА ЭТАПА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ГИМНАСТОВ»

Адабиётлар:

1. Mirziyoyev Sh.M. Buyuk kelajagimizni mard va olijanob xalqimiz bilan birga quramiz - Toshkent: "O'zbekiston" NMIU, 2017.

2. Mirziyoyev Sh.M. Qonun ustuvorligi va inson manfaatlarini ta'minlash - yurt taraqqiyoti va xalq farovonligining garovi. O'zbekiston Respublikasi Konstitutsiyasi qabul qilinganining 24 yilligiga bag'ishlangan tantanali marosimdagi ma'ruza. 2016-yil 7-dekabr /Sh.M. Mirziyoyev. -Toshkent : "O'zbekiston" NMIU, 2017.

3. Mirziyoyev Sh.M. Tanqidiy tahlil, qat'iy tartib-intizom va shaxsiy javobgarlik har bir rahbar faoliyatining kundalik qoidasi bo'lishi kerak. Mamlakatimizni 2016-yilda ijtimoiy-iqtisodiy rivojlantirishning asosiy yakunlari va 2017-yilga mo'ljallangan iqtisodiy dasturning eng muhim ustuvor yo'nalishlariga bag'ishlangan Vazirlar Mahkamasining kengaytirilgan majlisidagi ma'ruza, 2017-yil 14-yanvar. - Toshkent: "O'zbekiston", 2017.

4. Mirziyoyev Sh.M. Erkin va farovon, demokratik O'zbekiston davlatini birgalikda barpo etamiz. O'zbekiston Respublikasi Prezidenti lavozimiga kirishish tantanali marosimiga bag'ishlangan Oliy Majlis palatalarining qo'shma majlisidagi nutq / Sh.M. Mirziyoyev. - Toshkent: "O'zbekiston" NMIU, 2017.

5. Алимов Х., Азимова Ф. Болалар тарбияси буйича саволларга жавоблар (Ота-оналарга тавсиялар). - Т.: Фан ва технология, 2013.

6. Гаппаров З.Г. Спорт психологияси. Жисмоний тарбия институти талабалари учун дарслик / УзР Олий ва урта махсус таълим вазирлиги.-Т.: " Мехридарё", 2011.

7. Марищук В., Блудов Ю., Плахтиенко В., Серова Л. Методики психодиагностики в спорте. М. ФиС, 1990 й

Родионов А.В. Практика психологии спорта. Ташкент, "Lider Press"-2008 г.

8. Умаров М.Н., Гимнастика. Т. 2015 й.

9. Ayrapetyans L.R., Pulatov A.A. Voleybol nazariyasi va uslubiyati. T: Fan va texnologiya.

2012.

Д.Н. Арзикулов

Маколада девиант хулили болаларни спортга жалб килишнинг педагогик-психологик жихдтлари, жисмоний тарбия ва спорт тугаракларига жалб этиш оркали уларнинг хулкидаги огишларнинг олдини олиш имкониятлари тах,лил этилган.

In this article described pedagogical psychological aspects of encouraging youth with deviant behavior training with physical culture and sports as the way of psychotherapeutic work.

А.К. ЭШТАЕВ, КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ, УзГИФК, ЧИРЧИК

ПОСТРОЕНИЕ И ОБЩАЯ СТРУКТУРА ЭТАПА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ГИМНАСТОВ

Аннотация. Спорт гимнастикаси буйча ИБУОЗСМ ларига шугулланувчиларнинг ёши ва тайёргарлик даражасини х,исобга олган х,олда укув - тренировка машгулотлари тузилиши ишлаб чикилди ва амалиётига таклиф килинди. Антропометрик (буй - вазн) курсаткичларини уртача статистик малумотлари аникланди. 5-7 ёшли болаларни спорт турини талаб хусусиятига этибор олган холда спорт яроклилик картаси ишлаб чикилди.

Калит сузлар: укув - тренировка машгулоти таркиби, хдракат тайёргарлиги, буй - вазн курсаткичлари, спортга яроклилик картаси.

Актуальность. Анализ практической работы с юными гимнастами на начальном этапе подготовки показывает, что

построение тренировочного процесса во многих случаях оказывается

неэффективным и приводит к большому -

до 80% - отсеву из групп начальной подготовки (1,2,5).

Наблюдения за работой групп начальной подготовки в СДЮСШОР г. Ташкента определили основные причины сложившегося положения. Ими в качестве главных отмечаются две - это прежде всего отсутствие теоретического и методического обеспечения подготовки юных гимнастов и незнание тренерами их возрастных особенностей. Отсюда как следствие, что особенно следует подчеркнуть - явное превалирование специальной работы над другими видами подготовки.

Изучив содержания тренировочного процесса в СДЮСШОР, мы убедились, что уже на первом году обучения большая часть времени - 65-75%- отводится на спортивно -техническую подготовку.

Тренеры почти не решают задач, выдвигаемых периодом подготовки, связанным с научно-обоснованной селекцией детей дошкольного возраста, использованием средств тренировки, направленных на укрепление здоровья, повышением специально-двигательной подготовленности детей (3,4,5).

Цель исследования. Выявить особенности отбора и распределения средств тренировки в учебном процессе гимнастов 5-7 лет на этапе начальной подготовки.

Результаты исследования.

Учитывая сказанное, была разработана и

экспериментально проверено, и предложено в практику тренировки 38 детей, специализирующихся по спортивной гимнастике в СДЮСШОР №14 (2016-2017 учебнй год):

-процентное соотношение видов подготовки в группах первого и второго годов обучения (рис.1.2);

-среднестатистических показателей антропометрических данных (длины и веса тела) (табл.1);

-определения спортивной

пригодности детей 5 -7 лет при комплектовании групп начальной подготовки отделения гимнастики СДЮСШОР г. Ташкента (табл.2).

Чтобы наглядно представить различия между предложенной нами общей структуры распределения видов подготовки, мы сравнили ее (рис, 1 и 2) с аналогичной структурой, рекомендуемой учебной программой для ДЮСШ, СДЮСШОР.

Снижение возраста начала занятий гимнастикой, по нашему мнению, требует строго дифференцированного подхода к их организации. Мы предполагаем, что для пятилетних юных гимнастов период начального обучения должен быть увеличен до 3-х лет. Причем занятия мальчиков и девочек первого года обучения можно проводить по единой программе. С этим согласились 77% опрощенных тренеров.

программой

□ОФП ШСФП ШСДП ИСТП

Рис.1. Общая структура начальной подготовки юных гимнастов 1-го года обучения.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

%

Рекомендуемая учебной Реально существующая Экспериментальная

программой

□ ОФП ШСФП ЕИСДП ПСТЛ

Рис. 2. Общая структура начальной подготовки юных гимнастов 2-го года обучения.

Существенным недостатком в работе обследуемой детско-юношеской

спортивной школы является отсутствие организованного начала -

подготовительной части урока. Это снижает эффект обучения основным гимнастическим положениям, коллективным действиям, что в конечном счете сказывается на "школе" гимнастов.

По нашим наблюдениям и данным анкетного опроса, тренеры мало знакомы с сенситивными сроками развития тех или иных физических качеств, а если и знают о них, то в процессе учебно-тренировочных занятий их почти не учитывают. Часто ограничиваются небольшим комплексом упражнений СФП. Практически для развития силы отдельных групп мышц предлагается не более 2-3 упражнений, причем не оговаривается количество подходов, пауз для отдыха. Все сводится к общему количеству: 10,20,30 раз.

Редко используется учебно-игровая форма занятий, в процессе которой наиболее эффективно тренируются такие важные качества, как ловкость, координационные способности,

ориентировка в пространстве, быстрота реакций и, как известно (4,5), обеспечивается высокий эмоциональный фон занятий.

В целях разработки среднестатистических показателей антропометрических данных (длины и веса тела) и определения спортивной пригодности детей 5 -7 лет для

занятий спортивной гимнастикой был проведен мониторинг росто-весовых показателей юных гимнастов 5-9 лет (п-38 чел.). Материалы предварительных исследований позволили выявить, что на протяжении всего многолетнего периода подготовки гимнастов и гимнасток исследуемого возраста их специально-двигательная подготовленность

существенно меняется.

Одновременно сильные изменения претерпевают важные для занятий гимнастикой тотальные морфологические показатели - длиннотные показатели тела (рост и его производные) и показатели веса тела. От тех и других в значительной степени зависят многие другие показатели, в том числе показатели, характеризующие физические, двигательные возможности занимающихся. Установлено, что с увеличением (при прочих равных условиях) роста и других длиннотных показателей тела замедляется быстрота некоторых движений, увеличивается период колебательных движений в висах и упорах, уменьшаются показатели относительной силы и др. Аналогичным образом влияет на параметры действий и движений изменение веса тела гимнаста. На росто-весовые показатели оказывают влияние не только естественные возрастные изменения, происходящие с юными гимнастами, но и процесс целенаправленной общей (ОФП) и специально физической (СФП)

подготовки. Все такие изменения должны тщательно отслеживаться в процессе многолетней работы с гимнастами и гимнастками. Этой цели могут служить статические данные мониторинга росто-весовых показателей, приводимые ниже. В таблицах 1 и 2 даются (по возрастным категориям) среднестатистические

показатели длины и веса тела гимнастов в виде средней арифметической величины (X +) и величин среднего квадратического отклонения как в сторону отставания от

Мониторинг длины

среднего показателя («-»), так и в сторону его превышения («+»). Отклонение, равное 1 5 (одна «сигма»), считается незначительным, отклонение в 2 5 -умеренным, а в З 5 - значительным. Отслеживая, таким образом, изменения росто-весовых показателей по годам, тренер может строить характеристический график, отражающий динамику

морфологического, общефизического развития гимнаста.

Таблица 1

тела гимнаста (см.)

Возраст (лет) -3у -2 у -1 у - Х+ +1 у +2 у +3 у

мальчики

8 111.90 120.90 123.60 126.3 129.00 131.70 134.40

7 115.50 117.42 119.36 121.3 123.4 125.18 127.12

6 111.10 112.74 114.37 116.0 117.63 119.26 120.90

5 107.15 108.80 110.45 112.1 113.75 115.4 117.05

девочки

8 115,97 118,18 120,79 122,6 124,81 127,02 128,62

7 111,28 113,12 114,96 116,8 118,64 120,48 122,32

6 106,88 108,72 110,56 112,4 114,24 116,08 117,92

5 103,17 104,98 106,79 108,6 110,41 112,22 114,03

Мониторинг массы тела гимнаста (кг) Таблица

Возраст (лет) -3у -2 у -1 у - Х+ +1 у +2 у +3 у

мальчики

8 18.00 20.20 22.40 24.60 26.80 29.00 31.20

7 17.20 19.20 21.20 23.20 25.20 27.20 29.20

6 16.40 18.02 19.66 21.30 22.94 24.54 26.20

5 15.60 17.04 18.71 20.10 20.86 22.83 24.15

девочки

8 16,59 18,56 20,53 22,5 24,47 26,44 28,5

7 15,37 16,98 18,59 20,2 21,81 23,42 25,03

6 14,47 15,88 17,29 18,7 20,11 21,52 22,93

5 12,24 13,06 15,08 16,5 17,92 19,34 20,76

Проведенный мониторинг росто-весовых показателей позволил не только разработать таблицы веса и роста детей 5-8 лет, но и предложить в практику тренировки методику определения спортивной пригодности детей при комплектовании групп начальной подготовки.

Под спортивной пригодностью имеется в виду уровень индивидуальных способностей человека, позволяющий ему с пользой для здоровья и общего развития выполнять в процессе занятий и соревнований разрядные нормативы.

Изучение степени спортивной пригодности (СП) должно начинаться с

освидетельствования ребенка врачом, который должен дать медицинское заключение о показаниях

(противопоказаниях) к занятиям гимнастикой.

В свою очередь объектом внимания тренеров при определении СП становятся, прежде всего, показатели, которые поддаются метрическому выражению, количественной оценке. Согласно данным аналитического обзора специальной литературы и материалов

предварительных исследований к ним относятся т.н. «внешние данные» и их оценка с позиций сложившихся представлений о предпочтительных для данного вида спорта росто-весовых показателях, телосложении, уровне

развития физических качеств,

координационных способностях,

вестибулярной устойчивости и др. признаках. В конечном виде СП выражается не только частными оценками, характеризующими тот или иной признак, но и их комплексной оценкой в баллах (табл. 3).

В дополнении к вышесказанному, рядом авторов замечено

(Ю.К.Гавердовский в соавт. 2005; А.К.Эштаев 2007), что к числу внешних данных, существенных при отборе для занятий гимнастикой, относятся длина, вес тела, определяемые строго метрически, и ряд наиболее значимых внешних показателей, обычно оцениваемых по впечатлению, в баллах.

Таблица 3

Дата обследования

Карта спортивной пригодности

_(6 лет) Садиков Рустам_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Признаки пригодности Показатели

Рост, см 111.7

Вес тела, кг 20.0

Оценка за длину и вес тела., балл 5.0

Сбавки за внешние данные, балл (до 1.0)

-длина шеи 0.3

- осанка 0.2

- жироотложение -

- форма рук 0.1

- форма ног 0.1

Оценка внешних данных, балл 4.3

Общая оценка внешних данных, балл 9.3

Координация движений, балл 8.0

Сохранение равновесия, балл 8.0

Бег 20 м., с 5.0

Прыжок в длину с места, см. 1.40

Скоростная сила, балл 5.95

Подтягивание в висе, кол. 8

Поднимание ног в висе, кол. 12

Отжимание, кол 14

Динамическая сила, балл 6.67

Угол в висе, с 18

Статическая сила, балл 6.5

Общая оценка силы, балл 6.26

Гибкость, сбавки, балл 2.0

Общая оценка гибкости, балл 6.5

Общая оценка за физические качества , балл 6.22

Общая оценка спортивной пригодности, балл 31.52

По рекомендации

Ю.К.Гавердовского [2] в соавт. балльная оценка каждого из метрических показателей должна определяться в зависимости от попадания полученного измерения в ту или иную зону статистического распределения. При этом высшая оценка -2,5 балла - ставится, если показатель попадает в зону ±1-1,5 5. Результат в зоне отклонений, равных ± 2 5, оценивается в 1,5 балла, в зоне ± З 5 - в 1 балл.

Оставшиеся 5 баллов, выделенных для оценки внешних данных, приходятся на субъективную, визуальную оценку других внешних данных. Это - длина и форма шеи, рук, ног, возможные отклонения в осанке (с наличием сколиоза, кифоза, лордоза), степень жироотложения в области живота, бедер. В частности, в примере, приведенном в табл. 3.3 суммарная сбавка за внешние данные составляет 0,7 баллов.

Выводы. 1.В процессе исследований обнаружено замедление темпов прироста результатов по СФП у 6 и 7-летних гимнастов по сравнению с 5-летними, особенно в силовых упражнениях, что указывает на необходимость научной проверки вопроса, насколько связан этот процесс с протекаемым в этот период первым ростовым скачком и какой должна быть коррекция используемых методов и средств тренировки юных гимнастов на этапе начальной подготовки.

2. Материалы предварительных исследований позволили провести мониторинг росто-весовых показателей и установить (по возрастным категориям), что на протяжении всего многолетнего периода подготовки гимнастов и гимнасток 5-8 лет их специально-двигательная подготовленность существенно меняется. Предложенные таблицы дают возможность тренеру оценивать по среднестатистическим показателям длины и веса тела гимнастов в виде средней арифметической величины. Отслеживая, таким образом, изменения росто-весовых показателей по годам, тренер может строить характеристический график, отражающий динамику морфологического, общефизического развития гимнаста.

3. При определении спортивной пригодности используются, прежде всего, показатели, которые поддаются метрическому выражению, количественной оценке. К ним относятся т.н. «внешние данные» и их оценка с позиций сложившихся представлений о предпочтительных для гимнастики росто-весовых показателях, телосложения, уровень развития физических качеств, координационные способности, вестибулярная устойчивость и другие признаки. В конечном виде спортивная пригодность выражается не только частными оценками, характеризующими тот или иной признак, но и их комплексной оценкой в баллах принятой в гимнастике.

Литература:

1. Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г. Как готовить чемпионов. /Теория и технология подготовки гимнастов высшей квалификации. М.: ФИС 2004.

2. Гавердовский Ю.К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика. М.: Советский спорт, 2008.

3. Спортивная гимнастика (мужчины и женщины): Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. - М.: Советский спорт, 2005.

4. Умаров М.Н. Начальная, базовая подготовка гимнастов на видах гимнастического многоборья. // «Фан спортга», 2009. - №1. - С. 32-38.

5. Эштаев А.К. «Структура и распределение средств тренировки гимнастов 6-9 лет на начальном этапе подготовки» Дисс... канд. пед. наук.- Т.: УзГИФК, 2008.

А.К.Эштаев

Разработана и предложены в практику тренировки структура учебно-тренировочного занятия с учетом возраста и уровня подготовленности учащихся СДЮСШОР по спортивной гимнастике. Рассчитаны среднестатистические показателеи антропометрических данных (длины и веса тела). С учетом требований вида спорта составлена карта спортивной пригодности детей 5-7 лет.

The structure of the training session is developed and proposed in the practice of training, taking into account the age and the level of preparedness of the students of the SDYUSSHOR for artistic gymnastics. The average statistical indices of anthropometric data (length and body weight) are calculated. Taking into account the requirements of the sport, a map of sports fitness for children of 5-7 years is made up.

Ф.А.ПУЛАТОВ, УзДЖТСУ, ЧИРЧЩ

11-12 ЁШЛИ БОЛАЛАРДА УНГ ВА ЧАП ЦУЛ ТРЕМОРИНИНГ ФАРЦИ ВА УНИНГ АЙЛАНМА ^АРАКАТ ТАЪСИРИДА УЗГАРИШИ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования частоты тремора правой и левой руки у детей 11-12 лет, занимающихся баскетболом и незанимающихся спортом. Отмечено, что у детей обоих категорий частота тремора правой и левой руки характеризуется значительной асимметрией, но она менее выражена у детей, занимающихся баскетболом.

Ключевые слова: частота тремора, асимметрия, симметризация, вращательная нагрузка, дети 11 -12 лет, баскетбол.

Инсонда кайд этиладиган тремор (тебраниш) реакцияси афферент-эфферент нерв йулларида хдракатланадиган мотонейронлар импульсацияси таъсирида юзага келиб, бош ва орка мия нерв марказлари (думли тана, кизил ядро, мияча, оралик, урта ва узунчок мия, ретикуляр формация ва х,.к.) томонидан бошкарилади. Тремор курсаткичлари (частотаси ва амплитудаси) эндоген ва экзоген омиллар, шу жумладан, турли юкламалар, айникса, айланма тезланишлар таъсирида кескин узгариш хусусиятига эгадир. Тремор частотаси ва амплитудаси спортчиларнинг функционал х,олати хдмда улар организмига турли юкламаларнинг таъсир этишини бах,олаш мезони сифатида азалдан урганиб келинади [2,7]. Шу билан бир каторда, мувофик йуналиш буйича чоп этилган манбаларда спортчиларда ва спорт билан шугулланмайдиган одамларда унг ва чап кул тремори уртасида фарк мавжудлиги ёки мавжуд эмаслиги тадкик этилмаганлиги кузатилади. Фараз килинадики, одамларда унакайлик ёки чапакайлик устунлиги булишидан катъий

назар, унг ва чап кул тремори бир-биридан сезиларли фарк килади.

Тадкикотнинг максади спорт билан шугулланмайдиган ва 2 йил давомида баскетбол билан шугулланиб келаётган 1112 ёшли унакай болаларда унг ва чап кул тремори частотасини урганишдан иборат. Тадкикот треморометр ёрдамида утказилди. Тремор частотаси унг ва чап кулни горизонтал йуналишда ёзган х,олатда '^та^оп"нинг Вев^уШготйг улчов дастури ёрдамида аникланди. Тремор частотаси (х,ар секундда кайд этиладиган тебранишлар сони) герц улчов бирлиги билан бах,оланди. Тадкикотда 12 нафар спорт билан шугулланмайдиган ва 12 нафар баскетбол билан шугулланувчи болалар иштирок этди. Тадкикотлар тинч х,олатда, гавданинг 900 олдинга эгилган х,олатида 10 марта чап томонга ва 10 марта унг томонга уз уки атрофида тезкор айланиш юкламалари якунланган захоти утказилди.

Тадкикот натижалари ва уларнинг киёсий тах,лили. Сунгги йилларда чоп этилаётган манбаларда ва интернет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.