Научная статья на тему 'Характеристика физического состояния детей 7 лет на этапе отбора для занятий спортивной гимнастикой'

Характеристика физического состояния детей 7 лет на этапе отбора для занятий спортивной гимнастикой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1118
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕНЫ / ГИМНАСТЫ / ОТБОР / АНТРОПОМЕТРИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Даулетшин И.И.

В ходе исследования раскрыта проблема отбора детей 7 лет для занятий гимнастикой. Проанализированы результаты антропометрии детей, прошедших начальный отбор для занятий гимнастикой. Определены основные требования к уровню физического развития детей 7 лет, который необходим для отбора к занятиям гимнастикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Даулетшин И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика физического состояния детей 7 лет на этапе отбора для занятий спортивной гимнастикой»

УДК: 796.011.3:418

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ 7 ЛЕТ НА ЭТАПЕ ОТБОРА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНОЙ

ГИМНАСТИКОЙ

И.И. Даулетшин - преподаватель НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ» Набережные Челны

DESCRIPTION OF THE PHYSICAL FITNESS OF 7 YEAR OLD CHILDREN ON THE STAGE OF SELECTION FOR GOING IN FOR ARTISTIC GYMNASTICS

I.I. Dauletshin - post graduate Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Naberezhnye Chelny

e-mail: kzm_diss@mail. ru

Ключевые слова: спортсмены, гимнасты, отбор, антропометрия, физическое развитие, модельные характеристики.

Аннотация. В ходе исследования раскрыта проблема отбора детей 7 лет для занятий гимнастикой. Проанализированы результаты антропометрии детей, прошедших начальный отбор для занятий гимнастикой. Определены основные требования к уровню физического развития детей 7 лет, который необходим для отбора к занятиям гимнастикой.

Keywords: sportsmen, gymnasts, selection, anthropometry, physical development, model descriptions.

Annotation.During the research the problem of 7 year old children selection for artistic gymnastics is exposed. The results of children anthropometry who passed an initial selection for gymnastics are analyzed. The basic requirements for the level of physical development of 7 year old children are defined, which are necessary to select the children for going in for artistic gymnastics.

Научное обоснование и реализация системы отбора и спортивной ориентации является одной из основных теоретических, прикладных педагогических и медико-биологических проблем подготовки спортивного резерва и спортсменов высшей квалификации [5, С. 3-4].

Практика подготовки спортсменов свидетельствует о том, что вершин в спорте могут достичь только те спортсмены, которые обладают комплексом врожденных и приобретенных способностей, изучением которых занимаются многие ученые и тренеры. В ряде исследований, посвященных этой проблеме, специалисты считают, что выявление способностей к успешной спортивной деятельности возможно уже в детском и подростковом возрасте. Во многих исследованиях выявляется прогностическая значимость разных показателей. В одних определяется прогностически значимые анатомо-морфологические признаки. С этой целью изучаются генетически обусловленные особенности строения тела и определяется предрасположенность спортсмена к тому или иному виду спорта. В других

случаях изучается развитие отдельных сторон двигательной функции человека. Но абсолютное большинство исследователей считают, что наиболее информативной является комплексная оценка способностей и что успехи в спорте зависят от уровня развития комплекса психофизиологических и моторных качеств человека [8, С. 12].

Вопросы спортивного отбора в спортивную гимнастику рассматриваются в работах А Н. Мартовского (1965), Е Ю. Розина (1966, 1971), Э.И. Яцкевича (1967-1971), А.А. Мукам-бетова (1980, 1981), О Н. Рогачева (1986), И В. Кульковой (1991), Нгуен Ким Кюунь (2005) и др.

Говоря о спортивной гимнастике, С.С. Грошенков с сотрудниками (1974) отмечает, что к числу основных факторов, составляющих структуру индивидуальных качеств спортсмена, относятся: морфофункциональные особенности, специальные физические качества, координационные способности, состояние анализаторных и функциональных систем организма [8, с. 12].

В специальной литературе по гимнастике (А.Н. Мартовский, 1965; Н.А. Минаева, 1968; А.М. Шлемин, 1978) указывается на важность изучения и развития координационных способностей юных гимнастов. По мнению Н.А. Минаевой (1969), они являются основным критерием в достижении высокого спортивного мастерства в гимнастике [8, с. 13-14].

На основании исследований высшей нервной деятельности гимнастов, представленных в работах Е.Н. Федорова (1965), С.М. Оя (1968), авторы заключают, что для гимнастов характерны высокая лабильность, реактивность нервной системы и сила нервных процессов. Наличие рискованных элементов в гимнастических комбинациях предъявляет большие требования к таким психологическим свойствам, как смелость и решительность, и эти психологические свойства характеризуют перспективных гимнастов (В.И. Макарова, 1972) [4, с. 40].

Исследованиями Э.И. Яцкевича (1971) показано, что у детей, которые в 10-летнем возрасте имеют плохую подвижность в суставах, в процессе тренировочных занятий развитие подвижности идёт замедленными темпами и не отвечает требованиям программы. А юные гимнасты, обладающие при первичном испытании высоким уровнем развития подвижности в суставах, сохраняют это преимущество по годам обучения, успешно выполняя программные требования, и на этом основании автор заключает, что показатели оптимального уровня подвижности в суставах имеют прогностическую значимость при отборе детей в специализированные ДЮСШ по спортивной гимнастике [8, с. 12].

В гимнастике, где основные движения связаны с преодолением сопротивления собственной массы тела, наиболее информативными являются относительные показатели мышечной силы [6, с. 17].

Экспериментальная практика и лонгитюдные наблюдения исследователей (Е. Ю. Розин (1968-1971), И. Флейтас, 1981; А.А. Мукамбетов, 1981; О.Н. Рогачев, 1986) доказывают наследственную природу относительной силы: она консервативна, трудно поддаётся развитию, что подтверждается корреляционным анализом между её ювенильными и дефинитивными значениями [9, с. 27].

Е.Ю. Розин (1999) в своей монографии отмечает интересный факт: присущие мастерам спорта показатели относительной силы нередко встречаются у юных гимнастов 8-10 лет. Именно эти гимнасты, как правило, наиболее успешно овладевают мастерством. В то же время спортсмены с дефицитом относительной силы, который особенно ощущается в период полового созревания, отсеиваются из ДЮСШ, в первую очередь. Однако автор подчеркивает, что гимнасты и со средним уровнем относительной силы проявляют высокую степень ее реализации в контрольных испытаниях по СФП и в соревнованиях.

По мнению специалистов (С.И. Ляссотович, 1970, 1975; Н.И. Лебедев, Е.Ю. Розин, 1981; Г.П. Попов, 1981; И.В. Кулькова, 1991), достижение высоких спортивно-технических результатов в гимнастике во многом зависит от возраста, росто-весовых данных и пропорций тела спортсменов [9, с. 31].

В ряде работ, выполненных используя результаты юных спортсменов, указывается, что росто-весовые показатели гимнастов и их сверстников, не занимающихся спортом, значительно различаются. У гимнастов абсолютные величины этих показателей обычно меньше. Н.И. Лебедев, Е.Ю. Розин (1981) данный факт объясняют двумя причинами. Во-первых, направленностью отбора; во-вторых, особенностями полового созревания (ретардированный тип развития).

Е.Ю. Розин (1999) пишет, что замедленная, растянутая во времени динамика пубертатного развития гимнастов, с одной стороны, запрограммирована их генотипом, а с другой является следствием адаптации организма к значительным тренировочным нагрузкам и поэтому имеет только положительное значение.

Сравнительный анализ результатов исследований американских ученых и Е. Ю. Розина (1999) свидетельствует не о таких жестких, как принято считать (С.С. Грошенков, С.И. Ляссотович и др.), требованиях, предъявляемых к длине (особенно) и массе тела гимнастов спецификой спорта. Е.Ю. Розин (1999) подчёркивает, что люди и со среднестатистическими значениями длины тела могут добиваться олимпийских высот в гимнастике. Следует отметить, что принятые в последнее время правила по спортивной гимнастике, которые подразделяют гимнастов на многоборцев и специалистов, будут способствовать увеличению вероятности появления на олимпийском помосте более рослых спортсменов [1, с. 48].

Таким образом, изучение литературных источников дает основание считать, что на достижение успеха в спортивной гимнастике может повлиять огромное количество взаимовлияющих друг на друга факторов. Их значение может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от этапа подготовки и задач, стоящих перед ним.

По Е.Ю. Розину (1979), все факторы, которые в той или иной степени могут оказывать влияние на достижение успеха в спортивной гимнастике (их более 150), составляют три группы (Рис. 1).

Первая группа факторов связана с личностью спортсмена («спортсмен»), вторая - со всем, что характеризует тренера («тренер»), третья - с условиями внешней среды, в которой живут и трудятся и тренер, и спортсмен («среда»).

Часто один и тот же фактор может иметь положительное и отрицательное значение сразу, либо постепенно приобретать противоположное значение. Например, наличие большой мышечной силы позволяет гимнасту легко и безошибочно выполнять трудные силовые упражнения и наряду с этим подчас отрицательно сказывается на технике выполнения маховых элементов. Ещё, к примеру, возраст тренера. С одной стороны, чем тренер старше, тем у него больше опыта, знаний - это положительное явление. С другой стороны, достигнув определённого возраста, тренер становится менее подвижным и работоспособным, труднее воспринимает и чувствует новое [7, с. 23].

Как считает Л.Я. Аркаев (1999), сложившуюся в России гимнастическую систему подготовки спортсменов, составной частью которой является технология отбора и спортивной ориентации, необходимо постоянно совершенствовать в соответствии с тенденциями развития мировой гимнастики, за которыми нужно внимательно следить и которую нужно анализировать. Одной из тенденций современного этапа развития спортивной гимнастики является рост сложности упражнений, что ведёт к более ранней специализации и, соответственно, увеличению требований к факторам, которые поддаются количественной характеристике, количественным прогнозам и являются объектом пристального внимания педагогов при определении пригодности детей [1, с. 50].

Целью настоящей статьи является рассмотрение некоторых особенностей физического развития и телосложения, состояния и развития физических качеств гимнастов 7 лет по данным антропометрии, динамометрии и контрольных испытаний, полученным на мальчиках-гимнастах. Данный возраст нами выбран потому, что в настоящее время

наиболее пригодные для гимнастики дети 7 лет (после двух лет тренировок в группе начальной подготовки) отбираются в учебно-тренировочные группы, основной упор при работе с которыми делается на базовую техническую подготовку, являющуюся одной из предпосылок технически правильного овладения гимнастами впоследствии элементами высшей группы сложности на каждом виде гимнастического многоборья.

Среднестатистические параметры тотальных размеров обследованных гимнастов 7-летнего возраста представлены в таблице 1. Обращает на себя внимание тот факт, что росто-весовые показатели у перспективных гимнастов 7 лет значительно ниже по сравнению не только со сверстниками, не занимающимися спортом, но и с общей массой юных гимнастов. Перспективные гимнасты ниже последних в среднем на 4 см и легче на 4 кг при равном обхвате груди (табл. 1).

Росто-весовой индекс у юных гимнастов в основном имеет положительное значение, но есть гимнасты и с отрицательным значением индекса. Этот показатель анализируется многими специалистами (Е.Ю. Розин, Н.И. Лебедев, О.Н. Рогачев и др.) и достаточно популярен среди тренеров по гимнастике. По нему, например, можно, не зная спортсмена, в определённой мере судить о типе его телосложения [4, с. 41]. Интересно, что, уступая сверстникам-неспортсменам по показателям длины тела и веса, юные гимнасты превосходят их по физио-метрическим параметрам (табл. 2). Особенно если принять во внимание эти показатели, взятые на 1 кг веса.

Сравнительный анализ результатов контрольных испытаний и динамометрии, полученных на гимнастах 7 лет нами и другими авторами (Е.Ю. Розин, 1980, 1997; А. А. Мукамбетов, 1980), показывает, что физическая подготовленность современных гимнастов гораздо выше, чем у сверстников, тренировавшихся 15-20 лет назад (табл. 3). Мы считаем, что данный факт - это результат более ранней специализации современных детей в спортивной гимнастике. Поэтому, по нашему мнению, существующие методические материалы относительно отбора к занятиям гимнастикой, рассчитанные на детей 7-9 лет, требуют пересмотра, чему свидетельствуют и данные таблицы 4, по которым видно, что в настоящее время физическая подготовленность гимнастов 8-9 лет диагностируется по одиннадцати тестам, между тем в 90-е годы для этой цели тренерами использовались всего шесть контрольных нормативов (табл. 4).

В результате анализа всей совокупности полученных данных мы пришли к следующим выводам:

1. Методика отбора и прогнозирования способностей к занятиям спортивной гимнастикой требует детализации и дальнейших исследований.

2. В настоящее время не теряет свою актуальность исследовательская деятельность по диагностике и контролю показателей длины, веса и пропорций тела юных гимнастов, так как наряду с другими они служат критериями внутриспортивной ориентации (гимнаст-«многоборец», гимнаст-«специалист»).

Литература

1. Аркаев, Л.Я. Возраст, росто-весовые показатели и мастерство гимнастов-юниоров / Л.Я. Аркаев, Е.Ю. Розин // Теория и практика физической культуры. - 1999. - №5. - С. 47-51.

2. Ботяев, В.Л. Взаимосвязь координационных способностей с показателями технического мастерства в гимнастике на различных этапах спортивной тренировки (на примере спортивной и художественной гимнастики) / В. Л. Ботяев // Теория и практика физической культуры. - 2011. - №11. - С. 71-75.

3. Ботяев, В.Л. Стабильность индивидуального профиля развития координационных способностей как критерий отбора и прогнозирования успешной специализации в сложнокоординационных видах спорта / В. Л. Ботяев, В.В. Апокин // Теория и практика физической культуры. - 2011. - №7. - С. 87-90.

4. Ботяев, В.Л. Координационные способности в системе отбора и прогнозирования успешной специализации в спортивной гимнастике / В.Л. Ботяев, А.В. Маслюков, В.В. Лопахин // Теория и практика физической культуры. - 2011. - №2. - С. 83-85.

5. Кузнецова, З.М.. Методика интенсивной базовой технико-тактической подготовки боксеров-новичков 15-18 лет(на примере г.Набережные Челны) / З.М. Кузнецова, Ш.Р. Зайнуллин// физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2008. - №1. - С.39

6. Ботяев, В.Л. Организационно-методические аспекты ранней спортивной ориентации / В.Л. Ботяев, ВН. Бойко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - №2. - С. 37-40.

7. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е.П. Ильин //. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.

8. Коренберг, В.Б. Спортивные способности и возможности / В.Б. Коренберг // Теория и практика физической культуры. - 2009. - №3. - С. 3-9.

9. Мелихова, Т.М. Анализ технологий спортивного отбора и ориентации / Т.М. Мелихова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2000. - №2. - С. 7-10.

10. Никитушкин, В.Г. Современная подготовка юных спортсменов: методическое пособие [Электронный ресурс]

11. В.Г. Никитушкин. - M., 2009. - Режим доступа : http://bmsi.ru/issueview/ea0b0b73-c90d-429d-bc0a-0ad37ef19c6a/files/publication.pdf.

12. Опалев, М.А. Критерии отбора и спортивной ориентации юных гребцов-каноистов : дис. ... канд. пед. наук / М.А. Опалев. - Волгоград, 2004. - 165 с.

13. Розин, ЕЮ. Некоторые морфофункциональные особенности детей в связи с отбором для занятий спортивной гимнастикой / Е.Ю. Розин, А. А. Мукамбетов // Гимнастика. - 1980. - №2. - С. 15-18.

14. Розин, Е.Ю. Гимнастика: возраст и мастерство: Педагогическая диагностика и контроль за физическим состоянием / Е.Ю. Розин. - М.: ФОН, 1997. - 135 с.

15. Розин, Е.Ю. Методологические аспекты отбора, и проблемы спортивного отбора в частности / Розин Е.Ю. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - №4. - С. 2-6.

16. Смолевский, В.М. Спортивная гимнастика / В.М. Смолевский, Ю.К. Гавердовский. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 462 с.

17. Чернухина, О.В. Содержание и организация процессов отсева и переориентации неперспективных юных гимнасток в другие виды спорта : дис. ... канд. пед. наук / О.В. Чернухина. - СПб., 2006. - 157 с.

Bibliography

1. Arkaev, L.Y. Age, height and weight indices, mastery of gymnasts-juniors/ L.Y. Arkaev, E.Y. Rozin // Theory and practice of physical culture. - 1999. - № 5. - p. 47-51.

2. Vasilchuk, A.L.Anthropometry indices of highly qualified female gymnasts as the factor of mastering the exercises/ A.L. Vasilchuk, Y.K. Gaverdovskiy// Gymnastics. - 1985. - № 1. - P.8-13.

3. Kobyakov, Y.P. Future starts today / Y.P. Kobyakov, N.G. Tolkachev // Gymnastics. - 1976. - № 2. - P.12-20.

4. Lebedev, N.I. Peculiarities of the physical development of promising gymnasts from 13 to 18 years old. / N.I. Lebedev, E.Y. Rozin // Gymnastics. - 1981. - № 1. - p.39-41.

5. Kuznetsova,,.. Methodology of intensive basic technical and tactical training of boxers-beginners 15-18 years of age(on the example of Russia, Nabereznye Chelny) / Z.M. Kuznetsova, S.R. Зайнуллин// physical culture, upbringing, education, training. - 2008. - №1. - P.39

6. Opalev, M.A. Selection criteria and sports orientation of young rowers-canoeists: thesis of the candidate of Pedagogics/ M.A. Opalev. - Volgograd, 2004. - 165 p.

7. Rozin, E.Y. General bases of sports orientation, selection and prediction in gymnastics / E.Y. Rozin // Gymnastics. - 1979. - № 1. - P.19-25.

8. Rozin, E.Y. Some morphofunctional peculiarities of children in terms of selection for artistic gymnastics/ E.Y. Rozin, A.A. Mukambetov// Gymnastics. - 1980. - № 2. - P15-18.

9. Chernukhina, O.V. Content and organization of the dropout and reorientation of unpromising young female gymnasts into other kinds of sports: thesis of the candidate of Pedagogics / O.V. Chernukhina. - Saint Petrsburg, 2006.

- 157 p.

10. Shlemin, A.M. Development of motor skills of young gymnasts/ A.M. Shlemin, M.S.Bril // Gymnastics.-1978.

- №2. - p. 12-16.

Статья поступила в редакцию: 18.02.2013 г.

Таблица 1

Тотальные показатели физического развития гимнастов и неспортсменов 7-летнего

возраста

Показатели Гимнасты Неспортсмены 1 (данные Е.Ю. Розина, А.А. Мукамбетова, 1980 год), неперспектив- 2 ные гимнасты (наши данные, п=10)

Данные Е.Ю. Розина, А.А. Мукамбетова (1980 год) Данные Е.Ю. Розина (1997 год) Перспективные гимнасты УТГ-1 и УТГ-2 (наши данные, п=22)

Длина тела см)

(Хср ± 8 121,9±3,54 121,3±1,94 120,8±3,49 126,8±3,60 1 125,2±3,87 2

Масса тела (кг)

(ХСр ± 8) 21,6±2,11 23,2±2,00 21,9±1,76 26,9±2,45 1 25,8±1,74 2

Обхват груди (см)

(Хср ± 8) 61,9±1,73 60,3±1,40 58,1±1,63 62,2±1,80 1 59,0±1,41 2

Примечание: УТГ - учебно-тренировочная группа

Таблица 2

Показатели росто-весового индекса и двух физиометрических параметров гимнастов 7 лет

и сверстников-неспортсменов

Данные Росто-весовой индекс Сила правой кисти (кГс) ЖЕЛ (мл3)

Е.Ю. Розина (1997) Гимнасты +1,9±0,8 10,7±0,25 1360,0±217,6

Неспортсмены - 9,2±0,25 1334,3±248,4

Наши данные Гимнасты +1,07±2,74 14,11±1,36 1390,4±216,5

Таблица 3

Результаты контрольных испытаний по ОФП и СФП гимнастов 7 лет

Контрольные упражнения Данные Е.Ю. Розина, А.А. Мукамбетова (1980 год) Наши данные

n (Хср ± 5) n (Хср ± 5)

1. Бег 20 м с высокого старта (с) 35 4,95±0,28 22 4,22±0,20

2. Прыжок в длину с места (см) 35 116,8±9,12 22 145,2±8,09

3. Подтягивание в висе на перекладине (кол-во раз) 35 2,4±1,32 22 7,18±4,03

4. Угол в упоре на брусьях (с) 35 4,3±5,53 22 18,68±3,39

5. Отжимание в упоре на брусьях (кол-во раз) 35 1,9±1,54 22 2,77±4,70

6. Поднимание ног в висе на гимнастической стенке (кол-во раз) 35 3,0±2,73 22 7,32±4,18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Гибкость: сбавки за вы-

полнение трёх шпагатов,

наклона вперёд из седа ноги врозь, моста и удержания левой и правой ноги в сторону (балл) 35 4,7±0,89 22 2,04±0,53

Таблица 4

Перечень контрольных испытаний по ОФП и СФП для гимнастов 8-9 лет в 1990-2000 г. г. и в настоящее время1

№ п/п Контрольные испытания по ОФП и СФП

1990-2000 г.г. В настоящее время

1. Бег 20 м с высокого старта (с)

2. Прыжок в длину с места (см)

3. Подтягивание в висе на перекладине (кол-во раз) Подъём силой на кольцах (кол-во раз)

4. Угол в упоре на брусьях (с) Высокий угол на брусьях (с)

5. Отжимание в упоре на брусьях (кол-во раз) Лазание по канату 4 м на время (с)

6. Поднимание ног в висе на гимнастической стенке (кол-во раз) Стойка согнувшись («спичаг») ноги врозь на брусьях (кол-во раз)

7. Удержание горизонтального виса на кольцах (с)

8. Стойка силой на брусьях (кол-во раз)

9. Стойка на руках на полу (с)

10. Круги двумя (кол-во раз)

11. Гибкость: выполнение трёх шпагатов, наклона вперёд из седа ноги врозь, моста и удержания левой и правой ноги в сторону (балл)

Примечание: 1 - перечень нормативов по ОФП и СФП взят из примерной программы по спортивной гимнастике для ДЮСШ, СДЮСШОР и ШВСМ (2005 год)

Рис. 1. Основные факторы, обусловливающие успешность спортивного совершенствования (Е.Ю. Розин, 1979)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.