Научная статья на тему 'К обоснованию необходимости повышения эффективности спортивной ориентации и отбора на начальном этапе подготовки в гимнастических дисциплинах'

К обоснованию необходимости повышения эффективности спортивной ориентации и отбора на начальном этапе подготовки в гимнастических дисциплинах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
576
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИМНАСТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ОТБОР / КРИТЕРИИ ОТБОРА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Медведева Елена Николаевна, Гаибов Фарид Фазиль, Терехин Владимир Сергеевич

Основные принципы ориентации и отбора советской школы гимнастики были сформулированы более полувека назад, в середине 20 века, когда в спортивной гимнастике – единственной на тот момент Олимпийской гимнастической дисциплине возникла необходимость рационализации системы подготовки высококвалифицированных спортсменов. На данный момент членами FIG являются 7 гимнастических дисциплин. Для осуществления качественного отбора и селекции в каждой из них требуется большой охват занимающихся, предрасположенных к сложнокоординационным видам спорта. Без высокой результативности процесса спортивной ориентации и отбора невозможно решение данной проблемы. При этом существующая практика отбора в спорте вообще и в гимнастике, в частности, по мнению специалистов, не может быть оценена как достаточно эффективная и соответствующая современным тенденциям развития спорта высших достижений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Медведева Елена Николаевна, Гаибов Фарид Фазиль, Терехин Владимир Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To justification of need in increase of efficiency of sports orientation and selection at the initial stage of preparation in the gymnastic disciplines

The basic principles of orientation and selection for the Soviet school of gymnastics have been formulated more than half a century ago, in the middle of the 20th century, when in gymnastics – the only one Olympic gymnastics discipline at that time, the need in system rationalization of training of highly skilled athletes has appeared. At present, the members of FIG include seven gymnastic disciplines. For the implementation of high-quality selection in each of them, it requires to have a big coverage of the engaged, predisposed to the difficult coordinate sports. Without high productivity of process of sports orientation and selection, the solution of this problem is impossible. Thus, the existing practice of selection in sports in general and in gymnastics, in particular, according to the experts, cannot be estimated as enough effective and corresponding to the current trends of development of the elite sport

Текст научной работы на тему «К обоснованию необходимости повышения эффективности спортивной ориентации и отбора на начальном этапе подготовки в гимнастических дисциплинах»

УДК 796.413/.418; 796.412.2 К ОБОСНОВАНИЮ НЕОБХОДИМОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

СПОРТИВНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ОТБОРА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ В ГИМНАСТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНАХ

Елена Николаевна Медведева, кандидат педагогических наук, профессор,

Фарид Фазиль Гаибов, соискатель,

Владимир Сергеевич Терехин, старший преподаватель,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Основные принципы ориентации и отбора советской школы гимнастики были сформулированы более полувека назад, в середине 20 века, когда в спортивной гимнастике - единственной на тот момент Олимпийской гимнастической дисциплине возникла необходимость рационализации системы подготовки высококвалифицированных спортсменов. На данный момент членами FIG являются 7 гимнастических дисциплин. Для осуществления качественного отбора и селекции в каждой из них требуется большой охват занимающихся, предрасположенных к сложнокоординационным видам спорта. Без высокой результативности процесса спортивной ориентации и отбора невозможно решение данной проблемы. При этом существующая практика отбора в спорте вообще и в гимнастике, в частности, по мнению специалистов, не может быть оценена как достаточно эффективная и соответствующая современным тенденциям развития спорта высших достижений

Ключевые слова: гимнастические дисциплины, спортивная ориентация и отбор, критерии отбора, эффективность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.11.105.p94-98 TO JUSTIFICATION OF NEED IN INCREASE OF EFFICIENCY OF SPORTS ORIENTATION AND SELECTION AT THE INITIAL STAGE OF PREPARATION IN

THE GYMNASTIC DISCIPLINES

Elena Nikolaevna Medvedeva, the candidate of pedagogical sciences, professor,

Fareed Fazil Gaibov, the competitor,

Vladimir Sergeyevich Terekhin, the senior teacher,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

The basic principles of orientation and selection for the Soviet school of gymnastics have been formulated more than half a century ago, in the middle of the 20th century, when in gymnastics - the only one Olympic gymnastics discipline at that time, the need in system rationalization of training of highly skilled athletes has appeared. At present, the members of FIG include seven gymnastic disciplines. For the implementation of high-quality selection in each of them, it requires to have a big coverage of the engaged, predisposed to the difficult coordinate sports. Without high productivity of process of sports orientation and selection, the solution of this problem is impossible. Thus, the existing practice of selection in sports in general and in gymnastics, in particular, according to the experts, cannot be estimated as enough effective and corresponding to the current trends of development of the elite sport

Keywords: gymnastic disciplines, sports orientation and selection, selection criteria, efficiency.

Существующая практика отбора в спорте вообще и в гимнастике, в частности, по мнению специалистов, не может быть оценена как достаточно эффективная и соответствующая современным тенденциям развития спорта высших достижений [1, 2]. С целью анализа мнения тренеров по различным видам гимнастики было проведено анкетирование (n=100). Все участники опроса (100%) указывали на значимость качественного начального спортивного отбора для достижения высокой результативности в конкретном виде гимнастики. При этом большинство из них (95%) было недовольно результативно-

стью его осуществления, считая, что на современном этапе развития спортивных видов гимнастики система организации начального обора требует коррекции (88%).

Причинами такого недовольства являются низкая эффективность (95%), большой отсев неперспективных детей (80%),большая трудоёмкость процесса диагностики (68%), большая ответственность и психологическая нагрузка (52%), однообразие в содержании процесса начальной подготовки и отсутствие творческого подхода (64%), отсутствие научных рекомендаций с учётом тенденций развития вида гимнастики (48%).

По данным опроса, осуществляя начальный отбор в свой вид гимнастики, все тренеры, в первую очередь, учитывают состояние здоровья и возможность занятий гимнастикой (100%). На второе место по значимости респонденты ставят два основных фактора - соответствие антропометрических показателей ребёнка (50%) и психофизических кондиций (50%) модельным характеристикам вида гимнастики. К сожалению, мотивация к занятиям не вошла в число основных факторов. Придерживаясь общепринятых рекомендаций, в содержание отбора все опрашиваемые включают антропометрическое тестирование и тестирование общей физической подготовленности. Установлено, что 70% тренеров по художественной гимнастике при отборе девочек отдают предпочтение оценке внешних данных ребенка (типу конституции), а также их родителей.

В зависимости от специализации приоритет отдаётся уровню проявления силы (спортивная гимнастика, акробатика, аэробика) или гибкости (художественная и эстетическая гимнастика). При этом, независимо от вида гимнастики внимание обращается на уровень проявления координационных способностей.

Установлено, что в процессе начального этапа подготовки и подготовки к специализированному отбору тренеры применяют самые разнообразные средства (рис. 1).

Стросвыс упражнения 14 100 ю %

Опорные прыжки Упражнении на гимнастических снарядах НН 20 2Х

В/у .40

Прикладные упражнения 1 <11

Упражнения х/г 78

Акробатические упражнения ОРУ

20 40 60 80 1<

Рис. 1. Средства гимнастики, наиболее применяемые в процессе подготовки к специализированному этапу отбора (по данным опроса, п=100)

Однако, значимыми общими для всех видов гимнастики являются общеразвивающие упражнения (1 место - 100%), акробатические упражнения (2 место - 82%), упражнения художественной гимнастики и хореографии (3 место - 78%), которые проводятся методом строго регламентированного упражнения. Основной причиной отсева детей в процессе специализированного отбора в конкретный вид гимнастики, по мнению тренеров, является недостаточный уровень развития значимых для вида гимнастики двигательных способностей (100%). По данным опроса, большинство тренеров проявляют участие в спортивной судьбе детей не прошедших отбор (74%), рекомендуя им заниматься другим видом гимнастики (38%), видом спорта (32%) или видом деятельности (20%). По мнению анкетируемых, такие рекомендации в незначительной степени влияют на уровень отсева из гимнастических дисциплин (98%).

Анализ содержания учебно-тренировочного процесса начального этапа подготовки в ДЮСШ г. Баку, г. Великие Луки, г. Псков, г. Санкт-Петербург (50 занятий по художественной, спортивной гимнастике, спортивной акробатике и аэробике) позволил вы-

явить характерную для всех видов гимнастики тенденцию в применении, как методов, так и средств. Установлено, что большинство (90%) тренеров, уже на раннем этапе подготовки детей предпочитали использовать специально-подготовительные упражнения. При этом развитию подвергались характерные для каждого из видов гимнастики специальные качества и способности (100%). Необходимость строгой регламентации выполнения данных упражнений чаще всего (75%) исключало применение характерного для данного возраста метода развития и воспитания - игрового. Содержание тренировочного процесса, относительно обилия всевозможных гимнастических средств, отличалось однообразием и монотонностью: ОРУ, классическая хореография и в зависимости от вида специальные упражнения (92%).

Основным способом организации выполнения упражнений является фронтальный, методом тренировки - стандартно-повторный. Набор методических приёмов, являющийся показателем творческого подхода тренера к процессу, ограничивался наиболее распространёнными: объяснение, образные сравнения, фиксация положений, проводка по движению. В процессе учебно-тренировочного занятия редко использовались приёмы стимулирующие внимание, активность и позитивное отношение к нагрузкам. Учитывая, количественный состав групп и возраст занимающихся такие занятия в целом имели низкую эффективность обучения (<60%). Интервью родителей (п=80) показало, что большинство из них приводят детей в группы начальной подготовки с целью физического развития и оздоровления средствами гимнастики (98%). При этом 65% опрошенных не учитывают интерес и желание ребёнка, надеясь на его появление в процессе занятий. Большинство родителей (89%) считали, что приведя ребёнка в конкретный вид, они не ошиблись с выбранным направлением, и оно соответствует его задаткам. Все опрошенные были уверены, что без наличия специальных способностей невозможно достижение результатов в спортивных видах гимнастики, однако они могут сразу не проявляться на этапе начального отбора (83%).

В ходе наблюдений и бесед установлено, что этап начальной подготовки отличался небольшим количеством соревнований (2-3) и редко кто из тренеров, специально организовывал физкультурно-спортивные и культурно-массовые мероприятия для детей и их родителей (35%), способствующих формированию мотивации к занятиям.

Одной из причин снижения массовости занятий физической культурой и спортом на начальном этапе подготовки является слабо выраженный спортивный интерес занимающихся, поэтому нами была произведена оценка данного фактора на различных этапах подготовки в гимнастических дисциплинах.

Выборочный опрос гимнастов и гимнасток (п=180) позволил выявить тенденцию характерную для всех гимнастических дисциплин. Установлено, что по мере повышения уровня спортивного мастерства занимающихся, повышается и интерес к избранному виду гимнастики. Если на начальном этапе подготовки только 20% детей имели устойчивый интерес к занятиям гимнастикой, то в группе спортсменов, имеющих стаж занятий 78 лет, данный показатель выше в 3 раза. Установлено, что спортсмены 7-8 летнего возраста намного чаще сомневаются в правильности сделанного выбора, чем в 12-14 лет, а к 15 годам такие сомнения практически исчезают. Учитывая, что выбор конкретного вида спорта был сделан в большинстве случаев родителями детей (89%), именно неуверенность в сочетании с неудачами в начале спортивной деятельности приводят к нежеланию продолжать занятия. Так у юных спортсменов в большей степени проявляется чувство разочарования в занятиях спортом (80%), чем у подростков (60%) и взрослых (40%), в спортивной гимнастике чаще (70%), чем в художественной (60%) и акробатике (50%), а у мальчиков чаще (70%), чем у девочек (50%).

При этом было установлено, что существует противоречие между уверенностью родителей в способностях своего ребёнка и неуверенностью самого ребёнка в процессе ранней специализации, не позволяющей за короткие сроки их развить и выявить. Поэто-

му при наличии определяющей роли родителей в выборе вида двигательной деятельности ребёнка и неустойчивого интереса к гимнастике у ребенка характерной особенностью отбора на начальном этапе подготовки является отток занимающихся в другие виды спорта. Таким образом, проведённый опрос тренеров и родителей позволил установить, что на начальном этапе отбора большинство тренеров из различных видов гимнастики применяют общие подходы в развитии способностей. Однако дальнейший специализированный этап тестирования, предъявляющий повышенные требования к психофизическим кондициям и антропометрическим показателям детей приводит к значительному отсеву и снижению массовости занимающихся в гимнастических дисциплинах в целом.

Мониторинг эффективности спортивной ориентации и отбора по документам отчётности ДЮСШ подтвердил данный факт. Анализ данных отсева (таблица 1) показал, что до 2011 года самые стабильно высокие показатели были характерны для спортивной гимнастики. Более 1/3 от количества набранных в сентябре детей прекращала занятия в течение учебного года.

Таблица 1

Показатели отсева юных спортсменов в гимнастических дисциплинах

на начальном этапе подготовки (в %)

Вид Год отсева

2006 2007 2008 2009 2010 2011

Спортивная гимнастика -41,49% -46,84% -32,54% -70,41% -67,80% -67,83%

Художественная гимнастика -32,93% -34,23% -31,87% -32,07% -35,84% -58,48%

Спортивная акробатика - 34,70% -58,99% -54,59% -15,54% -45,11% -47,56%

На основе процентных данных, характеризующих интенсивность набора и отсева, был рассчитан показатель результативности процесса ориентации и отбора, как в отдельности в каждом виде, так и в целом в гимнастике (таблица 2).

Таблица 2

Показатели результативности ориентации и отбора на начальном этапе подготовки

в гимнастических дисциплинах (в %)

Вид Учебный год 25

2006-2007 2007-2008 2008-2009 2009-2010 2010-2011

Спортивная гимнастика -54% 52% -42% -3% -1% -48%

Художественная гимнастика 15% 31% 2% -29% -67% -48%

Спортивная акробатика -47% -1% 69% -47% -12% -38%

Хср -28,7% 27,3% 9,7% - 26,3% -26,7%

Анализ динамики показателей эффективности в каждом из видов гимнастики за пять лет учебно-тренировочного процесса показал, что во всех дисциплинах наблюдалась регрессия (-38%; -48%). В сентябре 2006 года занимающихся гимнастикой было больше, чем к началу сентября 2011 года.

Таким образом, была выявлена общая для всех видов гимнастики проблема - низкая результативность процесса спортивной ориентации и отбора на начальном этапе подготовки. Большой охват занимающихся, предрасположенных к занятиям, требует больших энерготрат, но при этом не гарантирует сохранения численности спортсменов в процессе многолетней тренировки, ведет к их «текучести» не просто из конкретного вида гимнастики, но и из гимнастического пространства вообще. Это указывает на необходимость поиска научно-обоснованного и эффективного пути оптимизации процесса на данном этапе подготовки в гимнастических дисциплинах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике в Вене / Р.Н. Терехина, И.А. Винер-Усманова, Е.С. Крючек, Н.И. Кузьмина, Е.А. Пирожкова, Е.Ю.

Нефедова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 151-154.

2. Терехина, Р.Н. Сложность соревновательных программ гимнасток / Р.Н. Терехина, Л.В. Бурда-Андрианова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 7 (41). -С. 91-94.

REFERENCES

1. Terekhina, R.N., Viner-Usmanova, I.A., Kryuchek E.S., Kuzmina N.I., Pirozhkova E.A. and Nefedova E.Y. (2013), “Analysis of the results of the rhythmic gymnastics European Championships in Vienna”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 151-154.

2. Terekhina, R.N. and Burda-Andrianova, L.V. (2008), “Complexity of competitive programs of gymnasts”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 41, No. 7, pp. 91-94.

Контактная информация: zavkaf58@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.11.2013.

УДК 796

КОНЦЕПЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ПОЗИЦИИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

Анатолий Евгеньевич Митин, кандидат педагогических наук, доцент,

Светлана Октавьевна Филиппова, доктор педагогических наук, профессор,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург)

Аннотация

Статья посвящена проблеме применения в области физической культуры гуманитарных технологий как современных эффективных технологий работы с людьми, направленных на построение конструктивных взаимоотношений педагога и занимающихся. Концепция применения гуманитарных технологий представлена с позиции системного подхода, который зарекомендовали себя во многих науках как средство познания целостных явлений природы и общества. Система применения гуманитарных технологий в области физической культуры рассматривается относительно физкультурно-спортивной деятельности, выступающей в качестве метасистемы. В работе определены структурные компоненты системы, которые включают аналитико-методологическую, управляющую, управляемую, содержательную, организационно-деятельностную и обеспечивающую системы. Функциональные компоненты, характеризующие устойчивые базовые связи между структурными компонентами, представлены гностическим, проектировочным, конструктивным, коммуникативным и организаторским компонентами. При анализе внешнего окружения системы применения гуманитарных технологий в области физической культуры особое внимание уделяется описанию элементов прямого и косвенного воздействия. Элементы косвенного воздействия сгруппированы в экономические, политические, правовые, социокультурные и научные факторы. К факторам прямого воздействия отнесены субъекты социального заказа и ресурсное обеспечение, которые непосредственно влияют на эффективность применения гуманитарных технологий специалистом по физической культуре, и испытывают на себе воздействие результатов этого процесса.

Ключевые слова: физическая культура, гуманитарные технологии, системный подход.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.11.105.p98-104

CONCEPT OF THE HUMANITARIAN TECHNOLOGIES APPLICATION IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE FROM THE POSITION OF THE SYSTEM

APPROACH

Anatoly Evgenevich Mitin, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer,

Svetlana Oktavyevna Filippova, the doctor of pedagogical sciences, the professor,

The Herzen State Pedagogical University of Russian, St.-Petersburg

Annotation

Article is devoted to the application problem in the field of physical culture of humanitarian technologies as modern effective technologies for work with the people, aimed at the constructive relation-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.