Научная статья на тему 'Показатели физического развития детей 5—10 лет, занимающихся спортивной гимнастикой'

Показатели физического развития детей 5—10 лет, занимающихся спортивной гимнастикой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1366
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПОРТСМЕНЫ / ГИМНАСТЫ / ОТБОР / АНТРОПОМЕТРИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / SPORTSMEN / GYMNASTS / SELECTION / ANTHROPOMETRY / PHYSICAL DEVELOPMENT / MODEL DESCRIPTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Даулетшин Ильшат Илгизович

В статье представлены антропометрические измерения детей, занимающихся спортивной гимнастикой. В работе участвовали 130 детей 5-10 лет. Определены основные требования к уровню физического развития детей, которые необходимы для отбора к занятиям гимнастикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The indices of physical development of the 5-10 year old children pursued in artistic gymnastics

In this paper, anthropometric measurements for children pursued in artistic gymnastics are presented. 130 children (5-10 years) are participated in study. The basic requirements to the level of physical development of children are determined, which is needed for selection to go to gymnastics.

Текст научной работы на тему «Показатели физического развития детей 5—10 лет, занимающихся спортивной гимнастикой»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

деятельности / Ю. И. Портных, С. Л. Фетисова // Ученые записки университета. — СПб. : Национальный ун-т физ. культ., спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта 2010. — № 1

(59). - С. 85-88.

БАХАРЕВА Светлана Юрьевна, аспирантка, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 03.10.2013 г.

© С. Ю. Бахарева

уДК 79641 И. И. ДАУЛЕТШИН

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны

ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-10 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ

СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКОЙ_________________________

В статье представлены антропометрические измерения детей, занимающихся спортивной гимнастикой. В работе участвовали 130 детей 5—10 лет. Определены основные требования к уровню физического развития детей, которые необходимы для отбора к занятиям гимнастикой.

Ключевые слова: спортсмены, гимнасты, отбор, антропометрия, физическое развитие, модельные характеристики.

При обследовании детей с целью оценки их физического здоровья большое значение имеет изучение физического развития, так как здоровье детей определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным, соответствующим возрасту развитием. Изучение данного показателя имеет большое значение в практике физического воспитания, так как позволяет решать вопросы, связанные со спортивной ориентацией и отбором, регламентировать характер, объем и интенсивность применяемых физических нагрузок [1].

Традиционно физическое развитие подразумевает потенциал организма, качество и продолжительность жизни. Физическое развитие — генетически детерминированная закономерность онтогенеза. В то же время, как фенотипический параметр — отражает влияние экзогенных факторов [2, 3].

Под влиянием регулярных занятий спортом в организме детей и подростков происходят морфологические и функциональные изменения. Правильное использование средств и форм физического воспитания возможно лишь при условии учета анатомо-физиологических особенностей организма детей различных периодов школьного возраста. Изучение основных антропометрических показателей, которые оказывают влияние на проявление силы, скорости, выносливости, гибкости, адаптацию к различным условиям внешней среды, работоспособность, восстановление и спортивные достижения юных спортсменов, позволяют дать характеристику

темпов и особенностей физического развития группы детей, занимающихся спортивной гимнастикой в ДЮСШ [3-5].

Физическое развитие — это комплексное понятие, отражающее антропометрические показатели через коэффициенты соматометрии, физиометрии и данные функциональной активности [2].

В нашей работе физическое развитие определялось по данным антропометрических измерений. Средние показатели физического развития юных гимнастов, полученные в ходе исследований, приводятся в табл. 1, 2.

Основным показателем физического развития является длина тела, которая отражает как ростовые процессы, так и уровень соматической зрелости детей. Как видно из таблиц, от 5 до 10 лет длина тела у гимнастов увеличивается на 25,71 см, т.е. на 23,7 %. У гимнастов первые относительно высокие показатели увеличения длины тела отмечаются с 6 до 7 лет (на 6,93 см, или на 6,1 %), у неспортсменов — на год раньше. В том и другом случае первый ростовой скачок не ограничивается одним годом. У гимнастов он протягивается до двух, у неспортсменов — до трёх лет.

Следующим показателем физического развития является масса тела, которая, в отличие от длины тела, является весьма лабильным показателем, быстро изменяющимся под влиянием различных экзо-и эндогенных факторов [4-6]. Измерения показали, что масса тела у гимнастов от 5 до 10 лет увеличилась

3. Татаржицкий, С. Е. Повышение эффективности соревновательной деятельности баскетболистов на основе коррекции агрессивных действий : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. Е. Татаржицкий. — Хабаровск, 2003. — 24 с.

4. Turner, C. H. Hand off is Denial Defense // Ibid. — 1990. — Dec. — P. 64 — 65.

5. Бриль, М. С. Отбор в спортивных играх / М. С. Бриль. — М. : Физкультура и спорт, 1993. — 127 с.

6. Подготовка студенческих команд по спортивным играм : учеб. пособ. / В. В. Фидельский [и др.]. — Минск : Полымя, 1989. - 152 с.

7. Портных, Ю. И. Использование метода игрового проектирования в процессе обучения игровой соревновательной

Показатели физического развития гимнастов и неспортсменов 5-10 лет

Показатель / возраст 5 лет (п=21) 6 лет (п = 17) 7 лет (п = 16) 8 лет (п=28) 9 лет (п=28) 10 лет (п = 20)

Х+ 5 V, % Х+ 5 V, % Х+ 5 V, % Х+ 5 V, % Х+ 5 V, % Х+ 5 V, %

ГИМНАСТЫ

Длина тела, см 108,64+ 2,99 2,75 113,91 + 4,13 3,62 120,84+ 3,49 2,88 126,57 + 4,41 3,48 129,47 + 3,95 3,05 134,35+ 3,44 2,56

Масса тела, кг 18,16 + 1,22 6,71 18,98 + 1,18 6,24 21,92 + 1,76 8,01 24,57 + 2,54 10,35 26,04+ 2,82 10,81 29,46 + 3,0 10,19

Окруж. грудной клетки, см 53,93 ± 1,17 2,18 54,74+ 1,38 2,52 58,03 + 1,38 2,38 60,0+ 2,12 3,54 61,41 + 2,88 4,69 65,13 + 2,25 3,46

Индекс стении, у.е. 1,20 ± 0,03 2,70 1,23 + 0,04 3,09 1,19 + 0,04 3,59 1,16 + 0,05 4,46 1,14+ 0,06 5,19 1,09 + 0,05 4,83

Индекс Брока, у.е. 9,52 ± 2,42 2,42 5,07 + 3,49 68,81 1,07 + 2,74 256,09 -2,00+ 2,94 147,22 -3,43 + 2,41 70,26 -4,89 + 2,10 42,93

Индекс Эрисмана, у.е. -0,39+ 1,77 450,68 -2,22 + 1,68 75,82 -2,39 + 2,18 91,14 -3,29 + 2,25 68,52 -3,33 + 2,41 72,58 -2,05+ 1,79 87,42

Площадь поверх, тела, м2 0,74+ 0,04 4,99 0,76 + 0,04 4,65 0,85+ 0,05 5,87 0,92 + 0,07 7,48 0,96+ 0,07 7,75 1,04+ 0,07 7,11

НЕСПОРТСМЕНЫ (данные В.В. Юрьева, 2003)

Х+ 5 Х+ 5 Х+ 5 Х+ 5 Х+ 5 Х+ 5

Длина тела, см 110,81 + 116,54+ 123,56 + 127,81 + 133,45 + 138,75 +

3,92 4,53 5,53 6,38 6,29 6,71

Масса тела, кг 19,24 + 21,78 + 24,56 + 27,68 + 30,73 + 33,34 +

2,22 2,58 3,01 3,69 3,89 4,01

Окруж. грудной клетки, см 56,80 + 3,32 58,21 + 3,61 59,76 + 3,78 60,98 + 3,92 62,02 + 4,08 63,74 + 4,22

1<ЮЫЭ И У<ШЯУЛЯ ВУЮЭЬИ£ИФ

еюг ЛИН1ЭЭЯ И1ЯНЬЛУН ИИЮ1Л10

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

Таблица 2

Особенности наиболее интенсивных периодов прироста тотальных параметров у гимнастов и неспортсменов 5-10 лет (в %)

Г имнасты Неспортсмены (Е.Ю. Розин, 1997, 2001)

Возрастной период (лет) — % увеличения

Длина тела

с 5 до 6 — 4,9 с 5 до 6 — 6,6

с 6 до 7 — 6,1 с 6 до 7 — 5,2

с 7 до 8 — 4,7 с 8 до 9 — 4,8

Масса тела

с 6 до 7 — 15,5 с 5 до 6 — 14,6

с 7 до 8 — 12,1 с 8 до 9 — 13,4

с 9 до 10 — 13,1

Окружность грудной клетки

с 6 до 7 — 6,0 с 5 до 6 — 4,5

с 7 до 8 — 3,4 с 6 до 7 — 4,1

с 9 до 10 — 6,1 с 8 до 9 — 5,8

Типы морфологического развития (в %)

Показатель/ возраст 5 лет 6 лет 7 лет 8 лет 9 лет 10 лет

п 21 17 16 28 28 20

МиС 43 47 44 39 57 40

МеС 57 53 56 61 43 60

МаС 0 0 0 0 0 0

на 11,3 кг (62,2 %). Наибольший прирост массы тела был зафиксирован в период с 6 до 7 лет (на 2,94 кг, или на 15,5 %). Неспортсмены особенно интенсивно прибавляют в весе с 5 до 6 лет.

Одной из обязательных величин характеристики физического развития детей является окружность грудной клетки (ОГК). По данным наших исследований, у гимнастов с 5 до 10 лет происходит увеличение ОГК на 11,2 см (20,8 %). Наибольший темп прироста мы зафиксировали в период с 9 до 10 лет (на 3,72 см, или на 6,1 %), у неспортсменов — на год раньше.

Диапазон статистического распределения показателей длины тела (5,98 см) веса (2,44 кг) и окружности грудной клетки (2,34 см) пятилетних гимнастов к 10 годам расширяется соответственно на 6,88 см, 6 кг и 6,88 см.

Обращает на себя внимание тот факт, что у не-спортсменов, в отличие от юных гимнастов, более высокий, увеличивающийся с возрастом уровень развития тотальных показателей. Формально это подтверждается и данными табл. 1, где исключением является окружность грудной клетки у гимнастов, который к 10 годам на 1,39 см превзошёл показатель неспортсменов, что, по нашему мнению, во многом обусловлено влиянием спортивной тренировки.

Для характеристики соотношения массы и длины тела юных гимнастов в нашей работе был применён индекс стении (ИС), предложенный И. М. Воронцовым [7]. Большинство гимнастов 5—10 лет (94,6 %) имеют мезоморфный (нормальный) тип роста (ИС = = 1,25 — 0,85). Умеренная долихоморфия (ИС= 1,35 — 1,25) встречается у 5,4 % занимающихся (только у 5 — 7-летних детей). Учитывая, что в возрасте от 4 до 7 лет (период первого вытяжения) прибавление в росте выражено больше, чем прирост массы тела, можно считать нормальной наблюдаемую умеренную долихоморфию у гимнастов 5 — 7 лет (табл. 1).

Индекс Брока у детей 5 — 7-летнего возраста имеет положительный знак, а в дальнейшем переходит в отрицательное значение, достигая своего максимума у гимнастов 10 лет, что объясняется направленностью отбора в спортивной гимнастике.

В результате исследования нами выявлено во всех возрастных группах юных гимнастов индекс Эрис-мана имеет отрицательное значение. У гимнастов в возрастном диапазоне 5 — 9 лет с возрастом происходит снижение данного индекса, а на отрезке с 9 до 10 лет — его увеличение. Снижение индекса свидетельствует о том, что у занимающихся темпы роста тела в длину выше, чем скорость роста окружности грудной клетки, а увеличение — об обратных процессах.

Важным компонентом уровня и динамики физического развития считается поверхность тела (Б!;). Поверхность тела, отражая пространственную изменчивость тела, оказывает значительное влияние на теплоотдачу и определяет энергетические траты организма, поэтому Л. Н. Симакова (2006) в своей работе рассматривает её в числе основных показателей приспособляемости организма при физической нагрузке [8]. Наше исследование показало, что прирост площади поверхности тела у гимнастов с 5 до 10 лет составляет на 0,3 м2 (40,5 %). Наибольший прирост был выявлен в период с 6 до 7 лет (11,8 %). Равномерное увеличение абсолютной поверхности тела и уменьшение его относительной поверхности (на 1 кг массы тела) у детей, занимающихся гимнастикой, свидетельствуют о совершенствовании физического развития и указывают на большую морфофункциональную зрелость их организма [9].

Оценку особенностей физического развития детей желательно проводить с учётом не только возраста и пола, но и конституции, поскольку конституциональные особенности в значительной степени

определяют своеобразие ответной реакции организма на влияние факторов среды. То есть дети, принадлежащие к разным соматотипам, имеют неодинаковую предрасположенность к определенным заболеваниям, скорости созревания физической и умственной работоспособности, характеру проявляемых двигательных способностей и др. [4, 6, 7].

Для установления конституционального типа (соматотипа) в нашем исследовании использовалась схема Р. Н. Дорохова и И. И. Бахраха [7]. Для этого мы суммировали номера центильных интервалов («коридоров»), полученные при оценке длины и массы тела, окружности грудной клетки. Среди гимнастов 5—10 лет всего выявлено: микросоматиков — 45 %, мезосоматиков — 55 %, макросоматиков — 0 % (табл. 2).

Таким образом, есть основание говорить, что занимающиеся спортивной гимнастикой изначально отличаются от неспортсменов более низким уровнем тотальных параметров тела (кроме показателей ОГК у 10-летних гимнастов) и характерной, относительно запаздывающей, растянутой по времени динамикой генезиса. Подобный ретардированный характер физического развития обусловлен как генотипом гимнастов, так и временно тормозящим влиянием тренировочных нагрузок [10, 11]. Однако физическое развитие детей, занимающихся спортивной гимнастикой, хотя и имеет свои особенности, подчиняется общим закономерностям возрастного развития.

Библиографический список

1. Ванюшин, Ю. С. Особенности сердечной деятельности детей 5 — 7 лет при нагрузках различной мощности / Ю. С. Ванюшин, Ф. Г. Ситдиков, А. Т. Исхакова // Физиология человека. - 2000. - Т. 26. - № 3. - С. 108-112.

2. Русинова, С. И. Актуальность вопросов физического развития / С. И. Русинова, М. Г. Садреева // Физиология сердца : материалы Всерос. науч. конф. - Казань, 2005. -С. 72-73.

3. Русинова, С. И. Гетерохронность - универсальное средство онтогенеза / С. И. Русинова, Ф. Г. Ситдиков // Растущий

организм: Адаптация к физической и умственной нагрузке : тез. VI Всерос. симп. и школы-семинара молодых ученых, учителей. — Казань, 2002. — С. 115—117.

4. Губа, В. П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта : моногр. / В. П. Губа. — М. : Советский спорт, 2008. — 304 с.

5. Мартиросов, Э. Г. Технологии и методы определения состава тела человека / Э. Г. Мартиросов, Д. В. Николаев, С. Г. Руднев. — М. : Наука, 2006. — 248 с.

6. Дорохов, Р. Н. Спортивная морфология : учеб. пособие для высших и средних специальных заведений физической культуры / Р. Н. Дорохов, В. П. Губа. — М. : СпортАкадем-Пресс, 2002. — 236 с.

7. Воронцов, И. М. Пропедевтика детских болезней / И. М. Воронцов, А. В. Мазурин. — 3-е изд., доп. и перераб. — СПб. : Фолиант, 2009. — 1008 с.

8. Симакова, Л. Н. Морфофункциональная характеристика гимнастов 8 — 14 лет города Красноярска : дис. ... канд. мед. наук / Л. Н. Симакова. — Красноярск, 2006. — 172 с.

9. Петрова, В. К. Реакции насосной функции сердца детей и подростков на функциональную нагрузку : дис. ... канд. биол. наук / В. К. Петрова. — Казань, 2004. — 131 с.

10. Розин, Е. Ю. Методологические аспекты отбора, и проблемы спортивного отбора в частности / Е. Ю. Розин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2001. - № 4. - С. 2-6.

11. Розин, Е. Ю. Спортивная гимнастика: переворот в оценке мастерства / Е. Ю. Розин // Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 5. — С. 38-40.

12. Попков, В. Н. Отбор и контроль в юношеском велосипедном спорте с использованием морфофункциональных характеристик : дис. ... д-ра пед. наук / В. Н. Попков. -Омск, 2001. - 364 с.

ДАУЛЕТШИН Ильшат Илгизович, аспирант кафедры теории и методики физического воспитания и борьбы.

Адрес для переписки: kzm_diss @mail. ru

Статья поступила в редакцию 23.10.2013 г.

© И. И. Даулетшин

Книжная полка

Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : учеб. пособие для вузов / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. - 5-е изд., стер. - М. : Academia, 2009. -272 с. - Гриф УМО МО РФ. - ISBN 978-5-7695-6195-5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В учебном пособии рассматриваются вопросы выбора темы и планирования научного исследования в области физической культуры и спорта, виды научных и методических работ, оценка их результатов и возможности внедрения в практику. Особое внимание уделено современным информационным технологиям в обеспечении научно-методической деятельности, математико-статистической обработке материалов, а также оформлению работы. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно преподавателям факультетов физической культуры вузов и колледжей, учителям физкультуры.

Неверкович, С. Д. Педагогика физической культуры и спорта : учеб. для студентов вузов / С. Д. Неверкович, Т. В. Аронова, А. Р. Баймурзин. - М. : Academia, 2010. - 336 с. - Гриф УМО МО РФ. - ISBN 978-5-7695-6399-7.

В учебнике представлены методология и методика формирования профессионального мышления в деятельности специалистов сферы физической культуры и спорта на основе теории развивающего обучения В. В. Давыдова и методологии проектирования Г. П. Щедровицкого. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезен студентам педколледжей физкультурного профиля, училищ олимпийского резерва и факультетов физической культуры педвузов, преподавателям, тренерам, спортсменам, слушателям факультетов и институтов повышения квалификации в области физической культуры и спорта.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.