Детско-юношеский спорт
жисмоний машклар билан укувчиларнинг харакат тажрибасини бойитиш;
- "Алпомиш" ва "Барчиной" махсус тестлари меъёрларини бажаришда жисмоний кобилиятларни максимал намоён этиш куникмасини шакллантириш;
- болаларда жисмоний тарбия ва спорт билан мунтазам шугулланишга, жисмонан баркамол булиш ва соглом турмуш кечиришга булган онгли эхтиёж-ларни шакллантириш.
Хулоса. Ахоли барча катламлари, айникса, усиб келаётган ёш авлоднинг соглигини яхшилаш, фаол ва соглом турмуш тарзига одатлантириш, ёшларни жисмоний ва маънавий камол топтириш Республи-камиз Хукуматининг асосий ва устувор максадла-ридандир. Мактаб ёшидаги укувчиларни жисмонан ривожлантириш асосан укитувчи томонидан давлат укув дастури ва укув режаси асосида жисмоний тарбия
дарсларида хамда дарсдан ташкари фаолиятда укитув-чи рахбарлиги остида муаллифлик дастури асосида амалга оширилади. Синфдан ташкари ишлар болалар хамкорлиги ва фаоллиги асосида ташкил этилади.
Демак, укувчиларни жисмоний ривожлантириш хамда "Алпомиш" ва "Барчиной" махсус тестларини топширишга тайёрлаш учун дарс ва дарсдан ташкари машгулотлар боглансагина катта фойда келтириши мумкин.
Адабиётлар:
1. Ахрлининг жисмоний тайёргарлиги ва саломатлиги даражасини белгиловчи «Алпомиш» ва «Барчиной» махсус тестларини кабул к,и-лиш ва мусобакаларини утказиш тартиби ^рисида Низом (УзР ВМ 29.01.2019 й. 65-сон карорига 1-илова).
2. Саломов Р.С. Жисмоний тарбия назарияси ва услубияти. 1 том. Дарслик. ITA-PRESS. Т. 2015 . 220 б.
3. Юнусова Ю.М. Основы методики физической культуры. Учебная пособия. Т. 2005 г. 250 ст.
УУК(УДК, UDC): 796.4
fs
j # Т.
■ Х-
сА
Информация для связи с автором:
И.И. МОРГУНОВА1
1 Узбекский государственный университет физической культуры и спорта город Чирчик, Узбекистан
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОРТИВНОМ ПРИГОДНОСТИ ДЕТЕЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКОЙ
Аннотация
Annotation
В представленной статье предпринята попытка определить гимнастическую пригодность и дать довольно точный ответ - смогут ли дети дошкольного и младшего школьного возраста повысить уровень специально-двигательной подготовленности и успешно освоить программу начальной, чтобы поэтапно перейти к освоению программных требований последующего разряда на этапе «специализированной» подготовки.
Ключевые слова: отбор, пригодность, эксперимент, программа подготовки, физические качества, двигательные способности, соревнование.
Ма^олада мактабгача ва кичик мактаб ёшидаги болалар гимнастика буйича бо-шлангич тайёрлов гуру^ларида махсус тайёргарлик ва яхши натижаларга эришиш масалалари урганилган.
Калит сузлар: саралаш, жисмоний тайёргарлик, тадцицот, тайёрлов дастури, жисмоний сифатлар, сифат, уаракатланиш цобилиятлари, мусобаца.
An attempt is мade to determine gymnastic fitness and give a fairly accurate answer - whether children of preschool and primary school age will be able to increase the level of special motor readiness and successfully master the primary program, which would later move to the second specialized stage of training.
Keywords: selection, fitness, experiment, training program, physical qualities, forecasting abilities, competition.
Актуальность. Достигнуть высокого уровня спортивного мастерства доступно не каждому из желающих заниматься спортивной гимнастикой. Тренеру трудно рассчитывать в перспективе на высокие спортивные достижения юных гимнастов, если у них не проявляются определенные задатки и двигательные способности при приеме в детско-юношескую спортивную школу (СДЮСШОР). Поэтому при отборе в группы начальной подготовки тренер не может обойтись без предварительного изучения различных сторон физической, технической и психической подготовленности будущих своих учеников [1,2,4,7].
Общеизвестно, что пригодность обнаруживается в процессе самой учебно-тренировочной деятельности
№5-2020
[1,2,4,5,7]. Определить гимнастическую пригодность, значит попытаться дать довольно точный ответ - сможет ли юный гимнаст успешно освоить программу начальной подготовки, чтобы впоследствии перейти к последующему этапу специализированной подготовки [2,4,7].
Это будет в том случае, если он наряду с другими признаками покажет более высокие спортивные достижения среди равных (по полу, возрасту, спортивному стажу и пр.) в условиях проводимых соревнований по доступной программе [2,3,4]. Подобная программа соревнований как бы синтезирует двигательные возможности детей [5,6]. Она выявляет уровень психической установки на достижение
e-mail: [email protected]
75
о сч о сч
Ю
го £
о о.
СО
высокого спортивного результата (баллы); степень работоспособности, характерной для гимнастики; показателей физического развития, быстроты освоения и точности двигательных навыков и др. [1,2]. Кроме этого соревнования позволяют выявлять весьма существенную сторону гимнастической пригодности
— это внутреннее чувство гимнастки [2,4,5,6,7]. Речь идет о чувстве движения, в основе которого лежит не пространственные и временные характеристики, а его эстетическая сущность [1,6].
Существующие в настоящее время методические рекомендации по организации и методике отбора детей в СДЮСШОР еще очень громоздки, предъявляют высокие требования к педагогическому мастерству тренера, умению анализировать внешние факторы, и в особенности к знанию психологии детей и подростков. Эти высокие требования иногда непосильны тренеру. Так, в некоторых рекомендациях приводятся до 8-10 признаков, которые необходимо учитывать при отборе детей в спортивные секции по гимнастике [1,2,3,4,7].
Несмотря на некоторые различия в рекомендациях в современных методических пособиях и литературных источниках отмечается, что отбор и прогнозирование способностей ученика процесс длительный, многолетний [1,2,4,7]. Он проводится на протяжении всего периода предварительного и начального этапов подготовки, путем сопоставления результатов наблюдений и контрольных испытаний в динамике, что окончательный вывод о гимнастической пригодности можно сделать лишь в том случае, если гимнаст в быстром темпе будет повышать свои спортивные достижения при достаточной стабильности спортивного результата [1,2,5].
В связи с отмеченным возникла необходимость отыскания более простых и краткосрочных методов определения гимнастических задатков у поступающих в специализированные спортивные школы .
Задачи исследования. 1. Составить и апробировать экспериментальную программу соревнований, посильную для поступающих в специализированную спортивную школу в возрасте 5-6 лет, способствующую определению гимнастических задатков.
2. Проследить, имеется ли взаимосвязь между физическим развитием, физической подготовленностью и результатами соревнований по экспериментальной программе.
3. Проверить эффективность наших рекомендаций по отбору детей в отделения гимнастики СДЮСШОР, сделанные на основе результатов соревнований по экспериментальной программе после 7-8 месяцев тренировки и участия в соревнованиях по классификационной программе юношеского разряда,
Организация исследования. Для решения поставленных задач было взято под наблюдение 84 девочки, выразившие желание заниматься гимнастикой и отобранные тренерами СДЮСШОР г.Ташкента. Из 84 девочек было: 5-и лет - 27, 6-и лет - 25, 7-и лет
- 25, 8-и лет - 7. Физическая подготовка и развитие примерно соответствовали возрастным нормам.
Детско-юношеский спорт
В течение первых трех недель занятий гимнастикой у поступающих в спортивную школу были определены следующие показатели.
1. Внешность и физическое развитие: рост, вес, пропорции тела, тип телосложения, форма ног.
2. Силовые качества: скоростная сила - выжимание двух гантелей, в сумме 25-30% собственного веса детей и силовая выносливость - сгибание рук в висе в быстром темпе (до 90°).
3. Гибкость и подвижность в суставах: мост, наклон вперед, выкрут с гимнастической палкой.
4. Координационные способности - упражнения общеразвивающего характера.
5. Смелость и решительность - падение спиной на горку поролоновых матов с гимнастического стола.
С первых же занятий начиналось освоение предложенной нами экспериментальной программы соревнований, куда входило 5 видов гимнастического многоборья: вольные упражнения на 16 счетов, акробатика, брусья, бревно (среднее), прыжок.
По степени технической сложности экспериментальная программа была несколько легче 3 юношеского разряда.
Результаты исследования. После месячной тренировки по предложенной нами программе были проведены соревнования. Качество выполненных упражнений оценивалось судьями в соответствии с правилами соревнований по гимнастике (по 10-балльной системе). Однако подобная оценка для детей была непонятна, так как они не знали правил соревнований. Поэтому результаты соревнований переводились на общепринятую школьную 5-балльную систему: 5 - отлично, 4 - хорошо, 3 - удовлетворительно, 2 -неудовлетворительно. При этом критерием служили следующие оценки: до 7,5 баллов - неудовлетворительно, 7,5-7,9 - удовлетворительно, 8,0-8,5 и больше - отлично. .При качественной оценке освоения всей программы соревнований за основу бралась набранная сумма баллов.
Результаты исследований показали, что тренеры довольно успешно отбирают учеников по внешности и физическому развитию. И 84 девочек 67 получили отличные и хорошие оценки и ни одной, имеющей дефекты телосложения и физического развития.
Обращает на себя внимание недостаточные показатели силовых возможностей наблюдаемых. 28 человек (33,3%) получили неудовлетворительные оценки силовых качеств и 14 удовлетворительные.
Весьма посредственные показатели были обнаружены при оценке гибкости и подвижности в суставах, 14 человек проявили недостаточный уровень развития исследуемых показателей и 25 посредственные.
Координационные способности и вестибулярные функции абитуриентов СДЮСШОР были достаточными, и основная масса гимнасток получили отличные и хорошие оценки. Лишь единицы не могли справиться с поставленными перед ними задачами.
Оценка психологических проявлений, определяемые тестами на смелость и решительность, у значительного числа абитуриентов вполне достаточная. В
76 е-шай: [email protected] №5-2020
Детско-юношеский спорт
основном эти качества были оценены как отличные и хорошие.
При характеристике физических возможностей детей следует отметить, что в процессе систематических занятий физическими упражнениями, и в частности гимнастикой, наблюдаются значительные сдвиги их физической подготовленности. Повторное тестирование через 1,5-2 месяца почти у всех обнаруживает существенное улучшение физической и психологической подготовленности. В особенности это следует отнести к проявлению силовых качеств, гибкости и подвижности в суставах, координационным способностям и вестибулярной функции. Улучшаются и психологические проявления. Почти все дети после 6-8 попыток выполняют упражнение на смелость и решительность с оценкой отлично. Они становятся более эмоциональными и работоспособными, быстро и довольно точно осваивают гимнастические упражнения, с желанием посещают тренировочные занятия.
Анализируя результаты соревнований по экспериментальной программе было отмечено, что она посильна 5-8-летним детям. Из 84 участников соревнований только 8 человек не могли с ней справиться и получили неудовлетворительные оценки. Качественная сторона освоения программы показывает, что средняя оценка за выполнение гимнастического многоборья зависит от возраста. Чем больше возраст, тем выше оценка. Так, средняя оценка за выполнение многоборья у 5-летних составляла 3,76 балла, 6-7-летних 4,0 балла, а у 8 летних 4,56 балла. Различия в средних оценках не достигают границ достоверности. Исключение составляют оценки 7 и 8-летних гимнасток, между которыми имеется статистическая достоверность в пределах 5% уровня значимости. Собранный экспериментальный материал не обнаружил зависимости между физической подготовленностью и результатами соревнований. Не исключением были случаи, когда гимнастки проявили отличные результаты физической подготовленности и весьма посредственно выступали на соревнованиях. И наоборот, дети, которые демонстрировали посредственные оценки по нашим двигательным тестам, отлично выступали на соревнованиях. Однако анализ индивидуальных показателей 20 лучших гимнасток выявил высокую корреляционную связь между силовыми возможностями и результатами соревнований по экспериментальной программе. Следовательно, уровень развития скоростной силы и силовой выносливости, определяемые нашими тестами, могут иметь прогностическое значение при выявлении гимнастических задатков у поступающих в специализированную спортивную школу по гимнастике.
Как было отмечено выше, предложенная экспериментальная программа соревнований доступна 5-8 летним детям. Результаты исследований 'свидетельствуют о том, что пятилетние имели преимущество над своими более старшими по возрасту гимнастками. По сумме занятых мест они оказались первыми.
После 7 месяцев занятий гимнастикой среди учеников СДЮСШОР произошли существенные
изменения. Из общего числа гимнасток сорок одна (48,8%) выполнили III юношеский разряд, десять не выполнили разряда и тридцать три (39,2%) были отчислены, как неуспевающие или по другим причинам. Причем, наименьшее число учениц было отчислено 5-6 летнего возраста - (26,9%). В старшем возрасте были произведены более существенные отчисления из СДЮСШОР. Возникает правомерный вопрос. Кто же был отчислен и каковы их спортивные показатели?
Анализ проведенных исследований показывает, что отчислены были гимнастки, занимавшие с 51 по 84 место. Их оказалось 21 человек, что составляет 17,6% к общему числу отмеченных. Следовательно, еще в начале предварительного этапа подготовки, соревнования, по предложенной нами экспериментальной программе, выявило значительную часть детей, не проявивших гимнастическую пригодность. Подобный прогноз был сделан нами еще за 7 месяцев до проведения официальных соревнований по классификационной программе юношеского разряда.
Следует отметить, что перед проведением подобного эксперимента возникло опасение, не приведет ли подобная ускоренная подготовка к соревнованиям к снижению технического мастерства в будущем? Не приведет ли это к отвергнутому методу «натаскивания»? Практика не подтвердила подобные опасения. После соревнований дети успешно осваивали учебный материал начальной подготовки, проявляя при этом достаточную точность двигательных действий. Успешными были и соревнования по юношескому разряду.
Обнаружилось и еще одно важное обстоятельство. После участия в соревнованиях по нашей экспериментальной программе (после месячной подготовки) дети преобразились.
Чувствовался высокий эмоциональный подъем, повышенная активность и работоспособность. <Результаты соревнований укрепили их веру в свои силы и возможности в достижении высоких спортивных результатов. Выборочный опрос детей показал, что они полюбили гимнастику и с большим желанием посещают тренировочные занятия.
Выводы. 1. На начальном этапе отбора абитуриентов в специализированную спортивную школу следует учитывать ряд признаков, характеризующих их физическое развитие, физическую подготовленность и психологические проявления. В частности, следует учитывать: внешность и физическое развитие, силовые качества, гибкость и подвижность в суставах, координационные способности, вестибулярные функции, смелость и решительность.
2. Двигательные возможности детей, выявленные нашими тестами, не дают основания полагать о наличии гимнастических задатков или гимнастической пригодности. Результаты тестирования отражают лишь состояние исследуемых показателей в настоящий момент. Систематические занятия гимнастикой дают существенные сдвиги в физической подготовленности гимнасток.
3. Результаты исследования не обнаружили зависи-
e-mail: [email protected]
77
мости между двигательными тестами и результатами соревнований. Вероятно, на данном этапе работы с гимнастками исследуемые физические качества проявляются недостаточно. На результат соревнований в определенной степени влияет силовая подготовленность гимнасток, которая может быть принята как одна из оценок гимнастической пригодности детей при отборе в спортивную школу.
4. Соревнование, как метод отбора детей в специализированные спортивные школы, позволяет уже на предварительном этапе подготовки гимнасток в определенной степени выявлять гимнастические задатки. Облегченная программа соревнований, доступная для данного возраста, как бы обобщает двигательные возможности детей, определяет психические установки их спортивной тренировки, быстроту освоения и точность двигательных навыков.
5. Система отбора и диагностики гимнастической пригодности находится в начальной стадии научного поиска.
Детско-юношеский спорт
Однако экспериментальные данные, полученные методом соревнования, уже в настоящее время могут дать более высокую эффективность в отборе детей в специализированную спортивную школу по гимнастике, чем это делается на основе эмпирических данных тренеров.
Литературы:
1. Гавердовский Ю. К. в соавт. Спортивная гимнастика (мужчины и женщины). Примерные программы спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. Москва 2005. - 511 с.
2. Кулькова И.В. Построение тренировочного процесса гимнастов на этапе начальной подготовки: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1991. -198 с.
3. Розин Е.Ю. Физическая подготовка гимнасток: Учебное пособие. РГАФК, 2002. - 137 с.
4. Система подготовки юных гимнастов: Методическое пособие /Сост. Л.П.Волков А. М. Шлемин, П. К. Петров. М., 1997. - 178 с.
5. Умаров М.Н. Предсоревновательная подготовка гимнасток (Методические рекомендации). Т.: 1995. - 37 с.
6. Умаров М.Н. Начальная, базовая подготовка гимнастов на видах гимнастического многоборья. // «Фан спортга». 2009. №1. -с. 32-38.
7. Эштаев А.К., Умаров М.Н. Планирование и распределение средств тренировки гимнасток на начальном этапе подготовки: Учебное пособие - Ташкент, 2004 - 156 с.
УУК (УДК, и DC): 796.071.422
Укитувчи
ГД# Х.Х. АТАМУРАТОВ1
'Узбекистан давлат жисмоний тарбия
\WJ ва спорт университети
Чирчи; шахри, Узбекистон
Муаллиф билан богланиш учун: [email protected]
УМУМТАЪЛИМ МАКТАБЛАРИДА ЮКфРИ СИНФ У^УВЧИЛАРИНИНГ ЖИСМОНИЙ СИФАТЛАРИНИ ТАРБИЯЛАШ ХУСУСИЯТЛАРИ
Аннотация
Annotation
В данной статье кратко рассматриваются особенности воспитания физических качеств старшеклассников в общеобразовательных школах.
Ключевым слова: средняя школа, физическое воспитание, физическая зрелость, здоровье, физическая активность, здоровый образ жизни.
Ушбу ма;олада умумтаълим мактабларида ю;ори синф у^увчиларининг жисмоний сифат-ларини тарбиялаш хусусиятлари ^авдда ;ис;ача баён этилган.
Калит сузлар: умумтаълим мактаблари, жисмоний тарбия, жисмоний етуклик, сотом турмуш, жисмоний фаоллик, соглом уаёт.
This article briefly discusses the features of education ofphysical qualities of high school students in secondary schools.
Key words: high school, physical education, physical maturity, health, physical activity, healthy lifestyle.
О
<N
0
^
LO
01
<Я
F
о
Q.
CO
Долзарблиги. Ривожланган мамлакатлар урта мактабларида тахсил олувчи укувчиларнинг согли-гини саклаш ва спорт билан шугулланишдаги ички салохиятни ривожлантириш, ёшлар орасида соглом турмуш тарзини таркиб топтиришдаги ролининг амалий ахамиятига катта эътибор берилмокда. Мамлакатимизнинг умумтаълим мактабларининг жисмоний тарбия дастурларидаги талабларини бажариш, укувчиларнинг жисмоний тайёргарлиги
даражасини аниклаш жисмоний тарбия укитувчи-ларининг асосий вазифаларидан биридир.
Таълим тизимидаги умумий жисмоний тайёр-гарликнинг асосий вазифаларидан бири укувчилар жисмоний сифатларини ривожлантиришдир.
Жисмоний тарбия укувчиларнинг соглигини мустахкамлашда, уларни шахсий, хар томонлама уйгун камол топтиришда, мехнат ва Ватан химоя-сига тайёр билимлари учун хаётий мухим булган
78
e-mail: [email protected]
№5-2020