УДК 378.02
Афонина Раиса Николаевна
Afonina Raisa Nikolaevna
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры философии и культурологии Алтайской государственной педагогической академии тел.: (913) 249-81-00
Candidate of Agricultural Sciences, associate professor of the chair of philosophy and culturology, Altai State Pedagogical Academy tel.: (913) 249-81-00
ПОСТРОЕНИЕ ГУМАНИТАРНООРИЕНТИРОВАННОЙ СРЕДЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛОГИКЕ КОНВЕРГЕНТНОГО ПОДХОДА
CONSTRUCTION OF HUMANITARIAN-ORIENTED ENVIRONMENT OF NATURAL SCIENTIFIC EDUCATION IN LOGIC OF CONVERGENT APPROACH
Аннотация:
The summary:
В статье рассматриваются основные условия и факторы гуманитарно-ориентированной среды обучения естествознанию: совокупности специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, направленных, с одной стороны, на качественное усвоение обучающимися необходимого содержания естественнонаучного образования, а с другой - на формирование целостного мировоззрения личности.
The article examines the main conditions and factors of humanitarian-oriented environment of learning natural science: the set of specially organized in the educational institution of psychological and pedagogical conditions, aimed, on one hand, the assimilation of high-quality trainees the necessary content of science education, on the other hand to form a holistic outlook the individual.
Ключевые слова:
конвергентный подход, обучение естествознанию, студенты гуманитарных факультетов вуза.
Keywords:
convergent approach, learning natural science, students of humanitarian faculties of university.
Обучение естествознанию, являясь важным компонентом общепрофессиональной подготовки будущего специалиста в вузе, призвано способствовать решению задач образования, интеллектуального развития и воспитания в едином процессе получения упорядоченных базовых знаний, их использования для формирования научного мышления, миропонимания и способности к познанию.
Реализация целевой установки современного естественнонаучного образования по формированию у обучающихся целостной научной картины мира определяет перспективность использования конвергентного подхода в качестве основного условия эффективности обучения естествознанию будущих специали-стов-гуманитариев. Конвергентный подход понимается нами как принцип, лежащий в основе обучения естествознанию, обусловливающий гармонизацию и взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной систем знаний в формировании единой научной картины мира обучающихся.
В контексте нашего исследования гуманитарно-ориентированная развивающая среда обучения естествознанию призвана обеспечить психолого-педагогические условия гармонизации естественнонаучных и гуманитарных систем знаний студентов-гуманитариев вуза.
В проводимом исследовании мы руководствуемся определением понятия «развивающая среда обучения» в соответствии с формулировкой А.В. Хуторского: «естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение обучающихся, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать его продуктивную деятельность» [1].
В наиболее общем виде гуманитарно-ориентированная среда обучения естествознанию может быть охарактеризована как совокупность специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, направленных, с одной стороны, на качественное усвоение обучающимися необходимого содержания естественнонаучного образования, а с другой - на формирование целостного мировоззрения личности.
В качестве основных требований к формированию среды обучения естествознанию студентов гуманитарных факультетов вуза выступают следующие:
1. Среда обучения естествознанию должна обеспечить педагогические условия конвергенции естественнонаучных и гуманитарных знаний студентов гуманитарных факультетов вуза.
2. Результаты обучения в условиях гуманитарно-ориентированной среды должны соответствовать стандарту подготовки специалиста, иметь связь с практикой, отвечать перспективным направлениям развития общества с учетом ценностных социокультурных приоритетов.
3. Содержание обучения естествознанию должно быть ориентировано на формирование и развитие профессиональных и естественнонаучных компетенций, в основе которых лежит развитие знаний, опыта деятельности в стандартных и нестандартных условиях, эмоционально-чувственного опыта.
4. Процесс обучения должен осуществляться на основе личностно-ориентированного обучения, субъект-субъектного характера взаимоотношений, на использовании методов проблемно-деятельностного обучения, актуализации творческой деятельности.
5. Дидактическая значимость среды обучения должна быть достигнута за счет оптимального соотношения индивидуальных и групповых форм учебной деятельности, оптимизации самостоятельной работы, развития опыта творческой деятельности в процессе обучения.
6. Среда обучения естествознанию должна включать в себя различные виды содержания и средств образования, способствующих продуктивной деятельности обучающихся.
7. Психолого-педагогические условия и факторы среды призваны обеспечить комфортные условия обучения и развития личности.
Гуманитарно-ориентированная среда обучения естествознанию студентов гуманитарных факультетов вуза является составным компонентом профессиональной подготовки студентов педагогического вуза как более сложной и общей системы - профессиональной подготовки будущего учителя [2].
В качестве внутренних условий среды обучения выступает учебный процесс, в котором реализуется гуманитарная направленность обучения, его личностно-ориентированный характер. Характеризуя особенности содержательного, методического и коммуникативного компонентов гуманитарноориентированной развивающей среды обучения естествознанию следует назвать основные условия, при которых процесс обучения может быть наиболее эффективным.
На содержательном уровне условиями эффективности функционирования гуманитарноориентированной среды обучения являются: актуальность содержания образования для развития личности и будущей профессиональной деятельности; интегративный подход к содержанию обучения; динамичность, открытость содержания образования для изменений; постановка гуманитарных проблем, адекватных содержанию естественнонаучного образования; введение функционального содержания, обеспечивающего историко-культурологический контекст; актуализация аксиологического компонента содержания образования.
На методическом уровне определяющими условиями эффективности функционирования гуманитарно-ориентированной среды обучения выступают: вариативность учебных программ; разнообразие методических обучающих средств; учет преобладающих способов восприятия информации обучающихся, активизация продуктивной и творческой деятельности.
На коммуникативном уровне условиями эффективного функционирования гуманитарноориентированной среды обучения естествознанию являются: субъект-субъектный характер взаимоотношений участников учебного процесса; оптимальное соотношение коллективных и индивидуальных форм учебно-познавательной деятельности, участие всех субъектов в оптимизации образовательного процесса; позитивное настроение всех участников процесса; взаимопонимание и поддержка инициативы, творческого саморазвития. В этом ключе особо значимым для нашего исследования является утверждение Н.З. Алиевой о том, что «образование должно представлять собой целостный процесс, в котором соединены компоненты науки, определяющей содержание, методы, цели образования, обучения, передачи знаний, навыков, традиций, а также компонент эвристической и креативной деятельности» [3].
Обобщая вышеизложенное, выделим основные типологические признаки предметной среды обучения естествознанию студентов гуманитарных факультетов вуза: по характеру взаимодействия внутри среды она является гуманистической; по характеру отношения к социальному опыту и его передаче - универсальной; по степени творческой активности - продуктивно-творческой; по характеру взаимодействия с внешней средой - открытой.
Практическая реализация содержательно-технологических условий гуманитарно-ориентированной среды обучения естествознанию осуществлялась в процессе опытно-экспериментального исследования в Алтайской государственной педагогической академии, Алтайской академии экономики и права, Всероссийском заочном финансово-экономическом институте, в ряде средних общеобразовательных школ г. Барнаула в период с 2000 г. по 2011 г. К практически значимым результатам исследования относятся разработанные нами учебные программы, учебно-методические комплексы, дидактические материалы, учебно-методические пособия для учебных дисциплин «Концепции современного естествознания», «Естественнонаучная картина мира», «Общая биология», «Цитологические основы наследственности и изменчивости». Результаты исследования позволяют констатировать, что практическая реализация педагогических условий гуманитарно-ориентированной среды обучения естествознанию, разработанных на основе использования конвергентного подхода, позволила статистически значимо улучшить показатели обучения и удовлетворенности учебной деятельностью студентов.
Ссылки:
1. Хуторской А.В. Современная дидактика : учебник для вузов. СПб., 2001.
2. Афонина Р.Н. Проектирование содержания естественнонаучного образования как средство формирования умений учебно-творческой деятельности будущих учителей : монография. Барнаул, 2009.
3. Алиева Н.З. Постнеклассическое обучение естествознанию: концептуальные и философские основания : монография. М., 2008.
References (transliterated):
1. Khutorskoy A.V. Sovremennaya didaktika : textbook for high schools. SPb., 2001.
2. Afonina R.N. Proektirovanie soderzhaniya estestvenno-nauchnogo obrazovaniya kak sredstvo formirovaniya umeniy uchebno-tvorcheskoy deyatel'nosti budushchikh uchiteley : monograph. Barnaul, 2009.
3. Alieva N.Z. Postneklassicheskoe obuchenie estestvoznaniyu: kontseptual'nye i filosofskie osnovaniya : monograph. M., 2008.
- 1б1 -