ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №4, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #4, 2015_________________________
УДК 378
АЙЖАНОВА Гульнар Койшибаевна, кандидат педагогических наук ЕРГАЗИНА Алия Абдирамановна, кандидат педагогических наук
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА МАГИСТЕРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Система высшего профессионального образования претерпевает кардинальные изменения, сущность и направленность которых определяется, главным образом, процессом становления государства, переходом его экономики на рыночные отношения. Реализация государственной политики, направленной на создание и эффективное функционирование принципиально новой модели высшего образования, в полной мере отвечающей условиям развития демократического общества, объективно требует разработки и научного обоснования интеграционной модели выпускника магистерской образовательной программы. Современная образовательная система определяет необходимость формирования у магистрантов в процессе обучения в вузе набора профессиональных компетенций, как основополагающего фактора развития будущего квалифицированного специалиста. На основе анализа научной литературы и требований, предъявляемых к выпускникам магистратуры научнопедагогического направления, разработана интеграционная модель выпускника магистратуры. Образовательная траектория обучения магистрантов строится на принципах интеграции конвергентного, дивергентного и синергетического подходов. Это способствует приобретению ими фундаментальных знаний методологии науки, практических умений и навыков в области выбранной специальности, способность к самореализации и самоактуализации. Такая интеграция помогает эффективно реализовать в учебном процессе вуза единство приобретения фундаментальных знаний, научно-исследовательских навыков и практических умений.
Ключевые слова: магистратура; образование; интеграционная модель; качество образования; компетенции.
DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.4.093-096
AIZHANOVA Gulnar Koishibaevna,
Candidate of Pedagogical Sciences
ERGAZINA Aliya Abdiramanovnaа,
Candidate of Pedagogical Science
METHODOLOGICAL APPROACHES TO STUDIES OF THE FORMATION OF AN INTEGRATION MODEL OF THE GRADUATE FROM THE MASTER EDUCATIONAL PROGRAMME
The system of higher education undergoes cardinal changes, the essence and orientation of which is determined mainly by the process of the formation of the state and its transition to market economy. Implementation of the state policies aimed at creation and effective functioning of an essentially new model of higher education meeting the demands of democratic society development needs elaboration and scientific justification of an integration model of the graduate from the Master’s educational program. Modern educational system determines the necessity to form a set of professional competences and skills of undergraduates in the process of their training in higher educational institutions as a fundamental factor of developing the future qualified specialists. Based on the analysis of scientific literature and requirements to graduates of magistracy of scientific and pedagogical educational institutions, the integration model of magistracy graduates was developed. Educational trajectory of training undergraduates is built on the principles of integration of convergent, divergent and synergetic approaches. It enhances their fundamental knowledge of methodology of science, practical skills in the field of their specialty, ability for self-realization and self-development. Such integration helps to gain effectively fundamental knowledge, research skills and practical abilities in education process of higher educational institutions.
Keywords: magistracy; education; integration model; quality of education; competences.
Динамизм постиндустриального развития общества предъявляет новые высокие требования к образованию как социальному институту. Необходимо обеспечить образование, развитие и воспитание личности в стремительно меняющемся мире, сформировать целостное мировоззрение и мироотношение, функциональную грамотность и творческий профессионализм специалистов.
Реализация этих целей невозможна в рамках прежней образовательной парадигмы, требуется модернизация образования на основе всех достижений наук о человеке. Национальная доктрина образования в Российской Федерации определяет образование в качестве генерального направления экономического и социокультурного развития страны и предусматривает существенные изменения всей системы образования [1].
В Декларации Болонского процесса отмечена необходимость создания единого европейского образовательного пространства, обеспечения прозрачности, информатизации и профессиональной ориентации, признания компетенций и квалификаций, обеспечения качества образования [2].
Реалии современного общества таковы, что качество выпускника высшей профессиональной школы не вполне удовлетворяет требованиям нашего государства и мирового рынка труда. Это отражается в слабо выраженной познавательной и профессиональной мотивации, недостаточности самоконтроля и профессионального саморазвития, формального отношения
- 93 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
будущих специалистов к приобретению профессии. Это определяет необходимость формирования у магистрантов в процессе обучения в вузе набора профессиональных компетенций, как основополагающего фактора развития будущего квалифицированного специалиста.
Одной из задач советского образования была подготовка специалистов для массового, стабильного производства, с редко меняющейся технологией. Современная ситуация очень сильно отличается от прошлого, так как изменяются технологии, а производство становится более гибким. Поэтому нам нужен новый специалист, способный быть мобильным и активным в меняющихся условиях. В связи с этим мы считаем, что решение проблем современного образования надо решать через призму компетентностного подхода, охватывающего, наряду с конкретными знаниями и навыками, такие категории, как способности, готовность познания, социальные навыки и др.
По мнению ряда ученых (Р.Н. Афонина, А.Ж. Кусжанова), важной задачей высшего образования становится подготовка специалистов, обладающих целостным мировоззрением, мировосприятием, мироощущением. Высшее образование должно быть ориентировано на обеспечение целостной картины мира, человека и профессиональной деятельности. Современный человек должен видеть мир в его целостности. Для достижения целостного образования, создания в сознании человека целостного образа мира, сформированности целостной, единой картины мира необходим синтез естественнонаучного и гуманитарного знания [3, 4].
Исследователи проблем высшей профессиональной школы и профессионального образования показывают, что формирование ключевых компетенций наиболее эффективно осуществляется при реализации компетентностного подхода.
Проблемы формирования ключевых компетенций раскрыты в работах А.В. Хуторского,
A. К. Марковой, Н.А. Гришановой, Т.А. Гуровой, А.Л. Володарской, Э.Ф. Зеера и др.
Вопросы современного профессионального образования и анализ образовательных систем и в России, и за рубежом рассмотрены в трудах Б.Л. Вульфсона, Х.М. Дауровой, А.Л. Джу-ринского, З.А. Мальковой, А.М. Новикова, А.Л. Реана, М.С. Савиной, И.П. Смирнова, Г.Л. Федотовой.
Вопросы качества профессионального образования были освещены в исследованиях
B. В. Моисеенко, О.Л. Олейниковой, К.К. Прахалад, Р. Рассела, Е.В. Ткаченко.
Согласно ГОСО результаты обучения выражаются через компетенции и проектируются на основании Дублинских дескрипторов 2 уровня обучения и соответствуют приобретению выпускником магистратуры следующих способностей и навыков [5]:
S демонстрировать развивающие знания и понимание, полученные на уровне высшего профессионального образования, которые являются основой или возможностью для оригинального развития или применения идей, часто в контексте научных исследований;
S применять знания, понимание и способность решать проблемы в новых или незнакомых ситуациях в контекстах и рамках более широких (или междисциплинарных) областей, связанных с изучаемой областью;
S интегрировать знания, справляться со сложностями и выносить суждения на основе неполной или ограниченной информации с учетом этической и социальной ответственности за применения этих суждений и знаний;
S четко и ясно сообщать свои выводы и знания и их обоснование специалистам и неспециалистам;
S продолжать обучение самостоятельно.
Специальные компетенции разрабатываются отдельно для каждой специальности магистратуры с учетом требований работодателей.
Магистратура является формой обучения специалистов, подготовленных к научноисследовательской и научно-педагогической деятельности. Магистры - это специалисты, обладающие фундаментальной научной базой, владеющие методологией научного творчества, а также знакомые с современными информационными технологиями и методами получения, обработки и хранения научной информации [6].
Основными задачами образовательных программ для магистрантов являются следующие:
S индивидуализация образования;
S адаптация образования к личностным качествам магистранта путем применения дивергентных методов обучения;
S интеграция образовательных программ путем развития междисциплинарных образовательных курсов, которые позволяют магистрантам получать знания из различных дисциплин;
S элективность образовательных маршрутов;
S проектная деятельность, активизирующая готовность магистранта к профессионально направленной самореализации;
S ориентация на английский язык [7].
- 94 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №4, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #4, 2015_________________________
Рассматривая различные стратегии эффективного образования магистрантов, ученые также предлагают следующие подходы: конвергентный и дивергентный.
Современные тенденции сближения и взаимодействия естественнонаучной и гуманитарной компонент образования актуальны потребности общества в целостном мировидении, что обусловливает необходимость междисциплинарного синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания. Этот процесс в современных философских, социально-психологических и экономических исследованиях принято называть конвергенцией. В настоящее время термин «конвергенция» используется в наиболее общем понимании как позитивный процесс сближения естественнонаучной и гуманитарной сфер современной науки, культуры и образования [3].
Конвергентное образование имеет четкую структуру и ориентировано на преподавателя; обучающиеся занимают пассивную позицию в приобретении знаний; их учебные достижения оцениваются стандартными тестами.
Дивергентный подход ориентирован на обучаемого; обучающиеся - активные участники процесса обучения, а их достижения оцениваются множеством инструментов (создание портфолио, специальных проектов, написание научных статей и др.).
В то же время Н.С. Сахарова считает, что:
во-первых, дивергентная модель, акцентирующая автономность, саморуководство, самореализацию и самостоятельную постановку целей не совсем подходит для тех магистрантов, которым необходимы руководство, фасилитация и четкая структура деятельности. В связи с этим она предлагает в работе с такими обучающимися использовать модификацию дивергентной модели за счет ее структуризации и ограничения гибкости и свободы, называя ее «структурированной дивергентной моделью»;
во-вторых, поскольку конвергентная модель с ее ориентацией на фундаментальные и предметные знания, умения не ориентирована на индивидуальные различия обучаемых, то она должна быть адаптирована к индивидуальным способностям магистранта за счет использования ресурса разнообразных методик обучения и оценки. При этом основное значение приобретает категория «успех» и личная мотивация магистранта. Ученая предлагает использовать «открытую конвергентную модель».
В своей работе Н.С. Сахарова описывает дихотомию этих подходов в обучении магистрантов, считая их применение целесообразным при соблюдении баланса. По мнению Н.С. Сахаровой, в образовательной практике магистрантов целесообразно интегрировать конвергентный и дивергентный подходы и искать «золотую середину» [7].
Мы согласны с мнением Н.С. Сахаровой об интеграции конвергентного и дивергентного подходов в обучении магистрантов и считаем, что баланс между ними поможет сохранить синергетический подход. А инструментом выступают междисциплинарные образовательные программы, которые сейчас активно внедряются в вузах. Они ориентированы на разностороннюю информацию из разных предметных областей, реализуют принципы проблемного обучения, развития критического мышления, работу в командах, объединенных общей целью. Работа в командах повышает мотивацию учения, позволяет видеть успех и профессиональный потенциал, вдохновляет, объединяет и учит общению [7].
Синергетический подход - совокупность принципов, основой которой является рассмотрение объектов как самоорганизующихся систем. Синергетика (от греч. сотрудничество, содружество) - междисциплинарное научное направление, изучающее связи между элементами структуры, которые образуются в открытых системах благодаря интенсивному обмену вещества и энергии с окружающей средой в неравновесных условиях, где наблюдается согласованное поведение подсистем, в результате чего возрастает степень их упорядоченности (то есть уменьшается энтропия) - происходит самоорганизация системы. Основные принципы синергетического подхода: 1) объекты - это развивающиеся сложные открытые нелинейные системы (открытость означает способность к обмену энергией, веществом, информацией с внешней средой, а нелинейность означает наличие многих случайных направлений развития, обусловленных внутренними или внешними случайными воздействиями); 2) самоорганизация системы начинается с хаоса (то есть неустойчивости), когда в существовании системы возможны флуктуации (колебания) - отклонения от средних значений процессов, характеризующих систему; 3) существуют альтернативные пути развития системы, которые формируются в точках бифуркации (раздвоения) - точках выбора траектории (стратегии) дальнейшего развития; 4) будущее состояние системы (аттрактор - притягивать) как бы притягивает, организует, формирует, изменяет наличное ее состояние, где аттракторы выступают как цель (направленность развития системы) [4]. Исходя из этого, мы считаем, что именно синергетический подход может помочь преодолеть дихотомию конвергентного и дивергентного подходов и сохранить баланс между ними.
- 95 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
Одной из целей обучения в магистратуре является формирование умений у магистрантов выполнять функции профессионально-педагогической деятельности (научнопедагогических компетенций).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Ергазина А.А. Формирование опыта интеркультурной деятельности студента в образовательной среде вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А.А. Ергазина. - Оренбург: ОГПУ, 2006. - 178 с.
2. Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой. - Москва: Оргсервис-2000, 2006. [Электронный ресурс]. http://www.mgimo.ru/files/36637/36637.pdf.
3. Афонина Р.Н. Конвергентный подход как основополагающее условие междисциплинарного синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания. [Электронный ресурс]. http://www.rusnauka.com/3_ANR_2013/Philosophia/4_125887.doc.htm.
4. Кусжанова А.Ж. Взаимодействие общества, личности и государства в сфере образования: Автореф. дис... д-ра филос. наук: 09.00.11 / А.Ж. Кусжанова. - М., 1996. - 391 с.
5. Государственный общеобязательный стандарт образования РК. Послевузовское образование. Магистратура. Основные положения. ГОСО РК 5.04.033 -2011.
6. Малыгин Е.Н. Инженерная педагогика. [Электронный ресурс]: учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 2 / Е.Н. Малыгин, Т.А. Фролова, М.С. Чванова. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. - 80 с. http://window.edu.ru/window_catalog/files/r38097/2005.pdf.
7. Сахарова Н.С. Образовательные стратегии при подготовке магистрантов. [Электронный ресурс]. http://www.conference.osu.ru/assets/files/conf_reports/conf11/200.doc.
REFERENCES
1. Yergazina A.A. Formation the experience of intercultural activity of a student in educational environment of higher education institution: dissertation ... candidate of pedagogical science: 13.00.01. A.A. Yergazina. [Formirovanie opyta in-terkul'turnoj dejatel'nosti studenta v obrazovatel'noj srede vuza: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01]. Orenburg: OGPU, 2006. 178 pp. (in Russ.)
2. Bologna Process: problems and prospects / under edition of M.M. Lebedeva. - Moscow: Orgservis - 2000, 2006. [Digital resourse]. Available at: http://www.mgimo.ru/files/36637/36637.pdf.
3. Afonina R.N. Convergent approach as fundamental condition of interdisciplinary synthesis of natural-science and humanitarian knowledge. [Digital resourse]. Available at: http://www.rusnauka.com/3_ANR_2013/Philosophia/4_125887.doc.htm.
4. Kuszhanova A.Zh. Interaction of society, the personality and the state in education: Abstract ... dissertation of Doctor of Philosophy: 09.00.11 / А.Zh. Kuszhanova. Moskva., 1996. - 391 pp. (in Russ.)
5. State obligatory standard of education of Republic of Kazakhstan. Postgraduate education. Magistracy. Basic provisions. GOSE RK. 5.04.033 -2011.
6. Malygin E.N. Engineering pedagogics. [Digital resourse]: education guidance. In 2 parts. P. 2. E.N. Malygin, T.A. Frolova, M.S. Chvanova. Tambov: Publishing house of Tambov State Technical University, 2005. 80 pp. Available at: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r38097/2005.pdf.
7. Sahorova N.S. Educational strategy when training undergraduates. Available at: http://www.conference.osu.ru/assets/files/conf_reports/conf11/200.doc.
Информация об авторе Information about the author
Айжанова Гульнар Койшибаевна, кандидат педагогических наук, кафедра социальногуманитарных дисциплин, Алматинская академия экономики и статистики, Казахстан, 050035, г. Алматы ул. Жандосова, 59, [email protected]
Ергазина Алия Абдирамановна, кандидат педагогических наук, кафедра социальногуманитарных дисциплин, Алматинская академия экономики и статистики,
Казахстан, 050035, г. Алматы ул. Жандосова,
59, Алматы , Казахстан
Получена: 25.04.2015
Aizhanova Gulnar Koishibaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Chair of Social and Human Disciplines, Almaty Academy of Economics and Statistics.
Kazakhstan, 050035, Almaty, Zhandosov str. 59. [email protected]
Ergazina Aliya Abdiramanovnaа, Candidate of Pedagogical Science, Chair of Social and Human Disciplines, Almaty Academy of Economics and Statistics.
Kazakhstan, 050035, Almaty, Zhandosov str. 59.
Almaty city, Kazakhstan
Received: 25.04.2015
96 -