Научная статья на тему 'Интеграция естественнонаучного и гуманитарного образования как фактор профессионального и личностного становления студентов вузов гуманитарной направленности'

Интеграция естественнонаучного и гуманитарного образования как фактор профессионального и личностного становления студентов вузов гуманитарной направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
647
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / EDUCATIONAL SYSTEM / ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HUMANITARIAN EDUCATION / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ И ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУР / INTEGRATION OF NATURAL AND HUMANITARIAN CULTURES / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ / CRITERIA FOR ASSESSING THE QUALITY OF NATURAL-SCIENCE TRAINING / NATURAL-SCIENCE WORLDVIEW / NATURAL-SCIENCE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Светлана Валентиновна, Майорова Альбина Николаевна, Майорова Елена Александровна

Важным фактором развития государства является человеческий потенциал, качество которого во многом зависит от действующей системы образования. В настоящее время российское образование, перманентно находящееся в состоянии реформ, является недостаточно эффективным и требует дальнейших преобразований. В данной статье рассматривается специфика естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных вузов. Цель исследования заключается в обосновании необходимости интеграции естественнонаучной и гуманитарной подготовки студентов гуманитарных вузов для повышения качества профессионального гуманитарного образования. В результате авторами выявлены проблемы несоответствия качества профессиональной подготовки студентов вузов гуманитарного направления запросам общества и государства. Предложены критерии оценки качества естественнонаучной подготовки. Указанные критерии должны позволять оценить сформированность целостного, естественнонаучного мировоззрения выпускника; оценить вклад естественнонаучной подготовки в сформированность общих и профессиональных компетенций; оценить естественнонаучную компетентность, представляющую собой владение системными знаниями в области естественных наук и способность применять их в продуктивном решении профессиональных задач; выявить сформированность у студентов отдельных и комплексных умений и навыков по применению знаний; оценить динамику мотиваций к учению. Интеграция естественнонаучной и гуманитарной подготовок студентов гуманитарных вузов рассмотрена как фактор повышения качества профессионального гуманитарного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвеева Светлана Валентиновна, Майорова Альбина Николаевна, Майорова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF NATURAL SCIENTIFIC AND HUMANITARIAN EDUCATION AS A FACTOR OF PROFESSIONAL AND PERSONAL FORMATION OF STUDENTS OF HUMANITARIAN DIRECTIONS

An important factor in the development of the state is human potential, which quality largely depends on the current education system. At present, Russian education, which is permanently in a state of reform, is not effective enough and requires further reforms. This article examines the specifics of the natural-science training of students of humanitarian universities. The purpose of the article is to substantiate the need to integrate the natural-science and humanitarian education of students of humanitarian universities in order to improve the quality of professional humanities education. As a result, the authors identified the problems of the discrepancy between the quality of vocational training of students of higher educational institutions of the humanitarian direction to the needs of society and the state. The authors proposed the criteria for assessing the quality of natural science training. The specified criteria should allow to estimate the formation of a complete, natural-science outlook of the graduate; to evaluate the contribution of natural science training to the formation of general and professional competencies; to evaluate scientific knowledge, which is the possession of system knowledge in the field of natural sciences and the ability to apply them in the productive solution of professional tasks; to identify the formation of students' individual and complex skills and skills in the application of knowledge; to assess the dynamics of motivations for learning. The integration of the natural-science and humanitarian training of students of humanitarian universities is considered as a factor of improving the quality of professional humanities education.

Текст научной работы на тему «Интеграция естественнонаучного и гуманитарного образования как фактор профессионального и личностного становления студентов вузов гуманитарной направленности»

Matveeva Svetlana Valentinovna, Mayorova Albina Nikolaevna, Mayorova Elena Aleksandrovna INTEGRATION OF NATURAL SCIENTIFIC AND HUMANITARIAN ...

pedagogical sciences

УДК 378

ИНТЕГРАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО И ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

© 2018

Матвеева Светлана Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психология, педагогика и информационное право» Майорова Альбина Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансовое право» Российский государственный социальный университет, филиал в г. Клину (141607, Россия, Клин, Волоколамское шоссе, 20/1, e-mail: [email protected]) Майорова Елена Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Торговая политика» Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (117997, Россия, Москва, Стремянный переулок, 36, e-mail: [email protected])

Аннотация. Важным фактором развития государства является человеческий потенциал, качество которого во многом зависит от действующей системы образования. В настоящее время российское образование, перманентно находящееся в состоянии реформ, является недостаточно эффективным и требует дальнейших преобразований. В данной статье рассматривается специфика естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных вузов. Цель исследования заключается в обосновании необходимости интеграции естественнонаучной и гуманитарной подготовки студентов гуманитарных вузов для повышения качества профессионального гуманитарного образования. В результате авторами выявлены проблемы несоответствия качества профессиональной подготовки студентов вузов гуманитарного направления запросам общества и государства. Предложены критерии оценки качества естественнонаучной подготовки. Указанные критерии должны позволять оценить сформированность целостного, естественнонаучного мировоззрения выпускника; оценить вклад естественнонаучной подготовки в сформированность общих и профессиональных компетенций; оценить естественнонаучную компетентность, представляющую собой владение системными знаниями в области естественных наук и способность применять их в продуктивном решении профессиональных задач; выявить сформированность у студентов отдельных и комплексных умений и навыков по применению знаний; оценить динамику мотиваций к учению. Интеграция естественнонаучной и гуманитарной подготовок студентов гуманитарных вузов рассмотрена как фактор повышения качества профессионального гуманитарного образования.

Ключевые слова: образовательная система, гуманитарное образование, естественнонаучное мировоззрение, интеграция естественнонаучной и гуманитарной культур, естественнонаучная подготовка, компетенции, критерии оценки качества естественнонаучной подготовки.

INTEGRATION OF NATURAL SCIENTIFIC AND HUMANITARIAN EDUCATION AS A FACTOR OF PROFESSIONAL AND PERSONAL FORMATION OF STUDENTS OF HUMANITARIAN DIRECTIONS

© 2018

Matveeva Svetlana Valentinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of "Psychology, pedagogy and information law" Mayorova Albina Nikolaevna, candidate of economic sciences, associate professor of the department of "Economics and financial law" Russian State Social University, branch of Klin (141607, Russia, Klin, Volokolamskoe highway, 20/1, e-mail: [email protected]) Mayorova Elena Aleksandrovna, candidate of economic sciences, associate professor of the department of "Trade policy" Plekhanov Russian University of Economics (117997, Russia, Moscow, Stremyanny bystreet., 36, e-mail: [email protected])

Abstract. An important factor in the development of the state is human potential, which quality largely depends on the current education system. At present, Russian education, which is permanently in a state of reform, is not effective enough and requires further reforms. This article examines the specifics of the natural-science training of students of humanitarian universities. The purpose of the article is to substantiate the need to integrate the natural-science and humanitarian education of students of humanitarian universities in order to improve the quality of professional humanities education. As a result, the authors identified the problems of the discrepancy between the quality of vocational training of students of higher educational institutions of the humanitarian direction to the needs of society and the state. The authors proposed the criteria for assessing the quality of natural science training. The specified criteria should allow to estimate the formation of a complete, natural-science outlook of the graduate; to evaluate the contribution of natural science training to the formation of general and professional competencies; to evaluate scientific knowledge, which is the possession of system knowledge in the field of natural sciences and the ability to apply them in the productive solution of professional tasks; to identify the formation of students' individual and complex skills and skills in the application of knowledge; to assess the dynamics of motivations for learning. The integration of the natural-science and humanitarian training of students of humanitarian universities is considered as a factor of improving the quality of professional humanities education.

Keywords: educational system, humanitarian education, natural-science worldview, integration of natural and humanitarian cultures, natural-science training, competences, criteria for assessing the quality of natural-science training.

Постановка проблемы в общем виде. В послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 г. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин заявил: «Технологическое отставание, зависимость означают снижение безопасности и экономических возможностей страны, а в результате - потерю суверенитета... Отставание - вот главная угроза и вот наш враг» [1]. В послании также указано, что жизнеспособность и энергия развития страны

зависят от концентрированности, от сбережения человеческого потенциала, то есть главным условием недопущения технологического отставания является наличие в стране молодых, образованных, талантливых людей, и российское общество не сможет реализовать прорывной сценарий развития без непрерывного воспроизводства глубоко культурных, духовно-нравственных, фундаментально образованных людей, способных находить не только бы-

292

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

педагогические науки

Матвеева Светлана Валентиновна, Майорова Альбина Николаевна, Майорова Елена Александровна ИНТЕГРАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО И ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ...

стрые, но и прежде всего стратегически верные решения в вариативных ситуациях. Эта задача важнейшая и жизненно необходимая. В ее решении определяющая роль принадлежит образованию. Однако, состояние российской образовательной системы, перманентно находящееся в состоянии реформ, а чаще - псевдореформ, вызывает серьезные вопросы в части ее готовности к выполнению целого комплекса таких важных задач.

Анализ последних исследований и публикаций. Высокая значимость образования для развития государства, а также существенные проблемы, характерные для системы российского образования на современном этапе, обусловили проведение большого количества соответствующих исследований. Научные публикации посвящены как проблемам и перспективам развития высшего образования в целом [2], так и отдельным его аспектам. В частности, особое внимание ученые уделяют изменениям в образовании, вызванным переходом на новые образовательные стандарты [3-5] и возможностям совершенствования последних [6], повышению эффективности и качества образования на основе проектных методов обучения [7-13] и геймификации [14], использования инновационных обучающих технологий [15], в том числе виртуальных образовательных сред [16-23], оптимизации инклюзивного образования в высшей школе [24-28], объективизации системы оценки знаний студентов, в том числе на основе балльно-рейтингового подхода [29-32], проблемам повышения квалификации преподавателей высшей школы [33] и их мотивации через эффективный контракт [34]. Каждое из указанных направлений имеет высокую актуальность и нацелено на улучшение качества обучения и повышение эффективности всей системы современного российского образования. Вместе с тем проблема интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования, которая представляется важным условием как профессионального, так и личностного становления студентов, в том числе гуманитарной направленности, остается малоизученной.

Формирование цели статьи. Обосновать необходимость интеграции естественнонаучной и гуманитарной подготовки студентов гуманитарных вузов для повышения качества профессионального гуманитарного образования.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Современный период развития образования характеризуется большим числом инноваций, устойчивым интересом и спросом на новые формы организации обучения, методы, соответствующие времени критерии отбора содержания образования. Педагогическое сообщество активно внедряет в педагогическую практику инновационные технологии. К сожалению, только многообразие педагогического инструментария не обеспечивает необходимые стране уровень и качество профессиональной подготовки молодежи. В конце XX века в научной литературе появился термин «функциональная неграмотность», означающий неспособность людей, несмотря на полученные знания, решать профессиональные задачи без готового алгоритма. Эта тревожная тенденция наблюдалась и в России в 90-е годы прошлого века. Но особенно болезненно она обозначилась в настоящее время. В сложнейших геополитических и экономических условиях противостояния России «коллективному западу» экономика страны столкнулась с острой нехваткой квалифицированных кадров. И это при том, что количественный рост профессиональных образовательных учреждений и предоставление платных образовательных услуг позволяют основной массе выпускников средней школы без особых трудностей получать высшее образование. Организационная особенность гуманитарного образования, сравнительно легкая, относительно технического образования, процедура получения лицензии на образовательную деятельность, привели к негативным структурным изменениям в профессиональном образовании. В экономике России сформировался дефицит рабочих высокой квалификации, специалистов среднего звена, инженерно-технических работников. И в то же время наблю-

дается избыток бакалавров и магистров экономики, юриспруденции, менеджмента.

Кроме указанной негативной ситуации обозначена еще одна деструктивная тенденция: образовательная и культурно-бытовая среда постиндустриального общества способствует понижению субъектности человека при выполнении профессиональных действий. Технологии, даже в гуманитарной сфере, предлагают жесткую алгоритмизацию действий, что вступает в противоречие с необходимостью привлечения в экономику и общественную жизнь людей творческих, нацеленных на продуктивную деятельность. Работодатели на рынке труда выражают озабоченность в связи с «профессиональной некомпетентностью» выпускников, отражающей ситуацию «учили, но не научили».

Проблема подготовки специалистов, соответствующих запросам сферы труда - системная, и ее решение требует системного подхода, представленного комплексом взаимосвязанных и взаимовлияющих действий. Системный подход подразумевает интеграцию различных технологий, взглядов, подходов. Полученное в результате психолого-акмеологических исследований научное знание о закономерностях и способах достижения вершин профессионализма и творчества рассматривает процессы профессионального и личностного развития в единстве и указывает пути достижения мастерства, основанные на реализации творческого потенциала личности [35].

Авторы придерживаются точки зрения, что единство профессионального и личностного развития, реализация творческого потенциала, подготовка квалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий невозможна без интеграции естественнонаучной и гуманитарной культур.

Естественнонаучная и гуманитарная культуры являются диалектически противоположными компонентами единой общечеловеческой культуры, движущими силами развития которой служат противоречия между этими компонентами. Исторически представления о значимости, приоритетности той или иной составляющей культуры менялись. В 60-е годы прошлого столетия в естественных науках были достигнуты настолько значительные успехи, что общество воспринимало их как всесильные. Естественным наукам уделялось основное внимание, в то время как гуманитарная составляющая культуры и гуманитарные науки считались малозначительными. Последствия дивергенции двух культур были отрицательными и особенно остро проявились во время наступления глобального экологического кризиса.

На исходе 20-го века ситуация изменилась: на смену исключительному значению, придаваемому естествознанию в 60-е годы, пришли доминирование гуманитарной составляющей образования и науки и умаление естественнонаучной. Как в культуре, так и в науке и образовании, снова возник разлом: нарушение паритета теперь уже в сторону гуманитарного знания, что привело к очередной дисгармонии в восприятии мира. Многие слои общества начали негативно относиться к естественным наукам. Это проявилось в распространении антинаучных концепций средствами массовой информации, в возросшем интересе к мистике, эзотерике, астрологии и т.п.

Несмотря на большой объем, полноту и глубину естествознания, предложенного к изучению в средней школе в соответствии с ФГОС, выпускники школ редко выбирают для сдачи единого государственного экзамена естественные дисциплины. Исходный уровень естественных знаний выпускников, которые ориентированы на получение гуманитарного образования, недопустимо низок. Отсутствие мотивации и интереса у студентов гуманитарных направлений к учебным дисциплинам естественнонаучного блока является негативным фактором формирования естественнонаучного мировоззрения, так необходимого в современном кризисном геополитическом,

Matveeva Svetlana Valentinovna, Mayorova Albina Nikolaevna, Mayorova Elena Aleksandrovna pedagogical

INTEGRATION OF NATURAL SCIENTIFIC AND HUMANITARIAN ... sciences

экологическом и социально-культурном пространстве.

Фокусируясь исключительно на гуманитарной сфере, человек себя обделяет, так как осознает какие-либо отдельные фрагменты мироздания. Это приводит к фрагментарности видения реальности, отсутствию критиче-ско-аналитической рациональности мышления, а которая «приучает людей к анализу явлений, к поиску альтернативных решений, к четкости понятий и логических операций, к критическому восприятию суждений» [36, с. 24].

В настоящее время происходит восстановление разумного баланса естественнонаучной и гуманитарной культур на основе смены парадигмы науки: стало очевидным, что познание целостного образа Природы невозможно только узкоспециализированными науками. Необходима конвергенция, причем не только специальных естественных знаний, но и гуманитарных. Естественнонаучное и гуманитарное знание не сосуществуют в рамках единой культуры, а взаимообогащают, взаимопроникают друг в друга. Как пример: когнитивные исследования, начавшись в чисто гуманитарной сфере, невозможно сегодня представить без биофизики, биохимии; развитие робототехники требует привлечения знаний психологии, социологии и т. д.

В рамках одной статьи нельзя претендовать на полный и глубокий анализ всех организационных просчетов, структурных и содержательных недостатков в образовательной сфере. Мы рассмотрим лишь некоторые аспекты зависимости качества профессионального обучения студентов гуманитарных направлений от уровня их естественнонаучной подготовки.

Подготовка образованных людей и квалифицированных специалистов, как указывалось выше, невозможна без основательного базового естественного образования. Основательное базовое естественное образование специалистов и гуманитарного и технического профиля достигается в ходе естественнонаучной подготовки. Естественнонаучная подготовка обеспечивает:

- усвоение студентами естественнонаучных знаний -основополагающих принципов и концепций современного естествознания, составляющих научную картину мира;

- владение умениями и навыками применения знаний, усвоенных через деятельность;

- владение системным подходом в учебно-познавательной, а затем и в профессиональной деятельности;

- формирование у студентов естественнонаучного мировоззрения.

Естественнонаучная подготовка в профессиональном гуманитарном образовании имеет свою специфику и принципиальное отличие от естественнонаучной подготовки в техническом образовании [37]. В технических образовательных учреждениях главным фактором, детерминирующим содержание естественнонаучной подготовки, является ее ориентированность на обеспечение учебной деятельности студентов по изучению и успешному усвоению знаний, умений и навыков, в части общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин, а также в области формирования общих и профессиональных компетенций. Помимо этой прямой задачи естественнонаучная подготовка студентов в техническом вузе решает еще и косвенную задачу: формирование естественнонаучного мировоззрения студентов.

В гуманитарном образовании косвенная задача формирования естественнонаучного мировоззрения студентов и на его основе естественнонаучной картины мира становится важнейшей и прямой. Сформированность естественнонаучного мировоззрения выпускников гуманитарных вузов способствует критическо-аналитической рациональности и логичности мышления, противодействует тенденции «ухода» гуманитариев в паранаучную сферу, с «мозаичным, клиповым» инструментарием оценки жизнедеятельности социума и мироустройства в целом.

Естественнонаучное мировоззрение предполагает наличие стойкого представления о системности и целостности окружающего мира, что является неоспоримой необходимостью любого современного культурного человека. 294

Специалисту - профессионалу гуманитарного профиля естественнонаучное мировоззрение также помогает видеть предмет своей трудовой деятельности как часть целостного единого процесса, осознавать реальную значимость и вклад своего в труда в создание общественного продукта, вносить необходимые коррективы.

Специфику естественнонаучной подготовки в гуманитарном образовании в значительной степени определяет и сложность отбора содержания подготовки. В современном мире производство научных знаний и расширение сфер их применения идет стремительно. Из всего массива растущего естественнонаучного знания необходимо отобрать, не нарушив требований государственных образовательных стандартов, тот объем по конкретным областям естествознания, что в максимальной степени будет способствовать успешному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин.

В техническом образовании давно выявлены и объемы, и глубина и специфичность естественного знания для каждого направления профессиональной подготовки. В гуманитарном образовании, как и в техническом, качество и уровень естественнонаучной подготовки также оказывают влияние на готовность студента к усвоению общепрофессиональных и специальных дисциплин. Однако выявить в учебных материалах общепрофессиональных и специальных дисциплин те элементы, которые имеют естественнонаучное содержание, труднее. Вместе с тем такая работа является необходимой. Существует потребность в установлении структурно-логических связей этих элементов друг с другом, а также с базовым учебным материалом образовательных программ.

Для целого ряда специальных и профильных дисциплин в гуманитарном образовании естественнонаучная основа очевидна. Так, для усвоения содержания целого ряда учебных дисциплин специальностей психолого-педагогического направления следует знать основы физики, химии, биологии, анатомии и т. д.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро на международной конференции ООН по окружающей среде и развитию была принята Концепция устойчивого развития. В Российской Федерации Указом Президента от 1 апреля 1996 г. была утверждена «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» [38]. Переход Российской Федерации к устойчивому развитию предполагает, наряду с другими мерами, экологизацию процесса экономического развития, а следовательно, и экологизацию образовательного процесса. Знание естественнонаучных начал экологии, помимо очевидных требований экологизации всего образования, необходимы для усвоения основ «Природопользования» студентами экономических специальностей, «Экологического права» - юристами.

Наличие противоречий в образовательной системе определяет определенную дихотомичность тенденций развития естественнонаучной подготовки в системе профессионального образования. К позитивным тенденциям относятся продекларированная фундаментализация гуманитарного образования, повышение требований к качеству естественнонаучной подготовки, в первую очередь к тем ее аспектам, которые позволяют обеспечить формирование естественнонаучного мировоззрения, критическо-аналитической рациональности мышления. Положительными факторами также следует считать увеличение потребности в инновационных образовательных технологиях, повышение требований к учету специфики будущей профессиональной деятельности в содержании естественнонаучной подготовки.

Вместе с тем, учитывая неопределенность и неустойчивость образовательной среды кризисного периода, наблюдается ряд тенденций отрицательного характера. Среди них, в первую очередь, следует выделить снижение объемов учебного времени, предназначенного для изучения естественнонаучных дисциплин. В то время как в объеме дисциплины допускается десятипроцентное отклонение от государственного образовательного стандарта, естествен-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

педагогические науки

Матвеева Светлана Валентиновна, Майорова Альбина Николаевна, Майорова Елена Александровна ИНТЕГРАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО И ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ...

ные дисциплины в гуманитарном образовании часто сокращались более существенно и в основном за счет именно тех видов учебно-познавательной деятельности, которые позволяют повысить уровень естественнонаучного мышления (наблюдение, эксперимент, решение исследовательских задач и т. п.) [39]. В результате анализа вузовского обучения было выявлено, что в процессе преподавания естественных дисциплин в гуманитарных вузах нередко применяются малоэффективные технологии, ориентированные на применение репродуктивных методов.

Большая часть нагрузки при естественнонаучной подготовке студентов гуманитарного вуза до недавнего времени ложилась на учебную дисциплину «Концепции современного естествознания». Данный курс хорошо обеспечен учебной литературой, но помимо общекультурного информирования о содержании знаний по отдельным направлениям естествознания учебные материалы, как правило, не имеют своей педагогической целью подготовку к решению профессиональных задач, имеющих естественнонаучную основу. Кроме того, серьезным негативным фактором является редкое применение в естественнонаучной подготовке гуманитариев форм организации обучения, связанных с практической деятельностью, например, лабораторных практикумов. Их не содержат учебные планы гуманитарных направлений ни специалитета, ни бакалавриата. В то время как педагогический опыт убедительно показывает, что введение на практических занятиях даже элементов экспериментальных исследований значительно улучшает естественнонаучную подготовку. Прогрессивная, в целом, тенденция компьютеризации учебного процесса часто связана с неоправданной заменой реальных практических работ, экспериментов и демонстраций компьютерными аналогами. Данное положение противоречит системно-де-ятельностному подходу к обучению.

С переходом на ФГОС ВПО ситуация еще более усложнилась: из учебных планов большинства направлений бакалавриата либо исчезли дисциплины естественнонаучного цикла (такие как, например, экология, концепция современного естествознания и т.п.), либо они включены в перечень дисциплин по выбору, либо сокращено количество аудиторных часов.

Компетентностный подход к образовательной деятельности обострил проблему оценки качества подготовки студентов. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 трактует компетенции как результат образования [40]. Такой многомерный результат образования, как компетенции, требует и многомерной технологии оценки качества образования. Педагогическое сообщество находится в поиске принципиально новых технологий оценки качества образования вне знаниевой парадигмы.

Оценка качества и эффективности естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных вузов еще более осложняется наличием ранее указанных специфических черт естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных вузов. Ключевым вопросом оценки эффективности естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных вузов является выбор критериев. Необходимо, чтобы критерии позволяли:

- оценить сформированность целостного, естественнонаучного мировоззрения выпускника;

- оценить вклад естественнонаучной подготовки в сформированность общих и профессиональных компетенций;

- оценить естественнонаучную компетентность, представляющую собой владение системными знаниями в области естественных наук и способность применять их в продуктивном решении профессиональных задач;

- выявить сформированность у студентов отдельных и комплексных умений и навыков по применению знаний;

- позволить оценивать динамику мотиваций к учению.

Важнейшей тенденцией развития современного российского образования является признание одинаково необходимыми двух встречных процессов: фундаментали-

зации и гуманизации высшего образования. Реализация этих важнейших принципов достигается через интеграцию естественнонаучной и гуманитарной составляющих образования.

Механизмы реализации процессов интеграции естественнонаучной и гуманитарной составляющих образования предложены и педагогической теорией, и педагогической практикой. К ним относятся вышеуказанные многомерные технологии оценки качества обучения, разнообразные формы и методы обучения.

Следует обратить внимание на широко применяемые в средней школе межпредметные связи. Межпредметные связи объективно реализуются в гуманитарном образовании в курсе «Концепции современного естествознания». При исключении данного курса из базовой части многих образовательных программ следует обратить внимание на элективные курсы, цель которых - интеграция знаний дисциплин общеобразовательного, профильного и специального циклов.

Тщательная подготовка преподавателей и неформальная разработка учебно-методического обеспечения элективных курсов межпредметного и метапредметного содержания позволит более полно реализовать принципы интеграции естественнонаучной и гуманитарной составляющих образования. С этой целью представляется эффективной такая форма научно-методической работы, как межкафедральные научно-методические семинары, где могли бы обсуждаться и решаться вопросы межпредметных связей и создания метапредметных курсов.

Выводы. В заключение авторы приходят к следующим выводам. Потенциал естественнонаучной подготовки студентов гуманитарного профиля реализуется более полно при разработке на основе компетентностного подхода эффективной комплексной технологии оценки качества обучения, учитывающей специфику естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных вузов. В ходе подготовки необходимо максимально полно применять системно-деятельностный подход к обучению. Обязательным условием профессионального и личностного роста студентов гуманитарных вузов является интеграция естественнонаучной и гуманитарной составляющих образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 // СПС Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения 14.03.2018)

2. Майорова А.Н., Калашникова И.В. Высшее образование в России: проблемы и перспективы // Годичные научные чтения филиала РГСУ в г. Клину. 2014. № 2 (12). С. 164-174.

3. Ларионова А.А. Подготовка бакалавров менеджмента на основе новых образовательных стандартов // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. № 3. С. 67-75.

4. Никишин А.Ф. Развитие торгово-экономического образования в условиях новых образовательных стандартов / Экономика и образование. Важные аспекты инновационного развития. М.: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 2018. С. 38-40.

5. Никишкин В.В., Панасенко С.В., Твердохлебова М.Д. Особенности подготовки маркетологов в условиях перехода на новые образовательные стандарты // Практический маркетинг. 2015. № 1 (215). С. 43-46.

6. Ларионова А.А. Проектирование профессиональных стандартов / Дизайн, технологии и инновации в текстильной и легкой промышленности (ИНН0ВАЦИИ-2015): сборник материалов международной научно-технической конференции. М.: Московский государственный университет дизайна и технологии, 2015. С. 151-154.

7. Виноградская Н.А. Современные подходы к использованию метода проектов в образовательной деятельности / Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность сборник статей Международной научно-практической конференции. М.: Московский государствен-

Matveeva Svetlana Valentinovna, Mayorova Albina Nikolaevna, Mayorova Elena Aleksandrovna pedagogical

INTEGRATION OF NATURAL SCIENTIFIC AND HUMANITARIAN ... sciences

ный университет дизайна и технологии, 2016. С. 235-240.

8. Никишкин В.В., Панасенко С.В., Твердохлебова М.Д. Использование метода проектов при подготовке студентов по дисциплине «интернет-маркетинг» // Инновации и инвестиции. 2014. № 12. С. 178-180.

9. Виноградская Н.А., Майорова Е.А. Использование проектных методов обучения при повышении финансовой грамотности студентов / Лучший преподаватель 2018: сборник статей Международного научно-практического конкурса. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2018. С. 86-90.

10. Хохленкова Л.А. Преимущества метода проектов в обучении иностранному языку будущих специалистов туристических направлений в вузах сервиса // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т.

5. № 2 (15). С. 171-174.

11. Вострокнутов Е.В., Волков С.Н., Адамский С.С., Мокиевская Н.Е., Зайцев В.А. Реализация образовательных дистанционных мультимедийных интернет-проектов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 66-70.

12. Гнатышина Е.А., Иванова О.Э. Методологический потенциал сократического диалога как инновационного подхода к управлению проектами // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 59-62.

13. Брега О.Н., Бажутина М.М. Проект разработки автомобильного тезауруса студентами - будущими переводчиками // Карельский научный журнал. 2017. Т.

6. № 4 (21). С. 17-20.

14. Панасенко С.В. Геймификация в системе высшего образования / Современные тренды и эффективные подходы в образовании. М.: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2017. С. 51-55.

15. Лепина В.В., Веретехина С.В. Современные технологии обучения в системе образования // Наука и образование: новое время. 2016. № 5 (16). С. 82-86.

16. Скоморохова А.А., Веретехина С.В. Экономическая целесообразность применения виртуальной образовательной среды для дистанционной формы обучения // Новое поколение. 2016. № 10. С. 378-380.

17. Веретехина С.В., Кожаев Ю.П., Кузнецова Е.А., Шинкарева О.В. Инновации в образовании. Социально-экономическое обоснование использования виртуальных образовательных сред // Научные исследования и разработки. Экономика. 2017. Т. 5. № 3. С. 21-26.

18. Ликсина Е.В. Образовательный портал - технологическая основа единой информационной образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 164-167.

19. Амитрова М.В., Гусаров Ю.В., Мягкова В.Ю. Специфика социальной компетенции в условиях виртуальной социальной среды // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 230-235.

20. Костылев Д.С., Саляева Е.Ю., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта к функционированию электронной информационно-образовательной среды института // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 80-82.

21. Богословский В.И., Аниськин В.Н., Горбатов С.В., Добудько А.В., Добудько Т.В. Технология концентрированного обучения студентов в холистичных компьютерных аудиториях единой электронной информационно-образовательной среды педагогического вуза // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 263-270.

22. Ивинская М.С. Повышение качества образования на основе использования электронной информационно-образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 73-75.

23. Матвеева А.В., Кротова Е.А. Реализация возможностей электронной информационно-образовательной среды в экологическом образовании // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 26-28.

24. Муртузалиева Т.В. Основные направления оптимизации инклюзивного образования в высшей школе / 296

Экономика и образование. Важные аспекты инновационного развития. М.: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 2018. С. 34-37.

25. Ахметова Д.З. Идеи концепции непрерывного инклюзивного образования // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 44-46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Денисова Р.Р., Рудакова Н.П. Организация профессиональной переподготовки в аспекте инклюзивного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 111-114.

27. Яковлева Е.Л. К проблеме ценностного обоснования инклюзивного подхода к бытию // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 32-36.

28. Демчук А.В. Экспериментальная работа по формированию профессиональной готовности будущих учителей к реализации инклюзивного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 66-69.

29. Панасенко С.В., Мазунина Т.А. Практика реализации балльно-рейтинговой системы оценки знаний бакалавров / Современные инновационные образовательные технологии в информационном обществе: Материалы IX Международной научно-методической конференции. Пермь: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», Пермский институт (филиал), 2017. С. 44-48.

30. Павлова Е.С. Балльно-рейтинговая система оценивания качества усвоения учебных дисциплин // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 124-127.

31. Беляев С.А. Оценка уровня сформированности компетенций у студентов в медицинском вузе по экономическим дисциплинам // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 11-14.

32. Селиверстова Л.В., Картузова Т.В. Использование элементов системы тооШе в балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 181-183.

33. Мазунина Т.А., Панасенко С.В. Направления повышения квалификации преподавателей в высшей школе / Проблемы теории и практики управления развитием социально-экономических систем: Сборник научных трудов XIII Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. Шабановой М.М. Махачкала: Формат, 2016. С. 220-223.

34. Майорова А.Н., Шинкарева О.В. Эффективный контракт в сфере высшего образования: проблемы и перспективы // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2017. № 4. С. 47-54.

35. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология - наука о путях достижения вершин профессионализма. М., 1993.

36. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Издательство «Эвгес», 2000. 272 с.

37. Матвеева С.В., Филинова Н.В. Естественнонаучная подготовка в контексте проблем профессионального образования специалистов гуманитарного профиля / Стратегии социального развития современного общества: российские и мировые тренды: сборник материалов XIV Международного социального конгресса. Москва, 2015. С. 298—299.

38. Указ Президента РФ от 01.04.1996 N 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»

39. Старостина С.Е. Естественнонаучное образование студентов гуманитарных направлений подготовки в условиях интеграции научного знания: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук: 13.00.02 / Старостина Светлана Ефимовна. Чита, 2011.472 с.

40. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 31 декабря 2012 г. 53 (ч. 1), ст. 7598.

Статья поступила в редакцию 20.04.2018

Статья принята к публикации 26.06.2018

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.