ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ^^_
СПЕЦИФИКА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА
С.В. МАТВЕЕВА,
кандидат педагогических наук
Аннотация. В статье рассматриваются содержательный и мировоззренческий аспекты специфики естественнонаучной подготовки в гуманитарном образовании, подчеркивается их взаимосвязанность, обосновывается необходимость интеграции естественнонаучной и гуманитарной составляющих образования.
Ключевые слова: естественнонаучная подготовка, естественнонаучное мировоззрение, картина мира, концепции современного естествознания, межпредметные связи.
SPECIFIC CHARACTERISTICS OF NATURAL SCIENCE TRAINING OF HUMANITIES FACULTIES STUDENTS UNDER THE WORLD CRISIS
S. V. MATVEEVA,
candidate of pedagogical sciences
The summary. In this article conceptual and world outlook aspects of natural science training in humanities education is viewed, their interconnection is underlined, the necessity of integration of natural science and humanities components of education is stated in this article as well.
Key words: natural science training, natural science outlook, picture of the world, modern conception of natural science, subjects interrelations.
Современный глобальный кризис сотрясает основы экономики и финансовой сферы, основы социально-политического и цивилизационного развития, определяет неустойчивость, нестабильность состояния социума. Имея определенную свободу выбора действий, общество отвечает на происходящее многочисленными процессами самоорганизации в экономической, интеллектуальной и духовной сферах и свою порядкообразующую роль, несомненно, сыграет. В этих условиях самое пристальное внимание следует уделить образованию. Именно целенаправленная образовательная деятельность формирует человека, способного находить антикризисные решения, человека, в полной мере отвечающего роли основного порядкообразующего фактора.
Естественнонаучная подготовка студентов гуманитарных вузов как важнейшая составляющая системы образования также должна соответствовать императивам устойчивого развития российского общества и обеспечить знание студентами основополагающих принципов и концепций естествознания, составляющих современную научную картину мира. Естественнонаучные знания и умения формируют логическое мышление, системный подход в учебно-познавательной, а затем и в профессиональной деятельности, способствуют умению видеть предмет своего труда как часть целостного единого процесса, формируют целостный взгляд на мир как единство человека, природы и общества.
Следует отметить, что в гуманитарных вузах естественнонаучная подготовка имеет свою специфику и принципиально отличается от естественнонаучной подготовки в технических вузах. Это обусловлено взаимосвязанными содержательным и мировоззренческим аспектами: становление постиндустриального мировоззрения, по своей сути эволюционного, но-осферного, синергетического, креативного, является результатом синтеза содержания естественнонаучного образования.
Актуальность выбора содержания естественнонаучной подготовки в гуманитарном образовании определяется непрерывностью производства знаний в системе науки и в сферах их применения. Из всего массива стремительно растущего естественнонаучного знания необходимо отобрать, не нарушив требований государственных образовательных стандартов, тот объем по конкретным областям естествознания, который в максимальной степени будет способствовать успешному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин. В гуманитарном образовании, как и в техническом, качество и уровень естественнонаучной подготовки также влияют на готовность студента к усвоению общепрофессиональных и специальных дисциплин. Но выделить в учебном материале этих дисциплин элементы, имеющие естественнонаучное содержание, сложнее. Тем не менее это необходимо. Необходимо установление структурно-логических связей указанных элементов друг с другом, а также с
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
базовым учебным материалом образовательных программ естественнонаучной подготовки. Для целого ряда специальных и профильных дисциплин естественнонаучная основа совершенно очевидна. Так, для усвоения содержания целого ряда учебных дисциплин специальности «Психология» необходимы знания основ физики, химии, биологии, анатомии... Знания естественнонаучных начал экологии необходимы для усвоения основ «Природопользования» студентами экономических специальностей, «Экологического права» — юристами. Обеспечению формирования тех позиций готовности специалиста, которые определяются фундаментальной составляющей образования, способствуют межпредметные связи. В педагогической литературе можно встретить множество различных классификаций межпредметных связей в соответствии с различными критериями. Мы разделяем позицию А.В. Усовой, рассматривающей межпредметные связи как дидактическое условие, способствующее формированию у студентов естественнонаучной картины мира [3].
В естественнонаучной подготовке студентов гуманитарных вузов межпредметные связи реализуются в базовой части гуманитарного образования в курсе «Концепции современного естествознания» и через элективные курсы, цель которых — интеграция знаний дисциплин общеобразовательного, профильного и специального циклов. Это предполагает усиление организационно-педагогического аспекта: подготовку преподавателей к преподаванию инте-гративных элективных курсов; разработку учебных курсов межпредметного и метапредметного содержания; работу межкафедральных научно-методических семинаров.
Все учебные дисциплины имеют две педагогические задачи: прямую — раскрытие законов и изучение фактов конкретной науки и косвенную — включение ее фактов и законов в целостную систему мировоззрения. Существенная особенность естественнонаучной подготовки в гуманитарном вузе состоит в том, что косвенная задача формирования естественнонаучного мировоззрения и на его основе естественнонаучной картины мира становится наиважнейшей. Интегрирующая цель естественнонаучной подготовки — формирование целостной картины мира как системообразующей составляющей естественнонаучного мировоззрения, так необходимого для успешной деятельности людей в условиях постиндустриального общества, когда образование должно нести не только традиционную функцию передачи социального опыта, но еще и функцию подготовки человека к жизни в динамически изменяю-
щихся условиях [1]. Национальная доктрина образования Российской Федерации относит к основным целям и задачам образования формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения. Однако формирование целостного научного миропонимания затруднено очевидным нарушением гармоничного баланса двух ветвей познания и культуры — естественнонаучной и гуманитарной в пользу гуманитарной составляющей. Замыкаясь в сугубо гуманитарной сфере, человек себя обделяет, осознавая только какие-то фрагменты мироздания. Следствием этого являются фрагментарность видения реальности, отсутствие критическо-аналитической рациональности мышления, а ведь именно она «приучает людей к анализу явлений, к поиску альтернативных решений, к четкости понятий и логических операций, к критическому восприятию суждений» [2]. Фрагментарность восприятия мира, неспособность видеть связь и взаимообусловленность событий не дают возможности хотя бы краткосрочного предвидения и планирования, осложняют объективно существующие проблемы в условиях глобального кризиса. Негативными факторами формирования естественнонаучного мировоззрения остаются также низкая мотивация, отсутствие интереса у студентов гуманитарных специальностей к дисциплинам естественнонаучного блока и существенное снижение исходного уровня естественных знаний у молодежи, ориентированной на гуманитарное образование.
Указанные специфические черты естественнонаучной подготовки в гуманитарном образовании необходимо учитывать при ее организации и осуществлении, ибо просчеты в этой области по своим конечным последствиям, масштабу и дивергентно-сти распространения на все стороны жизнедеятельности социума трудноустранимы. Значимость естественнонаучной подготовки в профессиональном образовании признается и подчеркивается на всех уровнях руководства государства и образовательной сферы.
Литература
1. Буданов В.Г. Концепция естественнонаучного образования гуманитариев: эволюционно-синергетический подход // Высшее образование в России. 1994. № 4. С. 16—21.
2. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. — М.: Эв-гес, 2000.
3. Усова А.В. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе. — Челябинск, 1995.