ПОСТРОЕНИЕ ГАРМОНИЧНОГО ОБЩЕСТВА В КНР И КОДИФИКАЦИЯ КИТАЙСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Лю Цзюньпин
Кафедра гражданского и трудового права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена актуальной проблеме разработки проекта Гражданского кодекса; рассматриваются особенности данного проектирования кодекса в условиях реализации задачи по построению гармоничного общества в современной КНР.
Кодификация отрасли законодательства имеет известные преимущества перед некодифицированным существованием отрасли. Основные из таких преимуществ применительно к гражданскому законодательству состоят в том, что:
- Гражданский кодекс яснее, точнее и нагляднее, чем совокупность некодифи-цированных норм (законодательных, норм прецедентного или обычного права), выражает волю законодателя; кодифицированный акт облегчает знакомство с содержащимися в нем нормами, их понимание и применение;
- принятие кодекса осуществляется законодателем в рамках определенной процедуры, соблюдение которой позволяет с необходимой полнотой, ясностью и краткостью выражать волю законодателя;
- кодификация отрасли законодательства служит действенным способом, с помощью которого можно суммировать и использовать опыт цивилизованного нормотворчества либо заимствовать достижение кодификации в передовых правовых системах; кодекс представляет собой эффективный способ соединения в одном консолидированном акте национальные и интернациональные подходы в законотворчестве;
- кодекс обладает внутренней системностью и целостностью; он позволяет придавать заключенному в нем нормативному материалу целесообразную, логичную структуру; комплекс соединенных в Гражданском кодексе норм включает разные нормы поведения человека в социальной жизни, что обеспечивает регламентацию достаточно широкого диапазона деятельности людей.
Естественно, и кодекс, как любой другой законодательный акт, не гарантрован от наличия в нем некоторых недостатков. Однако законодатель может принимать меры по устранению или минимизации таких недостатков.
Кодификация в Китае имеет свою историю. Первая гражданско-правовая кодификация была осуществлена гоминдановским правительством в 1931-1934 гг., — тогдашний кодекс был построен по моделям швейцарской кодификации. Этот кодекс с некоторыми изменениями и дополнениями действует до настоящего времени на Тайване. В Китайской Народной Республике положения этого кодекса, как и
всего прежнего гоминдановского законодательства, никогда не применялись. Задача разработки проекта нового гражданского кодекса была сформулирована после принятия Конституции 1954 г. В этом же году была создана одна из первых групп разработчиков проекта кодекса. Однако условий для успешного завершения проектной работы у первых групп не было по объективным причинам, — отсутствовала целостная система отношений гражданского оборота, весьма значительным оставался удельный вес натурального хозяйства в аграрном секторе, появлялась политическая компания. Например, в период «Большого скачка» (1957) проявились нигилистические тенденции по отношению к праву и законности, приведшие к умалению роли законодательства в регулировании общественных отношений. Право стало рассматриваться как орудие подавления, необходимое для борьбы с «врагами народа». Для данного периода типичными были снижение роли, а затем и прекращение деятельности представительных органов, фактический отказ от соблюдения законности. Для дальнейшего проектирования Гражданского кодекса КНР позднее препятствием оказались факторы политического свойства, обусловленные культурной революцией 1966-1976 гг.
Дело изменилось после 3-го пленума Центрального Комитета Коммунистической партии Китая (ЦК КПК) 11-го созыва в 1978 г. Была создана новая группа разработчиков проекта кодекса во главе с Цзян Пин (Jiang Ping) и рядом иных известных китайских цивилистов. Комиссия сразу же пришла к выводу, что для кодификации требуется наличие определенных условий. Обобщая проведенную комиссией на начальном этапе работу, можно назвать следующие условия, которые она сочла существенными для успешного завершения подготовки проекта.
1. Содержание кодекса должно включать в себя положения уже принятых актов гражданского законодательства. Это, по мнению разработчиков, позволило бы существенно ускорить работу по принятию кодекса.
2. Инкорпорирование положений акта действующего гражданского законодательства в Гражданский кодекс после принятия последнего должно влечь за собой утрату силы соответствующего акта.
3. После принятия Гражданского кодекса его положения должны иметь преимущество перед нормами иных гражданско-правовых актов, — противоречащие ему акты должны подлежать отмене.
4. Кодекс призван устранить дублирование собственных положений в иных актах гражданского законодательства, а равно повторение закрепленных в нем положений в содержании иных актов, — тем самым кодекс призван осуществить необходимую унификацию норм гражданского права.
5. Разработка проекта Гражданского кодекса должна быть поручена правоведам, обладающих широкими познаниями в области китайской истории и культуры. Учет особенностей китайской правовой культуры позволит совместить ткань кодекса с требованиями, предъявляемыми к современным гражданским кодификациям.
6. Важнейшим условием проведения кодификации гражданского законодательства следует признать активную популяризацию правовых знаний среди населения.
7. Успешное применение положений нового кодекса непременно зависит от создания надлежащей экономической базы для развития отношений гражданского оборота, а также от признания и утверждения в государстве ценностей правового регулирования, — важно, чтобы кодекс не оказался изолированным от потребностей реальной жизни.
По мере того, как в стране нарастала динамика экономического роста, ставшего возможным благодаря новому экономическому курсу реформ и открытости, вы-
двинутому Дэн Сяопином, стал постепенно проявляться фактор социального расслоения и ряд иных проблем. Чтобы их преодолеть, в конце октября 2003 г. на 3-м пленуме ЦК КПК 16-го созыва был принят документ — «Решения по некоторым вопросам совершенствования социалистической рыночной экономической системы». В нем изложена новая концепция: человек — основа основ, или все во имя человека, подчеркнута необходимость комплексного, гармоничного, устойчивого развития экономики в современном обществе.
Ни для кого не секрет, что в Китае за годы реформ, с одной стороны, идет значительное повышение жизненного уровня населения, а государственное регулирование сферы общественных услуг позволяет говорить о гармонизации общества. С другой, — в стране существует много проблем в социальной сфере. Например, наблюдается очень большой перекос во вложения в высшее образование, в то время как специальное образование остается явно недофинансированным. В системе здравоохранения выявилось отставание в области обслуживания сельского населения. К тому же система социального обслуживания в городах оказалась не подготовленной к массовой миграции из деревни. Зачастую игнорируются нужды бедного населения. Прогрессирующее старение грозит в будущем массой трудноразрешимых проблем в области пенсионного обеспечения и удовлетворения потребностей в рабочей силе. Развернувшаяся автомобилизация уже привела к транспортным пробкам в городах, к нехватке бензина, ко все большему загрязнению атмосферы.
Постепенно китайские политики и ученые начинают прогнозировать перспективы развития страны. Складывается понимание того, что нельзя развивать только экономику, необходимо добиваться развития и общества в целом. В частности, существенный шаг в утверждении идеи комплексности развития страны был сделан на 4-м пленуме ЦК КПК 16-го созыва, который принял решение об усилении управленческого потенциала КПК как правящей партии. Из него следует, что одну из важнейших задач развития Китая на долгосрочную перспективу китайское руководство видит в создании гармоничного общества. По словам Ху Цзиньтао, главными характеристиками гармоничного социалистического общества являются демократия и законность, равенство и справедливость, доверие и миролюбие, преисполненность жизненной силы, спокойствие и порядок, гармоничное сосуществование человека и природы [1]. Детальная разработка представлений о гармоничном развитии как одной из доминант будущего общества среднего достатка в Китае только начинается. Среди наиболее важных критериев гармоничного общества довольно часто называется рост среднего класса — с 19% в настоящее время до 40% граждан в будущем.
6-й пленум ЦК КПК 16-го созыва состоялся в Пекине с 8 по 11 октября 2006 г. Он был посвящен обсуждению проблем социальной сферы и выработке долгосрочной стратегии их решения. По итогам обсуждения 11 октября принято развернутое решение ЦК КПК по некоторым важным вопросам строительства социалистического гармоничного общества будущего [2]. Пленум определил основные руководящие идеи, задачи и принципы построения такого общества.
Основные принципы построения гармоничного общества: человек — прежде всего, научная концепция развития, проведение политики реформ и открытости, развитие демократии и законности, участие всего народа в его строительстве под руководством КПК.
5-я сессия ВСНП 10-го созыва в 2007 г. продолжила содействие созданию гармоничного общества. На ней был принят «Закон КНР о вещном праве» (Цзунго Учуэнь Фа), или закон о собственности, который стал ключевым актом в ряду тех, которые станут базой кодификации гражданского законодательства.
Отмеченные выше вехи послужили основой начавшемуся процессу создания в Китае гармоничного общества. Что касается непосредственной правовой основы будущего гражданского кодекса КНР, то надо учитывать, что первая Конституция КНР 1954 г. была построена по модели Конституции СССР и других стран народной демократии. Ею закреплялась руководящая роль КПК в государстве. Конституция устанавливала равенство всех граждан перед законом. В настоящее время самые важные поправки к Конституции приняты постановлением 2-й сессии ВСНП 10-го созыва 13 марта 2004 г. Они коснулись Преамбулы и ряда статей.
В Преамбуле указывается, что в Китае социализм обладает китайской спецификой. Поправками 2004 г. в Конституцию было включено выдвинутое 16-м съездом КПК положение о гармоническом развитии социалистической, политической и духовной культуры. Это положение было снабжено соответствующей конституционной гарантий. Были внесены дополнения в ст. 13 Конституции, где говорилось об охране государством права собственности граждан на законные доходы, сбережения, жилище и т.д. Теперь защита частного имущества на конституционном уровне значительно усилена. Большое внимание в Китае и за его пределами привлекло дополнение к ст. 33 Конституции, провозгласившее: государство уважает и защищает права человека.
Подведем итоги: кодификация китайского гражданского законодательства в контексте создания в стране гармоничного современного общества возможна, и даже необходима. Для такой кодификации в КНР уже создана соответствующая общественная и правовая база. Осуществление кодификации китайского гражданского законодательства имеет несомненное международное значение, поскольку стабильное, гармоничное правовое государство наилучшим образом отвечает поддержанию гармоничных добрососедских международных отношений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выступление председателя КНР Ху Цзиньтао на семинаре работников провинциальных министерств // Жэньминь жибао. — 2005. — 20 февр. — С. 1.
2. История возникновения решения о некоторых важных вопросах по поводу построения гармоничного общества в КНР // Жэньминь жибао. — 2006. — 19 окт. — С. 1.
CODIFICATION OF CIVIL CODE IN HARMONIOUS SOCIETY OF CHINA
Liu Junpin
The Department of Civil and Labour Law Peoples' Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya st., 6, Moscow, Russia, 117198
The article is concerned with the problem of drafting civil code in china. The author also analyzes the special features of drafting civil code in the context of forma tion of harmonious society in China.