Научная статья на тему 'Об эволюции идеологических подходов китайского руководства к концепции модернизации Китая (1978-2008 гг. )'

Об эволюции идеологических подходов китайского руководства к концепции модернизации Китая (1978-2008 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
593
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об эволюции идеологических подходов китайского руководства к концепции модернизации Китая (1978-2008 гг. )»

Ю. ФЕОКТИСТОВ, С. ЦЫПЛАКОВ,

кандидат экономических наук

ОБ ЭВОЛЮЦИИ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ КИТАЙСКОГО РУКОВОДСТВА К КОНЦЕПЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ КИТАЯ (1978-2008 гг.)

Проблемы осуществления модернизации Китая на протяжении последних более чем полутора веков, после поражения Китая в "опиумных войнах" и насильственного "открытия" страны иностранными державами, остаются в числе наиболее важных и ключевых вопросов общественно-политической и экономической жизни этой самой густонаселенной страны мира. Среди значимых попыток и планов проведения модернизации можно, в частности, назвать проводившиеся еще в период правления Цинской династии политику "самоусиления" (1860-1895 гг.), которая преследовала цель преодолеть, прежде всего, военную слабость Китая по сравнению с западными державами, так называемую политику "обновления" или, как ее еще называют, "сто дней реформ" (1898 г.), "новую политику", проводившуюся в последние годы Цинской династии, которая стала реакцией на национальное унижение Китая, испытанное после интервенции восьми держав и подавления восстания Ихэтуаней (боксерское восстание). После Синьхайской революции (1911 г.) масштабные планы экономического развития Китая разрабатывались Сунь Ятсеном. Попытки модернизации предпринимались и в период правления Гоминьдана, прежде всего в течение так называемого "нанкинского десятиления" (1927-1937 гг.). Все они, правда в разной мере, оказали влияние на экономическое и политическое развитие Китая и могут рассматриваться как этапы модернизационного процесса.

Задачи осуществления модернизации Китая были одним из приоритетов политики китайского руководства после образования в 1949 г. Китайской Народной Республики. В пятидесятые годы прошлого века Китай, используя так называемую "советскую модель развития" и, опи

раясь на значительную экономическую помощь и содействие Советского Союза, добился заметных успехов в развитии национальной экономики, заложив основы многих отраслей тяжелой промышленности, ранее отсутствовавших в старом Китае. Одновременно Китай заимствовал советскую систему централизованного планирования и организации производства, проведя, правда, с учетом некоторых местных особенностей, преобразование средних и мелких частных предприятий и коллективизацию сельского хозяйства.

Идея модернизации не была оставлена и в последующие годы. Однако, волюнтаристическая попытка тогдашнего китайского руководства путем организации так называемого "большого скачка" за несколько лет вывести Китай в ряды наиболее промышленно развитых стран мира, а затем политические пертурбации "культурной революции" (1966-1976 гг.), не только не привели к достижению поставленных целей, но и отрицательно сказались на ходе экономического развития страны.

В последние годы "культурной революции" китайское руководство в очередной раз вернулось к вопросу модернизации Китая. В общем плане необходимость осуществления модернизации была обозначена в 1975 г. на 1-й сессии ВСНП 4-го созыва Премьером Госсовета Чжоу Эньлаем. Однако бурные события 1976 г., смерть Мао Цзэдуна, острая борьба внутри руководства страны не позволили перевести эту установку в практическую плоскость.

После устранения "банды четырех", которая представляла собой наиболее активных сторонников "культурной революции", тогдашнее руководство Китая в лице Хуа Гофэна в качестве одной из важнейших политических установок в 1977 г. выдвинуло крайне амбициозный план осуществления так называемых "четырех модернизаций", а именно сельского хозяйства, промышленности, науки и техники, обороны, который предусматривал учетверить в течение 20 лет валовой объем промышленного и сельскохозяйственного производства. При этом не предполагалось вносить каких-либо существенных изменений в сложившиеся к тому времени структуры как управления экономикой, так и существовавших в ней производственных отношений. Ускорение темпов экономического развития страны мыслилось достигнуть, в первую очередь, за счет крупномасштабного импорта из-за рубежа комплектного оборудования. Очень скоро, однако, стало очевидным, что эта, по сути новая, попытка "большого скачка" не имеет серьезных оснований для успеха.

К концу 70-х гг. экономика Китая оказалась в состоянии глубокого и системного кризиса. Ускорение темпов экономического развития страны, повышение уровня жизни населения, значительная часть которого находилась на гране физического выживания, стали уже не только чисто экономическими, но и политическими проблемами. От руководства КПК срочно требовалось выдвижение альтернативной социальноэкономической стратегии, способной преодолеть тяжелые последствия "потерянного десятилетия" "культурной революции", наметить реальные ориентиры и цели развития страны, вернуть себе во многом утраченную поддержку и доверие населения, уставшего от перманентного состояния политического и экономического хаоса.

Отправной точкой выработки этой стратегии принято считать состоявшийся в декабре 1978 г. 3 пленум ЦК КПК 11-го созыва. Данный пленум рассматривается современной китайской историографией как "переломный момент" в истории КНР. Основным решением пленума стал "перенос центра тяжести всей работы на экономическое строительство". Хотя, строго говоря, в решениях 3-го пленума не содержалось какого-либо систематизированного изложения основ новой экономической политики Китая, они задали вектор последующего движения, основным содержанием которого был поиск

оптимального соотношения решения двуединой задачи: достижения модернизации Китая и необходимого для этого изменения в системе производственных отношений.

Подробный анализ этого сложного процесса, который сопровождался острой идеологической и политической борьбой, выходит за рамки темы данной статьи. Остановимся только на вопросе подведения политических и идеологических основ под осуществление нового курса. Еще до 3-го пленума 11-го созыва Дэн Сяопин выдвинул прагматические лозунги "раскрепостить сознание", "действовать исходя из реальных условий", что само по себе уже означало во многих отношениях радикальный разрыв с идеологическими догмами периода "культурной революции". Однако, этот прагматизм мог проявляться в определенных рамках.

В конкретно исторических условиях Китая и при главенствующей роли КПК в политической системе страны не могло быть и речи об отказе от социалистического строя, так как это означало бы утрату легитимного статуса КПК как руководящей силы китайского общества. Кроме того, необходимо было учитывать общие идеологические настроения в стране, которые не могли не подвергнуться серьезному влиянию в годы "культурной революции". В этих условиях китайское руководство стремилось избегать слишком крутых идеологических изменений, способных вызвать общественную нестабильность.

Дэн Сяопин, по-видимому, вполне сознательно, не ставя под сомнение социалистический выбор Китая, усиленно стал проводить мысль о национальных особенностях китайского социализма. В своем выступлении на открытии 12-го съезда КПК в ноябре 1982 г. он впервые сформулировал положение "о строительстве социализма с китайской спецификой". При этом он призвал "сочетать общие истины марксизма с конкретными условиями Китая и идти собственным путем". Одновременно Дэн Сяопин заявил о неприемлемости для Китая слепого копирования иностранного опыта и иностранных моделей. Такая постановка вопроса давала китайскому руководству значительную свободу рук в решении многих сложных идеологических и экономических проблем, не привязывала его автоматически к опыту реформ в ряде тогдашних социалистических стран Восточной Европы (Венгрия, Югославия, отчасти Польша), создавала широкое поле для маневра при налаживании внешних и международных связей.

Так как по мере продвижения по пути реформ рамки "ортодоксального" марксизма, прежде всего в его советской интерпретации, становились для Китая все более тесными, китайское руководство сделало новый шаг по пути "национальной самобытности", выдвинув концепцию "начальной стадии социализма". Эта концепция развивалась на 13м (1987 г.) и 14-м (1992 г.) съездах КПК. В самом общем виде ее суть сводится к следующему. Начальная стадия социализма является неизбежным, длительным, занимающим, по меньшей мере, сто лет, историческим этапом развития социализма в Китае. На протяжении этого периода главная задача заключается в развитии производительных сил, осуществлении социалистической модернизации, превращении Китая из аграрной страны в современную промышленную державу, из страны с большим удельным весом натурального и полунатурального хозяйства в государство с высоким уровнем развития товарной экономики1.

Параллельно с разработкой модели начальной стадии социализма велся активный поиск обоснования все более широкого использования рыночных методов ведения хозяйствования. Проблема эта для китайского руководства была весьма "чувствительной", так как на протяжении первых тридцати лет существования КНР плановая экономика

1 Хун Сянхуа (ред.) Фусиньчжилу, Чжунгоцзюэциды 30гэ лиши гуандянь, Циндаочубаньшэ, 2007. С.133-134.

рассматривалась как синоним экономики социалистической, а рыночная - как капиталистической. Острые дискуссии о соотношении плана и рынка зачастую с переменным успехом велись почти десять лет, с 1978 по 1987 г. На 13-м съезде КПК была провозглашена формула: "государство координирует рынок, рынок направляет

предприятия". Однако экономические сложности, переживавшиеся Китаем в конце 80-х гг., политические события на площади "Тяньаньмэнь" в мае-июне 1989 г. привели к тому, что дискуссии о допустимых рамках использования рыночных механизмов в экономической системе возобновились с новой силой. Решающее влияние на их исход оказали высказывания Дэн Сяопина во время его поездки по югу Китая весной 1992 г., в ходе которой он высказался за ускорение реформ. На их основе в июне 1992 г. Цзян Цзэминь впервые выдвинул понятие "социалистической рыночной экономики", которое и было утверждено 14-м съездом КПК.

После кончины в 1997 г. Дэн Сяопина его взгляды на социализм с китайской спецификой, начальную стадию социализма и социалистическую рыночную экономику были официально названы "теорией Дэн Сяопина", закреплены в качестве руководящих в программных и уставных документах КПК и вплоть до настоящего времени остаются краеугольными теоретическими построениями из ее идеологического арсенала.

Осуществление модернизации является главным содержанием периода "начальной стадии социализма". В то же время, с учетом продолжительного времени, необходимого для ее достижения, китайское руководство рассматривает модернизацию как процесс, состоящий из нескольких этапов, каждый из которых характеризуется определенными как количественными, так и качественными параметрами. Например, в первые годы политики реформ в качестве главного приоритета рассматривалось решение так называемой проблемы "тепла и сытости", что подразумевало, прежде всего, преодоление тяжелых социальных и экономических последствий "культурной революции", заметное улучшение условий жизни населения. Основным количественным показателем было удвоение ВВП Китая по сравнению с 1980 г. Задачи данного этапа были в основном выполнены к 1987 г.

Содержанием второго этапа являлось достижение так называемого уровня "сяокан". Этот термин относится к конфуцианскому наследию и не имеет однозначного перевода на русский язык, хотя чаще всего используются такие варианты, как "умеренный достаток", или "малое благоденствие".

Впервые для обозначения промежуточного рубежа модернизации термин "сяокан" был использован Дэн Сяопином еще в конце 1979 г., хотя в тот период времени он, по-видимому, больше понимал под ним не столько характер организации общества, а скорее определенный уровень развития производительных сил2. Подтверждением этой точки зрения можно считать и то обстоятельство, что, когда на состоявшемся осенью 1987 г. 13м съезде КПК достижение уровня "сяокан" стало официально рассматриваться, как ориентир второго этапа процесса модернизации Китая, одновременно ставилась задача удвоения валового внутреннего продукта от имевшегося уровня.

Однако в любом случае обращение коммунистического руководства Китая к конфуцианской исторической традиции и идейному наследию Сунь Ятсена было весьма неординарным шагом. Оно было призвано, с одной стороны, сделать цели и задачи реформаторского курса более понятными для широких масс населения и, тем самым, упрочить политические позиции КПК внутри страны, а, с другой, - способствовать более активной поддержке политики модернизации со стороны "соотечественников" из Сянгана, Аомэня и Тайваня, а также зарубежных китайцев, так называемых "хуацяо".

2 Там же. С. 504.

Характерной особенностью идеологических построений китайского руководства в первые двадцать лет проведения политики реформ и модернизации была их нацеленность, прежде всего, на ускоренное развитие производительных сил, осуществление индустриализации. Учитывая имеющиеся значительные дешевые трудовые ресурсы и общий технологический уровень развития страны, Китай сделал выбор в пользу так называемой "догоняющей модели" индустриализации, последовательно заполняя ниши, освобождаемые экономиками развитых и "новых индустриальных" стран. Основной акцент делался на развитие трудоемких, экспортноориентированных производств. Важная роль в этом процессе отводилась привлечению в страну в крупных объемах прямых инвестиций из за рубежа.

Необходимо отметить, что китайское руководство понимало, что оно не в состоянии обеспечить одновременный подъем экономики на всей территории Китая. Отсюда делался вывод о необходимости обеспечить приоритетное развитие нескольких достаточно крупных экономических районов, которые могли бы стать "локомотивами экономического роста" и дать импульс развитию остальной части территории страны. В конкретном плане речь шла преимущественно о так называемом "приморском поясе", прежде всего, районах дельты реки Чжуцзян (пров. Гуандун), где были размещены так называемые особые экономические зоны, а также дельте реки Янцзы (промышленные районы Шанхая и части территории пров. Цзянсу). В социальном плане аналогично ставилась задача достичь ускоренного роста благосостояния значимой части населения. С учетом конкретных условий Китая такой подход в целом себя оправдал.

К концу ХХ в. Китай добился ощутимых успехов в своем социально-экономическом развитии. К 2000 г. объем валового внутреннего продукта более чем в четыре раза превысил уровень 1980 г. Среднегодовые темпы роста экономики в 1978-2000 гг. составили 9,52% и были самыми высокими в мире. По объему ВВП Китай вышел на 6 место в мире после США, Японии, Германии, Франции и Великобритании. По объему внешней торговли на 7 место, по золотовалютным резервам на второе место. Были достигнуты наибольшие показатели в мире по валовому производству зерновых, мяса, хлопка, стали, угля, цемента, химических удобрений, телевизоров. Повысился общий уровень жизни населения. В частности, если в 1978 г. в сельской местности насчитывалось 250 млн. чел., живущих в условиях бедности, то в 2000 г. их число уменьшилось до 30 млн. чел., а удельный вес в общей структуре сельского населения сократился с 30,7% до, примерно, 3%3.

Заметно возросли роль и влияние страны в мировых делах. Повышению авторитета китайского руководства внутри страны, безусловно, способствовало также восстановление суверенитета Китая над Гонконгом (1997 г.) и Макао (1999 г.). Все это позволило на состоявшемся в октябре 2000 г. 5-м пленуме ЦК КПК 15-го созыва заявить о том, что "уровень жизни китайского народа в целом достиг "умеренного достатка" и, задачи второго этапа модернизации в целом можно считать выполненными.

Вместе с тем, на этом благоприятном фоне все более явственно стали выявляться новые сложности и проблемы. В общеэкономическом плане основными среди них были, во-первых, заметное замедление темпов развития сельского хозяйства, что выразилось, прежде всего, в прекращении роста сборов зерновых культур, сокращении пахотных земель, обострении проблемы аграрного перенаселения. Во-вторых, усилившаяся зависимость экономики от экспорта и, соответственно, конъюнктуры мирового рынка, что особенно наглядно проявилось в 1997-1998 гг., т.е. в период так называемого "азиатского финансового кризиса". В-третьих, растущий экономический разрыв между

3 Данды шилюда баогао сюэси фудао байвэнь. Жэньминьчубаньшэ, 2002. С. 70-71.

провинциями приморского пояса и внутренними районами страны. В-четвертых, обозначилась нехватка многих видов природных ресурсов, что было особенно чувствительно в условиях затратного характера экономики, ориентированной на экстенсивный рост. В-пятых, значительно ухудшилась общая экологическая ситуация. Этот перечень может быть продолжен.

В социальном плане в обобщенном виде основная проблема заключалась в том, что, в отличие от начального этапа реформы, она перестала приносить плоды подавляющему большинству членов общества. Это нашло свое выражение в увеличивающимся разрыве в доходах между крестьянами и жителями городов, между различными социальными группами городского населения, в обострении проблемы занятости, коммерционализации важнейших видов социальных услуг, прежде всего, здравоохранения и образования, расширении масштабов коррупции. Неопределенным продолжал оставаться социальный статус такой социальной группы китайского общества как частные предприниматели. Несмотря на принятие в 1982 г. новой редакции Конституции КНР, правовые гарантии частной собственности оставались явно недостаточными, а хозяйственный режим, в котором действовали частные предприятия, был худшим по сравнению с государственными предприятиями, а также предприятиями с иностранными инвестициями.

В политико-идеологическом плане, после событий весны 1989 г. на площади Тяньаньмэнь и подавления студенческих выступлений, идеи осуществления реформы политической системы, развития демократии надолго были сняты с повестки дня. В обществе все более распространялись настроения аполитичности. Руководство страны, в свою очередь, упорно заявляло о том, что сохранение стабильности является непременной предпосылкой продолжения реформ. В то же время сами по себе цели построения "социализма с китайской спецификой" и "начальной стадии социализма", для реализации которых потребуется жизнь нескольких поколений, для широких масс населения имели довольно абстрактный характер и не обладали существенной притягательной силой. В этих условиях более привлекательными и, надо прямо сказать, более реально осязаемыми в глазах, по крайней мере части общества, во все возрастающей степени становились идеалы наживы, погони за прибылью, тем более, что и сам Дэн Сяопин говорил о допустимости раннего обогащения отдельных групп населения.

В идеологической сфере стал возникать своего рода вакуум. Достаточно веским подтверждением неблагополучия в ней стали события, связанные с деятельностью секты Фалуньгун, руководство которой бросило прямой политический вызов правящему режиму, организовав массовые акции гражданского неповиновения в июле 1999 г., т.е. практически накануне широко отмечавшегося 50-летия образования КНР в самом центре Пекина. Хотя эти выступления были подавлены, а деятельность самой секты запрещена, среди ее членов, как выяснилось, были, в том числе, действующие и бывшие сотрудники государственных ведомств, отставные военные, что свидетельствовало о неудовлетворенности и потере веры в официальные идеологические установки у значительной части китайского общества.

С учетом всех этих экономических, социальных и идеологических факторов китайское руководство было вынуждено вносить определенные коррективы в свои идеологические построения, связанные с процессом модернизации. В первую очередь, были предприняты попытки укрепить позиции самой КПК в качестве единственной политической силы, способной обеспечить поступательное развитие китайского общества во всех областях.

В феврале 2000 г., во время поездки в провинцию Гуандун, Цзян Цзэминь впервые сформулировал принцип так называемого "тройного представительства". Суть "трех представительств" сводилась к тому, что КПК представляет "развитие передовых производительных сил Китая", представляет "передовую культуру Китая", а также представляет "коренные интересы самых широких слоев народа Китая". В дальнейшем понятие "трех представительств" широко пропагандировалось руководством КПК и на состоявшемся в ноябре 2002 г. 16-м съезде КПК наряду с марксизмом-ленинизмом, "идеями Мао Цзэдуна", "теорией Дэн Сяопина" было включено в число идеологических основ партийного курса.

Среди перечисленных выше "трех представительств" наиболее интересным, как видится, является "третье представительство". В докладе на 16-м съезде КПК Цзян Цзэминь, наряду с рабочим классом, крестьянством и интеллигенцией, отнес к числу "строителей социализма с китайской спецификой" представителей социальных слоев и групп, возникших в процессе изменений китайского общества, назвав в их числе "создателей и технических специалистов негосударственных научно-технических предприятий, управленческий и технический персонал предприятий с иностранными инвестициями, индивидуальных и частных предпринимателей, работников посреднических организаций, лиц свободных профессий" и заявил "о необходимости защиты их законных прав и интересов"4. Таким образом, КПК попыталась позиционировать себя не только, как это было прежде, выразителем интересов трудовых слоев населения, но и высказала претензию представлять по существу всю "китайскую нацию".

Параллельно была кардинально расширена трактовка понятия "сяокан". Оно стало рассматриваться уже не столько с точки зрения определенного уровня развития производительных сил, сколько как модель общественного устройства. Иными словами, по большей мере была принята конфуцианская трактовка данного понятия.

Китайское руководство было вынуждено констатировалось, что Китай находится на "нижнем уровне общества умеренного достатка". В подтверждение этому приводились данные о том, что к 2000 г. в условиях "умеренного достатка" проживало только 74,84% населения страны, близкими к этому уровню являются условия жизни 12,82% населения, а 12,34% - еще не достигли уровня "тепла и сытости". Что касается не городского населения, то эти показатели были существенно ниже. В частности, уровня "сяокан" достигло 13,7%, 63,2% находились между уровнем "удовлетворения тепла и сытости" и "умеренного достатка" и только условия жизни 0,3% могли характеризоваться как достаточно богатые5.

В отчетном докладе 16-му съезду КПК отмечалось, что достигнутый Китаем уровень "умеренного достатка все еще характеризуется низким уровнем, отсутствием всесторонности, неравномерностью развития". "Производительные силы Китая, наука и техника, образование все еще остаются сравнительно отсталыми; не преодолена тенденция к увеличению разрыва между различными регионами; значительное число населения еще живет в условиях бедности; наблюдается усиление давления по линии занятости и социального обеспечения; обостряется противоречие между окружающей средой и природными ресурсами с одной стороны и потребностями социальноэкономического развития с другой; экономическая система и другие системы управления еще несовершенны; существуют нетерпимые проблемы в области строительства демократии и законности, идеологии и морали".

4 Там же. С. 13.

5 Там же. С. 72.

В этой связи делался вывод о необходимости "в течение длительного периода вести борьбу за укрепление и повышение уровня умеренного достатка"6. 16-й съезд выдвинул на предстоящие 20 лет задачу "всестороннего строительства общества умеренного достатка", которое характеризовалось бы "повышением уровня умеренного достатка, более развитой экономикой, более здоровой демократией, более передовыми наукой и образованием, более процветающей культурой, более высокой степенью общественной гармонии, а также степенью зажиточности народа"7. Построение общества "сяокан" более высокого уровня мыслилось как стадия в контексте реализации "третьего шага" модернизации, который предусматривает к середине XXI в. в основном осуществить модернизацию и превратить Китай "в богатое, мощное, демократическое и цивилизованное социалистическое государство".

Оценивая процесс эволюции политических и идеологических подходов китайского руководства к модернизации Китая на рубеже ХХ-ХХ1 вв., можно отметить тенденцию к постепенному переносу ценностных ориентиров и целевых установок из области чистой экономики, как это имело место в 80-90 гг. прошлого века, когда социальноэкономический прогресс фактически измерялся темпами роста ВВП, к более комплексному подходу, включающему в себя, помимо экономического роста, целый набор параметров развития в социальной и культурной сферах. При этом, однако, необходимо оговориться, что процесс этот шел очень медленно и темпы экономического роста по-прежнему оставались главенствующим показателем успехов модернизации.

Импульс для ускорения этого процесса был дан после избрания на 16-м съезде КПК на руководящие посты в партийно-государственном руководстве Китая представителей так называемого "четвертого поколения" в лице Генерального секретаря ЦК КПК Ху Цзиньтао, а также Вэнь Цзябао, который стал новым премьером Госсовета КНР в марте 2003 г.

Фактически сразу после избрания в декабре 2002 г. Ху Цзиньтао дал достаточно четкий сигнал о намерениях произвести определенную смену акцентов в политикоидеологических установках. Во время посещения Сибопо (пров. Хэбэй) - места, где в марте 1949 г. состоялось историческое совещание руководства КПК, взявшего курс на победу "ново-демократической революции" в масштабах всей страны, Ху Цзиньтао следующим образом изложил политическое кредо нового руководства: "Власть должна использоваться народом, чувства должны быть связаны с народом, а действовать следует в интересах народа"8. Высказывание китайского руководителя по духу корреспондировало с так называемыми "тремя народными принципами" Сунь Ятсена, которые в свою очередь базировались на более ранних положениях китайской классической философии, включая Конфуция и Мо Цзы, суть которых традиционно определяется следующей формулой, появившейся еще в Ш в. н. э.: "народ является основой государства и если основа крепка, то в государстве царит спокойствие" (минь вэй банбэнь, бэнь гу бан нин).

Последующие события еще более ускорили процесс трансформации взглядов китайского руководства в вышеуказанном русле. Весной 2003 г. Китай столкнулся с серьезными социальными и экономическими трудностями, вызванными эпидемией атипичной пневмонии. Хотя ценой огромных усилий и мобилизации всех сил государства эпидемия была подавлена, эти события ярко обнажили ряд слабых мест социальной и экономической систем Китая, имеющих стратегический характер. Руководству страны, да и большей части рядовых граждан, стало очевидно, что быстрый

6 Там же. С. 16.

7 Там же.

8 Хун Сянхуа (ред.) Фусиньчжилу, Чжунгоцзюэциды 30гэ лиши гуандянь, Циндаочубаньшэ, 2007. С. 308.

экономический рост, который был характерен для Китая в течение целого ряда лет, не был подкреплен соответствующим развитием социальной сферы, системы здравоохранения, социальной защиты, трудоустройства. На повестку дня стал вопрос о внесении серьезных корректив в стратегию социально-экономического развития страны.

Ответ на этот вопрос китайское руководство видело в поиске новых форм и методов осуществления модернизационного процесса. Одним из основных методов строительства "социализма с китайской спецификой" стала так называемая "концепция научного развития". Впервые Ху Цзиньтао выдвинул понятие "научного развития" во время поездки в пров. Цзянси в августе 2003 г., где высказался за "поиск новых, отвечающих реальности, путей развития на основе скоординированного, всестороннего, устойчивого научно обоснованного развития"9. Почти сразу после этого основные элементы концепции научного развития были отражены в руководящих партийных документах. В частности, в решении 3-го пленума ЦК КПК 16-го созыва (октябрь 2003 г.) отмечалась необходимость "...придерживаясь единого планирования, взяв за основу человека, осуществлять концепцию всестороннего скоординированного и устойчивого развития, чтобы тем самым стимулировать всестороннее развитие экономики, общества и человека"10. Обращает на себя внимание включение в концепцию понятия "взять человека за основу" (и жэнь вэй бэнь). Этот лозунг, выдвинутый также в 2003 г. еще в период борьбы с атипичной пневмонией, был, как представляется, призван, с одной стороны, подчеркнуть социальную ориентированность проводимого курса, а, с другой, показать глубинную связь политики китайского руководства с конфуцианской концепцией "гуманного правления", базирующейся на понятии "народ в основе всего" (и минь вэй бэнь).

Важным этапом становления концепции научного развития стало выступление Ху Цзиньтао в марте 2004 г. на центральном совещании по вопросам народонаселения, ресурсов и окружающей среды. В нем Ху Цзиньтао впервые поставил концепцию научного развития в один ряд с теорией Дэн Сяопина и "тремя представительствами". В частности он отметил, что "берущая человека за основу концепция всестороннего, скоординированного и устойчивого развития является важной стратегической идеологией, выдвинутой с учетом требований развития партии и государства в новом веке". По его словам, она "обобщила успешный опыт модернизации, реформы и открытости в Китае за более чем 20 лет, а также впитала опыт и уроки развития других государств"и.

Ху Цзиньтао достаточно подробно раскрыл содержание главных составляющих концепции научного развития. С его точки зрения, основной целью понятия "брать человека за основу" является "всестороннее развитие человека, что подразумевает развитие, исходя из коренных интересов народных масс, стимулирование развития, удовлетворение непрерывно возрастающих материальных потребностей народа, реальное обеспечение экономических, политических и культурных прав народа". При этом он особо подчеркнул необходимость того, чтобы "плоды развития стали достоянием всего народа".

Понятие "всестороннего развития" предполагает "при сохранении основного упора на экономическом строительстве добиваться всестороннего поступательного продвижения в областях экономики, политики, культуры с целью осуществления всестороннего экономического развития и социального прогресса".

9 http://www.ixcn.en/33/2003-9-3/Zt30004@114.htm

10 http://www.sxgov.cn/bwzt/sqd/486000.shtml

11htpp://www.dzwww.com/xinwen/xinwenzhuanti/07092017d/wjhb/200710/t20071011_2529075.htm

Основное содержание "скоординированного развития" включает в себя "единое планирование развития города и села, различных регионов, гармоничного развития человека и окружающей среды, внутреннего развития и внешней открытости, а также координацию развития производительных сил и производственных отношений, экономического базиса и надстройки, координацию всех звеньев экономического, политического и культурного строительства".

К числу главных особенностей "устойчивого развития" были отнесены "стимулирование гармонии между человеком и окружающей средой, координация между экономическим развитием, с одной стороны, и населением, ресурсами и окружающей средой, с другой, с целью обеспечить преемственность развития из поколения в поколение"12.

Таким образом, основной смысл идеологии "научного развития" сводится к тому, что при сохранении безусловного приоритета за широко трактуемым развитием как таковым, что демонстрирует преемственность нового курса с ранее проводившейся политикой, существенно возрастает социальная ориентированность проводимых преобразований, усиливается комплексный подход к решению экономических, социальных и экологических проблем Китая.

Необходимо отметить, что Ху Цзиньтао особо акцентировал внимание на этом моменте, четко проведя следующие два тезиса. Во-первых о том, что "односторонняя погоня за экономическим развитием не только затруднит достижение его устойчивости, но и в конечном счете может нанести ущерб последнему" и, во-вторых, что экономическое развитие, политическое развитие, культурное развитие и развитие человека находятся во взаимосвязи и оказывают влияние друг на друга, в результате чего "без развития политики, культуры и человека невозможно достичь всестороннего развития"13.

Параллельно с внесением изменений в формы и методы осуществления модернизации происходило определенное уточнение ее целей. Прежде всего, это относилось к понятию общества "умеренного процветания". Как уже отмечалось выше, 16-й съезд КПК в общем плане поставил задачу строительства "общества умеренного процветания более высокого уровня" и увеличения ВВП в четыре раза к 2020 г. по сравнению к 2000 г. Вместе с тем базовые социальные характеристики "общества умеренного процветания более высокого уровня" раскрыты не были. Требовалось восполнить этот пробел и дать более четкие ориентиры социального развития Китая. Таким ориентиром, по мнению китайского руководства, призвана была стать гармоничность общественных отношений. Впервые акцент на этом был сделан в решениях 4-го Пленума ЦК КПК 16-го созыва (сентябрь 2004 г.), в которых "строительство социалистического гармоничного общества" было отнесено к числу важнейших задач КПК14.

В развитие этих положений в феврале 2005 г. Ху Цзиньтао выступил с лекцией в Центральной партийной школе, специально посвященной задаче строительства "социалистического гармоничного общества". В ней он подчеркнул, что строительство социалистического гармоничного общества является "важнейшей задачей, вытекающей из всестороннего строительства общества умеренного процветания и продвижения по пути социализма с китайской спецификой, что объективно обусловлено вступлением Китая в решающий период развития реформы". Необходимость сделать упор на повышение степени гармонии общества обосновывалась тем, что в нынешний период

12 Там же.

13 Там же.

14 http://www.people.com.cn/GB/40531/40746/2994977.html

развития Китая "возможно еще большее усложнение противоречий и проблем социально-экономического развития страны..., которые ожидают своего решения".

Выбор китайским руководством идеала социальной гармонии был далеко не случаен. Этот идеал позволял показать преемственность проводимого курса, связав его с исторической китайской философской традицией, марксисткой теорией социализма, а также с некоторыми идеологемами начального периода существования КНР. В своей лекции Ху Цзиньтао обрисовал своего рода "три теоретических источника" концепции гармоничного общества.

Во-первых, традиционный идеал гармонии, отраженный в китайской философской мысли, включая таких разных мыслителей и общественных деятелей, как древние философы Конфуций, Мо Цзы, Мэн Цзы, вождя Тайпинского восстания Хун Сюцюаня, идейного руководителя китайских реформаторов конца XIX в. Кан Ювэя. Обращает на себя внимание подбор соответствующих цитат, делающих акцент на идеях равенства и справедливости, а также на общественном характере власти и ее ориентированности на нужды народа, например, известная формула "Поднебесная есть достояние народа" (тянь ся вэй гун).

Во-вторых, идеи французских, английских и немецких социалистов-утопистов XIX в., а также известные положения "Манифеста коммунистической партии" К.Маркса и Ф.Энгельса об идеале общественного устройства, при котором "свободное развитие каждого является условием свободного развития всех".

Третьей основой гармоничного общества были объявлены "идеи Мао Цзэдуна" и, в частности, его работы середины 50-х гг. прошлого века "О десяти отношениях" и "О правильном разрешении противоречий внутри народа".

В то же время при выдвижении концепции гармоничного общества отмечалось, что эта установка не означает того, что "социалистическое гармоничное общество является обществом, лишенным противоречий". Наоборот подчеркивалось, что "в китайском обществе проявляются многообразные противоречия внутри народа, чего трудно избежать в период глубокого социального обновления". Главная задача заключается "в правильном рассмотрении этих противоречий, в поиске верных и эффективных путей их смягчения, формировании механизмов их надлежащего разрешения, недопущении накопления противоречий и их негативного влияния на стабильность обстановки в период проведения реформ"15.

В дальнейшем Ху Цзиньтао еще более расширил трактовку понятия гармонии, распространив ее и на сферу международных отношений, чему была посвящена его речь на юбилейной сессии ООН в сентябре 2005 г. Таким образом, идеал гармонии как бы задал вектор политики китайского руководства по всему азимуту, как внутри, так и внешнеполитических проблем. При этом, однако, как представляется, доминирующим является все-таки внутриполитическое измерение, а внутри последнего на первый план выдвигаются, в первую очередь, общественные отношения надстроечного типа.

После достаточно длительного перерыва КПК вновь обратилась к вопросам равенства и справедливости в обществе, сочетания интересов различных социальных слоев и групп. Были поставлены задачи создания механизмов раннего оповещения и системного контроля за степенью спокойствия общества, борьбы с преступностью, усиления безопасности на производстве, предотвращения крупномасштабных техногенных катастроф.

Состоявшийся в октябре 2007 г. 17-й съезд КПК закрепил, в том числе и в Уставе партии, новые акценты в ее идеологических взглядах, произошедшие за последние пять

15 Там же.

лет. В частности, была подтверждена важность "углубленного и последовательного проведения в жизнь концепции научного развития" и расставлены следующие приоритеты. "Первый принцип - развитие; сердцевина - брать человека за основу; основные требования - всесторонность, скоординированность, устойчивость; главный метод - единое планирование"16. Съезд также освятил включение концепции научного развития в "систему теории социализма с китайской спецификой", которая была объявлена "продолжением и развитием идеологии третьего поколения руководства КПК относительно развития". В качестве одной из основных задач на предстоящие пять лет было определено создание основы "для всестороннего строительства общества умеренного процветания, могучего, демократического, гармоничного,

социалистического, модернизированного государства"17. Были уточнены также ориентиры развития Китая в среднесрочной перспективе. В частности, выдвинутая 16-м съездом КПК задача увеличить к 2020 г. ВВП Китая в четыре раза, была заменена задачей увеличить ВВП в четыре раза в душевом исчислении.

Следует отметить, что выдвижение новых идеологических установок, которое произошло в последние годы, не было простым пропагандистским ходом, или некими абстрактными изысканиями в области теории. Эти установки подкреплялись реальными шагами в политике государства. При этом китайское руководство, насколько это было возможно, стремилось соблюсти "золотую середину", то есть учесть различные, а зачастую и разнонаправленные общественные интересы в духе принципа гармонии.

В области практической политики заметны два основных направления, по которым направлялись усилия руководства страны. Во-первых, однозначно возросло внимание к социальной сфере, то есть комплексу вопросов, которые в Китае объединяются в понятие "народного благоденствия". Среди них главными приоритетами были увеличение занятости и создание новых рабочих мест, совершенствование системы здравоохранения, прежде всего в сельской местности, расширение масштабов медицинского страхования. В 2007 г. системой "кооперативной медицинской помощи" было охвачено 685 млн. крестьян и на эти цели в том же году было выделено 10,1 млрд. юаней18. Значительно возросло внимание к системе образования. Основной упор делался на расширение возможностей получения образования выходцами из семей с низкими доходами, а также жителями западных районов Китая. С 2006 г. начался переход на бесплатное обязательное среднее образование в сельской местности. Данная мера затронула более 160 млн. чел. Кроме того, с 2007 г. был образован общегосударственный фонд стипендий для получения общего и профессионального образования, совершенствовалась система получения образовательных кредитов19.

Усилилось внимание и к вопросам охраны окружающей среды. В ноябре 2005 г. Госсовет КНР принял решение "Об осуществлении научного развития, усилении защиты окружающей среды". В нем ставилась цель добиться к 2010 г. улучшения экологической обстановки в ключевых районах и городах, преодолеть тенденцию к ухудшению экологической ситуации, а к 2020 г. достичь ее существенного улучшения20.

Огромное значение придавалось китайским руководством положению в деревне. Были заметно увеличены ассигнования на развитие сельской социальной инфраструктуры. В 2006 г. был отменен поземельный налог с крестьян, усилились контроль и борьба с нецелевым использованием земель сельскохозяйственного назначения, иными словами

16 Шитсида баогао фудао дубэн. Жэньминьчубаньшэ, 2007. С. 14.

17 Там же. С. 60.

18 Жэньминь жибао. 04 августа 2007.

19 Жэньминь жибао. 04 сентября 2007.

20 Жэньминь жибао. 25 ноября 2005.

сгоном крестьян с земли, что является одним из наиболее сильных социальных раздражителей в деревне. В отчетном докладе Ху Цзиньтао и решениях 17-го съезда КПК КНР были зафиксированы намерения и в дальнейшем придерживаться курса на совершенствование "народного благоденствия".

Во-вторых, усилившийся социальный акцент в практической политике китайского руководства не означал отхода или пересмотра концепции создания социалистической рыночной экономики. Наоборот прошедшие годы стали периодом достаточно быстрых и радикальных рыночных реформ. В марте 2004 г. в Конституцию КНР были внесены поправки, в том числе содержащие гарантии неприкосновенности "приобретенной законным путем частной собственности граждан". Эти поправки, наряду с ранее вносившимися в Конституцию изменениями (1988 и 1999 гг.) в части статуса негосударственных форм собственности, создали правовую базу для развития последних. Одновременно продолжался процесс акционирования крупных государственных предприятий. Существенные изменения произошли в финансовой системе страны, что нашло свое выражение в акционировании четырех крупнейших китайских банков. Вступление в 2001 г. Китая в ВТО способствовало повышению степени внешней открытости. В практическом плане был снижен импортный таможенный тариф, существенно сужена сфера нетарифного регулирования внешней торговли, постепенно снимались ограничения на доступ иностранного капитала на финансовый рынок и в другие отрасли сферы услуг. В 2008 г. вступило в силу законодательство о налогообложении предприятий, которое предусматривало ликвидацию ранее имевшихся налоговых льгот для предприятий с иностранными инвестициями и установлению единой ставки налога. Постепенный переход Китая к регулированию иностранных инвестиций на основе принципа национального режима объективно отвечал интересам, в первую очередь, национального капитала.

17-й съезд КПК вновь провозгласил неизменность курса на создание социалистической рыночной экономики, сделав при этом акцент на изменение механизма экономического роста, само понятие которого было заменено термином "механизм развития". Параллельно была подчеркнута важность задачи преодолеть экстенсивную модель развития, сделав упор на инновации, энергосбережение, охрану окружающей среды, более сбалансированное развитие различных регионов страны.

Оценивая процесс эволюции идеологических подходов китайского руководства к осуществлению процесса модернизации Китая можно видеть, что на протяжении последних тридцати лет его приоритетом оставалось развитие. Достаточно очевидно, что оно и далее будет определять основное содержание модернизационного процесса в обозримой исторической перспективе.

В то же время трактовка самого понятия «развитие» постепенно расширяется. На первых этапах политики реформ и внешней открытости развитие главным образом воспринималось как развитие чисто экономическое. Однако, при всей важности экономического измерения, задача осуществления модернизации Китая не может быть сведена только к нему. Неотъемлемыми составляющими модернизационного процесса являются также обновление системы социальных отношений в обществе и в перспективе -соответствующих им изменений в политической системе.

* *

*

Экономическое развитие Китая за последние тридцать лет привело не только к значительному укрупнению масштабов его экономики, но и изменило ее характер, прежде всего с точки зрения соотношения существующих в ней различных форм собственности. В настоящее время экономическая система Китая может определяться как

многоукладная, характеризующаяся сложным переплетением различных форм собственности. Причем, роль и значение негосударственных форм собственности, в том числе частной собственности, достаточно быстро возрастают. По оценке Всекитайской федерации промышленности и торговли в настоящее время на долю негосударственных форм собственности приходится порядка 65% ВВП Китая. На конец 2007 г. в стране насчитывалось более 5,51 млн. частных компаний с общим числом занятых в 127 млн. чел. и оплаченным капиталом в 9,4 трл. юаней. (1,3 трл. долл.)21. Причем в последние годы наблюдается тенденция к расширению сферы применения частного капитала, который все более активно внедряется не только в такие традиционные для себя отрасли, как текстильная промышленность, транспорт, строительство, торговля, но и в отрасли тяжелой промышленности, инфраструктуры, финансовый рынок.

Становление рыночноориентированной многоукладной экономики, быстрый процесс урбанизации обуславливают возрастание значения социального измерения модернизации. Собственно говоря, выдвижение китайским руководством концепции построения "гармоничного общества" можно рассматривать как объективное отражение этой тенденции. Одним из ключевых элементов социального измерения, по всей вероятности, будут поиск достаточно действенных механизмов учета интересов традиционных и новых социальных групп китайского общества, нахождение оптимально допустимого соотношения между общественным статусом тех или иных социальных групп и их ролью в экономике. Все это закономерно подводит к необходимости осуществления преобразований в существующей в настоящее время политической системе.

Следует отметить, что неизбежность реформ в политической сфере в принципиальном плане осознается и самими китайскими руководителями. В частности, накануне начала Олимпиады в Пекине на встрече с представителями иностранных СМИ Ху Цзиньтао заявил о намерении руководства страны "одновременно с непрерывным углублением реформы экономической системы продолжать курс на всестороннее углубление реформ, включая реформу политической системы", что, по его словам, подразумевает "строительство социалистического правового государства, расширение социалистической демократии, ускорение административной реформы, повышение эффективности работы государственных ведомств"22. Очевидно, однако, что поиск подходов к проведению реформы политической системы находится пока еще на самой начальной стадии и ее реальное наполнение будет определяться не в самом близком будущем. В настоящее же время можно говорить только о некоторой модификации сложившейся политической структуры, большей ориентированности ее институтов на учет общественного мнения, определенном обуздании произвола чиновничьего аппарата, которое видится "в системной борьбе" с коррупцией. Сердцевина же нынешней политической системы КНР, которая выражается в полной политической монополии КПК на власть, остается неизменной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процесс модернизации Китая в настоящее время еще далек от своего завершения. По многим важнейшим показателям социально-экономического развития, эффективности экономики, качества жизни населения Китай продолжает существенно отставать не только от промышленно развитых стран, но также и ряда развивающихся государств. Это, в частности, относится к таким показателям, как отраслевая структура экономики, ее энергозатратность, степень защиты окружающей среды, размеры и структура доходов населения и уровень его социальной защищенности.

21 Веф^ геу1еш. - №33. 14.08.2008. Р. 28-29.

22 Жэньминь жибао. 02.08.2008.

Можно предположить, что общие условия проведения социально-экономических преобразований в Китае в ближайшие годы существенно усложнятся. Это связано как с нарастающим дефицитом многих видов природных ресурсов, абсолютным аграрным перенаселением и ограниченностью земель, пригодных для сельскохозяйственного производства, так и необходимостью одновременно решать задачи осуществления общей индустриализации и перехода на инновационную модель развития экономики знаний.

Эти объективные факторы будут оказывать решающее влияние на выбор оптимальных путей модернизации китайского общества, а также на обосновывающие их идеологические установки. При этом доминантой эволюции идеологических взглядов и подходов китайского руководства на осуществление модернизации, как видится, по-прежнему будет сохранение социальной и политической стабильности общества, что обуславливает преемственность в идеологической сфере Равно маловероятными представляются такие крайние варианты, как возвращение, если это вообще возможно, к идеологии периода "культурной революции'', так и радикальный отказ от социалистического выбора и полный переход к системе западных ценностей. В качестве наиболее вероятного сценария можно рассматривать сохранение Китаем социалистической ориентации, что само по себе не исключает все более широкого использования ряда установок и лозунгов из традиционного историко-политического наследия Китая, включая отдельные положения "идей Мао Цзэдуна", относящихся, прежде всего, к периоду "новой демократии".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.