Научная статья на тему 'Теоретические аспекты гармонизации общественно-политической системы'

Теоретические аспекты гармонизации общественно-политической системы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
79
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фарков А. М.

В статье рассматриваются актуальные проблемы достижения общественного согласия, всесторонней гармонизации социальных взаимосвязей. Автор использует сравнительный метод анализа для объяснения социально-филосовских проблем развития современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты гармонизации общественно-политической системы»

УДК 32.019.5

А. М. Фарков Омская гуманитарная академия

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

В статье рассматриваются актуальные проблемы достижения общественного согласия, всесторонней гармонизации социальных взаимосвязей. Автор использует сравнительный метод анализа для объяснения социально-филосовских проблем развития современной России.

Ключевые слова: согласие, гармонизация социальных взаимосвязей, китайский путь.

Противоречия российского социума обнаруживают потребность в сопоставлении с рядом прогрессивно развивающихся стран, если не по аналогии, то, во всяком случае, в близких историко-социальных координатах. Пример первый - динамика развития современного Китая, который обусловливает «контуры» и «меры» общецивилизационного развития. Неслучайно отечественная социально-флософская мысль обращает пристальное внимание на качественные особенности формирования структур китайского общества [1].

Прежде всего вызывают интерес тенденции гармонизации социального движения столь близкого по историческому опыту восточного соседа. Как известно, общефилософский смысл гармонии в том, что достигается связанность и соразмерность частей (фрагментов) развивающегося целого. Данная категория ориентирует на осмысление общественного миросоздания с позиций полагания их глубинной внутренней упорядоченности [2].

Стремительное возвышение Китая, на глазах превратившее его во вторую экономическую и политическую силу мира, - главное событие конца XX - начала XXI в. Наблюдаемый в последние годы заметный рост и экономической мощи, и геополитического влияния этой страны справедливо привлекает постоянное внимание мировой общественности. Глубокие поступательные изменения, которыми уже скоро три десятилетия живет великий дальневосточный сосед России, порождают закономерные вопросы о природе и цене его достижений, дальнейших путях развития. Ответы на эти вопросы имеют не только познавательное, научное, но и прямое практическое значение для международных интересов современной России. Так, успехи КНР в сферах экономического и социально-культурного развития приобретают феноменальный характер и превращаются в важнейший фактор мировой политики и международных отношений. Так, перестройка М. С. Горбачева разворачивалась на основе схемы «революция сознания - политическая реформа - экономические преобразования». Сегодня делаются неожиданные выводы из неуспешности перестройки и, добавим, первоначально объявленного, а сегодня забытого ускорения: «...в начале "горбачевского этапа" перестройки объективное соотношение сил в обществе позволяло приступить к глубоким экономическим преобразованиям, не затрагивая политическую сферу. концентрация сил на хозяйственном фронте была не только возможна, но и необходима. на оселке экономических преобразований можно было проверить на дееспособность в новых условиях политическую систему советского общества, наметить перспективные пути ее трансформации. по возможности их надо было осуществлять до политической

реформы, чтобы не создавать гремучую смесь массового недовольства и организованного протеста... порожденные реформой новые хозяйственные объекты раньше или позже потребуют политического представительства своих интересов; отныне они - факторы не только экономического, но и политического процесса. И это будут не адепты "социалистического выбора"» [3].

Мог ли у нас состояться китайский путь? Одни считают, что да и что это сделало бы российскую реформу успешной. Реформа подобного типа в том виде, в каком ее описывает сегодня В. Б. Кувалдин, могла бы произойти. Более того, если бы на XIX партийной конференции советский лидер призвал коммунистов реформировать социализм или даже строить капитализм, они приняли бы это приглашение: так велика была лояльность коммунистов, власти, партии, что «китайский вариант» был возможен. Неисключено, что партия раскололась бы, но, без сомнения, из нее выделился бы большой отряд сторонников М. С. Горбачева. Смешанная экономика на тот период оказалась бы компромиссным решением, способным реформировать советскую систему. Однако многие из тех, кто считает так, сомневаются в том, что это оказалось бы для России более успешным. Вопрос «Был ли китайский путь способен избавить Россию от сегодняшних проблем капитализма?» имеет, скорее, отрицательный ответ.

Исторические предпосылки и идеологические основы модернизации Китая хорошо известны, многократно описаны и в целом также имеют признаки универсальности. Лозунг «иностранное - на службу Китаю» первых реформаторов, концепция «нового народа» Лян Цичао, народничество или промышленный план Сунь Ятсена - все это имеет те или иные аналоги. Не особенно специфичен и китайский социализм. Движущие силы китайской модернизации, препятствия на ее пути, реформы и революции напоминают многое из истории других стран.

Не очень-то специфичны даже две эпохи в модернизации КНР после 1949 г., которые почти надвое разделены декабрьским пленумом ЦК КПК 1978 г. В эпохах Мао и Дэна видны сквозные (преемственные) линии, общие черты и, конечно, отличия. К важной линии преемственности стоит отнести «опору на собственные силы» (позднее -«гочаньхуа»), которая в современной лексике формулируется как «сравнительно целостная система современных производительных сил». К такой же сквозной линии можно отнести ясную политическую очерченность модернизации в КНР. Выражения «политика - командная сила» или «политика - концентрированная экономика» по-прежнему актуальны. Опять-таки видна неспецифичность Китая в этом смысле (особенно если иметь в виду страны Восточной Азии).

В широком смысле модернизация в КНР основывается на социализме в инструментальном (а потому и более устойчивом) качестве (в СССР хрущевско-сусловского периода он имел явную идеологическую доминанту, не дававшую меняться содержанию). В более узком смысле политэкономия модернизации в Китае (как и других странах) может быть описана через кондратьевские понятия экономической статики и динамики, выведенные несколько раньше, чем хорошо известный инвестиционный мультипликатор Дж. Кейнса.

Исследователь творчества Н. Д. Кондратьева - Ю. Б. Кочеврин - отмечал, в частности: «Кондратьев не считает возможным рассматривать проблему средней прибыли в той же системе идеальных (абстрактных) представлений, что и проблему накопления. Для него как ученого эти две проблемы - средней прибыли и накопления - принадлежат к разным разделам экономической теории: статике и динамике. Поэтому, взятые в одной системе понятий, они логически несовместимы. Там, где есть накопление, не может действовать закон средней прибыли» [4].

В практическом же плане для успешной модернизации чрезвычайно существенны своевременные ликвидации диспропорций в хозяйстве. Очень важна мысль В. Я. Портякова о том, что весь начальный период реформ в КНР был «временем урегулирования». Иными словами, не следует сразу бросаться в «ускорения»,

«форсированные программы» и т. п. По мере продвижения реформ и политики открытости, сближения с Западом и проведения де-факто курса на конвергенцию социальной системы, возникла и стала усиливаться тенденция вестернизации и либерализации всех сфер культуры и общественной жизни. Конфуцианские ценности уважения традиций, почитания родителей, законопослушания и сохранения иерархической системы внутригосударственных, внутрисемейных и межличностных отношений утрачивают свое прежнее значение, замещаются либеральными идеями приоритета прав личности и индивида перед правами общества, коллектива, семьи.

В конце ХХ - начале XXI в. сформировалась официальная идеология, выраженная многоступенчатой формулой: «марксизм - идеи Мао Цзэдуна - теория Дэн Сяопина -концепция «трех представительств». Другими словами, речь идет о концепции «построения гармоничного общества на основе новой теории развития». Идеологическая линия нынешнего руководства и проводимая им политика свидетельствуют о том, что нынешние лидеры страны продолжают генеральный курс Дэн Сяопина с поправками, внесенными в него Цзян Цзэминем, а затем Ху Цзиньтао. Иллюстрацией решимости китайского руководства неуклонно преодолевать возникающие трудности и последовательно продвигаться по пути развития реформ явились итоги прошедшего в октябре 2007 г. XVII съезда КПК [5]. В документах съезда отдельное звучание получили вопросы о сочетании современной культуры и лучших достижений китайской традиционной культуры, об изучении подлинных зарубежных культурных ценностей. В связи с этим серьезно и глубоко поставлена проблема «китаизации», которая имеет внутреннюю и международную направленность. Вновь выдвинуты задачи углубления китаизации марксизма, широкой пропаганды и изучения всеми членами КПК «продуктов китаизации». Речь идет не только о концепции «социализма с китайской спецификой» и построении «среднезажиточного общества», но и о новейших идеях - тезисах о «гармоничном обществе инновационного типа», о «научной концепции развития» и «великой инженерии партстроительства» КПК. Данная группа важных теоретических постулатов заслуживает самого пристального рассмотрения.

«Китаизация марксизма». Эту задачу, как известно, выдвинул Мао Цзэдун еще в 1938 г. В докладе «Место КПК в национальной войне» он говорил: «У нашего народа многотысячелетняя история, у него есть свои особенности, он создал множество ценностей. В овладении всем этим мы пока еще являемся не более как учениками начальной школы. Современный Китай есть продукт всего прошлого развития Китая. Мы - сторонники марксистского подхода к истории, мы не можем отмахиваться от нашего исторического прошлого. Мы должны обобщить все наше прошлое - от Конфуция до Сунь Ятсена - и принять это ценное наследие. Это будет большим подспорьем для руководства нынешним великим движением. Коммунисты являются сторонниками интернационального учения - марксизма, однако марксизм мы сможем претворить в жизнь только с учетом конкретных особенностей нашей страны и через определенную национальную форму». Китаизация и тогда, и сегодня рассматривается как сочетание всеобщих принципов марксизма-ленинизма с китайской действительностью, овладение богатым национальным наследием и использование его для развития страны и решения новых задач. Неслучайно с трибуны съезда Ху Цзиньтао призвал усиленно вооружать всю партию «новейшими достижениями китаизированного марксизма» [6].

Следует заметить, что руководство КПК в течение ряда лет внимательнейшим образом изучало причины и уроки развала СССР и КПСС. Решения последних съездов и пленумов КПК, и особенно документы XVII съезда партии, наглядно свидетельствуют о том, сколь серьезно подошло руководство Китая к осмыслению драматических уроков развала СССР и КПСС. Прежде всего это проявилось в том, что китаизация марксизма, учет специфики развития страны, создание концепции «социализма с китайской спецификой» рассматриваются в качестве главного условия укоренения идеологии КПК в обществе и базовой предпосылки обеспечения легитимности руководящей роли самой

КПК. Закономерно, что данный подход получил соответствующее отражение в тексте Конституции КНР.

В социально-фолософском смысле китаизация означает увязывание современной идеологической теории строительства справедливого гуманного общества, называемого по традиции заимствованным термином «социализм», с национальной традицией. Неслучайно, социализм в его начальной стадии отождествляется со «среднезажиточным обществом», называемым самобытным термином «сяокан».

Идея гармонии - Хэ - также сочетается с тезисом Мо Ди «о всеобщей любви и взаимной выгоде», принципом Конфуция о «гармонии многообразного и несходного» (хэ эр бутун). Теоретической основой всех этих новаций является традиционная даосская диалектика «раздвоения единого и сочетания двух противоположностей в едином» (и фэн вэй эр, хэ эр эр и). Кроме того, преемственность сочетается с инновацией, учетом реальных особенностей Китая и заимствованных передовых достижений, как общественной мысли из-за рубежа, так и исследований китайских обществоведов.

Выдвинут после XVI съезда КПК новейший продукт китаизированного марксизма, автором которого является генеральный секретарь ЦК КПК Ху Цзиньтао. Основной идейный постулат «человек как основа основ» - императив всестороннего гармоничного и устойчивого развития. Официально объявлено построение в Китае мощного, богатого, гармоничного социалистического общества, «социализма с китайской спецификой» [7]. Именно гармония и мир являются важными идеями по упорядочению государства и его политики. Появление теории социалистического гармоничного общества можно объяснить следующими причинами:

1) выдвижение новой теории соответствует ситуации, сложившейся в китайском обществе. Это различия между городом и деревней, региональные различия, непрерывное увеличение различий в доходах, обострение противоречий между человеком и природой, внутренним развитием и политикой реформ и открытости;

2) обоснование новой теории соответствует тенденциям современного мирового развития. Идея строительства социалистического гармоничного общества главным образом преследует цель - разрешить вопрос об урегулировании отношений между эффективностью и справедливостью, свободой и порядком;

3) акцентация новой теории является современным проявлением великой жизненной силы китайской традиционной культуры. Теория социалистического гармоничного общества опирается на национальные особенности Китая, на глубокие размышления о противоречиях современного развития, ее цель - эффективно двинуть вперед поступательное развитие общества. Делается упор на единении Неба (космоса) и человека, уважаются житейские отношения между людьми, существует стремление к внутреннему самосовершенствованию человека и совершенствованию его нравственных качеств, принцип «золотой середины» и мира «мира», теория против крайностей и насилия;

4) новая теория является теоретическим обобщением опыта и уроков развития китайского общества. В течение длительного времени после образования Китайской Народной Республики культивировалось противостояние буржуазии, торгово-денежным отношениям, так называемым «классовым врагам». Главное внимание в работе компартии обращалось не на развитие экономики, не на рост производительных сил и не на удовлетворение коренных потребностей людей, а на упорядочение производственных отношений и на изменения в идеях и представлениях людей. Сейчас в Китае признается, что мышление борьбы имело серьезные отрицательные последствия, за исторические ошибки была заплачена бесчеловечная цена, но только в силу этого смогло появиться сегодняшнее мышление;

5) наконец, новая теория - важное свидетельство инновационных поисков китайской компартии. Политика реформ и открытости продолжается в Китае почти тридцать лет, в течение которых наблюдается быстрый экономический рост, всеобщее повышение жизненного уровня, а также явно возрастает роль Китая в международной политике. Все эти достижения, как показывает опыт, не являются результатом следования конкретным высказываниям классиков марксизма. Напротив, они свидетельствуют о том, что коммунистическая партия Китая постоянно исходит из национальных особенностей и реальной действительности своей страны. Происходит поворот от курса «как осуществить развитие» к курсу «как осуществлять научное развитие», от политики «делать упор на рост экономики» к политике «делать упор на развитие, упорядочивающее отношение между всеми членами общества» [8].

Вместе с тем, следует заметить, что новая концепция фактически означает «бархатный» отход от ранее выдвигавшихся идей и уточнение некоторых идей. Прежде всего, «научная концепция развития» и вытекающее из нее указание на всестороннее гармоничное и устойчивое развитие означают преодоление ряда односторонних акцентов в экономической политике. Например, ныне уже не делается упор на рост экономических показателей в ущерб вниманию к социальным проблемам. Взамен тезиса об обогащении отдельных районов и отдельных лиц, акцент делается на построение среднезажиточного общества, рост благополучия и преодоление серьезной имущественной дифференциации. Речь, в частности, также идет о том, что курс на ускоренное развитие специальных экономических зон, приморской части, Шанхая, Шэнчжэня, не должен означать недостаточного внимания к развитию внутренних районов страны и игнорирования проблем старой индустриальной базы на Северо-Востоке Китая, невнимания к нуждам села, одностороннего акцента на индустриализацию за счет деревни, чрезмерного внимания к положению элиты и невнимания к проблемам крестьян и рабочих. Иными словами, «научная концепция развития» ставит задачу преодоления пяти разрывов, образовавшихся как результат стремительного подъема экономики в ходе политики реформ и открытости, направлена на снижение чрезмерной экологической и социальной цены за продолжение этой политики столь быстрыми темпами. Вместе с тем, надо особо подчеркнуть: изменение ряда акцентов в политике отнюдь не означает отхода от общей стратегии реформ и открытости.

Внимание к человеку - это, с одной стороны, своеобразный ответ на возрастание человеческого фактора в экономическом строительстве страны, с другой - ответ на обвинения в нарушении прав человека, раздающиеся извне [9]. Таким образом, тезис о «научной концепции развития» - это комплексный, системный взгляд на возникшие в процессе проведения политики реформ и открытости проблемы. Это новый этап китаизации марксизма. Это продуманная реакция ЦК КПК на те острые вопросы, которые являются предметом обсуждения среди китайских интеллектуалов. Здесь проявлен присущий нынешнему поколению китайской элиты прагматизм и одновременно внимание к роли теории.

На основе вышесказанного можно заключить: идеи социальной гармонии соотносятся не с фрагментацией негомогенного объекта, а с соединением деталей единой конструкции (прошлой, текущей, перспективной). Это предполагает признанное обозначение «согласия», «договора», «терпимости», но в рамках соединительной ткани государства и гражданской общности.

Библиографический список

1. Буров, В. Г. Китайский опыт модернизации: теория и практика / В. Г. Буров, В. Г. Федотова // Вопросы философии. - 2007. - С. 5.

2. Моисейко, М. А. Гармония / М. А. Моисейко // Всемирная энциклопедия. Философия - М. : АСТ ; Мн. : Харвест, 2001. - С. 201.

3. Прорыв к свободе. О перестройке двадцать лет спустя. Критический анализ / сост. В. Б. Кувалдин ; отв. ред. А. Б. Вебер. - М., 2005. - С. 38.

4. Макроэкономические модели переходного периода: мировой опыт и российская специфика. - М. : Панинтер, 1996. - С. 10.

5. Титаренко. Китай на марше: о достижениях и перспективах развития страны в XXI веке [Электронный ресурс] / Титаренко // ПДВ. - 2009. - № 5. - Режим доступа: http://www.ifes-ru/index.php?option=com_content&task=view&id=122&Itemid=49.

6. Линь Янь Мыэ. О теории социалистического гармоничного общества / Линь Янь Мыэ // Социс. - 2007. - № 5.

© Фарков А. М., 2010

Автор статьи - Андрей Михайлович Фарков, аспирант кафедры управления, политики и права НОУ ВПО «Омская гуманитарная академия».

Рецензент - Н. К. Поздняков, доктор философских наук, профессор НОУ ВПО «ОмГА».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.