Н. В. Пржедецкая, В. В. Шевелёва
ПОСТРОЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА ТЕРРИТОРИЯХ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОДХОДОВ ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация
На современном этапе развития одной из наиболее актуальных проблем, стоящих перед органами региональной власти, является привлечение инвестиций, как внешних, так и внутренних. Именно инвестиции придают динамику экономическому развитию. Поэтому основной заботой региональных органов власти должно стать создание благоприятных условий для увеличения притока инвестиций в регион, и особенно остро данная проблема стоит перед территориями опережающего развития. В связи с этим на первый план выходят такие факторы, как: устойчивость политической системы, наличие соответствующего законодательства, координация инвестиционных процессов в регионе, уровень развития инфраструктуры, уровень налогового бремени, механизм привлечения и обеспечения доступности инвестиционного и банковского капитала. В то же время тенденции по достижению экономического развития на базе зеленых технологий диктуют необходимость соответствовать российским и общемировым процессам. Именно поэтому построение экономических процессов на территориях опережающего развития с использованием инструментов зеленой экономики является столь актуальной проблемой.
Ключевые слова
Регион, территория опережающего развития, инвестиции, инвестиционный потенциал, региональный маркетинг, инвестиционная политика, зеленая экономика, зеленые технологии, зеленый маркетинг.
2016 № 4 (56) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
N. V. Przhedetskaya, V. V. Shevelyova
CREATION OF ECONOMIC PROCESSES IN TERRITORIES OF ADVANCING DEVELOPMENT WITH USE OF APPROACHES OF GREEN ECONOMY
Annotation
At the present stage of development of one of the most up to date of problems facing the regional authorities is to attract investment, both external and internal. This is the investment that give momentum to economic development. Therefore, main concern of regional authorities should be creating an environment for increasing investment flows to region, especially to territories of advanced development. In this regard, the most prominent factors are: stability of political system, availability of appropriate legislation, coordination of investment processes in region, level of infrastructure development, level of tax burden, mechanism to attract and ensure the availability of investing and banking capital. At the same time, trends towards achieving economic development based on green technologies dictate the need to meet domestic and global processes. That is why construction of economic processes on territories of priority development with use of instruments of green economy is such an important issue.
Keywords
Region, territory of advanced development, investments, investment potential, investment policy, region marketing, investment policy, green economy, green technology, green marketing.
В настоящее время можно с определенной долей уверенности утверждать, что основой выхода из тяжелого экономического кризиса и последующего устойчивого роста является активизация инвестиционного процесса как в масштабе национальной, так и региональной экономики. Особую роль инвестиции играют для территорий опережающего развития.
Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) — часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения [9].
Территория опережающего развития (ТОР) — это особая экономическая зона, которую создают для реализации конкретных инвестпроектов. Задача функционирования данной территории — не только выполнение экономических, но и социальных целей развития. ТОРы создаются в депрессивных моногородах, которые нуждаются в перезагрузке экономики, зависимой от одного предприятия или индустрии. Согласно Федеральному закону «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014, резиденты ТОР могут рассчитывать на сниженный налог на прибыль: 5 % в течение первых пяти лет и 10 % — в течение следующей пятилетки, освобождение от налога на имущество и налога на землю, на льготный режим подключения к коммунальной инфраструктуре и др. [1]. Например, в Ростовской области в соответствии с постановлением, подписанным главой кабинета министров России Д. Медведевым
28 января 2016 г. соответствующий статус получил шахтерский город Гуково. Разумеется, основная задача таких территорий — это содействие инвестициям и в результате — решение острых социально-экономических проблем, например, создание новых рабочих мест и формирование условий для стабильного социально-экономического развития. Статус территории опережающего социально-экономического развития «Гуково» (ТОР) позволит увеличить на территории моногорода количество рабочих мест в 20 раз за 10 лет, сообщил министр экономического развития Ростовской области Александр Левченко [10].
По нашему мнению, стимулировать инвестиции в современных условиях сложной экономической обстановки и ужесточения конкуренции среди регионов можно только за счет сочетания инвестиционной политики и инновационного процесса в регионе. Возникает необходимость активизации инвестиционной деятельности в регионе, формирования более действенной мотивации для привлечения на конкретную территорию средств государственного и местного бюджетов, а также частных российских и иностранных капиталов и средств населения.
Для эффективного функционирования территорий опережающего развития приоритетным направлением является разработка и внедрение инноваций. Государство и региональные органы власти в первую очередь будут стимулировать развитие тех территорий, районов и городов, которые располагают определенным научно-техническим потенциалом. Именно эти центры науки и высоких технологий могут стать «точками роста» хозяйства субъектов Федерации [6]. Особое значение в рамках данного аспекта приобретают зеленые технологии, и, следовательно, для повышения экономической эффективности от развития данной территории следует привлекать инвесторов, которые
будут ориентироваться именно на разработку и внедрение инструментов зеленой экономики. Поэтому формирование социально-экономических отношений с представителями бизнес-структур, которые выступают в качестве потенциальных инвесторов на территориях опережающего развития, необходимо сразу начинать с установки на зеленую экономику. Особую роль, по нашему мнению, здесь будет играть система регионального маркетинга. Ведь современный маркетинг представляет собой систему, которая гибко адаптируется к новым вызовам времени, новым требованиям, которые предъявляет общество к маркетинговым технологиям, к новым товарам и услугам.
Внедрение маркетинговых технологий к развитию территорий опережающего развития позволит чутко реагировать на любые изменения в поведении инвесторов.
К сожалению, на территории Гуко-во не будут реализованы такие проекты, как комплекс по производству поликристаллического и монокристаллического кремния и кремниевых пластин для солнечной энергетики ООО «Кремний-на-Дону», строительство комбината по производству базальтового волокна и угле-базальтовых композитных материалов ООО АК «ЛАВВиП», строительство высокотехнологичной шахты по добыче угля «Сулинуголь». Возможно, если бы отношения между представителями власти и бизнеса строились на базе маркетинга, можно было бы избежать конфликта интересов, который и привел к уходу этих проектов. А ведь проект «Кремний-на-Дону» оценивался в 46,8 млрд руб., проект «ЛАВВиПа» — в 5,3 млрд, строительство высокотехнологичной шахты «Сулинуголь» — в 3,2 млрд руб. Итого депрессивный шахтерский городок мог получить в ближайшие годы 55,3 млрд руб. При этом вокруг «Кремния-на-Дону» присутствует потенциал субконтрактации. В рамках
проекта значительный акцент делается на субъекты малого и среднего предпринимательства, которым отведена роль вспомогательных предприятий — на них будут размещаться заказы на изготовление продукции или выполнение технологических процессов в соответствии с требованиями заказчика. Только вокруг основного производства SILICON-IN-RU, по оценкам, можно дополнительно создать в Гуково более 1100 рабочих мест. Кроме того, проектом SILICON-Ш-Ки были предусмотрены создание собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы в области возобновляемых источников энергии и широкое внедрение в производство новых технологий [2].
Все эти проекты отлично вписывались в концепцию зеленой экономики, которую пытаются внедрить в Российской Федерации. Но, к сожалению, на региональном уровне наиболее отчетливо проявляются такие деформации в структурно-инвестиционной сфере, как отсутствие мотивации к вложению средств в производство основного капитала, крайне низкий уровень и значительная дифференциация инвестиционной активности, а, прежде всего, несогласованность действий между потенциальными инвесторами и органами региональной и муниципальной власти.
В последнее время отмечаются снижение научного потенциала, слабая активность малого и среднего бизнеса в области инновационных исследований и разработок, а также сильная изолированность друг от друга бизнеса и научно-исследовательских организаций.
Инновационная система региона должна представлять собой совокупность субъектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции. А инновационная продукция сейчас подразумевает, прежде всего, продукцию, разработанную на основе зеленых технологий. В результа-
те проделанной совместными усилиями работы (власти, науки, бизнеса) сегодня Ростовская область как в России, так и на международном уровне позиционируется как инновационно активный регион. Стратегией развития Ростовской области до 2020 г. предполагается поддержка необходимых условий для дальнейшего инновационного развития региона — от фундаментальных научных исследований до внедрения зеленых технологий и реализации готовой наукоемкой товарной продукции [8].
Благоприятный инвестиционный климат в целом способствует формированию условий, при которых экономика становится открыта инвестициям, и у экономических субъектов появляется возможность обновления производственного потенциала. Однако для рационального использования всех ресурсов, которыми располагает территория опережающего развития, необходимо внедрение системы конкурентного мониторинга, что позволит объективно анализировать функционирование территории, вовремя выявлять недостатки в развитии, сильные и слабые стороны, а также конкурентные преимущества данной территории [5]. Особенно это актуально в связи с долгосрочностью проекта территории опережающего развития «Гуко-во», который ориентирован на 10 лет с возможностью продления еще на 5 лет.
Инновационная модель экономического развития, которая декларируется в Ростовской области, требует не только реализации отдельных проектов и формирования стратегий социально-экономического развития, но, прежде всего, создания четко продуманной инновационной политики региона. А инновационная концепция развития в современных условиях невозможна без внедрения зеленой экономики. Поэтому для успешной реализации концепции развития территорий опережающего развития необходимо внедрять принципы зеленого маркетинга.
Мы считаем экомаркетинг современной концепцией, новым образом мышления, в результате чего у рыночного субъекта появляется возможность формировать новые стратегические цели и задачи, минимизировать вероятность появления экологических рисков. Это абсолютно новый подход к управлению качеством процесса производства и сбыта продукции. [4]
Особая роль при решении проблем по сохранению окружающей среды и внедрение ресурсосберегающих технологий принадлежит органам региональной власти. Современные российские регионы давно сделали выбор в пользу концепции устойчивого развития на основе инновационного подхода. Но устойчивое развитие невозможно представить без экологически ответственного управления. И именно экологический маркетинг территорий призван обеспечить согласование интересов общества, бизнеса и органов власти, создать теоретико-методологическую базу подобного взаимодействия и приспособить инструменты регионального маркетинга и маркетинга отношений к решению проблем регионального развития.
Для наиболее гибкого и безболезненного приспособления механизма регионального маркетинга к новым условиям можно, прежде всего, определиться с моделью стратегического поведения региона в рамках экологического маркетинга.
Современные специалисты выделяют три таких модели: первая модель — это так называемые территории-«новаторы». Это территории, обладающие научным и инновационным потенциалом, имеющие репутацию мировых лидеров экоразвития (Сидней, Масдар, Винге). Вторая модель — территории-«инвесторы», основную идею которых воплощают крупные, капиталоемкие промышленные урбанизированные центры, такие как Гонконг и Сингапур. И третья модель — территории-«вдох-
новители». В основном это небольшие, активно продвигающие зеленый имидж регионы (практически любой город Швейцарии) [7]. Если мы применим данную классификацию к Ростовской области, то увидим, что, в принципе, наш регион обладает определенными чертами, чтобы выбрать модель территории-«инвестора»: есть крупные промышленные предприятия, обладающие возможностями разрабатывать и внедрять зеленые технологии, есть научные центры, которые могут стать инициаторами и пропагандистами зеленых идей, есть возможности для развития такого востребованного во всем мире направления как экотуризм. И особое значение для данного направления приобретает территория опережающего развития, так как именно она призвана стать инвестиционно привлекательной для компаний, разрабатывающих и внедряющих зеленые технологии.
Разумеется, необходимо через эффективную коммуникационную политику донести и до потенциальных инвесторов и до жителей идеи зеленой экономики и маркетинга. Однако российский регион сталкивается с рядом сложных проблемам, такими как: низкий уровень инвестиционной и инновационной активности (например, в Ростовской области наблюдается снижение инвестиционной активности); отсутствие опыта активного использования маркетингового подхода для решения актуальных проблем регионального развития [3].
Несмотря на трудности, с которыми сталкиваются российские регионы при переходе к зеленому маркетингу территорий, необходимо осознать, что экономия на решении экологических проблем может привести к трагическим социально-экологическим последствиям: ухудшению здоровья населения, ухудшению демографической ситуации в стране и регионе, падению качества жизни населения. В связи с этим мы считаем, что экомарке-тинг обладает существенным потенциалом для того, чтобы стать самой успеш-
ной и прибыльной концепцией в долгосрочной перспективе. Концепцией, которая может гармонично объединить интересы и потребности и населения, и бизнеса и органов власти.
Итак, инвестиции в инновационные зеленые технологии обеспечат рост доходов и условия расширенного воспроизводства. Вместе с этим инновационные технологии обеспечат реструктуризацию предприятий территорий опережающего развития на новой индустриальной базе, что повысит конкурентоспособность производимой продукции.
Библиографический список
1. Гуково стал ТОРом [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://expertsouth.ru/sobytija/gukovo-stal-torom.html.
2. Гуртовой, К. Моногород пытается расправить крылья [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://expert. ru/south/20Ш23/monogorod-pyitaetsya-raspravit-plechi.
3. Пржедецкая, Н. В., Шевелёва, В. В. Особенности формирования экологического маркетинга региона // Зеленая логистика: концепция минимизации нагрузки на окружающую среду и сохранения планеты для будущих поколений : междунар. науч.-практ. XII Южно-Российский логистический форум. 14 октября 2016 г. — Ростов н/Д, 2016. — С. 224-228.
4. Пржедецкая, Н. В., Шевелёва, В. В., Кулькова, Е. П. Инвестиционная политика российского региона на современном этапе // Фундаментальные исследования. — 2016. — № 6. — Ч. 2. — С. 449-454.
5. Пржедецкая, Н. В., Кулько-ва, Е. П., Шевелёва, В. В. Технологии оценки конкурентоспособности предприятия в условиях меняющегося рынка // Фундаментальные исследования. — 2016. — № 2. — Ч. 3. — С. 614-617.
6. Пржедецкая, H. В., Шевелёва, В. В. Инвестиционный потенциал территории опережающего развития // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2016. — № 3. — С. 134-136.
7. Пяткина, О. О. Современные направления развития экологического маркетинга [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.science forum.ru/2014/759/1773.
8. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.donland.ru.
9. Территория опережающего социально-экономического развития в моногороде Гуково [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.donland.ru/ economy/Invest/TOR-Gukovo.
10. ТОР «Гуково» увеличит количество рабочих мест в 20 раз за 10 лет [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://expertsouth.ru/novosti/tor-guko vo-uvelichit-kolichestvo-rabochi.html.
Bibliographic list
1. Gukovo became ТОР [Electronic resource]. — Mode of access : http://expert south.ru/sobytija/gukovo-stal-torom.html.
2. Gurtova, K. Monocity tries to spread wings [Electronic resource]. — Mode of access : http://expert.ru/south/2011/ 23/monogorod-pyitaetsya-raspravit-plechi.
3. Przhedetskaya, N. V., Shevelyo-va, V. V. Features of forming of ecological marketing of region // Green logistics: concept of minimization of load of environment and preserving the planet for future generations: XII Southern Russian logistic forum. October 14, 2016. — Rostov-on-Don, 2016. — P. 224-228.
4. Przhedetskaya, N. V., Shevelyo-va, V. V., Kulkova, E. P. Investment policy of Russian region at present stage // Basic researches. — 2016. — № 6. — Vol. 2. — P. 449-454.
5. Przhedetskaya, N. V., Kulko-va, E. P., Shevelyova, V. V. Technologies of
assessment of competitiveness of entity in conditions of changing market // Basic researches. — 2016. — № 2. — P. 3. — P. 614-617.
6. Przhedetskaya, N. V., Shevely-ova, V. V. Investment potential of territory of advancing development // Humanitarian and social and economic sciences. — 2016. — №3,— P. 134-136.
7. Pyatkina, O. O. Modern directions of development of ecological marketing [Electronic resource], — Mode of access : http://www.scienceforum.ru/2014/759/1773.
8. Strategy of social and economic development of Rostov region till 2020 [Electronic resource], — Mode of access : http://www.donland.ru.
9. Territory of advancing social and economic development in monocity of Gu-kovo [Electronic resource], — Mode of access: http://www.donland.ru/economy/ Invest/TOR-Gukovo.
10. TAD of Gukovo will increase quantity of workplaces by 20 times in 10 years [Electronic resource], — Mode of access : http://expertsouth.ru/novosti/ tor-gukovo-uveli chit-koli che stvo-rab ochi. html