Р. В. Шеховцов, М. В. Колесников, А. И. Новицкая
УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА:
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД
Аннотация
В статье исследуются вопросы процессной методологии развития инвестиционной сферы региона. Разработаны детальные алгоритмы реализации основных бизнес-процессов инвестиционной сферы региона: инвестиционная акселерация; сопровождение инвестиционных проектов; формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе. Развита типология проектов и разработана матрица потребности в инвестиционных ресурсах в зависимости от реализуемого проекта.
Ключевые слова
Долгосрочное развитие инвестиционной сферы региона, бизнес-процессы инвестиционной сферы региона, инвестиционная акселерация, сопровождение инвестиционных проектов, формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе, типология инвестиционных проектов, матрица потребности в инвестиционных ресурсах.
2017 № 1 (57) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
R. V. Shekhovtsov, M. V. Kolesnikov, A. I. Novitskaya
MANAGEMENT OF REGION'S INVESTMENT DEVELOPMENT:
PROCESS APPROACH
Annotation
In this article the following issue is being studied: development of investment infrastructure of region. Detailed algorithms of main business processes realization inside the investment sphere of region have been investigated: investment acceleration, coordination of investment projects, formation of positive investment climate in region. Typology of projects has been developed, as well as matrix of demand in investment resources depending on project being realized.
Keywords
Long-term development of investment sphere of region, business processes in investment sphere of region, coordination & follow-on of investment projects, formation of positive investment climate in region, typology of investment projects, matrix of demand in investment resources.
Развитие инвестиционной сферы — одна из наиболее приоритетных задач социально-экономического развития региона. Поэтому не случайно, что проблемы и решения инвестиционных задач являются одним из ключевых элементов стратегий долгосрочного развития территорий. Но чаще всего сам характер и острота проблем, связанных с инвестиционным развитием, требуют от региональных органов исполнительной власти фокусировки, которая реализуется в рамках специальной стратегии инвестиционного развития, для которой формируют систему целеполагания, разрабатывают прогнозы и сценарии, определяют инструментарий, перечень приоритетных проектов, систему управления и другие направления стратегического инвестиционного развития [1, 2]. Инвестиционная сфера региона представляет собой систему ресурсов, процессов, субъектов, правил формирования и воспроизводства капитала в региональной экономике. В рамках данной статьи исследуется часть инвестиционной сферы региона, которая связана с реальными инвестициями. Чаще всего «реальность» инвестиций связывается с материальностью инвестиционных объ-
ектов. В частности, реальные инвестиции есть «долгосрочные вложения средств в материальное производство, в материально-вещественные виды деятельности» [3]. Иногда реальные инвестиции отождествляют с капитальными вложениями. С позиции нормативного подхода капитальные вложения — это «затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты» [4]. Это достаточно распространенная позиция. Однако, мы полагаем, «реальность» инвестиций вернее связывать не с материальностью форм инвестиционных объектов, а с эффектом и результатом инвестиций, под которыми мы понимаем экономическую добавленную стоимость. Реальные инвестиции — это не денежные (финансовые) инвестиции, которые связаны с приобретением и управлением активами в форме ценных бумаг, валюты, депозитов и др. К реальным инвестициям следует относить: «приобретение материальных активов (основных фондов, земли), оплату строительства или реконструкции; капи-
тальный ремонт основных фондов; вложения в нематериальные активы (патенты, лицензии, права пользования, авторские права, товарные знаки, ноу-хау и т. д.); вложения в человеческий капитал (воспитание, образование, наука); приобретение готового бизнеса» [5].
Процессный подход как концепция управления рассматривает управленческую деятельность как систему действий (процессов), создающих добавленную ценность, преобразующих входящие ресурсы в продукт и/или услуги. В теории и практике процессного моделирования и управления выделяют основные, вспомогательные бизнес-процессы, бизнес-процессы управления и развития [6].
Для обеспечения эффективности выполнения процессов управления и развития необходимо точно описать их объект управления. Для них объектом выступают основные и вспомогательные бизнес-процессы. Основными бизнес-процессами инвестиционной сферы региона являются: инвестиционная акселерация; сопровождение инвестиционных проектов; формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Инвестиционная акселерация.
Инвестиционная акселерация является основным ключевым процессом инвестиционного развития региона и включает следующие процессы: маркетинг территории; поиск новых внешних инвесторов; стимулирование региональных потенциальных инвесторов.
Инвестиционная акселерация, по сути, обеспечивает актуализацию инвестиционного потенциала региона и создает предпосылки для запуска реальных инвестиционных проектов. Инвестиционная акселерация в системе регионального инвестиционного процесса представляет собой предынвестицион-ную фазу.
Целью маркетинга территории является создание у потенциальных и действующих инвесторов целевого пред-
ставления о регионе как инвестиционно привлекательной территории, располагающей емкими ресурсными и рыночными возможностями, включая эффективную систему управления инвестиционным развитием, благоприятным инвестиционным и деловым климатом. Стратегическими задачами маркетинга территории как процесса инвестиционной акселерации являются следующие.
1. Повышение информированности и узнаваемости региона как привлекательной инвестиционной территории для потенциальных инвесторов, инвестиционных посредников и контактных аудиторий.
2. Повышение лояльности (рейтинга доверия) региональных потенциальных инвесторов. В результате отток инвестиций из региона должен снижаться, по крайней мере по тем видам деятельности, для которых в регионе имеется достаточные ресурсы и емкие рынки.
Основными подпроцессами (работами) маркетинга территории являются: формирование инвестиционного предложения региона; брендирование и продвижение бренда региона [7]; выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность; формирование партнерской сети с инвестиционными посредниками, институтами развития, организация взаимодействия с представительствами России за рубежом, а также с представительствами иностранных государств в России по вопросам привлечения инвестиций; организация взаимодействия со стейкхол-дерами; развитие специализированного информационного портала, формирование и актуализация базы данных потенциальных инвесторов, посредников и контактных аудиторий, создание интерактивных сервисов для потенциальных инвесторов и контактных аудиторий в части презентации и продвижения инвестиционного потенциала региона.
В рамках процессов «поиск новых внешних инвесторов» и «стимулирование региональных потенциальных инвесто-
ров» реализуется механизм, направленный на выявление и отбор потенциальных инвесторов, а также выполняется консультирование инвестиционных команд.
Целью процессов «поиск новых внешних инвесторов» и «стимулирование региональных потенциальных инвесторов» является увеличение количества и объема новых инвестиционных проектов. Задачами процессов являются: обеспечение роста количества потенциальных инвесторов, имеющих намерения реализовать в регионе инвестиционный проект и рост доли фактически реализуемых в регионе проектов в общем объеме потенциальных инвестпроектов.
Основные подпроцессы (работы), реализуемые в рамках поиска новых внешних инвесторов и стимулирования региональных потенциальных инвесторов: поиск потенциальных инвесторов, проведение переговоров и заключение предварительных соглашений о намерениях и сотрудничестве; стимулирование инвестиционных стартапов.
Сопровождение инвестиционных проектов. Бизнес-процесс является ключевым, учитывая, что именно на данном этапе собственно и реализуется конкретный инвестиционный проект. В рамках данного процесса реализуется следующий комплекс подпроцессов (работ): мониторинг инвестиционных проектов; регистрация, анализ, экспертиза и отбор инвестиционных заявок; формирование реестров приоритетных проектов; ресурсное обеспечение проекта.
Система мониторинга в регионах регулируется специальной нормативной базой. В частности, в Ростовской области процедура сопровождения инвест-проектов регулируется постановлением Губернатора [8].
Регистрация проектов в базе данных (реестры проектов) должна носить заявительный характер для инвесторов, однако система поддержки инвесторов должна дифференцироваться в зависимости от приоритетов социально-
экономического развития региона. В идеале, система приоритетов должна быть проранжирована. Изменения в нее должны вноситься по мере необходимости. Таким образом, через реализацию принципа фокусировки государственной поддержки на приоритетных инвестиционных проектов обеспечивается эффективность использования бюджетных средств.
Целью мониторинга инвестиционных проектов является обеспечение органов исполнительной власти (ОИВ) оперативной информацией в рамках полномочий по управлению инвестиционной деятельностью в регионе. В рамках мониторинга взаимодействие между ОИВ и инвесторами осуществляется по следующим направлениям: стадия реализации проекта; потребности инвесторов в ресурсах развития и др.
Основные задачи мониторинга инвестиционных проектов в регионе: обеспечение инвесторов и других субъектов социально-экономической системы открытой и актуальной информацией; развитие информационной базы; развитие системы управления информационными базами инвестиционных проектов.
Для повышения эффективности процесса мониторинга инвестпроектов в целом, на этапе регистрации, анализа, экспертизы и отбора инвестиционных заявок необходимо реализовать следующие подпроцессы (работы): разработка принципов, критериев и технологии регистрации, анализа, экспертизы и отбора инвестиционных заявок; разработка электронных сервисов для инвесторов в части повышения открытости и повышения эффективности процедур регистрации, анализа, экспертизы и отбора инвестиционных заявок.
Для повышения эффективности процедур сопровождения инвестиционных проектов на этапе ресурсного обеспечения предлагается использовать следующие критерии типологии проектов: отношение к приоритетам социально-экономического развития региона; сто-
имость и социально-экономические эффекты проекта; этап реализации проекта; тип проекта в зависимости от объектов инвестирования; потребность в ресурсах развития. В частности, может быть использована следующая система типологии инвестпроектов в зависимости объектов и конечных результатов инвестирования: новое строительство (Greenfield investment); реконструкция, капитальный ремонт и техническое перевооружение действующих предприятий с изменением мощности бизнеса (Brownfield investment 1); реконструкция, капитальный ремонт и техническое перевооружение действующих предприятий без изменения мощности бизнеса (Brownfield investment 2); НИОКР.
Для повышения эффективности процесса мониторинга инвестпроектов в целом на этапе формирования реестров приоритетных проектов предлагается реализовать следующие мероприятия: актуализация системы реестров инвестиционных проектов, реализуемых в регионе, исходя из приоритетов инвестиционного и социально-экономического развития региона, возможностей обеспечения ресурсами развития [9]; развитие автоматизированной системы управления реестрами инвестиционных проектов, включая совершенствование функциональных возможностей инструментария анализа специализированных баз данных; разработка системы рейтингов инвестиционных проектов, реализуемых в регионе с учетом актуализации приоритетов, возможностей ресурсной обеспечения и др.
Целью ресурсного обеспечения в рамках процесса сопровождения инвестиционных проектов является повышение реализуемости инвестиционных проектов в регионе. При этом в качестве основных задач необходимо рассматривать: повышение доступности ресурсов развития и снижение издержек при реализации инвестиционных проектов; снижение продолжительности инвестиционных проектов за счет сокращения
административных и ведомственных процедур и регламентов; (3) повышение эффективности системы поддержки реализации инвестиционных проектов.
Классификация ресурсов развития при реализации инвестиционных проектов: земельные ресурсы; кадровое обеспечение; инфраструктурное обеспечение; финансовое обеспечение и др.
Для реализации системы целепо-лагания сопровождения проектов в части ресурсного обеспечения основными подпроцессами (работами) являются следующие.
1. Организация нефинансовой поддержки инвесторов: организационная (административная) поддержка; консультационная поддержка; информационная поддержка.
2. Организация прямой финансовой и специальной поддержки инвесторов:
- инструменты секторального развития инвестиционной сферы региона (промышленная политика, включая развитие НДТ и НТИ; инструменты развития АПК и обеспечения продовольственной безопасности; инвестиционный лифт: проекты в сфере импортоза-мещения и развитие несырьевого экспорта; развитие инфраструктуры спорта и делового туризма) [10];
- инструменты пространственного и инфраструктурного развития инвестиционной сферы региона (инструменты кластерного развития; развитие индустриальных парков; территории опережающего социально-экономического развития; развитие транспортной, логистической, телекоммуникационной, энергетической инфраструктуры);
- инструменты институционального развития (инструменты инновационного развития; инструменты поддержки малого и среднего предпринимательства; инструменты тарифного регулирования; инструменты развития ГЧП; инструменты взаимодействия с банковскими структурами, институтами развития; подготовка кадров, развитие квалификаций и компетенций).
Следующим ключевым бизнес-процессом инвестиционной сферы региона является формирование благоприятного инвестиционного климата.
Данный бизнес-процесс является сквозным процессом инвестиционного развития региона. Качество данного процесса определяет эффективность всей инвестиционной сферы региона.
Целью процесса является создание благоприятных экономических, рыночных, административных и институциональных условий для инициации новых и реализации текущих инвестиционных проектов в регионе. Для этого необходимо решать следующие задачи: формирование и развитие системы региональных экономических стимулов, включая прямую финансовую поддержку, привлекательные налоговые и тарифные условия для инвесторов; развитие системы региональных товарных рынков; снижение уровня административных барьеров; развитие нормативной базы и специализированной инфраструктуры, стимулирующих количественный и качественный рост инвестиций в регионе; повышение эффективности системы управления инвестиционным развитием в регионе.
Данный процесс является сложным процессом. Кроме того, некоторые составляющие этого процесса регулируются на уроне федерального центра и по сути не управляемы на уровне региона. Он включает [11]:
1. Устранение административных барьеров и упрощение процедур ведения бизнеса. Для повышения качества инвестиционного климата в части снижения административных барьеров работа должна быть организована по следующим направления: совершенствование административных процедур (регуля-торная среда; оценочная деятельность; налоговое администрирование; регистрация предприятий и регистрация собственности); организация доступа на рынки (доступ к закупкам госкомпаний и компаний с государственным участи-
ем; развитие конкуренции); развитие ВЭД (упрощение таможенных процедур; продвижение на рынках зарубежных стран и поддержка экспорта); доступ к производственной инфраструктуре (получение разрешения на строительство; доступ к энергосетям (калькулятор технологического присоединения).
2. Развитие инвестиционной инфраструктуры. Данная работа направлена на повышение уровня регионального инвестиционного стандарта, который включает: разработку и актуализацию инвестиционной стратегии региона, в том числе: разработку плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры, ежегодное инвестиционное послание Губернатора региона, организацию работы совета по улучшению инвестклимата, организацию работы по привлечению инвестиций и работе с инвесторами; создание благоприятных условий для бизнеса, включая нормативную базу о защите прав инвесторов и механизмах поддержки инвестиционной деятельности, инфраструктуру для инвесторов, инвестиционный портал, механизмы подготовки кадров, единый регламент сопровождения ин-вестпроектов по принципу «одного окна», включение потребителей энергоресурсов в состав РЭК, обучение, повышение и оценку компетенции сотрудников региональной команды; обеспечение высокого уровня гарантий инвесторам, которые включают инвестиционную декларацию региона, процедуру оценки регулирующего воздействия, каналы прямой связи с руководством региона.
3. Организация работы по привлечению инвестиций в регион, которая состоит из: разработки и актуализации аналитической карты региона; актуализации инвестиционных профилей МО; организации коммуникаций с корпорациями развития и представителями ОИВ; создания и совершенствования навигатора по мерам поддержки, а также других электронных сервисов.
4. Обеспечение эффективности деятельности региональной управленческой команды, прежде всего с целью повышения национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионе, включая: регуляторную среду (регистрация предприятий; получение разрешений на строительство; подключение к электросетям); институты для бизнеса (региональное законодательство о поддержке инвесторов; институт оценки регулирующего воздействия; региональная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами); инфраструктуру и ресурсы (объекты инвестиционной инфраструктуры; регистрация прав собственности на земельный участок; налоговые льготы в регионе; государственные гарантии и государственные гарантийные фонды); поддержку малого предпринимательства (финансовая поддержка малого предпринимательства).
5. Внедрение лучших инвестиционных практик в деятельность региона и МО, включая: организацию и проведение конкурса лучших практик и инициатив инвестиционного развития региона и МО; проведение образовательной программы по лучшим региональным управленческим практикам работы с предпринимателями и оптимизации существующих административных регламентов.
Важно отметить, что устойчивое социально-экономическое развитие регионов в условиях ограниченных ресурсов возможно исключительно на понимании приоритетных задач и фокусировке инструментария на их решение. Реализация приоритетных инвестиционных проектов должна обеспечивать максимальные мультипликативные эффекты для региональной экономики, а приближение результатов к целям достигаться исключительно в рамках процесса постоянного совершенствования управленческих практик.
Библиографический список
1. Шеховцов, Р. В., Абдулла-
ев, Р. А. Прогнозные сценарии инвестиционного развития Ростовской области на период до 2030 г. // Финансовые исследования. — 2016. — № 4.
2. Проект стратегии инвестиционного развития Ростовской области до 2030 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://invest-don.com/ru/new_ele теП_408.
3. Райзберг, Б. А., Лозовский, Л. Ш., Стародубцева, Е. Б.
Современный экономический словарь [Электронный ресурс]. — 6-е изд., пе-рераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2011. — Режим доступа : http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_67315/8c1e6ab 4270792c51304ea06f47dc20ce51ba57b.
4. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений : [Федеральный закон № 39-ФЗ от 25.02.1999 (ред. от 28.12.2013)] [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_22142/bb9e97fad9d 14ac66df4 b6e67c453d1be3b77b4c.
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Инвестиции.
6. Хаммер, М., Чампи, Дж. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2011.
7. Исследование направлений повышения конкурентоспособности экономики Ростовской области : моногр. / под ред. Р. В. Шеховцова. — Ростов н/Д : Изд-во Южного федерального университета, 2016.
8. О сопровождении инвестиционных проектов на территории Ростовской области : [Постановление Правительства Ростовской области № 603 от 23.09.2015] [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.donland.ru.
9. Арженовский, С. В., Шехов-цов, Р. В. Приоритеты долгосрочного социально-экономического развития региона: эконометрические модели производственных функций // Региональная экономика: теория и практика. —
2016. — № 10. — С. 147-156.
10. Shekhovtsov, R. V., Ponoma-reva, M. A., Yaroshenko, S. G., Khaibu-lin, L. R. Instruments of Investment Attraction in Order to Fulfill the Structural Priorities of Sustainable Regional Development (Stude Based of Rostov Region) // European Research Studies. International Multidisciplinary Journal with Topics in European Integration. Special Issue: Russia and EU: Development and Horizons. —
2017. — Vol. XX. — Issue 1. — P. 337-349.
11. Лучшие управленческие практики: Итоги пилотного апробирования Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://asi.ru/ upload/iblock/5cb/SLP.pdf.
Bibliographic list
1. Shekhovtsov, R. V., Abdulla-
yev, R. A. Forecast scripts of investment development of Rostov region for period until 2030 // Financial studies. — 2016. — № 4.
2. Project of Investment development of Rostov region till 2030 [Electronic resource]. — Mode of access : http://invest-don.com/ru/new_element_408.
3. Raiseberg, B. A., Lozovskiy, L. Sh., Starodubtseva, E. B. Modern economics vocabulary [Electronic resource]. — 6th ed., add. and restud. — М. : INFRA-M, 2011. — Mode of access : http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_67315/8c1e6 ab4270792c51304ea06f47dc20ce51ba57b.
4. About investment activity in Russian Federation, carried on in capital in-
vestments : [Federal law № 39-ФЗ from 25.02.1999 (ed. from 28.12.2013)] [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_22142/bb9e97fad9d14ac66df4 b6e67c453d1be3b77b4c.
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Инвестиции.
6. Hummer, M., Champi, G. Reengineering of Corporation. Manifest of Revolution in business. — М. : Mann, Ivanov & Ferber, 2011.
7. Study of directions in increase of Rostov region competitive ability : monograph / ed. by R. V. Shekhovtsov. — Rostov-on-Don : Publishing House of Southern Federal University, 2016.
8. About coordination of investment projects on Rostov region territory : [Memorandum of Rostov region government № 603 from 23.09.2016 ] [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.donland.ru.
9. Arzhenovskiy, S. V., Shekhov-tsov, R. V. Priorities of long term social-economic development of region: econometric models of industrial functions // Regional economics: theory and practice. —
2016. — № 10. — P. 147-156.
10. Shekhovtsov, R. V., Ponoma-reva, M. A., Yaroshenko, S. G., Khaibu-lin, L. R. Instruments of Investment Attraction in Order to Fulfill the Structural Priorities of Sustainable Regional Development (Stude Based of Rostov Region) // European Research Studies. International Multidisciplinary Journal with Topics in European Integration. Special Issue: Russia and EU: Development and Horizons. —
2017. — Vol. XX. — Issue 1. — P. 337-349.
11. Best management practices: Final results of pilot test of National rating of investment climate conditions inside Russian Federation subjects [Electronic resource]. — Mode of access : https://asi.ru/ upload/iblock/5cb/SLP .pdf.