Научная статья на тему 'Прогнозные сценарии инвестиционного развития Ростовской области на период до 2030 года'

Прогнозные сценарии инвестиционного развития Ростовской области на период до 2030 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1252
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСЕРВАТИВНЫЙ / РЕАЛИСТИЧНЫЙ / ОПТИМИСТИЧНЫЙ / СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ / ЭНЕРГОРЕСУРСЫ / CONSERVATIVE / REALISTIC / OPTIMISTIC / EQUITY / ENERGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шеховцов Р. В., Абдуллаев Р. А.

В статье представлены прогнозные сценарии инвестиционного развития области в долгосрочной перспективе, построенные на основе данных объемов инвестиций в основные средства, планируемых на 2017-2020 гг. Главными сценариями инвестиционного развития Ростовской области выделены: консервативный, реалистичный, оптимистичный. В каждом сценарии представлены факторы, влияющие на инвестиционный рынок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the forecast-ing scenarios of investment development of the region in the long term, based on the data of investment in fixed assets planned for 2017-2020. Basic scenarios of investment development of the Rostov region were determined: conservative, realistic, optimistic scenario. In each scenario presented factors that influence ausie in the investment market.

Текст научной работы на тему «Прогнозные сценарии инвестиционного развития Ростовской области на период до 2030 года»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Шеховцов Р.В.,

д.э.н., заведующий кафедрой экономики региона, отраслей и предприятий РГЭУ (РИНХ) Абдуллаев Р.А.,

к.э.н., руководитель государственного автономного учреждения Ростовской области «Региональный информационно-аналитический центр»

ПРОГНОЗНЫЕ СЦЕНАРИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

В статье представлены прогнозные сценарии инвестиционного развития области в долгосрочной перспективе, построенные на основе данных объемов инвестиций в основные средства, планируемых на 2017-2020 гг. Главными сценариями инвестиционного развития Ростовской области выделены: консервативный, реалистичный, оптимистичный. В каждом сценарии представлены факторы, влияющие на инвестиционный рынок.

Ключевые слова: консервативный, реалистичный, оптимистичный, собственный капитал, энергоресурсы.

Shekhovtsov R. V., Abdullaev R.A.

FORECAST SCENARIOS OF INVESTMENT DEVELOPMENT OF

THE ROSTOV REGION FOR THE PERIOD TILL 2030

The article presents the forecast-ing scenarios of investment development of the region in the long term, based on the data of investment in fixed assets planned for 2017-2020. Basic scenarios of investment development of the Rostov region were determined: conservative, realistic, optimistic scenario. In each scenario presented

factors that influence ausie in the investment market.

Keywords: conservative, realistic, optimistic, equity, energy.

Сценарии развития инвестиционной сферы Ростовской области до 2030 года сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Ростовской области на 20172019 годы1, с учетом уточненного долгосрочного прогноза социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 г. (распоряжение Правительства Ростовской области от 16.01.2014 № 5)2 При разработке сценариев использовались положения Прогноза долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 г. Сценарии и прогноз значений основного индикатора развития инвестиционной сферы Ростовской области рассчитываются по трем вариантам:

1. Негативный (консервативный).

2. Стабильный (реалистичный).

3. Положительный (оптимистичный).

Сценарии развития инвестиционной сферы Ростовской области зависят от внешних и внутренних условий социально-экономического развития, ко-

1 Распоряжение Правительства Ростовской области от 12.08.2016 № 331 «О прогнозе социально-экономического развития Ростовской области на 2017-2019 годы». URL: http://www.donland.ru/documents/O-prognoze-socialno-ehkonomicheskogo-razvitiya-Rostovskojj-oblasti-na-2017-%E2%80%93-2019-gody?pageid=128483&mid= 134977&itemId=24308

2 Распоряжение Правительства Ростовской области от 16.01.2014 № 5 «О долгосрочном прогнозе социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года». URL: http://www.donland.ru/documents/O-dolgosrochnom-prognoze-socialno-ehkonomicheskogo-razvitiya-Rostovskojj-oblasti-na-period-do-2030-goda?pageid=128483&mid=134977&itemId=22179

3 Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития РФ). URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/macro/prognoz/doc20130325_06

торые определяются долгосрочными вызовами, степенью реализации возможностей и угроз, сильными и слабыми сторонами инвестиционной сферы региона. Негативный (консервативный) сценарий развития инвестиционной сферы Ростовской области сформирован с учетом условий консервативного сценария (вариант 1) РФ и с учетом первого варианта среднесрочного (20172019 гг.) и долгосрочного (до 2030 г.) прогнозов социально-экономического развития Ростовской области.

Негативный сценарий опирается на предположения о том, что внешние условия для инвестиционного развития Ростовской области будут носить неблагоприятный характер. Это будет обусловлено следующими факторами:

- замедление экономического развития в мире продолжится, экономический рост часто будет приобретать нулевые или отрицательные значения. Это будет способствовать сокращению спроса на основные экспортируемые Ростовской областью товары и сопровождаться оттоком капитала. В результате возможности развития за счет наращивания производственных мощностей, ориентированных на внешние рынки, и реализации проектов в расчете на иностранные инвестиций будут сокращаться;

- конъюнктура ключевых товарных рынков будет носить неблагоприятный характер, что негативно отразится на финансовом положении экспортеров, включая производителей сельскохозяйственной продукции, металлов и изделий из них, нефтепродуктов и продукции машиностроения, соответственно, будут сокращаться и объемы грузоперевозок через морские порты Ростовской области;

- режимы ограничений торговых и финансовых отношения между Россией и крупнейшими экономиками (ЕЭС, США и др.) сохранятся, как следствие -региональные товаропроизводители наравне с другими российскими товаропроизводителями будут сталкиваться

с ограничением и высокой стоимостью заемного капитала (при прочей равной политики ЦБ РФ), а также ограничениями в сфере торговли технологиями (прежде всего импорт высокотехнологичного оборудования и технологий);

- геополитическая ситуация будет по-прежнему неустойчивой, и этот фактор в значительной мере будет определять состав торговых партнеров и структуру внешнеторгового товарооборота. Кроме того, это будет негативно влиять как на страновые в целом, так и региональные в частности инвестиционные риски;

- стоимость углеводородов и сырья, экспортируемых Россией, по прогнозам сохранится на уровне текущих котировок. Это будет существенно ограничивать доходы федерального бюджета (при прочей равной стоимости рубля к доллару) и, как следствие, его возможности участвовать при реализации крупных инфраструктурных проектов и софинан-сировать региональные программы инвестиционного развития приоритетных направлений социально-экономического развития Ростовской области;

- структура региональной экономики существенно не изменится, однако специализации, сформированные на базе ресурсного (сельхозпроизводство, переработка сельхозсырья, генерация электроэнергии) и транзитного (транспортировка, грузопереработка и торговля) потенциала будут усиливаться. Развитие будет концентрироваться в узких экспортно ориентированных производствах без организации производств глубокой переработки сырья. Остальные товаропроизводители будут переориентироваться на внутренний рынок, потенциал которого будет сдерживаться платежеспособностью населения.

Тенденция к умеренному ослаблению курсовой стоимости рубля сохранится. В целом курс рубля будет по-прежнему жестко привязан к котировкам цен на углеводороды. Несмотря на

то что развитие альтернативной и атомной энергетики интенсифицируется и их доля в общем энергобалансе будет увеличиваться, тем не менее углеводороды сохранят свое доминирующее положение в структуре потребления. Рост доли альтернативной и атомной энергетики будет оказывать негативное влияние на котировки по углеводородам.

В связи с этим в рамках региональной экономики конкурентоспособность экспортеров будет повышаться. Кроме того, возможности для реализации политики импортозамещения сохранятся, однако ограничения для модернизации производства за счет импортных технологий и оборудования будут существенны.

В целом российская экономика будет развиваться в рамках консервативного или энергосырьевого сценария. Объемы поддержки регионов на развитие инвестиционной сферы будут ограничены и конкурентные преимущества региона будут реализованы не в полной мере. Вместе с тем слабые стороны региональной экономики, проявляющие себя в условиях негативного сценария, будут компенсированы за счет высокой диверсифицированности экономики Ростовской области.

В результате на фоне опережающего развития региональных и российских конкурентов для Ростовской области возможна постепенная утрата конкурентоспособности по доминирующим и наиболее капиталоемким отраслям промышленности (прежде всего машиностроение). Широкое развитие получат энергоемкие производства и агропромышленный комплекс, региональная конкурентоспособность будет базироваться на эксплуатации природных ресурсов (земельных прежде всего), энергетического потенциала (генерация электроэнергии) и географического положения (транзитный потенциал). Доля Ростовской области в экономике России и ЮФО как следствие может снизиться,

возможна и частичная утрата функционала макрорегионального центра ЮФО.

Модернизация региональной экономики в значительной степени в рамках консервативного сценария будет опираться на импортные технологии и знания. Усилится отставание региона по уровню инновационной активности высокотехнологичных секторов, разрыв с лидирующими странами и регионами усилится, высокие темпы импорта технологий сохранятся.

Так как рост региональной экономики будет концентрироваться вокруг АПК, электроэнергетики, транспорта и торговли, а также принимая во внимание высокую стоимость заемного капитала и импортных технологий, ограничивающих в совокупности возможности модернизации производства, при реализации консервативного сценария производительность труда в целом в экономике Ростовской области сохранится на прежнем уровне.

В сфере инфраструктурного развития будут завершены крупные инженерно-инфраструктурные и транспорт-но-логистические проекты до 2018 года (включая Южный хаб, стадион для чемпионата мира по футболу в 2018 году и др.), развитие региональной инфраструктуры, финансируемой за счет средств регионального бюджета, будет запаздывать относительно возникающих потребностей. Инфраструктурные ограничения, связанные с доступом к энергетической и инженерной инфраструктуре, неразвитость транспортной инфраструктуры регионального значения сохранятся и будут сдерживать инвестиционное развитие территории Ростовской области.

Дифференциация экономической активности, уровня развития инженерной и социальной инфраструктурой в территориальном срезе сохранится, и в крайних случаях будет усиливаться. Территориальное развитие Ростовской области будет иметь инерционный ха-

рактер, концентрироваться вокруг сложившихся урбанизированных центров (г. Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Таганрог, Шахты, Азов и др.).

Институциональное развитие инвестиционной сферы замедлится, более всего это коснется международного инвестиционного сотрудничества. Действующая нормативная база и региональные институты развития в большей степени должны будут ориентироваться на инвестиционное взаимодействие с федеральным центром и регионами, сумевшими сформировать заделы и компетенции в ключевых конкурентоспособных отраслях, и в целях расширения бизнеса будут заинтересованы в экспансии на другие региональные рынки.

При реализации консервативного сценария структура человеческого капитала будет негативно меняться, следует прогнозировать отток высококвалифицированных работников. Доля вы-

сокопроизводительных рабочих мест в структуре занятых будет снижаться.

Объем инвестиций в экономику Ростовской области в 2020 году ожидается на уровне 443 478,2 млн руб. Этот объем превысит нормативное значение в 25% от уровня ВРП, однако целевой уровень, определенный губернатором Ростовской области в объеме 500 000 млн руб., не будет выполнен (Выступление избранного губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева на церемонии вступления в должность. URL: http://www.donland.ru/ Donland/Pages/View. aspx?pageid=78122& mid=122217&itemId=1429). В 2030 году при реализации консервативного сценария объем инвестиций в экономику региона составит 883 534,7 млн руб., фактически удвоится к уровню 2020 года. Прогноз количественного изменения объемов инвестиций в экономику Ростовской области в разрезе сценариев представлен в таблице 1.

Годы Сценарии развития

Положительный Стабильный Негативный

(оптимистичный) (реалистичный) (консервативный)

В действу- Темп роста В действу- Темп роста В действу- Темп роста

ющих ценах в сопоста- ющих ценах в сопоста- ющих ценах в сопоста-

(млн руб- вимых це- (млн руб- вимых це- (млн руб- вимых це-

лей) нах (про- лей) нах (про- лей) нах (про-

центов) центов) центов)

2017 350 455,7 106,6 336 976,6 104,0 326 634,0 101,0

2018 401 612,9 107,2 371 863,8 105,5 352 255,2 103,2

2019 453 051,2 106,9 416 566,3 107,3 383 200,1 104,4

2020 500 000,0 105,0 459 734,2 102,7 443 478,2 102,0

2021 552 539,3 105,4 507 336,9 103,3 486 144,3 102,2

2022 604 398,2 103,9 556 134,6 104,2 531 880,8 102,4

2023 664 848,8 104,8 604 970,4 103,7 569 101,8 102,0

2024 732 412,4 105,7 658 115,9 104,4 607 829,2 102,5

2025 804 685,4 106,0 715 898,4 105,0 651 121,2 103,4

2026 878 305,5 105,7 773 541,1 104,6 692 786,5 103,0

2027 955 587,6 104,8 835 053,1 104,0 738 528,4 102,7

2028 1 030 338,5 104,3 894 529,0 103,6 782 729,3 102,5

2029 1 121 391,5 105,4 964 695,8 104,5 832 009,9 103,0

2030 1 211 252,5 104,7 1 035 388,7 104,0 883 534,7 102,9

Таблица 1 - Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования на основе прогнозных сценариев инвестиционного развития

Ростовской области в 2017-2030 гг.

Анализ структуры совокупного объема инвестиций в крупные и средние предприятия Ростовской области с 2010

по 2015 год по источникам финансирования позволил выявить определенные закономерности (табл. 2).

Таблица 2 - Структура совокупного объема инвестиций в крупные

и средние предприятия Ростовской области с 2010 по 2015 год _в разрезе источников финансирования__

Источники инвестиций в основной капитал накопленным итогом за 20102015 годы, крупные и средние организации Доля в %

Всего, в том числе: 100,0

собственные средства (прибыль, остающаяся в распоряжении организации (фонд накопления), амортизация) 26,6

привлеченные средства, а именно: 73,4

заемные средства, средства внебюджетных фондов, средства организаций и населения, привлеченные для долевого строительства, средства от эмиссии акций и прочие привлеченные средства 25,1

бюджетные средства 19,8

средства вышестоящих организаций 28,5

Самую большую долю в структуре инвестиций занимают средства вышестоящих организаций - 28,5%. Эти инвестиции в основном привлекаются в рамках деятельности крупных вертикально интегрированных корпораций, имеющих филиалы в Ростовской области, прежде всего в сфере развития энергетических мощностей и инженерно-транспортной инфраструктуры. Данный источник инвестиций в долгосрочной перспективе не может рассматриваться в качестве основы опережающего инновационного развития экономики, так как имеет пределы насыщения и находится в прямой зависимости от среднероссийских темпов экономического развития.

Второе место в структуре инвестиций занимают собственные средства - 26,6%, которые формируется за счет прибыли, оставшейся в распоряжении организаций и амортизации. Потенциал инвестиционного развития за счет собственных средств также ограничен и не может обеспечить опережающего роста экономики.

Третье место в структуре источников инвестиций по объему занимают средства, привлеченные на финансовом рынке (заемные средства, средства вне-

бюджетных фондов, средства организаций и населения, привлеченные для долевого строительства, средства от эмиссии акций и прочие привлеченные средства). В наблюдаемом периоде на их долю пришлось 25,1% от всего объема, причем более 44% в их структуре занимают кредиты банков. Потенциал данного источника инвестиций в значительной степени остается нереализованным. Проблема общеизвестна - уровень процентных ставок по банковским кредитам превышает среднюю рентабельность производства практически во всех несырьевых отраслях реальной экономики. Кроме того, доступность банковского кредитования оставляет желать лучшего. Еще одной серьезной проблемой для российского и регионального рынка в частности является практическая безальтернативность банковскому кредитованию вследствие неразвитости финансовых рынков. Однако для ведущих мировых экономик характерно фундаментальное влияние финансового рынка на инвестиционную активность реальной экономики. В связи с этим увеличение как доли, так и объемов в данном направлении должно рассматриваться как приоритет в обеспечении реализации сценарных прогно-

зов развития инвестиционной сферы Ростовской области.

Самая низкая доля в структуре инвестиций приходится на бюджетные источники - 19,8%. Бюджетные инвестиции являются важным элементом инвестиционной сферы, вместе с тем оче-

видно, что они не могут быть основой для опережающего развития региональной и национальной экономики в целом.

В разрезе источников (ресурсов) инвестиций прогноз развития инвестиционной сферы с учетом сценариев представлен в таблице 3.

Таблица 3 - Прогноз структуры и динамики источников инвестиций в основной капитал в разрезе сценариев развития инвестиционной сферы

Ростовской области до 2030 года

Всего 100%, 2010- Сце- 2020 год 2030 год 2016-

в том числе: 2015 нарий 2030 годы

годы доля темп1 доля темп1 доля темп1

собственные средства (прибыль, 26,6 N 18,8 70,5 23,0 86,2 20,1 75,4

остающаяся в распоряжении ор- Я 19,4 72,7 21,7 81,7 19,8 74,2

ганизации (фонд накопления), Р 18,5 69,5 20,4 76,7 18,6 70,0

амортизация)

привлеченные средства, а имен- 73,4 N 81,2 110,7 77,0 105,0 79,9 108,9

но: Я 80,6 109,9 78,3 106,7 80,2 109,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р 81,5 111,0 79,6 108,5 81,4 110,9

заемные средства, средства 25,1 N 33,6 145,5 39,0 155,5 36,5 145,5

внебюджетных фондов, сред- Я 34,7 162,4 45,8 182,6 40,7 162,4

ства организаций и населения, Р 40,7 189,1 52,8 210,3 47,5 189,1

привлеченные для долевого

строительства, средства от

эмиссии акций и прочие при-

влеченные средства

бюджетные средства 19,8 N 17,2 87,1 12,8 64,8 15,3 77,3

Я 16,6 84,1 10,9 55,3 13,9 70,3

Р 14,8 74,7 9,0 45,7 11,9 60,4

средства вышестоящих орга- 28,5 N 30,4 106,5 25,2 88,4 28,1 98,6

низаций Я 29,3 102,7 21,5 75,4 25,6 89,8

Р 26,0 91,3 17,8 62,3 22,0 77,1

Пояснения к таблице: «1» - темп приведен в % к структуре 20

0-2015 годов

В разрезе источников финансирования к 2020 и 2030 годам произойдут следующие изменения.

Доля собственных средств сократится:

к 2020 году на 29,5%; к 2030 году на 13,8%. Несмотря на то что возможности финансировать инвестиционные программы за счет собственных средств будут сокращаться в результате действия неблагоприятных факторов, негативный сценарий характеризуется еще большей зависимостью от собственных средств.

Доля заемных средств, средств внебюджетных фондов, средств организаций и населения, привлеченных для долевого строительства, средств от эмиссии акций и прочих привлеченных средств возрастет:

к 2020 году в 1,5 раза; к 2030 году в 1,6 раза. Консервативный сценарий предполагает опережающий рост инвестиции за счет данного источника финансирования. Объем заимствований будет сдерживаться, с одной стороны, высокими кредитными ставками, с другой -неразвитостью финансовых рынков,

формирующих предложения, альтернативные банковскому кредитованию.

Доля бюджетных средств в структуре инвестиций сократится:

к 2020 году на 12,9%;

к 2030 году на 35,2%.

Консервативный сценарий характеризуется большей зависимостью от бюджетных средств.

Доля средств вышестоящих организаций к 2020 году увеличится на 6,5%, к 2030 сократится на 11,6%.

Консервативный сценарий предполагает на первом этапе (до 2020 года) реализацию крупных проектов в инфраструктуре и энергетике, в последующем (с 2020 по 2030 г.) - снижение зависимости от инвестиций в данную сферу.

Стабильный (реалистичный) сценарий сформирован с учетом условий инновационного сценария (вариант 2) РФ и с учетом второго варианта среднесрочного (2017-2019 гг.) и долгосрочного (до 2030 г.) прогнозов социально-экономического развития Ростовской области.

Стабильный (реалистичный) сценарий обусловлен действием следующих факторов внешней среды:

- экономическое развитие в мире продолжит замедляться, темпы экономического роста незначительны, но фиксируются в положительных значениях. Это будет способствовать стабилизации спроса на основные экспортируемые Ростовской областью товары и сопровождаться незначительным приростом иностранного капитала в региональную экономику. У региональных товаропроизводителей появляются возможности для расширения производства в расчете на стабильную конъюнктуру и относительно небольшой рост спроса;

- конъюнктура ключевых товарных рынков будет относительно стабильной, что обеспечит устойчивость финансового положения экспортеров, включая производителей сельскохозяйственной продукции, металлов и изде-

лий из них, нефтепродуктов и продукции машиностроения. Объемы грузопе-реработки и грузоперевозок через логистические узлы Ростовской области будут стабильными с перспективой роста;

- режимы ограничений торговых и финансовых отношения между Россией и крупнейшими экономиками (ЕЭС, США и др.) в среднесрочной перспективе сохранятся, однако на горизонте более 3-х лет возможна отмена ограничений на торговлю товарами, технологиями и возврат доступа российских заемщиков к финансовым рынкам. Это в долгосрочной перспективе окажет позитивное влияние на рынки капиталов в части снижения ставок по кредитам, снизит барьеры на импорт высокотехнологичного оборудования и современных технологий;

- геополитическая ситуация в среднесрочной перспективе сохранится по-прежнему напряженной, вместе с тем она будет стабильной и в долгосрочной перспективе следует ожидать ее качественного улучшения. В совокупности с отменой торговых ограничений это будет способствовать увеличению товарооборота, прежде всего со странами Евросоюза. Расширится география поставок. Страновые и региональные инвестиционные риски будут стабильными с тенденцией на понижение;

- стоимость углеводородов и сырья, экспортируемых Россией, по прогнозам сохранится на уровне текущих котировок. Вместе с тем улучшение конъюнктуры на мировых товарных рынках и постепенное наращивание глобального спроса в долгосрочной перспективе обеспечат рост доходов федерального бюджета даже при сохранении котировок на уровне текущих значений. Это позволит увеличить объемы финансирования инвестиционных проектов федерального значения и со-финансирование региональных программ инвестиционного развития приоритетных направлений социально-

экономического развития Ростовской области за счет средств федерального бюджета;

- структура региональной экономики существенно не изменится, она сохранит свою диверсификацию. Доминирующее положение обрабатывающей промышленности в экономике Ростовской области сохранится. Значительную долю в региональной экономике сохранят и торговля, сельское хозяйство, транспорт.

В целом во внешних условиях будут преобладать позитивные для региона тенденции. Степень реализации негативных внешних тенденций в долгосрочной перспективе будет минимальной.

Тенденция к умеренному ослаблению рубля сохранится, это будет позитивно отражаться на конкурентоспособности региональных экспортеров и обеспечивать благоприятные условия для реализации программ импортоза-мещения. Одновременно это будет негативно сказываться на стоимости заемного капитала в иностранной валюте и стоимости импортных технологий и оборудования. Российская экономика в целом при реализации стабильного сценария будет развиваться по инновационному пути развития. Возможности федерального бюджета увеличивать объемы поддержки регионов на развитие инвестиционной сферы в долгосрочной перспективе будут расти.

Большая часть возможностей, открывающихся перед регионом, будет реализована. Слабые стороны будут компенсироваться за счет и по мере реализации сильных сторон.

Высокая диверсифицированность экономики Ростовской области обеспечит ей высокую устойчивость к влиянию негативных конъюнктурных факторов. Конкурентоспособность важнейших отраслей останется на прежнем уровне. Финансовая устойчивость региональных экспортеров позволит реали-зовывать программы по модернизации

производств и технологий, сформировать финансовые и производственные заделы. Конкурентоспособность региональных товаропроизводителей (внут-рироссийская и международная) в большей степени будет обеспечиваться за счет технологического развития, ре-сурсоэффективности и экологичности. Ростовская область сохранит свою долю в российской экономике. Это укрепит позиции г. Ростова-на-Дону как макро-регионального центра. Рост конкурентоспособности региональных производителей также будет обеспечен за счет частичного ослабления курса рубля. В структуре экспорта сохранится сравнительно высокая (в сравнении с РФ в целом) доля машин и оборудования, факторы для ее увеличения будут укрепляться. Кроме того, возникнут благоприятные условия для реализации экспортного потенциала химической промышленности Ростовской области.

В рамках стабильного сценария Ростовская область улучшит свои позиции на юге России как инновационно-технологического лидера. Благоприятная конъюнктура создаст условия для устойчивого финансового положения, что позволит большинству крупных предприятий реализовать инвестиционные программы, связанные с техническим перевооружением и расширением производственных возможностей.

Инновационная активность регионального бизнеса повысится, инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки на территории Ростовской области увеличатся.

Технологическая модернизация действующих производств позволит увеличить производительность труда, что частично решит проблемы ограниченности трудовых ресурсов на региональном рынке. Рост инновационного сектора в экономике и рост экспорта промышленной продукции сформирует внутренний спрос на высокотехноло-

гичных специалистов и в долгосрочной перспективе позволит увеличить в экономике долю высокопроизводительных рабочих мест.

В сфере инфраструктурного развития будут завершены уже начатые крупнейшие федеральные проекты. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры, инженерной инфраструктуры федерального значения продолжится (развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения, соединяющего г. Москву и г. Сочи, строительство Багаевского гидроузла на р. Дон и др.).

Развитие региональной инфраструктуры будет осуществляться по мере возникновения потребности в снятии соответствующих инфраструктурных ограничений для крупных инвестиционных проектов.

Институциональное развитие инвестиционной сферы продолжится по всем направлениям. Возникнут благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества с международными и федеральными институтами развития, активизируется работа по развитию регионального и муниципального законодательства, а также системы поддержки проектов, реализуемых в приоритетных направлениях социально-

экономического развития Ростовский области с использованием инструментария ГЧП.

В сфере пространственного развития Ростовской области дифференциация сохранится. Однако, учитывая благоприятные рыночно-конъюнктурные и бюджетные условия, территориальное развитие региона будет осуществляться в рамках концепции полюсов роста за счет опережающего развития индустриальных и агроиндустриальные полюсов роста. Это создаст условия для опережающего социально-экономического развития в урбанизированных центрах Ростовской области и повысит там деловую активность, расширит локальные

потребительские рынки, создаст новые рабочие места, повысит транспортную доступность к объектам социального назначения и др.

Объем инвестиций в экономику Ростовской области в 2020 году в рамках стабильного сценария ожидается на уровне 459 734,2 млн руб. Этот объем превысит нормативное значение в 25% от уровня ВРП, однако целевой уровень, определенный губернатором Ростовской области в объеме 500 000 млн руб., не будет выполнен. В 2030 году при реализации консервативного сценария объем инвестиций в экономику региона составит 1 035 388,7 млн руб., фактически увеличится в 2 раза к уровню 2020 года. В разрезе источников финансирования к 2020 и 2030 годам произойдут следующие изменения.

Доля собственных средств в общем объеме инвестиций сократится:

- к 2020 году на 27,3%;

- к 2030 году на 28,3%.

Стабильный сценарий характеризуется большей зависимостью от собственных средств.

Доля заемных средств, средств внебюджетных фондов, средств организаций и населения, привлеченных для долевого строительства, средств от эмиссии акций и прочих привлеченных средств возрастет:

- к 2020 году в 1,6 раза;

- к 2030 году в 1,8 раза.

Доля бюджетных средств в структуре инвестиций сократится:

- к 2020 году на 15,9%;

- к 2030 году на 44,7%.

Сокращение доли бюджетных

средств будет обусловлено опережающим ростом частных инвестиций в общем объеме инвестиционных вложений в Ростовской области.

Доля средств вышестоящих организаций к 2020 году вырастет на 2,7%, а к 2030 году сократится на 24,6%.

Стабильный сценарий предполагает на первом этапе наращивание инве-

стиций в крупные инфраструктурные и энергетические проекты, на втором - в проекты экспортно ориентированных производств обрабатывающей промышленности и АПК.

Положительный (оптимистичный) сценарий сформирован с учетом целевого (форсированного) сценария (вариант 3) РФ на базе стабильного сценария. Он характеризуется форсированными темпами роста региональной экономики, значительным повышением инвестиционной активности, увеличением объемов и структуры экспорта в пользу среднетехнологичной и высокотехнологичной продукции, увеличением объемов иностранных инвестиций в региональную экономику. Сценарием предусматривается полномасштабная реализация всех задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606.

Положительный (оптимистичный) сценарий обусловлен действием следующих факторов внешней среды:

- экономическое развитие в мире трансформируется из стабильного в положительный рост, в основе которого лежат новые рынки и бизнесы, основанные на принципиально новых технологических платформах1. Это будет способствовать росту спроса на отдельные экспортируемые Ростовской областью товары и сопровождаться значимым приростом иностранного капитала в региональную экономику. У региональных товаропроизводителей появляются возможности для расширения производства;

- конъюнктура товарных рынков специализаций Ростовской области будет положительной и растущей. Устой-

1 «Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Правительством РФ). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_157978/ и Постановление Правительства РФ от 18.04.2016 № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы». URL: http://docs.cntd.ru/document/ 420349846

чивое положение экспортеров продовольственного сырья, металлов, нефтепродуктов, продукции машиностроения позволит реализовать масштабные инвестиционные проекты, направленные как на технологическое обновление основных производственных процессов, так и на диверсифицирование производства и увеличение доли переработанной продукции в экспортных поставках. Объемы грузоперевозок и пассажиропе-ревозок через логистические узлы Ростовской области будут устойчиво расти, предъявляя к ним постоянно растущие требования;

- режимы ограничений торговых и финансовых отношения между Россией и крупнейшими экономиками (ЕЭС, США и др.) будут отменены, как следствие увеличится импорт в регион потребительских товаров, высокотехнологичного оборудования и технологий, а также поток иностранного капитала и др.;

- геополитическая ситуация нормализуется, ключевые конфликты будут локализованы, что качественно повлияет на все виды экономических потоков. Товарная и географическая дифференциация поставок региональных товаропроизводителей качественно изменится;

- стоимость углеводородов и сырья, экспортируемых Россией, по прогнозам сохранится на уровне текущих котировок. Экономический рост в связи с благоприятной конъюнктурой и формированием новых рынков в долгосрочной перспективе обеспечит рост доходов федерального бюджета. Инвестиционные возможности региона увеличатся как за счет собственных возможностей, так и за счет межбюджетных трансфертов из федерального центра;

- структура региональной экономики будет трансформироваться в направлении увеличения доли производств среднетехнологичной и высокотехнологичной продукции и услуг, при этом она сохранит свою высокую диверсификацию. Доминирующее поло-

жение обрабатывающей промышленности в экономике Ростовской области укрепится. Развитие регионального потребительского рынка, внешнеторговых связей окажет положительное влияние на такие отрасли, как торговля, транспорт, управление недвижимостью, высокотехнологичные услуги в сфере образования и медицины.

Таким образом, во внешних условиях при реализации оптимистичного сценария будут преобладать позитивные для региона тенденции, а степень реализации негативных внешних факторов будет минимальной.

Тенденция к умеренному ослаблению курса рубля сохранится, мягкая девальвация будет иметь разные последствия для экономики РФ и Ростовской области в частности. Позитивное влияние девальвации проявит себя в отношении экспортеров Ростовской области, а также она расширит возможности региональных товаропроизводителей реализовать импортозамещающий потенциал. Негативные последствия девальвации будут связаны со снижением платежеспособности в сегментах потребительского рынка, снабжение которого обеспечивается за счет импорта. Кроме того, доступность высокотехнологичного импортного оборудования, не имеющего аналогов в РФ, будет снижаться.

Российская экономика будет развиваться по инновационному пути, при этом объемы федеральной поддержки регионов на развитие инвестиционной сферы будут увеличены.

В рамках оптимистичного сценария в полной мере будут реализованы конкурентные преимущества региональных товаропроизводителей, слабые стороны будут постепенно устранены либо их влияние будет компенсировано за счет сильных сторон. Устойчивость к влиянию негативных конъюнктурных факторов региональной социально-экономической системы будет высокой.

Произойдет усиление конкурентоспособности по важнейшим отраслям с изменением структуры экономики в сторону наращивания специализации в средне- и высокотехнологичных отраслях, прежде всего производстве машин и оборудования, транспортных средств и летательных аппаратов, химической продукции и др. Развитие АПК будет осуществляться в результате реализации инвестиционных проектов, связанных с био- и агротехнологиями, а также глубокой переработкой сельскохозяйственного сырья и увеличением доли экспорта готовой продовольственной продукции. Экспорт Ростовской области будет существенно диверсифицирован за счет новых отраслей специализации. Расширится география поставок и товарная номенклатура экспорта.

Доля Ростовской области в экономике Российской Федерации возрастет, как следствие статус Ростовской области как опорного региона на юге России усилится.

Регион станет ведущим технологическим и инновационным центром в России. Инвестиции в инновации развития станут ведущим источником экономического роста. Будет преодолено технологическое отставание промышленных предприятий в сравнении с ведущими мировыми производителями.

Ростовский инновационно-

технологический полюс роста реализует свой потенциал. За счет технологической модернизации произойдет существенный рост производительности труда, что позволит решить проблему ограниченности трудовых ресурсов, повысит ресурсоэффективность и эколо-гичность производств и продукции.

Будут реализованы крупные инженерно-инфраструктурные и транспортно-логистические проекты федерального уровня, а также сняты региональные инфраструктурные ограничения. Развитие региональных дорог и инженерной инфраструктуры будет осуществлено опе-

режающими темпами, что позволит, с одной стороны, снять инфраструктурные ограничения инвестиционного развития Ростовской области, с другой - существенно повысить уровень капитализации земельных ресурсов региона и уровень жизни населения.

Будет развиваться финансовая инфраструктура, которая обеспечит локальных инвесторов всеми современными инструментами финансирования. Администрация г. Ростова-на-Дону, создав условия для концентрации финансовой инфраструктуры, может в полной мере реализовать возможность, связанную с выполнением на юге России функций регионального финансового центра. Для этого необходимо обеспечить локализацию на территории региона представительств крупнейших федеральных институтов инвестиционного рынка. Кроме того, необходимо сформировать собственную региональную систему институтов инвестиционного развития, обеспечивающих реализацию приоритетов социально-экономического развития в сфере промышленности, территориального развития, инфраструктуры, инноваций, малого и среднего бизнеса.

Действующие в регионе институты развития (микрофинансовые организации, гарантийный фонд и др.) потребуют качественной трансформации, основанной на системе управления по целям и проектном управлении, и докапи-тализации. По эффективности институтов развития регион будет стабильно входить в десятку лучших регионов России. В национальном инвестиционном рейтинге АНО АСИ регион займет место в ТОП-10 регионов с наиболее благоприятными инвестиционными условиями и лучшими практиками инвестиционного развития.

В полной мере будет сформирован и реализован региональный институт ГЧП, по уровню его развития Ростовская область должна обеспечить себе

устойчивые позиции в 10-ке лучших российских регионов по показателям развития ГЧП.

Развитие социальной сферы региона будет выведено на качественно новый уровень. Эффективность работы социальной сферы будет способствовать преодолению негативных демографических тенденций и снижению ограничивающего фактора трудовых ресурсов для экономического развития региона. Сфера здравоохранения и образования не только будет развиваться как обеспечивающая социальная инфраструктура, но и станет точкой инновационного роста за счет предоставления высокотехнологичных услуг. Будут в полной мере реализованы программы, направленные на создание безбарьерной среды для населения с ограниченными возможностями. Человеческий капитал станет основой экономического развития и обеспечения конкурентоспособности региона.

Благодаря активной политике по продвижению инвестиционного бренда Ростовской области будет создан позитивный имидж региона как на российском, так и на международном инвестиционном рынке.

Территориальная дифференциация социально-экономического развития снизится в результате опережающего развития индустриальных и агроинду-стриальных полюсов роста, а также возникновения новых полюсов роста. В рамках проектов, реализованных в ТОСЭР Гуково, будет обеспечено достижение целевых значений, а сама система управления инвестиционным развитием в г. Гуково может быть использована как модельная для территориального развития региона.

Объем инвестиций в экономику Ростовской области в 2020 году в рамках оптимистичного сценария ожидается на уровне 500 000,0 млн руб. Этот объем превысит нормативное значение в 25% от уровня ВРП и обеспечит целе-

вой уровень, определенный губернатором Ростовской области в своей речи при вступлении в должность в 2015 году1. В 2030 году при реализации оптимистичного сценария объем инвестиций в экономику региона составит 1 211 252,5 млн руб., фактически увеличится в 2,5 раза к уровню 2020 года. В разрезе источников финансирования к 2020 и 2030 годам произойдут следующие изменения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля инвестиций за счет собственных средств сократится в основном по причине развития финансовых рынков и повышения доступности банковского кредитования:

- к 2020 году на 30,5%;

- к 2030 году на 23,3%.

В результате прогнозирования было установлено, что, несмотря на абсолютный рост объемов инвестиций по всем источникам, их относительные доли в совокупном объеме инвестиций перераспределятся в сторону увеличения средств, привлеченных на финансовом рынке.

Таким образом, основой для реализации оптимистичного сценария может быть только кратное увеличение доли средств, привлеченных на финансовом рынке:

- к 2020 году в 1,9 раза;

- к 2030 году в 2,1 раза.

Такой интенсивный прирост инвестиций зависит от доступности заемных средств, определяемых:

- степенью развития финансового рынка;

- политикой Центрального банка России;

- развитием инструментов финансирования приоритетных направлений на льготных условиях кредитования

1 Выступление избранного губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева на церемонии вступления в должность от 29.09.2015. URL: http://www.donland.ru/Donland/Pages/View.aspx? pageid=78122&mid=122217&itemId=1429

и возмещения затрат по привлечению заемных средств.

Возможности бюджета, даже в случае преобладания благоприятных факторов, не обеспечат вклад в общий объем инвестиций на существующем уровне, в результате чего доля государственных инвестиций сократится:

- к 2020 году на 25,3%;

- к 2030 на 54,3%.

Инвестиции в регион, обеспеченные за счет средств вышестоящих организаций, будут ограничены по причине насыщения инвестиций в сфере крупных инфраструктурных и энергетических проектов. В результате их доля сократится:

- к 2020 году на 8,7%;

- к 2030 году на 37,7%.

Реализация любого из сценария

потребует существенного увеличения доли капиталов, привлекаемых на вне-банковском рынке, концентрации инвестиционных ресурсов региона, и прежде всего бюджетных, исключительно на приоритетных направлениях социально-экономического развития, обеспечивающих максимальные социально-экономические эффекты, а также повышение эффективности управления развитием инвестиционной сферы Ростовской области в целом. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Альбеков А.У., Джуха В.М., Шеховцов Р.В., Есин В.В., Абдулла-ев Р.А., Рыбкина А.С., Исраилова Э.А., Елецкий А.Н., Костенко В.В., Емелья-ненко П.А. Концепция международного, межрегионального сотрудничества и поддержки экспортной деятельности в Ростовской области / Министерство образования и науки РФ ; Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) ; Государственное автономное учреждение Ростовской областной «Региональный информационно-

аналитический центр». - Ростов н/Д, 2016.

2. Арженовский С.В., Шехов-цов Р.В. Приоритеты долгосрочного социально-экономического развития региона: эконометрические модели производственных функций // Региональная экономика: теория и практика. - 2016. -№ 10 (433). - С. 147-156.

3. Шеховцов Р.В. Конкурентоспособность региона: вопросы методологии исследования // Финансовые исследования. - 2016. - № 3. - С. 94-104.

BIBLIOGRAPHIC LIST 1. Albekov A.U., Dzhuha V.M., Shekhovtsov R.V., Esin V.V., Abdullaev R.A., Rybkina A.S., Israilova E.A., Eletsky A.N.,

Kostenko V.V., Emelyanenko P.A. The Concept of international, interregional

cooperation and support of export activity in the Rostov region Ministry of education and science of the Russian Federation ; Rostov state economic University (RINH) ; State of Avtonom-institution of the Rostov region "Regional information-analytical centre". - Rostov n/D, 2016.

2. Arzhenovskiy S.V., Shekhovtsov V.R. The priorities of long-term socio-economic development: econometric models of production functions // Regional economy: theory and practice. -2016. - № 10 (433). - P. 147-156.

3. Shekhovtsov R.V. Competitiveness of the region: issues of methodology of research // Financial research. - 2016. - № 3. - S. 94-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.