Научная статья на тему 'Экомаркетинг как основа формирования современной системы управления регионом'

Экомаркетинг как основа формирования современной системы управления регионом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОМАРКЕТИНГ / РЕГИОН / ОРГАНЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ / ЗЕЛЕНЫЙ МАРКЕТИНГ / ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ECO MARKETING / REGION / REGIONAL AUTHORITIES / GREEN MARKETING / GREEN ECONOMY / RESOURCE-SAVING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пржедецкая Наталия Витовна, Шевелева Вероника Владимировна

Представлена концепция внедрения принципов экологического маркетинга в систему регулирования экономическим развитием российского региона. Обоснована необходимость перестройки стратегии управления регионом с позиций зеленой экономики, зеленого маркетинга, выявлены проблемы, с которыми сталкивается современный регион при внедрении экоподхода, а также приведены основные модели, которые можно применять в регионах, разумеется, с учетом региональных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пржедецкая Наталия Витовна, Шевелева Вероника Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECO MARKETING AS A BASIS FOR THE FORMATION OF A MODERN REGIONAL MANAGEMENT SYSTEM

The article presents the concept of the introduction of the principles of environmental marketing in the system of regulation of the economic development of the Russian region. The authors justified the need to restructure management strategy region in terms of green economy, green marketing, villany problems facing the region in the implementation of ecopedagogy and travel are the main models that can be applied in other regions, of course, from a regional perspective.

Текст научной работы на тему «Экомаркетинг как основа формирования современной системы управления регионом»

Коровкина Наталья Ивановна, канд. техн. наук, доцент кафедры финансы и менеджмент, korovkina-n-i@yandex.ru, Россия, Тула, ФГБОУВО «ТулГУ»

PROBLEMS AND PROSPECTS OF OUTSOURCING

N.I. Korovkina

The aspects of practical outsourcing application are considered, the main problems of its use are revealed and the prospects of its application are outlined. According to the results of the analysis of existing practices for the use of outsourcing was identified weaknesses of outsourcing projects.

Key words: outsourcing, suppliers, weaknesses, strategy.

Korovkina Natalja Ivanovna, candidate of technical sciences, associate professor of chair of Finance and management, korovkina-n-i@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК: 339.138

ЭКОМАРКЕТИНГ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ

Н.В. Пржедецкая, В.В. Шевелева

Представлена концепция внедрения принципов экологического маркетинга в систему регулирования экономическим развитием российского региона. Обоснована необходимость перестройки стратегии управления регионом с позиций зеленой экономики, зеленого маркетинга, выявлены проблемы, с которыми сталкивается современный регион при внедрении экоподхода, а также приведены основные модели, которые можно применять в регионах, разумеется, с учетом региональных особенностей.

Ключевые слова: экомаркетинг, регион, органы региональной власти, зеленый маркетинг, зеленая экономика, ресурсосберегающие технологии.

Современный маркетинг представляет собой систему, которая гибко адаптируется к новым вызовам времени, новым требованиям, которые предъявляет общество к маркетинговым технологиям, к новым товарам и услугам. В принципе мы можем наблюдать, как маркетинг вышел за пределы чисто микроэкономической практики бизнеса и занял позиции на уровне региона и страны, решая проблемы территориального и макроэкономического масштаба. В последнее время все чаще говорят об использовании маркетинговых технологий для решения глобальных проблем человечества. То есть маркетинг и его инструменты выходят на новый, глобальный уровень. Одним из самых динамично развивающихся направле-

ний в современном маркетинге является формирование и внедрение концепции экологического маркетинга. Особенно это направление стало актуальным после того, как на Конференции ООН «Рио +20», прошедшей в Рио-де-Жанейро в 2012г. в качестве основы устойчивого развития была выдвинута концепция «зеленой экономики» [2].

О необходимости внедрения экологичных способов производства стали активно говорить и писать специалисты еще в конце прошлого века, и многие зарубежные фирмы перешли на создание экологичной продукции и начали модернизировать технологический процесс.

Однако для успеха на конкурентных рынках необходимо проведение грамотной маркетинговой стратегии. Маркетинг в центр своего внимания ставит потребности и потребителя и общества и, следовательно, изменения в поведении целевых аудиторий неизменно повлечет за собой изменения и деятельности предприятий. А сейчас все большее количество потребителей обеспокоены состоянием экологии, здоровьем будущих поколений и сохранением окружающей среды. Именно поэтому мы считаем экомаркетинг - одним из наиболее перспективных направлений.

Существует множество определений и подходов к содержанию экомаркетинга или «зеленого» маркетинга. Основной упор в определениях данного направления делается на исследовании и удовлетворении нужд и потребностей общества через систему производства и продвижения товаров и услуг, которые оказывают минимальное негативное влияние на окружающую среду на всех стадиях жизненного цикла [1].

Мы считаем экомаркетинг современной концепцией, новым образом мышления, в результате чего у рыночного субъекта появляется возможность формировать новые стратегические цели и задачи, минимизировать вероятность появления экологических рисков. Это абсолютно новый подход к управлению качеством процесса производства и сбыта продукции [4].

Для современного предприятия, стремящегося внедрить у себя «зеленый» маркетинг есть несколько направлений:

Во-первых, это разработка и производство экологически чистой и безопасной для окружающей среды и здоровья продукции.

Во-вторых, разработка и внедрение ресурсосберегающих технологий.

В-третьих, экомаркировка, стандартизация и сертификация продукции, создание новых видов упаковки товаров [4].

Но, поскольку, сохранение окружающей среды и решение экологических вопросов - это глобальные проблемы человечества, то и решение не зависит от деятельности даже многих компаний. Поэтому внедрение концепции «зеленого» маркетинга это задача согласованности действий органов федеральной и региональной власти и бизнеса.

Особая роль при решении данных проблем принадлежит органам региональной власти. Современные российские регионы давно сделали выбор в пользу концепции устойчивого развития на основе инновационного подхода. Но устойчивое развитие невозможно представить без экологически ответственного управления.

И именно экологический маркетинг территорий призван обеспечить согласование интересов общества, бизнеса и органов власти, создать теоретико-методологическую базу подобного взаимодействия и приспособить инструменты регионального маркетинга и маркетинга отношений к решению проблем регионального развития.

Для наиболее гибкого и безболезненного приспособления механизма регионального маркетинга к новым условиям можно, прежде всего, определиться с моделью стратегического поведения региона в рамках экологического маркетинга.

Современные специалисты выделяют три таких модели: первая модель - это так называемые территории-«новаторы». Это территории, обладающие научным и инновационным потенциалом, имеющие репутацию мировых лидеров экоразвития (Сидней, Масдар, Винге). Вторая модель -территории-«инвесторы», основную идею которых воплощают крупные, капиталоемкие промышленные урбанизированные центры, такие как Гонконг и Сингапур. И третья модель - территории-«вдохновители». В основном это небольшие, активно продвигающие «зеленый» имидж регионы (практически любой город Швейцарии) [5].

Если мы применим данную классификацию к Ростовской области, то увидим, что, в принципе, наш регион обладает определенными чертами, чтобы выбрать модель территории-«инвестора»: есть крупные промышленные предприятия, обладающие возможностями разрабатывать и внедрять «зеленые» технологии, есть научные центры, которые могут стать инициаторами и пропагандистами «зеленых» идей, есть возможности для развития такого востребованного во всем мире направления как экотуризм.

Особо следует отметить, что уже на этапе разработки Стратегии развития Ростовской области до 2030 года в мае 2016 года была проведена проектная площадка «Экология жизни» в рамках которой представители научного сообщества, общественности, различных ветвей и уровней власти, независимые эксперты обсуждали проблемы - климатические изменения и их влияние на качество жизни людей и экономическое развитие; борьба с последствиями и снижение антропогенного воздействия населения на экосистему (в том числе переработка отходов); предотвращение снижения биоразнообразия; проблемы водного бассейна региона [6].

При внедрении концепции экологического маркетинга региона особое место занимает коммуникационная политика и изменение мировоззрения и жителей региона и бизнеса, внедрение идей «зеленой» экономики и маркетинга.

Например, в Ростовской области регулярно проводят разнообразные просветительские акции, фестивали и экологические праздники [7]; существенную нагрузку в этой сфере несет Государственный природный биосферный заповедник Ростовский.

Однако российский регион сталкивается с рядом сложных проблем: низкий уровень инвестиционной и инновационной активности (например, в Ростовской области наблюдается снижение инвестиционной активности) [3]; отсутствие опыта активного использования маркетингового подхода для решения актуальных проблем регионального развития.

Несмотря на трудности, с которыми сталкиваются российские регионы при переходе к «зеленому» маркетингу территорий, необходимо осознать, что экономия на решении экологических проблем может привести к трагическим социально-экологическим последствиям: ухудшением здоровья населения, ухудшение демографической ситуации в стране и регионе, падением качества жизни населения.

В связи с этим мы считаем, что экомаркетинг обладает существенным потенциалом для того, чтобы стать самой успешной и прибыльной концепцией в долгосрочной перспективе. Концепцией, которая может гармонично объединить интересы и потребности и населения, и бизнеса и органов власти.

Кроме того, внедрение в российскую систему управления и практику стратегического планирования концепции экологического маркетинга позволит России более активно участвовать в процессе глобализации мировой экономики и стать полноправным участником мирохозяйственных связей.

Список литературы

1. Дергунова М. И., Говорова М. С., Мельникова А. В., Мельникова В. Л. «Зеленый» маркетинг и его особенности // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди. 2015. С. 72-74.

2. Пенджиев А.М., Пенджиев А.А. Маркетинг в «зеленой» экономике Туркменистана. // Маркетинг в России и з рубежом. 2015. № 3. С. 93-98.

3. Пржедецкая Н.В., Шевелева В.В., Кулькова Е.П. Инвестиционная политика российского региона на современном этапе // Фундаментальные исследования. 2016. № 6 (часть 2). С. 449-454.

4. Пржедецкая Н.В., Шевелева В.В. Проблемы формирования экологической модели управления региональной экономикой. // Материалы Международной научно-практической конференции «Инновационные достижения зеленой логистики: международный опыт и российская практика». XIII Южно-Российский логистический форум. Ростов-на-Дону, 2017. С. 290-293.

5. Пяткина О.О. Современные направления развития экологического маркетинга //http://www.scienceforum.ru/

6. http://www.donland.ru/news/EHkologicheskoe-budushhee-oblasti-obsu-dili-na-proektnojj-ploshhadke

7. http://www.donland.ru/Donland/Pages/View.aspx?pageid=125269& mid=130586&ItemID=263

Пржедецкая Наталия Витовна, д-р. экон. наук, проф., Россия, Ростов, Ростовский государственный экономический университет,

Шевелева Вероника Владимировна, канд. экон. наук, доц., Россия, Ростов, Ростовский государственный экономический университет

ECO MARKETING AS A BASIS FOR THE FORMATION OF A MODERN REGIONAL MANAGEMENT SYSTEM

The article presents the concept of the introduction of the principles of environmental marketing in the system of regulation of the economic development of the Russian region. The authors justified the need to restructure management strategy region in terms of green economy, green marketing, villany problems facing the region in the implementation of ecopedagogy and travel are the main models that can be applied in other regions, of course, from a regional perspective.

Key words: eco marketing, region, regional authorities, green marketing, green economy, resource-saving technologies.

Przhedetskaya Natalia Vitovna, doctor of economics, professor of Rostov State Economic University (RSUE),

Sheveleva Veronika Vladimirovna, PhD in economics, assistant professor of Rostov State Economic University (RSUE)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.