Научная статья на тему '«Постпандемическое образование» в условиях цифровой экономики'

«Постпандемическое образование» в условиях цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИЯ / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ТРУД / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / PANDEMIC / DIGITALIZATION OF EDUCATION / INNOVATION / HIGHLY SKILLED LABOR / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Окмуллаев Равшанжан Рахимжонович, Гулмуродов Камолиддин Абдукодирович

В последнее время мир занят проблемой нарастающей пандемии, захватившей все умы и повлёкшей за собой вынужденный переход на совершенно новый в истории образования массовый онлайн-тренинг. Данная статья является исследовательской работой автора об образовании в условиях пандемии, изучены проблемы захвата студентов в цифровом обучении и представлены подходы к определению знаний студентов. Проведен анализ основных показателей, характеризующих современное образование в условиях цифровой экономики. На основании сделанных выводов, предложены пути решения поставленной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POST-PANDEMIC EDUCATION" IN THE CONDITIONS OF THE DIGITAL ECONOMY

Recently, the world is busy with the problem of the growing pandemic, which has captured all minds and entailed a forced transition to a completely new mass online training in the history of education. This article is the author's research paper on education in a pandemic, explores the problems of student capture in digital learning and presents approaches to defining student knowledge. The analysis of the main indicators characterizing modern education in the digital economy is carried out. On the basis of the conclusions made, the ways of solving the problem are proposed.

Текст научной работы на тему ««Постпандемическое образование» в условиях цифровой экономики»

«ПОСТПАНДЕМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Окмуллаев Р.Р.1, Гулмуродов КА.2 Email: Okmullaev695@scientifictext.ru

1Окмуллаев Равшанжан Рахимжонович - ассистент, кафедра управления человеческими ресурсами; 2Гулмуродов Камолиддин Абдукодирович - младший научный сотрудник, Научно-исследовательский центр "Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана " Ташкентский государственный экономический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в последнее время мир занят проблемой нарастающей пандемии, захватившей все умы и повлёкшей за собой вынужденный переход на совершенно новый в истории образования массовый онлайн-тренинг. Данная статья является исследовательской работой автора об образовании в условиях пандемии, изучены проблемы захвата студентов в цифровом обучении и представлены подходы к определению знаний студентов. Проведен анализ основных показателей, характеризующих современное образование в условиях цифровой экономики. На основании сделанных выводов, предложены пути решения поставленной проблемы. Ключевые слова: пандемия, цифровизация образования, инновация, высококвалифицированный труд, экономический рост.

"POST-PANDEMIC EDUCATION" IN THE CONDITIONS OF THE

DIGITAL ECONOMY

1 2 Okmullaev R.R. , Gulmurodov K.A.

1Okmullaev Ravshanzhan Rakhimzhonovich - Assistant, DEPARTMENT OF QUALITY MANAGEMENT AND DIGITAL CONTROL;

2Gulmurodov Kamoliddin Abdukodirovich - junior Researcher, RESEARCH CENTER "SCIENTIFIC BASIS AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF UZBEKISTAN" TASHKENT STATE ECONOMIC UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: recently, the world is busy with the problem of the growing pandemic, which has captured all minds and entailed a forced transition to a completely new mass online training in the history of education. This article is the author's research paper on education in a pandemic, explores the problems of student capture in digital learning and presents approaches to defining student knowledge. The analysis of the main indicators characterizing modern education in the digital economy is carried out. On the basis of the conclusions made, the ways of solving the problem are proposed.

Keywords: pandemic, digitalization of education, innovation, highly skilled labor, economic growth.

УДК 338.24

Пандемия коронавируса внесла свой вклад и в ускорении процесса цифровизации образования - обучающие онлайн услуги стали увеличиваться в геометрической прогрессии. Теперь все вузы страны принципиально изменяют требования к преподавателям, происходит переход традиционного обучения к цифровому.

За короткий срок появилась новая платформа не только онлайн-курсов, но и последующее онлайн-поступление в вузы, онлайн-повышение квалификации и разработка программ профессиональной переподготовки кадров. Активно развивается

система адаптивного, персонализированного образования, разрабатываются элементы виртуальной реальности.

Инвестиции в образование стали таким же важным направлением, как и инвестиции в сферу производства или шоу бизнеса. В сложившейся ситуации государственная политика определила значимость вложений в человеческий капитал, такие как здравоохранение и образование. Увеличение интеллектуальной составляющей повышает объём человеческого капитала, а их высококвалифицированный труд оказывает прямое влияние на темпы экономического роста.

В Узбекистане доля внутренних затрат на инновации в ВВП продукте составляет всего 0,15%, а доля отраслей высокотехнологичных, предъявляющих повышенный спрос на знания, около 1%5. По данным Министерства инновационного развития, затраты на технологические инновации покрываются в основном за счет собственных средств (около 60%), 20% — за счет иностранных инвестиций, 14% — за счет кредитов банков и 6% — прочих источников.

Конечно, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в промышленности приведёт к внедрению инноваций в отрасли и росту объёма валовой продукции. В нижеследующем рисунке представлены динамика проведённых в промышленности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за 2000-2019 годы и прогнозные значения на 2020-2023 годы (Рис. 1).

2600000.0 2100000,0 1600000.0 1100000.0 600000.0 100000,0

с с

-400000.0 -

< Затраты на научно-исследовательские н опьпно-конструкторскнеработы в промышленности,млн. сум

Рис. 1. Динамика затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в промышленности Республики Узбекистан за 2000 - 2019 годы и прогнозные значения на 2020 - 2023 годы (млн сум)

Величина затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в промышленности в прогнозном периоде ежегодно составляет в среднем более 1,29 тлрн сумов. В 2023 году объём затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по отношению к 2010 году увеличится в 15,6 раза и составит 1901533,1 млн сум.

К сожалению, участие в процессе финансирования НИОКР частного сектора, банков, страховых компаний и других инвесторов крайне ограничено. Такая же картина и с альтернативными источниками инвестиционного обеспечения, таких как, акционерное и долговое финансирование, гранты международных финансовых институтов, венчурное финансирование и другие прогрессивные формы финансовой поддержки.

По последним данным в Узбекистане среди выпускников ВУЗов больший удельный вес составляют специальности по направлению «образование» (52,9%), которое в будущем может привести к росту человеческого капитала, но низкий удельный вес выпускников по направлению «промышленность» (14,5%) приводит к замедлению процессов внедрения инноваций в промышленности.

--о •г,

Превентивной мерой становится поддержка лучших вузов, педагогов-новаторов и талантливой молодёжи. Стратегия инновационного развития кадрового потенциала в университетах зависит от самих трудовых ресурсов и состояния инновационной активности профессорско-педагогического состава. Определяя свои позиции образовательные учреждения должны модернизировать структуру элементов:

1. методы обучения персонала;

2. систему подготовки и переподготовки;

3. материально -техническое снабжение;

4. балансировку спроса и предложения на персонал и др.

Затраты на образование становятся затратами в будущее развитие общества. Идеология государства изменяется в отношении воспроизводства человека. Создаются кардинально новые правовые, финансовые и стимулирующие условия для увеличения качества образования.

Современной экономике нужны современные, квалификационные и креативно мыслящие кадры - это аксиома. Жизнь еще и еще раз подтверждает важность и примат науки, знаний и профессионализма над другими факторами общественного развития.

В Узбекистане развитие цифровой экономики требует активации вложений инновационных и инвестиционных технологий в национальный IT-сектор, разработку стратегии стимулирования инновационных технологий, обмен опытом для их развития на международном уровне. Надо повысить и моральную и материальную мотивацию для кадров, чтобы привлечь молодых талантливых специалистов. Необходимо создать такую систему цифровизации, чтобы государство, реальный сектор экономики, физические лица и IT-сообщество участвовали в цифровой экономической деятельности. Не надо забывать и об обеспечении информационной безопасности для участников, обеспечивающей доверие общества к цифровой экономике информационных и инновационных технологий.

Поэтому нынешняя образовательная система должна быть построена таким образом, чтобы подготовить людей для осуществления инженерно-вспомогательных функций, руководителей первичных звеньев производства, научных исследований и разработок, непосредственных работ на соответствующих рабочих местах.

Как следует из сказанного, инновации - это прямой путь интеграции образования, науки и производства, адекватный экономике знаний. Мы поставили перед собой цель войти в ряд развитых государств и сможем достичь ее, только проводя ускоренные реформы, опираясь на науку, просвещение и инновации.

Список литературы /References

1. Якушев А.А., Дубинина А.В. Инновационная экономика. М.: Финансы и статистика, 2017. 264 с.

2. Асалиев А.М. Формирование профессиональных компетенций работников под потребности цифровой экономики / А. М. Асалиев // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, 2018. № 6 (102). С. 67-76.

3. Елисеев А.Б. На пути к цифровой экономике. Минск: Строй Медиа Проект, 2019. С. 3-4.

4. Карабаева Г.Ш. "Инновационные аспекты «постпандемического образования» в условиях цифровой экономики", 2019.

5. Монахов В.М. Разработка прогностической модели развития теории обучения для IT-образования. Современные информационные технологии и IT образование, 2017; Т. 13. № 2: 111-121.

6. Адылова З.Д. Тенденции развития интеграции науки и образования: зарубежный и отечественный опыт // Вестник ТИСБИ, 2019. № 1. С. 57-69.

7. Адылова З.Д. Создание форсайт центров при ведущих образовательных учреждениях и их роль в социально-экономическом развитии стран // Мамлакат щтисодий хавфсизлигини таъминлашнинг устувор йуналишлари, 2019. С. 3-3.

8. Adilova Z.D., Khanturaev B.A. Development of higher education systems on the basis of digitization and clustering // Academy. № 8 (59), 2020. С. 42.

9. Navruz-zoda B. N., Khurramov O. K. The role of information technologies in digital tourism //International scientific review of the problems of economics, finance and management, 2020. С. 22-36.

10. Adilova Z.D., Khanturaev B.A. The impact of the development of the digital economy on science and education // Вестник науки и образования. № 16 (94), 2020. C. 23.

РОЛЬ И СПЕЦИФИКА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ЗАКУПОК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Шишкина М.А. Email: Shishkina695@scientifictext.ru

Шишкина Мария Александровна - магистрант, кафедра экономики и бухгалтерского учета, Забайкальский государственный университет, г. Чита

Аннотация: статья посвящена рассмотрению теоретических подходов к определению роли и специфики финансового контроля в системе закупок Российской Федерации. Как система государственных и муниципальных закупок, так и финансовый контроль за осуществлением закупок, являются новыми механизмами взаимоотношений в финансово-государственной сфере, которые нуждаются в научном осмыслении. На основе анализа научных и нормативных источников в статье выделены структурные элементы и определено, что в системе закупок финансовый контроль носит смыслообразующий характер. Именно финансовый контроль является базисом данной системы.

Ключевые слова: финансовый контроль, система государственных и муниципальных закупок.

ROLE AND SPECIFICS OF FINANCIAL CONTROL IN THE PROCUREMENT SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Shishkina M.A.

Shishkina Maria Aleksandrovna - Master's Student, DEPARTMENT OF ECONOMICS AND ACCOUNTING TRANSBAIKAL STATE UNIVERSITY, CHITA

Abstract: the article is devoted to the consideration of theoretical approaches to defining the role and specifics of financial control in the procurement system of the Russian Federation. Both the system of state and municipal procurement and financial control over procurement are new mechanisms of relations in the financial-state sphere that need scientific understanding. Based on the analysis of scientific and regulatory sources, the article highlights the structural elements and determines that in the procurement system, financial control is semantic in nature. It is financial control that is the basis of this system. Keywords: financial control, system of state and municipal purchases.

УДК 347.4

Формирование системы государственных и муниципальных закупок в нашем государстве, как и во многих других, является шагом к преодолению коррупционных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.