Научная статья на тему 'Постнеклассическая модель маркетинга театрального искусства (на примере маркетинговой деятельности Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина)'

Постнеклассическая модель маркетинга театрального искусства (на примере маркетинговой деятельности Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
361
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ТЕАТРА / ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МАРКЕТИНГА / МАРКЕТИНГ / ТЕАТР / АРТ-МАРКЕТИНГ / MARKETING SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / MARKETING ANALYSIS OF THE THEATER / POST-NON-CLASSICAL MARKETING MODEL / MARKETING / THEATER / ART MARKETING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иванова Александра Викторовна, Бикбова Анастасия Михайловна,

В ходе исследования выявлена специфика и преимущества реализации постнеклассической модели маркетинга театральной деятельности в современных условиях. Приведены сильные и слабые стороны учреждения, а также рекомендации по устранению имеющихся недостатков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Post-non-classical marketing model of theatrical art (on the example of the marketing activities of the Krasnoyarsk Dramatic Theater named after AS Pushkin)

The study revealed the specifics and advantages of the implementation of the post-non-classical marketing model of theatrical activities in modern conditions. The strengths and weaknesses of the institution, as well as recommendations for addressing existing deficiencies are given.

Текст научной работы на тему «Постнеклассическая модель маркетинга театрального искусства (на примере маркетинговой деятельности Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина)»

Постнеклассическая модель маркетинга театрального искусства (на примере маркетинговой деятельности Красноярского драматического театра имени А.С.

Пушкина)

Post-non-classical marketing model of theatrical art (on the example of the marketing activities of the Krasnoyarsk Dramatic Theater named after AS Pushkin)

Иванова Александра Викторовна

Студент 3 курса Сибирский федеральный Университет Гуманитарный институт Свободный проспект, 82А, Красноярск e-mail: lazy1997@mail.ru

Ivanova Alexandra Viktorovna

Student 3 term Siberian Federal University Humanitarian Institute Free Avenue, 82A, Krasnoyarsk e-mail: lazy1997@mail.ru

Бикбова Анастасия Михайловна

Студент 3 курса Сибирский федеральный Университет Гуманитарный институт Свободный проспект, 82А, Красноярск e-mail: bikbova.n@yandex.ru

Bikbova Anastasia Mikhailovna

Student 3 term Siberian Federal University Humanitarian Institute Free Avenue, 82A, Krasnoyarsk e-mail: bikbova.n@yandex.ru

Научный руководитель Костылев Сергей Валерьевич

Гуманитарный институт пр. Свободный, 82А, корпус № 24 (А), ауд. А-452 e-mail: profikost@mail.ru

Scientific adviser Kostylev Sergey V.

Humanitarian Institute PR. Free, 82A, building № 24 (a), AUD. A-452.

e-mail: profikost@mail.ru

Аннотация.

В ходе исследования выявлена специфика и преимущества реализации постнеклассической модели маркетинга театральной деятельности в современных условиях. Приведены сильные и слабые стороны учреждения, а также рекомендации по устранению имеющихся недостатков.

Annotation.

The study revealed the specifics and advantages of the implementation of the post-non-classical marketing model of theatrical activities in modern conditions. The strengths and weaknesses of the institution, as well as recommendations for addressing existing deficiencies are given.

Ключевые слова: Маркетинг социально-культурной деятельности, маркетинговый анализ театра, постнеклассическая модель маркетинга, маркетинг, театр, арт-маркетинг.

Key words: Marketing socio-cultural activities, marketing analysis of the theater, post-non-classical marketing model, marketing, theater, art marketing.

Любая маркетинговая стратегия состоит из одних и тех же четырех компонентов: цены, продукта, места и продвижения. Успех маркетинга зависит от искусной сбалансированности этих компонентов. Применение маркетинговой деятельности в организациях сферы культуры имеет свою специфику. Потребитель получает в обмен на денежные средства продукт не только в форме услуги, но и конкретного товара (сувенирная продукция, брошюрки, проспекты), но в приоритете остается эстетическое и духовное удовольствие, которое реализуется в услугах.

Итак, традиционно выделяют 4 компонента, другими словами, концепция 4 P (маркетинг -микс):

- product (любой результат акта творчества, услуга или идея);

- price (цена, выражается в денежной стоимости, настоящая цена - та, которую готов заплатить потребитель);

- place (месторасположение, материально - техническая база, состояние самого помещения и т. д.);

- promotion (продвижение: реклама, пиар, стимулирования сбыта).

Современный рынок не стоит на месте, следовательно, чтобы быть конкурентоспособными и успешно продвигать свой товар на рынке услуг, современным социокультурным учреждениям необходимо постоянно совершенствовать механизмы маркетинга. Именно это и объясняет вливание в состав классической модели маркетинга 4P (маркетинг - микс) новые элементы, создавая структуры 5P,6P и наиболее распространенная модель среди учреждений культуры модель «8P» или «постнеклассическая модель маркетинга».

Используя концепцию академика В.С. Степина о трех типах рациональности, мы определяем постнеклассическую модель маркетинга, как синтез классических 4 компонентов: продукт, цена, место, продвижение и дополнительных 4 компонентов: физические доказательства, процесс, люди, партнеры, что в совокупности дает нам 8 компонентов, которые представляют собой ядро постнеклассической модели.

Новообразованная модель служит подспорьем для более глубокого и разностороннего анализа необходимого для разработки эффективных рекомендаций и выявления недочетов в реализации маркетинговой стратегии учреждений.

Согласно концепции развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года под театром понимается - организация, осуществляющая театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве, а также развития театрального искусства.

В качестве репрезентанта, для рассмотрения постнеклассической модели маркетинга театральной деятельности, нами был выбран Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина. Театр начинает свою историю с 1875 года. Создателем является антрепренёр А.Н. Егоров, который основал первую в Красноярске постоянную труппу. Директором театра является Петр Анатольевич Аникин.

Театр в 2011 году вошёл в 10-ку лучших провинциальных театров России по версии журнала «Forbes». С 2012 года по 2015 театр был реконструирован и сейчас он оборудован новейшей аппаратурой, световыми приборами и т.д.

Таблица 1. Постнеклассическая модель маркетинга театральной деятельности.

Классика Постнеклассика

Product (продукт) Классический репертуар («Три дня в деревне», «Дама ПиК», В спектаклях используют современные спецэффекты, авангардные и эпатажные

«Дядя Ваня. История одного выстрела»). спектакли с использованием нецензурной лексики и элементов 18+.

Price (цена) Способ приобретения билетов в стационарных кассах. Способ приобретения билетов дистанционно, с внедрением современных способов оплаты.

Place (место) Классическое здание со сценой и слабой материально-технической базой. Модернизированное и отреставрированное здание с оснащением по последнему слову техники, создание инклюзивной среды.

Promotion (продвижение) Афиши и баннеры. Продвижение в социальных сетях (Vkontakte, Instagram, Facebook, YouTube).

Physical evidence (физические доказательства) Данные параметры • многократный участник и лауреат фестиваля «Золотая маска»; • современный сайт с удобным интерфейсом; • призовые места в различных фестивалях и биеннале.

Process (процесс) характерны только для постнеклассической модели маркетинга Предоставление услуг: • прокат биноклей; • приобретение сертификатов разных номиналов.

People (люди) • прослеживается динамика роста посетителей; • большинство сотрудников имеют профильное образование в данной сфере и ежегодно проходят курсы повышения квалификации, тренинги.

Partners (партнеры) Партнерство с крупнейшими компаниями.

Для начала обратим наше внимание на продукты театра. Множество спектаклей проходит ежемесячно. Диверсификация культурного продукта (спектакли, театральная ночь, открытые чтения пьес и др.) безусловно, является плюсом учреждения. Театр ориентирован на разные слои населения, есть как детские, так и взрослые постановки.

Наряду с классическим репертуаром возникают авангардные и эпатажные постановки, которые вызывают неоднозначные эмоции у зрителей. На спектаклях, в рамках фестиваля современной драматургии "ДНК - Новый код", можно было наблюдать аншлаги. Этот фестиваль организовали специально, чтобы познакомить красноярских театралов с новой драматургией. Поэтому самыми ожидаемыми и самыми спорными стали пьесы, которые показали поздно вечером в программе "Запретный плод". Впервые актеры использовали инвективную лексику.

Таблица 2. Сравнение по годам количества спектаклей и посетителей.

Год Количество спектаклей Количество посетителей

2014 - 98 484

2015 - 121 600

2016 384 125 505

2017 419 133 041

Исходя из анализа таблиц, мы видим, что количество спектаклей и посетителей увеличилось, связано это в первую очередь с реконструкцией театра, он как внешне, так и внутренне стал привлекателен для посещения.

К сожалению, данных в открытом доступе за 2018 год нет, и мы не можем объективно оценивать ситуацию, связанную с увеличением спектаклей.

Если говорить об отзывах зрителей, то в основном они положительные, но присутствуют и негативные. Отрицательные эмоции посетители получают из-за форс-мажорных обстоятельств, например, о замене спектаклей, о которых не предупреждают заранее. Это является большим минусом театра, так как некоторые посетители остаются недовольными.

Также можно отметить грубое отношение со стороны персонала театра. Могут нагрубить в гардеробе или вовсе администраторы позволяют себе некорректные фразы в адрес зрителей. Например, когда женщина спросила, почему спектакль не заменили на тот же жанр, на который приобретались билеты, ответ был следующим «Для вас у нас комедий нет». Это также является минусом театра, который нужно искоренять.

К дополнительным услугам театра относится выдача биноклей, причём гардеробщицами отмечается, если взять бинокль, то можно будет одеться без очереди.

Также в театре можно приобрести сертификаты номиналом 500, 1000, 1500, 2000 и 3000 рублей. Но дополнительная информация о них отсутствует, можно только обратиться непосредственно в кассу, для предоставления полной информации.

Цены на билеты варьируются от 100 до 1300 рублей. Судя по тому, сколько средств тратится на оснащение театра, на перевозку костюмов в другие города и др., можно утверждать, что ценовая политика театра приемлема. Рассмотрим некоторые затраты театра за 2019 год.

Таблица 3. Затраты театра за 2019 год.

Наименование Период Цена, руб.

Выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту лифтов в здании Февраль 2019 1 500 000

Оказание услуги по перевозке театральных декораций, костюмов и реквизита театра по маршрутам: г. Красноярск - Москва, Москва - г. Красноярск грузовым автотранспортом Февраль 2019 1 500 000

Поставка ламп для осветительного оборудования Март 2019 1 700 000

Итого: - 4 700 000

Все данные, представленные в таблице, имеются на сайте единой информационной системы в сфере

закупок.

Реконструкция театра длилась с 2012 по 2015 годы. В общей сложности восстановление театра составило 1,4 млрд. рублей. Только выполнение работ по реконструкции объекта в августе 2014 года обошлось в 153 813 583 рубля.

Во время церемонии открытия зрителям представили новые технические возможности театра. В обновленном здании созданы все условия для комфортного пребывания зрителей - удобные гардеробные комнаты, просторный вестибюль на цокольном этаже, пандусы (Рисунок1) и специальные места для людей с ограниченными физическими возможностями (Рисунок2).

Рисунок 2. Специальные места для лиц с ОВЗ.

Пушкинский театр достаточно полноценно и интересно представлен в медиа-пространстве Красноярска и Красноярского края, в том числе благодаря развитым группам в социальных сетях «Вконтакте», «Фейсбуке» и Instagram, хорошо наполненному и современному сайту театра. Благодаря фестивалю ДНК и ярким премьерам, информация о нашем театре также ежегодно появляется и в федеральных СМИ.

Театр им. Пушкина активно сотрудничает со средствами массовой информации города и края. Постоянные партнеры, которые всегда делятся со своими читателями новостями - это журнал Стольник, порталы NewsLab и 2999999, «Культура24», Sibnovosti, newslab.

Делая рассылку по СМИ, они также ориентируются, прежде всего, на те издания, телеканалы и радиостанции, которые отметили в своих ответах зрители во время анкетирования, проведенного ими в 2016 году.

14 февраля в День всех влюбленных в социальных сетях театра, а также при информационной поддержке телеканала «Енисей», в программе «Утро на Енисее» прошел марафон признаний в любви от артистов Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина, где они в небольших видео-зарисовках читали стихи и прозу о любви, также делились своими личными историями и признаниями. В проекте приняли участие: Владимир Скробан, Ольга Белоброва, Стас Линецкий, Анасасия Малеванова, Алексей Попов, Галина Дьяконова, Борис Плоских

Согласно штатному расписанию, численность работников учреждения на 01.01.2018 г., составляет 221,5 единиц. За отчетный период по повышению квалификации были проведены мероприятия по обучению сотрудников на семинарах на общую сумму 298 800,00 руб.

Партнеры театра принимают участие в следующей деятельности:

• Банк ВТБ 24 в лице управляющего В.А Чумакова, ООО «Сибирь-Промышленные инвестиции» в лице директора И.В.Литвинова, при содействии члена политсовета партии «Единая Россия» Центрального района С.Б. Баймцвейгера помогают в организации традиционных благотворительных показов новогодних представлений для воспитанников детских домов не только Красноярска, но и Красноярского края.

• Ежегодно театр организует благотворительный показ новогоднего утренника для маленьких пациентов отделения онкологии и гематологии КГБУЗ «Красноярский краевой клинический центр охраны материнства и детства». В конце праздника, благодаря неравнодушным красноярцам и ПАО «НК «РОСНЕФТЬ»», все дети получили новогодние подарки из рук Деда Мороза и Снегурочки.

• При содействии Фонда Михаила Прохорова театр им. А.С.Пушкина с гастролями ежегодно, посещают ведущие театры России. А сам Театр им.А.С. Пушкина становится традиционной площадкой и принимает на своей сцене участников фестиваля «Театральный Синдром».

• В 2017-ом году театром были получены пожертвования от АО "Красноярское отделение 8646 ПАО Сбербанк в сумме 200 000,00 рублей, которые были направлены на приобретение реквизита для премьерного спектакля «Я.Другой.Такой.Страны».

Для обобщения информации представим вам SWOT-анализ.

Таблица 4. SWOT-анализ Красноярского драматического театра имени А.С. Пушкина.

Сильные стороны Слабые стороны

-единственный в г. Красноярске драматический театр; -доступные цены; -хорошо развитая МТБ; -театр приспособлен для посещения людьми с ОВЗ; -по данным отчетов количество посетителей постоянно растет; -заполняемость зала почти 100%; -театр отвечает современный требованиям; -есть буфет; -низкая заинтересованность сотрудников, выраженная в грубости; -плохой вид с балкона (не видно переднюю часть сцены); -плохая вентиляция в малом зале.

-возможна покупка билетов онлайн; -работают Заслуженные работники культуры России; -ежегодно гастролируют по России; -оснащено автоматической системой противопожарной защиты; -разнообразие жанров; -ориентация на все слои населения; -множество партнеров; -ведение страниц в социальных сетях; -в фойе театра проходят выставки; -есть «клуб друзей»; -активное использование фасада здания (баннеры); -удобное месторасположение.

Возможности Угрозы

-сотрудничество с зарубежными театрами; -возможность оборудования малого зала кондиционером; -возможность дополнения услуг (фотосессия и др.). -отток посетителей в театры других направлений; -отток посетителей по причине онлайн-трансляций в сети Интернет; -отток посетителей в кинотеатр «Синемапарк», т.к. в нем ежедневно проходят АртЛекторииВКино в более комфортабельном месте (диваны; кресла-реклайнеры).

Мы предлагаем следующие рекомендации:

1. В театре Пушкина существует проблема с расписанием спектаклей для детей. Они в 12 часов дня, что является не удобным. Маленькие дети в это время спят, а родители многие на работе. Возможно, имеет смысл перенести спектакли, либо на более раннее время, либо на более позднее.

2. В связи с тем, что в театре не развита и не внедрена система смс-оповещений о переносе или отмене спектаклей, на наш взгляд, имеет смысл создание базы с номерами телефонов зрителей, которые приобретают билеты, чтобы в случае отмены или переноса спектакля была возможность уведомить их смс- рассылкой.

3. Следует добавить информацию о подарочных сертификатах на сайт театра, так как о ней можно узнать только позвонив в кассу.

Список используемой литературы:

1. Единая информационная система в сфере закупок [Электронный ресурс] : закупки драматического театра. Режим доступа: 1Щр:///а|кирк1. gov.ru.

2. Копцева Н. П., Замараева Ю. С., Сертакова Е. А. Социокультурное исследование культурных потребностей жителей города Красноярска // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2011. - № 11. - С. 1577-1588.

3. Костылев С. В. Арт-менеджмент как комплексная система управленческой деятельности в области культуры, искусства и образования [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. - Режим доступа : http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11971.

4. Костылев С. В. Этическое пространство как система морально-ценностных отношений // Актуальные проблемы философии и социологии : Междунар. форум студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск, 2015. С. 129-134.

5. Красноярский драматический театр имени А.С. Пушкина [Электронный ресурс] : документация театра. - Режим доступа: http://new.sibdrama.ru.

6. Методология социально-культурной деятельности и современные социокультурные практики / Андреева А.В., Жуковская Л. Н., Костылев С. В. и др. - Красноярск: СФУ, 2014. - 128 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=550241.

7. Морозова О. Ф. Проблемы рефлексии и методологии социального управления / О. Ф. Морозова. -Москва : Изд. дом АТиСО, 2008. - 254 с.

8. О Концепции развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011 N 1019-р. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.